ISSN 2311-9411 (Online) Вопрос - ответ
ISSN 2079-6714 (Print)
Материал подготовлен специалистами
Центра методологии бухгалтерского учета и налогообложения
Вопрос. Как отразить в учете организации -заимодавца предоставление беспроцентного займа работнику? Заем предоставлен в сумме 100 000руб. сроком на 12 месяцев. По истечении срока действия договора заем возвращен работником.
Ответ
Бухгалтерский учет
Учитывая вступление с 01.01.2013 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», следует отметить, что до утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных Законом № 402-ФЗ, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и Банком России до дня вступления в силу Закона № 402-ФЗ.
В силу пункта 2 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).
Пункт 3 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации»ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н.указывает, что не признаются доходами организации поступления от других юридических и физических лиц в погашение кредита, займа, предоставленного заемщику.
Соответственно, денежные средства, переданные заемщику по договору займа, а также возвращенные заемщиком, в бухгалтерском учете не признаются расходами и доходами организации
В бухгалтерском учете сумма займа, предоставленного работнику, отражается по дебету счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 73.1 «Расчеты по
предоставленным займам», и кредиту счета 50 «Касса» либо кредиту счета 51 «Расчетные счета» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н).
Налоговый учет
Налог на прибыль
В силу подпункта 10 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств или иного имущества, которые получены по договорам кредита или займа (иных аналогичных средств или иного имущества независимо от формы оформления заимствований, включая ценные бумаги по долговым обязательствам), а также средств или иного имущества, которые получены в счет погашения таких заимствований.
Согласно пункту 12 статьи 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде средств или иного имущества, которые переданы по договорам кредита или займа (иных аналогичных средств или иного имущества независимо от формы оформления заимствований, включая долговые ценные бумаги), а также в виде средств или иного имущества, которые направлены в погашение таких заимствований.
Таким образом, переданные (полученные в погашение) по договору займа денежные средства не учитываются в составе расходов (доходов) при исчислении налога
НДФЛ
В соответствии с пунктом 1 статьи 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами
Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ.
Как установлено статьей 41 НК РФ, в соответствии с НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций» НК РФ.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 212 НК РФ доходом налогоплательщика является
материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами,
полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 223 НК РФ если иное не предусмотрено пунктами 2-5 данной статьи, дата фактического получения дохода определяется как день уплаты
налогоплательщиком процентов по полученным заемным (кредитным) средствам, приобретения товаров (работ, услуг), приобретения ценных бумаг - при получении доходов в виде материальной выгоды.
По мнению Минфина России, в таком случае фактической датой получения дохода следует считать дату возврата заемных средств (см. письма от 15.07.2014 № 03-04-06/34520, 26.03.2013 № 03-04-05/4-282, от 25.12.2012 № 03-04-06/3-366).
Согласно пункту 1 статьи 226 НК РФ российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 данной статьи, обязаны исчислить,
удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Налог с доходов адвокатов исчисляется, удерживается и уплачивается коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро и юридическими консультациями.
Таким образом, материальная выгода от экономии на процентах за пользование заемными средствами для работника является доходом, облагаемым НДФЛ
Организация-заимодавец, предоставившая
беспроцентный заем работнику, является налоговым агентом и обязана исчислить, удержать и уплатить в бюджет сумму НДФЛ
Проводки
Бухгалтерская запись на дату предоставления займа: Дебет счета 73.1 Кредит счета 50 (51) -
предоставлен заем работнику организации (расходный кассовый ордер, выписка банка по расчетному счету)
Бухгалтерские записи на дату возврата займа: Дебет счета 50 (51) Кредит счета 73.1 - отражен возврат займа работником (договор займа, приходный кассовый ордер, выписка банка по расчетному счету).
Дебет счета 70 Кредит счета 68 - удержан НДФЛ с полученной работником материальной выгоды (регистр налогового учета: налоговая карточка).
Заключение
Операции по выдаче беспроцентного займа работнику необходимо отражать в бухгалтерском и налоговом учете с учетом рекомендаций, приведенных выше.
Вопрос. Как отражается в учете управляющей организации перевыставление жильцам расходов на общедомовые нужды?
