северных вод в бассейн р. Волга) / под ред. Т.И.Малинина. - Л., 1979.
5. Косорукова, Н.В. Исследование ранненеолитическо-го поселения Караваиха 4 в бассейне озера Воже в 2007 г. / Н.В. Косорукова // Русский Север: вариативность развития в контексте исторического и социально-философского осмысления. - Вологда, 2008. - С. 13-20.
6. Кулькова, М.А. Методы прикладных палеоланд-шафтных геохимических исследований / М.А. Кулькова //
Учебное пособие для педагогических учебных заведений по направлению "050100 - Естественно-научное образование". Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб., 2012.
7. Свиридов, Д.В. Исследование ранненеолитического поселения Караваиха 4 в бассейне озера Воже в 2012 г. / Д.В. Свиридов, Н.В. Косорукова // Геолого-археологические исследования в Тимано-Североуральском регионе. Вып. 15. - Сыктывкар, 2012. - С. 126-132.
УДК 947.083
К.В. Ондриков
ВОЛОГОДСКОЕ ГУБЕРНСКОЕ ЗЕМСКОЕ СОБРАНИЕ: ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 1870-1917 ГОДЫ
В статье рассматриваются основные формы деятельности Вологодского губернского земского собрания: доходные и расходные статьи земств, состояние и организация медицины, народного образования, сельского хозяйства и ветеринарии. Автор анализирует и обобщает архивные материалы (журналы заседаний Вологодского губернского земского собрания и др.) и научный труд Б.Б. Веселовского «История земства за сорок лет».
Основные формы деятельности, доходы и расходы, медицина, народное образование, сельское хозяйство и ветеринария.
The author of the article considers the main forms of the Vologda provincial zemsky assembly activity: profit and expenditure items of the zemstvo, condition and structure of medicine, national education, agriculture and veterinary medicine. The author analyses and summarizes the archives data (the registers of the meetings of the Vologda provincial zemsky assembly and others) and the scientific research of B.B. Veselovsky «The History of Zemstvo during 40 years».
The main forms of activity, profit and expenditure, medicine, national education, agriculture, veterinary medicine.
Земские учреждения в Вологодской губернии введены в 1870 году по Положению 1864 г. о губернских и уездных земских учреждениях. Состояли они из органа законодательной власти - губернского земского собрания и исполнительного - губернской земской управы, в том числе уездных земских собраний и управ. Губернское земское собрание созывалось раз в год, на заседаниях велись журналы, где оглашался состав собрания, рассматривались вопросы и принимались решения.
Собрание на первом заседании в 1870 г. поручило губернской управе подготовить подробные сведения о земских повинностях, народному продовольствию, земской почте, общественному призрению, взаимному земскому страхованию, народному образованию и медицине, развитию торговли и промышленности и др. [3]. В последующие годы земское собрание не придерживалось четкого плана заседаний по отраслям и по мере необходимости обсуждало разнообразные экономические вопросы, а также организацию и деятельность медицины, народного образования, сельского хозяйства, ветеринарии и др.
Экономика земств базировалась на доходных и расходных статьях. Основной доход земства Вологодской губернии получали от обложения земель и лесов, по остальным статьям земства получали около 10 % доходов [1, с. 38]. Больший процент окладных сборов поступал от сельских обществ (70 % в 1885 г.) [1, с. 89]. Помимо основных источников до-
ходов земство находило и новые, так с 1880 г. разрешено облагать повинностью земли, на которых ведется добыча полезных ископаемых [4]. В 1898 г. собрание ходатайствует о разрешении облагать на общем основании имущество железной дороги по всем уездам Вологодской губернии [5]. На случай непредвиденных и целевых затрат предусмотрены запасной (1896 г.) [6] и оборотный капиталы [7].
Расходы земства делились на обязательные и необязательные. Обязательные расходы включали в себя дорожную, квартирную и подводную повинности, содержание местных гражданских управлений, таких как: содержание оценочного стола губернской управы [8], помещений для арестантов, мировых судебных установлений и др.
Процент обязательных расходов по Вологодской губернии был значительно выше необязательных и в 1877 г. колебался по уездам от 36 до 77 %. В 1901 г. он значительно снизился и составлял от 7 до 19 % [1, с. 248], в основном из-за отмены большей части обязательных повинностей в 1895 г. К необязательным расходам относились расходы на содержание земских управ, медицины, народного образования, ветеринарии и экономических мероприятий. Медленный рост их происходит с 1878 г., а наибольший наблюдается в 1901 г. (на 24 % по сравнению с 1900 г.) [1, с. 251]. На собрании наиболее часто обсуждались необязательные расходы, которые оказывали существенное влияние на развитие губернии.
