Научная статья на тему 'Вокально-исполнительская культура в современном образовательном пространстве'

Вокально-исполнительская культура в современном образовательном пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2784
445
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ МАСТЕРСТВО / ВОКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА / МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вокально-исполнительская культура в современном образовательном пространстве»

Подчеркнем, что создание таких рекомендаций не является самоцелью, скорее их надо рассматривать как ориентировочную основу действий для разработки семинаров и консультаций.

Результаты проведенного констатирующего этапа исследования позволяют сделать определенные выводы, которые должны учитываться при построении образовательных программ подготовки магистров и аспирантов; при проектировании содержания образовательных программ на основе преемственности подготовки магистров и аспирантов. Данное исследование убедительно свидетельствует, что в университете складывается адекватная система их подготовки, которая строится на заинтересованности всех субъектов, согласовании их позиций. Однако существуют и неиспользованные резервы научно-образовательной среды университета, что требует продолжения исследования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Батракова И. С., Бордовский В. А., Тряпицын А. В. Профессиональная компетентность преподавателя высшей школы // Известия Волгоградского государственного педагогического университета: Науч. журнал. Сер. 4. «Педагогические науки». 2013. Т. 80. № 5. С. 28-35.

2. Исследование процессов профессионального становления студентов магистратуры в современном вузе: Коллективная монография / Под ред. Н. Ф. Радионовой, А. В. Тряпицына. — СПб.: Лема, 2013.

3. Лаптев В. В., Писарева С. А., Тряпицына А. П. Подготовка и аттестация кадров высшей квалификации в области гуманитарных и общественных наук. Анализ опыта университетов Европы и России: — СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2006.

4. Научно-исследовательская деятельность как фактор профессионального становления студентов магистратуры в условиях инновационного развития образования: Монография / Под науч. ред. проф. В. П. Соломина, проф. Е. В. Пискуновой. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013.

5. Писарева С. А., Тряпицына А. П. Проблемное пространство образовательной программы аспирантуры // Нижегородское образование. 2012. № 1. ISSN 1815-7041. — Издательский центр учебной и учебно-методической литературы ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования». С. 91-97.

6. Поддержка научно-исследовательской деятельности магистрантов и аспирантов (http://www. hsdsf.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=54&Itemid=64&lang=en).

7. Разработка квалификационных требований к профессиональной деятельности в сфере образова-

ния / Под общ. ред. В. А. Козырева, Н. Ф. Радионовой. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006.

Т. Д. Смелкова

ВОКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

В наши дни интерес к вокальному искусству чрезвычайно высок. Проблема развития и обучения певца, совершенствования его исполнительского мастерства вызывает большой интерес. Безусловно, историей уже накоплены материалы по изучению строения и работы голосового аппарата, описаны вокально-педагогические принципы, методы, вокальные школы прошлых эпох. Педагогам хорошо известны хрестоматийные труды отечественных и зарубежных авторов: Л. Б. Дмитриева, В. А. Багадурова, М. Л. Львова, И. К. Назаренко, И. И. Левидова, В. П. Морозова, Р. Юссона [1]. Отрадно, что сегодня переиздаются «руководства» и «школы вокального искусства» выдаю-

щихся педагогов предыдущих столетий. Активно обсуждаются вопросы поступенности и преемственности в воспитании певца, психологические и социальные проблемы развития личности, формирования художественного вкуса. В современную музыкально-образовательную среду прочно вошла традиция исследования исполнительского опыта известных певцов и педагогов.

Процесс постижения певческого искусства — это очень увлекательный, но сложный, длительный процесс, который требует и от педагога, и от ученика взаимопонимания, немало духовных и физических сил, терпения, чтобы добиться желаемого результата, а именно красивого тембрального звучания, профессионального владения голосом, яркого музыкального впечатления.

Именно понятие «вокально-исполнительская культура» интегрирует в себе многочисленные составляющие профессионального пения и является определяющим показателем хорошего певца и одаренного музыканта. Когда мы говорим о высоком уровне вокально-исполнительской культуры, подразумеваем и крепкую техническую базу, и яркое исполнительское мастерство, и общее ощущение соразмерности всех музыкальных элементов и качественных характеристик, соединенных в художественную целостность.

Формирование высокой вокально-исполнительской культуры студентов есть главный результат образовательной деятельности в сфере вокального искусства и педагогики.

