Из истории общественно-политической мысли Л.Р. Усманова
аспирантка кафедры философии Астраханского государственного
1
университета
Воплощения и анализ женского образа в лирике
В.С. Соловьева
Философия женского образа в русской философии - особая тема, имеющая связь не столько с гендерной проблематикой, сколько с религиозными и нравственными аспектами. Среди мыслителей, раскрывающих сущность образа и миссии женщины в мире, культуре, бытие на первом месте по праву стоит В.С. Соловьев, оказавший влияние на последующую философскую и художественную традиции отечественной культуры. Задачей данной работы является раскрытие сущности образа женщины в его творчестве, как в теоретических работах, так и поэтических произведениях.
Л
Среди общеизвестных философских работ («Смысл любви» , «Чтения о богочеловеке»3, «Оправдание добра»4) Владимир Сергеевич Соловьев оставил значительное стихотворное наследие, во многом до конца не оцененное. Изучая женские образы в философии В.С. Соловьева, мы обратились именно к стихотворениям «Софийного цикла», в известный период поэт-философ начинает увлекаться идеей Софии, отождествляя ее с Мировой Душой - всеобщей матерью, которая является выражением
1 zayuuusik@mail.ru
Владимир Соловьев. Чтения о богочеловечестве; Статьи; Стихотворения и поэма; Из «Трех разговоров...»: Краткая повесть об Антихристе. СПб.:Худож. Лит.,1994г. 528 с. (Лук и Лира). ISBN 5-280-01360-9. С. 298-356.
3 См.: С. 32-184
4 Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия // Соч. М., 1990. Т. 1. ISBN: 5-250-02510-2
женского начала в мире. Все творчество Владимира Соловьева - пронизано идеей Всеединства, и здесь Всеединство выражается прежде всего в двух основных образах: Природы и Вечной женственности - образе любимой женщины. Философ мыслит и объясняет Вселенную поэтическими образами. Философия и поэзия представляются лишь двумя сторонами одного и того же процесса познания мира.
Ему особенно дорого женственное начало в природе, воплощаемое образом земли, ее темного, жизнепорождающего лона: «Земля-владычица! К тебе чело склонил я...» (1886), «Мы сошлись с тобой недаром...» (1892), «Нильская дельта» (1898).5 «Вся в лазури сегодня явилась Предо мною царица моя,— Сердце сладким восторгом забилось, И в лучах восходящего дня Тихим светом душа засветилась, А вдали, догорая, дымилось Злое пламя земного огня.» 6
Сам В.С. Соловьев был убежден, что в той или иной мере переживание Вечной Женственности вообще свойственно истинной поэзии: «Все истинные поэты так или иначе знали и чувствовали эту «женственную Тень», но немногие так ясно говорят о ней» . Возможно именно поэтому, многие соглашаются во мнении, что философию Соловьева можно назвать философией вечной женственности. Это видение «Вечной женственности» предстает перед поэтом иногда как «Царица» в произведении «У царицы моей есть высокий дворец», и как «невольница дикая», «Фея - владычица
5 Владимир Соловьев. Чтения о богочеловечестве; Статьи; Стихотворения и поэма; Из «Трех разговоров...»: Краткая повесть об Антихристе. СПб.:Худож. Лит.,1994г. 528 с. (Лук и Лира). ISBN 5-280-01360-9. С. 402.
6 См.: С. 376
Соловьев В.С. Литературная критика. - М.: Современник, 1990. - С. 156.
сосен и скал», «Темного хаоса светлая дочь» в цикле стихотворений
о
«Сайма» , «звезда» в «Око вечности»: «Одна, одна над белою землею Горит звезда...
И этот взор так близок и так ясен,-Глядись в него,
Ты станешь сам - безбрежен и прекрасен-Царем всего»9
В цикле стихотворений, посвященные озеру Сайма, Соловьев говорил о нем как о живом существе, «нежной даме» 10. Таким образом, можно говорить о том, что мистицизм автора принял форму странного «мистического романа» с финским озером, обильно отразившегося в его поэзии.
