Научная статья на тему 'Военно-техническое сотрудничество США и Саудовской Аравии (90-е гг. ХХ – начало ХХI вв. )'

Военно-техническое сотрудничество США и Саудовской Аравии (90-е гг. ХХ – начало ХХI вв. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1366
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА США / САУДОВСКАЯ АРАВИЯ / ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / FOREIGN POLICY OF THE USA / SAUDI ARABIA / MILITARY AND TECHNICAL COOPERATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Суворова Виктория Валерьевна

Статья посвящена отношениям США и Королевства Саудовская Аравия в военно-технической сфере с 1991г. по нынешнее время. Акцентируется внимание на поставках вооружений, военной техники из США в Саудовскую Аравию, к программам по подготовке кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Military and technical cooperation of the USA and Saudi Arabia (the 1990s – the beginning of the 21st century)

This paper addresses the relations of the USA and the Kingdom of Saudi Arabia in the military and technical sphere from 1991 to the present time. Attention is focused on deliveries of arms and military equipment from the USA to Saudi Arabia and on personnel training programs.

Текст научной работы на тему «Военно-техническое сотрудничество США и Саудовской Аравии (90-е гг. ХХ – начало ХХI вв. )»

УДК 94:327(73+532) ББК 63.3(0)

С 89

В.В.Суворова,

аспирантка кафедры всеобщей истории Адыгейского государственного

университета, тел. 8 906 438 48 05

Военно-техническое сотрудничество США и Саудовской Аравии (90-е гг. XX — начало XXI вв.)

(Рецензирована)

Аннотация . Статья посвящена отношения м США и Королевства Саудовская Аравия в военно-технической сфере с 1991г. по нынешнее время. Акцентируется внимание на поставках вооружений, военной техники из США в Саудовскую Аравию, к программам по подготовке кадров.

Ключевые слова: внешняя политика США, Саудовская Аравия, военно-техническое сотрудничество.

V.V. Suvorova,

Post-graduate student of General History Department, Adyghe State University,

ph..: 8 906 438 48 05

Military and technical cooperation of the USA and Saudi Arabia (the 1990s — the beginning of the 21st century)

Abstract. This paper addresses the relations of the USA and the Kingdom of Saudi Arabia in the military and technical sphere from 1991 to the present time. Attention is focused on deliveries of arms and military equipment from the USA to Saudi Arabia and on personnel training programs.

Keywords: foreign policy of the USA, Saudi Arabia, military and technical cooperation.

Королевство Саудовская Арави я ходы на военные нужды в 70-80-е гг.

(КСА) относитс я к тем государствам на XX в. В итоге Эр-Ри я д пришел к вы-

Ближнем Востоке, которые во многом воду о необходимости переоснащения и

определ я ют развитие региональной модернизации своих вооруженных сил,

ситуации. Помимо выгодного геостра- опирая сь на западный опыт, в первую

тегического пол ожени я, королевство очередь американский.

обладает самыми большими нефтя ны- Со своей стороны руководство США

ми запасами в мире и значительными рассматривает военно-техническое согаза, вл сь религиозным центром ис- трудничество с арабскими странами в

ламского мира и одной из богатейших качестве эффективного инструмента

стран Ближнего Востока. Саудовская обеспечения своих национальных ин-

Аравия традиционно удел яла большое тересов, упрочени я позиций в экономи-

внимание развитию вооруженных сил. чески, геополитически и стратегически

До событий в зоне Персидского зали- значимом регионе Ближнего Востока,

ва в 1990-1991 гг. королевство не при- а также немаловажно, что арабские

нимало участи в военных конфликтах страны трат т очень крупные средства

большого масштаба. Именно «кувейт- на приобретение вооружений и другие

ский кризис» 1990-1991 гг. показал военные нужды. Проанализировав си-

неспособность саудовской армии за- туацию в зоне Персидского залива, в

щитить свою территорию и союзное го- Вашингтоне пришли к выводу о клю-

сударство, несмотря на огромные рас- чевой роли Саудовской Аравии для

американской политики в регионе. Королевство занимает первое место в военном экспорте США в арабские страны.

Военно-техническое сотрудниче-

ство является стержнем саудовско-американских отношений. Уже более 50 лет Соединенные Штаты — главный партнер КСА в военной и военнотехнической сферах. Более 85% вооружения саудовской армии американского производства.

