Zinchenko Gennady Pavlovich, Doctor of Philosophy, Professor, Head of the department of sociology, South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Zinchenko Yaroslava Gennadievna, Candidate of Sociological Sciences, associate Professor of sociology South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected]
ENGINEERING PUBLIC ADMINISTRATION Abstract
The problem of social engineering 2.0 is posed. The significance of evaluations of social and engineering competencies, tied to the main stages of the management cycle, is substantiated. The strengths and weaknesses of these competencies are considered. Based on the analysis of the needs of civil servants in the formation of such competencies, a pilot course "Administrative Engineering" is offered.
Keywords: social engineering competence, evaluation indicators, needs for forming competences, pilot course.
УДК 316.334 DOI: 10.22394/2079-1690-2018-1-3-184-188
ВОЛОНТЕРСТВО КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ И КОММУНИКАЦИИ МОЛОДЕЖИ
Айвазова кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического Елена воспитания, Южно-Российский институт управления - филиал
Сергеевна Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54); доцент кафедры физической подготовки, Ростовский филиал Российской таможенной академии (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, пр. Будённовский, 20). E-mail: [email protected] Кладько ст. преподаватель кафедры иностранных языков и речевых Алла коммуникаций, Южно-Российский институт управления - филиал
Ивановна Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: [email protected] Аннотация
В статье рассматривается роль и значение волонтерства (на примере Чемпионата Мира по футболу 2018 года в России) как стимула интеллектуальной и двигательной активности молодежи, открывающего в будущем перспективы профессионального развития. С волонтерством связано также владение иностранными языками как одним из условий успешной адаптации в социальном пространстве. Волонтерство способствует умению анализировать различные ситуации и находить пути решения проблем, проявлять инициативу и брать на себя ответственность, умение обрабатывать необходимую информацию. Этот вид деятельности способствует улучшению навыков работы в команде, формирует основы управленческой деятельности и коммуникации.
Ключевые слова: волонтерство, социализация, образование, средства коммуникации, Чемпионат мира по футболу.
В результате мировой глобализации и интеграции произошел бурный рост межкультурных контактов во всех сферах нашей жизни, в том числе и в спорте.
В жизни страны бывают такие события, которые многие десятилетия остаются в памяти народа. Для России таким значимым событием стал Чемпионат Мира по футболу в 2018 году. Чемпионат мира по футболу - один из крупнейших международных форумов, на который раз в четыре года съезжаются участники и зрители со всего мира. Подготовка, организация и проведение турнира требуют колоссальных материальных и человеческих ресурсов. Важнейшую роль выполняют общественные добровольцы - волонтеры. Что же такое волонтерство и кто такие волонтеры?
Волонтерство, волонтерская деятельность (от лат. voluntarius - добровольный) или добровольчество, добровольческая деятельность - это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение. Добровольцы, с точки зрения закона Российской Федерации - физические лица, осуществляющие добровольческую деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности) [1].
Волонтеры не просто жизнерадостные и энергичные люди. К ним предъявляются серьезные требования - они должны быть ориентированы на здоровый образ жизни, образованы, владеть рядом профессиональных навыков и иностранным языком. Это должны быть люди, желающие и умеющие трудиться и общаться.
В недалеком прошлом волонтерство в России было малоизвестно и не совсем понятно. Но в связи с крупными международными событиями в нашей стране (в том числе и спортивными) россиянам стала более понятна их деятельность и ее важность [2]. Несмотря на несерьезный, на первый взгляд, статус, это люди, к которым выдвигаются определенные требования, их серьезно готовят и отбирают. Кандидаты в волонтеры на Чемпионат мира по футболу проходили три этапа отбора. Их тестировали на знание иностранного языка, на аналитические способности, а также их личностные качества - коммуникабельность, стрес-соустойчивость умение работать в команде. В подготовке к Чемпионату мира 2018 г., который прошел в России, участвовали самые разные специалисты. Но большинство организационных функций взяли на себя именно волонтеры - жизнерадостные и активные люди, которые встречали гостей, выдавали аккредитации, работали переводчиками, обеспечивали болельщиков и участников турнира питанием, медицинской помощью и многим другим [3].
В связи с тем, что волонтеры помогали по двадцати функциональным направлениям им просто необходимо иметь навыки деловых коммуникаций, достаточный уровень понимания международных отношений и знание иностранных языков.
