УДК 316.35+364.3
И.Ю. Жилина*
ВОЛОНТЕРСТВО КАК РЕСУРС ДЛЯ РЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ РОССИИ
Аннотация. Анализируются концептуальные и законодательные основы развития добровольчества (волонтерства)1 в современной России. Приводятся количественные, качественные (социально-демографические) и структурные характеристики волонтерского сообщества. Рассматриваются особенности некоторых направлений волонтерской деятельности, а также государственная политика в этой сфере.
Ключевые слова: добровольчество (волонтерство); добровольческая (волонтерская) деятельность; законодательство о волонтерстве; структура волонтерского сообщества; количественные и качественные характеристики волонтерства; государственная политика в области волонтерства.
I.Yu. Zhilina Volunteering as a resource for solving social and ecological problems of Russia
Abstract. The conceptual and legislative frameworks for the development of volunteering in modern Russia are analyzed. The quantitative, qualitative (socio-demographic) and structural characteristics of the volunteer
* Жилина Ирина Юрьевна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Отдела экономики ИНИОН РАН.
Zhilina Irina Yurievna, candidate in historical sciences, senior researcher of the Department of economics at the Institute of Scientific Information on Social Sciences of the Russian Academy of Sciences (Moscow, Russia)
1 В данной работе термины «волонтерство» и «добровольчество» и их производные используются как синонимы.
DOI: 10.31249/espr/2019.01.06
© Жилина И.Ю., 2019 119
community are listed. The features of some areas of volunteering, government policy in this area are considered.
Keywords: volunteering; voluntary activities; volunteer legislation; structure of the volunteer community; quantitative and qualitative characteristics of volunteering; areas of volunteering; government volunteering policy.
В современной России волонтерское движение начало возрождаться в конце 1980-х - начале 1990-х годов в условиях роста социальных проблем и почти полного устранения государства от выполнения своих социальных обязательств в новой социально-экономической ситуации. Особенно остро дефицит участия государства ощущался в организации ухода за престарелыми, оказании помощи одиноким матерям и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (ТЖС), беспризорным детям и т.д. Именно эти ниши начали заполнять социально активные граждане, помогающие людям решать их жизненные проблемы.
В последующие годы в стране росло число граждан и организаций, участвующих в добровольческой деятельности, расширялись масштабы реализуемых программ и проектов с их участием. И государство, и общество все больше осознавали, что добровольчество является одним из инструментов решения ряда социальных проблем, а также способом самореализации и саморазвития личности, формирования гражданской ответственности. Среди всех практик и институтов гражданского общества именно волонтерство в последние годы пользуется наибольшим вниманием со стороны государства. Свидетельством этому являются учреждение в 2017 г. Дня добровольца и проведение Года добровольца и волонтера в 2018 г. Такое отношение государства к добровольчеству вполне объяснимо: данные о вкладе добровольцев в ВВП Норвегии (2,7%), Новой Зеландии (2,5), Франции (1,4), Канады (1,0), США - (1,0), Бельгии (0,7), Бразилии (0,6), Чехии (0,2%) являются убедительным свидетельством эффективности добровольческой деятельности [О развитии добровольчества (волонтерства).., 2018, с. 7]. Поэтому государство не может позволить себе упустить возможности использования потенциала волонтерского движения для решения социальных, экологических и других проблем в весьма неоднозначной для страны экономической ситуации.
В течение последних 10-15 лет в России в результате совместных усилий государства и общества, хотя и не без проблем, активизировался процесс институциализации добровольчества [Горлова Н.И., 2017, с. 79]. Качественным сдвигам в добровольческом
движении способствовали развитие сетевого общества и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), обеспечивающих возможность быстрее и эффективнее оказывать поддержку нуждающимся и гибко реагировать на перемены в социуме.
Законодательная база добровольчества в Российской Федерации
Ключевым законодательным актом, регулирующим добровольческое движение в РФ, первоначально был закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»1, в котором впервые определены понятия «доброволец» и «добровольческая деятельность». Согласно закону, добровольцы - физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности) в интересах благополучателей. Благопо-лучатели - граждане и юридические лица, получающие благотворительную помощь филантропов, меценатов и добровольцев. Таким образом, добровольчество трактовалось как форма общественной благотворительной деятельности. При этом понятия «доброволец» и «волонтер», фигурировавшие в принятых позднее правовых актах2, имели разные значения. Поэтому четкое определение статуса добровольца (волонтера) в российском законодательстве долгое время отсутствовало.
Стоит подчеркнуть, что основы государственной политики в отношении добровольчества были сформулированы лишь в 2009 г. в «Концепции развития благотворительной деятельности и добровольчества». Основная цель государственной политики в этой об-
1 Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». - Режим доступа: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7495/
2 Федеральный закон от 6 мая 2007 г. № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 113763/; Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 310-ФЗ (ред. от 28 июня 2014 г.) «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». - Режим доступа: http://base.garant.ru/ 12157435/; Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. (ред. от 3 июля 2016 г.) № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте». - Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/
ласти определялась как «активизация потенциала благотворительности и добровольчества как ресурса развития общества, способствующего формированию и распространению инновационной практики социальной деятельности, позволяющего дополнить бюджетные источники для решения социальных проблем внебюджетными средствами и привлечь в социальную сферу трудовые ресурсы добровольцев»1. Концепция также содержала комплекс мер по поддержке развития благотворительного сегмента некоммерческого сектора.
В целом законодательная база, затрагивающая различные аспекты волонтерства в России, была фрагментарной, а большинство документов (концепций, программ и т.д.) носили декларативный характер [Певная М.В., 2016, с. 197].
