Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ АТТЕСТАЦИИ РАБОТНИКОВ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ'

ВОПРОСЫ АТТЕСТАЦИИ РАБОТНИКОВ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3467
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
работники / трудовая деятельность / оценка результатов трудовой деятельности / аттестация / квалификация / органы внутренних дел / employees / service activity / assessment of service activity result / attestation / qualification / bodies of interior

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Елена Владимировна Золотова

В статье рассматриваются вопросы аттестации работников системы МВД России. Анализируются нормативные правовые акты МВД России, определяющие процедуру аттестации. Определен круг лиц, подлежащих аттестации, уточнены категории работников, в отношении которых аттестация не проводится. Рассмотрена процедура проведения аттестации работников системы МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Certification issues for system employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation

The basic questions of the employees attestation in the system of the Ministry of the Interior ofthe Russian Federation are considered. Employees attestation in the system of the Ministry of the Interior of the Russian Federation is presented as the particular case of assess personal and service qualities of law enforcement agencies staff differing in peculiarities. The regulations constituting the legal basis to carry out attestation are analyzed, the attestation procedure is determined as well as the circle of persons to be attested and concerning which it is carried out and also categories of the employees who are not subject to attestation is defined.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ АТТЕСТАЦИИ РАБОТНИКОВ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ»

УДК 35.082.4 ББК 67.7

DOI 10.24411 /2312-0444-2021-1 -36-41

ВОПРОСЫ АТТЕСТАЦИИ РАБОТНИКОВ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ

Елена Владимировна ЗОЛОТОВА, помощник начальника Департамента государственной службы и кадров МВД России по правовой работе — начальник отдела нормативно-правового обеспечения

[email protected]

Научный руководитель: Е.В. Киричек, доктор юридических наук, доцент

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы аттестации работников системы МВД России. Анализируются нормативные правовые акты МВД России, определяющие процедуру аттестации. Определен круг лиц, подлежащих аттестации, уточнены категории работников, в отношении которых аттестация не проводится. Рассмотрена процедура проведения аттестации работников системы МВД России.

Ключевые слова: работники, трудовая деятельность, оценка результатов трудовой деятельности, аттестация, квалификация, органы внутренних дел.

Annotation. The basic questions of the employees attestation in the system of the Ministry of the Interior ofthe Russian Federation are considered. Employees attestation in the system of the Ministry of the Interior of the Russian Federation is presented as the particular case of assess personal and service qualities of law enforcement agencies staff differing in peculiarities. The regulations constituting the legal basis to carry out attestation are analyzed, the attestation procedure is determined as well as the circle of persons to be attested and concerning which it is carried out and also categories of the employees who are not subject to attestation is defined.

Keywords: employees, service activity, assessment of service activity result, attestation, qualification, bodies of interior.

Основу кадрового состава МВД России, его территориальных органов, подведомственных организаций и подразделений составляют граждане, проходящие государственную службу особого вида — службу в органах внутренних дел Российской Федерации. Учитывая данное обстоятельство, основное внимание в теоретических и практических ведомственных разработках уделяется вопросам прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, а также реализации сотрудниками своих служебных полномочий. Вместе с тем личный состав Министерства состоит не только из сотрудников, но также из федеральных государственных гражданских служащих и работников, осуществляющих свою деятельность в соответствии с трудовым законодательством. Причем долгое время лицами, относящимися к данным категориям, выполнялись в большей степени обеспечивающие функции.

Однако появление специального законодательства, реформирование государственной

службы в целом и МВД России, в частности, оптимизация численности личного состава органов внутренних дел, избавление полицейских служб от несвойственных им полномочий, а также передача в МВД России с 2016 г. функций упраздненных ФМС и ФСКН России сказались и на увеличении доли федеральных государственных гражданских служащих, а также работников системы МВД России и усилении их повседневной роли.

Так, в настоящее время в системе МВД России работает более 130 тыс. работников, в трудовые обязанности которых входит не только выполнение обеспечивающих функций, но и оказание государственных услуг.

Данное обстоятельство влечет за собой необходимость обновления и дополнения правовых основ трудовой деятельности в системе МВД России и формирования соответствующей правовой практики.