Так какие же конкретно функции взяли на себя помощники-добровольцы?
Сервисы для зрителей - волонтеры на стадионах, управляя зрительскими массами, создавали праздничную атмосферу для гостей, обеспечивали их нужной информацией и помогали занять свои места на трибунах.
Прибытия и отъезды - волонтеры встречали прибывающих людей в аэропортах, на железнодорожных вокзалах и автобусных станциях, а также других объектах транспортной инфр аструктуры.
Операционный маркетинг - волонтеры помогали реализовать маркетинговые программы спонсоров, проекты по питанию гостей на спортсооружениях, оформляли основные объекты Чемпионата мира, а также навигацию по ним.
Протокол - волонтеры помогали в организации визитов высокопоставленных приглашенных гостей на игры, а также работали за стойками приветствия в официальных гостиницах FIFA.
Кейтеринг (общественное питание) - волонтеры оказывали помощь при организации регулярной работы мест питания, следили за наличием разнообразного ассортимента блюд и напитков, а также за подготовленностью обеденных залов.
Телерадиовещание - волонтеры участвовали в организации телевизионной трансляции матчей и повседневной работы российских и иностранных телерадиокомпаний в Международном вещательном центре в Москве и на стадионах по всей России.
Управление волонтерами - команда волонтеров помогала с организацией штаба и регистрацией волонтеров на объектах Чемпионата, они также мотивировали волонтеров и помогали с их подготовкой.
Размещение - волонтеры помогали при организации размещений в гостиницах судейских бригад, арбитров, команд и делегаций FIFA, координировали сбор и переработку информации от различных функций Организационного комитета и предоставляли информацию гостям.
Билетная программа - волонтеры помогали зрителям на стадионах и в билетных центрах и кассах, а также решали различные вопросы, связанные с функционированием этих объектов.
Медицинское обслуживание и допинг-контроль - на объектах Чемпионата мира работали около 3,5 тысяч медицинских работников и специалистов допинг-контроля. Для осуществления помощи в их работе им из числа волонтеров были набраны медицинские ассистенты.
Информационные технологии - специальные волонтеры помогали операторам радиосвязи в предоставлении сервисов распределения, технической поддержки и маркирования радиостанций.
Аккредитация - волонтеры в аккредитационных центрах выпускали и выдавали личные карты аккредитации всем, кто участвовал в подготовке и проведении Чемпионата мира.
Транспорт - добровольцы помогали в организации транспортных перевозок, вели учет загрузки транспортных средств, а также работали в зонах посадки, высадки и на парковках.
Устойчивое развитие - волонтеры следили за соблюдением экологических и социальных норм на стадионах, а также участвовали в подготовке и проведении мероприятий социальной программы «Футбол во имя надежды» (Football for Hope).
Церемонии - волонтеры работали в команде, которая занималась организацией различных церемоний Чемпионата мира, обеспечивали навигацию на стадионах и в местах проведения репетиций, встречали и сопровождали артистов в аэропортах и гостиницах, помогали в организации технических помещений, а также, при необходимости, выступали в качестве статистов на репетициях.
Обеспечение работы СМИ - волонтеры были свидетелями того, как работают лучшие спортивные журналисты, и оказывали им всяческую поддержку в медиацентрах, на трибунах и фотопозициях, в залах пресс-конференций и микст-зонах на стадионах.
Управление объектом - волонтеры ассистировали руководству спортсооружений и представителям FIFA, помогали координировать работу объектов Чемпионата, их команд и эксплуатационных служб, а также работали в центре управления инцидентами.
Лингвистические услуги - волонтеры занимались устным переводом, помогали в организации синхронного перевода на стадионах и в международном вещательном центре, а также выполняли срочный письменный перевод.
Программа «Гостеприимство» - добровольцы встречали и сопровождали гостей мероприятия, оказывали им информационную поддержку и координировали клиентские сервисы.
Работа с командами - волонтеры помогали при организации совещаний команд перед матчами, участвовали в подготовке раздевалок и спортивного оборудования и инвентаря на стадионах и тренировочных полях, а также помогали с размещением спортсменов и арбитров в отелях, с трансферами на стадионы и в аэропорты [1, 4].
Вот те направления и функции, которые волонтеры выполняли на Чемпионате мира по футболу в 2018 году в России! Сложно переоценить помощь волонтеров, владеющих иностранными языками!