Попытки ввести волонтерство в правовое поле2 были реализованы с принятием в 2018 г. Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)»3. С этого времени ранее принятый закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» получил новое название: «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», что позволило разделить благотворительную и добровольческую деятельность. Добровольческая (волонтерская) деятельность теперь определяется как безвозмездное выполнение работ и оказание услуг в целях социальной поддержки и защиты граждан. Уравнивание понятий «волонтерство» и «добровольчество» устранило противоречия между нормативными правовыми актами в этой сфере. Было введено понятие волонтерской (добровольческой) организации и
1 Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации. Одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. № 1054-р. - М., 2009. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_90313/
2 В июне 2013 г. на рассмотрение Государственной думы РФ был внесен законопроект «О добровольчестве (волонтерстве)». Этот документ, задуманный как нормативно-правовая основа для добровольческой деятельности, вызвал в обществе оживленную дискуссию. Критике подверглись не только отдельные его положения, прежде всего идеи добровольной регистрации волонтеров и ведение личных учетных книжек, но и сама целесообразность его принятия. В конечном итоге Государственная дума законопроект отклонила.
3 Федеральный закон от 5 февраля 2018 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)». - Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001201802050041
организации - организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, определен механизм взаимодействия различных органов власти с волонтерами.
Закон в новой редакции предусматривает возможность осуществления добровольческой деятельности как индивидуально, так и в составе организаций; определяет правовые условия реализации добровольческой деятельности, которые могут быть закреплены в гражданско-правовом договоре между добровольцем и благополучателем либо юридическим лицом. Договор может определять как возмещение расходов добровольцев на наем жилого помещения, проезд до места назначения и обратно, питание и т.д., так и обязанности благополучателя или юридического лица по выполнению взятых на себя обязательств. Законом также предусмотрено создание единой информационной системы (ЕИС) волонтеров (портал добровольцыроссии. рф.), в которую участники движения на добровольной основе вносят свои данные. В свою очередь, организации, нуждающиеся в их помощи, оставляют на портале свои заявки1.
Волонтерское сообщество неоднозначно восприняло некоторые положения закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», в частности, механизм взаимодействия с волонтерами различных органов власти и создание ЕИС. Хотя объективно волонтерство нуждается в поддержке государства, у многих представителей добровольческого движения активность чиновников в этом направлении вызывает серьезные опасения, обусловленные противоречием между содержанием положений закона и их правоприменением. Предоставление любому органу власти, особенно на муниципальном уровне, права осуществлять программы поддержки добровольчества может усилить бюрократизацию процесса взаимодействия волонтеров с органами власти, а стремление чиновников к тотальному контролю за гражданами превратит добровольный учет в обязательный, что оттолкнет людей от волонтерства.
Возможно, частично эти опасения будут сняты, хотя бы на уровне регионов, при реализации разработанного Агентством стратегических инициатив (АСИ) Стандарта поддержки добровольчества в регионах, в котором прописаны конкретные действия ре-
1 К декабрю 2018 г. в ЕИС зарегистрировалось более 450 тыс. человек, а количество заявок превысило 35 тыс. (20 тыс. мероприятий и 15 тыс. проектов) [Доклад о состоянии.., 2018, с. 86].
гиональных властей (9 шагов) (с примерами лучших практик) [Стандарт.., 2017]. К ним относятся: принятие регламента взаимодействия региональных органов государственной власти с социально ориентированными некоммерческими организациями (СО НКО)1, добровольческими (волонтерскими) организациями; назначение ответственного за развитие добровольчества (волонтерства) в регионе на уровне не ниже заместителя главы субъекта РФ; создание совета по вопросам добровольчества (волонтерства); открытие ресурсных (добровольческих) центров; предоставление субсидий и грантов добровольческим организациям; оказание информационной поддержки и популяризации добровольчества (волонтерства); подготовка добровольцев (волонтеров) и должностных лиц; разработка мер поощрения добровольцев (волонтеров); оценка внедрения Стандарта.
Сколько волонтеров в России?
Сведения об общем количестве волонтеров в РФ весьма противоречивы из-за существенного расхождения официальных данных Росстата с данными других ведомств и с результатами общероссийских опросов населения исследовательскими организациями. В 2017 г. Росстат оценил среднюю численность добровольцев в 2732 тыс. человек против 1146 тыс. человек в 2011 г. и 2155 тыс. человек в 2016 г. [Итоги выборочного.., 2017]. По информации Роспатриотцентра, в 2017 г. в стране насчитывалось около 5,3 млн волонтеров [Доклад о деятельности.., 2018, с. 15]. На Международном форуме добровольцев (Москва, декабрь 2018 г.) первый заместитель главы Администрации Президента С. Кириенко, ссылаясь на информацию Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), озвучил цифру в 14 млн человек [Новоселова Е., 2018].
1 Понятие социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) было введено в ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ Федеральным законом от 05.04.2010 № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций». Перед СО НКО ставилась задача решения социальных проблем и развития гражданского общества в РФ. Сферами деятельности СО НКО являются, в частности, социальная поддержка граждан, здравоохранение, охрана окружающей среды и защита животных, образование, наука, культура, спорт и др. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_99113/3d0cac60971a 511280cbba229d9b6329c07731f7/#dst100009
По данным Росстата, в волонтерской деятельности ежемесячно участвуют лишь 1,3% россиян от 15 до 72 лет [Труд и занятость.., 2017, с. 97]; по результатам мониторинга НИУ ВШЭ - 33% взрослого населения страны [Мерсиянова И.В., 2018, с. 8]; по данным ВЦИОМ, в последние 1-2 года в волонтерской деятельности участвовали от 72 (благоустройство территорий) до 18% (помощь представителям социально уязвимых групп) россиян [Волонтерство в России.., 2018].
Такие расхождения обусловлены прежде всего различиями в методиках сбора и обработки данных разными ведомствами и исследовательскими организациями [Подробнее см.: Доклад о деятельности.., 2018, с. 1]. Кроме того, идентичность волонтеров в России еще не сформировалась: среди россиян, вовлеченных в волонтерскую работу, в 2018 г. только 33% считали себя добровольцами [Доклад о развитии.., 2018, с. 3]. Различия в подходах к способу измерения добровольчества не позволяют увидеть целостную картину его современного состояния и перспектив развития, что снижает эффективность государственной политики в этой сфере.
