Научная статья на тему 'Волевой компонент в структуре личностной беспомощности'

Волевой компонент в структуре личностной беспомощности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2810
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНАЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / УРОВЕНЬ СУБЪЕКТНОСТИ / СТРУКТУРА ЛИЧНОСТНОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ / ВОЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ ЛИЧНОСТНОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Крылова М. О.

В статье представлен анализ волевого компонента личностной беспомощности, описаны особенности волевой сферы, входящие в структуру личностной беспомощности и самостоятельности. Проанализирована взаимосвязь волевого компонента с другими компонентами личностной беспомощности: когнитивным, эмоциональным, мотивационным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Волевой компонент в структуре личностной беспомощности»

УДК 159.947 © Крылова И.О., 2014 ВОЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТНОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ

Аннотация. В статье представлен анализ волевого компонента личностной беспомощности, описаны особенности волевой сферы, входящие в структуру личностной беспомощности и самостоятельности. Проанализирована взаимосвязь волевого компонента с другими компонентами личностной беспомощности: когнитивным, эмоциональным, мотивацион-ным.

Ключевые слова: личностная беспомощность, самостоя-

тельность, уровень субъектно-сти, структура личностной беспомощности, волевой компонент личностной беспомощности.

© Krylova M.O., 2014 VOLITIONAL COMPONENT IN THE PERSONAL HELPLESSNESS

Abstract. The article presents an analysis of volitional component of personal helplessness, volitional features included in the structure of personal helplessness and self-dependence are described. The interrelation between volitional component with the other components of personal helplessness (cognitive, emotional, motivational) is presented.

Key words: personal helplessness, self-dependence, level of subjectness, structure of personal helplessness, volitional component of personal heedlessness.

Концепция личностной беспомощности (Д.А. Циринг) базируется на понимании данного феномена как целостной характеристики личности, представляющей собой единство определенных личностных особенностей, взаимосвязанных между собой и образующих симптомокомплекс, определяющий низкий уровень субъектности [1]. Данные личностные характеристики связаны с особенностями функционирования когнитивной, мотивационной, эмоциональной и волевой сфер

личности. Такое понимание нашло отражение в структуре личностной беспомощности, которая, по мнению Д.А. Циринг, включает соответственно четыре компонента: когнитивный, мотивационный, эмоциональный и волевой [1; 2].

Исследователи выученной беспомощности (М. Селигман, Д. Хирото, Б. Овермейер, С. Майер) рассматривали три дефицита беспомощности - мотива-ционный, когнитивный и эмоциональный. Исследования же, проведенные Д.А. Циринг, позволили выделить в структуре личностной беспомощности еще один, четвертый компонент - волевой, анализу которого посвящена данная статья.

Волевой «дефицит», характерный для субъектов с личностной беспомощностью, выступает одной из важнейших составляющих данного феномена и является специфическим для него. Традиционно воля рассматривается как способность человека к саморегуляции и самодетерминации. Как отмечает С.Л. Рубинштейн, благодаря наличию воли, человек получает возможность выйти за рамки импульсивных, инстинктивных действий и обретает свободу по отношению к непосредственно данному, получая возможность его изменять [3]. «В отличие от импульсивного действия, которое как бы проходит через человека и вырывается из него, волевой акт исходит от человека и направляется им» [3, 590]. Таким образом, воля позволяет человеку стать свободным от внешних обстоятельств и вопреки импульсивным побуждениям и аффектам, регулировать свое поведение, направлять его на достижение сознательно поставленной цели. А поскольку беспомощность проявляется, в первую очередь, в покорном подчинении происходящему, то именно недостаток волевой активности представляется одной из наиболее важных ее составляющих. Кроме того, как показывают многие исследователи проблемы воли, одной из ее функций является сознательное преодоление препятствий (Н. Ах, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, В.И. Селиванов и др.). Как отмечает В.И. Селиванов, критерий сознательного преодоления трудностей является основополагающим для всех волевых актов человека, он отличает в целом волевую регуляцию от других свойств психики и

форм регуляции [4]. В случае же проявления беспомощности, наблюдается неспособность человека изменить ситуацию, то есть преодолевать трудности, препятствия, реальные или мнимые [2]. Таким образом, определенные особенности волевой сферы, проявляющиеся в низкой способности к волевой регуляции поведения, являются важнейшими составляющими личностной беспомощности.

