2) структурно-содержательного анализа систем обучения во вневременном отношении;
3) построения гипотезы решения проблемы, определения адекватных методологических подходов, методов, форм, средств исследования;
4) выстраивания теоретической модели и её экспериментальной апробации, внедрения в широкую практику в соответствующей сфере образования и социокультурной деятельности;
5) окончательного оформления предлагаемой системы полиинструментального обучения с четкими рекомендациями для дальнейшего распространения теоретико-методического опыта в социуме.
Решение выявленной проблемы на научно-теоретическом, методическом, практичес-комисполнительском уровнях позволило устранить многие противоречия в образовательной, профессиональной исполнительской
и социокультурной сферах. Система полиинструментального обучения позволяет музыкантам достигать профессионального исполнительского мастерства одновременно в нескольких родственных видах музыкального искусства, что ведет к универсализации (многофункциональности) их профессиональной исполнительской, музыкально-просветительской, культурно-досу-говой, педагогической деятельности.
На научно-теоретическом уровне данная тема предоставляет возможность проведения дальнейших исследований в области разработки теории и методики полиинструментального обучения, музыкального воспитания и просвещения в контексте формирования репертуарной политики для специальных и общеобразовательных учебных заведений, культур-но-досуговых учреждений, целевыми группами которых являются представители всех поколений.
Т.Т. Щеглова
ВОКАЛЬНО-РЕЧИТАТИВНЫЙ ТИП МЕЛОДИИ И ФОРТЕПИАННОЕ ИНТОНИРОВАНИЕ
Одним из свойств музыки, обеспечивающих коммуникацию, выступает родство музыкальной, речевой и поэтической интонации. Эта близость выражается в том, что все три типа речи тяготеют к звучащей стихии. Музыкальная и поэтическая речь интонационны. В основе музыкальной речи категория интонации имеет фундаментальное значение. Интонация, мельчайшая осмысленная звукоячейка,, является одним из главных факторов, определяющих характер воздействия музыки. Интонация -средство выявления психологического характера музыкальной речи.
Процесс становления музыкальных интонаций шел параллельно с развитием речевых. Сливаясь с музыкой, речь становится новой категорией интонационного выражения мысли и чувств - пением. Не утрачивая широких интонационных возможностей речи, пение идет дальше в средствах выражения. Музыка - исключительно верное, гибкое средство для воплощения истинного содержания слова. Благодаря музыке слово в искусстве певца может производить на слушателей более сильное и глубокое впечатление, чем слово сказанное.
Превращение интонационной речи в пение легло в основу развития декламационного вокального стиля. В певучем стиле выразительным средством служит широко развития мелодия - кантилена. Такая мелодия передает главное чувство, основную мысль целого. В то же время в мелодии, в ее интонационных подъемах и спадах, в ее динамических нюансах может быть выделен особый смысл, значение отдельных моментов содержания. Сила выразительности таится в речитативном стиле пения. Перед исполнителем открываются большие возможности для использования богатых ресурсов голоса. Вокальная музыка скорее находила широкую аудиторию, чем инструментальная.
Инструментальные интонации имеют вокальное происхождение. Даже в самых сложных формах инструментальной музыки чувствуется связь со смысловым содер-жаниемречевой, ораторской или поэтической фразы, с ее синтаксисом, логическим ударением.
В фортепианной музыке часто применяются речитативно-декламационные способы выразительности. Речитативно-ораторским
Музыкальное образование
тоном окрашены многие баховские темы с широкими интервальными шагами, остропун-ктной ритмикой и энергетикой. Речитативно-декламационные способы выразительности культивировали композиторы-романтики, современные композиторы.
Из норм речевого и вокального произношения могут быть выведены критерии выразительности и правильности произношения инструментальной музыки.
Иногда под песенностью понимается лишь кантиленность, «вокальность» звучания инструмента. Проблема истинного пения на инструменте - прежде всего проблема психологически содержательного, характеристически выразительного художественного интонирования. Психологический тонус музыки, тип вокально-речевого произнесения сочетаетпение на инструменте с возможностью динамически дифференцировать, индивидуализировать звуки. Данные качества являются действенным фактором выразительного, пластичного и рельефного звукоспряжения.
Ища в исполнении психологической правды, пианист должен владеть целым комплексом средств и приемов, способствующих выразительно-логичному соподчинению звуков. Сюда относится многое: фразировка, артикуляция. Непременная основа фортепианного интонирования - отношение к звуку. Чтобы преодолеть «ударную» природу инструмента в процессе интонирования, необходимо научиться «влиять» на звучание, добиваясь его певучести. В поисках характеристики тона, манеры прикосновения ведущая роль принадлежит созданию у исполнителя музыкальных представлений, связанных с образным строем произведения. Отсюда рождается, например, такое понятие, как «рельеф тона», слагающееся из эмоциональной окраски, характера, степени интенсивности звучания. В работе над интонированием не должно быть ни одного звука без осмысленного произнесения, отточенного выполнения штриховых намерений. В связи с этим много внимания нужно уделять исполнению лиг, выявляющих большое богатство интонаций. В работе над синтаксисом музыкальной речи внимание привлекают запятые, цезуры, паузы.