В насто щее врем военнотехническое сотрудничество США и Саудовской Аравии (как и с другими арабскими странами) осуществл етс в рамках следующих основных программ: «экспортные продажи воору-

жени я» — FMS (Foreign Military Sales)

— продажа оружи я за плату. Как правило, через программу ФМС за рубеж поставляется наиболее сложная высокотехнологична военна продукци . Сделки заключаются непосредственно с правительством США. «Прямые коммерческие продажи» — DCS (Direct Commercial Sales) — под пря мыми коммерческими продажами за рубеж под-разумеваетс контрактна де тельность по экспортным сделкам, осуществляемая напря мую между американскими военно-промышленными компани ми и иностранными заказчиками. «Передача излишков вооружений» — EDA (Excess Defense Articles) — передача вооружени я и военной техники из на-личи я МО США на безвозмездной основе или по ценам с большой скидкой, не желая оплачивать их хранение или уничтожение. «Подготовка иностранного военного персонала» — IMET (International Military Education and Training) — программа безвозмездной военной помощи по подготовке военнослужащих различного уровня и специальностей в США. Эта программа полностью финансируется правительством Соединенных Штатов и охватывает более 100 стран мира. «Финансирование экспорта вооружений» — FMF (Foreign Military Financing)

— предоставление кредитов на закупку вооружений, боевую подготовку, обучение военнослужащих и др. «Военная помощь» — MAP (Military Assistance Program) — безвозмездная помощь пу-

тем передачи оружия и предоставления различных военных услуг [1].

Основна часть экспорта военной продукции реализуетс через механизмы программ FMS и DCS (около 90% всех сделок).

Для КСА военно-технические свя -зи с Соединенными Штатами вл ют-с необходимым элементом обороны страны, укреплени ее военного потенциала и боеспособности национальных вооруженных сил. В то же время Эр-Ри д не пошел на формальное подписание договора о сотрудничестве с США, опаса сь сильного противодействи со стороны радикальной исламистской оппозиции, а также, чтобы подчеркнуть независимость своего внешнеполитического курса.

После 1991 г. расширились возможности вооруженных сил Соединенных Штатов по использованию саудовских морских баз и аэродромов. Например, на военно-воздушной базе «Принц-Султан» юго-восточнее Эр-Ри да создан центр аэрокосмических операций США на Ближнем Востоке. В 1992 г. Саудовская Аравия дала согласие на использование базы в г.Дахран дл контрол над южной «неполетной» зоной в Ираке [2]. В КСА на постоя нной основе был размещен американский воинский контингент. До вывода американских войск из Саудовской Аравии в 2003 г. на территории королевства располагалось около 5 тыс. человек военного персонала США. В апреле 2003 г. США объя вили, что выведут из Саудовской Аравии большую часть своих войск, поскольку необходимость в их присутствии отпала с падением режима Саддама Хусейна. Нахождение в консервативной стране на родине св тынь ислама Мекки и Медины американской армии считает-с одной из главных причин террористической де я тельности «Аль-Каиды». В последующие годы и по сей день на территории Саудовской Аравии нахо-д тс около 200-300 человек американского военного персонала.

При участии инженерного корпуса армии США в королевстве построено или модернизировано около 1 00 крупных военных объектов, в том числе

военно-воздушные и военно-морские базы, военные городки. Американцы содействуют развитию в КСА собственного военного производства. В насто -щее врем страна, при содействии американских фирм, выпускает некоторые типа легкого стрелкового оружия и боеприпасы. Так, по лицензия м американской компании «Кольт Индастриз» изготавливаютс винтовки [3].

Соединенные Штаты оказывают содействие в подготовке национальных военных кадров. С 1953 г. существуют военные учебные миссии США в Саудовской Аравии (U.S. Military Training Mission in Saudi Arabia ). Миссия призвана обеспечить максимальную помощь в развитии вооруженных сил КСА, повысить боеспособность королевства дл защиты от потенциальных врагов. Глава USMTM является главным представителем министерства обороны США в Саудовской Аравии. Отношени я между министерством обороны КСА и USMTM регулируются меморандумом о взаимопонимании, подписанным в 1977 г. [4].

Высший офицерский состав ВС Саудовской Аравии проходит обучение и подготовку главным образом в США. По программе IMET, за счет выдел емых американских субсидий ежегодно военные специалисты как на территории СТТТА (в военных колледжах, командных, штабных, летных, технических школах и др.), так и за их пределами обучаютс боевому применению и эксплуатации американской военной техники примерно по двум тысячам программам. Улучшаютс технические возможности саудовского военного персонала, повышается осведомленность о международных нормах прав человека, принципе гражданского контрол я над военными. Помимо IMET Соединенные Штаты реализуют программы по обучению саудовцев в Центре стратегического изучения Ближнего Востока и Южной Азии, ведут подготовку специалистов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (Section 1004), с террористическими группировками [5].

Саудовцы, прошедшие подготовку и обучение в Соединенных Штатах, в-

л я ются новым поколением, которое более лоя льно относится к американским ценностям и культуре, что позволяет преодолеть сложности в процессе отношений между гражданами двух диаметрально противоположных по государственному устройству стран.

В июле 1992 г. Саудовская Аравия заключила с США соглашение об обучении личного состава национальных вооруженных сил и проведении совместных учений. Предпринимаются попытки по унификации систем управления, связи и разведки вооруженных сил двух государств [6]. В ходе совместных саудовско-американских учений в мае 2010 г. в Аравийском море был произведен учебный пуск баллистической ракеты с атомной подводной лодки.

