УДК 94:355(37)
Кузнецов Андрей Михайлович
доктор исторических наук, доцент, доцент кафедры социально-культурной деятельности Военного университета Министерства обороны РФ
ВОИНСКИЙ ЭТИКЕТ В АРМИИ ДРЕВНЕГО РИМА
Kuznetsov Andrey Mikhailovich
D.Phil. in History, Associate Professor, Social and Cultural Activities Department, Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation
MILITARY ETIQUETTE IN THE ANCIENT ROME ARMY
Аннотация:
В статье с опорой на данные отечественной историографии представлено авторское видение развития воинского этикета в армии Древнего Рима. Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время чрезвычайно важными представляются усилия руководства Вооруженных сил России по формированию духовно-нравственных качеств военнослужащих с использованием воспитательных возможностей воинского этикета. Положительный опыт формирования норм и правил воинского этикета в древнеримской армии может быть востребован в современных условиях.
Ключевые слова:
этикет, воинский этикет, «римский салют», децимация, консул, аквила, аквилифер, венки и фалеры, большой и малый триумфы, триумфальная арка.
Summary:
Based on the historical science data, the author presents his vision of the military etiquette development in the army of the Ancient Rome. The scientific relevance of the article lies in the fact that currently the leadership of the Armed Forces of Russia pays great attention to the development of military servicemen's spiritual and moral qualities by means of the educational resources of the military etiquette. The author believes that the positive experience of the formation of norms and rules of the military etiquette in the Roman army can be claimed in the modern conditions.
Keywords:
etiquette, military etiquette, 'Roman salute', decimation, consul, l'aquila, aquilifer, wreaths and phalera, big and small triumphs, memorial arc.
Воинский этикет получил сильное развитие в эпоху Древнего Рима. Римское государство имело сильную, хорошо обученную и организованную армию с усовершенствованной системой воспитания. Правила воинского этикета занимали в ней не последнее место. Как и в египетской, греческой и македонских армиях, в древнеримском войске преобладающим был принцип единоначалия, что предполагало наличие особых норм отношений к командирам всех рангов.
Во-первых, старшинство древнеримских начальников должна была подчеркивать форма одежды как атрибут воинского этикета (рис. 1). Все начальствующие лица, за исключением полководцев, носили удлиненные плащи белого цвета. (Рядовой воин носил короткий плащ рыжеватого цвета.) Предводители армий носили длинные плащи пурпурного цвета с бахромой.
V ■
Рисунок 1 - Древнеримский военачальник
Во-вторых, существовали определенные правила обращения к командирам, выполнения приказов. Самое почетное обращение применялось к императору как к главному военачальнику. Так, к императору Диоклетиану (284-305 гг. до н. э.) обращались только с титулом «владыка». Все подчиненные полководцы при встрече с ним должны были кланяться в ноги. Никто не смел
сидеть в его присутствии. В виде милости Диоклетиан изредка разрешал целовать свою обувь или край одежды [1, с. 135].
Армия римских легионов, приветствуя военачальника, использовала жест, который применяли гладиаторы по отношению к Цезарю. Так, при произнесении фразы «Ave, Caesar, morituri te salutant» («Здравствуй, цезарь! Идущие на смерть приветствуют тебя») гладиаторы резко вскидывали прямые правые руки вертикально вверх или под углом по отношению к земле (рис. 2). Демонстрация свободной правой руки доказывала императору, что мужчина не прячет оружия, которое может нанести вред правителю. Данное этикетное действие получило название «римский салют», происходящее от латинского salutant - 'приветствие'.
Рисунок 2 - Приветствие древнеримского военачальника
Помимо жеста легионеры произносили «Аве» (от лат. Ave или Aue), что являло собой традиционную древнеримскую форму приветствия и прощания. Слово образовано от латинского глагола aveo, который означает 'здравствовать'. В форме повелительного наклонения этот глагол преобразуется в ave, что можно перевести как пожелание здоровья и долгой жизни.
За невыполнение указанных правил воины строго наказывались. «...Где идет борьба за жизнь и победу, нет прощения за малейшую небрежность», - писал древнеримский военный историк Вегеций [2, с. 23].
В Древнем Риме появился такой вид наказания, как децимация, который представлял собой казнь каждого десятого воина легиона или армии в наказание за бегство с поля боя, сдачу крепости, трусость или невыполнение приказа (рис. 3).
Рисунок 3 - Децимация в армии Древнего Рима
Самый ранний документированный случай децимации относится к 471 г. до н. э. (упомянут Титом Ливием), когда Рим воевал с вольсками, народом умбро-сабельского происхождения, жившим по соседству с латинами.
