УДК 94(410)
Шендыгаев Д.И., аспирант, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского (Россия)
ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ОФИЦЕРОВ БРИТАНСКОЙ АРМИИ И ФЛОТА
НА РУБЕЖЕ Х1Х-ХХ ВВ.
Статья посвящена проблемам военной истории Великобритании. Автором предпринимается попытка проанализировать и изучить систему подготовки офицеров британской армии и флота, а также исследуется потенциал частных школ в системе подготовки учащихся к поступлению в военные учебные заведения Великобритании. Помимо прочего, в работе рассматриваются попытки реформировать систему подготовки офицеров в Королевском военном колледже в Сандхерсте, в Королевской военной академии в Вулидже. Кроме того, исследуются проблемы подготовки офицеров в Штабном колледже в Кемберли и военно-морском колледже в Гринвиче Ключевые слова: Военное образование в Великобритании, британская армия и военно -морской флот, британский офицерский корпус, Королевское военное училище в Сандхерсте, Королевская военная академия в Вулидже, Штабной колледж в Кемберли, военно-морской колледж в Гринвиче. БОТ: 10.22281/2413-9912-2018-02-03-161-168
Начало XX века естественным образом повлекло за собой ряд существенных изменений, как в социальной, так и в политической сферах общественной жизни. Технические изобретения, индустриализация, проблемы, связанные с управлением Британской империи, требовали от офицеров конкретных и качественных знаний, наряду с повышением профессионализма в целом. В существовавших в начале XX века условиях, государство стало отдавать первостепенное значение обучению и подготовки военных кадров в специализированных военных учреждениях Великобритании.
Руководители, так или иначе, всегда играли главенствующую роль, особенно это характерно для генералитета и офицерства во время военных конфликтов. В конце XIX начале XX вв. в британской армии и обществе превалировало мнение о том, что верховное командование в целом и отдельные офицеры, в частности, должны являться эталоном храбрости, силы и решительности. Кроме того, они всегда должны были находиться в центре сражения и составлять основу военного руководства [2, с. 25]. Примитивная и устаревшая форма военного руководства, проявляющаяся в личном присутствии, фактически в эпицентре сражения, в армии, и величавостью своей осанки и бесстрашием в бою, во флоте, деформировалась накануне, и приняла свои окончательные, обезличенные и высокоорганизованные формы, во время Первой мировой войны.
Важной точкой отсчета осознания изменившихся условий войны и корректировки учебного плана подготовки офицеров британской армии явилась англо-бурская война 18991902 гг. Необходимость пересмотра роли командующего в сражении возникла с самого начала войны и одним из примеров послужила участь Пенна Саймонса, генерала, которому пришлось организовывать все приготовления незадолго до объявления войны. Артур Конан Дойл в своем исследовании событий англо-бурской войны 1899-1902 гг. писал: «Генерал Саймонс с поразительным мужеством навлекал на себя огонь противника, отказавшись спешиваться, получил смертельное ранение в живот, к тому же, его сопровождал ординарец с красным флажком части, что еще больше привлекало внимание» [3, с. 84]. Помимо устаревшего характера понимания современной войны изменился и сам масштаб сражений. Так, если герцог Мальборо вел боевые действия на фронте в 8 км, а герцог Веллингтон при Ватерлоо имел фронт менее 5 км, то уже во время Первой мировой войны военное руководство имело дело с фронтом в 160 км, где основные боевые действия сосредотачивались на пространстве протяженностью 16-30 км [2, с. 51].
