Научная статья на тему 'Volume and financing sources of drug supply of patients with rare diseases in Russian Federation: reality, possibilities, prognosis'

Volume and financing sources of drug supply of patients with rare diseases in Russian Federation: reality, possibilities, prognosis Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
67
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕДКИЕ (ОРФАННЫЕ) ЗАБОЛЕВАНИЯ / RARE (ORPHAN) DISEASES / ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ / DRUGS / ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ / FINANCING SOURCES / БЮДЖЕТ / BUDGET

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Красильникова Елена Юрьевна, Дембровский Виталий Николаевич

Представлены обобщенные данные по объемам и источникам финансирования обеспечения лекарственными препаратами больных с редкими (орфанными) заболеваниями в Российской Федерации в 2015 г., а также сделан прогноз дальнейшего развития ситуации в 2016 г., основываясь на показателях и трендах, указанных в результатах медико-экономического исследования «Доступность медицинской помощи и лекарственного обеспечения больных с редкими заболеваниями в Российской Федерации: реалии и пути решения проблем», проведенного Центром изучения и анализа проблем народонаселения, демографии и здравоохранения Института ЕАЭС совместно с Национальным советом экспертов по редким заболеваниям за период 2013-2015 гг. и представленного на круглом столе Комитета Государственной думы по охране здоровья 14 декабря 2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Красильникова Елена Юрьевна, Дембровский Виталий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Volume and financing sources of drug supply of patients with rare diseases in Russian Federation: reality, possibilities, prognosis»

ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ С РЕДКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ

и и _ _

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: РЕАЛИИ, ВОЗМОЖНОСТИ И ПРОГНОЗЫ

Е.Ю. Красильникова1, В.Н. Дембровский2

Центр изучения и анализа проблем народонаселения, демографии и здравоохранения Института ЕАЭС ООО «АлексионФарма», Москва

Представлены обобщенные данные по объемам и источникам финансирования обеспечения лекарственными препаратами больных с редкими (орфанными) заболеваниями в Российской Федерации в 2015 г., а также сделан прогноз дальнейшего развития ситуации в 2016 г., основываясь на показателях и трендах, указанных в результатах медико-экономического исследования «Доступность медицинской помощи и лекарственного обеспечения больных с редкими заболеваниями в Российской Федерации: реалии и пути решения проблем», проведенного Центром изучения и анализа проблем народонаселения, демографии и здравоохранения Института ЕАЭС совместно с Национальным советом экспертов по редким заболеваниям за период 2013—2015 гг. и представленного на круглом столе Комитета Государственной думы по охране здоровья 14 декабря 2015 г.

Ключевые слова: редкие (орфанные) заболевания, лекарственные препараты, источники финансирования, бюджет

С вступлением в силу положений Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Федеральный закон №323-Ф3)

1 Красильникова Елена Юрьевна — заместитель директора Института ЕАЭС, руководитель Центра изучения и анализа проблем народонаселения, демографии и здравоохранения; 109004 Москва, ул. Александра Солженицына, дом 42; тел. + 7-916-071-57-77; e-mail: [email protected].

2 Дембровский Виталий Николаевич — Директор по стратегическому развитию ООО «АлексионФарма»; 143421, Россия, Красногорский р-н, Московская область, 26-км автодороги «Балтия»; e-mail: [email protected].

[1], разделивших полномочия и источники бюджетирования лекарственного обеспечения граждан, страдающих редкими заболеваниями в РФ, в первую очередь, включенными в Перечень жиз-неугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности [2] («Перечень 24»), субъекты РФ столкнулись с проблемой значительного роста финансовых затрат государства, обусловленной прежде всего высокой стоимостью орфанных ЛП. При этом существующие значительные региональные отличия в объемах финансирования пациентов с редкими заболева-

25 20 15 10

2013

2014

2015

2016

Рис. 1. Объемы финансирования лекарственного обеспечения граждан, страдающих редкими заболеваниями в 2013—2014, расчетная потребность и дефицит региональных бюджетов на необходимые ЛП в 2015—2016 гг.

ниями создают неравные условия доступа этих пациентов к получению медицинской помощи на всей территории РФ [3].