При децимации наказываемое подразделение разделялось на десятки, независимо от ранга и срока службы. Каждая десятка бросала жребий, и того, на кого он выпадал, казнили его же девять товарищей. Сначала казнь производилась ударом камня или палкой по голове, позже
воинов обезглавливали топором. Оставшиеся в живых солдаты также наказывались: в их рационе пшеница заменялась ячменем, им запрещалось спать внутри лагеря.
Особый интерес представлял ритуал ежегодных выборов консулов, которые играли важную роль в политической и военной жизни Древнего Рима. Каждый год в один из летних дней на рассвете римские граждане собирались на Марсовом поле - широкой равнине за городской стеной. На высоком берегу Тибра поднимался красный флаг - знак того, что Риму не грозит ничье вторжение. Из городских ворот являлся консул в сопровождении двенадцати ликторов. Раздавался звук трубы, после чего жрецы провозглашали, что боги приняли принесенные жертвы. Так начинался ритуал выборов консулов на будущий год.
Каждый гражданин-избиратель, в том числе и воин, получал табличку, на которой писал имена тех, за кого он подавал свой голос. Проходя через узкие мостики, голосующий опускал табличку в особую корзину. После подсчета голосов вновь раздавался звук трубы и объявлялись имена двух победителей. (В Древнем Риме избирались два консула, имевшие равные права.)
Данный ритуал был призван способствовать росту авторитета консулов, в том числе и в среде воинов, так как последние принимали участие в их выборах, а также зарождению норм и правил поведения людей в военной форме в период всеобщих политических выборов.
Правила и нормы воинского этикета армии Древнего Рима стали активнее сопрягаться с музыкой. Военными музыкантами было разработано множество звуковых сигналов, которые возвещали о выступлении в поход, начале дневных и ночных страж, смене часовых, наступлении и т. д. С помощью этих сигналов осуществлялись все перемещения в строю, в том числе и во время боя.
Завершив построение в боевой порядок, вся армия после первого сигнала труб и рогов издавала боевой клич, мощь которого свидетельствовала о готовности воинов к бою. Со вторым сигналом начиналось движение армии вперед. Услышав третий сигнал, воины с громким криком, сопровождаемым звуками всех музыкальных инструментов, переходили в атаку, ударяя при этом мечами о свои щиты [3, с. 7].
В древнеримском войске начали появляться специальные воинские знаки различия, которые постоянно эволюционировали (рис. 4). Так, первоначально символом пехоты и конницы служил пучок сена, привязанный к наконечнику копья, затем это был вид человеческой кисти, а в период поздней Римской республики знаком легиона стал римский одноглавый золотой или серебряный орел (аквила), закрепленный на вершине древка.
Рисунок 4 - Воинские знаки римских легионов
Для его ношения и хранения в легионе была введена специальная должность аквилифера, который считался одним из высших унтер-офицеров и даже получал двойное жалование. Потеря орла считалась тяжким преступлением, вследствие которого наступало расформирование легиона.
В Древнем Риме сложился ритуал ежегодного набора будущих воинов путем жеребьевки как одного из способов комплектования легионов. Данный ритуал производился следующим образом.
Утром назначенного дня на Капитолийском холме выставляли знамя, и герольды всенародно провозглашали по всему Риму о начале набора. После этого на поле собирались трибуны (командиры) легионов, которым требовалось пополнение, и мужское население в возрасте от 17
до 45 лет, построенное по своим трибам (территориальным округам). К специальной урне подходил трибун первого легиона, вытягивал номер триба и выводил из него людей примерно одинакового возраста и телосложения, количество которых равнялось числу коллег - трибунов. После этого он отбирал одного человека и передавал право выбора трибуну второго легиона, который отбирал кандидатуру из оставшихся. Трибун второго легиона в свою очередь передавал эстафету трибуну третьего легиона - и так продолжалось до тех пор, пока выведенные из строя люди не будут распределены по подразделениям. Следующим к урне для вытягивания номера трибы подходил трибун второго легиона, и процедура повторялась, только теперь последним свой выбор делал трибун первого легиона. Так продолжалось до укомплектования всех легионов приблизительно равным по своим качественным характеристикам составом воинов.
Перед выступлением в поход консул отправлялся в храм бога войны Марса, который был сооружен на Марсовом поле вне городских стен, так как вооруженное войско не должно было входить на территорию города. Там он совершал обряд жертвоприношения, давал торжественный обет, потрясая при этом щитом и гастой, облачался в полководческие одежды и шел к месту сбора. Здесь войско очищалось особым жертвоприношением (люстрацией) и начинало марш [4, с. 48].
В древнеримском войске продолжала совершенствоваться система наград, которые выступали важными атрибутами воинского этикета.