Значимость сольного пения в системе высшего музыкально-педагогического образования бесспорно велика: в классе сольного пения происходит не только процесс профессиональной постановки голоса, но и взаимосвязь с другими видами искусств — живописью, литературой, театром, что приводит к обогащению и формированию творческой личности. На занятиях по сольному пению развиваются голосовые данные студента, вокальный слух, умение чувствовать и гибко вести музыкальную фразу, выразительное интонирование, нюансировка, а также яркая, эмоциональная подача слова; закладываются такие важнейшие исполнительские качества, как чувство стиля, знание жанровой специфики, детальное прочтение авторского замысла. Важным звеном для развития индивидуальности является раскрытие внутренних личностных качеств студента, его фантазийное, образное мышление, темперамент, характер [2].

Однако понимания значимости перечисленных факторов недостаточно, чтобы качественно изменить сознание, как преподавателя, так и обучающегося. Необходимо найти верный подход к технологии обучения, открывающий внутренние, глубинные ресурсы каждой личности. Таким важнейшим механизмом в формировании вокально-исполнительской культуры является интегративный подход.

Прежде всего, интегративность в учебном процессе предполагает теснейшее содержательное взаимодействие между дисциплинами. Такая связь должна быть установлена не только с другими индивидуальными творческими классами, но также с циклом музыкально-исторических и психолого-педагогических дисциплин.

Кроме того, современная концепция обучения сольному пению не может ограничиваться исключительно практическими занятиями, а требует понимания закономерностей певческого процесса и знания истории вокального искусства. Именно целостное воздействие является наиболее эффективной педагогической установкой и позволяет достичь единства вокально-исполнительской практики и задач вокального образования. На сегодняшний момент практика обучения сольному пению подкреплена введенными в учебный план лекционными курсами, посвященными основам методики постановки голоса, истории вокальной педагогики и исполнительства.

В связи с этим встает проблема создания современного учебно-методического обеспечения в сфере вокального образования. Внедрение новых идей, усовершенствование образовательных программ, обогащение фонда библиотеки сборниками вокальной музыки, издание статей, пособий и хрестоматий, накопление архива материалов по проведенным концертам, конкурсам и конференциям, — эти разделы значимы для составления интегративной базы, обеспечивающей успешность учебного процесса.

В связи с модернизацией высшего профессионального образования система обучения в Герценовском университете становится более гибкой и разветвленной, появляются новые базовые и вариативные образовательные курсы, новые направления, профили и специализации. Таким образом, современное музыкально-педагогическое образовательное пространство расширяется, обогащаясь новыми идеями и творческими проектами.

Для творческих кафедр, в частности кафедры сольного пения, «образовательные инновации» подразумевают решение следующих конкретных задач:

— активизация творческого, личностного потенциала профессорско-преподавательского состава и студентов, мобильность в работе коллектива;

— создание новых условий для достижения качественных изменений в музыкально-педагогической деятельности;

— обновление взглядов и практических действий в решении вопросов учебного характера;

— формирование современного научно-методического обеспечения (в том числе, разработка новых программ) и творческой, динамичной среды для глубокого, всестороннего развития обучающихся.

Результатом такого подхода к образовательной деятельности в сфере вокального искусства и педагогики выступает формирование высокопрофессиональной вокально-исполнительской культуры студентов.

Среди всех перечисленных звеньев учебно-методической деятельности следует особенно выделить образовательные программы по специальным дисциплинам «Сольное пение», «Основы вокальной методики», «История вокального искусства и методологии». Именно от их содержания и задач, поставленных перед педагогом и студентом, во многом зависит организация и верное направление учебной работы.

Программа «Сольное пение» ориентирована на постижение процессов вокального исполнительства и педагогики, проводится в форме практических индивидуальных занятий. Обучение в классе сольного пения направлено на овладение своим природным голосом, улучшение его качественных характеристик, выработку академической манеры пения, развитие навыков выразительного и чистого интонирования, кантиленного звучания и звуковедения. Систематическая работа позволяет добиться правильной корпусной установки, умения пользоваться певческим дыханием, высокой позицией звука, естественной артикуляцией. Необходимость решать вокально-художественные задачи в работе над произведениями формирует устойчивый комплекс личностных качеств: творческую активность, темперамент, исполнительскую волю, психологическую стабильность, уверенность, артистизм. Для будущего певца и преподавателя вокала важно понимание слов выдающегося итальянского педагога Франческо Ламперти: «Пение с душою есть дивное возбуждение, происходящее от прекрасных способностей нашей природы и от умения отождествиться с исполняемой ролью» [3].

