БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
Уразова С.А., д.э.н., профессор кафедры банковского дела РГЭУ (РИНХ) E-mail: [email protected]
ВОЛНЫ РЕФОРМ И КОНТРРЕФОРМ БАНКОВСКОЙ
СИСТЕМЫ РОССИИ В ДИНАМИКЕ ДОЛГОСРОЧНЫХ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЦИКЛОВ Н.Д. КОНДРАТЬЕВА1 (продолжение)
В работе представлены результаты исследования соответствия российских банковских реформ, реформаторских нововведений и общей направленности государственной политики в области банковской деятельности волнам длинных экономических циклов Н.Д. Кондратьева. Проведенное исследование позволило сделать вывод о существовании волн реформ и контрреформ российской банковской системы, соответствующих динамике экономических циклов Н.Д. Кондратьева.
Ключевые слова: банк, банковская система, банковская реформа, длинные экономические циклы Н.Д. Кондратьева, волны реформ и контрреформ.
Urazova S.A.
WAVE OF REFORMS AND COUNTER RUSSIAN BANKING SYSTEM IN THE DYNAMICS OF LONG-TERM ECONOMIC CYCLE ND KONDRATIEVA
The results of the study corresponds to the Russian banking reforms, innovations and the overall reform of the state policy in the field of banking activities of
1 Статья является логическим продолжением статьи Уразовой С.А. Волны реформ и контрреформ банковской системы россии в динамике долгосрочных экономических циклов Н.Д. Кондратьева // Финансовые исследования. - 2015. - № 3.
long waves of economic cycles ND Kon-dratiev. The study led to the conclusion about the existence of the waves of reform and counter-reform Russia's banking system, the dynamics of the relevant economic cycles ND Kondratiev.
Keywords: bank, banking system, banking reform, the long economic cycles ND Kondratieff wave of reforms and counter-reforms.
Исследование основных характеристик всех реформ и существенных преобразований в банковской сфере России (кратко основные сведения представлены в таблице 1) позволило сделать следующие выводы:
- все реформы и существенные преобразования в банковской сфере в России были связаны с существенными изменениями в работе государственных банков;
- начиная с банковской реформы 1860 г. все существенные преобразования и реформы охватывали всю российскую систему;
- все реформы и значимые преобразования в банковской сфере в российских условиях были в той или иной мере связаны с изменениями в организации денежного обращения;
- существование государственных банков было свойственно для всех периодов развития банковской деятельности в России. Даже в случае с банковской реформой 1860 г., ориентированной на поддержку создания частных банков, через два с лишним десятилетия была признана необходимость создания новых государственных земельных банков. И такие банки были созданы в начале 80-х годов XIX в. (в 1882 г. был учрежден Государственный крестьянский поземельный банк, а в 1885 г. начал свою деятельность Государственный дворянский земельный банк);
Таблица 1 - Причины, содержание и результаты всех российских банковских реформ _и существенных преобразований в сфере банковской деятельности_
Годы проведения Причины Содержание банковских реформ и существенных преобразований в сфере банковской деятельности и их масштабность, связь с изменениями в денежном обращении Банки, действовавшие в стране после реформы Результаты преобразований, их значимость для дальнейшего развития банковской системы
1786 г. Необходимость в дополнительных денежных средствах для казны. Неудовлетворительная работа государственных банков Преобразование государственных дворянских банков в один Государственный заемный банк и объединение прежних ассигнационных банков в один Государственный ассигнационный банк. Изменения в работе Ассигнационного банка предполагали ориентацию на превращение его в центральный эмиссионный банк страны, увеличение объемов выпуска ассигнаций, включая выпуск необеспеченных монетами ассигнаций, что привело к их обесценению. Преобразования охватывали все государственные банки Государственный ассигнационный банк. Государственный заемный банк, городской общественный банк, банкирские дома Расширение эмиссионных функций Государственного ассигнационного банка, наращивание инфляционных процессов, расширение земельного кредитования с недостаточной эффективностью его организации. В целом для развития банковской деятельности сохранялись прежние тенденции
