УДК-882
Воронежский государственный университет Аспирант кафедры русской литературы 20 и 21 века, теории литературы и фольклора Новикова М.В.
Россия, г. Воронеж, тел. 8 (919) 246-61-11 e-mail: marisha-rus@ yadex.ru
Voronezh state University Postgraduate student of the Department of Russian literature of 20and the 21st century, theory of literature and folklore M. V. Novikova
Russia, Voronezh, tel. 8 (919) 246-61-11 e-mail: marisha-rus@ yadex.ru
М.В. Новикова
ВОПЛОЩЕНИЕ НЕБЕСНЫХ И ЗЕМНЫХ ОБРАЗОВ В ТВОРЧЕСТВЕ С.А. ЕСЕНИНА
В статье рассматривается, как раскрываются небесные и земные образы в творчестве поэта. Устанавливается взаимосвязь с мифологической тематикой.
Ключевые слова: поэзия, небесная и земная сферы, вода.
M.V. Novikova
THE EMBODYMENT OF HEAVENLY AND EARTHLY IMAGES IN S.A. ESENIN'S WORKS
This article discusses how to reveal images of heaven and earth in the poet's works. It establishes relationship with the mythological theme.
Keywords: poetry, heavenly and earthly spheres, water.
Многие исследователи отмечают склонность С.А. Есенина к воспеванию патриархального крестьянского быта. Но это не совсем так: поэта интересовал вовсе не крестьянский быт как таковой, а весь строй крестьянской жизни в единстве с гармонией космоса. Для него важно показать ту «узловую завязь» [2,5; с. 199], к которой люди давно утратили интерес, забыв о ее существовании. В статье «Из современных литературных настроений» Есенин писал: «Есть совершено отчетливый уклон к непосредственному, к физиологии, к звериному, к примитивному, большая жажда сбросить вериги современной культурной жизни, жить как птица, инстинктом, без сложного дифференцированного, ценить вещь, как она есть» [1; с. 289]. Своим творчеством поэт пытается восстановить космическую гармонию, научить людей слушаться своих инстинктов, как раньше это делали наши предки. Но тем самым он вовсе не призывает вернуться к архаике, напротив, полагая, что через познание известного можно продвинуться дальше, на его основе создать новое.
Художественный мир поэта пронизан многогранными образами славянской мифологии. Наиболее распространенными из них являются образы земли и неба. В представлении славян окружающий мир имел трехчастную структуру: «Земля (средний мир) представлялась покоящейся на трёх головах Владыки преисподней, среди вод океана. В недрах земли, в нижнем мире, горит неугасимый огонь (пекло). Небеса (Верхний мир) простираются над землёй несколькими сводами» [5]. Но важно заметить, что все три части взаимодействуют между собой, представляя живой монолитный организм.
С. А. Есенин, впитавший с детства верования наших предков, трансформирует их, создавая собственную космическую модель мира, делая ее двухчленной (небо и земля). К
© Новикова М.В., 2014
первому - верхнему миру - он относит небесные явления (небо, солнце, луна, звезды), ко второму ярусу - среднему - землю, деревья, животных, людей, жилищные и другие строения. Эти ярусы между собой очень тесно взаимосвязаны. Это также обуславливается народными верованиями. Исследователь А.А. Коринфский отмечает: «Небо в славянорусских народных сказаниях о богах - светлый прабог, отец и полновластный владыка вселенной; земля - праматерь. В этом - их великая связь, от которой, как лучи от солнца, расходятся во все стороны света белого причины всех других явлений бытия и небытия» [3, с. 67]. С. А. Есенин в своем творчестве реализует эту связь посредствам проводников.
Ключевым образом земной сферы, осуществляющей связь с небесной, является образ воды. С этим мы сталкиваемся в стихотворении «Топи да болота...»: Топи да болота,
Синий пласт небес.. .[2, 1; с. 65].
Земная сфера представлена болотистой местностью, и это не случайно: в мифологии считалось, что «земля покоится на воде» [3; с. 44]. Об этом говорит А.Н Афанасьев, и с этим же мы встречаемся в различных списках сербско-болгарских рукописей XV века: «Да скажи ми: що дрьжит землю?» - задается вопрос в этой рукописи. «Вода висока!»» [3; с. 45]. Поэт показывает читателю, что верование не утрачено, и образ болота указывает на это. Символично и то, что прародиной славян считается именно болотистая местность, расположенная между белорусским Полесьем и Балтийским морем. Таким образом, автор отсылает нас к корням, ведь вода - это кровь земли: она ее питает, а земля питает нас.