Социально-демографические характеристики и мотивация волонтеров
Несмотря на существующие недостатки, результаты проведенного в 2016 г. Росстатом обследования рабочей силы (ОРС), выполнявшей неоплачиваемую работу в интересах других лиц (кроме членов семьи) или организаций в течение последнего месяца, предшествующего опросу, позволяют выявить основные социально-демографические характеристики волонтерского сообщества.
В 2016 г. ежемесячно работали в качестве волонтеров 1435 млн жителей России, из которых 63% составляли женщины. Это соответствует мировому тренду развития добровольческого движения - на долю женщин приходится 57% добровольческой деятельности в мире [Связующая нить.., 2018, с. 15]. Возраст почти 76% волонтеров - 20-59 лет. Молодежь в возрасте 15-19 лет составляла 9%, а лица старших возрастов (60-72 года) - 15% всех волонтеров. Около 39% волонтеров имели среднее профессиональное образование, 33 - высшее образование, 28% - среднее общее образование и ниже. Жители городов и сел в одинаковой степени участвуют в волонтерском труде.
Основными направлениями волонтерского труда в 2016 г. являлись социальные работы (39,1% волонтеров), благоустройство
и очистка территорий (16,4%), помощь животным (7,4% волонтеров). Наименее привлекательными были сельскохозяйственные работы, экологические проекты, поиск пропавших людей. В каждом из этих видов работ принимало участие менее 1% волонтеров (рассчитано по: [Труд и занятость.., 2017, с. 100]).
Средняя продолжительность времени, затраченного на волонтерскую деятельность, в 2016 г. составляла 9,4 часа в месяц при отсутствии значительных различий по этому показателю между женщинами и мужчинами [Оценка экономической.., 2018, с. 95].
Уровень участия населения в волонтерской деятельности в среднем в месяц колебался по регионам в диапазоне от 0,1 до 6,1% общей численности населения. Самые высокие показатели наблюдались в Камчатском крае - 6,1%, Республике Хакасия - 5,9, г. Севастополе - 5,3%. В 39 регионах уровень участия в волонтерском труде составлял 1-3% численности населения в среднем в месяц, но в 36 субъектах РФ не превышал 1% [Оценка экономической.., 2018, с. 98].
По данным опроса ВЦИОМ, проводившегося в июле-августе 2017 г., мотивом участия в волонтерской деятельности почти 48% опрошенных является интересный досуг. Около 1/3 становились добровольцами, чтобы чувствовать себя полезными (37%), реализовать свои инициативы (32), а также приобрести знания, навыки (31%). Более 3/4 волонтеров (77%) отметили, что получали поощрение за свою работу, как правило, в виде благодарностей или сувениров. При этом 91% респондентов, получавших поощрения, готовы продолжить волонтерскую деятельность и при их отсутствии. Наибольший интерес среди поощрений вызывают досу-говые мероприятия (встречи с интересными людьми, культурно-массовые, спортивные события, выставки, организация экскурсий, поездок), а также рекомендательная поддержка (рекомендации при поступлении в вуз, поиске работы). Возможные финансовые льготы (при оплате проезда в разных видах городского и междугороднего транспорта, мобильной связи, Интернета, услуг ЖКХ) менее актуальны [Что вдохновляет.., 2017].
Структура волонтерского сообщества
Основной характеристикой сложившейся к настоящему времени структуры волонтерского сообщества в России является его сегментированность: оно включает множество разнообразных типов добровольчества, выделяемых по разным признакам (направ-
лениям деятельности, охвату территории и др.). Главным, по нашему мнению, является включенность или невключенность волонтеров в деятельность организаций некоммерческого сектора.
По этому признаку в добровольческом движении выделяют два сегмента: формальное (организованное) и неформальное (неорганизованное) волонтерство. В формальном сегменте работают как стихийно сложившиеся, так и организованные государственными органами власти группы. Неорганизованные волонтеры выполняют работу за «не справляющееся с проблемами населения» государство, тогда как «прогосударственные» НКО фактически выполняют «госзадание» [Певная М.В., 2014, с. 235].
По данным Минюста, на 1 декабря 2018 г. в РФ зарегистрировано 210 тыс. некоммерческих организаций, по организационно-правовым признакам соответствующих СО НКО [Заседание Государственного.., 2018]. Исходя из данных Росстата, в последние годы динамика развития СО НКО не претерпела существенных изменений: в 2015 г. в России было 140 тыс. СО НКО, в 2016 г. - 143,4, в 2017 г. - 142,6 тыс. Наибольшее количество СО НКО занимаются деятельностью в области физической культуры и спорта (29,7 тыс.), образования, просвещения, науки (27,3), оказания социальных услуг населению (25,1 тыс.) [Доклад о состоянии.., 2018, с. 63].
Под неформальным волонтерством понимается помощь непосредственно нуждающемуся в ней незнакомому человеку индивидуально или в рамках инициативных групп. Согласно данным мирового рейтинга благотворительности, ежегодно рассчитываемого Фондом поддержки и развития филантропии (CAF), в России практики неформального волонтерства более распространены, чем его организованные формы. Доля формальных волонтеров в общей численности взрослого населения России 2010-2016 гг. составляла в среднем 18%, а неформальных - 32,6% (рассчитано по: [Кузь-минчук А.А., Телепаева Д.Ф., 2017, с. 445]).
Более высокая степень распространения практик неформального волонтерства в РФ подтверждается и данными исследовательских центров. Так, по оценке НИУ ВШЭ, в 2017 г. доля неформальных волонтеров составляла 62% всех волонтеров [Мер-сиянова И.В. Сколько волонтеров.., 2018, с. 11], по данным ВЦИОМ, в индивидуальном порядке волонтерской деятельностью занимались 52% волонтеров, вместе со знакомыми - 21% [Волонтерство в России.., 2018].