Ответ
Бухгалтерский учет
Учитывая вступление с 01.01.2013 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», следует отметить, что до утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных Законом № 402-ФЗ,
применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и Банком России до дня вступления в силу Закона № 402-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного
специализированного потребительского
кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Руководствуясь приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению», отражение стоимости затрат на общедомовые нужды производится по дебету счета 20 «Основное производство» в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Начисление суммы затрат на общедомовые нужды жильцам производится по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», в корреспонденции с кредитом счета 90.1 «Продажи».
Списание суммы затрат на общедомовые нужды производится по дебету счета 90.2 «Себестоимость продаж», в корреспонденции с кредитом счета 20 «Основное производство».
Получение оплаты затрат на общедомовые нужды от жильцов производится по дебету счета 51 «Расчетные счета», в корреспонденции с кредитом счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Налоговый учет
НДС
В соответствии с подпунктами 29 и 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на
территории Российской Федерации реализация коммунальных услуг, предоставляемых
управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными
налогоплательщиками у организаций
коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций; и реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых
(оказываемых) управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищностроительными, жилищными или иными специализированными потребительскими
кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме указанными
налогоплательщиками у организаций и индивидуальных предпринимателей,
непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).
Соответственно, перевыставление жильцам расходов на общедомовые нужды не облагается НДС.
Налог на прибыль организаций
В соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств собственников помещений в многоквартирных домах, поступающих на счета осуществляющих управление многоквартирными домами
товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов и иных специализированных потребительских
кооперативов, управляющих организаций, а также на счета специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, и созданы в соответствии
с Жилищным кодексом Российской Федерации, на финансирование проведения ремонта,
капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.
То есть, при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются средства, поступающие управляющей организации на проведение капитального ремонта. При этом управляющая организация обязана вести раздельный учет средств, поступающих для целей проведения ремонта и раздельный учет средств, поступающих на иные общедомовые нужды. Налог на прибыль организаций рассчитывается и уплачивается в общем порядке для средств, которые поступили для целей, отличных от проведения ремонта по правилам главы 25 НК РФ.
Проводки
Дебет счета 20 Кредит счета 61 -
отражена стоимость затрат на общедомовые нужды (первичный документ: счета за услуги);
Дебет счета 62 Кредит счета 90.1 - начислена сумма затрат на общедомовые нужды жильцам (первичный документ: счета за услуги);
Дебет счета 90.2 Кредит счета 20 - списана сумма затрат на общедомовые нужды (первичный документ: бухгалтерская справка);
Дебет счета 51 Кредит счета 62 - получена оплата затрат на общедомовые нужды от жильцов (первичный документ: бухгалтерская справка).
Заключение
В бухгалтерском и налоговом учете управляющей организации перевыставление жильцам расходов на общедомовые нужды необходимо отражать с учетом рекомендаций, приведенных выше.
Вопрос. Как нужно проводить инвентаризацию расчетов? Как отразить в учете результаты инвентаризации?
Ответ
Бухгалтерский учет
Согласно пункту 3.44 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49 (далее - Методические указания № 49), инвентаризация расчетов заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета.
В соответствии с пунктом 3.48 Методических указаний № 49 целями инвентаризации расчетов также является установление:
а) правильности расчетов с банками, финансовыми, налоговыми органами, внебюджетными фондами, другими организациями, а также со структурными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы;
б) правильности и обоснованности числящейся в бухгалтерском учете суммы задолженности по недостачам и хищениям;
в) правильности и обоснованности сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.
Пункты 3.45-3.48 устанавливают обязанность по проверке дебетовых остатков на следующих счетах:
— 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
— 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;
— 68 «Расчеты по налогам и сборам»;
— 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;
— 71 «Расчеты с подотчетными лицами»;
— 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»;
— 75 «Расчеты с учредителями»;
— 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Соответственно необходимо проверить и кредитовые остатки на следующих счетах:
— 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
— 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;
— 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»;
— 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»;
— 68 «Расчеты по налогам и сборам»;
— 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;
— 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;
— 71 «Расчеты с подотчетными лицами»;
— 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»;
— 75 «Расчеты с учредителями»;
— 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
В письме Минфина России от 09.01.2013 № 07-0218/01 было указано, что в соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» отчетным годом является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно, следовательно, инвентаризация обязательств должна проводиться по состоянию на 31 декабря включительно.
