РАЗМЫШЛЕНИЯ. ОБСУЖДЕНИЯ
УДК 37.022
Черемисинова Лариса Ивановна
Доктор филологических наук, заведующий кафедрой начального языкового и литературного образования, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, larisa.cheremisinova@mail.ru, Саратов
Жигалина Екатерина Владимировна
Магистрант 1 курса факультета психолого-педагогического и специального образования, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, szhigalina.katya@mail.ru, Саратов
ВОПЛОЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ Л. Н. ТОЛСТОГО В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Аннотация. В статье рассматривается воплощение идей «свободной педагогики» Л. Н. Толстого в его художественном творчестве. В центре созданной Толстым системы «свободного образования» - личность учащегося и личность учителя. Автор анализирует поэтику произведений, адресованных детям, акцентирует внимание читателей на стремлении Толстого к тому, чтобы каждое детское произведение соответствовало возрасту читателя, было занимательно, интересно, понятно и доступно ему, расширяло бы его душу, развивало личность. Показывает, как взаимное проникновение и соединение художественного и педагогического дара Толстого проявились в его творчестве для детей: в «Азбуке», «Новой азбуке» и «Русских книгах для чтения». Стремление постичь неповторимость человеческой личности, проникнуть в уникальный мир души рассматривается в статье как качество, одинаково присущее Толстому-педагогу и Толстому-художнику.
Ключевые слова: Л. Н. Толстой, «свободная педагогика», развитие личности, детская литература.
Введение
Гуманизация образования, одна из самых приоритетных в настоящее время педагогических идей, предполагает уважение к человеку, веру в его разум и силы. Общее, доминирующее начало современной образовательной парадигмы - личность человека, в первую очередь, учащегося. Успешность ее реализации в современной школе предполагает концептуальное и критическое переосмысление накопленного в России исторического опыта. Достойным для изучения и размышления образцом может быть творчество и педагогическая деятельность Л. Н. Толстого, соединявшего в себе две ипостаси: художника и педагога. Эти два рода деятельности в жизни Толстого отличались завидным постоянством, устойчивостью интереса к ним писателя. Педагогические заботы Толстого наполняли его жизнь на протяжении 61 года: в 1848 г., задолго до выхода
в свет его первого литературного произведения, он занимался устройством школ в своей местности; последняя его статья о воспитании - «В чем главная задача учителя» - датирована сентябрем 1909 года.
На склоне лет, говоря о педагогике, Толстой подчеркивал: «А дело это (школа!) не то, что первой важности, а самое важное в мире, потому что все, что мы желаем, может осуществиться только в следующих поколениях» [5]. Интересен тот факт, что, опубликовав в 1872 г. «Азбуку», автор «Войны и мира» неожиданно заявил: «Это одно дело моей жизни важное» [10, с. 9]; «написав эту "Азбуку", мне можно будет спокойно умереть» [9, с. 269]. Уходя с головой в педагогические начинания, Толстой опасался лишь того, что литературная известность помешает современникам всерьез отнестись к его новому делу.
«Свободная педагогика» Л. Н. Толстого
Основатель «свободной педагогики», Толстой исповедовал гуманистические взгляды на воспитание и образование [1]. Он считал, что «в основу образования должна быть положена свобода выбора учащимися - чему и как они хотят учиться, а не принудительно воспитывать детей в духе принятых принципов; задача учителя - следовать и развивать природу ребенка» [5]. Нормальное развитие обеспечивается, когда ребенок свободно идет тем путем, который соответствует его природе.
В центре созданной Толстым системы «свободного образования» - личность учащегося. Изучение потребностей детей и уважение к личности лежит в основе этой системы, которую справедливо называют педагогикой творческой личности. Становление и развитие («увеличение», по терминологии Л. Н. Толстого) души ребенка рассматривалось великим писателем как синоним жизни и подлинного человеческого роста. В этой связи справедливым представляется утверждение, что Толстой «скорее психолог и педолог, поскольку он смог проникнуть в глубины человеческой психики и постичь тайны человеческой души, души ребенка в первую очередь, поставив его в центр педагогического процесса» [6].