Соединенные Штаты осуществл я ют программу модернизации Национальной гвардии Саудовской Аравии. Национальная гвардия функционирует как самостоятельный вид вооруженных сил, работая отдельно от Министерства обороны и авиации, подчиняется королю Абдалле бин Абдель Азизу и наследному принцу Матеб бен Абдалле. С помощью американских вооруженных сил осуществляется подготовка персонала, снабжение, техническое обслуживание, строительство объектов инфраструктуры, необходимых дл Национальной гвардии, медицинское обслуживание. В июле 2008 г. администрация Дж. Буша уведомила американский конгресс о намерении и далее оказывать КСА помощь в модернизации Национальной гвардии, а также продать относя щееся к этому оборудование и услуги. Стоимость этого проекта составл ет 1,8 млрд. долл. После прихода к власти в США Б.Обамы, администраци президента объ вила

о потенциальной продаже саудовской Национальной гвардии 2700 противотанковых ракет ТОУ 2А. Примерная стоимость контракта около 177 млн. долл. В целом в июле 2008 г. на территории Саудовской Аравии насчитывалось около 215 военнослужащих и около 500 подря дчиков, осуществля вших программу модернизации Национальной гвардии КСА [7].

Велика роль американских специалистов в обслуживании и ремонте поставляемой техники, особенно для военно-воздушных сил и противоракетной обороны (ПРО). Слабое развитие в КСА национальной военной мысли и науки ведет к заимствованию опыта у Соединенных Штатов. Например, большое внимание удел етс внедрению американской концепции «объединен-ности» в сферу планировани я и прове-дени операций с участием всех видов вооруженных сил. Официально концеп-ци прин та Саудовским королевством в 2001 г. [8]. Что касается продаж вооружения, то американцы постав-л я ют КСА боевую и вспомогательную технику для всех видов вооруженных сил. После захвата Ираком Кувейта са-удовцами были заключены контракты на закупку вооружений из США, включающие танки, боевые машины пехоты (БМП), зенитно-ракетные комплексы, боеприпасы, тренажеры и учебное оборудование. Обща сумма сделок превысила 20 млрд. долл. , а сроки поставок определены в 10 лет. Всего в 1991-1995 гг. на военный импорт саудовцами было решено израсходовать около 35 млрд. долл. Средства были потрачены на приобретение в США 315 танков М1А2 «Абрамс», 150 танков М60А3, 56 бронетранспортеров (БТР) МПЗ, БМП М2 «Брэдли», 10 транспортных самолетов С130/Н30, БТР «Пирань я», а также модернизацию военной инфраструктуры и подготовку военных кадров за рубежом. В июле 1991 года был подписан контракт на сумму в 986 млн. долл. дл модернизации систем противовоздушной обороны (ПВО) королевства, котора предусматривала закупку 8 зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) «Пэтриот» (64 пусковые установки (ПУ), 384 зенитные управ-л емые ракеты (ЗУР), 6 радиолокационных станций (РЛС)). В 1993 г. сау-довцы договорились о приобретении у США еще 14 ЗРК «Пэтриот» (112 ПУ, 761 ЗУР) [9].

В мае 1993 г. между королевством и США был заключен один из крупнейших контрактов в 9 млрд. долл. на поставку 72 истребителей Б-158. Поставка самолетов была завершена

в 1999 г. В 1994 г. из Соединенных Штатов поступило 24 боевых вертолета АН-63 «Апачи». Продолжалась замена ЗРК «Хок» на «Усовершенствованный Хок». Дл я сухопутных сил поступили 9 реактивных систем залпового огн (РСЗО) МИББ с боевыми и учебными ракетами, тренажеры и учебное оборудование. Также США согласились продать Саудовской Аравии ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности АМБААМ в варианте ЗУР, а для Национальной гвардии были закуплены БТР «Пирань я» и 116 противотанковых ракетных комплексов (ПТРК) ТОУ с 2000 ракетами.

В период с 1991 по 1997 гг. стоимость саудовских военных заказов в СТТТА достигла 24,8 млрд. долл., а поставок военного назначения 8,8 млрд. долл.

В 1995-2000 гг. были приобретены ракеты класса «земля-воздух» АОМ-689 «Мейверик», ракеты класса «воздух-воздух» А1М-9С «Сайдвиндер» и А1М-7М «Спарроу».

Из-за падени цен на нефть в 19971999 гг. Саудовское королевство начало испытывать некоторые финансовые трудности, в св зи с чем изменилс график выплат по военным контрактам. Не был подписан контракт на приобретение истребителей Б-16 Б Блок 60 для замены устаревших Б-5. И, несмотр я на это, в 2000 г. на оплату контрактов по поставкам оружи я и военной техники саудовцы израсходовали 7, 3 млрд. долл.

