А.В. ТРЕТЬЯКОВ научный сотрудник Научно-исследовательского центра (социологического) ВС РФ"
Военно-профессиональная ориентация как объект социологического обеспечения
В ходе комплектования армии военному руководству для принятия оптимальных управленческих решений необходимо владеть актуальной и объективной информацией о состоянии механизмов, определяющих качественный отбор и набор кандидатов на военную службу по контракту. Только в этом случае органы военного управления смогут эффективно планировать и организовывать работу по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации будущими профессионалами военного дела.
Важнейшим механизмом, обеспечивающим успешность комплектования армии военнослужащими по контракту, выступает военно-профессиональная ориентация.
Ведущую методическую, организационную и информационно-аналитическую роль в социологическом обеспечении управленческой деятельности военного руководства в Российской армии долгие годы играет Научно-исследовательский центр (социологический) Вооруженных Сил Российской Федерации, созданный в конце 80-х гг. ХХ в.1. В интересах повышения эффективности военно-профессиональной ориентации НИЦ (социологический) ВС РФ на регулярной основе проводит социологические исследования и представляет полученные результаты Главному управлению кадров Министерства обороны Российской Федерации.
Важная роль в современной системе военно-профессиональной ориентации отводится пунктам отбора на военную службу по контракту. Проводимые ими мероприятия позволяют не только привлечь дополнительный контингент для
* Третьяков Александр Владимирович, e-mail: [email protected]
1 См./ Образцов И.В. Процесс институционализации военной социологии в России // Социологические исследования, 2014, № 7(363), с. 134-145.
прохождения военной службы по контракту, но и получить дополнительную информацию о мотивах, степени готовности и социальном составе кандидатов на военную службу по контракту. Данная информация, полученная с использованием социологических методов, позволяет лучше понять контингент, ориентирующийся на военную службу в современной Российской армии, что способствует повышению эффективности разработки мероприятий по военно-профессиональной ориентации граждан1.
Основной категорией социологического изучения военно-профессиональной ориентации в пунктах отбора выступают сами кандидаты на военную службу по контракту. Кандидатом для поступления на военную службу по контракту в пунктах отбора считается гражданин, у которого на пункте отбора принято заявление2.
Кроме этого в ходе социологических исследований в качестве экспертов привлекаются начальники пунктов отбора на военную службу по контракту и должностные лица органов военного управления, которые непосредственно в ходе повседневной деятельности сталкиваются с проблемами привлечения и отбора кандидатов на военную службу по контракту.
В системе социологического информационно-аналитического обеспечения военно-профессиональной ориентации выделяются два основных вида исследований. Повторные (мониторинговые) и точечные (разовые).
В ходе ежегодного социологического мониторинга по изучению отношения к военной службе по контракту решаются следующие задачи:
- анализ мотивации и ценностных ориентаций потенциальных кандидатов для прохождения военной службы по контракту, а также причин, снижающих ее привлекательность;
- оценка социальной привлекательности контрактов о прохождении военной службы и определение оптимальных условий заключения первых (новых) контрактов о прохождении военной службы;
1 См.: Третьяков А.В., Половнёв А.В. Военно-профессиональная ориентация граждан в пунктах отбора на военную службу по контракту // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Серия: Общественные науки, 2016, № 2(767), с. 206-213.
2 См.: Военная служба по контракту 100 вопросов и ответов. М., 2014, с. 6.
- осуществление анализа основных показателей, определяющих эффективность информационного обеспечения мероприятий, проводимых в соответствии с планом комплектования должностей солдат (матросов), сержантов (старшин) военнослужащими по контракту;
- подготовка информационно-аналитических материалов, рекомендаций и предложений по совершенствованию системы комплектования должностей солдат (матросов), сержантов (старшин), прапорщиков (мичманов) военнослужащими по контракту.