Включенность определенных особенностей волевой сферы в структуру личностной беспомощности было эмпирически подтверждено исследованиями Д.А. Циринг [1; 2]. Рассмотрим подробнее, какие именно характеристики волевой сферы личности входят в структуру личностной беспомощности. Для субъектов с личностной беспомощностью характерны такие особенности как безынициативность, нерешительность, низкая сформированность таких качеств личности как организованность, настойчивость, недостаточная выдержка, низкая монотоноустойчивость, робость, недостаточная целеустремленность.

В целом для людей с личностной беспомощностью характерны такие особенности волевой сферы, которые заключаются в недостаточной способности проявить усилия для преодоления различного рода препятствий на пути к достижению цели, проявить настойчивость перед лицом неудачи и довести начатое дело до конца. Им сложнее своевременно принять решение и перейти от слов к делу, труднее противостоять страху и пойти на риск. Такие люди чаще зависят от мнения окружающих, не имеют четко сформированной собственной точки зрения, поэтому реже действуют на основе собственных взглядов и убеждений. Испытуемым с личностной беспомощностью характерна меньшая способность постоянно контролировать свое поведение, они чаще проявляют импульсивность в ситуациях эмоционального напряжения, им сложнее сохранить спокойствие, действовать разумно и взвешенно в сложных ситуациях, что снижает вероятность успеха.

Рассматривая личностную беспомощность как один из полюсов континуума, отражающего уровни субъектности личности, необходимо показать особен-

ности волевой сферы, характерные для противоположного беспомощности феномена - самостоятельности. Субъекты, характеризующиеся самостоятельностью, имеют следующие особенности волевой сферы личности: инициативность, решительность, смелость, настойчивость, организованность, выдержка, целеустремленность, ответственность. Именно эти качества помогают им активно проявлять себя, достигать своих целей, преодолевать препятствия и трудности, то есть демонстрировать поведение, противоположное беспомощному.

Рассмотрим далее взаимосвязь волевого компонента личностной беспомощности с другими компонентами в ее структуре: когнитивным, эмоциональным, мотивационным. Необходимо отметить, что выделение отдельных компонентов в данной структуре носит условный характер и служит скорее теоретической моделью для изучения данного феномена. В реальности же психика едина и целостна, и отделение одного ее аспекта от другого вряд ли возможно. Это проявляется в тесной взаимосвязи изучаемых компонентов, которая показана ниже.

Связь волевого компонента личностной беспомощности с когнитивным проявляется в нескольких аспектах. В основе одной из этих взаимосвязей лежит понятие целенаправленности. Как отмечает С.Л. Рубинштейн, всякое волевое действие является целенаправленным [3]. Когнитивная сторона целенаправленности действия проявляется в формулировке и постановке цели, создании образа желаемого результата и прогнозировании вероятности ее достижения, прогнозировании последствий действия. С.Л. Рубинштейн отмечает, что «может обнаружиться расхождение между желанной целью и нежелательными последствиями или трудностями, с которыми в силу объективных внешних условий связана ее реализация. Действия, совершающиеся в условиях такого конфликта внутренне противоречащих тенденций, - это волевое действие в более специфическом смысле слова» [3, 587]. Далее автор подчеркивает тесную связь волевых процессов с интеллектуальными и эмоциональными: «Один и тот же процесс может быть (и обыкновенно бывает) и интеллектуальным, и эмоциональ-

ным, и волевым. Изучая волевые процессы, мы изучаем волевые компоненты психических процессов» [3, 587]. Когнитивный аспект волевого действия также связан со способами приписывания удач или неудач [5].