В то же время эмпирические исследования показывают, что между регулярностью волонтерской деятельности и включенностью волонтеров в деятельность НКО существует определенная связь. Так, репрезентативный опрос 604 волонтеров г. Екатеринбурга показал, что регулярно занимались добровольчеством 32% добровольцев из числа «формальных волонтеров», тогда как среди «неформальных волонтеров» только 5,5% [Певная М.В., 2015, с. 147]. Косвенно эта связь подтверждается и данными о времени, затрачиваемом формальными и неформальными волонтерами на добровольческую деятельность. По данным Росстата, в 2016 г. формальные волонтеры работали в среднем 11,4 часа в месяц, что на 2,5 часа больше продолжительности работы неформальных волонтеров [Оценка экономической.., 2018, с. 95]. Таким образом, включенность в институциональную среду является для волонтеров своего рода дисциплинирующим фактором.
Несмотря на более широкую распространенность неформального волонтерства, приоритетным для государства остается формальный сегмент, а неформального как бы и не существует. Так, на заседании Государственного совета 27 декабря 2018 г., посвященном развитию добровольчества (волонтерства) и СО НКО, неформальное волонтерство вообще не упоминалось. В то же время вице-премьер Правительства РФ Т. Голикова подчеркнула, что «без участия СО НКО в решении социально чувствительных тем невозможно осуществлять деятельность» [Заседание Государственного.., 2018]. Такое отношение государства к неформальному волонтерству объясняется сложностью контроля и управления неорганизованными волонтерами, привлечения их к выполнению определяемых государством задач. Заметим, что и сами неформальные волонтеры не стремятся уйти «под крыло» государства. По результатам анкетирования в 2016 г. 600 жителей Свердловской области, каждый четвертый неформальный доброволец не допускал для себя возможности работать в НКО [Кузьминчук А.А., Телепаева Д.Ф., 2017, с. 448].
Особенности некоторых направлений волонтерской деятельности
Организация волонтерской деятельности предполагает два варианта занятости: временную или регулярную. Первая подразумевает работу на сезонных или периодических мероприятиях (спортивные или событийные мероприятия, проекты, связанные с
экологией или образованием, чрезвычайные ситуации (ЧС)). При этом, участвуя в спортивном или событийном добровольчестве, а также в некоторых экологических проектах, волонтеры получают массу положительных впечатлений.
Регулярная занятость чаще всего связана с социальным во-лонтерством - работой в социальных и медицинских учреждениях (организация досуга детей и взрослых, обучение сирот профессиональным навыкам, помощь персоналу в уходе за больными, сопровождение выпускников сиротских учреждений и др.), в семьях, находящихся в ТЖС, помощью инвалидам и ветеранам. Как правило, в ходе собеседования волонтер должен доказать свою профессиональную пригодность и готовность регулярно тратить силы на эмоционально напряженную работу. Кроме того, социальное волонтерство требует от волонтера помимо прохождения хотя бы минимального курса обучения некоторых дополнительных по сравнению с другими видами волонтерства усилий, в частности оформления медкнижки. Владение профессиональными навыками также необходимо волонтерам, работающим в зонах ЧС и участвующим в поиске пропавших людей. Определенные требования в отношении возраста волонтеров, а также физического здоровья предъявляются участникам некоторых экологических проектов.
В социальном волонтерстве, переживающем этап накопления опыта и количественного роста, в 2016 г. участвовали 561 тыс. (39,1%) всех добровольцев, из которых 93,7% выполняли эту работу по собственной инициативе [Труд и занятость.., 2017, с. 100].
По данным опроса, проведенного в 2017 г. Общественным советом при Уполномоченном по правам ребенка при Президенте РФ, в котором участвовали 30 руководителей и сотрудников известных благотворительных и волонтерских организаций из 17 регионов РФ, 75% волонтерских организаций работали в учреждениях, а 25% - в семьях [Белановский Ю.С., Ширшова И.В., 2018, с. 9]. Результаты опроса показали, что в обществе существует запрос на конкретные виды социальной волонтерской помощи, связанные с качеством жизни (общение, участие, бытовая помощь и т.д.), когда люди хотят жить, а не выживать.
Отмечается, что в семьях волонтеры часто сталкиваются с потребительским отношением, нежеланием родителей идти на контакт при отсутствии материальной помощи, их незаинтересованностью в развитии и социализации детей. По мнению экспертов, работа в семьях сможет нормально развиваться после накопления «массы» и опыта волонтерства в учреждениях.
Проблемы есть и при работе волонтерских организаций с госучреждениями. Запрос на волонтеров от них невелик: только 57% экспертов упомянули несколько десятков их конкретных запросов, хотя в регионах, представляемых экспертами, таких учреждений сотни. Наиболее лояльны к волонтерам интернаты, специализированные центры и другие учреждения, в которых проживают дети, оказавшиеся без попечения родителей, а также дома престарелых, тогда как медицинские учреждения, а также психоневрологические интернаты более закрыты. Причем в госучреждениях более высок запрос на волонтеров, представляющих благотворительные фонды, особенно известные, что связано с возможностью получения от них материальной помощи.
В целом госучреждения и представители органов власти воспринимают волонтеров как обузу с неопределенным статусом и относятся к ним как к бесплатной рабочей силе. Нередко госучреждения требуют материальную помощь как условие допуска волонтеров к пациентам или проживающим, в одностороннем порядке изменяют требования к волонтерам и предпринимают другие действия, свидетельствующие о неготовности большинства руководителей госучреждений к сотрудничеству с волонтерами.