Гуманистический пафос художника-педагога распространялся не только на учащихся, но и на учителей. Толстой понимал, насколько важна в процессе образования личность
учителя, в высших своих проявлениях способного постичь внутренний мир учеников, их желания, интересы, устремления, «зажечь» и увлечь их сердца, способствовать развитию их разума, возвышению и облагораживанию их душ. Главное «качество учителя», по словам Толстого, - любовь: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель» [7, с. 292].
Стремление постичь неповторимость человеческой личности, проникнуть в уникальный мир души и воплотить его в творчестве свойственно Толстому - мастеру художественного слова. Это стремление объединяет педагогическую и литературную деятельность Толстого. «Характерной и главной чертой Толстого, - отмечал автор статьи, опубликованной в 1911 году в журнале «Воспитание и обучение», посвященной памяти писателя, - явилось глубокое уважение к личности человека; этим высокогуманным чувством окрашено все его творчество. Эта проповедь уважения человеческой личности в ребенке, любви к нему лежит и в основе педагогических идей Толстого, в этом их сущность, нравственная красота» [3, с. 14].
Специфика произведений Л. Н. Толстого для детей
Взаимное проникновение и соединение художественного и педагогического дара Толстого наиболее отчетливо проявились в его творчестве для детей. Поэтика произведений, включенных Толстым в «Азбуку», «Новую Азбуку» и четыре «Русские книги для чтения», определена прежде всего тем, что они создавались для детей. «По Толстому, это означало: писать со строгим расчетом на активную реакцию ребенка, побудить к работе его мысль и чувство, привести в движение душевную жизнь, чтобы набрала силу жизнь духовная. Произведения эти ориентированы на точно понятое детское
восприятие печатного слова» [4, с. 35].
Толстой тщательно работал над своими произведениями для детей, добиваясь того, чтобы они были понятными и в то же время эстетически значимыми, зрелыми созданиями. Он видел перед собой конкретных детей, изучал их психологию, особенности восприятия литературы, бытовое поведение, интересы, чаяния и именно им, этим конкретным крестьянским детям, адресовал свое творчество.
«Понятность» и высокая художественность творчества Толстого для детей восхищала многих его современников. Интере-
сен отзыв известного педагога, специалиста в области методики преподавания русского языка и литературы В. П. Острогорского, который писал после выхода в свет переработанного издания толстовской «Азбуки»: «Признаемся откровенно, что нам редко случалось находить что-либо более приспособленное к пониманию даже маленьких детей и в то же время настолько занимательное, художественное, как эти прекрасные рассказы, которые могли быть созданы только одним талантом да живым пониманием детской натуры, приобретенным лично непосредственной школьной практикой автора» [3, с. 11]. Острогорскому, теоретику эстетического воспитания, трудно отказать в отсутствии литературного вкуса, а он признавал высочайшее мастерство Толстого-художника, во многом обусловленное его педагогической практикой и «живым пониманием детской натуры» [3, с. 11].
Книги, написанные Толстым для детей, явились художественным выражением его педагогических взглядов и результатом длительных наблюдений и исследований в области детской и народной литературы. Толстой стремился воздействовать на душу ребенка, способствовать ее развитию, а такое воздействие было невозможно без соблюдения определенных правил творчества, учитывающих специфику детского восприятия литературы. С точки зрения писателя, занимательность, доступность, понятность - отличительные признаки детской литературы, основные принципы ее создания. Они последовательно реализовывались в «Русских книгах для чтения».
Занимательность - одна из основных особенностей детской литературы, так как без нее невозможно сформировать любовь к чтению. Толстой писал: «Для того, чтобы полюбить чтение, нужно было, чтобы чтение было понятно и занимательно <...>. Занимательность есть единственный признак как полезности, так и доступности» [8, с. 8]. Эта черта ставилась им в прямую зависимость от языка детской книги, поэтому оттачивание стиля занимало огромное место в его творческой лаборатории. «Работа над языком ужасная, - писал Толстой в апреле 1872 года А. А. Толстой, - надо, чтоб всё было красиво, коротко, просто и, главное, ясно» [9, с. 283]. Стремление к созданию произве-
дения «чистого», «изящного», где «не было бы ничего лишнего» потребовало от писателя невероятной взыскательности: обдумывалось и взвешивалось каждое слово. Рассказы для детей, как признавался сам автор, переделывались по десять раз [2, с. 208].