Состояние расчетов проверяется по каждому дебитору и кредитору отдельно.
В целях проведения инвентаризации возможно подписание актов сверок расчетов с контрагентами.
Так как в соответствии с подпунктом «в» пункта 3.48 Методических указаний № 49 целью проведения инвентаризации является
установление сумм задолженности, по которым истекает срок исковой давности, обращаем внимание на то, что подписание акта сверки расчетов прерывает срок исковой давности (статья 203 ГК РФ).
Пункт 74 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н гласит, что отражаемые в бухгалтерской отчетности суммы по расчетам с банками, бюджетом должны быть согласованы с соответствующими организациями и тождественны.
Следовательно, налогоплательщик обязан провести сверку расчетов с указанными субъектами.
Приказом ФНС России от 20.08.2007 № ММ-3-25/494@ «Об утверждении формы Акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам» утверждена форма 1160070 для проведения сверки расчетов.
Результаты инвентаризации отражаются в справке, которая является основой для акта
инвентаризации, который составляется в двух экземплярах. Оба подписываются
инвентаризационной комиссией, один остается ей же, второй передается в бухгалтерию.
Форма акта (форма № ИНВ-17) установлена постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации».
Обращаем внимание на то, что в соответствии с пунктом 4 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.
Следовательно, форма акта инвентаризации должна быть утверждена организацией самостоятельно.
Заключение
Отображать в бухгалтерском и налоговом учете проведение и результат инвентаризации расчетов следует в соответствии с вышеприведенными рекомендациями.
Вопрос. Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете затраты на сертификацию выпускаемой продукции?
Ответ
Гражданско-правовые отношения
Согласно положениям статьи 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Закон № 184-ФЗ) сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона № 184-ФЗ подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер.
Пункт 2 статьи 20 Закона № 184-ФЗ гласит, что добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.
Пункт 3 статьи 20 Закона № 184-ФЗ закрепляет возможность проведения обязательной
сертификации.
В то же время, учитывая положения пункта 1 статьи 21 и пункта 1 статьи 25 Закона № 184-ФЗ, и добровольное и обязательная сертификация предполагает заключение договора заявителя с органом сертификации.
Следовательно, гражданско-правовые отношения в обоих случаях одинаковы.
Бухгалтерский учет
Согласно пункту 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе в соответствии с условиями признания активов, установленными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида.
Таким образом, действующими ПБУ не предусмотрено признание затрат на сертификацию выпускаемой продукции как какого-либо актива.
Однако в письме Минфина России от 12.01.2012 № 07-02-06/5 было указано, что затраты, относящиеся к следующим отчетным периодам, которые не соответствуют условиям признания определенного актива, отражаются в бухгалтерском балансе как расходы будущих периодов и подлежат списанию путем их обоснованного распределения между отчетными периодами в порядке, установленном организацией, в течение периода, к которому они относятся.
Таким образом, организация имеет возможность самостоятельно установить в своей учетной политике правило о том, что при учете расходов на сертификацию выпускаемой продукции необходимо предварительно учесть затраты на данную операцию в качестве расхода будущих периодов и признавать их равномерно в составе расходов в течение срока действия сертификата.
Как следует из пунктов 5, 7, 18 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н расходы по
добровольной сертификации производятся с целью повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции и признаются расходами по обычным видам деятельности в составе коммерческих расходов.
Согласно пункту 19 ПБУ 10/99 списание расходов производится равномерно со счета 97 по кредиту в дебет счета 44 «Расходы на продажу».
Налоговый учет
НДС
В соответствии с правилами пунктов 1, 2 статьи 171, пункта 1 статьи 172 НК РФ у заявителя есть возможность принять НДС к вычету при наличии счета-фактуры и первичных документов, подтверждающих реальность операции.
Предъявленные суммы НДС отражаются по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» в корреспонденции с кредитом счета 60. Принятие к вычету сумм НДС отражается по кредиту счета 19 в корреспонденции с дебетом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».
Налог на прибыль организации
Пункт 1 статьи 252 НК РФ устанавливает, что расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные)
налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные
документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Минфин России в письме от 25.09.2007 № 03-0306/4/137 указал, что расходы на проведение добровольной сертификации алкогольной и другой продукции (работ, услуг) учитываются для целей налогообложения прибыли при условии, что указанная экспертиза проводится в форме подтверждения соответствия в порядке, установленном Законом № 184-ФЗ.