Одним из насущных вопросов, относящихся к работникам в такой же степени, как и к

№ 1/2021

сотрудникам, но отличающимся своей спецификой, является оценка результатов трудовой деятельности и уровня квалификации. В этой области трудовое законодательство аналогично законодательству о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и предполагает проведение в отношении работников такого вида оценки их деятельности, как аттестация.

Аттестация (attestatio) в переводе с латинского означает удостоверение, отзыв1. Аттестации работников в современном обществе отводится огромная роль. Так, именно аттестационные процедуры позволяют осуществлять качественный отбор профессионально подготовленных кадров.

Вместе с тем Трудовой кодекс Российской Федерации, регламентирующий трудовые правоотношения, в отличие от законодательства о государственной гражданской службе и об отдельных видах государственной службы, таких, как служба в органах внутренних дел, уголовно-исполнительной системе, военной службе, не определяет основания, порядок проведения аттестации работников. На указанное обстоятельство указывал ряд авторов, занимающихся проблемами проведения аттестации работников.

Так, Е.А. Юдина и А.Х. Комилов отмечают, что «несмотря на то, что аттестация работников предусмотрена нормативно-правовыми актами (только для некоторых категорий работников), детальную разработку в Трудовом кодексе РФ не получила»2.

Статьей 81 Трудового кодекса Российской Федерации право установления порядка проведения аттестации делегировано работодателю с учетом мнения представительного органа работников.

В течение долгих лет в органах внутренних дел Российской Федерации действовал приказ МВД России от 21 декабря 1992 г. № 467 «Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации работников системы МВД России» (далее — Положение)3, изданный в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе единой тарифной сетки» и постановлением Министерства труда Российской Федерации и Министерства юстиции Российской федерации от 23 октября 1992 г. № 27 «Об утверждении Основных положений о порядке проведения аттестации служащих учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании».

Вместе с тем нормативные правовые акты, положенные в основу Положения, утратили силу еще в 2000-х годах, что сделало практически невозможным применение указанного нормативного правового акта в системе МВД России.

В целях устранения правовой неопределенности в декабре 2019 г. в Министерстве издан приказ МВД России № 904, утверждающий Порядок проведения аттестации работников подразделений центрального аппарата МВД России, а также работников организаций, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации, замещающих должности, назначение на которые производится Министром внутренних дел Российской Федерации и заместителями Министра внутренних дел Российской Федерации (далее — Порядок)4.

Целью издания данного акта являлась необходимость урегулирования порядка оценки фактических результатов трудовой деятельности, личных и деловых качеств, квалификации работников.

В отличие от ранее действовавшего приказа Порядок распространяется на две категории работников органов внутренних дел:

1) на работников подразделений центрального аппарата МВД России;

2) на работников организаций, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации, замещающих должности, назначение на которые производится Министром внутренних дел Российской Федерации и заместителями Министра внутренних дел Российской Федерации (далее — организации).

В соответствии с Положением об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального казенного учреждения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 537, к полномочиям МВД России как органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, относится назначение руководителя федерального казенного учреждения и прекращение его полномочий. Таким образом, действующий нормативный правовой акт определяет процедуру проведения аттестации исключительно тех работников, работодателем для которых выступает Министерство внутренних дел Российской Федерации.

№ 1/2021

Порядком определено, что аттестация проводится в целях определения соответствия работника замещаемой должности и обеспечения его трудовых прав. В нем также отражены ее основные задачи, к которым отнесены оценка фактических результатов трудовой деятельности (выполняемых обязанностей), личных и деловых качеств, квалификации работника, его квалификационного уровня (разряда, категории) и определение необходимости в повышении квалификации работника.

Порядком установлен срок проведения очередной аттестации — один раз в пять лет. Указанный период для проведения очередной аттестации представляется оптимальным.

Так, в свое время еще Е.Ю. Забравная5 предлагала при разработке локального положения об аттестации взять за основу советское Положение о порядке проведения аттестации, утвержденное Постановлением ГКНТ СССР № 470, Госкомтруда СССР № 267 от 5 октября 1973 г.6, которым предусматривалось периодическое проведение аттестации — раз в три или пять лет

При этом автором указывалось, что слишком частое проведение аттестации может быть расценено судом как ухудшение положения работника по сравнению с трудовым законодательством.