Курсы «Основы вокальной методики» и «История вокального искусства и методологии» предполагают тесную связь с дисциплиной «Сольное пение», представляя единый вокально-педагогический комплекс. Программы ориентированы на изучение процесса развития певческого голоса, вокальной педагогики и исполнительства, прово-

дится в лекционной форме. Цель изучения этих дисциплин — развитие высокой вокально-исполнительской культуры через формирование системы знаний по теории и истории вокальной педагогики и исполнительства, позволяющей правильно осваивать технологию певческого процесса и приобретать профессиональные вокальные навыки. На лекциях и семинарах решается множество задач: изучение вокальной терминологии, истории западноевропейской и русской вокальной педагогики, сравнительный анализ вокальных школ различных стран; освоение разнообразных методик преподавания пения в хронологическом порядке, разъяснение причин их сходства или различия; оценка исторических методов с точки зрения современной вокальной школы; установление зависимости между эволюцией методик преподавания пения и требованиями, предъявляемыми к манере исполнения вокальной музыки той или иной эпохи.

Последние годы активизировался интерес к детскому классическому вокалу. Во многих музыкальных школах России, иногда в общеобразовательных школах открыты специальные классы академического пения. Сегодня результаты этих занятий проявляются в ходе многочисленных российских и международных конкурсов, выявивляю-щих большое количество детей, обладающих профессиональными певческими голосами и уже заявивших о себе на мировом уровне в вокальном искусстве. В связи с этим основной задачей в лекционном курсе и практических занятиях становится именно изучение специфики детской вокальной педагогики и методики. Знание студентами особенностей организма детей различных возрастов, их певческих возможностей непосредственно связано с будущей музыкально-педагогической и исполнительской деятельностью.

Формирование у молодых людей целостной вокально-исполнительской культуры зависит не только от базовых образовательных программ, но также связано с интегра-тивным подходом к использованию в учебном процессе многообразных творческих форм обучения — открытых уроков, мастер-классов, творческих мастерских, учебных концертов, конкурсов, педагогических практикумов, конференций, прослушивания аудио- и видеозаписей, посещения спектаклей, концертов с последующим анализом. Именно такое, интегративное погружение в вокальное искусство способствует профессиональному становлению и развитию личности будущего педагога-музыканта — носителя универсального языка великого искусства музыки.

Обращаясь ко всем преподавателям вокала, хочется привести замечательные слова, адресованные великому педагогу пения Камилло Эверарди, о назначении Учителя пения: «Общение с учениками не ограничивается лишь постановкой голоса: надо учить пониманию формы сочинения, выразительному исполнению каждой музыкальной фразы, осмыслению поэтического текста, наконец, актерскому проживанию роли, образа, то есть, всему тому, что обозначается словом "школа"» [4]. Безусловно, в понятие «школы» входит и формирование высокой вокально-исполнительской культуры — это и культура певческого звука, и понимание музыкальной стилистики, и знание истории вокального искусства и педагогики, общая эрудиция в гуманитарной сфере, наконец, культура общения с публикой.

В наше время вопрос об уровне общечеловеческой и профессиональной культуры стоит наиболее остро. Поднять культурную планку молодого поколения — задача наисложнейшая, зависящая от множества факторов. Прививая вокально-исполнительскую культуру современной молодежи, мы тем самым вносим свой вклад в общее национальное дело возрождения истинных духовных ценностей, высокого уровня образованности, уважения к человеческой личности, к традициям и культурному наследию отечественной школы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. М., 2000; Багадуров В. А. Очерки по истории вокальной методологии. Ч. 1-3. — М., 1929-1937; Левидов И. И. Развитие голоса певца и профессиональные болезни голосового аппарата. — Л., 1933; ЛьвовМ. Л. Русские певцы. — М., 1965; Назаренко И. К. Искусство пения: Хрестоматия. — М., 1968; Морозов В. П. Искусство резонансного пения. — М., 2002; Юссон Р. Певческий голос. — М., 1974.

2. Теория и практика педагогики музыкального образования в средних профессиональных учебных заведениях: Учебное пособие / Науч. ред. Р. Г. Шитикова и М. Р. Чёрная. — СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. С. 110-122; Смелкова Т. Д., Савельева Ю. В. Методические основы формирования вокально-исполнительской культуры в классе сольного пения // Музыкальное образование в современном мире. Диалог времен: Сборник статей: В 2 ч. Ч. II. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2010. С. 256-260.

3. Ламперти Ф. Искусство пения по классическим преданиям. Технические правила и советы ученикам и артистам. — СПб., 2009. С. 168.

4. Барсова Л. Из истории петербургской вокальной школы: Эверарди, Габель, Томарс, Ирецкая. СПб., 1999. С. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.