Общие расходы субъектов РФ на лекарственное обеспечение граждан, страдающих заболеваниями из «Перечня 24», с 2012 г. по 2013 г. увеличились более чем в 1,5 раза [4]. В 2014 г. рост расходов продолжился и в целом по РФ вырос с уровня 2,13 млрд руб. в 2012 г. до 8,34 млрд руб. то есть в 4 раза [5].

Данные, полученные в результате анализа результатов исследования «Доступность медицинской помощи и лекарственного обеспечения больных с редкими заболеваниями в Российской Федерации: реалии и пути решения проблем», проведенного Центром изучения и анализа проблем народонаселения, демографии и здравоохранения Института ЕАЭС совместно с Национальным советом экспертов по редким заболеваниям с 2013 г. по 2015 г. [5], позволили с высокой долей вероятности смоделировать ситуацию с расходами бюджетов на лекарственное обеспечение больных с редкими заболеваниями в 2015 г. в рамках всей РФ, а также прогнозировать расходы по программе 24 нозологий в целом и по отдельным нозологиям как на общефедеральном, так и на уровне каждого региона по отдельности в последующие периоды, в частности на 2016 г.

С учетом количества граждан, состоящих в Федеральном регистре «Перечня 24» (на начало 2015 г. — 12 802 человека), среднего ежегодного прироста количества граждан, впервые внесен-

ных в Федеральный регистр (17,6% в год) [5] и средних расходов бюджета на лекарственное обеспечение 1 гражданина в сумме 874,6 тыс. руб., расчетные затраты региональных бюджетов в целом по РФ в 2015 г. составляют 13,3 млрд руб. Таким образом, основываясь на данных моделирования, в 2015 г. отмечается более чем 50% рост расходов бюджетов субъектов РФ от уровня расходов в 2014 г. на указанные цели (рис. 1).

Данные расчеты в целом соответствуют результатам анализа закупок по группе ЛП, предназначенных для лечения больных с редкими заболеваниями из «Перечня 24», размещенных на портале государственных закупок http://zakupki.gov .га в 2015 г. (13,5 млрд руб.) и планов закупок, опубликованных субъектами РФ на 2016 г. [6].

Реальная потребность в финансировании лекарственного обеспечения граждан, страдающих редкими заболеваниями, значительно выше выделяемых сегодня субъектами РФ бюджетных ассигнований на данное направление. Применив вышеуказанную расчетную модель, можно спрогнозировать и общую потребность в финансировании больных с редкими заболеваниями в целом по РФ. Исходя из средней потребности 1,163 млн руб. на 1 больного с редким заболеванием, внесенного в соответствующий Федеральный регистр, с учетом новых больных граждан, внесенных в Федеральный регистр, в 2015 г. она составляет 17,7 млрд руб. Значит ожидаемый дефицит финансирования может составить 4,4 млрд руб. (24,9%) из расчетной потребности на включенных в Федеральный регистр граждан по состоянию на 2015 г.

При этом, несмотря на то что с 2013 г. по 2015 г. доля дефицита финансирования остается относительно стабильной (и даже уменьшилась по группе «дети до 18 лет» с 15,0 до 12,1%), абсолютные показатели продолжают значительно расти (более чем в 2,4 раза в период с 2013 г.), а среди взрослых увеличились в процентном отношении и в 2015г. составляли 32,3% — то есть треть от всей потребности. Следовательно, каждый третий пациент с редким заболеванием не получает жизненно необходимое ему лечение в связи с отсутствием финансирования.

Необходимо помнить о приросте диагностированных и включенных в регистр новых пациентов в течение предстоящего периода финансиро-

5

0

вания и проводить соответствующие корректировки по прогнозу.

