Научная статья на тему 'Вопрос потребления в концепции циркулярной экономики'

Вопрос потребления в концепции циркулярной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
358
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
циркулярная экономика / экология / устойчивое развитие / потребление. / circular economy / consumption / ecology / sustainable development / recycling

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А А. Григорян

Одна из самых популярных на сегодняшний день экономических концепций, а именно циркулярная экономика, имеет ряд пробелов. В данной статье основное внимание уделяется проблеме потребления, достаточно новому направлению в исследованиях по указанной теме, и анализируется популярность концепции в мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSUMPTION IN THE CIRCULAR ECONOMY CONCEPT

Circular economy is one of the most popular economic concepts today, but it has a number of gaps. This article focuses on the consumption problem, a fairly new direction in research on this topic, and analyzes the popularity of the concept in the world.

Текст научной работы на тему «Вопрос потребления в концепции циркулярной экономики»

ВОПРОС ПОТРЕБЛЕНИЯ В КОНЦЕПЦИИ ЦИРКУЛЯРНОЙ ЭКОНОМИКИ А.А. Григорян, аналитик

Балтийский федеральный университет им. И. Канта (Россия, г. Калининград)

DOI: 10.24411/2500-1000-2018-10033

Аннотация: Одна из самых популярных на сегодняшний день экономических концепций, а именно циркулярная экономика, имеет ряд пробелов. В данной статье основное внимание уделяется проблеме потребления, достаточно новому направлению в исследованиях по указанной теме, и анализируется популярность концепции в мире.

Ключевые слова: циркулярная экономика, экология, устойчивое развитие, потребление.

Циркулярная экономика - актуальная концепция, которой интересуются не только в академической, но и в политической среде. Ее активное развитие связано, в первую очередь, с ухудшающейся экологической ситуацией во всем мире и необходимостью отказаться от «линейной» экономики, подразумевающей экономический рост при неограниченном использовании природных ресурсов.

Переход к циркулярной экономике - это огромная возможность трансформировать нашу экономику и сделать ее более устойчивой, способствовать достижению климатических целей, сохранить мировые ресурсы, создать новые рабочие места и конкурентные преимущества для стран, внедряющих ее. Однако не все аспекты вышеуказанной концепции на сегодняшний день полностью изучены: существуют пробелы, которые еще только предстоит заполнить, поэтому к трансформации такого рода следует подойти очень внимательно. И хотя при развитие циркулярной экономики социальному вопросу уделяется наименьшее внимание, игнорирование именно экономического характера концепции может снизить ее потенциальные экологические выгоды и вызвать эффект «отскока»: более эффективное использование материалов может вызвать снижение цены и тем самым увеличить уровень производства, таким образом, экологические выгоды в значительной степени компенсируются экономическим ростом [1].

Определенные исследования также подтверждают, что «рециклинг» (повторное

использование) не всегда уменьшает экологическое давление на окружающую среду [2]. Таким образом, циркулярная экономика не должная влиять на совокупный спрос на товары, т.е. необходимо особое внимание уделить потреблению в рамках рассматриваемой концепции.

На данный момент существует 95 различных определений циркулярной экономики и только 19% из них включают понятие потребления [3]. Так один из исследователей подчеркивает, что циркулярная экономика влечет за собой «переосмысление потребления», а другой упоминает потребительскую перспективу [4, 5]. Ghisellini и др. отмечают, что поощрение ответственности потребителей имеет решающее значение для развития концепции [6].

Изучая потребление в рамках циркулярной экономики, исследователи рассматривают 3 основных вопроса:

1) во-первых анализируются восприятие, факторы, типология и инициативы, стимулирующие принятие циркулярных решений потребителями;

2) второй вопрос относится к сущности/характеру, значениям и динамике потребления;

3) третий вопрос касается интеграции потребителей в процесс проектирования/дизайна [7].