В начале XIX века возникла необходимость в совершенствовании подготовки и образования офицеров пехоты и кавалерии. В 1802 г. в Марлоу (Marlow) был основан и занял ведущее положение в стране Королев-
ский военный колледж, который был перенесен в 1812 г. в Сандхерст (Royal Military College, Sandhurst). Фактическим основателем училища являлся Джон Ле Марчант, ко -торый был одним из знаменитых британских генералов от кавалерии. Он считал, что профессиональная подготовка младших офицеров являлась необходимой для британской армии [13, p. 9]. В 1813 г. состоялось торжественное освящение знамени Королевского военного училища в Сандхерсте, на церемонии которого присутствовала королева, вместе с принцем-регентом и герцогом Йоркским. Училище набирало, в среднем, около 200 кадет: 100 должны были быть сыновьями аристократов и офицеров, другие 50 - имеющие договоренности и поступающие на службу в Ост-Индскую компанию, и 50 мест предназначалось для сыновей офицеров, погибших на военной службе, и не имевших родственников. Возрастной ценз для поступления в училище начиналось от 16 лет для выпускников школ, и доходил до 22 лет, для тех, кто уже имел университетское образование [6, pp. 213-214]. Поступление в училище проходило 2 раза в год, обычно с 10 февраля и 1 сентября, и раз в полгода объявлялись точные даты экзаменов, место их проведения и количество вакантных мест. Для поступающих, имеющих университетское образование, давалось 2 попытки сдачи экзаменов, в то время как представителям остальных категорий разрешалось сдавать не более 3 раз. Помимо прочего необходимо было написать заявление на предоставление возможности сдавать вступительные испытания, и подать их было необходимо не позднее 15 октября и 15 мая, соответственно. К данному заявлению, для лиц, не имеющих университетского образования, должно было быть прикреплено свидетельство о рождении и характеристика от ответственного лица, под контролем которого находился абитуриент с 12 лет. Для молодых людей, не достигших 21 года, к заявлению необходимо было прикрепить сертификат о сдаче экзаменов с предыдущего места обучение, либо о прохождении экзаменов в Оксфорде, предыдущего экзамена в Кембридже, итогового экзамена в Дублине, экзамена первого года обучения в университете в Дарема, или экзамена для кандидатов в армию в Шотландских университетах.
Между тем, для тех, кому не исполнилось 22 лет, необходимо было иметь степень Оксфорда, Кембриджа, университета Дарема, Лондона, Дублина и шотландских университетов: в Эдинбурге, Святого Андрея, в Глазго и Абердинского.
До начала сдачи основного экзамена необходимо было сдать пробный, который показывал общий уровень интеллектуального развития, способности кандидата и по которому не ставились отметки, кроме баллов по геометрическому чертежу. Зачисление осуществлялось по суммарному количеству баллов основного экзамена, в сумме с баллами по чертежу, которые удалось набрать кандидату. В перечень обязательных экзаменов входила математика и английский язык, а оставшимися по выбору являлись современные иностранные языки (французский, немецкий), история, естественные науки, экспериментальные науки и черчение [1, с. 55]. Кандидат мог выбирать предметы для сдачи экзамена, кроме обязательных, но их должно было быть не менее 2 и не более 4, не считая черчение.
Обучение являлось платным, и его стоимость была четко определена для каждой категории кадет. Минимальный размер оплаты обучения составлял 20 £ и в данную категорию входили кадеты, направляющихся для службы в Индии, и дети офицеров армии и флота, отцы которых погибли во время несения службы. Сумму в размере от 40 до 80 £ платили дети военных, начиная от младших офицеров и заканчивая генералами, адмиралами и преподавателями военных учреждений, и плата варьировалась в зависимости от военного звания отца и должности, занимаемой в армии. Однако самую большую плату за обучение, в размере 125 £, вносили дети частных лиц. В стоимость обучения входило обмундирование и питание кадет. Эти данные показывают, что, несмотря на отмену патентов в армии, получение высшего военного образования было делом трудным и дорого-стоящим[6, р. 215], что можно было сказать и об армейской жизни в целом. Так будущий фельдмаршал Бернард Монтгомери вспоминал: «Армейская жизнь требовала расходов, которые заметно превышали денежное довольствие. Считалось, что нужен личный доход, по меньшей мере, 100 фунтов в год для
службы даже в, как говорится, наименее «престижных» частях территориальной армии. Чтобы приняли в кавалерийские и в более престижные пехотные полки, требовался доход в 300-400 фунтов» [4, с. 16].(стоимость £1.00 в 1855 г. ~ £ 102.38 в 2017 г.) [16]
Обучение в Сандхерсте длилось 1 год, который делился на 2 семестра, в течение которого кадеты назначались в подразделения не менее 25 человек, под руководством одного из профессоров или преподавателя. Учебный план включал изучение королевского законодательства и приказов по армии, полковое хозяйство, экономику и корреспонденцию, военный устав, военную тактику, фортификацию, топографию и разведку, пехотную и полевую артиллерию, наряду со строевой подготовкой, фехтованием, верховой ездой и плаванием. В конце каждого семестра кадеты сдавали экзамены, и при успешной сдаче переходили в следующей семестр, а при провале, приходилось начинать весь курс заново. По прохождению курса и удачной сдаче экзаменов, кадеты распределялись в армию в чине второго лейтенанта. Для тех кадет, которые неудачно сдавали экзамены по окончанию второго семестра, не разрешалось вернуться в училище, но было разрешено сдать экзамен еще один раз, однако в случае провала и этого экзамена, кадет не распределялся в армию. Шансы на хорошую должность зависели как наличия вакансий, так и от места новоиспеченного офицера в общем рейтинге по результатам финальных испытаний [10, pp. 126-130]. К концу XIX века стали уделять больше внимания на личностные аспекты офицеров, в том числе, офицер позиционировался как лидер, который должен заботиться о своих подчиненных, ставить интересы вверенных ему людей выше своих собственных [5, р.141].