1797 г. Потребность в увеличении объемов операций по учету векселей с целью оказания краткосрочной кредитной поддержки торговых операций купечества. Недостаточность средств Государственного заемного банка для удовлетворения потребностей дворян в долгосрочном кредитовании под залог населенных имений. Значительные объемы просроченной ссудной задолженности дворян Создание Вспомогательного банка для дворянства и Учетных контор при Государственном ассигнационном банке. Изменения в работе Ассигнационного банка, связанные с попыткой изъятия части ассигнаций для снижения уровня инфляции. Созданный в 1797 г. Вспомогательный банк для дворянства выпускал банковый билеты, обязательные к приему наравне с денежными знаками. Преобразования охватывали один прежний и один новый государственные банки Государственный ассигнационный банк, Государственный заемный банк, Вспомогательный банк для дворянства, городской общественный банк, банкирские дома Быстрое значительное увеличение объемов кредитования дворянства; создание в течение нескольких лет учетных контор в ряде российских торговых городов; расширение объемов операций по учету векселей и кредитованию купцов под залог товаров в условиях жесткой регламентации порядка проведения операций в учетных конторах. В целом наблюдалось сохранение прежних тенденций развития банковской деятельности
перед Государственным заемным банком
1817 г. Существенная потребность в кредитовании торговых операций и необходимость регулирования деятельности государственных банков Создание Государственного коммерческого банка на базе учетных контор Государственного ассигнационного банка и образование Совета государственных кредитных установлений. Изъятие части ассигнаций Ассигнационным банком, сужение эмиссионных прав банка, запрет на наращивание объемов ассигнаций в денежном обращении. Преобразования охватывали государственные банки Государственный коммерческий банк, Государственный ассигнационный банк, Государственный заемный банк, городские общественные банки, банкирские дома Формирование системной организации банковской деятельности в условиях отсутствия центрального банка в стране, существенное увеличение объемов банковского кредитования
1860 г. и 4 года после реформы Банковский кризис, неспособность существовавших банков удовлетворять растущие потребности в увеличении объемов кредитования растущего торгового оборота, а также активно создававшихся и развивавшихся в последние годы перед реформой промышленных предприятий Создание Государственного банка Российской империи, упразднение государственных кредитных организаций, поощрение частного банковского бизнеса. Для выполнения функции регулирования денежного обращения к Государственному банку Российской империи была присоединена Экспедиция государственных кредитных билетов, что явилось первым шагом к предоставлению Государственному банку эмиссионного права. Однако единым эмиссионным центром банк стал лишь после денежной реформы С.Ю. Витте. В 1862 г. была предпринята попытка восстановления размена банкнот на золото и серебро (так называемая реформа «свободного размена»). Однако количество предъявленных к обмену банкнот было столь значительным, что уже в 1863 г. запаса монет не хватило для продолжения обменных операций, в связи с чем они были отменены. Преобразования охватывали всю банковскую систему за исключением банкирских домов Государственный банк Российской империи с системой сберегательных касс, городские общественные банки, банкирские дома. Позднее появились акционерные коммерческие банки, акционерные земельные банки Существенное увеличение объемов банковского кредитования торговых операций. Смена типа функционирования банковской системы посредством формирования системы рыночного типа
1917-1919 гг. Несоответствие банковской системы новому политическому строю Национализация банков, завершившаяся почти полной их ликвидацией. Основные этапы национализации банковской системы после Октябрьской революции 1917 г.: захват Государственного банка Российской империи; попытка установления рабочего контроля над частными банками; ликвидация государственных земельных банков; национализация акционерных коммерческих банков и слияние их с Государственным банком Российской империи. В 1918-1919 гг. ликвиди- Смена типа функционирования банковской системы и ее последующая почти полная ликвидация. Официальное отсутствие в стране банковской системы с января 1920 г. по октябрь 1921 г.