Будучи противником традиционного «воспитания», которое понималось как насилие над ребенком, Толстой считал, что в литературе для детей тоже не должно быть «насилия» в виде четко сформулированной морали. Поэтому в его произведениях нет абстрактной и навязчивой дидактики. Так, занимаясь переводом басен Эзопа, он отсекал моральные сентенции, оставляя только сам повествовательный рассказ. Это в определенной степени расширяло смысловое пространство произведения, открывало простор для размышления, неоднозначной трактовки басенных сюжетов. Однако смысловое поле каждого конкретного текста было все-таки ограничено особенностями басенного жанра (басен Эзопа - в частности), и возможности интерпретации - тоже ограничены. Мораль «просвечивала» сквозь сюжет, потому что полностью отказаться от нее Толстой не мог и не хотел. Практика яснополянской школы показала ему, что «дети любят мораль, но только умную, а не глупую» [2, с. 241].
Что имел в виду Толстой под «умной моралью», можно только предполагать. Возможно, речь шла о ненавязчивости нравоучения и о том, что оно не должно быть сформулировано в тексте. «Назидательный конец, справедливо отмечает А. К. Базилев-ская, - в традиции детских рассказов Толстого. <.> Но все же. Толстой избегал авторского дидактического слова. Он передоверял «мораль» героям, притом чаще не в прямом выражении, а указывая, как слово влияет на их самочувствие ("плачет. сам заплакал легко стало")» [4, с. 38].
Воспитывать, считал Толстой, можно только примером. А еще - посредством «заражения» — «умения, взволновав читателя, передать ему всю гамму чувствований и размышлений, которыми живет автор в момент создания текста <...>. Жажда «заражения» была неотделима от требования - убедить, направить читателя на верный путь в поисках истины о жизни» [4, с. 35]. С этой целью писатель подбирал близкий крестьянским детям жизненный материал и использовал весь
арсенал литературных приемов, усиливающих динамику действия. Ему важно было удержать внимание маленьких читателей, рассказать им в небольших, внешне неприхотливых историях о течении жизни и ее истинных ценностях. Событийная основа прослеживается у Толстого даже в жанре рассуждений.
Ориентация на детское восприятие привела писателя к некоторому противоречию: с одной стороны, он проповедник «свободной» педагогики, противник всякого принуждения и навязывания «взрослой» точки зрения в какой бы то ни было форме (даже художественной). С другой стороны, его проза для детей по преимуществу нравоу-
чительна, знакомство с нею предполагает проникновение в подтекст и «вычитывание» скрытого назидательного смысла.
Впоследствии, в конце 1870-х и в 1880-е годы, «педагогическое», «учительное» начало постепенно стало доминирующим в личности Толстого, проникло и в сферу его художественного творчества, которое все в большей степени выполняло проповеднические функции. «Толстой отражает заложенное свыше в человеческую душу желание подняться над собой, - отмечает И. Б. Мардов. - Вся проповедь Льва Толстого направлена на то, чтобы пробудить в человеке стремление к вершинам жизни» [11, с. 9].
Заключение
Грандиозна была задача Толстого-писателя - создание целой детской литературы, альтернативной существующей в России. Он выполнил ее по-своему, как выполнял по-своему все, за что брался в жизни. Толстому хватало силы и могущества духа, чтобы идти против течения, против общепринятого, закостеневшего, устоявшегося. Он уходил от всего, что грозило его остановить.
«Русские книги для чтения», соединившие художественный и педагогический дар Толстого, давали ответ на значимые для развития детской литературы XIX века вопросы: возможна ли литература, специально предназначенная для детей, не потеряет ли она вследствие «заданности», ориентации на определенный возраст свойств высокого
искусства, какими качествами должна обладать литература для детей? В лучших своих произведениях Толстой показал «двуадрес-ность» детской книги, при которой читатели разного возраста открывают в тексте доступные им смысловые пласты.