Важным этапом в эволюции офицерского образования и военных учреждений было открытие Королевской военной академии в Вулидже (Royal Military Academy, Woolwich) в 1741 году. Академия была первым военным учреждением, профессионально готовившим офицеров в Великобритании, и специализировалась на подготовке офицеров артиллерии и инженерных войск. Первые годы работы были весьма удручаю -щими: отсутствие казарм до 1752 г., а при их
появлении, не каждому доставалась своя кровать, и ее приходилось делить с другими обучающимися. Помимо ужасных жилищных условий, не лучше обстояло дело с образовательными планами. Математика, физика и химия преподавались только в теории (фактически без учебников) 3 дня в неделю, а другие 3 дня были посвящены практическому обучению артиллерийского дела, минированию, строительству мостов. Финальные экзамены ограничивались несколькими вопросами перед членами комиссии. В связи с потребностями армии, развитием вооружения и эволюцией офицерского корпуса, изменялся учебный план и ужесточалась дисциплина в академии. К концу XIX века академия предоставляла ежегодно 100 учебных мест, и кадеты тратили от 2 до 4 лет теоретического обучения до того момента как приступить к практическим занятиям. Зачислением в академию ведал начальник главного управления вооружения и боевой техники [6, р. 222]. Возрастной ценз для поступления в академию варьировался от 16 до 18 лет. Экзамены в академию разрешалось сдавать 2 раза в год: в декабре и июле, и кандидаты не допускались к экзаменам, если 1 января и 1 июля они выходили за рамки возрастных ограничений. Плата за обучение была различной, но она не отличалась от стоимости года обучения в Сандхерсте [10, р. 128]. В стоимость обучения входило обмундирование и питание, а об оставшихся необходимых вещах должны были заботиться родители кадет.
Во время обучения в академии кадеты делились на группы, кураторами каждой группы которых был один майор и 4 лейтенанта, и в их задачи входило поддержание дисциплины и проведение учений. В курс обучения входили обязательные предметы: математика, включая тригонометрию и практическую механику, фортификация, артиллерийское мастерство, военная графика, история и география, французский и немецкие языки, элементарная химия и физика, строевая подготовка и физические упражнения. В перечень предметов по выбору входили: высшая математика и фортификация, латинский, греческий, а также помимо обязательных языков итальянский, русский, испанский или хиндустани, ландшафтный рисунок, а также
более сложный курс химии. Все курсы учебных предметов имели бальную систему и по прохождении курсов, для получения сертификата о квалификации и дальнейшей отправки в войска, кадетам необходимо было набрать определенное количество баллов. Так надо было набрать не меньше половины баллов от возможных по таким обязательным предметам как: математика, механика, артиллерия и фортификация, и половину баллов от суммы всех баллов по обязательным предметам. Также необходимо было набрать минимум 1/3 от суммы баллов по профильным предметам [10, pp. 124-125].
В связи с закрытием военной семинарии в Аддискомбе (Лондон) (Addiscombe, Military Seminary) в 1861 г., которая была открыта Ост-Индской компанией для подготовки офицеров к службе в Индии, и военной ситуацией в Европе в 1870-х гг. количество обучающихся в Сандхерсте и Вулидже, медленно, но непреклонно росло. Военная семинария готовила офицеров для службы в Индии, а во время закрытия было принято решение, что подготовку офицеров для нужд британской армии в Индии будут готовить в училище и академии. После закрытия семинарии в Аддискомбе, фактически, все прибывающие офицеры Британской Индийской армии были выпускниками Сандхерста [14, p. 193]. Возрастной ценз для поступления в семинарию был определен 15 годами, а основные учебные дисциплины и срок обучения соответствовал нормам в Сандхерсте. За время своего существования семинария смогла выпустить 2000 офицеров пехоты, 1100 офицеров артиллерии и 500 офицеров инженерных войск [8, p. 5].