В последние десятилетия изучение иностранных языков стало особенно актуально в связи с тем, что возрастает их роль в значительном влиянии на сознание и деятельность людей. Владение иностранными языками играет важную роль в личной и профессиональной коммуникации, обеспечивая значительные преимущества.
Следует рассмотреть причины, обуславливающие изучение иностранных языков [5].
В первую очередь работа, так как знание иностранного языка поможет найти более перспективную работу, получить повышение по службе, отправиться в командировку в другую страну и т. д. В науке ученым без знания иностранных языков не представляется возможным ознакомление с передовыми зарубежными источниками, а также сотрудничество и взаимодействие с иностранными коллегами. Обучение в других странах, безусловно, невозможно не владея языком данной страны или одним из международных. В эмиграции можно постепенно овладеть языком страны, но это значительно затруднит адаптацию и социализацию. В путешествиях человек уверенней себя чувствует, когда может общаться на иностранных языках. В области религии возможно проповедование в разных странах мира.
А также могут быть такие личные мотивы, как интернациональный брак, общение с друзьями-иностранцами и хобби. В современном мире язык выступает как механизм межкультурной коммуникации, как средство взаимопонимания и толерантности народов, как средство саморазвития и обогащения внутреннего мира, а также как средство непосредственного знакомства с достижениями науки и техники, спорта и культуры, литературы и искусства [6].
По мнению исследователя И.К. Войтовича, в результате политических, социально-экономических и культурных изменений в России значительно увеличились функции иностранных языков. Участие России в мировом рынке, взаимодействие с зарубежными странами позволило увеличить контакты людей различного социального статуса и возраста. Появились реальные условия и возможности для получения образования и работы за границей, для активной реализации российских товаров и услуг на мировом рынке, для обмена студентами, школьниками, специалистами. В связи с этим существенно изменилась роль иностранных языков в обществе. Из простого учебного предмета иностранный язык преобразовался в базовый элемент современной системы образования, в средство становления профессиональной личности [7].
Наряду с развитием международных деловых связей, освоением новых зарубежных технологий и расширением профессионального сотрудничества с иностранными специалистами увеличилась необходимость в специалистах, владеющих иностранными языками. Они становятся востребованными во многих компаниях и учреждениях. Спрос на языки обуславливает открытие курсов иностранных языков, лингвистических центров и других учебных заведений, обучающих иностранным языкам [7]. «Владение иностранными языками, особенно английским как языком международного общения, актуально для всей российской молодежи, желающей найти хорошую работу, соприкоснуться с внешним миром, улучшить свои культурологические знания. Согласно исследованиям, 76% россиян считают, что изучение иностранных языков помогает познанию другой культуры, развивает память, а также является важнейшей составляющей при их трудоустройстве, поэтому знать иностранный язык, по их мнению, обязательно» [8]. Однако, кроме английского, руководители некоторых компаний требуют владения вторым иностранным языком (немецким или французским). Рейтинг наиболее популярных иностранных языков позволяет определить, какой язык кроме английского является наиболее распространенным. Немецкий язык занимает второе место по востребованности после английского [6], потому что Германия сегодня - одна из наиболее экономически развитых стран. Помимо европейских спрос вырос и на китайский язык, так как сотрудничество российских компаний с крупнейшей страной Азии год от года набирает обороты. Наравне со свободным владением «традиционными» европейскими языками ценятся специалисты, владеющие ивритом, португальским, хинди. А в последние годы значительно вырос интерес к чешскому, польскому, словацкому языкам, а также к языкам скандинавской группы - финскому, шведскому, норвежскому [7, 9]. Все эти языки звучали на Чемпионате Мира.
Образованность в иностранных языках требует знания словаря и грамматики, а также знания основных типов вербального взаимодействия и языковых стилей. Не менее важно знание социальных условностей и культурного наследия. Владея иностранными языками люди, становятся духовно богаче. Это способствует их умению выражать свои мысли лаконично и грамотно. Также это предоставляет возможность общаться с людьми другого мировоззрения и другой ментальностью, что в итоге положительно влияет на разрушение стереотипов. Знание иностранных языков благоприятствует проникновению в историю других народов [7, 8]. Чтение литературы и просмотр художественных фильмов в оригинальной редакции позволяют глубже вникнуть в творчество писателей и режиссеров. Изучение иностранных языков помогает осознать значение слов своего языка, проследить влияние одного языка на другой. Также оно открывает перед людьми возможность более легких путешествий по разным странам мира общения в них.