ровались: акционерные земельные банки; городские общественные банки. Государственный банк Российской империи, которому передавались средства акционерных коммерческих банков, преобразован в Народный банк Российской Советской Республики. Последний был упразднен в январе 1920 г. Преобразования в денежном обращении были связаны с выпуском банкнот Народным банком, появлением в денежном обращении советских расчетных знаков, различных видов денежных знаков и суррогатов. Преобразования охватывали всю банковскую систему
1921-1924 гг. Необходимость восстановления экономики и создания банковской системы Создание Государственного банка РСФСР, разрешение учреждения кредитных организаций различных видов и форм собственности. Так, в частности, были созданы: • отраслевые акционерные банки (Торгово-промышленный банк (Промбанк), общество «Электрокредит» (преобразованное в 1924 г. в Электробанк), Внешторгбанк на основе Роскомбанка (учрежденного в 1922 г.); • акционерные территориальные банки; • кооперативные банки (Украинбанк и Покобанк (с 1923 г. -Всекобанк); • гострудсберкассы; • система сельскохозяйственного кредита во главе с Центральным сельскохозяйственным банком СССР. Проведение Государственным банком РСФСР денежных реформ, ориентированных на стабилизацию и унификацию денежного обращения страны. Преобразования охватывали всю банковскую систему Государственный банк РСФСР (преобразованный в 1923 г. в Государственный банк СССР), отраслевые акционерные банки (Промбанк, Электробанк), акционерные территориальные банки, сельскохозяйственные банки, кооперативные банки, Внешторгбанк СССР Формирование банковской системы, ориентированной на рыночные принципы, но с превалированием государственной собственности в капиталах кредитных организаций
1930-1932 гг. Переход к административно-командной системе управления и вытекающая из этого необходимость концентрации всей банковской деятельности в руках государства с последу- 1-й этап: ликвидация коммерческого кредита, превращение Государственного банка СССР в центр краткосрочного кредитования; введение контокоррентных счетов. 2-й этап: введение новых форм безналичных расчетов; ликвидация недостатков проведения реформы в том числе: отмена контокоррентных счетов и разделение оборотных средств предприятий на собственные и заемные. 3-й этап: создание четырех банков долгосрочного финанси- Государственный банк СССР, специальные банки долгосрочных вложений (Промбанк СССР, Сельхозбанк СССР, Всекобанк СССР, Цекомбанк СССР), Внешторгбанк СССР Смена типа функционирования банковской системы, связанная с переходом к системе распределительного типа
ющим использованием банков для долгосрочных целенаправленных вложений в приоритетные отрасли экономики рования капиталовложений и ликвидация остальных кредитных организаций за исключением сберегательных касс [1]. Преобразования охватывали всю банковскую систему. Реформа оказала существенное влияние на состояние денежного обращения в СССР [2]
1957-1959 гг. Ликвидация промысловой кооперации, предприятия которой составляли значительную часть клиентуры Торг-банка; параллельное выполнение банками аналогичных функций Ликвидация в 1957 г. Торгбанка СССР (созданного ранее на основе Всекобанка СССР); упразднение в 1959 г. Сельхозбанка СССР и Цекомбанка СССР с системой коммунальных банков; реорганизация Промбанка СССР во Всесоюзный банк финансирования капитальных вложений (Стройбанк СССР). На фоне проведения указанных преобразований банковской системы была осуществлена и денежная реформа 1961 г. Преобразования охватывали всю банковскую систему Государственный банк СССР, Стройбанк СССР, Внешторгбанк СССР Сокращение количества банков и продолжение функционирования банковской системы распределительного типа
1987-1991 гг. Неспособность банковской системы отвечать требованиям экономической системы страны; проведение политики «перестройки» 1-й этап: создание пяти государственных специализированных банков (Промстройбанк СССР, Жилсоцбанк СССР, Внешэкономбанк СССР, Агропромбанк СССР, Сберегательный банк СССР). 2-й этап: создание негосударственных кооперативных и коммерческих банков. 3-й этап: создание Госбанка РСФСР (позднее переименованного в ЦБ РФ); акционирование спецбанков; принятие банковского законодательства. Преобразования охватывали всю банковскую систему. Относительно преобразований в денежном обращении: в 1991 г. осуществлялся обмен Госбанка СССР достоинством 50 и 100 руб. образца 1961 г. на банкноты образца 1991 г. с одновременным ограничением выдачи наличных денег со вкладов в Сберегательном банке СССР; вслед за банковской реформой в РФ была проведена денежная реформа 1992-1993 гг. [3] Банк России, акционерные банки (включая бывшие государственные специализированные банки и частные банки), паевые банки Смена типа функционирования банковской системы, связанная с ориентацией на постепенное формирование системы рыночного типа
- коренные банковские реформы и преобразования, результатом которых стала смена типа функционирования российской банковской системы, проводились в 1860 г., 1917-1919 гг., 19211923 гг., 1930-1932 гг., 1987-1991 гг.
Проведенные исследования эволюции российской банковской системы, результаты которых представлены в монографиях «Генезис банковской си-
стемы России: системно-эволюционный аспект» [4], «Эволюция банковской системы России» [5] и ряде моих статей, позволяют обобщить сведения о банковских реформах, реформаторских нововведениях и общей направленности банковской политики и, сопоставив их с динамикой долгосрочных экономических циклов Н.Д. Кондратьева, представить в таблице 2.