Существенным фактором в понимании синтаксического членения музыкального материала является дыхание. Понятие исполнительского дыхания перенесено из сферы певческого интонирования во все инструментальные сферы. Живое исполнительское
дыхание связано с декламационно-выразительным смыслом музыкальной речи. Стремление к декламации отклоняет ритм от точного соблюдения метрических долей. Композитор, выписывая мелодию ровными длительностями, дает исполнителю право найти свободное, естественное, пластичное движение, присущее характеру данной мелодии. Если исполнитель механически воспроизводит текст, то его исполнение становится мертвым. Выявление смысловых акцентов осуществляется чаще всего не столько с помощью акцентов, сколько посредством специальной оттяжки и увеличения длительности звучания. Такое выделение интонационных точек придает исполняемой фразе своеобразный речевой характер. Для определения интонационного характера фразы и выявления художественно оправданных точек тяготения можно даже прибегнуть к мелодической подтекстовке. Но, чтобы ощутить в любой, даже чисто инструментальной, мелодии выразительность речевой фразы, нет необходимости сочинять словесной текст.
Выявление в интонировании наиболее значительных с точки зрения раскрытия образного содержания музыки, звуков и интонаций - сложная задача. Часто с помощью маленькой подробности можно подобрать ключ к характеру целых тем, а иногда и произведений. Выявление интонационных точек тяготения - главное, что способствует целостности интонирования. Одним из основных выразительных средств, способствующих достижению пластичности и декламационности исполнения является tempo rubato. Но все ритмические отклонения от метра не должны перерождаться в произвол. Rubato становится естественным лишь тогда, когда исполнитель очень хорошо чувствует основное движение музыки. Умение понять и ощутить все отклонения от метра определяет ум, чувство, вкус исполнителя. Исполнительское дыхание выступает на всех уровнях формы. На первом фонетическом уровне дыхание выражается в речевом музыкальном произнесении - интонировании; на синтаксическом - в цикличности процесса нарастания-убывания энергии мелодико-гармоничес-кого развития, отливов и приливов напряжения в музыкальном процессе. Индивидуальные особенности дыхания являются одним из критериев культуры и одаренности исполнителя.
Работа над выразительностью интонирования связана с многоплановостью фактуры. Необходимо создать звуковую перспективу, распределяя голоса по степени насыщенности их звучания. Одним из основных приемов, способствующих выявлению многоплановости музыкальной ткани, можно назвать индивидуализацию каждого голоса. Перед пианистом стоит задача красочно-характеристической дифференциации голосов и фактурных планов. В том, как объемно исполнитель слышит всю ткань сочинения, как дышит музыка за счет интонирования всех голосов и ее пластов, а не только мелодии, сказывается глубокое понимание исполнителем «культуры музыки как интонации».
Педагогическое внимание должно быть направлено на воспитание творческого интонационного мышления студента. Большое значение имеет проблема внутреннего слышания, заключающаяся в важном факторе «предслышания». Воспитание внутренней слуховой активности помогает связывать отдельные построения, охватывать целое.
Для музыканта-профессионала, в частности для исполнителя, очень важно изучение народной музыки и родного фольклора. Здесь заключены большие резервы активизации интонационного мышления. Необходимо искать пути непосредственного изучения фольклора в «живом» народном исполнении. Те, кому довелось слушать пение и игру народных исполнителей, знают, насколько острее, интенсивнее воспринимается выразительный смысл интонации, как ярко выступает связь музыкальных интонаций со словами, жестами, движениями.
Специфический характер народного пения повышает ощущение интервальной упругости; усиливается напряженность ладо-функциональных связей вследствие нетемперированного строя; в народной манере интонирования с особой наглядностью выявляется связь интонирования с дыханием исполнителя. Вслушивание в народное исполнение учит музыканта импровизацион-ности исполнения. Импровизационность развивает у исполнителя умение активно искать слухом наиболее выразительные интонационные решения, придаетисполне-нию ту внутреннюю свободу высказывания, которая поддерживает психологический контакт со слушателем.
Слух исполнителя, активно интонирующего в своем слуховом сознании, наблюдательнее, острее и цепче. Такому
исполнителю легче противостоять интонационным штампам, шаблонам, увлекающим на рутинный путь, навязываемый памятью. Всегда актуален другой путь -открытие в произведении ранее незамеченных особенностей, черточек, нахождение новых смысловых связей и соотношений различных элементов музыкальной ткани. Композитор фиксирует нотной записью только как бы эскиз интонаций. Исполнитель должен раскрыть в произведении и донести до слушателя его интонационное содержание. Отталкиваясь от интонационной схемы в нотной записи, исполнитель имеет возможность изменить содержательность интонаций. В речевой фразе все средства исполнительской выразительности могут принимать индивидуальный вид. Интонационное преобразование мелодии может касаться тембра, артикуляции, темпа, динамики. Отбор и организация комплекса исполнительских средств, приемы интонирования зависят от понимания исполнителем интонационно-семантических особенностей произведения.
Особенно велико значение исполнительского интонирования в раскрытии смысла новой музыки, которая трудна для произношения. Она требует от исполнителя большой слуховой культуры. При восприятии музыки столкновение с незнакомыми элементами музыкального языка вызывает развернутый сложный акт мышления, на чем основывается и внутреннее сопротивление восприятию нового языка, иных выразительных средств непривычного содержания. «Не надо забывать, - отмечает С.Рихтер, -наше ухо быстрее и легче воспринимает привычное, знакомое, неоднократно слышанное. Слушая новое произведение, испытываешь всегда определенное сопротивление».
В заключение подчеркнем, что выразительность произнесения музыки является ключевой проблемы исполнительской методики. Жизненные истоки интонационной выразительности музыки и исполнения всегда указывали на связь интонации с ритмом движения, человеческой речью, пением, подчеркивали значение вокально-речевого начала в музыке. Комплексность взаимодействия фортепианно-выразительных средств, приемов и их направленность на выявление интонационного содержания музыки - главный принцип исполнительского искусства.