Порядком при определении круга аттестуемых работников определены категории, не подлежащие аттестации.

К ним относятся:

■ работники, проработавшие в замещаемой должности менее одного года;

■ беременные женщины;

■ работники за пять лет до достижения возраста назначения страховой пенсии по старости и старше (далее — работники предпенсионного возраста).

Если наличие иммунитета от проведения аттестации двух первых категорий работников является традиционным, то выделение в отдельную категорию работников предпенсионного возраста стало новеллой.

В связи с проводимой в Российской Федерации пенсионной реформой государство сформировало для граждан указанной категории отдельные гарантии. Например, Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен новой статьей 1441, предусматривающей уголовную ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение лица, достигшего предпенсионного возраста.

Кроме того, разъяснено, что под предпенсионным возрастом понимается возрастной период продолжительностью до пяти лет, предшествующий назначению лицу страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.

Порядком по аналогии с сотрудниками органов внутренних дел для работников вводится отложенная аттестация для работников, находившихся в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

О выделении такого вида, как «отложенная аттестация», писала Н.И. Разуваева7, подразумевая аттестацию сотрудников органов внутренних дел женского пола, находившихся в отпуске по беременности и родам, а также сотрудников, находившихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, которые проходят аттестацию не ранее чем через один год после выхода из отпуска8.

Одновременно Порядок допускает возможность проведения внеочередной аттестации в отношении вышеуказанной категории работников на основании их заявления или письменного согласия при решении вопроса о назначении на должность, присвоении работнику квалификационного уровня (разряда, категории) при отсутствии у работника специальной подготовки или стажа работы, предусмотренных квалификационными требованиями.

Кроме того, внеочередная аттестация работника может проводиться при подтверждении соответствия квалификации работника замещаемой должности.

Порядком детально регламентирована процедура проведения аттестации, в частности, определено, какими комиссиями проводится аттестация работников.

В подразделениях центрального аппарата МВД России проведение аттестации возложено на созданные в них аттестационные комиссии, которые проводят аттестации в отношении своих работников. При этом на Центральную аттестационную комиссию МВД России возложены полномочия по проведению аттестации только работников организаций МВД России, назначение которых производится Министром и заместителями Министра.

Очередная аттестация работников проводится в соответствии с планами ее проведения, а внеочередная — в соответствии с решением Министра, заместителя Министра, начальника подразделения центрального аппарата МВД Рос-

№ 1/2021

сии (далее — уполномоченный руководитель), оформленного в виде резолюции на свободном от текста месте документа, содержащего сведения о наличии основания для ее проведения.

В целом процедура проведения аттестации работника, предусмотренная Порядком, схожа с процедурой аттестации сотрудников органов внутренних дел9 и предусматривает подготовку мотивированного отзыва, оформляемого в соответствии с рекомендуемым образцом. Аттестуемый сотрудник знакомится с отзывом под подпись, при невозможности ознакомления копия отзыва, а также сведения о дате, времени и месте проведения аттестации направляются аттестуемому сотруднику заказным письмом с уведомлением о вручении по месту его жительства (пребывания).

По общему правилу, аттестация проводится в присутствии аттестуемого сотрудника. По решению председателя аттестационной комиссии, а в его отсутствие заместителя председателя аттестационной комиссии аттестация может быть проведена в отсутствие аттестуемого сотрудника в случае повторной неявки без уважительных причин на заседание аттестационной комиссии работника, извещенного о дате, времени, месте проведения заседания, или на основании заявления работника.

Как нами уже отмечалось ранее, принцип объективности является основополагающим для оценки личных и деловых качеств работника10. Для обеспечения объективности проводимой оценки Порядком предусмотрена возможность представления работником в аттестационную комиссию дополнительных сведений о своей профессиональной деятельности, а также письменного заявления о своем несогласии с отзывом. При поступлении указанных документов председатель аттестационной комиссии вправе перенести аттестацию на более поздний срок.

