УДК 327.35
А. И. Емельянов
кандидат политических наук; доцент кафедры политологии Института международных отношений и социально-политических наук МГЛУ; e-mail: anton.politolog@ya.ru
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ С ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИМИ ГОСУДАРСТВАМИ
Россия является одним из основных акторов в мировом политическом процессе. Для удержания своих позиций в мировой политике Россия предпринимает меры для увеличения эффективности своей внешней политики в различных регионах мира, в том числе в Латинской Америке. Государства Латинской Америки представляют собой развивающиеся государства с сильной ресурсной базой и амбициями стать полноценными участниками мирового политического процесса. В статье автор рассматривает внешний политический курс России в отношении государства Латинской Америки в современных геополитических условиях. Автор приходит к выводу, что Россия обладает значительным потенциалом для выстраивания эффективной внешней политики в отношении государств латиноамериканского региона. Несмотря на традиционное влияние США в регионе, Россия может стать крупным торгово-экономическим партнером со странами латиноамериканского региона и закрепиться в этом регионе.
Ключевые слова: Латинская Америка; Россия; внешняя политика; внешняя; экономика; торговля; геополитика.
Emelianov A. I.
PhD (Political Science), Associate Professor, Department of Political Science, Institute of International Relations and Social and Political Sciences (Faculty); MSLU; e-mail: anton.politolog@ya.ru
MILITARY-POLITICAL COOPERATION BETWEEN RUSSIA AND LATIN AMERICAN STATES
Russia is one of the main actors in the global political process. To maintain its position in world politics, Russia is taking measures to increase the effectiveness of its foreign policy in various regions of the world, including Latin America. Latin American States are developing States with a strong resource base and ambitions to become full participants in the global political process. In the article the author considers the external political course of Russia towards the state of Latin America in modern geopolitical realities. The author comes to the conclusion that Russia has significant potential for building an effective foreign policy toward States in the Latin American region. Despite the traditional
us influence in the region, Russia can become a major trade and economic partner with the countries of the Latin American region and gain a foothold in this region.
Key words. Latin America; Russia; foreign policy; foreign trade; economy; geopolitics.
Российское государство на протяжении всей своей истории было вынуждено отстаивать свои территории и свои национальные интересы. Защита национальных интересов выражалась не только в вооруженных конфликтах, но и в грамотной внешней политике. В настоящее время Россия стремится укрепиться во всех регионах мира, для того чтобы играть важную роль на международной арене и принимать участие в решении актуальных вопросов мирового политического процесса. Латинская Америка в своем природном разнообразии представляет для многих стран мира огромный интерес как кладовая природных стратегических ресурсов, так и человеческого потенциала. Южная и Центральная Америка, вероятно, станут полем битвы за влияние между самыми влиятельными геополитическими акторами. Таким образом, России потребуются большие усилия для того, чтобы защитить свои национальные интересы в данном регионе.
Во избежание негативного развития событий любое государство должно иметь конкретную программу действий, в которой должны быть прописаны все необходимые шаги и возможные инструменты для их реализации. В настоящее время внешнеполитическая стратегия в отношении латиноамериканского региона основана на Стратегии национальной безопасности Российской Федерации и Концепции внешней политики Российской Федерации [Указ Президента Российской Федерации... 2015. Электронный ресурс; Указ Президента Российской Федерации. 2016. Электронный ресурс]. Под национальными интересами подразумевается совокупность различных интересов граждан Российской Федерации, российского общества и государства в социально-экономической, политической, военной и других сферах. Исходя из этого можно определить, что укрепление военно-политического присутствия России в этом регионе является неотъемлемым национальным интересом нашей страны.
Латинская Америка на протяжении всей своей истории являлась притягательным источником богатств для многих государств. Несмотря на кажущуюся независимость стран этого региона, во
многих сферах и областях до сих пор ощущается иностранное присутствие. Большую часть своей истории латиноамериканский континент находился в зависимости от тех или иных политических сил. Сначала это была «кастильская корона», затем инициатива в решении судьбы этого региона была в руках США. В далеком 1823 г. США приняли Доктрину Монро как основу своей внешней политики, направленной на доминирование на обоих американских континентах [Текст ежегодного послания... 1823. Электронный ресурс]. С тех пор Латинская Америка выступала в качестве сырьевого придатка США. В связи с современной геополитикой и тенденциями к формированию полицентричной системы в геополитической картине мира, латиноамериканские страны пытаются реализовать свои амбиции и обрести реальный суверенитет. «Налицо сокращение числа стран, которые поддерживают политику США, что является подтверждением того, что гегемония США в этом регионе завершилась»1 2006, с. 48].