Ошибки, некомпетентность и явные промахи высшего командования Великобритании во время Крымской войны не заставили себя долго ждать. Вследствие назначения нескольких комиссий по изучению проблем военного образования, многочисленных споров в парламенте, Советом по военному образованию было решено основать штабной колледж в Кемберли, для обучения старших офицеров, который несколько бы отличался от, уже существовавшего, королевского военного училища в Сандхерсте, но до 1911 г. попадающий под юрисдикцию военного училища [5, p. 136].
Строительство колледжа было окончено в 1862 г. и затраты на строительство составили 62 000 £. Штабной колледж в Кемберли готовил штабных офицеров для всех родов войск британской армии [12, р. 59]. Поступление осуществлялось только на конкурсной основе путем сдачи экзамена, помимо этого требовались хорошие отзывы о последних 3-х годах службы, а для младших офицеров свидетельства о прохождении квалификационных экзаменов. Полный курс обучения в колледже составлял 2 года, каждый год был разделен на 3 семестра: первый - с 22 января по 15 апреля, второй - с 16 мая по 31 июля и третий - с 1 октября по 21 декабря [12, р. 60]. В перечень учебных дисциплин и первостепенное значение уделялось изучению таких предметов как: история, черчение, военное управление, военно-уголовное право, изучение строительства фортификационных сооружений и разведка, и в дополнение иностранный язык, естественные науки и математика, однако в меньшей степени или практически отсутствовали учебные дисциплины, связанные с изучением военного искусства[1, с. 56]. После завершающих экзаменов и включения в список офицерского состава, офицер должен был прослужить 6 месяцев, позже срок службы был снижен до 1 месяца, в войсках, отличных от собственной специализации.
Тем не менее, нельзя в полной мере говорить, что учеба в колледже являлась распространенным способом продвижения по карьерной лестнице. Необходимость предварительной подготовки для сдачи вступительных экзаменов, служба многих офицеров за границей, возможность поступление только одного кандидата от батальона и негативное отношение высокопоставленных генералов к выпускникам колледжа, в связи с заповедями офицер-ско-джентельменской традиции, принижали репутацию учебного заведения. До отмены патентов в британской армии в 1870 г., учеба в колледже, вовсе считалась потерей 2 лет военной службы и возможности продвижения по карьерной лестнице [5, рр. 136-137]. Важные изменения произошли в 1880-х гг. Была отменена возможность получение сертификата об окончании колледжа, без фактического прохождения курса. Помимо этого, возросло количество мест для поступления в год,
с 30 до 32 мест до 40, и дополнительные места были рассчитаны для кандидатов из войск, базировавшихся в Индии. Количество мест в колледже увеличивалось и накануне Первой мировой войны и составило - 80, а уже во время войны 100[12, p. 59]. Важным изменением являлась возможность выставлять более одного кандидата от полка для поступления в колледж. Процесс обучение был ориентирован на изучение тактических и стратегических проблем и задач[5, pp. 137-138]. Уже в начале XX века была осознана значимость обучения в колледже для дальнейшего продвижения по карьерной лестнице. Так Монтгомери писал, что для овладения военным искусством требуется вся жизнь, а для постижения всех его тонкостей первым шагом должно было стать поступление в штабной колледж в Кемберли [4, с. 30-31].
В январе 1873 г. королева подписала указ об открытии военно-морского колледжа в Гринвиче (Royal Naval College, Greenwich). В военно-морском колледже можно было получить профессиональное образование выше мичманского звания, а также колледж был открыт для повышения квалификации офицеров, начиная от исполняющих обязанности младших лейтенантов (Acting Sub-Lieutenant), штурманов и заканчивая званиями капитанов различных рангов. Сдать экзамены в колледж можно было 2 раза в год и начинались экзамены с третьей среды июня и последней среды ноября, а сроки сдачи экзаменов назначались с 15 июля и 15 января соответственно. Кандидатам, на момент сдачи экзаменов, должно было быть не меньше 12 и не больше 13,5 лет. До сдачи вступительных экзаменов кандидат должен был пройти медицинскую комиссию и физическое соответствие для службы на флоте. Помимо этого, необходимо было сдать свидетельство о рождении и характеристику, либо от директора школы, либо от священнослужителя прихода, который посещал кандидат. Возможность сдавать вступительные экзамены предоставлялась только один раз, и для успешного прохождения требовалось набрать не менее 40% от максимального количества баллов каждого вступительного экзамена, которые были следующими:
1. Диктант по английскому языку - 100 баллов
2. Чтение современной английской литературы и грамматический разбор простых предложений - 100 баллов
3. Арифметика - 200 баллов
4. Основы алгебры - 200 баллов
5. Основы геометрии - 200 баллов
6. Латинский язык: чтение, перевод и грамматический разбор отрывков на латинском, перевод простых фраз с английского на латинский - 200 баллов
7. Чтение, перевод и грамматический разбор простых фраз с французского - 100 баллов
8. История священных писаний - 100 баллов [10, p. 137].