В 2000 г. была достигнута договоренность о получении военной помощи от США на сумму в 2,7 млрд. долл., в том числе на оказание технического содействия в обслуживании истребителей Б-15, помощь фирме «Эс-Салим Эркрафт» дл я обслуживани я самолетов на территории КСА.

В 2001 г. Министерство обороны и авиации Саудовской Аравии объявило о перераспределении финансовых средств на обучение личного состава и повышение его квалификации. Стоимость военных контрактов с США в 2001 г. уменьшилась с запланированных 1,5 млрд. долл. до 755 млн. долл.

С ноя бря 2002 г. ВМС Саудовского королевства и Соединенных Штатов в саудовской операционной зоне Персидского залива установили жесткий контроль за судоходством и ввели режим непрерывного наблюдени .

КСА негативно отнеслось к военной акции США против Ирака в 2003 г. Однако саудовское правительство не возражало против использовани я американцами военно-воздушной базы «Принц Султан».

В начале XXI в. военные закупки КСА у Соединенных Штатов продолжились в достаточно большом объеме. С 2001 по 2004 гг. саудовцы закупили военной продукции у США на сумму 4,7 млрд. долл., а в 2005-2008 — 11,2 млрд. долл. Крупные поставки в первое деся тилетие XXI в. включали в себя: ракеты класса «воздух-воздух» AIM — 9Х Блок 9 «Сайдвиндер» и AIM -120 AMRAAM, противотанковые ракеты ТОУ-2, легкие бронетанковые машины, системы предупреждения о ракетном нападении, авиационные тренажеры, а также модернизацию уже имеющейся на вооружении техники [10].

В августе 2001 г. компани «Боинг» начала установку новой компьютерной техники на самолеты королевских военно-воздушных сил. Стоимость контракта составила пор я дка 60 млн. долл. Программное обеспечение, соответствует используемому американским флотом. К 2003 г. закончилось обновление 5 самолетов ДРЛО Е-3 (АВАКС) [11]. В 2008 г. было завершено обновление коммуникаций саудовских систем АВАКС Е-3 в рамках контракта в 49,2 млн. долл. Обновление производилось в г. Сиэтл и включало в себ модернизацию систем передачи текстовых сообщений, обмена тактическими задачами в режиме реального времени («Линк 16»). Установлена мощная система защиты данных и голосовой свя зи, по-звол юща пр мой обмен информацией между истребителя ми и системами АВАКС. Партнер компании «Боинг» «Эс-Салим Эркрафт» производила обновление оставшихся 4-х самолетов в Эр-Ри де. К 2009 г. было завершено полное обновление [12].

Еще 14 января 2008 г. американская администраци я объ я вила о намерении продать Саудовской Аравии 900 комплектов высокоточного наведени JLAM (Joint Direct Attack Munition) дл управл емых авиационных бомб. Сумма предполагаемой сделки составила 123 млн. долл. [13]. Уже на начальной стадии обсуждения этого вопроса немало конгрессменов обращалось к правительству США с просьбой отказаться от предполагаемой сделки с КСА. Покупка Эр-Риядом подобного вооружения может, по их мнению, представл ть угрозу дл Израил .

Хотя правительство увер яло в безопасности сделки дл Израил и самих Соединенных Штатов [14]. В итоге сделка изначально не была одобрена конгрессом. Но все же, в сентя бре 2009 г. СМИ сообщили о подписание договора о поставках 900 комплектов JLAM до 2011г.

В одном из интервью министр обороны США Р.Гейтс заявил, что помощь, которую американские войска оказывают Саудовской Аравии, явля -ется ключевой в поддержании безопасности в регионе Ближнего Востока и таких примеров он бы хотел видеть больше во всем мире [15].

На фоне недавних потря сений на Ближнем Востоке и в Северной Африке (так называемая «арабская весна») Соединенные Штаты и Саудовское королевство пришли к решению о создании элитной группы войск дл охраны и защиты огромных энергетических ресурсов и будущих дерных объектов КСА, которые сейчас сильно уя звимы со стороны «Аль-Каиды» и других террористических группировок, стрем -щихс подорвать глобальную экономику [16].

Крупнейшей в истории саудовско-американских отношений стала сделка на поставку вооружений и военной техники, заключенная в декабре 2011 г. между правительствами двух стран. О сделке было объ влено еще в окт бре 2010 г. Общая сумма сделки предварительно оценивалась в 60 млрд. долл.