Используя данные по средним расходам бюджета на лекарственное обеспечение 1 гражданина, включенного в Федеральный регистр при отдельных нозологиях и, зная их точное количество, можно получить еще более точные данные применительно к эпидемиологической ситуации в каждом отдельном регионе. При этом, если средние расходы по всем нозологиям используются для общих расчетов и анализа на относительно больших выборках регионов (федеральный округ, Российская Федерация в целом), то для прогнозирования и расчетов на уровне отдельных регионов, где количество больных иногда составляет единицы, а многие нозологии вообще не встречаются, необходимо исходить из расходов на определенного больного конкретной нозологии, соответственно получающего ЛП (для оценки реальных затрат или потребности, прогнозирования расходов, оценки дефицита средств и показателя удовлетворения потребности в ЛП).

При всех подобных расчетах необходимо учитывать следующие важные факторы, в связи с которыми расчеты должны носить дискретный характер.

1. Несмотря на официальную статистику, «потребность» является в некоторой степени субъективным фактором, так как по разным причинам не все нуждающиеся пациенты учитываются организаторами здравоохранения (цифры, предоставляемые пациентскими организациями и профессиональными /экспертными сообществами в большинстве случаев выше).

2. Не все пациенты нуждаются в специальных методах лекарственной терапии, при этом доля нуждающихся больных при разных заболеваниях значимо различается (от 20—25 до 100%).

3. Крайне важным объективным критерием при оценке нуждаемости и планировании бюджета является усредненный показатель частоты предоставления ЛП, установленный стандартами медицинской помощи для соответствующих нозологий.

4. Продолжительности курса терапии в течение установленного рассматриваемого периода (например, 1 пациент начинает лечение в начале года, другой — в конце, следовательно, затраченные средства на 2-го пациента будут значительно ниже, что в результате скажется на

итоговой средней стоимости затрат на 1-го «среднего» пациента из всех, включенных в Федеральный регистр).

5. Дозировки и курсовая стоимость ЛП для конкретных пациентов могут отличаться в разы в зависимости от установленного режима дозирования, возраста (дети/взрослые), массы тела пациента, и даже — тяжести течения заболевания.

6. При исследовании и анализе средних расходов бюджета на лекарственное обеспечение 1 гражданина, включенного в Федеральный регистр (как в части реально затраченных средств, так и в части необходимых средств/дефицита бюджетов), в ряде субъектов учитывались не только основные «таргетные» (патогенетические) ЛП, предназначенные для лечения конкретных болезней, а все ЛП, которые входят в стандарты (включая поддерживающую, симптоматическую терапию, средства лечения осложнений и др.). Часто этим можно пренебречь, учитывая факт, что именно таргетные ЛП являются главной причиной высоких затрат и «нагрузки» на бюджет ввиду крайне высокой цены, и «стоимость» больного в основном формируется именно за счет них. Но есть и исключения, например болезнь Вильсона. При данном заболевании среднегодовая стоимость лечения неосложненных форм составляет 20—30 тыс. руб., а при наличии осложнений она может превышать 1 млн руб.

С учетом ожидаемого дальнейшего повышения цен и увеличения количества пациентов в региональных сегментах Федерального регистра в 2016 г. расчетный объем необходимых финансовых затрат на патогенетическую терапию зарегистрированных в субъектах РФ граждан с редкими заболеваниями может вырасти не менее чем на 20—30% и составить более 22,3 млрд руб. в целом по РФ, а реальные расходы — свыше 16 млрд руб. (см. рис. 1).

С учетом же данных зарубежных эпидемиологических исследований о распространенности редких заболеваний в странах Европы и США можно сделать предположение о реально большем количестве пациентов в РФ по сравнению с зарегистрированными в 2015 г. и связанным с этим дальнейшим ростом необходимых финансовых затрат в плановом периоде 2017—2018 гг. (в среднем в 1,5—2 раза).

Недофинансирование лекарственного обеспечения приводит к тому, что показатель Госу-

Показатель удовлетворения потребности в ЛП, %

Рис. 2. Показатели Государственной Программы развития здравоохранения Российской Федерации «Удовлетворение потребности отдельных категорий граждан в необходимых лекарственных препаратах и медицинских изделиях, а также специализированных продуктах лечебного питания» в 2015 г. по льготной категории граждан, страдающих редкими заболеваниями