Таблица 2 - Соответствие российских банковских реформ, реформаторских нововведений и общей направленности государственной политики в области банковской деятельности волнам длинных экономических циклов
Волны длинных экономических циклов Н.Д. Кондратьева. Российские банковские реформы и общая направленность государственной банковской политики
Повышательная волна первого цикла (с конца 80-х -начала 90-х гг. XVIII в. до 18101817 гг.). Волна реформ Банковская реформа 1786 г., предполагавшая улучшение условий кредитования дворянства и купечества в Государственном заемном банке, создание возможностей для кредитования торговых операций в Государственном ассигнационном банке. Преобразования банковской деятельности в 1797 г., ориентированные на кредитную поддержку дворян во Вспомогательном банке для дворянства, расширение объемов кредитования купечества в Учетных конторах Государственного ассигнационного банка, создававшихся в различных городах Российской империи. Политика, направленная на создание различных видов кредитных организаций, в том числе создание первых городских общественных банков, ориентированных в первую очередь на кредитную поддержку торговых операций купечества. Банковская реформа 1817 г., ориентированная на существенное расширение объемов кредитования купечества вновь созданным Государственным коммерческим банком
Понижательная волна первого цикла (с 1810-1817 гг. до 1844-1851 гг.). Волна контрреформ В деятельности Государственного коммерческого банка, основной целью создания которого являлась кредитная поддержка торговых операций, наблюдались следующие изменения [6]: в 1818-1823 гг. 90-95% привлеченных ресурсов банк использовал для кредитования торговых операций; в 1824-1840 гг. происходило замедление роста филиальной сети, постепенное сокращение объемов кредитования торговли и направление от 35 до 90% его ресурсов на кредитование Государственного заемного банка; в 1841-1860 гг. деятельность банка характеризовалась ограниченным развитием учетно-ссудной операции и использованием на кредитование Заемного банка от 84 до 90% привлеченных средств. Таким образом, начиная с 1824 г. наблюдался процесс постепенного отхода от политики активного кредитования торгового оборота. В свою очередь, Государственный заемный банк сконцентрировал свою деятельность на кредитовании дворян и казны. С целью расширения объемов кредитования Государственный заемный банк привлекал средства различных кредитных учреждений страны. С
1825 г. подобная практика стала активно использоваться, и за период с 1825 г. по 1839 г. эти суммы возросли в 4 раза [7]. С 1818 г. по 1836 г. было создано три городских общественных банка
Повышательная волна второго цикла (с 1844-1851 гг. до 1870-1875 гг.). Волна реформ С 1843 г. процесс создания городских общественных банков активизируется, однако он не приветствуется Министерством финансов. В конце 1840-х гг. провинциальное купечество стало чаще обращаться к правительству с просьбами об открытии в их городах общественных банков, однако они в большинстве своем не встречали поддержки. К концу 40-х годов действовало 17 городских общественных банков. Банковская реформа 1860 г., включавшая ликвидацию почти всех прежних государственных кредитных организаций, учреждение Государственного банка Российской империи и предполагавшая проведение государственной политики, ориентированной на поддержку учреждения частных банков. В последовавшие за реформой годы Государственный банк Российской империи и Министерство финансов проводили политику, направленную на содействие учреждению и стабильному функционированию банков. Результатом такой политики стало создание в короткие сроки значительного количества банковских учреждений различных видов. В ходе реформы 1860 г. было принято решение о нецелесообразности учреждения государственных банков поземельного кредита. Поэтому с 1860 г. до начала 80-х годов кредитованием под залог земель и городской недвижимости занимались только негосударственные кредитные организации, создававшиеся начиная с 60-х годов, в том числе акционерные земельные банки и кредитные общества. В 1862 г. было утверждено новое Положение, устранившее зависимость городских общественных банков от местных властей и значительно расширивших права банков. Следствием этого стал существенный рост численности этих банков и объемов их операций