Просматривается в приведенных строках из стихотворения С. Есенина и другое мифологическое верование: «вода - небесный воздушный океан» [3; с. 44]. Так, мы можем видеть тройственную связь: вода - небо - земля. Символично и цветовое обозначение синий применительно к описанию неба и воды. Все это рождает мысль о замкнутости круговой системы мира в совпадающем с фольклорным представлении Есенина..
С подобными явлениями мы можем столкнуться и в стихотворении «Край любимый! Сердцу снятся...»:
Курит облаком болото,
Гарь в небесном коромысле. [2, 1; с. 39].
Поэт снова вводит образ болота, но здесь становится важным сам процесс испарения влаги с болотистой местности. Действие, производимое на земле, посредствам воздушных паров перемещается на небо. Интересно и то, что С. А. Есенин берет для создания образа материал из деревенского мира или из мира природного, и небесные объекты получают земные характеристики. Так, небо превращается в коромысло, тем самым отсылая к обычному атрибуту земной, крестьянской жизни.
В стихотворении «Я покинул родимый дом.» мы встречаемся с подобными трансформациями:
Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.. .[2, 1; с. 143].
Объект небесной сферы перевоплощается в объект животного мира. Подобные изменения мы можем отследить с помощью воды, которая выступает посредником между небесным ярусом и земным. Способность водной глади отражать объекты используется поэтом для демонстрации стремления к соединению земли и неба. Месяц трансформируется в лягушку не случайно, исследователь А.Е. Наговицын указывает на функциональную связь образа лягушки с небом: «Лягушка часто имеет небесное происхождение. В ряде случаев их можно рассматривать как превращенных детей (или жену) громовержца, изгнанных на землю, в воду, в Нижний мир» [4; с. 258]. Это является очередным подтверждением взаимосвязи элементов, составляющих структуру мира.
Подобные сравнения наблюдаются и в стихотворении «Табун»: Дрожат их головы над тихою водой, И ловит месяц их серебряной уздой.. .[2, 1; 91].
Водное пространство предстает зеркалом-порталом. Две сферы вступают в непосредственный контакт, участниками которого становятся представители земного яруса -животные и небесный объект - месяц. Светило берет на себя функцию конюха, накидывая
на коней уздечку. Вводится игровая ситуация, которая развивается авторам на протяжении всего стихотворения, подтверждением этому служат следующие строки: И лишь волна потянется к звезде, Мелькают мухи пеплом по воде.. .[2, 1; с.92].
Месяц затевает игру, а вода становится участницей его забав. Для того, чтобы эта игра реализовалось, поэт вводит еще одного представителя земной сферы - муху. И снова мы видим множественную связь мира животных, водной и небесной сферы.
Еще в «Ключах Марии» поэт говорил о тоске земли по браку с небом, о восстановлении брака земли и неба для созидания новой вселенной. Поэтому образ воды, как представителя земной среды столь частотен в его поэзии С. Есенина. Именно вода осуществляет связь двух начал. Вода источник чистоты и обновления и возможно, только при ее участии мир способен изменяться, обмениваться звёздными кодами, читать космическую азбуку, но для этого людям необходимо вспомнить о своих корнях, научиться видеть то, что так доступно и понятно было нашим предкам.
Однако С.А. Есенин осуществляет связь не только через водные объекты: так, например, в стихотворении «Задымился вечер.» проводниками становятся деревья: У лесной поляны - в свяслах копны хлеба, Ели, словно копья, уперлися в небо.. .[2, 1; с. 38].
Соотнося ели с копнами хлеба, поэт указывает на земную сущность дерева, ведь оно берет свое начало из земли, уходя в нее корнями. Символично и то, что из всех пород деревьев С.А. Есенин в данном случае выделяет именно ель. Как отмечает исследователь А.Е. Наговицын, «ель - символ возрождения. Она является древнейшим символом космогонической богини Матери - кормилицы, связанной с охотой и восстановлением поголовья животных, одновременно она - Мировое древо, через которое осуществляется связь между мирами» [4; с. 379]. Получается, что С. А. Есенин не просто отсылает нас к земному быту, но выстраивает древнюю узловую ассоциативную связь. Ели выступают как некие отголоски, выполняющие функции прародителя мирового древа. Важна здесь и идея возрождения. Поэт постоянно говорит о необходимости для людей вернуться к истокам и заново возродиться. Осуществить это возможно только посредствам связи между земным и небесным.
Интересно и уподобление древа копью. Как известно, копье предполагает процесс метания, в ходе которого оружие достигает своей цели. Поэт, проводя подобное сравнение, стремится реализовать процесс слияния земли и неба. Ствол ели устремляется в самую высь, достигает небесных сфер.