Трудно преувеличить значение литературы в формировании личности ученика. Особенно когда речь идет о младшем школьном возрасте, которому свойственна наивная вера в истинность художественного слова. Сохранить эту веру, эту непосредственность и свежесть детского восприятия, не разрушить его эмоциональности и целостности - во власти искусного учителя, который сам тонко чувствует эстетическую природу литературы и может открыть ее своим ученикам. Таким учителем, по-видимому, был Толстой.
Библиографический список
1. Александрова Е. А., Крылова Н. Б. Очерки понимающей педагогики. - М.: Народное образование, 2003. - 450 с.
2. Арзамасцева И. Н. Детская литература. -М.: Изд. центр «Академия», 2005. -578 с.
3. Арискин И. Т. Педагогическое наследие Л. Н. Толстого в оценке русских и зарубежных ученых и общественных деятелей // Толстой как педагог. Выпуск II. -Тула, 1969. -С. 3-23.
4. Базилевская А. К. Педагогические и поэтические принципы создания Л. Н. Толстым литературы для детей // Культурология. - 2005. -№ 4 (35). - С. 35-45.
5. Рада Н. В. Развитие идеи духовно-нрав-
ственного воспитания личности ведущими представителями отечественной педагогики второй половины XIX века [Электронный ресурс]. -URL: http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=3129 (дата обращения: 14.10.2016).
6. Ратнер Ф. Л. Педагогические взгляды Л.Толстого на личность и мастерство учителя // Молодой Л. Н. Толстой. Сборник докладов Всероссийской научной конференции. [Электронный ресурс]. - URL: http://kpfu.ru/pedagogicheskie-vzglyady-ltolstogo-na-lichnost-i.html (дата обращения: 14.10.2016).
7. Толстой Л. Н. Педагогические сочинения / сост. Н. В. Вейкшан (Кудрявая). - М.: Педагогика,
1989. - 542 с.
8. Толстой Л. Н. Полн. собр. соч.: в 90 т. Т. 21. Новая азбука и Русские книги для чтения (1874-1875). - М.: РГБ, 2006. - 731 с. [Электронный текст]. - URL: http://tolstoy.ru/upload/iblock70 02/002205bfaf1a6ee004326d20585d7a41.pdf / (дата обращения 14.10.2016).
9. Толстой Л. Н. Полн. собр. соч.: в 90 т. Т. 61. Письма 1863-1872. - М.: Худ. лит., 1953. - 423 с. [Электронный текст]. - URL:
http://tolstoy.ru/creativity/90-volume-collection-of-the-works/1026/ (дата обращения:
14.10.2016).
10. Толстой Л. Н. Полн. собр. соч.: в 90 т. Т. 62. Письма 1873-1879. - М.: Худ. лит., 1953. - 587 с. [Электронный текст]. - URL: http:// tolstoy.ru/creativity/90-volume-collection-of-the-works/1027/ (дата обращения: 14.10.2016).
11. Мардов И. Б. Лев Толстой на вершинах жизни. - М.: Прогресс-Традиция, 2003. - 432 с.
Поступила в редакцию 15.10.2016
Cheremisinova Larisa Ivanovna
Dr. Sci. (Philol.), Prof., Head of Department of elementary language and Literature Education, Saratov State University, larisa.cheremisinova@mail.ru, Saratov
Zhigalina Ekaterina Vladimirovna
First-year Undergraduate Student of Faculty of Psychological, Pedagogical and SpecialEducation, Saratov State University, szhigalina.katya@mail.ru, Saratov
REALIZATION OF L. N. TOLSTOY'S PEDAGOGICAL IDEASIN HIS LITERARY WORKS FOR CHILDREN
Abstract. Realization of "free" pedagogics ideas of L. N. Tolstoy in his literary works is analyzed in the article. Personality of a pupil and personality of a teacher is in the centre of the "free education" system created by Tolstoy. The author analyzes poetics of literary works addressed to children, focuses readers' attention on Tolstoy's aspiration that each children's literary work should correspond to the age of the reader, be entertaining and interesting, clear and understandable, would broaden their souls and develop personalities. It is shown how interpenetration and connection between art and pedagogical gift of Tolstoy appeared in his works for children: in "ABC Book", "New ABC Book" and "Russian Reading Book". The aspiration to comprehend originality of human personality, to get into the unique world of the soul is considered in article as the quality equally inherent in Tolstoy-teacher and Tolstoy-artist.