Отражение внешней политики в отношении латиноамериканского региона наблюдается в Концепции внешней политики Российской Федерации, согласно которой: «Россия продолжит всемерное укрепление отношений с государствами Латинской Америки и Карибского бассейна с учетом растущей роли этого региона в мировых делах . будет стремиться к консолидации связей с латиноамериканскими партнерами в рамках международных и региональных форумов, к расширению сотрудничества с многосторонними объединениями и интеграционными структурами Латинской Америки и Карибского бассейна, в частности с Сообществом латиноамериканских и карибских государств, Южноамериканским общим рынком, Союзом южноамериканских государств, Центральноамериканской интеграционной системой, Боливарианским альянсом для народов нашей Америки, Тихоокеанским альянсом, Карибским сообществом» [Указ Президента Российской Федерации. 2016. Электронный ресурс]. Следовательно, на основании вышеуказанного материала, можно сделать вывод, что Латинская Америка интересна для России в качестве:
1) стратегического союзника в Западном полушарии;
2) рынка сбыта для российской военной продукции;
3) потенциального поставщика ресурсов и продуктов (углеводороды, продукты питания и пр.).
1 Зд. и далее перевод наш. - А. Е.
20
Основные точки сближения между Россией и странами этого региона заключаются в обоюдных геополитических интересах. Во-первых, это выход и закрепление на внутренних и международных рынках, плюс укрепление своего геополитического статуса. Кроме того, по словам президента Андской корпорации развития Энрике Гарсиа Родригеса, «все лидеры стран Латинской Америки всё четче выражают свою заинтересованность не в одобрении своей политики со стороны США, а в заботе о населении своих стран, их благосостоянии» 2006, с. 58]. Таким образом,
можно заключить, что наши страны хотят не просто выступать на трибуне Генеральной Ассамблеи ООН, но и принимать активное участие в международном политическом процессе.
Во-вторых, учитывая тенденции современного мира к выстраиванию коалиций и формированию надгосударственных экономических и политических объединений, Россия и ее латиноамериканские визави рискуют остаться один на один с наднациональными политическими блоками в среднесрочной перспективе. В связи с увеличением населения и истощением уже разрабатываемых месторождений полезных ресурсов, будет нарастать давление на страны-обладательницы больших геостратегических запасов полезных ископаемых [Сидорова 2013; Евдокимов, Сидорова 2013].
Таким образом, Россия и ее латиноамериканские коллеги могут оказаться лишь объектами мирового политического процесса.
В-третьих, фактор, сближающий интересы России и стран Латинской Америки, заключается в заинтересованности в по-лицентричности современного мира и в создании механизмов сдерживания геополитических поползновений США, которые являются объективным лидером, как в военной, так и в политико-экономической сферах в различных регионах мира.
Можно выделить три основных пункта, формирующих точки соприкосновения между Россией и странами Латиноамериканского региона. Во-первых, Россия и страны Латинской Америки объединены антипатией в отношении США и являются сторонниками многополярного мира. Примером того является активное участие в рамках ООН, БРИКС, «большой двадцатки». Во-вторых, и Россия, и страны латиноамериканского региона желают занимать достойное место в глобальном финансовом регулировании, плюс
ко всему, добиться невмешательства стран Запада в свою экономику. В-третьих, Россия и страны Латинской Америки не являются соперниками на международной экономической площадке, не имеют точек соприкосновения потенциального геополитического конфликта.
Учитывая деятельность других геополитических игроков, Россия вынуждена активно отстаивать свои экономические интересы в данном регионе. Ввиду того, что на рынках этого региона идет острейшая борьба за ресурсы, корпорации разных стран активно прибегают к поддержке своих правительств. В этой связи наша страна должна развивать двусторонние отношения и многосторонние формы сотрудничества через такие организации, как ВТО, Меркосур, УНАСУР [Интеграция в Западном полушарии... 2004]. Многое в этом регионе зависит от политических взаимоотношений между странами. Россия имеет неплохие шансы в связи со следующими факторами:
1) богатый опыт сотрудничества и торговли, проявившийся еще в годы СССР;
2) близость идей по ослаблению влияния США в мире;
3) так же, как и многие страны Латинской Америки, Россия находится под влиянием транснациональных компаний, в том числе через механизм иностранных инвестиций, санкций. Развитие экономических связей могло быть снять необходимость использования инвестиций третьих стран, учитывая благоприятную конъюнктуру на международных углеводородных рынках;
4) развитие торговых связей помогло бы вытеснить большое число посредников в лице транснациональных компаний, которые присваивают себе часть выгоды от внешней торговли [Рей 2009, с. 31].