В то же время опрос показал, что и волонтерские организации сталкиваются с определенными внутренними проблемами -нехваткой профессиональных сотрудников, умеющих работать с волонтерами, дефицитом социальных технологий, слабостью материальной базы и информационной поддержки [Белановский Ю.С., Ширшова И.В., 2018, с. 14]. В связи с этим социальные волонтеры ожидают от органов власти, профильных учреждений и ведомств, уполномоченных по правам человека и по правам детей популяризации социального волонтерства, содействия волонтерским организациям в развитии равноправного партнерства с госучреждениями в интересах благополучателей [Белановский Ю.С., Ширшова И.В., 2018, с. 17].
Экологическое волонтерство (добровольческая деятельность, направленная на сохранение окружающей среды, решение экологических проблем). Сведения о количестве в России экологических волонтеров разноречивы. По данным Росстата, в 2016 г. в реализации экологических проектов участвовало всего 13 тыс. волонтеров, 54% из которых работали по собственной инициативе [Труд и занятость.., 2017, с. 100]. По данным Минприроды России, в 2017 г. только в заповедниках и национальных парках России работали более 1 млн добровольцев [Минприроды России.., 2018].
В том же году в рамках Федеральной целевой программы «Вода России» более 50 тыс. волонтеров убрали почти 4 тыс. т мусора, высадили 1200 деревьев, очистили от надписей километры скальных поверхностей у Байкала [Экологическое волонтерство.., 2018]. Согласно опросу ВЦИОМ, участие в благоустройстве территорий является в настоящее время наиболее распространенной формой волонтерской активности, в которой участвовали 72% россиян [Волонтерство в России: сегодня.., 2018].
Расхождения данных в определенной мере объясняются разным подходом Росстата, с одной стороны, и Минприроды и региональных властей - с другой, к трактовке экологического волонтер-ства. Росстат относит к экологическим лишь проекты по расчистке лесов, полей, рек и посадке деревьев. Минприроды и региональные власти рассматривают экологическое волонтерство гораздо шире. Они включают в эту деятельность очистку территорий от бытовых отходов, мусора и металлолома, помощь особо охраняемым природным территориям (ООПТ), лесовосстановление. Так, в 2017 г. добровольцы ликвидировали в России более 11 тыс. незаконных свалок [Мошкин М., 2018]. Во Всероссийской акции по восстановлению лесов с 2011 по 2017 г. приняли участие более 5,5 млн человек [Минприроды России.., 2018]. Элементами экологического волонтерства являются также деятельность добровольных пожарных дружин, просветительская деятельность в сфере экологии. Судя по этим данным, можно предположить, что экологическое волонтерство распространено в России гораздо шире, чем представляет Росстат.
Даже такой краткий обзор особенностей разных направлений волонтерской деятельности показывает, что волонтеры должны обладать качествами и компетенциями, необходимыми для выполнения конкретной работы, что свидетельствует о профессионализации добровольчества.
Влияние ИКТ на добровольческое движение
Опрос, проведенный сотрудниками НИУ ВШЭ в 2017 г., выявил интересную закономерность: более активное пользование Интернетом повышает вероятность занятия добровольческим трудом. Причем в группе интернет-пользователей, отслеживающих в сети новостную и политическую информацию, вероятность встретить добровольца составляет 40% против 33% среди всех (Мерсиянова И.В., 2018, с. 10).
Сокращая временные и пространственные ограничения, ИКТ создают дополнительные каналы и способы привлечения добровольцев, способствуют расширению масштабов добровольчества, в частности развитию инклюзивного волонтерства (вовлечение людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в волонтерскую и общественную деятельность) - самого молодого направления добровольческой деятельности в России. Инклюзивные практики, являющиеся одним из механизмов социальной реабилитации и адаптации людей с ОВЗ, помогают их профориенти-рованию, в том числе и в области ИКТ (координация работы волонтерских групп в поисковых операциях, разработка различных интернет-продуктов, оказание психологической и консультативной помощи и т.д.
Расширение возможностей ИКТ также способствовало появлению таких новых направлений волонтерства, как наука граждан (citizen science) и краудсорсинг. Наука граждан - это долговременные распределенные научные исследования, в которых наряду с профессионалами участвует значительное число любителей [Егерев С.В., 2018].
Примером данного направления служат Международные дни наблюдений птиц, ежегодно организуемые Союзом охраны птиц России (СОПР). В этой акции участвуют как орнитологи, так и любители всех возрастов, включая младших школьников. Они считают увиденных в эти дни птиц, определяют их вид, фотографируют и передают результаты наблюдений в национальные координационные центры. СОПР также проводит ежегодный общероссийский учет зимующих водоплавающих птиц «Серая шейка». В 2018 г. в нем приняли участие орнитологи и любители из 43 субъектов РФ [Итоги Всероссийской.., 2018].
Другим примером является участие волонтеров в создании информационной системы «Распространение инвазионных видов растений» (Институт биологии Коми научного центра Уральского отделения РАН). Благодаря собранным ими данным о зонах произрастания борщевика Сосновского, было нанесено на карту более 10 тыс. точек его распространения. Такие практики не только поддерживают конкретные научные исследования, но и помогают анализировать состояние окружающей среды в целом.
Краудсорсинг - это привлечение широкого круга людей, действующих на добровольных началах, к решению различных проблем.
Примером российского краудсорсингового проекта служит онлайн-карта Recyclemap.ru, запущенная и поддерживаемая российским Greenpeace. Волонтеры из почти 60 городов находят, проверяют и наносят на карту пункты приема вторсырья, в которых граждане могли бы сдать на переработку раздельно собранные отходы (что особенно актуально в условиях реформы «мусорной» отрасли). Проект действует более пяти лет и объединяет десятки волонтеров, которые проверяют сведения, обновляют информацию, отвечают на комментарии пользователей [Честина Т., 2018, с. 38].