Одна из наиболее известных поэм поэта-философа «Три свидания» отражает его глубинные переживания, связанные с постижением образа Софии - Души мира, Вечной Женственности. В поэме речь идет о трех встречах, свиданиях с той, которую философ называет здесь «Подругой вечной», и обращением к которой начинается и завершается поэма. Вот, что пишет в статье «Рыцарь-монах», посвященной творчеству Владимира Соловьева А. Блок «Поэма Вл. Соловьёва, обращённая от его лица непосредственно к Той, Которую он здесь называет Вечной Подругой, гласит: «Я, Владимир Соловьёв, уроженец Москвы, призывал Тебя и видел Тебя трижды: в Москве в 1862 году, за воскресной обедней, будучи девятилетним мальчиком; в Лондоне, в Британском музее осенью 1875 года,
Владимир Соловьев. Чтения о богочеловечестве; Статьи; Стихотворения и поэма; Из «Трех разговоров...»: Краткая повесть об Антихристе. СПб.:Худож. Лит.,1994г.-528 с. (Лук и Лира). ISBN 5-280-01360-9. С. 394.
9 Соловьев В. С. Око вечности // Книжки недели. - 1897. - №3. С. 73.
10 Мирский Д. С. Владимир Соловьев // Мирский Д. С. История русской литературы с древнейших времен до 1925 года / Пер. с англ. Р. Зерновой. - London: Overseas Publications Interchange Ltd, 1992. С. 540.
будучи магистром философии и доцентом Московского университета; в
пустыне близ Каира в начале 1876 года:
Ещё невольник суетному миру,
Под грубою корою вещества
Так я прозрел нетленную порфиру
И ощутил сиянье божества».
Вот какую надпись читаем мы над изображением рыцаря-монаха. Подобно средневековым надписям, она служит не истолкованием, но утверждением всей картины: мало одного чертежа, — нужно ещё закрепляющее слово; и слово произнесено. Поэма, написанная в конце жизни, указывает, где начинается жизнь; отныне, приступая к изучению творений Соловьёва, мы должны не подниматься к ней, а обратно: исходить из неё; только в свете этого образа, ставшего ясным после того, как второй, производный, погашен смертью, — можно понять сущность учения и личности Вл. Соловьёва. Этот образ дан самой жизнью, он — не аллегория ни в каком смысле; пусть будет он предметом научного исследования, самое существо его неразложимо; он излучает невещественный золотой свет.. ,»п
В данном случае, здесь мы явно можем обнаружить объективно историческую причину, то есть это не выдуманная история, а воспоминания трех встреч в разные периоды жизни Владимира Соловьева.
В поэме нередко встречаются такие поэтические интерпретации женского образа, которая как раз из-за «неуловимости» переходов природного и человеческого оставляет впечатление высшей тайны, идеальной сущности.
Возможно, эта идеальная сущность и есть «София», которую Владимир Соловьев отождествляет с неким женским образом, но неземным, а трансцендентальным, «Высшим женским началом». В стихотворениях «Софийного цикла» - Женское начало воплощено, прежде всего, в природе. В
11 Блок А.А. Рыцарь-монах. //Вл. Соловьев: pro et contra. Личность и творчество Владимира Соловьева в оценке русских мыслителей и исследователей. СПб.:РХГИ, 2000. 896 с. (Русский путь). ISBN 5-88812-064-2. С. 382-388.
данном случае Соловьев воспевает эту красоту, причем красоту как внешнюю, так внутреннюю, а ее внутренняя красота заключается в свободе.
Анализ текстов Соловьева, позволяет установить, что «Подруга вечная» наделена грустью, печалью, она в раздумьях, она отнюдь не ветрена, порой в ней кроется таинство, мистицизм, этим она и притягивает автора, заманивает своей неизведанностью, примеромогут послужить следующие стихотворения: «Сайма»: «Ты многодумна, как зимняя ночь»; «У царицы моей есть высокий дворец»: «Но не слышит царица, что шепчет ручей На цветы и не взглянет она: Ей туманит печаль свет лазурных очей И мечта ее скорби полна.»
«Вижу очи твои изумрудные»: «Ты поникла, земной паутиною Вся опутана, бедный мой друг, Но не бойся: тебя не покину я,— Он сомкнулся, магический круг».