В начале земской деятельности (1870 г.) медицинская помощь была слабо организована. Сельские поселения в этом отношении были совершенно беспомощны. Крестьяне вымирали чуть ли не целыми селениями. Собрание решило организовать медицину так, чтобы в каждом уезде был особый медик, а при каждой волости фельдшер, аптека и помещение для больных в случае эпидемий. Для выявления наиболее неблагоприятных районов в санитарном отношении начинают собираться сведения о преобладающих болезнях как обыкновенного, так и эпизоотического характера [9].
На развитие медицины в губернии оказывали влияние гласные врачи. Так, по предложению доктора Ф.Ф. Ульриха на собрании обсуждались вопросы об обеспечении больницы необходимыми приборами и вспомогательной хозяйственной аппаратурой. Он же внес ходатайство перед правительством об учреждении центральной окружной психиатрической лечебницы для трех северо-восточных губерний: Архангельской, Вологодской и Вятской, которое собрание поддержало [10]. Собрание согласилось с его предложением издать «Земский медицинский сборник» и ассигновало 100 руб. на печатание 100-120 экземпляров [11]. Земства в некоторых случаях не имели финансовой возможности расширить расходы на медицину. Например, в 1899 г. на собрании предложение об открытии сифилитического отделения в губернской больнице было отклонено в связи с тем, что его организация являлась дорогостоящим мероприятием. Собрание решило ограничиться приглашением специалиста для обучения фельдшерских учеников [12].
В основном в губернии преобладала фельдшерская медицинская помощь; открываются фельдшерские школы (с 1873-1886 гг.) [1, с. 290], увеличивается количество фельдшерских пунктов (с 1880 г. по 1898 г. с 74 до 98 пунктов). В 1900 г. количество их постепенно сократилось до 87 пунктов [1, с. 341].
Обеспеченность врачебным персоналом широко не распространена, например, на всю Вологодскую губернию в 1898 г. приходился всего 31 врач [1, с. 688], из них два врача-психиатра [1, с. 298]. В этом же году бесплатным лечением все больные пользовались в Вологодском, Кадниковском и Устьсысоль-ском уездах [1, с. 385], а платным амбулаторным лечением в Яренском, Грязовецком и Сольвычегод-ском уездах [1, с. 393].
К 1903 г. количество врачей увеличилось до 45 на губернию [1, с. 698-699]. В содержании больниц и амбулаторий больший расход (в 1901 г.) приходился на уездные больницы (73 тыс. руб.), сельские лечебницы (60 тыс. руб.) и психиатрическую лечебницу (51 тыс. руб.) [1, с. 287].
В 1902 г. врач З.Г. Френкель организовал медико-статистическое бюро, предназначенное для изучения заболеваемости населения. Под редакцией бюро с 1902 г. издается «Врачебно-санитарный обзор Вологодской губернии» [1, с. 312-313].
В этом же году Вологодский Губернатор в речи в Вологодском губернском земском собрании говорил
о местной медицине: «лучшее впечатление по постановке производит земская медицина. Хорошие больницы, аптеки, безупречная в значительном большинстве работа врачей и фельдшеров, съезды врачей» [13, л. 3].
Съезды врачей в Вологодской губернии проводились только шесть раз за все время существования земских учреждений и большая их часть приходилась на 90-е гг. XIX в. и начало XX в. [1, с. 301].
Земством производились технические осмотры зданий медицинских учреждений, принимались решения о целесообразности устранения замеченных неисправностей и постройке зданий. Так в 1905 г. ревизионная комиссия проверила помещения лечебных заведений, фельдшерской школы и богадельни. К значительным недостаткам относилось плохое состояние вентиляции больницы, низкая освещенность и небольшая площадь приемной. Здание богадельни находилось в плохом состоянии, особенно нижний этаж и фундамент. Единственной мерой, по мнению комиссии, являлась продажа здания и постройка нового [14].
При поддержке государства к 1900 г. Вологодское земство отстроило сеть зданий для психиатрической лечебницы. Для примера, в 1900 г. построен барак для душевно больных, на его постройку было выделено 2500 руб. [15].