Ключевыми показателями, используемыми в ходе социологического мониторинга для оценки и оптимизации военно-профессиональной ориентации, выступают:
- соотношение общего количества военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах, и количества граждан, пребывающих в запасе, отобранных пунктами отбора в субъектах Российской Федерации для прохождения военной службы по контракту;
- отношение кандидатов на военную службу по контракту к военной службе;
- мотивы заключения первых (новых) контрактов о прохождении военной службы военнослужащими по контракту и военнослужащими по призыву, а также кандидатами на военную службу по контракту;
- полнота и достоверность полученной информации кандидатами об условиях военной службы по контракту;
- основные источники информации о военной службе по контракту, пользующиеся доверием у кандидатов, отношение кандидатов к военной рекламе и информации о военной службе по контракту.
Примером точечных (разовых) исследований военно-профессиональной ориентации кандидатов на военную службу по контракту являются исследования, проводимые в рамках проведения информационно-пропагандистских акций под названием «Военная служба по контракту - твой выбор» или проведение оперативных исследований по заказу органов военного управления.
При проведении социологических исследований в интересах оптимизации военно-профессиональной ориентации кандидатов на военную службу по контракту социологами периодически обобщаются также данные, характеризующие:
- степень удовлетворенности предлагаемыми условиями прохождения военной службы по контракту и удовлетворенность кандидатов порядком отбора и процедурой оформления документов для заключения контракта;
- социально-демографические особенности кандидатов, анализ их профессиональных качеств, готовность к прохождению военной службы по состоянию здоровья, физической подготовки и психологической готовности, наличие опыта военной службы;
- эффективность проводимой информационно-агитационной работы среди кандидатов;
- мнение кандидатов относительно значимости и привлекательности предоставляемых социальных гарантий военнослужащим по контракту.
В перспективе для более системного изучения процесса военно-профессиональной ориентации кандидатов на военную службу по контракту важно все анализируемые показатели обобщить в рамках единой социологической методики и расширить категории для социологического изучения. Единая социологическая методика оценки состояния военно-профессиональной ориентации позволит диагностировать ее уровень в каждом военном округе или субъекте, где функционируют пункты отбора, и своевременно принимать управленческие решения для оптимизации данного процесса на местах. Расширение социальных категорий для социологического изучения позволит в свою очередь повысить эффективность привлечения кандидатов на военную службу по контракту.
Таким образом, можно говорить о том, что военно-профессиональная ориентация кандидатов на сегодняшний момент активно изучается социологией. Специфика современных социологических исследований военно-профессиональной ориентации заключается в том, что они носят преимущественно прикладной характер. Предоставляемые информационно-аналитические материалы органы военного управления используют в своей деятельности по совершенствованию системы комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащими по контракту и оптимизации механизма военно-профессиональной ориентации. Используемые на сегодняшний момент методика и система показателей позволяют обеспечить на регулярной основе органы военного управления объективной инфор-
мацией о состоянии и результативности существующей системы военно-профессиональной ориентации, но вместе с тем нуждаются в совершенствовании.
Третьяков А.В. Военно-профессиональная ориентация как объект социологического обеспечения. В статье рассматривается процесс социологического обеспечения военно-профессиональной ориентации кандидатов на военную службу по контракту: виды социологических исследований данного процесса, основные социальные категории анализа военно-профессиональной ориентации и оценочные показатели.
Ключевые слова: военно-профессиональная ориентация, кандидаты на военную службу по контракту, социологическое обеспечение, показатели военно-профессиональной ориентации.
Тretiakov А.У. Military-vocational orientation as an object of sociological support. The article deals with the process of sociological support for the military-vocational orientation of candidates for military service under a contract: types of sociological research of this process, the main social categories of the analysis of military-vocational orientation and evaluation indicators. Prospective directions of sociological study of military-vocational orientation of candidates are revealed.
Keywords; military-vocational orientation, candidates for military service on contract, sociological support, indicators of military-vocational orientation.