У субъектов с личностной беспомощностью взаимосвязь данных компонентов проявляется в следующем. Во-первых, в силу своих когнитивных особенностей они могут испытывать трудности с целеполаганием. «Беспомощным» сложнее ставить перед собой цели и адекватно прогнозировать возможности их достижения. С одной стороны, это связано с большей ригидностью и меньшей креативностью мышления, с другой стороны с пессимистическим атрибутивным стилем, которые характерны для таких людей (Д. А. Циринг). Во-вторых, «беспомощные» выдвигают меньше вариантов решения проблем, чаще проявляют склонность к привычному образу поведения, который не всегда может оказаться эффективным в сложившейся ситуации. Пессимистический атрибутивный стиль приводит к ожиданию бесплодности прилагаемых усилий и - как следствие -неудачи. Все это оказывает существенное влияние на волевое поведение, поскольку нет смысла прилагать большие усилия, если они, скорее всего, не приведут к желаемому результату. Субъекты с личностной беспомощности склонны также переоценивать возможные трудности на пути достижения цели.

Связь волевого компонента с эмоциональным также существенна. Многими психологами отмечается тесная взаимосвязь эмоциональной и волевой сторон регуляции, к примеру, многие авторы объединяют эмоциональные и волевые характеристики в единую сферу личности - эмоционально-волевую (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, В.И. Селиванов, М. В. Чумаков и др.).

Связь эта проявляется двояко. С одной стороны, эмоции играют важнейшую роль в оценке целей и последствий деятельности, от которых зависит дальнейшее развертывание волевого поведения. Если цель оценивается субъектом как высокозначимая, это будет играть важную роль в проявлении волевых усилий на пути ее достижения. Реализация же значимой цели может привести

к глубокому удовлетворению, что, в свою очередь, может поспособствовать проявлению волевых усилий в дальнейшем. С.Л. Рубинштейн отмечает, что «наличие у человека воли связано с наличием значимых для него целей и задач. Чем более значимы и притягательны для него эти цели, тем, - при прочих равных условиях - сильнее будет его воля, напряженнее желания, упорнее стремление к их осуществлению» [3, 590].

С другой стороны, эмоции могут оказывать дезорганизующее и демобилизующее влияние на деятельность, в таком случае воля может выступать в качестве регулятора и компенсировать отрицательные последствия возникших эмоций. В данном случае воля позволяет преодолевать влияние негативных эмоций, усталости, отсутствия интереса, скуки.

У субъектов с личностной беспомощностью взаимосвязь эмоционального и волевого компонентов личностной беспомощности проявляется в том, что на фоне повышенной тревожности, мнительности, склонности к депрессии, неуверенности в себе, астении, импульсивности, они могут проявлять недостаточные волевые усилия для достижения цели. Зачастую негативная оценка последствий, отсутствие уверенности в своих силах, недооценка собственных возможностей, низкая способность к контролю собственных эмоций затрудняют проявление настойчивости, решительности, независимости в поведении.

Перейдем к анализу связи волевого и мотивационного компонентов. Как было показано выше, многие исследователи воли напрямую связывают ее с мотивацией - это отразилось в мотивационном подходе к пониманию воли (Х. Хекхаузен, Ю. Куль, В.А. Иванников, С.Л. Рубинштейн, В.И. Селиванов). Связь мотивации и воли, по их мнению, проявляется в побудительной функции воли. Некоторые действия, принятые человеком к осуществлению, могут быть лишены в силу различных причин достаточного побуждения. Либо наоборот, действие может побуждаться сильным мотивом, но быть социально нежелательным, идти вразрез с общественными требованиями и нормами, тогда необ-