Аналогичный вывод сделан и в отношении обязательной сертификации продукции в письме Минфина России от 06.10.2011 № 03-03-06/1/635, в котором было указано, что затраты заявителя на обязательное подтверждение соответствия продукции, проводимое в формах принятия декларации о соответствии или обязательной сертификации в порядке, установленном Федеральным законом № 184-ФЗ, подлежат включению в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, и уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организаций.
Исходя из положений абзаца 3 пункта 1 статьи 272 НК РФ и позиции Минфина России, выраженной в письме от 06.10.2011 № 03-03-06/1/635, понесенные налогоплательщиком расходы на сертификацию включаются в состав расходов равномерно в течение срока действия декларации о соответствии или сертификата соответствия, в течение срока годности или срока службы продукции, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Проводки
Дебет счета 97 Кредит счета 43 - списана стоимость готовой продукции, переданной для проведения сертификации (первичный документ -накладная на отпуск продукции);
Дебет счета 97 Кредит счета 60 - стоимость работ на проведение сертификации отражена в составе расходов будущих периодов (первичные документы: сертификат соответствия, бухгалтерская справка-расчет);
Дебет счета 19 Кредит счета 60 - отражена сумма «входного» НДС (первичный документ -счет-фактура);
Дебет счета 68 Кредит счета 19 - сумма «входного» НДС принята к вычету (первичный документ - счет-фактура);
Дебет счета 60 Кредит счета 51 - перечислена плата за проведение работ по сертификации
(первичный документ - выписка банка по расчетному счету).
Ежемесячно в течение срока действия сертификата:
Дебет счета 44 Кредит счета 97 - расходы по сертификации отражены в составе коммерческих расходов (первичный документ - бухгалтерская справка-расчет).
Заключение
Операции по учету затрат на сертификацию выпускаемой продукции необходимо отражать в бухгалтерском и налоговом учете с учетом рекомендаций, приведенных выше.
Вопрос. Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете расходы на утилизацию продукции с истекшим сроком годности?
Ответ
Согласно пункту 5 статьи 5 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» продажа товара (выполнение работы) по истечении установленного срока годности, а также товара (выполнение работы), на который должен быть установлен срок годности, но он не установлен, запрещается.
Бухгалтерский учет
Пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон № 402-ФЗ) устанавливает, что каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Закона № 402-ФЗ обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:
1) наименование документа;
2) дата составления документа;
3) наименование экономического субъекта, составившего документ;
4) содержание факта хозяйственной жизни;
5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за
ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;
7) подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 статьи 9 Закона № 402-ФЗ, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Следовательно, изъятие продукции с истекшим сроком годности из оборота должно быть документально оформлено.
В действующем законодательстве отсутствует специальная форма для отражения факта списания и утилизации просроченной продукции.
Таким образом, организация имеет право самостоятельно установить форму таких документов. В то же время указанные формы должны отвечать требованиям пункта 2 статьи 9 Закона № 402-ФЗ.
Изъятие из оборота указанных товаров организация может оформить актом о порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей по форме ТОРГ-15, которая утверждена постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 13.
Указанный акт составляется в 3-х экземплярах и подписывается руководителем.
Считаем, что при выявлении продукции с истекшим сроком годности надлежит составить акт с указанием наименования, количества и места хранения продукции. В связи с тем, что при утилизации продукции происходит ее переход к третьему лицу, данная операция оформляется как продажа с помощью накладных и актов приема-передачи.
Согласно положениям пункта 2 статьи 3 Закона № 29-ФЗ и пунктов 2 и 3 «Положения о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении», утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 сентября 1997 г. № 1263 для решения вопроса об утилизации необходимо провести экспертизу.
Согласно пунктам 4, 11, 16 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н, затраты организации, осуществляющей розничную продажу продуктов питания, на утилизацию продукции с истекшим сроком годности, признаются прочими расходами.
Данный вывод основан на том факте, что указанная продукция более не может быть использована по назначению в целях реализации.
В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, данные расходы отражаются по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91.2 «Прочие расходы», который корреспондирует со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Налоговый учет
Исходя из положений подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ, утилизация продукции с истекшим сроком годности может быть учтена при расчете налога на прибыль в составе прочих расходов на основании.