Исследование ФОМ, проведенное в 2016 г., показало, что целевая аудитория краудсорсинга охватывает 5-10% взрослого населения России. ФОМ выделяет участников крауд-проектов в особую категорию «новых волонтеров», рассматривающих крауд-сорсинг как инструмент самореализации и способ решения социальных проблем [Участники крауд-проектов.., 2016 а, с. 9]. К участию в крауд-проектах людей привлекают желание поделиться с другими своими опытом и знаниями или донести свои идеи до представителей власти и бизнеса (25%); перенять знания и опыт других (25); интерес к теме или идее проекта (23); надежда принести пользу, помочь (14%). Кроме того, участие в таких проектах дает возможность расширить контакты, найти партнеров по бизнесу, получить дополнительный заработок [Участники крауд-проектов.., 2016 б, с. 9].
Государственная политика поддержки добровольчества
Меры поддержки волонтерства довольно детально проработаны в «Концепции развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 г.» [Концепция развития.., 2018]. Согласно Концепции, содействие развитию и распространению добровольческой деятельности отнесено к числу приоритетных направлений социальной и молодежной политики. Концепция определяет «основные направления развития волонтерства в целях обеспечения системного подхода к мерам поддержки добровольческих инициатив».
Документ предусматривает развитие методической, информационной, консультационной, образовательной и ресурсной поддержки деятельности по привлечению волонтеров к работе в учреждениях социального обслуживания населения, образования, здравоохранения, оказанию помощи при возникновении ЧС. При
этом предусматривается поддержка добровольческого движения в разных возрастных (от детей до лиц старшего возраста) и социальных (корпоративное добровольчество, волонтерская деятельность в профессиональных коллективах) группах а также добровольческих ассоциаций и общественных движений, объединяющих добровольческие центры и организации в сетевые сообщества («Волонтеры Победы», «Волонтеры-медики», «Поисковое движение России» и другие).
Работа по вовлечению россиян в добровольческую деятельность будет также проводиться в рамках нацпроекта «Образование», в который включен федеральный проект «Социальная активность», предусматривающий создание инфраструктуры для поддержки деятельности волонтеров (предполагается организовать 318 региональных ресурсных центров добровольчества, а также волонтерские центры в образовательных организациях всех типов, центры «серебряного волонтерства») и подготовку профессиональных кадров для работы с волонтерами. На развитие добровольчества в рамках этого проекта в течение 6 лет будет направлено более 27 млрд руб., в том числе почти 2 млрд руб. - на создание системы социальной поддержки добровольцев; около 1,5 млрд руб. - на грантовую поддержку лучших проектов в сфере добровольчества [Заседание Государственного.., 2018].
Таким образом, государство стремится мобилизовать немалый потенциал волонтерского движения1 для расширения фактически контролируемого им организованного сегмента волонтерского сообщества за счет вовлечения в него людей, в принципе готовых заниматься волонтерской деятельностью, а также хотя бы части неорганизованных волонтеров, для решения стоящих перед государством задач, прежде всего в социальной сфере.
На всех уровнях исполнительной власти прослеживается тенденция роста финансовой поддержки формального добровольчества. Общий объем субсидий СО НКО из федерального бюджета (в том числе через Фонд президентских грантов) увеличился с 9,1 млрд руб. в 2016 г. до 12,9 млрд руб. В 2017 г. финансовую поддержку из бюджетов субъектов РФ получили 6,6 тыс. организаций (в 2016 г. - 5,7 тыс.) (темп роста - 16%). При этом объем финансовой поддержки, предоставляемой СО НКО в виде субси-
1 По словам вице-премьера правительства Т. Голиковой, к 2024 г. заниматься волонтерством будут около 20% россиян, или 30 млн человек [Заседание Государственного.., 2018].
дий на конкурсной основе на муниципальном уровне, в 2017 г. составил 8,7 млрд руб. по сравнению с 6,2 млрд руб. в 2016 г. (темп роста - 40%). Доля муниципальных районов и городских округов, реализующих мероприятия по поддержке СО НКО, выросла за 2017 г. на 9 п.п. - с 53 до 62%. В то же время муниципальные программы по поддержке СО НКО приняты только в 23% муниципальных районов и городских округов при росте общего объема предоставленных субсидий местным бюджетам из бюджетов субъектов РФ на реализацию муниципальных программ поддержки СО НКО [Доклад о деятельности.., 2018, с. 1, 5-6].
В 2017-2018 гг. Фонд президентских грантов организовал четыре конкурса на предоставление грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, в которых приняли участие 16 814 НКО, подавшие на конкурс 35 184 социально значимых проекта. По итогам конкурсов поддержаны 6786 проектов на общую сумму 14 490 млн рублей. При этом постоянно росло количество региональных проектов (исключая Москву и Санкт-Петербург), становившихся победителями конкурсов (по сравнению с 2015 г. их количество выросло в 4 раза). Увеличилось и количество проектов-победителей из малых городов и сельской местности (2018 г. - 1068 организаций) [Доклад о состоянии.., 2018, с. 67].
Заключение
1. В настоящее время из-за отсутствия единого подхода к способу измерения добровольчества невозможно определить реальное количество работающих в России волонтеров. В связи с этим встает вопрос о реорганизации системы статистического учета добровольцев для определения реальных масштабов и направлений деятельности как формального, так и неформального сегментов волонтерского сообщества, что, в свою очередь, позволит усовершенствовать систему поддержки и регулирования добровольчества.