До начала XXI в. отношения между Россией и странами Латинской Америки имели, в основном, эпизодичный характер, но после поездки президента В. В. Путина по странам Латинского региона ситуация в корне изменилась. Наметилась интенсификация и диверсификация внешнеторговых и внешнеполитических связей. Еще до начала своего заграничного визита, во время встречи с президентом Бразилии, Фернанду Кардозу, президент России заявил: «Сегодня Бразилия - это стремительно развивающееся государство, которое играет все большую роль в мировой политике
и мировой экономике. Поэтому Россия, конечно же, заинтересована в повышении уровня и качества нашего взаимодействия. У российско-бразильских отношений большое будущее» [Заявление для прессы. 2002. Электронный ресурс]. Эти слова положили начало возвращению России на латиноамериканский континент, обделенный нашим вниманием с конца 1980 гг.
В течение следующих лет Россия добилась определенных результатов в сотрудничестве со многими странами Латиноамериканского региона, что и было отмечено Президентом во время его интервью итальянскому журналу l'Occidentale. По мнению В. В. Путина, «эта зона обладает огромным потенциалом не только в политическом, но и в экономическом и военном отношении. С политической точки зрения, тесные взаимоотношения со странами Латинской Америки дают России важный рычаг для противостояния и вероятного ослабления гегемонии Соединенных Штатов» [Интервью итальянскому журналу. 2013. Электронный ресурс].
Особое внимание Российской Федерации заслуживает сотрудничество со странами Латинской Америки в военно-промышленной области. Вопрос торговли вооружением, военной техникой и военными технологиями является одним из важнейших в современном мире и приносит государствам, различным государственным и негосударственным акторам огромную прибыль. Так как в России эта отрасль является конкурентоспособной, российские компании имеют подписанные соглашения и ведут переговоры со многими странами региона. Особенно следует отметить сотрудничество, которое ведется с Аргентиной, Бразилией, Венесуэлой и Кубой. Армии этих стран реформируются и модернизируются согласно современным тенденциям ведения боевых действий, что является необходимым требованием для армии любой страны. Подобные действия этих южноамериканских стран побуждают и их соседей задуматься о капиталовложениях в военную отрасль, тем самым открывая новые рынки вооружений для российских компаний. Учитывая потенциал наших взаимовыгодных отношений, следует подчеркнуть, что нынешний внешнеторговый оборот между нашими странами еще недостаточно велик, а стало быть, у России существует большой потенциал для увеличения внешнеторгового сальдо с этими странами.
Встречи на высшем уровне происходили еще в 2005 и 2006 гг., но Россия официально оформила свои интересы в Аргентине,
которая является одной из самых экономически развитых региона. Во время визита Д. А. Медведева в Аргентину и его встречи с президентом К. Ф. де Киршнер было подписано заявление, которое является отображением того, что Аргентина является потенциальным геополитическим союзником России в этом регионе [Совместное заявление президентов. 2010. Электронный ресурс]. В заявлении были прописаны следующие положения:
1) участие российских энергетических компаний в строительстве АЭС в Аргентине;
2) распространение действия российской системы ГЛОНАСС на территории Аргентины;
3) участие российской компании РЖД в строительстве новых сетей железных дорог на территории Аргентины [Документы, подписанные по итогам. 2010. Электронный ресурс].
Вооруженные Силы Аргентины ориентируются, в основном, на боевую технику и вооружение из Западной Европы, в частности французские образцы. Но в последнее время экспансия российской военной продукции на латиноамериканский рынок может вытеснить своих конкурентов. Это определяется тем, что Россия идет на уступки при выборе условий оплаты, которые могут заинтересовать страну-покупателя. Допускается даже продажа в кредит на долгий срок. В среднем это южноамериканское правительство, «ежегодно выделяет около 3 млрд долл. США на переоснащение армии, за которые Россия вполне может побороться» [Политические системы. 2012, с. 70].
В отличие от Аргентины, с которой Российская Федерация только начинает развивать военно-политическое сотрудничество, Бразилия является многогранным торговым и политическим партнером России в Латинской Америке. Большая заинтересованность России обращена на развитие отношений с Бразилией в рамках БРИКС. Бразилия разделяет геополитический интерес России о многополярности в мировой политике. Кроме того, роль Бразилии как одного из ведущих государств Латинской Америки, постоянно растает. Наряду с Аргентиной и Мексикой Бразилия входит в «двадцатку» крупнейших экономик мира и активно участвует в деятельности ООН. В связи с этим Бразильские власти намерены, в том числе с помощью России, постоянного члена Совета Безопасности ООН, добиться места постоянного представителя от
Южной Америки в вышеуказанном совете. Товарооборот между нашими странами «непрерывно растет с 1994 г., на что не влияет даже международный экономический кризис» [РФ предложит Бразилии. 2013, с. 70]. На данный момент сферы интересов России в Бразилии заключаются в следующих сферах:
1) рынок сбыта российской военной техники;
2) совместная разработка новейших образцов военной техники, включая истребители 5-го поколения;
3) взаимодействие в рамках международных организаций;
4) совместная разработка нефти и газа на восточном побережье Бразилии.