Как отмечают Kirchherr и др., отсутствие интереса и осведомленности потребителей является основным препятствием на пути перехода к циркулярной экономике. [8] Это подчеркивается не только в акаде-

мических кругах, но и среди практиков концепции: так на первом «Всемирном форуме по циркулярной экономике», который проходил в 2017 году в Хельсинки, спикерами неоднократно поднималась тема образования, как один из важнейших элементов реализации концепции.

Наблюдая за тенденциями освещения темы в средствах массовой информации можно выяснить насколько активно, тема обсуждается в политике, исследованиях и бизнесе. Таким образом, проанализировав количество новостных статей по вопросу циркулярной экономики в электронных средствах массовой информации мы определим не только в каких странах мира концепция популярна, но и в каких из них выше шанс осведомленности потребителей. На рисунке 1 представлены топ 10 стран.

Согласно статистическим данным лидером во всем мире является Китай (около 240000), за ним следуют США (более 17000). Далее наиболее осведомленными являются жители Европейского союза, это объясняется тем, что на его уровне принята стратегия развития циркулярной экономики. Неудивительно, что в ЕС лидирующие позиции занимают такие крупные страны, как Испания, Германия, Франция и Италия (более 6000).

Концепция циркулярной экономики также популярна в таких странах как Канада (1220), Бразилия (871), Индия (754), Швейцария (720), Аргентина (475), Австралия (375), ЮАР (349), Сингапур (322), Мексика (316), Япония (262) и Новая Зеландия (256).

Китай ■ США Испания ■ Германия ■ Франция ■ Италия Нидерланды Англия Финляндия ■ Бельгия

(количество новостных статей)

Рис. 1. Топ 10 стран мира по популярности ЦЭ [9]

Но для того, чтобы по-настоящему процветать, циркулярная экономика должна стать частью более масштабных усилий по

борьбе с экономическим ростом и расточительным потреблением.

Библиографический список

1. Zink, T., Geyer, R., 2017. Circular Economy Rebound. J. Ind. Ecol. 21, 593-602.

2. Makov T and Font Vivanco D (2018) Does the Circular Economy Grow the Pie? The Case of Rebound Effects from Smartphone Reuse. Front. Energy Res. 6:39.

3. Kirchherr, J.; Reike, D.; Hekkert, M. Conceptualizing the circular economy: An analysis of 114 definitions. Resour. Conserv. Recycl. 2017, 127, 221-232.

4. Moreau, V., et al., 2017. Coming full circle: why social and institutional dimensions' matter for the circular economy. J. Ind. Ecol. 21 (3), 497-506.

5. Van Buren, N., Demmers, M., van der Heijden, R., & Witlox, F. (2016). Towards a Circular Economy: The Role of Dutch Logistics Industries and Governments. Sustainability, 8(7), 647.

6. Ghisellini, P., Cialani, C., Ulgiati, S., 2016. A review on circular economy: the expected transition to a balanced interplay of environmental and economic systems. J. Clean. Prod. 114, 11-32.

7. Camacho-Otero, J.; Boks, C.; Pettersen, I.N. Consumption in the Circular Economy: A Literature Review. Sustainability 2018, 10, 2758.

8. Kirchherr, J.; Hekkert, M.; Bour, R.; Huibrechtse-Truijens, A.; Kostense-Smit, E.; Muller, J. Breaking the Barriers to the Circular Economy; Utrecht University: Utrecht, The Netherlands, 2017.

9. https://ec.europa.eu/environment/ecoap/indicators/societal-behaviours en

CONSUMPTION IN THE CIRCULAR ECONOMY CONCEPT

A.A. Grigoryan, analyst

Immanuel Kant Baltic federal university

(Russia, Kaliningrad)

Abstract. Circular economy is one of the most popular economic concepts today, but it has a number of gaps. This article focuses on the consumption problem, a fairly new direction in research on this topic, and analyzes the popularity of the concept in the world.

Keywords: circular economy, consumption, ecology, sustainable development, recycling.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.