Данный вывод согласуется с официальной позицией, высказанной в письмах Минфина России от 26 июня 2013 г. № 03-03-06/1/24154, от 10 декабря 2012 г. № 03-03-06/1/711 и от 10 сентября 2012 г. № 03-03-06/1/477.
НДС
Согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) для совершения операций, признаваемых объектами налогообложения.
Следовательно, суммы НДС, принятые налогоплательщиком к вычету по товарам, приобретенным для совершения операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, но не использованным для указанных операций, должны быть восстановлены и уплачены в бюджет.
Согласно официальной позиции, отраженной в письме Минфина России от 04.07.2011 № 03-0306/1/387, суммы налога на добавленную стоимость, ранее правомерно принятые к вычету по товарам, списываемым в связи с истечением срока годности, недостачей, выявленной в результате инвентаризации, подлежат
восстановлению.
В то же время в судебной практике существует иная позиция.
Так, в решении Высшего Арбитражного Суда РФ от 19.05.2011 № 3943/11 «О признании пункта 1
письма Минфина России от 07.03.2007 № 03-0715/29 «О порядке применения налога на добавленную стоимость, а также регистрации счетов-фактур в книге покупок и книге продаж при возврате товаров» соответствующим НК РФ, а пункта 4 недействующим как не
соответствующего НК РФ» было отмечено, что пункт 3 статьи 170 НК РФ предусматривает случаи, при которых суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, подлежат восстановлению.
Однако списание товаров с истекшими сроками годности (реализации) к числу случаев, перечисленных в пункте 3 статьи 170 НК РФ, не относится.
Проводки
Дебет счета 41 Кредит счета 41 - учтены просроченные товары (первичный документ - акт об изменении статуса продукции:
Дебет счета 62 Кредит счета 91.1 - отражена выручка от передачи товара на утилизацию (первичный документ - выписка банка по расчетному счету);
Дебет счета 91.2 Кредит счета 68.2 - отражено начисление НДС (первичные документы: счет-фактура, бухгалтерская справка-расчет);
Дебет счета 91.2 Кредит счета 41 - учтена себестоимость реализованного просроченного товара (первичный документ - бухгалтерская справка-расчет);
Дебет счета 99 Кредит счета 91.9 - списание себестоимости товаров с истекшим сроком годности (первичный документ - выписка банка по расчетному счету).
Заключение
Отражать в учете организации расходы на утилизацию продукции с истекшим сроком годности следует в соответствии с вышеприведёнными рекомендациями.
Вопрос. Организация приобрела лифт в арендованное помещение. Договор аренды краткосрочный, на 11 месяцев. В будущем планируется пролонгировать договор аренды. Можно ли амортизировать это основное средство? Как отразить операции по его
приобретению и вводу в эксплуатацию в бухгалтерском и налоговом учете?
Ответ
Гражданско-правовое регулирование
Приобретение лифта в арендованное помещение является неотделимым улучшением арендованного имущество и согласно пунктам 2 и 3 статьи 623 ГК РФ в случае, когда арендатор произвел за счет собственных средств и с согласия арендодателя улучшения арендованного имущества, не отделимые без вреда для имущества, арендатор имеет право после прекращения договора на возмещение стоимости этих улучшений, если иное не предусмотрено договором аренды.
Стоимость неотделимых улучшений
арендованного имущества, произведенных арендатором без согласия арендодателя, возмещению не подлежит, если иное не предусмотрено законом. Пунктом 4 данной статьи установлено, что улучшения арендованного имущества, как отделимые, так и неотделимые, произведенные за счет амортизационных отчислений от этого имущества, являются собственностью арендодателя.
Поскольку в условиях вопроса не отражено с согласия или нет арендодателя арендатор произвел неотделимые улучшения, мы будем исходить из условия, что лифт был приобретен с согласия арендодателя.
Бухгалтерский учет
Учитывая вступление с 01.01.2013 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», следует отметить, что до утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных Законом № 402-ФЗ, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и Банком России до дня вступления в силу Закона № 402-ФЗ.
На основании пункта 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н, актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:
• объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
• объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
• организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
• объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
В соответствии с пунктом 6 ПБУ 6/01 единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.
В случае наличия у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно отличаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.