Кандидаты, успешно прошедшие вступительные экзамены и зачисленные в колледж, направлялись на учебный корабль H.M.S. "Britannia", 120-пушечный линейный корабль первого ранга, расположенный в Дартмуте. Двухгодичный курс обучения на корабле делился на 4 семестра, и в конце каждого необходимо было сдавать экзамены. За неудовлетворительное прохождение экзаменов кадет наказывался. В зависимости от ситуации наказание варьировалось от выговора до отчисления.
Для возможности прохождения обучения на корабле необходимо было внести плату в размере 100 £, помимо этого стоимость года обучения составляла 70 £, однако лорды-уполномоченные адмиралтейства могли сократить оплату до 40 £, в связи с конкретными обстоятельствами кадета. В Гринвиче изучался широкий перечень учебных дисциплин. Большое внимание уделялось развитию системы знаний из различных областей науки, таких как, геометрия и прикладная математика, включая кинематику, механику, теориям звука, света, тепла и магнетизма, а также геодезия, гидрография и морская астрономия. Преобладающее значение в деле обучения морских офицеров имело инженерное дело. В военно-морском колледже преподавались предметы по черчению, кораблестроению, морским фортификациям и морской артиллерии. К гуманитарному перечню дисциплин относилось изучение международного и морского права, морской истории и тактики, включая изучение морских сигналов и эволюцию паровых двигателей, а также акцент делался на изучение иностран-
ных языков [6, pp. 246-247]. Учебный год начинался 1 октября и завершался 30 июня.
После прохождения обучения на учебном корабле, кадет направлялся на морское судно в качестве мичмана и должен был находиться на службе в течении 5 лет, от качества прохождения которой зависели его дальнейшие перспективы. Обычно, после 3 или 3,5 лет службы в качестве мичмана, кадет отправлялся в Гринвич, для прохождения математического курса и на корабль H.M.S. "Excellent", для курса по артиллерии, после этого разрешалось сдавать экзамен на звание исполняющего обязанностей младшего лейтенанта, и несколько экзаменов на знание своих обязанностей. Во время прохождения службы на корабле, капитан судна следил за выполнением обязанностей кадета и поддержанием дисциплины. Финальный экзамен включал в себя знания практического морского дела, артиллерии и навигации, и сдавался либо в Гринвиче, либо на морских базах, а в качестве экзаменаторов выступали морские офицеры. В случае прохождения экзаменов на отлично, кадет получал сертификат первого класса и получал звание младшего лейтенанта [10, pp. 137-139].
Важную роль в области подготовки будущих офицеров британской армии занимали частные школы. Во второй половине XIX века требования к общеобразовательному уровню развития поступающих в Сандхерст и Вулидж возросли и ужесточились. С задачей подготовки будущих военных к получению высшего образования и соответствию требований удачно справлялись частные школы [14, p. 192]. Однако все большее количество родителей нанимало репетиторов для своих детей, специально для поступления в военные учреждения. Многие военный подчеркивали тот факт, что учебные дисциплины, которые изучают учащиеся данных учреждений, являются важными образовательными фундаментами, влияющими на уровень подготовки будущих офицеров. К тому же условия пребывания в частных школах были приближены к условиям в военных учреждениях, что помогало быстрее адаптироваться кадетам в новых условиях [7, p. 63]. Так, уже к концу XIX века около 90 % поступающих в военную академию в Вулидже составляли выпускники частных школ [8, p.
