научно-методический электронный журнал
Ахметшина Г. X. Военно-патриотическое воспитание старших школьников во внеучебное время // Концепт. - 2013. - № 12 (декабрь). - ART 13262. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13262.htm. -Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
ART 13262
УДК 37.035.6
Ахметшина Гульсия Хабриевна,
старший преподаватель Приволжского центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань gala121h@vandex.ru
Военно-патриотическое воспитание старших школьников во внеучебное время
Аннотация. В статье ставится проблема патриотического (в том числе и военно-патриотического) воспитания старших школьников и рассмотрены возможности, направленные на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений во внеурочной деятельности.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, военно-патриотическое воспитание.
В последние годы интерес государства, научно-педагогических работников к проблемам военно-патриотического воспитания значительно вырос. Государственными органами приняты нормативные документы, направленные на восстановление разрушенной в годы преобразований стройной системы военно-патриотического воспитания молодежи, охватывающей все возрастные категории, общественные организации и образовательные учреждения, государственные структуры, в т. ч. включающие специфику внеучебного времени.
Внеучебное время и внеучебная деятельность в жизни старшеклассников занимают особое место. В отличие от прошлых лет, когда личность старшего школьника, как правило, складывалась в рамках устоявшейся идеологии, сложившейся системы общественных отношений, в нынешних условиях ее становление осложнено рядом объективных, не всегда позитивных, социально-экономических факторов и отсутствием четких ориентиров в морально-духовной сфере общества.
Реформа российской школы продвинула решение, прежде всего, таких важных проблем, как организация и содержание образования; развитие необходимой базы для научно-исследовательской деятельности учителей; создание условий для овладения глубокими фундаментальными и специальными знаниями, гуманизация и гуманитаризация образования; развитие социальной компетентности школьников и др.
Школьник приходит в старший класс уже со своими определенными установками, с устоявшимися взглядами. Потом идет дальнейшее развитие нравственных качеств личности, в том числе и в области патриотического воспитания. Внеучебная деятельность позволяет вовлекать школьника в такие виды деятельности, в которых могут проявляться патриотизм и его военно-патриотические качества. Именно во внеучебное время реализуются запросы социальной практики и существенно расширяются традиционные направления, формы, технологии работы с детьми и подростками. В сфере внеучебного времени активизируется процесс творческого саморазвития личности старшеклассника, ее подготовки к жизни и социальному успеху, что вызывает интерес к поиску новых форм и способов улучшения и дальнейшего рационального использования внеучебного времени как фактора социального формирования личности, включая военно-патриотическое воспитание.
Как известно, военно-патриотическое воспитание учащихся общеобразовательных школ во внеучебное время складывается в основном из трех компонентов:
- внеучебной деятельности школьников;
- внеучебной работы учителей с учащимися;
- системы управления внеучебной деятельностью.
f\j ■Л f\j
http://e-koncept.ru/2013/13262.htm
научно-методический электронный журнал
Ахметшина Г. X. Военно-патриотическое воспитание старших школьников во внеучебное время // Концепт. - 2013. - № 12 (декабрь). - ART 13262. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13262.htm. -Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
ART 13262
УДК 37.035.6
Внеучебное время является существенным элементом образа жизни школьников, профессиональной деятельности учителей и руководителей общеобразовательной школы. Внеучебное время для учащихся - это свободное от учебы и насущное для удовлетворения потребностей школьника время, когда он по собственному выбору определяет тот или иной вид занятий.
Для старшеклассников во внеучебное время характерно интенсивное и разноплановое общение. Следовательно, воспитательное влияние может осуществляться и вне целенаправленного позитивного воздействия в целях военно-патриотического воспитания за счет педагогизации окружающей школьника социальной среды и вовлечение ее в круг единого, целостного воспитательного пространства.
Такие формы деятельности школьников во внеучебное время как общественнополезная, досуговая, самообразовательная должны стимулироваться педагогами через формирование потребности в ней, создание ситуации успеха, использование методов соревнования, поощрения.
При этом следует учитывать парадоксальное обстоятельство: старшеклассники считают военно-патриотическое воспитание во внеучебное время нужным и важным, однако к специальным «воспитательным мероприятиям» относятся настороженно, сомневаясь в их необходимости. Наличие такой дилеммы отрицательно сказывается на продуктивности процесса военно-патриотического воспитания школьников во внеучебное время.
Важно понимать также, что в нынешних социально-экономических условиях военно-патриотического воспитания старших школьников во внеучебное время имеет значение статус личности каждого из них и его семьи.
Оптимизация содержательного наполнения внеучебного времени в части военно-патриотического воспитания может естественным образом осуществляться через утверждение демократических начал в социуме, ведущих к формированию способностей молодежи к самоуправлению, предоставления учащимся возможности отстаивать рискованные идеи, экспериментировать и принимать решения, создание условий для накопления позитивного опыта и др.