Keywords: L. N. Tolstoy, free pedagogics, development of personality, children's literature.
References
1. Aleksandrova, E. A., Krylova, N. B., 2003. Ocherki ponimajushhej pedagogiki [Essays understanding of pedagogy]. Moscow: Public education Publ., 450 p. (in Russ.).
2. Arzamasceva, I. N., 2005. Detskaja literatura [Children's literature]. Moscow: Academy Publ., 578 p. (in Russ.).
3. Ariskin, I. T., 1969. Pedagogicheskoe nasledie L. N. Tolstogo v ocenke russkih i zarubezhnyh uche-nyh i obshhestvennyh dejatelej [Pedagogical heritage of L. N. Tolstoy in assessing the Russian and foreign scientists and public figures]. Tolstoj kak ped-agog [Tolstoy as teacher]. Issue II. Tula, pp. 3-23. (in Russ.).
4. Bazilevskaja, A. K., 2005. Pedagogicheskie i poe'ticheskie principy sozdaniya L. N. Tolstym liter-
atury dlya detej [Pedagogical and poetic principles of the creation of L. N. A thick literature for children]. Kul'turologija [Culturology], 4 (35), pp. 35-45. (in Russ.).
5. Rada, N. V. Razvitie idei duxovno-nravstven-nogo vospitaniya lichnosti vedushhimi predstavitely-ami otechestvennoj pedagogiki vtoroj poloviny XIX veka [Development of the idea of spiritually-moral education of the person leading representatives of domestic pedagogics of second half of XIX century] [online]. Available at: http://superinf.ru/view_ helpstud.php?id=3129 (accessed 14 October 2016) (in Russ.).
6. Ratner, F. L., 2002. Pedagogicheskie vzglyady L. Tolstogo na lichnost' i masterstvo uchitelya [Pedagogical views of Leo Tolstoy on the personality and
skill of the teacher]. Molodoj L. N. Tolstoj [Young L. N. Tolstoy. Collection of reports scientific conference] [online]. Available at: http://kpfu.ru/peda-gogicheskie-vzglyady-ltolstogo-na-lichnost-i.html (Accessed 14 October 2016). (in Russ.).
7. Tolstoj, L. N., 1989. Pedagogicheskie so-chineniya [Tolstoy L. N. Pedagogical works]. Moscow: Pedagogika Publ., 542 p. (in Russ.).
8. Tolstoj, L. N., 2006. Poln. sobr. soch.: v 90 t. T. 21. Novaya azbuka i Russkie knigi dlya chteni-ya (1874-1875) [Full. Coll. works: In 90. vols 21. New alphabet and Russian books for reading (18741875)]. Moscow: RSL Publ., 731 p. [online]. Available at: http://tolstoy.ru/upload/iblock/002/002205b-faf1a6ee004326d20585d7a41.pdf (Accessed 14 October 2016) (in Russ.).
9. Tolstoj, L. N., 1953. Poln. sobr. soch.: v 90 t. T. 61. Pis'ma 1863-1872 [Full. Coll. works: In 90 vols 61. Letters 1863-1872]. Moscow: Imaginative literature, 423 p. [online]. Available at: http://tolstoy.ru/creativity/90-volume-collec-tion-of-the-works/1026/ (Accessed 14 October 2016). (in Russ.).
10. Tolstoj, L. N., 1953. oln. sobr. soch.: v 90 t. T. 62. Pis'ma 1873-1879 [Full. Coll. works: In 90 vols of 62. Letters 1873-1879] Moscow: Imaginative literature, 587 p. [online]. Available at: http://tolstoy.ru/ creativity/90-volume-collection-of-the-works/1027/ (accessed 14 October 2016) (in Russ.).
11. Mardov, I. B., 2003. Lev Tolstoj na vershinax zhizni [Lev Tolstoy on the peaks of life]. Moscow: Progress-Traditsiya Publ., 432 p. (in Russ.).
Submitted 15.10.2016