347]. Однако критиков военной системой образования беспокоила не столько перечень учебных дисциплин данного типа школ, сколько содержание образования и соответствие его к требованиям времени. В Великобритании существовал ряд школ, являющиеся военными по своей структуре, предназначенные, в основном, для детей солдат и сирот, и готовящие их, в основном, для прохождения службы в армии, а часть для поступления в Сандхерст и Вулидж. Так существовала Королевская Хиберниан военная школа (Royal Hibernian Military School) в Дублине, Королевское военное училище герцога Йоркского (Duke of York's Royal Military School) в Лондоне. Эти школы были во многом похожи, количество обучающихся варьировалось от 410 до 480 человек. В школах изучались следующие учебные дисциплины: грамматика, чтение, правописание, арифметика, элементарная механика, география, английская история. Внимание уделялось физическому воспитанию, строевой подготовке, артиллерийскому мастерству. В школах обучались до 14 лет. Несмотря на некоторые недостатки, подобная двухуровневая система обучения, вначале школьное образование, чаще всего обучение в частных школах, а затем вступительные экзамены и получение военного образования, оставалась, фактически, неизменной вплоть до Второй Мировой войны [14, p. 193].
К концу XIX века общие условия проживания и питания в военных учебных учреждениях улучшились. Большое внимание уделялось физическому состоянию кадет, строевой подготовке, верховой езде, непосредственно тактике, стратегии и военному управлению, однако технический прогресс в расчет фактически не брался. Несмотря на то, что нередко проводились спортивные соревнования между учащимися, крупной военной базы или лагеря для целенаправленной военной подготовки войск, отправляющихся на базирование в колонии, не существовало [1, с. 56].
По окончанию англо-бурской войны 1899-1902 гг. в английском обществе вспыхнули яростные дискуссии по вопросу о подготовке и профессионализме британской армии в целом, и офицеров, в частности. В связи с выявленными трудностями во время войны, было принято решение о том, что необходимо
улучшить качество обучение старших офицеров (от ранга полковника и выше) в армии [8, р. 75]. После очевидных неудач британской армии во время англо-бурской войны на командный состав армии обрушился поток нападок. В британском обществе стали говорить о явной невыполнимости первоначальных идей военных реформ Эдварда Кардуэлла по отмене патентов и поступлению в военные заведения на конкурсной основе. Полковник Кинг-Хармен высказывался за идею кардинального пересмотра учебных дисциплин в Сандхерсте и Вуллидже, предлагал уделять больше внимания физическому соответствию поступающих, и даже об унификации военного образования армии и флота, считая морское образование образцом военного образования [11, рр. 62-65]. Несмотря на создание комиссии во главе с Экерсом-Дугласом, предназначенной для решения трудностей военного образования по итогам англо-бурской
войны, и, казалось бы, реформирования учебной программы военного образования, суть ее оставалась неизменной до начала Первой мировой войны [9, рр. 13-14].
С началом Первой мировой войны и затем формированием регулярной армии в Великобритании появился огромный спрос на офицеров. Несмотря на уменьшение срока обучения до 6 месяцев, военные учреждения Санд-херста и Вулиджа могли обеспечивать только 42% от общего количества новоиспеченных офицеров регулярной армии, в то время как за весь период войны было подготовлено около 250 тыс. офицеров [15, р. 235]. В связи с этим на офицерские должности назначали молодых людей, имеющих приемлемый уровень образования, которые проходили специальные месячные курсы тренировок и обучение, а к концу войны, требования к уровню образования еще больше регрессировал.
Список литературы
1. Егоров К.Б. Армейский офицерский корпус и имперская политика Великобритании во второй половине XIX века. Кандидат. диссер. СПб. 2000.
2. Кингстон-Макклори Э.Дж. Руководство войной. Анализ роли политического руководства и высшего военного командования. М. 1957.
3. Конан Дойл А. Англо-бурская война: 1899-1902. М. 2018.
4. Монтгомери. Мемуары фельдмаршала Монтгомери виконта Аламейнского. М. 2004.
5. Clayton A. The British Officer. Leading the Army from 1660 to the Present. NY. 2007.
6. Dumaresq de Carteret-Bisson F.S. Our Schools and Colleges. Vol. I. L. 1884.
7. French D. Military Identities. The Regimental System, the British Army, and the British People, c. 1870-2000. Oxford. 2005.
8. Harold E. Raugh, Jr. The Victorians at war, 1815-1914: an encyclopedia of British military history. Santa Barbara, California, 2004.