Необходимо отметить, что, являясь составной частью комплексного подхода к воспитательной работе, патриотическое воспитание имеет органическую взаимосвязь с другими направлениями (нравственным, трудовым, эстетическим, физическим и др.). С одной стороны, в настоящее время актуализируется необходимость глубокого обогащения всех сторон воспитательной работы патриотическим содержанием, с другой - военно-патриотическое воспитание может значительно «оживиться» за счет использования возможностей и факторов других приоритетных на сегодня воспитательных направлений, имеющих непосредственный выход на реалии внеучебного времяпровождения школьников.
Старший школьник в своем анатомо-физиологическом развитии приближается к взрослому. Заканчивается половое созревание, нарастает мышечная сила, нервные клетки в основном структурно уже сформировались. Все это создает предпосылки для активной физической и умственной деятельности старшего школьника.
Учебная работа в этот период продолжает быть ведущей, но само ее содержание становится другим: при обучении рассматриваются много философских, мировоззренческих проблем, осознаются сложные закономерности. Направленность всей школьной жизни также изменяется: она предполагает социальную работу по профессиональной ориентации учащихся с учетом их склонностей, способностей, интересов, физической подготовки.
«VI О <Х»
http://e-koncept.ru/2013/13262.htm
научно-методический электронный журнал
Ахметшина Г. X. Военно-патриотическое воспитание старших школьников во внеучебное время // Концепт. - 2013. - № 12 (декабрь). - ART 13262. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13262.htm. -Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
ART 13262
УДК 37.035.6
Особое место в старшем школьном возрасте занимают вопросы выбора будущей профессии, а это в свою очередь влияет на процесс познания, отношения к учению. Появляются избирательные интересы к отдельным предметам в соответствии с той профессией, которую выбрал для себя ученик. Но это не значит, что, увлеченный только любимым предметом, он не обращает внимания на другие. Наоборот, в большинстве случаев старший школьник старается преодолеть равнодушие к нелюбимым предметам и овладеть знаниями по всем дисциплинам для успешного завершения учебы. Все это создает определенный стиль умственной деятельности в старшем школьном возрасте. Она становится глубокой, самостоятельной, все познавательные психические процессы (память, восприятие, воображение) протекают осознанно, произвольно.
Выбор будущей профессии оказывает влияние на появление у учащихся значительного интереса к трудовой деятельности взрослых. Правда, в первую очередь внимание старшеклассников привлекают те профессии, с которыми чаще всего они сталкиваются в повседневной жизни или имеющие внешний эффект, внешнюю привлекательность: актера, продюсера, ученого, врача, космонавта. Но судят школьники об этих профессиях главным образом по результатам деятельности, а сам процесс труда и подготовки к нему часто незнаком им. В связи с этим поспешно выбранная профессия может принести разочарование и не стать делом всей жизни.
Исследования, ведущиеся в плане профессиональной ориентации старшеклассников, показывают, что сравнительно узкий круг их профессиональных интересов объясняется тем, что учащиеся часто не представляют содержание деятельности многих «незаметных» профессий, в которых могли бы найти себя. Это незнание ограничивает возможности выбора трудового пути, и школа призвана исправить имеющийся недостаток.
Итак, уровень физического развития, учебная и общественная деятельность старшего школьника способствуют формированию у него широких и устойчивых интересов, нравственных убеждений, мировоззрения, общественных мотивов поведения и волевых качеств, т. е. развитию личности.
Результаты тестирования, проведенного среди старшеклассников, позволяют сделать следующие выводы:
1. Подавляющее число старшеклассников считают, что патриотические чувства проявляются через любовь к Родине (32%), родному краю (53%), желание своей активностью изменить жизнь к лучшему (27%) и из чувства долга (13%).