дарственной Программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» [7 ] «Удовлетворение потребности отдельных категорий граждан в необходимых лекарственных препаратах и медицинских изделиях, а также специализированных продуктах лечебного питания» по льготной категории граждан, страдающих редкими заболеваниями, остается значительно ниже целевых значений, установленных Программой на 2016 г. (96%), и составляет 63,1%. Для отдельных заболеваний данный показатель еще ниже (от 62,1% при сфинголипидозах, 55,7% при пароксизмаль-ной ночной гемоглобинурии и 50,5% при мукопо-лисахаридозе VI типа, до крайне низких 32,2% при гемолитико-уремическом синдроме и всего 14,0% при острой порфирии (рис. 2) [5]. Сформировавшийся в результате дефицита финансирования крайне низкий показатель удовлетворения потребности в ЛП, предназначенных для обеспечении граждан, страдающих нозологиями из «Перечня 24», должен послужить поводом для принятия неотложных мер по решению проблемы лекарственного обеспечения данной группы больных как на федеральном, так и на региональном уровне.

Основная проблема лекарственного обеспечения граждан, страдающих редкими заболеваниями, состоит в том, что в настоящее время не предусмотрено и не согласовано между исполнительными органами федеральной и региональной власти расширение необходимых для этого бюджетных затрат в рамках Федеральной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи [8] и территориальных программ государственных гарантий субъектов РФ. Не учтены соответствующие доходные источники и возможные программы софинансирования, позволяющие обеспечить лекарствами больных с редкими заболеваниями при формировании межбюджетных отношений федерального центра с субъектами РФ как на 2015 г., так и на последующие годы. У многих субъектов РФ недостаточно финансовых средств в собственном бюджете для закупки ЛП, предназначенных для лечения таких заболеваний, поэтому больные лишены возможности получать жизненно необходимую таргетную терапию, что приводит к росту их инвалидиза-ции и смертности. Более чем в 50 субъектах РФ имеются серьезные сложности в обеспечении ЛП даже детей, страдающих редкими заболеваниями [5].

Среди больных с редкими заболеваниями более половины являются инвалидами [5], при этом более 84,2% инвалидов — федеральные льготники (инвалиды I, II групп и дети-инвалиды), а при отдельных нозологиях эта цифра приближается к 100%, но, согласно действующему законодательству, ЛП для лечения редких (орфанных) заболеваний эти граждане должны обеспечиваться преимущественно из региональных бюджетов (рис. 3). В результате на лицо факт правового дисбаланса, который может рассматриваться как дискриминация граждан-инвалидов по признаку заболевания. Тот факт, что 59% инвалидов с редкими заболеваниями в Федеральном регистре — дети, и при этом подавляющее число пациентов-инвалидов являются федеральными льготниками, подтверждает обоснованность выделения данных заболеваний в особую группу, требующую пристального внимания государства и финансирования лекарственного обеспечения из федерального, а не регионального бюджета, как в настоящее время.

Доля федерального и регионального Распределение по категориям льготы бюджетов на закупку

среди граждан-инвалидов в 2015 г. лекарственных препаратов в 2015 г.

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

8 4 2%

15,8%

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

54,9%

1

□ Федеральные льготники (инвалиды I, II гр. и дети-инвалиды)

□ Региональные льготники (инвалиды III гр.)

□ Федеральный бюджет (межбюджетный трансферт регионам в 2015 г.)

□ Региональный бюджет, ОМС

и собственные средства клиник

Рис. 3. Несоответствие распределения уровней льготников среди граждан-инвалидов с редкими заболеваниями долям федерального и регионального финансирования закупок ЛП

