Литература
1. Шибалова Ю.В. Формирование самостоятельности как профессионально важного качества личности // Проблемы развития личности курсанта: Материалы Все-россйской научно-практической конференции / Отв. ред. С.Д. Некрасов. Краснодар, 2007. С. 78 - 80.
2. Дружинин В.Н., Хазратова Н.В. Экспериментальное исследование формирующего влияния микросреды на креатив-
ность // Психологический журнал. 1994. № 4.
3. Guilford J. P. Measurement of creativity. Exploration in creativity. N.Y, 1967.
4. КравецA.C. Гуманизация и гуманитаризация высшего образования (http://www. rciabc.vsu.ru/irex/pubs/kravets2.htm).
5. Иванов B.C., ЛатевЛ.Г. Организационно-педагогические основы эффективного управления системой военного образования в РВСН: Монография. М., 2000.
-
ПOДPOCTКOB В УСШВИЯХ OБOPOHHO-CnOPTmHOTO ЛАГЕРЯ
Максимов М. Ф.
На протяжении многих лет военнопатриотическое воспитание молодежи рассматривалось как одно из направлений укрепления обороноспособности страны. Курс на разоружение, принятый после распада СССР, привел к исключению начальной военной подготовки из обязательной учебной программы и сопровождался постепенной потерей статуса вооруженных сил в российском обществе, а также ослаблением морально-психологического состояния военнослужащих. Тем не менее, в последнее десятилетие работа по военно-патриотическому воспитанию молодежи приобретает все большую значимость. Это обусловлено двумя первоочередными задачами:во-первых, необходимо воспитать поколение, готовое встать на защиту Родины в минуту опасности, а во-вторых, вернуть былой престиж воинского долга и армейской службы [1; 3]. Неслучайно в Государственной Думе неоднократно, начиная с 2003 года, поднимался вопрос о переводе в системе образования начальной военной подготовки с факультативной на обязательную основу. Хотя эта проблема остается нерешенной, существует ряд мероприятий, позволяющих подросткам соприкоснуться с военным делом. Одной из наиболее эффективных форм подготовки к службе в армии являются оборонно-спортивные лагеря, число кото© Максимов М.Ф., 2010
рых ежегодно растет. Ведь именно здесь “юнармейцы” могут получить опыт армейской службы и укрепить свое здоровье ежедневными пробежками, ночными вылазками разведчиков и военно-патриотическими играми [2].
В программу лагеря входит широкий спектр мероприятий. Это модель военной службы с теоретическими и практическими занятиями по огневой и тактической подготовке, овладению приемами рукопашного боя, военно-спортивные марш-броски, походы, начальная альпинистская подготовка, а также творческие конкурсы и спортивные мероприятия.
Лагерь является внешкольным учреждением, входящим в подсистему дополнительного образования детей, деятельность которого может удовлетворить самые разносторонние интересы детей и подростков. Специфика круглогодичного оборонно-спортивного лагеря определяется созданием специальной воспитательной среды с использованием историко-культурных традиций и созданием условий для приобретения и закрепления практических навыков в условиях, приближенных к армейским, что способствует формированию у подростков гражданско-патриотических чувств; возможностью получения знаний в области нравственной, правовой и политической культу-
ры, а также профессиональной ориентации и пропаганды военных профессий; наличием системы организации отдыха, создающей необходимые условия для личностного развития подростков, их адаптации к жизни в обществе, личностного самоопределения, соотнесения жизненных планов с исторически сложившейся системой ценностей.
При разработке программы военнопатриотического воспитания подростков в условиях оборонно-спортивного лагеря, дислоцирующегося на территории войсковой части, важно, чтобы учитывались следующие социально-психологические особенности личности подростков:
• возрастные(особенности восприятия подвига, создание в воображении идеального образа героя, возвышенность духовного осмысления героического);
• специфические особенности (повышенная контактность, стремление к взаимодействию с взрослыми, поиск сфер неформального общения);
• индивидуальная направленность интереса (увлечение музыкой, спортом, радио и видеотехникой, заинтересованность искусством).
Одним из первых оборонно-спортивных лагерей в Свердловской области является лагерь “Патриоты России”, который с 2001 года проводит Свердловский областной центр детского туризма “Юни-тур”. Сегодня организацией и проведением лагеря занимается областное отделение ДОСААФ (РОСТО).