2. На проявление патриотических чувств старшеклассников влияет пример родных и близких (27%), знание истории страны, края, армии (38%), средства массовой информации (19%), приверженность к политической идее и желание ее победы (5%). Данные обстоятельства связаны с тем, что в государстве на сегодняшний день нет основополагающей идеи, которая бы объединила общество. При анализе ответов на данные вопросы 42% курсантов военно-патриотического клуба ответили, что на развитие патриотических чувств большое влияние оказывает знание традиций, истории страны, края, а также православная церковь (38%), пример родных и знакомых (18%), желание защитить свою страну и изменить жизнь к лучшему (42%);
3. На вопрос о готовности к защите Отечества 16% старшеклассников ответили, что не готовы к защите своего государства, 10% респондентов ответили, что их это не касается. Но все же 28% респондентов готовы с оружием в руках защищать интересы страны и 30% стремятся к службе в армии. Радует то, что 78% курсантов военно-патриотического клуба готовы служить в армии и отстаивать интересы государ-
http://e-koncept.ru/2013/13262.htm
КОНТ ТШТ
Ахметшина Г. X. Военно-патриотическое воспитание старших школьников во внеучебное время //
Концепт. - 2013. - № 12 (декабрь). - ART 13262. -
_______________________ ________________ 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13262.htm. -
научно-методический эАктронный журнал Гос- Рег- Эл № фс 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
ART 13262 УДК 37.035.6
ства с оружием в руках. Большая часть курсантов желают в будущем связать свою жизнь со службой в Российской армии;
4. Большинство старшеклассников (31%) и курсантов (34%) считают патриотами -старшее поколение. Настораживает тот факт, что 4% старшеклассников считают патриотами националистов. Среди исторических личностей патриотами респонденты называют военных: А. В. Суворова, М. И. Кутузова, Г. К. Жукова и других. Они не видят патриотов среди современников, людей мирных профессий, работающих на благо страны;
5. Быть патриотом для старшеклассников - значит любить Родину (27%), быть гражданином (19%), гордиться своей страной (12%), для курсантов - любить Родину (76%), защищать Родину (35%).
6. Примечателен тот факт, что 28% старшеклассников считают себя патриотами, но в тоже время 59% респондентов затрудняются ответить на этот вопрос, 13% -не считают себя патриотами, 75% курсантов считают себя патриотами.
Таким образом, мотивы проявлений патриотических чувств у старшеклассников проявляются слабо, но есть желание своей активностью изменить жизнь к лучшему. Защищать интересы государства в случае межнационального и политического конфликта и служить в армии не готовы большинство старшеклассников.
С целью изучения проблемы повышения эффективности патриотического воспитания учащихся нами исследовался (устанавливался) уровень патриотических знаний и их связь с поведением школьников. В процессе исследования решались задачи вычленения личностно-значимых качеств патриота, характерных для школьников, определение показателей патриотической воспитанности учащихся. Результаты опроса студентов и старшеклассников о потребностях в знаниях, о прошлом и настоящем Родины и родного края приведены ниже (табл. 1).
Таблица 1
Потребности в знаниях об истории Отечества и родного края
№ Содержание ответов Ранг Количество ответов
1 Исторические события в истории Родины 1 29
2 Перспективы будущего России 2 20
3 Об историческом прошлом края 4 4
4 Великая Отечественная война 6 1
5 О природе и достопримечательностях края 5 1
6 О культурных традициях города, села 3 8
Анализ ответов респондентов показал, что они имеют чётко выраженные потребности в знаниях об историческом прошлом России, интересуются будущим страны, проявляют любознательность в области культуры и традиции своего города, села. Опрос, письменные работы и анкетирование выявило недостаточные знания сущности понятий патриотизма, патриотического долга. У старшеклассников не подготовлена основа для дальнейшего формирования патриотических чувств и убеждений.
В ходе исследования нами выявлены качества респондентов, характеризующие их воспитанность как патриотов. Эти составляющие можно использовать как показатели оценки патриотической воспитанности. Учитывая ответы тестируемых, мы выделяем требования, которым он отвечает: патриот знает историю Родины, проявляет интерес к ее будущему, испытывает чувство гордости за Родину, за великих людей, бережно относится к природе, готовится к защите Отечества, проявляет интерес к культурному наследию своего народа, к историческим традициям; смотрит политические передачи по телевидению, добросовестно учится, развивает творческие
гм yj nj
http://e-koncept.ru/2013/13262.htm
КОНТ тнпт
Ахметшина Г. X. Военно-патриотическое воспитание старших школьников во внеучебное время // Концепт. - 2013. - № 12 (декабрь). - ART 13262. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13262.htm. -Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
научно-методический электронный журнал ART 13262 УДК 37.035.6
способности, занимается самообразованием. Наличие данных показателей патриотической воспитанности является необходимым условием воспитательной деятельности педагогического коллектива.
Показателями патриотической воспитанности учащихся могут быть:
- сформированность знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения гражданского долга;
- участие в социально-полезной деятельности;
- активная патриотическая деятельность;
- выбор выпускниками школ профессии в сфере государственной и военной деятельности.
Akhmetshina Ои!з1уа,
senior lecturer, Volga interregional training center and professional retraining of educators, Kazan (Volga) federal university, Kazan qala121h@vandex.ru
Military and patriotic education of senior pupils in extracurricular activity Abstract. The author highlights the problem of patriotic and military-patriotic education of senior school pupils and considers the possibilities aimed at the development of patriotic feelings, formation of patriotic beliefs in extracurricular activities.
Keywords: patriotic education, military patriotic education.
ISSN 2304-120X
772304
120 135
Рекомендовано к публикации:
Салиховой Л. Ф., кандидатом педагогических наук;
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
977230412013512
http://e-koncept.ru/2013/13262.htm