Основным источником, покрывающим 98— 99% потребности в основных ЛП, используемых для лечения редких заболеваний, до последнего времени оставались средства региональных бюджетов. В 2014 г., с развитием системы одноканального финансирования и в связи с все более возрастающей нагрузкой на региональные бюджеты, субъекты РФ начали более активно привлекать средства ОМС для закупок основных (патогенетических) ЛП для лечения редких заболеваний, в том числе дорогостоящих. По состоянию на конец 2015 г. доля ОМС в рассматриваемой сфере выросла с менее чем 1 до почти 3%, что составляет около 340 млн руб. (рис. 4). Все чаще ОМС берет на себя груз обеспечения больных дорогостоящими ЛП, месячный курс терапии которыми обходится в сотни тысяч и даже миллионы рублей. Например, по данным портала государственных закупок http://zakupki.gov.ru [6] за 10 месяцев 2015 г., проведено около 40 аукционов в 26 субъектах РФ и на дорогостоящие ЛП из бюджетов ОМС потрачено более 206,8 млн руб. Вышеуказанные факты подтверждают возможность и потенциал ОМС для более широкого использования средств ОМС с целью решения проблем обеспечения больных с редкими заболеваниями необходимыми (в том числе дорогостоящими) ЛП при оказании специализированной медицинской помощи в условиях стационара и дневного стационара, и, в первую очередь — для экстренных и тяжелых больных.

К концу 3-го квартала 2015 г. субъекты РФ потратили на ЛП для лечения редких заболеваний бюджеты, соизмеримые с бюджетами 2014 г. и столкнулись с реальной проблемой полного отсутствия дальнейшего финансирования таких закупок.

Выходом в данной ситуации может быть только отнесение полномочий по лекарственному обеспечению граждан с редкими заболеваниями на федеральный уровень и/или целевое федеральное софинансирование самых высоко затратных редких заболеваний (субсидии). Этот путь предусмотрен существующим законодательством (пунктом 2 части 1 и частью 12 статьи 15 Федерального закона №323-ФЗ) [1], но не применялся ранее на практике.

В Определении Конституционного суда от 02.07.2013 г. № 1054-О [9] указано, что разделение полномочий и источников финансирования не означает, что Российская Федерация тем самым перестает нести ответственность за состояние дел в соответствующей сфере. Напротив, в случае недостаточности собственных средств для покрытия расходов на обеспечение ЛП для редких заболеваний, субъекты РФ вправе рассчитывать на оказание им в той или иной форме финансовой помощи целевого характера.

Благодаря принятому Правительством РФ плану первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г. регионам РФ в целях улучшения ЛО граждан выделено дополнительно 12 млрд руб. межбюджетных трансфертов [10] для обеспечения льготными ЛП 12,8 тыс. граждан, страдающих редкими заболе-

млрд.руб. 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

8,13

6,74

6,00

5,21

0,00 0,02 0,05 0,00 0,08 0,13 0,340,22

2013 2014 2015

□ Консолидированные средства региональных бюджетов

□ Федеральный бюджет □ Бюджет ОМС □ Собственные средства клиник

Рис. 4. Источники и объемы бюджетирования закупок ЛП для лечения 24 редких заболеваний в динамике за 2013—2015 гг.

Региональный бюджет: 6,74 млрд.руб. Федеральный бюджет: 6,0 млрд.руб. Средства ОМС: 340 млн.руб. Собственные средства: клиник: 220 млн.руб.

Рис. 5. Распределение долей источников бюджетирования закупок ЛП в 2015 г.

млрд. руб. 25

20

15

10

0

Общая потребность 17,7 млрд.руб.

Общая потребность > 22,3 млрд.руб.

2015

2016

□ Дефицит финансирования В Федеральный бюджет

□ Региональный бюджет + ОМС + собственные средства клиник

Рис. 6. Прогноз ситуации с финансированием лекарственного обеспечения больных с 24 редкими заболеваниями в случае отсутствия федерального софинансирования в 2016 г.

ваниями, и 13 463 300 граждан, имеющих право получать такие ЛП по рецептам врача бесплатно или со скидкой 50%. По экспертным оценкам [5], совпадающим с данными объективного мониторинга МЗ РФ, до конца 2015 г., около 6,0 млрд руб. из этих средств израсходовано на редкие заболевания (45,1% от всех расходов на лекарственное обеспечение граждан, страдающих этими заболеваниями), что в целом позволило закрыть большую часть потребности в льготных ЛП до конца 2015 г. и на начало 2016 г. (рис. 5).