Народное образование в 1870 г. находилось в довольно плачевном и бессистемном состоянии. Училища неравномерно размещались по губернии, так в одной местности их было два или более, в другой не было ни одного. Существующие у крестьян училища были настолько неудовлетворительны, что даже крестьяне это замечали и неохотно отдавали детей на обучение. Учителя были не подготовлены, не знали способов обучения грамоте и делали все небрежно. Поэтому собрание считало своей задачей разработать вопрос об Учительской Семинарии для подготовки сельских учителей. Решили набирать их из крестьян, так как это будет дешевле [16].
Земство в дальнейшем направило свою деятельность на открытие школ, училищ, прогимназий, ремесленных и сельскохозяйственных школ. Большинство ходатайств об открытии школ поступало от Гря-зовецкого уезда. Открытие школ было непростым делом, так на собрании в 1898 г. заслушано ходатайство Сольвычегодского земства об открытии в г. Красноборске ремесленной школы. Некоторые гласные выразили сомнение в целесообразности и успехе устройства дорогостоящего ремесленного училища, находя полезными для местного населения лишь одно слесарно-кузнечное ремесло. Другая часть гласных заявила, что открытие ремесленной школы необходимо, так как оно заказывает себе самые простые предметы за двойные деньги из дальних мест. В результате собрание постановило направить ходатайство Министру Народного Просвещения об открытии школы и назначить 1 тыс. руб. на ее постройку [17].
Средства на открытие школ распределялись по уездам равномерно, для того чтобы у земств не воз-
никало причин протестовать, что их обделили. Например, в 1899 г. собрание постановило в каждом уезде открыть по школе в память Царя-Освободителя и выделило из запасного капитала 15 тыс. руб. на 10 уездов, т.е. по 1500 руб. на школу [18]. В иных случаях земство выделяло заведомо меньшие суммы денежных средств, которые рассчитаны только на несколько уездов. Так в 1894 г. на губернию выделено пособие в 300 руб. при открытии ими бесплатных народных библиотек. Причем в журнале заседаний сказано, что на каждый уезд выделено по 50 руб. В таком случае субсидия распределялась только на шесть уездов из десяти [19]. На содержание 103 шт. сельских бесплатных библиотек (67 состоят при школах, а 36 в отдельных помещениях) на 1900 г. выделено 2735 руб., т.е. в среднем на каждую библиотеку по 26 руб. 55 коп. [20].
Собрание, по возможности, стремилось обеспечить учреждениями для подготовки учителей те местности, которые действительно в этом нуждались. Например, в 1913 г. заслушано сообщение Попечителя Учебного округа «о выборе пункта для устройства учительской семинарии в Вологодской губернии в память 300-летия Царствования дома Романовых». Собрание решило открыть семинарию в г. Усть-Сысольске [21].
По организации агрономических мероприятий земским собранием на начальном этапе развития не предусмотрено планомерных действий. Так в 1870 г. решили приобрести несколько голов КРС и племенных жеребцов для улучшения породы [22].
В 1895 г. поднимается вопрос о поддержке ссудой отрасли маслоделия и сыроварения [23], оказывающих большое влияние на экономику губернии. Министерством Земледелия приглашены 10 датских мастеров для повышения сбыта сливочного масла за границей [24]. Денежное пособие на покупку земель предоставлялось только тем крестьянам, которые нуждались в ней и лично занимались земледелием [25].
По организации ветеринарии выработаны только теоретические меры по борьбе с эпидемиями животных и носят скорее санитарный характер [26]. Обсуждение вопросов о введении должностей ветеринарных врачей вызывали споры на заседаниях. Наиболее правильная точка зрения была высказана на собрании в 1901 г. одним из гласных: «При двух ветеринарах на всю Вологодскую губернию деятельность их будет микроскопична, так как ветеринару придется составлять отчеты лишь о своих поездках. В случае эпизоотии ветеринар, проживающий в г. Устюге и заведующий пятью уездами, не в состоянии будет сделать что-либо к прекращению болезни». Собрание решило ограничиться сбором сведений по ветеринарной части, а губернской управе дать заключение о необходимых мерах для улучшения ветеринарной части в губернии [27].
В журнале заседаний 1902 г. Вологодский Губернатор говорил о местной организации ветеринарии: «в этой области, можно сказать, не сделано почти ничего. Между тем Вологодская губерния при насе-
лении в 1352000 жителей имеет более 600 тыс. голов одного КРС. В северо-восточной части губернии содержится прекрасный скот, но о размере, характере и условиях скотоводства в этой местности не имеется до сих пор точных сведений. В числе условий, неблагоприятных скотоводству, первое место занимают эпизоотическая сибирская язва, появляющаяся в губернии ежегодно. Главным очагом эпизоотии является бечевник по р. Сухоне и Вологде, откуда сибирская язва разносится по губернии» [28, л. 3].