В то же время существуют и ограничения в развитии отношений между Россией и странами Латинской Америки, в том числе и на военно-политическом направлении. Во-первых, это экономическая и финансовая неготовность России активно развивать свои отношения сразу со всеми государствами данного региона, что подразумевает реализацию сверхдолгосрочных национальных интересов России. Во-вторых, Россия не может в данный момент удовлетворить все потребности латиноамериканского региона и устранить тем самым других геополитических акторов.
Практическое исполнение своих интересов в Латинской Америке Россия проводит через сотрудничество с экономическими организациями региона. Россия, начиная с 1992 г., является страной-наблюдателем при Организации американских государств (ОАГ) и, кроме того, сотрудничает с такими региональными экономическими объединениями, как Североамериканская зона свободной торговли, НАФТА и МЕРКОСУР.
Подводя итоги, можно утверждать, что Латинская Америка остается перспективным направлением внешней политики России, представляя собой геополитический и геоэкономический резерв России. В результате богатого опыта сотрудничества и безупречной репутации у нашей страны есть все шансы закрепиться в Латиноамериканском регионе с вытекающими отсюда перспективами:
1) выход к берегам Антарктиды, где находится большое количество неразработанных нефтяных и газовых ресурсов, и возможно в долгосрочной перспективе станет новым полем битвы во всемирной геополитической игре;
2) обеспечение военного присутствия российского военно-морского флота и военно-космических сил, что будет оказывать
влияние на геополитических противников России (что является логичным ответом на приближение НАТО к границам России);
3) приобретение новых торговых и экономических партнеров и повысить свою значимость на мировой арене путем диверсификации отношений со странами этого региона.
Но всё это возможно лишь при четком определении интересов России в этом регионе и потенциальных угроз, идущих из этого региона. Следовательно, успех России в этом направлении будет зависеть от институционализации российских интересов и сбалансированности и разумности нашей внешней политики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Документы, подписанные по итогам российско-аргентинских переговоров 15 апреля 2010 года. URL: news.kremlin.ru/ref_notes/522/print Евдокимов И. Д., Сидорова Г. М. «Восточный кризис» в Демократической Республике Конго и проблема его урегулирования // Международная жизнь. 2013. № 11. С. 53-65. Заявление для прессы по итогам российско-бразильских переговоров 2002. 14 января. URL: archive.kremlin.ru/appears/2002/01/14/0003_ type63377type63380_28772.shtml Интеграция в Западном полушарии и Россия / А. И. Глинкин [и др.]. М. :
ИЛА РАН, 2004. 296 с. Интервью итальянскому журналу l'Occidentale // Giornale l'Occidentale.
2013. 6 июля. URL: www.loccidentale.it/node/122395 Политические системы современных государств : Энциклопедический справочник: в 4 т. Т. 3: Америка, Австралия и Океания / МГИМО(У) МИД России, ИНОП; гл. ред. А. В. Торкунов. М. : Аспект Пресс, 2012. 478 с.
Рей А. И. Внешнеэкономическая деятельность России: Теории, история
и американский фактор. М. : Либроком, 2009. 32 с. РФ предложит Бразилии совместную разработку истребителей Т-50 //
Российская газета. 2013. 14 октября. Сидорова Г. М. Африка: война идей и война людей в зеркале Демократической Республики Конго (из дневника дипломата). М. : Наука, 2015. 527 с.
Совместное заявление президентов Российской Федерации и Аргентинской Республики в год 200-летия Майской революции и 125-летия установления двусторонних дипломатических отношений. URL: news.kremlin.ru/ref_notes/523
Текст ежегодного послания Джеймса Монро к Конгрессу США от декабря 1823 г. URL: http://www.loc.gov/rr/program/bib/ourdocs/Monroe.html Указ Президента Российской Федерации № 683 от 31 декабря 2015 г. «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Российская газета. 2015. 31 дек. URL: www. rg.ru/2015/12/31/nac-bezopasnost-site-dok.html. Указ Президента Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. № 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2016. № 49. cx 6886. Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru Russel R. América Latina para Estados Unidos ¿Especial, desdeñable, codociada o perdida? - Venezuela, Caracas: Nueva sociedad, 2006. 206 p.