Знаками отличия армии Древнего Рима были: наградные венки (рис. 5) (имели разные названия: obsidionalis - за освобождение от осады; muralis - для того, кто первым всходил на стены осаждаемого города; castrensis - для того, кто первым вторгался в неприятельский лагерь; vallaris - для того, кто первым всходил на вал неприятельского укрепления; navalis - отличившемуся в морском сражении; civica - за спасение жизни сограждан, согопа атеа из дубовых листьев вручался тому, кто в бою спас товарища); особые наградные копья (hastae purae); флажки (vexilla); ожерелья (torques); браслеты (armillae); фалеры - особые металлические или стеклянные бляхи с разного рода изображениями; серебряные рожки на шлемы [5, с. 328].
1 - Corona civica, сделанная из дубовых листьев.
2 - Corona obsidionalis, сплетенная из травы.
3 - Corona muralis.
4 - Corona vallaris.
5 - Corona navalis.
3-5 делались из золота.
Рисунок 5 - Почетные венки
Следует отметить, что наградные венки не всегда венчали голову героя, иногда их носили на золотой цепи на шее. Они вручались не только полководцам или отдельным воинам, их мог получить целый легион или центурия. В таких случаях сигны (знамена) воинских частей украшали не одной, а многими наградами. На сигне помещались венки, фалеры и другие знаки отличия легиона, а высшей наградой для него было пурпурное квадратное знамя, свисающее с перекладины шеста, увенчанного римским орлом.
Вручение наград обычно происходило после завершения войны или успешного сражения и сопровождалось торжественным ритуалом. Созывалось собрание всего войска, совершались победные жертвоприношения, полководец произносил в честь отличившихся похвальную речь и награждал их. Раздача наград до того, как враг был разбит, считалась неподобающим делом.
О высоком общественном престиже древнеримских знаков отличия свидетельствовал древний обычай носить полученные за доблесть награды во время торжественных процессий, триумфов, игр, на различных парадах. В «Истории» Тацита, например, так описывается триумфальное шествие солдат Вителлия во время парада после гражданской войны 69 г.: «Центурионы, сверкая оружием и знаками отличия, шли каждый впереди своей центурии; фалеры и гривны солдат сверкали на солнце» [6, с. 127].
Иногда знаки отличия изображались на надгробных памятниках в виде отдельных рельефов или вырезались на униформе скульптурного изображения покойного. Так, надпись на могиле ветерана XIII легиона Gemina гласила: «Miles torquatus et duplarius» («Тут лежит тот, кто награжден ожерельем за боевые заслуги»). Подобные надписи вызывали чувство гордости у награжденных солдат, так как выражали оценку того сообщества, в котором они жили [7, с. 335].
Но самыми почетными наградами были большие или малые триумфы, представлявшие собой чествования полководцев за битвы или победы над неприятелем, в ходе которых ими было уничтожено более 10 тыс. человек (рис. 6). Малый триумф отличался от большого тем, что триумфатор въезжал в Рим один на коне, без войска.
Рисунок 6 - Триумф в Древнем Риме (реконструкция)
Вот как описывал Плутарх большой трехдневный триумф после победы Рима в войне с Македонией, длившейся с 201 по 197 г. до н. э.
В первый день на сотнях повозок провезли по улицам захваченные у врага статуи и картины. На второй день проехало множество телег с македонским оружием. На третий день по улицам двинулись трубачи. Далее следовала колесница пленного царя с его оружием, поверх которого лежала диадема, символизировавшая высшую власть. За колесницей вели царских детей. Позади детей шел сам царь в темной одежде. Наконец, на колеснице ехал полководец-победитель. Он был одет в пурпурную, затканную золотом тогу и держал в руке ветку лавра. Все войско следовало за ним, распевая песни [8, с. 223].
Для проведения подобных торжественных событий возводились триумфальные арки, предназначенные для торжественного въезда победителей в город. Некоторые из них, например арки Тита (81 г.), Септимия Севера (203 г.), Константина (315 г.), сохранились в Риме до наших дней.
Таким образом, правила и нормы воинского этикета армии Древнего Рима созревали в недрах обычаев, традиций и ритуалов, сложившихся в сфере воинской деятельности. Их главным предназначением было укрепление единоначалия, воспитание патриотизма, мужества и чувства гордости за принадлежность к касте воинов.
Ссылки:
1. Коровкин Ф.П. История Древнего мира. М., 1988.
2. Строков А.А. Военное искусство Древнего мира (Греция и Рим). М., 1947.
3. Жмодиков А.Л. Тактика римской пехоты IV-II вв. до н. э. // Para Bellum! 1998. № 4.
4. Воинский этикет : учебник / под общ. ред. Б.В. Воробьева. М., 2005.
5. Махлаюк А.В. Солдаты Римской империи. Традиции военной службы и воинская ментальность. Ростов н/Д., 1995.
6. Тацит Корнелий. История // Сочинения : в 2 т. М., 1993. Т. 2.
7. Махлаюк А.В. Традиции, ментальность и идеология римской императорской армии : дис. ... д-ра ист. наук. Н. Новгород, 2004.
8. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира. М., 2001.