В ходе проведения аттестации аттестационная комиссия:

■ рассматривает отзыв, аттестационный лист предыдущей аттестации работника и протокол заседания аттестационной комиссии (при наличии), а в случае поступления от работника дополнительных сведений и письменного заявления о своем несогласии с отзывом — указанные документы;

■ заслушивает работника по выполняемым должностным обязанностям (при проведении аттестации в присутствии работника);

■ члены аттестационной комиссии задают аттестуемому работнику вопросы, связанные с его трудовой деятельностью;

■ приглашаются начальники структурных подразделений для получения дополнительной информации о трудовой деятельности аттестуемых работников.

При принятии решения аттестационной комиссией учитываются личные и деловые качества работника, состояние его здоровья, необходимые для успешного выполнения трудовой функции, результаты деятельности и выполнения трудовой функции, квалификация работника, его знания, умения и навыки, опыт работы по замещаемой должности, сложность выполняемой работы, степень участия в решении поставленных перед аттестуемым задач.

Решение принимается открытым голосованием в отсутствие аттестуемого работника в день проведения аттестации в присутствии не менее двух третей членов аттестационной комиссии.

Результаты голосования определяются большинством голосов присутствующих членов аттестационной комиссии, после чего комиссия принимает одно из следующих решений:

1) работник соответствует замещаемой должности;

2) работник соответствует замещаемой должности при условии выполнения рекомендаций аттестационной комиссии, в том числе при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;

3) работник не соответствует замещаемой должности;

4) рекомендовать работника, не имеющего специальной подготовки или стажа работы, к назначению на должность, присвоению квалификационного уровня (разряда, категории);

5) не рекомендовать работника, не имеющего специальной подготовки или стажа работы, к назначению на должность, присвоению квалификационного уровня (разряда, категории);

6) рекомендовать к понижению квалификационного уровня (разряда, категории) работника.

Вместе с тем новеллой действующего Порядка является нормативное закрепление определения результатов в различных случаях. Так, при равенстве голосов по вопросу соответствия работника замещаемой должности работник признается соответствующим замещаемой должности.

№ 1/2021

При равенстве голосов по одной из рекомендаций, указанной в пунктах 4 — 6 настоящей статьи, принимается рекомендация, за которую проголосовал председатель аттестационной комиссии.

Решение аттестационной комиссии вносится в протокол заседания аттестационной комиссии, подписывается всеми членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в ее заседании, и заносится в аттестационный лист.

Аттестационный лист подписывается председателем аттестационной комиссии, а в его отсутствие — заместителем председателя аттестационной комиссии.

Протокол заседания аттестационной комиссии, отзыв и аттестационный лист передаются секретарем аттестационной комиссии в кадровое подразделении, которое в пятидневный срок знакомит аттестуемого работника с аттестационным листом.

В случае отказа работника от ознакомления с аттестационным листом составляется соответствующий акт, а при невозможности такого ознакомления — направляется по месту жительства (пребывания) заказным письмом с уведомлением о вручении.

Материалы по результатам проведения аттестационной комиссии в 10-дневный срок представляются уполномоченному руководителю, которым принимается одно из следующих решений:

■ о продолжении замещения работником должности;

■ о направлении работника на профессиональную переподготовку или повышение квалификации;

■ о присвоении квалификационного уровня (разряда, категории);

■ о переводе работника с его согласия на другую должность;

■ о расторжении трудового договора по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации, при условии невозможности перевода работника с его согласия на другую должность;

■ о понижении квалификационного уровня (разряда, категории) работника.

Таким образом, в настоящее время в Министерстве внутренних дел Российской Федерации заложена нормативная основа для оценки результатов трудовой деятельности работников, их личных и деловых качеств.

Однако, учитывая ограниченный круг действия Порядка, представляется необходимым:

1. Внесение изменений, наделяющих полномочиями по аттестации работников аттестационных комиссий:

1.1. В приказ МВД России от 2 июля 2013 г. № 500 «Об утверждении Положения о Центральной аттестационной комиссии МВД России».

1.2. В положения об аттестационных комиссиях подразделений центрального аппарата МВД России;

2. Разработка территориальными органами МВД России, образовательными, научными, медицинскими (в том числе санаторно-курортными) организациями системы МВД России, окружными управлениями материально-технического снабжения системы МВД России, а также иными организациями, созданными для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, правовых актов, регламентирующих порядок проведения аттестации своих работников.