Понижательная волна второго цикла (с 1870-1875 гг. до 1890-1896 гг.). Волна контрреформ Согласно закону, принятому в 1872 г. и действовавшему вплоть до 1883 г., проводилась политика, направленная на повышение требований к акционерным коммерческим банкам и были введены ограничения на создание новых банков подобного типа. Начиная с 1874 г. уже не создавались акционерные земельные банки. В начале 80-х годов XIX в. было признано необходимым создание в стране государственного земельного банка, и в 1882 г. был учрежден Государственный крестьянский поземельный банк, а в 1885 г. под давлением представителей дворянства был открыт Государственный дворянский земельный банк. В целом проводилась политика, направленная на усиление государственного регулирования банковской деятельности
Повышательная волна третьего цикла (с 18901896 гг. до 19141920 гг.). Волна реформ Реформирование Государственного банка Российской империи согласно уставу, принятому в 1894 г., и денежная реформа С.Ю. Витте (18951898 гг.) позволили банку приобрести функции центрального банка. Он стал единым эмиссионным центром страны, а также центром безналичных расчетов и кредитором банков, отказался от конкуренции с коммерческими банками в сфере привлечения средств от промышленных предприятий, торговых организаций и физических лиц [8], [9]. Проводилась политика, ориентированная на поддержку создания и стабильной работы частных банков, реализацию Государственным банком Российской империи, регулирующих функций, включая кредитную поддержку банков и иных кредитных организаций. Так, в частности, Государственный банк Российской империи оказал существенное влияние на развитие кредитных кооперативов, осуществляя их кредитование в очень широких масштабах. В этот период вновь активизировался процесс создания акционерных коммерческих банков
Понижательная волна третьего цикла (с 19141928/29 гг. по 1939-1950 гг.). Волна контрреформ Национализация банков и последующая постепенная ликвидация банковской системы в 1917-1920 гг. [10] Восстановление банковской системы в период НЭПа, включавшее создание Государственного банка РСФСР, большого количества кредитных организаций различных видов [11]. При формировании капиталов банков основную роль играли государственные учреждения и предприятия. Государственный банк РСФСР (с 1923 г. - Государственный банк СССР) оказывал кредитную поддержку кредитным организациям. Однако преобразования эти, начавшиеся осенью 1921 г., уже во второй половине 20-х годов постепенно сворачиваются. Так, в 1927 г. было принято Постановление «О принципах построения кредитной системы», предусматривавшее, в частности, усиление централизованного руководства и доминирующей роли Государственного банка СССР. Кредитная реформа 1930-1932 гг., включавшая отмену коммерческого кредита, сосредоточение всех кредитных и расчетных операций в банках, ликвидацию всех негосударственных кредитных организаций и учреждение подчинявшихся Наркомфину специальных государственных банков долгосрочных вложений. Для данной волны было характерно превалирование государственной собственности в капиталах банков. За исключением периода НЭПа, банковское дело находилось в руках государства. Проведение кредитной реформы 1930-1932 гг. привело к созданию банковской системы распределительного типа, соответствующей командно-административной системе управления, созданной в стране. В 1948 г. был принят Устав Государственных трудовых сберегательных касс, в соответствии с которым сберкассы рассматривались как неотъемлемая составная часть государственного аппарата
Повышательная волна четвертого цикла (с 19391950 гг. до 19681974 гг.). Волна реформ Преобразования конца 1950-х годов, связанные с ликвидацией ряда государственных банков, реорганизаций Промбанка СССР в Стройбанк СССР. В 1962 г. гострудсберкассы были переданы из системы Министерства финансов СССР в ведение Госбанка СССР. Проведение политики, направленной на восстановление возможностей проведения банками кредитных операций в противовес ситуации, сложившейся после кредитной реформы 1930-1932 гг., когда производилось в основном долгосрочное финансирование капитальных вложений за счет государственных средств, распределяемых в соответствии с планом. Созданы новые советские банки за границей, осуществлявшие коммерческую деятельность за рубежом согласно законодательству тех стран, в которых они были учреждены. С конца 50-х гг. проводилась государственная политика, направленная на развитие жилищной кооперации. Для осуществления строительства дома жилищно-строительный кооператив (ЖСК) мог получить ссуду в Стройбанке СССР
Понижательная волна четвертого цикла (с 19681974 гг. до 19841991 гг.). Волна контрреформ В структуре средств, направляемых банками (в этот период в стране действовали Госбанк СССР и Стройбанк СССР) на капитальные вложения, подавляющую часть составляли бюджетные ассигнования и собственные средства хозорганов. Таким образом, преимущественно использовался механизм бюджетного финансирования капвложений. Лишь незначительная часть капитальных вложений осуществлялась за счет средств, направляемых заемщикам посредством использования кредитного механизма. Объемы предоставленных банками краткосрочных кредитов существенно превышали объемы долгосрочных кредитов. На долю Госбанка СССР приходилась подавляющая часть долгосрочных и краткосрочных ссуд, предоставлявшихся в СССР. С 1981 г. происходило сокращение абсолютных