Наблюдаются в творчестве поэта и другие проводники, выступающие связующим звеном между земной и небесной сферой - это животные. Так, любопытно вчитаться в стихотворение «Не напрасно дули ветры. »: Отелившееся небо Лижет красного телка. [2, 1; с. 86].
Однако подобный антропоморфизм наталкивает нас на осмысление того, что С.А.Есенин несколько трансформирует мифологические представления славян. Небо у славян, как известно, отождествлялось с мужским началом. Оно воспринималось как натянутая над землёй бычья шкура и т. д. У поэта же небо уподобляется не шкуре животного, а самому животному, к тому же оно предстает как женское начало. Однако поэт неспроста относит корову к небесной сфере. В мифологии «древним символом космических сил, сотворивших мир, являлись бык и корова, верховная божественная пара. Они представляли активный и пассивный аспекты созидательных сил Вселенной. Корова при этом была персонификацией Матери-Земли и символизировала огромное космическое лоно, в котором вынашивалось все существующее» [6]. И в творчестве поэт соединяет две сферы, трансформируя образ коровы как земного существа. Интересна и цветовая символика - телок наделяется эпитетом - красный. Этот эпитет неизменно сопровождает такой объект небесной сферы как солнце (особенно в фольклоре: вспомним устоявшееся словосочетание «красно солнышко»). Отсюда мы понимаем, что телок у С. А. Есенина предстает закодированным образом солнца. Так небесное воплощается в форме земного животного. В
этой связи может просматриваться идея единства всего мира, расширение границ, выход из узкого привычного пространства.
С подобными сравнениями встречаемся мы и в стихотворении «Тучи с ожереба...»:
Небо - словно вымя,
Звезды как сосцы.. .[2, 1; с. 106].
И вновь небесные тела наделяются анималистическими и телесными признаками. Вместо коровы возникает образ овцы-матери. Снова просматривается мотив материнства. Небо выполняет функции некой плодородной вечной субстанции, из которой рождаются земные существа.
Если продолжить анализ поэзии С. А. Есенина, то можно столкнуться с большим числом примеров, так или иначе реализующих связь земного и небесного ярусов посред-ствам различных проводников. Но, уже опираясь на проведенный анализ, можно сделать вывод, что поэт указывает не просто на сферическую замкнутость небесного и земного мира, но и пытается посредством своего творчества донести до людей необходимость возродить в себе способность видеть взаимосвязь этих сфер. Необходимо не просто научиться понимать то, что понимали наши предки, но на этой основе идти дальше, создавать новую вселенную по правилам космической гармонии. Именно поэтому в стихотворениях мы встречаем образы земного и небесного яруса, олицетворяющие возрождение. Будущее виделось поэту как мир, в котором с легкостью будут преодолеваться даже самые большие расстояния: «Воздушные рифы глазами воздушных корабельщиков будут видимы так же, как рифы водные. Всюду будут расставлены вехи для безопасного плавания, и человечество будет перекликаться с земли не только с близкими ему по планетам спутниками, а со всем миром в его необъятности» [2, 5; с. 197].
Библиографический список
1. ВоронскийА. Избранные статьи о литературе. М., 1982.
2. Есенин С. А. Полное собрание сочинений: В 7 т. / Гл. ред. Ю. Л. Прокушев; ИМЛИ им. А. М. Горького РАН. М.: Наука; Голос, 1995-2002.
3. Коринфский А. А. Народная Русь: круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. М.: АСТ: Астрель, 2011.
4. НаговицынА.Е. Тайны мифологии славян. М.: Академический проект традиции,
2009.
5.[Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// supercook.ru/ slav/ slov-mif-01 .html (17.05.14)
6.[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.newacropol.ru/Alexandria/symbols/cow/ (17.05.14)
References
1. Vorenski A. featured articles about literature. M., 1982.
2. Esenin S.A. Complete works: 7 V. / Ed. by Yu. L. Prokushev; IMLI A.M. Gorky Russian Academy of Sciences. M: Nauka; Voice, 1995-2002.
3 Corinthian A.A. Folk Rus: all year round legends, beliefs, customs and Proverbs of the Russian people. M: AST: Astrel, 2011.
4. Nogovitsyn A.U. Secrets mythology of Slavs. M: Academic project traditions, 2009.
5. [Electronic resource]. Mode of access: http://supercook.ru/slav/slov-mif-01.html (17.05.14)
6.[Electronic resource]. - Mode of access: http://www.newacropol.ru/Alexandria/symbols/cow/ (17.05.14)