Необходимо учитывать, что поступившие в субъекты РФ вышеуказанные федеральные средства предотвратили фактическое «банкротство» региональных бюджетов и дефицит ЛП, включая жизненно необходимые для больных с редкими заболеваниями, обеспечив пока-

затель удовлетворения потребности в ЛП на уровне 63,1%. Однако, в условиях снижения бюджетных возможностей субъектов РФ из-за экономической нестабильности и финансового кризиса, в случае отсутствия подобного транша из федерального бюджета в 2016 г. наступит катастрофическая ситуация, когда дефицит бюджета на ЛП для лечения редких заболеваний вместо сегодняшних 24,9% [5] может составить более 65% в целом по РФ, а показатель удовлетворения потребности в ЛП снизится до исторически минимальных уровней в среднем менее 50%, при этом для отдельных заболеваний (особенно дорогостоящих) окажется ниже 25—30% (рис. 6).

Принятое Правительством РФ в рамках антикризисных мер актуальное решение и выделенные федеральные средства в виде межбюджетных трансфертов на ЛО льготных категорий граждан позволили качественно улучшить ситуацию во второй половине 2015 г., однако взятые однажды обязательства и государственные гарантии в отношении больных с редкими заболеваниями не могут быть «разовыми акциями», они не должны быть снижены или прекращены и в последующие годы. Крайне важно обеспечить наличие необходимых оснований и условий для дальнейшего предоставления такой финансовой помощи регионам из федерального бюджета на регулярной (ежегодной) основе и целевым образом отдельно на редких (орфанных) больных в 2016 г. и в последующие годы. Это не позволит «растворить» данную категорию граждан среди других групп льготников и даст возможность обеспечить жесткий государственный контроль за обоснованностью и эффективностью расходования финансовых средств, выделяемых на указанные цели.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон РФ от 21 ноября 2011 г. №323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=LAW;n=121895 (дата обращения: 11.12.2015).

2. Постановление Правительства РФ от 26 апреля 2012 г. № 403 «О порядке ведения Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболева-

5

ниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и его регионального сегмента». URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_129078/ (дата обращения: 11.12.2015).

3. Омельяновский В.В., Сура М.В. с соавт. Информационный бюллетень «Оценка необходимых финансовых затрат на лекарственное обеспечение больных с редкими заболеваниями в РФ». Экспертный совет по здравоохранению Комитета Совета Федерации по социальной политике. М., 2014. 44 с.

4. Красильникова Е.Ю., Соколов А.А. Анализ ситуации в сфере оказания медицинской помощи и лекарственного обеспечения пациентов, страдающих жизнеугрожаю-щими и хроническими прогрессирующими редкими заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности в субъектах Российской Федерации (результаты структурированного исследования). М., 2014. 56 с.

5. Материалы медико-экономического исследования «Доступность медицинской помощи и лекарственного обеспечения больных с редкими заболеваниями в Российской Федерации: реалии и пути решения проблем», проведенного Центром изучения и анализа проблем народонаселения, демографии и здравоохранения Института ЕврАзЭС совместно с Национальным Советом экспертов по редким заболеваниям за период 2013— 2015 гг. представленные на круглом столе Комитета Государственной Думы по охране здоровья. Москва,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14 декабря 2015 г. URL: http://euras.center/news/ (дата обращения: 11.12.2015).

6. Портал государственных закупок. URL: http:// zakupki.gov.ru (дата обращения: 11.12.2015).

7. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 294 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения»». URL: http://base.garant.ru/70643470/#help (дата обращения: 11.12.2015).

8. Постановление Правительства РФ от 19 декабря 2015 г. № 1382 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год». URL: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/ 678898/ (дата обращения: 11.12.2015).

9. Определение Конституционного суда от 02.07.2013 г. № 1054-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению запросов Кабинета Министров Республики Татарстан и Вахитовского районного суда города Казани о проверке конституционности пункта 10 части 1 статьи 16 и части 9 статьи 83 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Москва, 2013 г. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_149805/ (дата обращения: 11.12.2015).

10. Постановление Правительства РФ от 19 июня 2015 г. № 609 «О предоставлении в 2015 г. иных медбюджет-ных трансфертов бюджетам субъектов РФ в целях улучшения лекарственного обеспечения граждан». URL: http://base.garant.ru/71096644/ (дата обращения: 11.12.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.