Правительство Саудовской Аравии отправило на рассмотрение в конгресс

заявку на покупку у США: для королевского военно-воздушного флота: 84 самолета Е-15ЯА, с вооружением и запчаст я ми к ним, модернизацию 70 уже имеющихся на вооружении саудовской армии самолетов Е-15Я к конфигурации Е-15ЯА, а также подготовку кадров, техническое обслуживание, учебное оборудование и вспомогательные материально-технические услуги, стоимость заявки оценивается в 29,4 млрд. долл.; для сухопутных войск Саудовской Аравии: 24 вертолета АН-64 Б Блок III «Апачи» и необходимые им ракеты, приборы ночного видени , а также тренажеры, услуги инструкторов, учебные боеприпасы, стоимость заказа по этой части 3, 3 млрд. долл.; дл Королевской гвардии Саудовской Аравии: 10 вертолетов АН-64Б Блок III «Апачи», а также свя занные с ними ракеты, учебные боеприпасы и необходима материально-техническа

поддержка, инструкторы, тренажеры, стоимость заказа — 2,2 млрд. долл.; дл Национальной гвардии Саудовской Аравии: 36 вертолетов АН-64Б Блок III «Апачи», 72 вертолета иН-60 М «Блэкхоук», 12 вертолетов МБ-530Е, 36 легких боевых вертолетов АН-61 с необходимыми ракетами и электроникой, а также обслуживающий персонал, инструкторов, техническую документацию. Обща стоимость — 25,6 млрд. долл. [17].

Администраци я Б. Обамы зая вила, что данная сделка призвана помочь государству суннитских ортодоксов нейтрализовать потенциальную угрозу со стороны шиитского Ирана и противодействовать терроризму в регионе [18]. С точки зрения США эти поставки яв-л ютс частью новой «пост-иракской» политики. Они помогут уменьшить численность американских сил на Ближнем Востоке, а также сохранить лидирующее стратегическое положение США в регионе, при нарастании вли ни других держав, например Китая [19].

С июн я 2010 г. США и Саудовская Аравия совместно прорабатывали детали сделки. В итоге на специальном брифинге 29 декабр я 2011 г. было объ влено о подписании соглашени

между Королевством и Соединенными Штатами [20]. Сделка будет проходить в несколько этапов, поэтому окончательна сумма контракта неизвестна. На первом этапе будут поставлены 84 самолета Е-15ЯА, модернизированы 70 самолетов Е-15Я к комплектации Е-15ЯА, также будут проданы боеприпасы к ним, запасные части, начнетс подготовка кадров, обслуживание техники. Обща сумма сделки оценивается в 29,4 млрд. долл.

В ходе брифинга заместитель министра обороны США по военнополитическим вопросам Дж. Миллер зая вил, что самолет Е-15ЯА будет наиболее боеспособным в королевской армии и одним из самых надежных в мире. Он будет оснащен последним поколением компьютерной техники, радиолокационными системами, инфракрасными сенсорами. Оружие класса «земля-воздух» оснащено ОРЯ-навигаторами, системами лазерного наведения. Система связи Е-15ЯА позво-ля ет военно-воздушным силам США и КСА эффективно совместно работать в воздушном пространстве. По за влению американского правительства соглашение демонстрирует приверженность США созданию сильной, обороноспособной Саудовской Аравии, как ключевого компонента региональной безопасности. Так как контракт включает в себ материально-техническое обеспечение и подготовку персонала, то более 5000 саудовцев пройдут подготовку в Соединенных Штатах, в свою очередь американские специалисты будут работать на территории королевства, что еще больше укрепит свя зи между двум государствами.

Первые поставки самолетов Е-15ЯА запланированы на 2015 г., а модификация Е-15Я начнется в 2014 г.

На вопрос, смогут ли саудовцы использовать новую боевую технику дл помощи своим союзникам по Совету сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), помощник госсекретар по военно-политическим вопросам Э. Шапиро ответил, что это должно оговариваться с Соединенными Штатами, так как данный пакет

вооружений направлен на сохранение суверенитета и безопасности КСА, для более надежной защиты энергетических ресурсов страны.

На брифинге было также отмечено, что этот контракт важен для национальных интересов США. Во-первых, это убедит страны Ближнего Востока в приверженности Соединенных Штатов стабильности в регионе. Во-вторых, повысит боеспособность саудовской армии дл я сдерживани я внешних угроз ее внутренней стабильности. В-третьих, укрепит взаимодействие между военновоздушными силами двух стран, путем проведени совместных учений и подготовки. Также соглашение окажет положительное влия ние на американскую экономику. По словам экспертов, контракт с Саудовской Аравией поддержит функционирование более 50 тыс. рабочих мест в США. На его выполнение будут работать 600 поставщиков в 44 штатах. Это обеспечит 3,5 млрд. долл. ежегодных поступлений в национальную экономику.

В последнее врем Соединенные Штаты сокращают военные программы с целью уменьшить военные расходы, так как американска экономика переживает н е лучшие времена. Саудовский заказ растя нется на деся тилетие, каждый доллар, полученный от контракта, поможет производству не заглохнуть, и оборонная промышленность будет иметь возможность дл я введения инноваций [21].