сумм долгосрочных кредитных вложений Стройбанка СССР [12]. Предпринятая в 1987 г. попытка расширения сферы влияния государственных банков, увеличение их численности
Повышательная волна пятого цикла (с 1984-1991 гг. до 2005-2008 гг.). Волна реформ Продолжение банковской реформы 1987-1991 гг., получившей новую направленность в связи с созданием негосударственных банков, акционированием государственных банков, утверждением банковского законодательства, ориентированного на формирование банковской системы рыночного типа. Проведение политики, направленной на поддержку частного банковского бизнеса. Значительный рост численности негосударственных банков, создание небанковских кредитных организаций, банковских ассоциаций
Понижательная волна пятого цикла (с 2005-2008 гг. до ?). Волна контрреформ Повышение роли банков, находящихся под влиянием государства, в банковской системе РФ. Увеличение рыночной доли банков, контролируемых государством в совокупных активах кредитных организаций, действующих в РФ [13] и показывающих достаточно высокий уровень эффективности [14]. Усиление государственного воздействия на банки, проведение политики, направленной на сокращение количества банков и их укрупнение
Приведенные сведения позволяют сделать следующие выводы относительно взаимосвязи между реформаторскими преобразованиями банковской системы России и динамикой долгосрочных экономических циклов Н.Д. Кондратьева:
• для банковских реформ и существенных преобразований в банковской сфере России, а также общей направленности государственной банковской политики характерно существование сменяющих друг друга волн реформ и контрреформ, совпадающих с волнами долгосрочных экономических циклов Н.Д. Кондратьева;
• для повышательных волн долгосрочных экономических циклов Н.Д. Кондратьева свойственно проведение банковских реформ и банковской политики, ориентированных на активизацию частной инициативы в сфере банковской деятельности, создание банков и других кредитных организаций различных видов. Для понижательных волн рассматриваемых циклов характерно повышение влияния государственных органов (в том числе Министерства, центрального банка) в сфере банковской деятельности, снижение численности негосударственных банков, повышение
роли государственных банков в экономике.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Уразова С.А. Особенности и значение кредитной реформы 19301932 годов // Деньги и кредит. - 2011. -№ 4. - С. 58-63.
2. Кочеврин Ю. Кредитная реформа 1930 года и ее последствия (к истории советской денежной системы) // Экономическая политика. - 2011. - № 6.
3. Красавина Л.Н., Андрюшин С.А. Денежная реформа 1992-1993 гг. и проблемы регулирования инфляции в России (по материалам заседания круглого стола, проведенного Финансовой академией при Правительстве РФ совместно и Институтом экономики РАН) // Деньги и кредит. - 2003. - № 8.
4. Уразова С.А. Генезис банковской системы России: системно-эволюционный аспект : монография. -Ростов н/Д: Ред.-изд. центр Рост. гос. эконом. ун-та «РИНХ», 2007.
5. Уразова С.А. Эволюция банковской системы России : монография / Рост. гос. эконом. ун-т (РИНХ). - Ростов н/Д, 2011.
6. Бугров А.В. Очерки по истории казенных банков в России. - М.: КВАН, 2003. - С. 193.
7. Морозан В.В. История банковского дела в России (вторая половина XVIII - первая половина XIX в.). - СПб.: Крига, 2004. - С. 226.
8. Байбиков В.Ю. Банковская реформа 1894 г. в оценке консервативной печати // Вестник Самарского государственного экономического университета.
- 2014. - № 5 (115). - С. 97-102.
9. Уразова С.А. История реформирования денежного обращения и банковской системы России : учеб. пособие / Рост. гос. эконом. ун-т «РИНХ». - 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2010.
- С. 83-91.
10. Уразова С.А. Российские кредитные учреждения в период Октябрьской революции и гражданской войны // ЭКО. - 2011. - № 5.
11. Уразова С.А. Кредитная система СССР в период НЭПа // Финансы и кредит. - 2008. - № 37 (325).
12. Уразова С.А. Особенности и проблемы развития банковской системы СССР со второй половины 1950-х гг. и до 1987 г. // Финансы и кредит. - 2010. -№ 37 (421). - С. 58-61.
13. Верников А.В. Доля государственного участия в банковской системе России // Деньги и кредит. - 2009. - № 11. - С. 9-10.
14. Верников А.В., Мамонов М.Е. Сравнительный анализ эффективности госбанков и частных банков в России: новые расчеты // Деньги и кредит. -2015. - № 7. - С. 21-28.