Указанные меры позволят на должном уровне реализовать в органах внутренних дел основные цели аттестации:

■ административные — решение вопроса о повышении, переводе работника, прекращении трудового договора;

■ информационные — информирование работника о его квалификации, качестве и результатах труда;

■ мотивационные — присвоение квалификационного уровня (разряда, категории), перевод на вышестоящую должность.

Кроме того, оптимизация системы аттестации работников позволит осуществить анализ качества выполняемой работы, обеспечить органы внутренних дел квалифицированными работниками, способными на высоком профессиональном уровне решать поставленные перед органами внутренних дел задачи, повысить эффективность и результативность их деятельности, принять меры по мотивации и соблюдению трудовых прав работников.

1 Барихин A.B. Большой юридический энциклопедический словарь. М.: Кн. мир, 2010. С. 32.

2 Юдина E.A., Комилов A.X. Проблемы правового регулирования в сфере проведения аттестации / / Юридические науки: проблемы и перспективы: Матер. II Меж-дунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2014). С. 71 — 73.

3 Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации работников системы МВД России: Приказ

№ 1/2021

МВД России от 21.12.1992 г. № 467 // СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения: 23.04.2020)

4 Порядок проведения аттестации работников подразделений центрального аппарата МВД России, а также работников организаций, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации, замещающих должности, назначение на которые производится Министром внутренних дел Российской Федерации и заместителями Министра внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России от 04.12.2019 г. № 904 // СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения: 23.04.2020)

5 Забравная Е.Ю. Аттестуем работников на профпригодность // Главная книга. 2011. № 22. С. 18—23.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 Положение о порядке проведения аттестации: Постановление от 05.10.1973 г. ГКНТ СССР № 470, Госкомтруда СССР № 267 // СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения: 26.04.2020)

7 Разуваева Н.И. Подбор и аттестация кадров органов внутренних дел (административно-правовые и организационные аспекты): Дис. ... канд. юрид. наук. Воронеж, 2014. С. 153.

8 См.: Часть 2 ст. 33 Федерального закона от 30.11.2011 г. № 342 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения: 26.04.2020)

9 Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федера-

ции: Приказ МВД России от 01.02.2018 г. № 50 // СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения: 26.04.2020) 10 Золотова Е.В. Принципы аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации / / Юрид. техника. 2020. № 14. С. 580.

Библиографический список

1. Барихин А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь. М.: Кн. мир, 2010.

2. Забравная Е.Ю. Аттестуем работников на профпригодность // Главная книга. 2011. № 22. С. 18—23.

3. Золотова Е.В. Принципы аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации // Юрид. техника. 2020. № 14.

4. Разуваева Н.И. Подбор и аттестация кадров органов внутренних дел (административно-правовые и организационные аспекты): Дис. ... канд. юрид. наук. Воронеж, 2014.

5. Юдина ЕА., Комилов А.Х. Проблемы правового регулирования в сфере проведения аттестации // Юридические науки: проблемы и перспективы: Матер. II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2014).

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Криминология: Учеб. пособие. 5-е изд. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Гриф МНИЦ судебной экспертизы и исследований / Под ред. С.В. Иванцова, Е.А. Антоняна [Я.Л. Алиев и др.]

ISBN: 978-5-238-03433-1

Рассматриваются преступность как социально-правовое явление, причины и условия ее возникновения, особенности личности преступника, а также механизмы совершения конкретных преступлений.

Наряду с общими вопросами, касающимися преступности в целом, по-дробно изложены криминологические особенности и меры предупреждения корыстной, насильственной, организованной, рецидивной, профессиональной, неосторожной преступности, преступности в сфере экономической деятельности, преступности несовершеннолетних и женщин.

Пособие в значительной степени может облегчить процесс усвоения основополагающих знаний по дисциплине. В предельно сжатые сроки студенты могут проверить свои знания по наиболее важным учебным вопросам благодаря тесту, представленному в конце пособия, и, воспользовавшись словарем криминологических терминов и понятий, расширить свой собственный криминологический тезаурус.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.