Соглашени я на поставку вооружений и техники из США значительно усиливают наступательный потенциал саудовского королевства и практически не включают в себ оборонительный, в частности ПРО, и КСА не собирается его дополн ть. В свою очередь соседние государства (Катар, Кувейт, Бахрейн, ОАЭ) достаточно оснащены системами «Пэтриот» и корабл ми в Персидском заливе и Красном море и смогут при необходимости оказать помощь союзной Саудовской Аравии.

Очевидно, что сделка направлена на усиление королевства против Ирана, который повышает свою боеспособность, увеличива количество ра-

кет большой дальности, и движется по пути создания ядерного оружия. Иран вовлечен в стратегическое противостоя ние с США и их союзниками в регионе (в том числе с Саудовской Аравией), но ни Соединенные Штаты, ни КСА не имеют причин к открытому противостоя нию с Ираном. Продав саудовцам столь мощный пакет вооружений ад-министраци Б. Обамы стремитс доказать Саудовской Аравии и другим арабским странам, что и без дерного оружия возможно сдерживание Ирана с его дерными амбици ми, тем самым пытая сь удержать их от идеи создани я собственного ядерного оружи я [22].

Среди американской политической элиты имеется немало влия тельных противников продажи КСА новейших видов вооружений. Это, по их мнению, представляет угрозу безопасности Израилю. Но Белый Дом и Пентагон уверены, что саудовцы слишком зависимы от США в вопросах обслуживани я техники, поставок запасных частей и подготовки личного состава, чтобы использовать высокотехнологичное сложное оружие против Израиля и других союзников Соединенных Штатов. Что касается контракта 2011 г., то проанализировав ситуацию, оценив ресурсы Израиля и Саудовской Аравии, специалисты пришли к заключению, что данна сделка не влияет на военное превосходство Израиля. Сами же израильтяне отнеслись к сделке достаточно ло льно, за -вив, что США и саудовское королевство не раздел ют ценности друг друга, но имеют общие интересы. Израиль раздел ет многие из этих интересов [23].

Что касаетс арабской общественности, то некоторые считают, что сделка в 60 млрд. долл. не будет способствовать укреплению мира на Ближнем Востоке. Независимые политики не вид т в Иране угрозу. Напротив, с конца 90-х гг. ХХ в. он стремитс наладить отношени с сосед ми. Они считают, что основным мотивом сделки вл етс усиление гегемонии США в регионе, к тому же благодаря контракту им удастся несколько улучшить экономическое положение. Все это приведет к увеличению расходов на военные нужды

и усилит гонку вооружений в регионе, техники способствуют укреплению отв свя зи с чем на второй план отойдут ношений между двум я странами и уси-

проблемы неграмотности населени я, ливают зависимость Саудовской Ара-

образования , коррупции [24]. вии от США в военных сферах.

И тем не менее, закупки Саудов- Несмотря на все усилия королевской Аравией оружия у США повы- ства, саудовские вооруженные силы не

шают ее военный потенциал, ограни- в состоя нии обеспечить самостоя тельно

чивают возможность любой иранской защиту территориальной целостности

угрозы, защищают королевство от тер- и суверенитета государства от возмож-

рористических и экстремистских на- ных пос гательств со стороны сильного

падений. Вместе с Соединенными Шта- противника. Не в состоя нии KСA и са-

тами королевство сможет надежней мосто я тельно обслуживать и содержать

противостоя ть эскалации любого широ- новейшее оружие, купленное у Соедикомасштабного конфликта на Ближнем ненных Ш татов. Не получила должного

Востоке. Ирак, несмотр я на усили я, в развити я и национальная военная про-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ближайшее врем я не станет мощной мышленность в Саудовской Аравии.

военной державой, поэтому KСA оста- Не хватает хорошо подготовленного

ется единственным крупным стратеги- сержантского и технического состава в

ческим партнером США в регионе. армии KСA, отчего возникают сложно-

Tаким образом, саудовско- сти в ремонте и эксплуатации техники.

американские отношения нося т ха- Следовательно, еще долгое время саудов-

рактер стратегического партнерства, ской армии предстоит обучатьс у своих

имеют долговременный характер, в- американских коллег как на своей тер-

л я ются взаимовыгодными и в ближай- ритории, так и в США, тратить огром-

шее врем эта ситуаци не изменитс . ные средства на модернизацию военной

Новые поставки вооружений и военной техники и закупку новых вооружений.

Примечания :

1. Bureau of Political-Military Affairs. Foreign Military Training and DoD Engagement Activities of Interest. Description of Program. URL: http://www.state.gov/documents/ organization/171500.pdf (Дата обращения 27 апреля 2012 г.).

2. Юрченко В.П. Американо-саудовские отношения: испытание на прочность. Ноябрь, 2002. URL: http://www.iimes.ru/rus/stat/2002/l9-ll-02.htm. (Дата обращения 25 апреля 2010 г.).