Соответственно, лифт может учитываться обособленно (как отдельный инвентарный объект), при этом его стоимость не включается (не увеличивает) в первоначальную стоимость здания.
По общему правилу законченные капитальные вложения в арендованные объекты ОС, не переданные арендодателю, в отношении которых выполняются условия, перечисленные в пункт 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного
приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н, учитываются организацией-арендатором в составе собственных ОС в сумме фактически произведенных затрат (без учета НДС). Это следует из абзаца 2 пункта 5 ПБУ 6/01, пункта 47 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н.
При этом специальный порядок учета расходов в виде капитальных вложений со сроком полезного использования менее 12 месяцев не установлен, и исходя из требования осмотрительности (большая готовность к признанию расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов) считаем, что организация вправе признать сумму расходов на неотделимые улучшения единовременно (пункт 6 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организаций» (ПБУ 1/2008),
утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н).
Следовательно, неотделимые улучшения, на наш взгляд, не могут учитываться в качестве объекта ОС, поскольку не выполняется условие подпункта «б» пункта 4 ПБУ 6/01, а именно срок полезного условия составляет 11 месяцев.
Необходимо отметить, что в данном случае затраты на неотделимые улучшения могут быть признаны организацией в составе расходов по обычным видам деятельности в сумме договорной стоимости выполненных работ (без НДС) (пункты. 5; 6.1; 7 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н).
Сумма НДС, уплаченная при передаче арендодателю неотделимых улучшений, стоимость которых не компенсируется арендодателем, учитывается в составе прочих расходов (пункт 11 ПБУ 10/99).
Налоговый учет
Налог на прибыль организаций
В силу пункта 1 статьи 252 НК РФ в целях главы 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ,
убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные
документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Лифт является неотделимой частью здания, в котором он установлен. Согласно Классификации основных средств, включаемых в
амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 (далее - Классификация), лифты включены в третью амортизационную группу.
По разъяснениям Минфина России, данным в письме от 23.10.2009 № 03-03-06/2/203, наличие в Классификации разных сроков амортизации по зданиям и лифтам и отнесение их к разным амортизационным группам свидетельствуют о возможности самостоятельного учета этих объектов.
В силу пункта 1 статьи 256 НК РФ амортизируемым имуществом в целях НК РФ признаются имущество, результаты
интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено настоящей главой), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 рублей.
Амортизируемым имуществом признаются капитальные вложения в предоставленные в
аренду объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных арендатором с согласия арендодателя, а также капитальные вложения в предоставленные по договору безвозмездного пользования объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных организацией-ссудополучателем с согласия организации-ссудодателя.
На основании пункта 1 статьи 257 НК РФ под основными средствами в целях НК РФ понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 40 000 рублей.
Первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно, либо выявлено в результате инвентаризации, - как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с пунктами 8 и 20 статьи 250 НК РФ), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ.
Таким образом, смонтированный и введенный в эксплуатацию лифт в целях налогового учета признается самостоятельным объектом ОС
В силу пункта 4 статьи 259 НК РФ начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества, в том числе по объектам основных средств, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию, независимо от даты его государственной регистрации.
В силу пункта 1 статьи 258 НК РФ амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования.
Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика.
Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями настоящей статьи и с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Капитальные вложения в арендованные объекты основных средств, указанные в абзаце первом пункта 1 статьи 256 НК РФ, амортизируются в таком порядке: капитальные вложения, произведенные арендатором с согласия арендодателя, стоимость которых не возмещается арендодателем, амортизируются арендатором в течение срока действия договора аренды исходя из сумм амортизации, рассчитанных с учетом срока полезного использования, определяемого для арендованных объектов основных средств или для капитальных вложений в указанные объекты в соответствии с классификацией основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Соответственно, начисление амортизации по капитальным вложениям, произведенным арендатором с согласия арендодателя, стоимость которых не возмещается арендодателем, производится арендатором в течение срока действия договора аренды исходя из сумм амортизации, рассчитанных с учетом срока полезного использования, определяемого для арендованного объекта ОС или для капитальных вложений в него в соответствии с Классификацией основных средств. Данный вывод подтверждается также письмом Минфина России от 22.02.2013 № 03-03-06/2/5003).