2. Одной из главных проблем волонтерства является оценка его экономического и социального эффектов. Хотя в мире разработано и используется множество методов оценки, подробно описанных в литературе [см., например: Оценка экономической и социальной.., 2018], в России весьма приблизительные данные об экономической эффективности волонтерства в масштабах страны дает лишь Минэкономразвития. По его оценкам, в 2016 г. вклад
добровольцев в экономику составил примерно 16 млрд руб. Генеральный директор АСИ С. Чупшева отмечает, что, по сути, это минимальный размер оплаты труда в расчете на одного добровольца, умноженный на число задействованных в этом процессе человек. При таком подходе при условии вовлечения в волонтер-ство к 2025 г. до 25 млн человек, вклад добровольцев в экономику составит 125 млрд руб. [Фомченков Т., 2018]. Тем не менее намечаются некоторые позитивные сдвиги в решении этого вопроса: Фонд президентских грантов разрабатывает систему оценки результативности проектов и измерения их социального эффекта.
3. Хотя уровень развития добровольчества в России отстает от передовых в этом плане стран, в последние годы просматривается тенденция к его росту. Благодаря расширению возможностей ИКТ, появляются новые направления добровольчества (инклюзивное волонтерство, наука граждан, краудсорсинг). Однако привлечение в волонтерское движение новых членов сдерживается неразвитостью его инфраструктуры (созданные сравнительно недавно волонтерские ресурсные центры, готовые работать с гражданами, находятся в стадии поиска собственных стратегий развития); недостаточностью образовательных программ и отсутствием у представителей госучреждений, привлекающих добровольцев, компетенций по работе с ними; недостаточной популяризацией волон-терства, а также информированности граждан о социальных акциях и проектах1. Возможно, успешная реализация намеченных Правительством РФ мер поддержки добровольчества позволит устранить эти препятствия.
Список литературы
1. Белановский Ю.С., Ширшова И.В. Мир социального волонтерства / Мосво-лонтер. - М.: ГБУ города Москвы «Мосволонтёр», 2018. - 96 с. - Режим доступа: https://mosvolonter.ru/biblioteka/%D0%9C%D0%B8%D1 %80%20%D1%81 %D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE
1 До 13 июня 2019 г. Минэкономразвития, Минкомсвязи и Минкультуры указано утвердить план мероприятий по популяризации добровольчества, предусматривающий размещение социальной рекламы, распространение информации о волонтерстве в СМИ, Интернете и создание в этих целях фильмов и других аудиовизуальных произведений с упоминанием в них СО НКО [Об обеспечении.., 2019].
%D0%B3%D0%BE%20%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D1 %82%D0%B5%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0.pdf
2. Волонтерство в России: сегодня и завтра / ВЦИОМ. - М., 2018. - 3 апреля. -Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9020
3. Горлова Н.И. Современные тенденции развития института волонтерства в России // Вестник КГУ. Серия «Исторические науки и археология». - Кострома,
2017. - № 3. - С. 77-80. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/sovre-mennye-tendentsii-razvitiya-instituta-volonterstva-v-rossii
4. Доклад о деятельности и развитии социально ориентированных некоммерческих организаций / Министерство экономического развития Российской Федерации; Портал единой автоматизированной информационной системы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций. -
2018. - 05.09. - 18 с. - Режим доступа: http://nko.economy.gov.ru/PortalNews/ Read/4439
5. Доклад о развитии добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации / Министерство экономического развития Российской Федерации; Портал единой автоматизированной информационной системы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций. - М., 2018. - 04.09. - 24 с. -Режим доступа: http://nko.economy.gov.ru/PortalNews/Read/4436
6. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2018 год. - М.: Общественная палата Российской Федерации, 2018. - 97 с. -Режим доступа: http://report2018.oprf.ru/ru/
7. Егерев С.В. Добровольческая и неформальная наука: аннотированная библиография 2017-2018 гг. - М.: ИНИОН РАН, 2018. - 105 с. - Режим доступа: http://inion.ru/site/assets/files/3328/citizen_science_biblio.pdf
8. Заседание Государственного совета, посвященное развитию добровольчества (волонтерства) и социально ориентированных некоммерческих организаций: Стенограмма. - М., 2018. - 27 декабря. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/ events/state-council/59528/work
9. Итоги Всероссийской акции «Серая шейка-2018» // Пресс-релиз. - М.: СОПР, 2018. - 14.03. - Режим доступа: http://www.rbcu.ru/news/press/34472/
10. Итоги выборочного обследования социально ориентированных некоммерческих организаций на основе формы № 1-СОНКО. - М.: Росстат, 2017. -Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/0/?*=NggLJHARCrA%2Blv X067wrNrkI6yJ7InVybCI6Imh0dHA6Ly93d3cuZ2tzLnJ1L2ZyZWVfZG9jL25ld1 9zaXRlL2ZpbmFucy8xLXNvbmtvMjAxNy5kb2MiLCJ0aXRsZSI6IjEtc29ua28yM DE3LmRvYyIsInVpZCI6IjAiLCJ5 dSI6 Ijg0 NDIzMzYxMTQ2 MTQwNTY2 NiI sIm5 vaWZyYW1 lIjp0 cnVlLCJ0 cyI6 MTU1 MjY1 NDE3 NzUzNCwic2 VycFB hcmFtcyI6 InVybD1 odHRwJTNBJTJGJTJGd3 d3 Lmdrcy5 ydSUyRmZyZWVfZ G9 jJTJGbmV3 X3 NpdGUlMkZmaW5 hbnMlMkYxLXNvbmtvMjAxNy5 kb2 M mbHI9 MjEzJnRsZD1 ydSZsYW5 nPXJ1 JnRtPTE1 NTI2 NTQxNTQmdGV4 dD1
na3 MucnUlMkZmcmVlX2 RvYyUyRm5 ld19 zaXRlJTJGZmluYW5 zJTJGMSl zb25 rbzIwMTcuZG9 jJmwxMG49 cnUmbmFtZTO xLXNvbmtvMjAxNy5 kb2 M mbWltZTl kb2 Mmc2 lnbj02 YTAwNmVkYjVkNjFiZjJiYzk2 Y2 Y1 OTM1 YmF mOTIzOSZrZXlubzO wIn0%3 D&lang=ru
11. Концепция развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2018 г. № 2950-р. - М., 2018. - 14 с. - Режим доступа: http:// government.ru/docs/35231/
12. Кузьминчук А.А., Телепаева Д.Ф. Неформальный волонтер: наброски к портрету героя // XX Международная конференция памяти профессора Л.Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: Методология, опыт эмпирического исследования», 16-18 марта 2017 г., Екатеринбург. - Екатеринбург: УрФУ, 2017. - С. 443-449. - Режим доступа: http://elar.urfu.ru/bitstream/ 10995/46803/1/klo_2017_051.pdf
13. Мерсиянова И.В. Сколько волонтеров в России // Информационно-аналитический бюллетень о развитии гражданского общества и некоммерческого сектора в РФ. - 2018. - № 1 (14). - С. 8-12.