3. Ахмедов E.M., Гашев Б.Н. Современная Саудовская Аравия / отв. ред. В.А. Исаев, А.О. Филоник. M., 1998. С. 23.

4. United States Military Training Mission (Usmtm) To Saudi Arabia. URL: http:// benefits.military.com/misc/installations/Base_Content.jsp?id=2780. (Дата обращения 11 нвар 2012 г.).

5. Bureau of Political-Military Affairs. Foreign Military Training and DoD Engagement Activities of Interest. Foreign Policy Objectives Near East Region. URL: http://www.state. gov/t/pm/rls/rpt/index.htm. (Дата обращения 24 февраля 2012 г.).

6. Юрченко В.П. Военно-техническое сотрудничество США с арабскими странами (конец XX-начало XXI вв.). URL: http://www.nmes.ru/rus/stat/2008/l4-02-08a.htm#top. (Дата обращени 20 апрел 2012 г.).

7. Blanchard Ch.M. Saudi Arabia: Background and U.S. relations // Congressional Research Service. 2010. 14.0б. С. 25.

8. Институт Ближнего Востока. О саудовско-американском военном сотрудничестве. Сентя брь, 2010. URL: http://www.nmes.ru/rus/stat/2010/06-09-10c.htm. (Дата обращени 13 апрел 2012 г.).

9. Юрченко В.П. Военно-техническое сотрудничество США с арабскими странами // Ближний Восток и современность. M., 2003. Вып. 18. С. 253.

10. Институт Ближнего Востока. О саудовско- американском...

11. ДPЛO — система дальнего радиолокационного обнаружения и управления, в англо зычной трактовке — AWACS (англ. Airborne early Warning and Control System) — «Авиационная система раннего предупреждения и управления». URL: http://ru.wikipedia. org/wiki/Авиационный_комплекс_радиообнаружения_и_наведения. (Дата обращения 3 мая 2012 г.).

12. Boeing Military Aircraft. Saudi E-3 AWACS. URL: http://www.boeing.com/defense-space/infoelect/awacs/saudie3.html. (Дата обращения 2 марта 2012 г.).

13. Blanchard Ch. M. Ibid. P. 21.

14. ARMS SALES TO SAUDI ARABIA // Congressional record. 2008. 14 February. P. 200.

15. Gates lauds US efforts to boost Saudi military capacity / Air Force News Agency.

2009. URL: http://www.defencetalk.com/gates-us-saudi-military-capacity-18613/. (Дата обращения 19 февраля 2012 г.).

16. US and Saudi Arabia deepening military, strategic ties. 19.05.2011. URL: http:// www.ibtimes.com/articles/148633/20110519/us-saudi-arabia-defense-iran.htm. (Дата обращения 18 декабря 2011г.).

17. Blanchard Ch. M. Ibid. P. 10.

18. США продадут Саудовской Аравии оружия на $60 млрд. URL: http://www. infox. ru/authority/f oreign/2010/10/21 /SSHA_prodadut_Saudov. phtml. (Дата обращения 19 февраля 2012 г.).

19. Cordesman A.H. U.S.-Saudi Security Cooperation and the Impact of U.S. Arms Sales.

14.09. 2010. URL: http://www.susris.com/2010/09/17/us-saudi-security-cooperation-impact-of-arms-sales/. (Дата обращения 26 января 2012г.).

20. Special Joint Press Briefing On U.S. Arms Sales to Saudi Arabia. 29.12.2011/ URL: http://www.state.gov/r/pa/prs/ps/2011/12/179777.htm. (Дата обращения 19 февраля 2012 г.).

21. Tiron R. $60 billion arms sale to Saudi Arabia a needed boost for defense firms.

24.10.2010. URL: http://thehill.com/business-a-lobbying/125595-60b-arms-sale-to-saudi-arabia-a-needed-boost-for-defense-companies. (Дата обращения 15 декабря 2011 г.).

22. Shanker T., Sanger D.E. Obama Is Said to Be Preparing to Seek Approval on Saudi Arms Sale // New York Times. 2010. 18 September. URL: http://www.nytimes. com/2010/09/18/world/18arms.html?pagewanted=2

23. Teitelbaum J. Arms for the King and His Family: The U.S. Arms Sale to Saudi Arabia.

2010. Vol. 10, N. 11. URL: http://www.jcpa.org/JCPA/Templates/ShowPage.asp?DRIT=1& DBID=1&LNGID=1&TMID=111&FID=376&PID=0&IID=5177&TTL=Arms. (Дата обращения 16 феврал 2012 г.).

24. Muzaffar Ch. The Us-Saudi Military Deal — And Global Military Expenditure. 2010. 2. 11. URL: http://jahaberdeen.blogspot.com/2010/11/us-saudi-military-deal-and-global. html. (Дата обращения 21 февраля 2012 г.).