Согласно современному исследователю О.В. Рябову, «мессианское предназначение России обусловлено ее женственностью, самоотречением, бескорыстием, подлинно христианским духом». В подтверждение этому тезису может служить софиология Соловьева. Как
утверждает автор, следует обратить внимание на мысль философа об особой
12
предрасположенности русских к культу Премудрости. Упоминает Соловьев и о поклонении Богородице как к другому воплощению женского,
13
материнского начала . Образ России обнаруживает определенные параллели с образом самой Софии (и этим может быть объяснена особенность
12
Соловьев В.С. Идея человечества у Августа Конта // Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 2.
13
Соловьев В.С. «Публичная лекция, читанная профессором Соловьевым в Кредитном обществе»// Соч. М., 1989. Т. 1.С. 40-41
отношения Соловьева к России - не столько как к матери, сколько как к возлюбленной).14
Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что София, к которой философ обращается в стихотворениях, изначально наделена самоотречением и жертвенностью, как и русская душа, что находит корни в истории самой России. Таким образом, обращаясь к природе - матери, Владимир Соловьев обращается ко всей России - матушке.
Широта и разнообразие поэтической образности, связанной с воплощением идеи софийности в лирике Соловьева, объясняется тем, что, являясь основой его поэтического мира, она предопределяла мистическое и эстетическое переживание природы и духовной жизни: «Она, царица, открывается и в природе, и в любви, и в молитве. Она чуется и в хаотической стихии, и в покое бытия. Ее музыкой проникнута вся поэзия Соловьева, и это придает ей высокую оригинальность и совершенно особую, чарующую прелесть»15
По мнению С. Хоружия, мифологема Софии у Соловьева тоже становится концепцией, многоплановой и многофункциональной: она внедряется в конструкцию всеединства, подчиняясь задаче ее согласования с тринитарным и христологическим богословием; она служит соединительным звеном, позволяющим ввести в философию многие реалии религиозно-мистического опыта; и наконец, она сообщает системе Соловьева эстетическую окраску и некое недосказанное, невыразимое до конца присутствие женственного начала.16
Таким образом, можно утверждать, что философская лирика В. Соловьева пронизана идеей Вечной женственности, мыслитель видит
14 Рябов О.В. Идея женственности России в сочинениях В.С. Соловьева и поиски национальной идентичности в отечественной историософии // Соловьевские исследования: Периодический сборник научных трудов. Вып. 2. Иваново, 2001. С. 216229.
15 Булгаков Сергий. Природа в философии Вл. Соловьева // Сб. первый. О Владимире Соловьеве. - М.: Путь, 1911. - С. 28.
16 Хоружий С.С. Наследие Владимира Соловьева сто лет спустя. http://www.vehi.net/ soloviev/horuzhy .html
женский образ и в природе, к которой относится как некой Прекрасной даме, и в России-матери, и Божественном образе Богородицы, и в земной возлюбленной. Для этого женского образа характерна таинственность, задумчивость, в ней заключен дух свободы и ее красота «лучезарна». С другой стороны, специфической особенностью женского образа в творчестве Соловьева является жертвенность и самоотречение ради спасения, ведь в этом спасении и заключается, по мнению русского философа, высшая женская мудрость.
Усманова Л.Р. Воплощения и анализ женского образа в лирике В.С. Соловьева.
Статья посвящена воплощениям женского образа в произведениях философа и поэта В.С. Соловьева. Проводится анализ как теоретических, так и поэтических работ Соловьева. Утверждается, что философская лирика Соловьева пронизана идеей Вечной женственности.
Ключевые слова: русская философия, женский образ, гендерная проблематика,
поэтические произведения, воплощения, идея Вечной женственности.
Usmanova L.R. Embodiments and female image's analysis in lyric poet of V.S. Solovyov.
Article is devoted to the embodiments of a female image in the writings of the philosopher and
poet V.S.Solovyov. The analysis both theoretical, and poetic works of V.Solovyov is carried out.
It was claimed that the philosophical lyrics of Solovyov is penetrated by the idea of Eternal
feminity.
Keywords: Russian philosophy, a female image, a gender problematics, poetic writings, embodiments, idea of Eternal feminity.