14. Минприроды России примет участие в Большом фестивале добровольцев (1-2 июня 2018 г., парк Сокольники, г. Москва) // Пресс-служба Минприроды России. - М., 2018. - 1 июня. - Режим доступа: http://www.mnr.gov.ru/press/ news/minprirody_rossii_primet_uchastie_v_bolshom_festivale_dobrovoltsev_1_2_ iyunya_2018g_park_sokolniki_g/
15. Мошкин М. Как власть поддерживает волонтерское движение // Взгляд. -2018. - 4 декабря. - Режим доступа: https://vz.ru/society/2018/12/4/953740.html
16. Новоселова Е. У добра нет каникул // Российская газета. - М., 2018. - 5 декабря, № 7736. - Режим доступа: https://rg.ru/gazeta/rg/2018/12/05.html
17. О развитии добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации / Государственный Совет Российской Федерации. - М., 2018. - Декабрь. - 62 с. -Режим доступа: https://grans.hse.ru/data/2018/12/29/1143076509/%D0%94%D0 %BE%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4_%D0%9E%20%D1%80%D0%B0 %D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B8%20%D0%B4%D0%BE %D0%B 1 %D1 %80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1 %8C%D1 %87 %D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0%20(%D0%B2%D0%BE%D0% BB%D0%BE%D0%BD..%D0%BD%D0%BD%D1%8 B%D1%85%20%D0%BD %D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%87% D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85%20%D0%BE%D1%80%D0%B3% D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B9.pdf
18. Об обеспечении выполнения поручений Президента России по итогам заседания Госсовета 27 декабря 2017 г. [Электронный ресурс]. - 2019. - 23 января. -Режим доступа: http://government.ru/orders/selection/404/35487/
19. Оценка экономической и социальной эффективности добровольческой деятельности: методические подходы и проблемы реализации: учеб. пособие / под ред. И.В. Мерсияновой. - М.: Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», 2018. - 198, [2] с. - Режим доступа: https://grans.hse.ru/data/2018/03/07/ 1165678462/%D0%94%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE %D0%BB%D1 %8C%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_% D0%B4%D0%BB%D1%8F_%D1%81%D0%B0%D0%B9%D1 %82%D0%B0.pdf
20. Певная М.В. Российские волонтеры третьего сектора: характеристика общности и управленческие перспективы // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1: Проблемы образования, науки и культуры. - Екатеринбург,
2015. - № 1 (135). - С. 145-151. - Режим доступа: http://elar.urfu.ru/bitstream/ 10995/30229/1/iurp-2015-135-15.pdf
21. Певная М.В. Развитие волонтерства в России: проблемы и противоречия // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - Сургут, 2014. - № 2. - C. 230-237. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/journal
22. Певная М.В. Управление волонтерством: международный опыт и локальные практики: Монография. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. - 434 с. -Режим доступа: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/37792/1/978-5-7996-1677-9_
2016.pdf
23. Связующая нить: Добровольчество и устойчивость сообществ: Отчет о состоянии добровольчества в мире за 2018 год // Добровольцы ООН. - Вашингтон, 2018. - С. i-xv, 144. - Режим доступа: https://www.unv.org/sites/default/files/ 51692_UNV_SWVR_2018_Russian_WEB_20-11.pdf
24. Стандарт поддержки добровольчества (волонтерства) в регионах Российской Федерации // АСИ. - М., 2017. - 13 с. - Режим доступа: https://asi.ru/ reports/77465/
25. Труд и занятость в России: Стат. сб. - М.: Росстат, 2017. - Т. 78. - 261 c. -Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2017/trud_2017.pdf
26. Участники крауд-проектов как «новые волонтеры»: Доклад / Богомолова Е.В., Кот Ю.А., Паутова Л.А., Петренко Е.С. - М., 2016 а. - 10 с. - Режим доступа: https://fom.ru/uploads/files/Doklad_Uchastniki_kraud-proektov_kak_novye_ volontery.pdf
27. Участники крауд-проектов как «новые волонтеры»: Презентация / Богомолова Е.В., Кот Ю.А., Паутова Л.А., Петренко Е.С. - М., 2016 б. - Режим доступа: https://fom.ru/uploads/files/Prezentacija_Uchastniki_kraud-proektov.pdf
28. Фомченков Т. Цена бесценного // Российская газета. - М., 2018. - 22.01. -Режим доступа: https://rg.ru/2018/01/22/asi-ekonomicheskij-effekt-ot-volonterov-dostignet-125-mlrd-rublej.html
29. Честина Т. Технологии для экологии. Краудсорсинг и гражданская наука на службе изучения и сохранения природы // Экология и право. - СПб., 2018. -
№ 73. - С. 38-39. - Режим доступа: http://bellona.ru/2019/01/17/volonterstvo-v-sovremennoy-rossii/
30. Что вдохновляет волонтеров?: Пресс-выпуск. - М.: ВЦИОМ, 2017. - Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=3556
31. Экологическое волонтерство: посмотреть мир, помогая природе // РИА Новости. - М., 2018. - 12 февраля. - Режим доступа: https://sn.ria.ru/20180212/ 1514454976.html