9. Johnston Harry H. On the urgent need for reform in our national and class education. L. 1918.
10. King A. Our sons; How to start them in life. L. 1880.
11. King-Harman M.J. The education of Army officers. //United Service Magazine. Vol. XXIX. New Series. April 1904 to September 1904. L. 1904.
12. Leask G.A. Sir William Robertson. The Life Story of the Chief of the Imperial General Staff. L., NY., Toronto and Melbourne. 1917.
13. Mockler-Ferryman A.F. Annals of Sandhurst. A Chronicle of the Royal Military College. L. 1900.
14. Otley C.B. The educational background of British Army officers. // Sociology, vol. 7, 2. May 1, 1973.
15. Statistics of the Military Effort of the British Empire during the Great War. 1914-1920. The War Office. 1922.
16. Bank of England. [Электронный ресурсу/URL: http://www.bankofengland.co.uk/Pages/ home.aspx (Дата обращения: 11.10.2017)
MILITARY EDUCATION OF OFFICERS OF BRITISH ARMY AND NAVY ON THE CUSP
OF THE XIX-XX CENTURIES.
This article is devoted to problems of military history of Great Britain. The author tried to analyze and explore system of training of British Army and Navy officers and also opportunities of public schools in system of preentry training in Great Britain. Among other issues, present article addresses the problems of reformation of officers' training system in the Royal Military College at Sandhurst and the Royal Military Academy at Woolwich. Besides, there are studied the problems of officers' training in the Staff College at Camberley and the Royal Naval Staff College at Greenwich. Keywords: Military education in Great Britain, British Army and Navy, British Officer Corps, the Royal Military College at Sandhurst, the Royal Military Academy at Woolwich, the Staff College at Camberley, the Royal Naval Staff College at Greenwich.
References
1. Egorov K.B. Armejskij oficerskij korpus i imperskaya politika Velikobritanii vo vtoroj polovine XIX veka: dis.. .kand. istor. nauk. [The Officer Corps of Army and imperial policy of Great Britain in the second half of the XIX century]St. Petersburg. 2000.
2. Kingston-MakkloriEH.Dzh. Rukovodstvo vojnoj. Analiz roli politicheskogo rukovodstva i vysshego voennogo komandovaniya. [Kingston-McCloughry. The Direction of War] M. 1957.
3. Konan Dojl A. Anglo-burskaya vojna: 1899-1902. [Arthur Conan Doyle. The Great Boer War] M.2018.
4. Montgomeri. Memuary fel'dmarshala Montgomeri vikonta Alamejnskogo. [Montgomery. The Memoirs of field-marshal the viscount Montgomery of Alamein] M.2004.
5. Clayton A. The British Officer. Leading the Army from 1660 to the Present. NY. 2007.
6. Dumaresq de Carteret-Bisson F.S. Our Schools and Colleges. Vol. I. L. 1884.
7. French D. Military Identities. The Regimental System, the British Army, and the British People, c. 1870-2000. Oxford. 2005.
8. Harold E. Raugh, Jr. The Victorians at war, 1815-1914: an encyclopedia of British military history. Santa Barbara, California, 2004.
9. Johnston Harry H. On the urgent need for reform in our national and class education. L.1918.
10. King A. Our sons; How to start them in life. L. 1880.
11. King-Harman M.J. The education of Army officers. //United Service Magazine. Vol. XXIX. New Series. April 1904 to September 1904. L. 1904.
12. Leask G.A. Sir William Robertson. The Life Story of the Chief of the Imperial General Staff. L., NY., Toronto and Melbourne. 1917.
13. Mockler-Ferryman A.F. Annals of Sandhurst. A Chronicle of the Royal Military College. L. 1900.
14. Otley C.B. The educational background of British Army officers. // Sociology, vol. 7, 2. May 1, 1973.
15. Statistics of the Military Effort of the British Empire during the Great War. 1914-1920. The War Office. 1922.
16. BankofEngland. [electronic source]//URL: http://www.bankofengland.co.uk/Pages/home.aspx (reference date: 11.10.2017)
Об авторе
Шендыгаев Дмитрий Игоревич - аспирант, кафедра всеобщей истории, международных отношений и международного права, факультет истории и международных отношений, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского (Россия), E-mail: shendygaev@inbox .ru
Shendygaev Dmitriy Igorevich - Postgraduate student, Department of World history, international relations and international law, Faculty of History and International Relations, Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky (Russia), E-mail: shendygaev@inbox.ru