Таким образом, по окончании срока действия договора аренды амортизация по капитальным вложениям в арендуемое имущество не начисляется. Следовательно, на дату передачи неотделимых улучшений арендодателю часть капитальных вложений в это ОС в налоговом учете остается недоамортизированной.
НДС
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации без таможенного оформления, в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с НК РФ, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ.
В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 170 НК РФ суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, либо фактически уплаченные при ввозе товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, на территорию Российской Федерации, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, в случаях приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации (а также передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения).
Как указано в пункте 1 статьи 172 НК РФ, налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов,
подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьи 171 НК РФ.
НДС принимается к вычету по правилам, закрепленным в статях 170 и 171 НК РФ.
Принятие к вычету суммы НДС отражается по дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и кредиту счета 19.
Следовательно, при передаче арендованного ОС с неотделимыми улучшениями арендодателю у арендатора возникает объект налогообложения по НДС. Налоговая база определяется как согласованная сторонами стоимость неотделимых улучшений, без учета НДС (см. пункт 1 статьи 154, абзац 3 пункта 1 статьи 105.3 НК РФ).
Применение ПБУ18/02
Затраты на капитальные вложения в виде неотделимых улучшений в бухгалтерском учете организации признаются на дату принятия их к учету (дату подписания акта приемки-сдачи выполненных работ), а в налоговом учете часть этих расходов (равная сумме амортизации, подлежащей начислению в налоговом учете за оставшийся период аренды) будет амортизироваться в течение оставшегося срока аренды (в течение семи месяцев), а оставшаяся часть не будет признана для целей налогообложения.
Соответственно, исходя из положений пунктов 4,7,11,14, 17 ПБУ 18/02 на дату признания расходов в бухгалтерском учете возникают вычитаемая временная разница (ВВР), и соответствующий ей отложенный налоговый актив (ОНА)
Данные разницы ежемесячно уменьшаются (погашаются) начиная с месяца начисления амортизации в налоговом учете и до окончания срока.
Также возникает постоянная разница (ПР) в сумме разницы между величиной расходов, которые подлежат признанию в бухгалтерском и в налоговом учете, и соответствующее ей постоянное налоговое обязательство (ПНО).
Необходимо также отметить, что исходя из пунктов 4 и 7 ПБУ 18/02, при возврате арендодателю объекта ОС (и передаче неотделимых улучшений на безвозмездной основе) у организации возникают ПР в сумме начисленного НДС по неотделимым улучшениям и соответствующее ей ПНО.
Проводки
К балансовому счету 68 «Расчеты по налогам и сборам»: 68-НДС «Расчеты по НДС»; 68-пр «Расчеты по налогу на прибыль».
Дебет счета 08 Кредит счетов 10, 70, 69 и др. -
отражены капитальные вложения (установка лифта) в улучшение арендованного ОС (первичные документы: требование-накладная, расчетно-платежная ведомость, бухгалтерская справка-расчет);
Дебет счета 01 Кредит счета 08 - неотделимые улучшения арендованного ОС приняты к учету в качестве объекта ОС (первичный документ - акт о приеме-передаче объекта основных средств);
Кредит счета 19 Дебет счета 60 - отражена сумма НДС по приобретенному лифту (первичный документ - счет-фактура);
Дебет счета 68-НДС Кредит счета 19 - принят к вычету НДС по приобретенному лифту (первичный документ счет-фактура);
Дебет счета 09 Кредит счета 69-пр - отражен ОНА (первичный документ - бухгалтерская справка-расчет).
При возврате арендодателю объекта ОС с неотделимыми улучшениями
Дебет счета 76 Кредит счета 91.1 - признан прочий доход в сумме возмещения за неотделимые улучшения (первичный документ - акт о приеме-передаче арендованного имущества);
Дебет счета 91.2 Кредит счета 68-НДС -
исчислен НДС с суммы возмещения (первичный документ - счет-фактура);
Дебет счета 51 Кредит счета 76 - получено возмещение от арендодателя (первичный документ: выписка банка по расчетному счету);
Дебет счета 69-пр Кредит счета 09 - погашен ОНА (первичный документ: бухгалтерская справка).
Заключение
Операции по приобретению лифта для арендованного помещения необходимо отражать в бухгалтерском и налоговом учете с учетом рекомендаций, приведенных выше.