References:

1. Bureau of Political-Military Affairs. Foreign Military Training and DoD Engagement Activities of Interest. Description of Program. URL: http://www.state.gov/documents/ organization/171500.pdf (Date of application April 27, 2012).

2. Yurchenko V.P. American-Saudi relations: a strength test. November, 2002. URL: http://www.iimes.ru/rus/stat/2002/19-11-02.htm. (Date of application April 25, 2010).

3. Akhmedov V.M., Gashev B.N. Modern Saudi Arabia / ed. by V.A. Isayev, A.O. Filonik.

M., 1998. P. 23.

4. United States Military Training Mission (Usmtm) To Saudi Arabia. URL: http:// benefits.military.com/misc/installations/Base_Content.jsp?id=2780. (Date of application January 11, 2012).

5. Bureau of Political-Military Affairs. Foreign Military Training and DoD Engagement Activities of Interest. Foreign Policy Objectives Near East Region. URL: http://www.state. gov/t/pm/rls/rpt/index.htm. (Date of application February 24, 2012).

6. Yurchenko V.P. Military and technical cooperation of the USA with the Arab countries (end of the XX century — the beginning of the XXI century). URL: http://www.iimes.ru/ rus/stat/2008/14-02-08a.htm#top. (Date of application April 20, 2012).

7. Blanchard Ch.M. Saudi Arabia: Background and U.S. relations // Congressional Research Service. 2010. 14.06. С. 25.

8. Institute of the Middle East. On the Saudi-American military cooperation. September, 2010. URL: http://www.iimes.ru/rus/stat/2010/06-09-10c.htm. (Date of application April

13, 2012).

9. Yurchenko V.P. Military and technical cooperation of the USA with the Arab countries // The Middle East and the present. M., 2003. Issue 18. P. 253.

10. Institute of the Middle East. On the Saudi American ...

11. DRLO — the system of distant radar detection and control, in English-speaking interpretation — AWACS (English Airborne early Warning and Control System) —

«An aviation early warning and control system». URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ Aviatsionnyy_kompleks_radioobnaruzheniya_i_navedeniya. (Date of application May 3, 2012).

12. Boeing Military Aircraft. Saudi E-3 AWACS. URL: http://www.boeing.com/defense-space/infoelect/awacs/saudie3.html. (Date of application March 2, 2012).

13. Blanchard Ch. M. Ibid. P. 21.

14. ARMS SALES TO SAUDI ARABIA // Congressional record. 2008. 14 February. P. 200.

15. Gates lauds US efforts to boost Saudi military capacity / Air Force News Agency.

2009. URL: http://www.defencetalk.com/gates-us-saudi-military-capacity-18613/. (Date of application February 2012).

16. US and Saudi Arabia deepening military, strategic ties. 19.05.2011. URL: http:// www.ibtimes.com/articles/148633/20110519/us-saudi-arabia-defense-iran.htm. (Date of application December 18, 2011).

17. Blanchard Ch. M. Ibid. P. 10.

18. The USA will sell to Saudi Arabia the weapon for $60 billion. URL: http://www.

infox.ru/authority/foreign/2010/10/21/SSHA_prodadut_Saudov.phtml. (Date of application February 19, 2012).

19. Cordesman A.H. U.S.-Saudi Security Cooperation and the Impact of U.S. Arms Sales.

14.09. 2010. URL: http://www.susris.com/2010/09/17/us-saudi-security-cooperation-impact-of-arms-sales/. (Date of application January 26, 2012).

20. Special Joint Press Briefing On U.S. Arms Sales to Saudi Arabia. 29.12.2011/

URL: http://www.state.gov/r/pa/prs/ps/2011/12/179777.htm. (Date of application February 19, 2012).

21. Tiron R. $60 billion arms sale to Saudi Arabia a needed boost for defense firms.

24.10.2010. URL: http://thehill.com/business-a-lobbying/125595-60b-arms-sale-to-saudi-arabia-a-needed-boost-for-defense-companies. (Date of application December 15, 2011).

22. Shanker T., Sanger D.E. Obama Is Said to Be Preparing to Seek Approval on Saudi Arms Sale // New York Times. 2010. 18 September. URL: http://www.nytimes. com/2010/09/18/world/18arms.html?pagewanted=2

23. Teitelbaum J. Arms for the King and His Family: The U.S. Arms Sale to Saudi Arabia. 2010. Vol. 10, N. 11. URL: http://www.jcpa.org/jCPA/Templates/ShowPage.asp?D RIT=1&DBID=1&LNGID=1&TMID=111&FID=376&PID=0&IID=5177&TTL=Arms. (Date of application February 16, 2012).

24. Muzaffar Ch. TheUs-Saudi Military Deal — And Global Military Expenditure. 2010.

2. 11. URL: http://jahaberdeen.blogspot.com/2010/11/us-saudi-military-deal-and-global. html. (Date of application February 21, 2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.