В заключении хочется подчеркнуть, что сейчас изучение иностранных языков является важным фактором жизни современного молодого человека, в частности, студента. Это дает возможность молодежи знакомиться с культурными традициями других стран, способствует развитию их мышления, воображения и памяти. Знание людьми иностранных
языков необходимо для эффективного взаимодействия государств во многих сферах жизни - в спорте, науке, политике, культуре, искусстве и т. д. Владение иностранным языком в современном мире - одно из условий профессиональной компетенции. Сейчас в мире происходит процесс глобализации, то есть возникает гибридная мировая культура, наблюдается смешения национальных традиций, а также усиление сотрудничества между нациями. Это проявляется в унификации и единении самых разных аспектов жизнедеятельности людей -их мировосприятия и мировоззрения в политике и экономике, социальной жизни и производстве, науке и образовании, культуре и искусстве, религии и спорте [6]. Владение иностранными языками актуально для всей российской студенческой молодежи, с целью поиска хорошей работы, контакта с внешним миром, улучшения своих культурологических знаний. Это незаменимая составляющая образованности успешных людей, которая является конкурентным преимуществом. Пункт о владении иностранными языками сейчас практически всегда присутствует в опросных листах отделов кадров государственных и коммерческих учреждений. Та молодёжь, которая, кроме родного языка, знает еще хотя бы один, производит наиболее благоприятное впечатление на работодателей и окружающих [9]. Таким образом, одним из аспектов успешной социализации становится владение иностранными языками. Чемпионат Мира по футболу закончился и стал для наших студентов - волонтёров (будущих государственных служащих) не только историческим событием, но и толчком для саморазвития или первой ступенью начала карьеры.
Литература
1. http://welcome2018.com/volunteers1/ (дата обращения: 04.08.2018).
2. https://research-journal.org/en/pedagogy-en/ (дата обращения: 04.08.2018).
3. http://rn.welcome2018.com/volunteers/ (дата обращения: 04.08.2018).
4. https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00928822_0.html (дата обращения: 04.08.2018).
5. Балезин Д. Зачем изучать иностранные языки? 2007. [Электронный ресурс] // URL:http://www.yourfreedom.ru/zachem-izuchatinostrannyeyazyki.
6. Барлыбаев Х.А. Глобализация: вопросы теории и практики // Век глобализации. Вып. № 2. 2008. [Электронный ресурс] URL: http://www.socionauki.ru/journal/articles/129849
7. Войтович И.К. Иностранные языки в контексте непрерывного образования: монография / под ред. Т. И. Зелениной. - Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2012. - 212 с.
8. Колесник А.А., Волкова С.А. Актуальность владения иностранным языком в современном мире. Молодой учёный. Международный научный журнал. № 3 (137) / 2017, Казань. ISSN 2072-0297. С. 562-564.
9. Тилене Л.П. Дополнительное лингвистическое образование должно развиваться на качественно новом уровне // Босс. 2011. № 2. С. 5-7.
Aivazova Elena Sergeevna, Candidate of Pedagogical Sciences. Docent of Cathedra of Physical Training, South-Russia Institute of Management - branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St, Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation); Docent of the physical training department of the Rostov branch of the Russian Customs Academy (20, Budenovskiy St, Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected] Kladko Alla Ivanovna, the senior teacher of the Department of Foreign Languages and Speech Communication; South-Russia Institute of Management - branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration(70/54, Pushkinskaya St, Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected] VOLUNTEERING AS ONE OF THE FACTORS OF YOUTH SOCIALIZATION AND COMMUNICATION
Abstract
The article discusses the role and importance of volunteering (for example, the 2018 FIFA world Cup in Russia) as an incentive for intellectual and motor activity of young people, which opens up prospects for professional development in the future. Knowledge of foreign languages is also associated with volunteering as one of the conditions for successful adaptation in the social space. Volunteering contributes to the ability to analyze different situations and find ways to solve problems, take initiative and take responsibility, the ability to process the necessary information. This type of activity contributes to the improvement of team work skills, forms the basis of management and communication. Keywords: volunteering, socialization, education, means of communication, world Cup.