В 1911 г. организация ветеринарии в губернии все еще находилась в неудовлетворительном состоянии, так в 1905 г. было только 10 ветеринарных врачей [2, с. 694]. На развитие ветеринарии практически не выделялось никаких средств, введение должностей ветеринарных врачей, в связи с затратами на их содержание либо отклонялось большинством гласных, либо собрание не обращало на это внимания [29].
Рассмотрев основные формы деятельности губернского земского собрания, на основании архивных источников и литературы, можно сделать следующие выводы:
1. На развитие отраслей земства оказывали влияние прогрессивные гласные, которые выступали на заседаниях с обстоятельными докладами, ходатайствовали о необходимости затрат на жизненно важные мероприятия.
2. Прослеживается поддержка врачебного дела, выражающаяся в увеличении количества врачебного персонала, лечебных учреждений и больших ассигнований на их содержание.
3. Состояние народного образования постепенно улучшается, расширяется сеть учебных заведений, большее внимание уделяется подготовке учителей, организуются педагогические курсы и съезды учителей.
4. Возникающие разногласия и споры на собрании решались голосованием, если собрание не приходило к единому мнению или сомневалось, то спорный вопрос передавался для рассмотрения в Редакционную или Ревизионную комиссии либо в особую соединенную комиссию.
5. К отрицательным сторонам относится стремление земства к ограничению расходов, например, на ветеринарное дело, сельское хозяйство. Земство охотнее идет на затратные мероприятия при непосредственной финансовой поддержке государства. Выделяя средства на поддержку какой-либо отрасли, земство распределяет их по уездам, вне зависимости, нуждаются они в этом или нет, и тем самым еще больше сокращает ассигнованную сумму.
Источники и литература
1. Веселовский, Б.Б. История земства за сорок лет / Б.Б. Веселовский. - СПБ., 1909. Т. 1.
2. Веселовский, Б.Б. История земства за сорок лет / Б.Б. Веселовский. - СПб., 1909. Т. 2.
3. Государственный архив Вологодской области (ГА-ВО). - Ф. 34. - Оп. 1. - Д. 12. - Л. 15 - 22.
4. ГАВО. - Ф. 33. - Оп. 1 - Д. 2.
5. ГАВО. - Ф. 33. - Оп. 1. - д. 18.
6. ГАВО. - Ф. 33. - Оп. 1. - Д. 14.
7. ГАВО. - Ф. 33. - Оп. 1. - Д. 10.
8. ГАВО. - Ф. 33. - Оп. 1. - Д. 12.
9. ГАВО. - Ф. 34. - Оп. 1. - Д. 12.
10. ГАВО. - Ф. 33. - Оп. 1. - Д. 17.
11. ГАВО. - Ф. 33. - Оп. 1. - Д. 18.
12. ГАВО. - Ф. 33. - Оп. 1. - Д. 21.
13. ГАВО. - Ф. 33. - Оп. 1. - Д. 24.
14. ГАВО. - Ф. 33. - Оп. 1. - Д. 27.
15. ГАВО. - Ф. 33. - Оп. 1. - Д. 22.
16. ГАВО. - Ф. 34. - Оп. 1. - Д. 12.
17. ГАВО. - Ф. 33. - Оп. 1. - Д. 18.
18. ГАВО. - Ф. 33. - Оп. 1. - Д. 21
19. ГАВО. - Ф. 33. - Оп. 1. - Д. 10
20. ГАВО. - Ф. 33. - Оп. 1. - Д. 21
21. ГАВО. - Ф. 33. - Оп. 1. - Д. 31
22. ГАВО. - Ф. 34. - Оп. 1. - Д. 12
23. ГАВО. - Ф. 33. - Оп. 1. - Д. 12
24. ГАВО. - Ф. 33. - Оп. 1. - Д. 12
25. ГАВО. - Ф. 33. - Оп. 1. - Д. 14
26. ГАВО. - Ф. 33. - Оп. 1. - Д. 23
27. ГАВО. - Ф. 33. - Оп. 1. - Д. 23
28. ГАВО. - Ф. 33. - Оп. 1. - Д. 24
29. ГАВО. - Ф. 33. - Оп. 1. - Д. 29