Программа оборонно-спортивного лагеря “Патриоты России” представляет собой оздоровительную лагерную смену, в рамках которой реализуется программа оборонно-патриотического воспитания подростков на основе комплекса образовательно-воспитательных и физкультурнооздоровительных мероприятий, воспитывающих в подростках любовь к Отечеству и формирующих готовность к активному участию в деле его укрепления и защиты. Содержание программы лагеря предусматривает решение следующих задач:
• способствовать приобретению и практическому закреплению знаний, умений, навыков по общевойсковой подготовке, действий в чрезвычайных ситуациях;
• содействовать формированию личных качеств, необходимых на военной
службе, в чрезвычайных ситуациях и экстремальных условиях;
• перестроить сознание допризывника, сформировать необходимые установки на предстоящую службу, вызвать интерес, стремление, безусловно положительное отношение к ней, выработать мотивацию, которая бы проявлялась на всем протяжении армейской службы;
• развивать инициативу и самостоятельность подростков на основе игровой и общественно-полезной деятельности;
• сформировать актив подростков, участвующих в организации и проведении оборонно-спортивных игр;
• развивать у подростков важнейшие физические качества, укреплять их здоровье путем подготовки и сдачи нормативов, участия в походах, спортивных праздниках;
• обновить содержание патриотического воспитания и подготовки подростков к службе в Вооруженных Силах, адаптировать его к требованиям современной армии.
В педагогическом процессе лагеря можно выделить две составляющие компоненты: досуговую и оздоровительно-образовательную. Кроме того, особая роль отводится организации общественно-полезной трудовой деятельности, которая органически соединена с условиями жизни и деятельности, аналогичными тем, которые существуют в армии. Все занятия в лагере проводятся в полевых условиях или оборудованных для занятий по военной подготовке классах, с привлечением военнослужащих, преподавателей Екатеринбургского артиллерийского института. Обстановка лагерной жизни способствует значительному возрастанию возможностей для систематического и целенаправленного формирования многих необходимых качеств у будущих воинов, идет процесс выработки практических навыков и умений, используемых в дальнейшем в военной службе.
Таким образом, в деятельности подростков в оборонно-спортивном лагере не только формируются патриотические убеждения, но и осуществляется тренировка навыков военно-патриотического поведения. С этой точки зрения данную деятельность можно рассматривать как комплексное средство всестороннего раз-
вития личности, объединяющее и включающее в себя многообразие форм и методов, формирующих растущую личность.
Литература
1. Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы”. М., 2005.
2. Лутовинов В.И. В патриотизме молодежи - будущее России: Пособие для педагогов, руководителей образовательных учреждений и организаторов работы с молодежью. М., 2003.
3. Концепция воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации // Приказ министра обороны № 70 РФ от 2004 г.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В УСЛОВИЯХ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Кузнецов И.А.
В контексте проблемы формирования профессиональной компетентности будущего специалиста (правоведа, журналиста, специалиста по связям с общественностью и других) и с учетом новых социально-политических и экономических условий готовность и способность к математической компетентности приобретает особый смысл и становится важной частью подготовки высококвалифицированных специалистов гуманитарных специальностей.
В основе обучения будущих специалистов гуманитарного профиля лежит компе-тентностный подход к организации и осуществлению учебного процесса по математике. Мы считаем, что компетенция рассматривается как круг полномочий кого-либо, круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом; область знаний или практики, в котором компетентное лицо обладает обширными познаниями и опытом практической деятельности. Понятие “компетентность” трактуется как обладание компетенцией, знаниями, позволяющими судить о чем-либо; качество человека, обладающего всесторонными знаниями в какой- либо области и мнение которого является веским, авторитетным. В нашем случае, для формирования у студентов гуманитарных специальностей математической компетентности главной за© Кузнецов И.А., 2010
дачей является выработка целостной картины процесса решения профессиональной задачи, системного мышления, умения видеть, как данная дисциплина вплетена в систему интегративных отношений и взаимодействий с другими дисциплинами в ходе целостного педагогического процесса.
Преподавание математики как науки при подготовке специалистов не должно строиться только на усвоении логических правил, а должно показывать методы познания в качестве приема решения прикладных задач.
Учет межпредметных связей при обучении способствует систематизации и углублению знаний учащихся, формированию у них навыков и умений самостоятельной познавательной деятельности, переносу знаний, полученных на более низких ступенях обучения, на более высокие ступени. Это особенно важно для преподавания математики, методы которой используются во многих областях знаний и человеческой деятельности.
Интегрированные уроки математики с другими предметами обладают ярко выраженной прикладной направленностью и вызывают несомненный познавательный интерес учащихся.
Обобщая различные подходы к определению понятия интеграции, можно счи-