ходимо его торможение. В таком случае, воля, по мнению В.А. Иванникова, выполняет роль намеренной регуляции побуждения к действию [6]. Автор отмечает, что необходимость в волевой регуляции проявляется в тех случаях, когда: 1) действие не имеет достаточного побуждения, т.к. не связано с актуально переживаемой потребностью, но принимается к исполнению в соответствии с социальными требованиями или собственными ценностными установками; 2) осуществление действия затруднено факторами, которые снижают или делают невозможным создание и поддержание необходимого побуждения к нему; 3) действие связано с актуально переживаемой, но социально нежелательной потребностью, в этой связи необходимо воздержаться от него [6, 113]. Механизмом же волевой регуляции, по мнению В.А. Иванникова, выступает изменение или создание дополнительного смысла действия, когда действие выполняется уже не только ради мотива, по которому оно было принято к осуществлению, но и ради личностных ценностей человека, или других мотивов, привлеченных к заданному действию [6].

В контексте изучения личностной беспомощности, связь ее волевого и мотивационного компонентов можно проследить в следующем. Эффективность волевой регуляции зависит от силы стоящих за ней мотивов. Изменение же мотивации ведет к изменению эффективности волевых действий человека. Низкий уровень притязаний, низкий уровень мотивации достижения, характерные для беспомощных субъектов, сказываются на волевом поведении человека: не имея потребности в достижении, люди с личностной беспомощностью и не стремятся приложить необходимые условия, пасуют перед возникающими трудностями. Экстернальный локус контроля и экстратенсивная мотивация делают их зависимыми от других людей, обстоятельств, затрудняя сознательную целенаправленную регуляцию действий человека.

Подводя итог сказанному, необходимо отметить, что выделить один из описанных компонентов личностной беспомощности в качестве наиболее зна-

чимого для ее формирования вряд ли возможно, поскольку каждая из представленных сфер психики, проявляясь, с одной стороны, в своем качественном своеобразии, с другой стороны, неразрывно связана с остальными, и их взаимодействие обусловливает уровень психической активности субъекта.

Исследование волевого компонента личностной беспомощности представляется нам особенно важным на материале подросткового возраста, поскольку именно в этом возрасте происходит активное формирование волевой сферы личности. Волевая регуляция поведения, которая в детском возрасте осуществлялась посредством внешних стимулов - побуждение со стороны взрослого, переходит во внутренний план и человек становится способным к саморегуляции. С.Л. Рубинштейн отмечал, что возникновение воли неразрывно связано со становлением индивида как самоопределяющегося субъекта, который сам - произвольно - определяет свое поведение и отвечает за него [3, 591]. Овладение волевой регуляцией, соответственно, позволяет человеку обрести свободу по отношению к непосредственно данному, чтобы в дальнейшем иметь возможность его изменять. Такое представление позволяет провести параллель с пониманием личностной беспомощности как низкого уровня субъектности. Недостаточно сформированная способность к волевой регуляции проявляется в сниженной способности к преобразованию окружающей действительности, и, соответственно, формированию личностной беспомощности. В связи с этим, планируется эмпирическое исследование содержания волевого компонента у подростков с личностной беспомощностью и самостоятельностью.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Циринг Д.А. Психология личностной беспомощности: исследование уровней субъектности. М.: Академия, 2010. 410 с.

2. Циринг Д.А. Личностная беспомощность у детей: структурные компоненты и их взаимосвязи // Теоретико-методологические и психологические

основы коррекционно-развивающей работы психологов: материалы Междунар. науч.-практ. конф.: в 3 ч. Шадринск: Изд-во ШГПИ, 2006. Ч. 1. С. 5-11.

3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. 720 с.

4. Селиванов В.И. Волевая регуляция активности личности. // Психологический журнал. 1982. Т. 3. № 4. С. 14-25.

5. Шульга Т.И. Проблемы волевой регуляции в онтогенезе // Вопросы психологии 1994. № 1. С. 111-116.

6. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции: учебное пособие. 3-е изд. СПб.: Питер, 2006. 208 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.