УДК 355.233.231.1(470.345)
А. И. Трошин
Военно-исторические мероприятия как инструмент формирования патриотической культуры в Республике Мордовия
Статья посвящена роли военно-исторических мероприятий в формировании социокультурного пространства Республики Мордовия, в частности патриотической культуры. Объектом исследования является культура патриотизма в социокультурном пространстве, предметом - военно-исторические игры и реконструкции как средство формирования культуры патриотизма. Цель работы - проанализировать роль мероприятий военно-исторического направления в формировании культуры патриотизма в социокультурном пространстве региона. Автор рассматривает военное прошлое страны в качестве основы культурно-патриотического воспитания, особо выделяя превалирующую роль исторической памяти о Великой Отечественной войне и уважения к ее участникам. Анализируя посвященные ей массовые мероприятия, автор выделяет в них ряд черт, характерных для исследуемого региона: опору на местный исторический контекст, присутствие этнической символики, подчеркивающей равнозначность вклада в Победу представителей всех народов, проживающих в поликультурном регионе.
Ключевые слова: патриотическая культура, социокультурное пространство, общественная активность, военно-историческая реконструкция, историческая память, противодействие фальсификации истории
Andrey I. Troshin
Military-historical events as a tool for the formation of patriotic culture
in the Republic of Mordovia
The article is devoted to the role of military-historical events in the formation of the socio-cultural space of the Republic of Mordovia, in particular patriotic culture. The object of the research is the socio-cultural space; the subject is military historical games and reconstructions as a means of forming a culture of patriotism. The purpose of the work is to analyze the role of military-historical events in the formation of the socio-cultural space of the region. The author considers the country's military past as the basis of cultural and patriotic education, emphasizing the predominant role of historical memory of the Great Patriotic War and respect for its participants. Analyzing the mass events dedicated to it, the author identifies in them a number of features characteristic of the region under study: reliance on the local historical context, the presence of ethnic symbols emphasizing the equivalence of the contribution to the Victory of representatives of all peoples living in a multicultural region.
Keywords: patriotic culture, socio-cultural space, public activity, military-historical reconstruction, historical memory, countering the falsification of history DOI 10.30725/2619-0303-2024-4-79-83
Культура как инструмент для решения государственных и политических задач представляет собой платформу для создания проектов, имеющих как эстетическое значение, так и культурообразующий ценностный компонент. Современное общество наблюдает непрекращающуюся динамику культурных и социально-экономических реалий, когда сугубо потребительский подход к жизни становится неприемлемым, т. к. ведет к разобщенности народа, поэтому так необходим общий знаменатель в исторической памяти, способный объединить гражданское общество. Культура патриотизма стала важным лейтмотивом современной стратегии формирования у населения жизненно-стилевой позиции, повышающей сопротивляемость давлению западной
либеральной идеологии, негативному информационному воздействию и др. Важным фактором здесь является формирование социокультурного пространства в патриотическом ключе. В современной науке социокультурное пространство рассматривается преимущественно как совокупность социального и культурного пространства, способствующих развитию человека и влияющих на его культурные связи с обществом. Как отмечает российский культуролог Е. В. Орлова, оно вмещает в себя «все многообразие существующей реальности» [1, с. 149]. Философ О. В. Естрина подчеркивает, что социокультурное пространство представляет пространственно-временную целостность, объединяющую культуру с социальными параметрами [2]. Его ценностная
ориентированность сегодня включает активную работу по направлению развития патриотической культуры, в рамках которой понятие «патриотизм» подразумевает не только формирование любви к Родине, но и осознанное стремление защищать ее от фальсификации истории, агрессии других стран и их объединений, в том числе военным путем.
Особый интерес представляет формирование патриотического направления в контексте регионов России, в том числе Республики Мордовия. Работа по патриотическому воспитанию в Российской Федерации началась с принятия государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» 16 февраля 2001 г. [3], которая регулярно продлевается и затрагивает все сферы жизни общества через приобщение к культурным и общечеловеческим ценностям, в том числе романтизацию военно-исторического наследия страны и взгляда на армию в целом [4; 5, с. 9]. Законы, регулирующие патриотическое направление, принимаются во всех регионах страны. Так, в Республике Мордовия в 2023 г. был принят закон «О патриотическом и духовно-нравственном воспитании в Республике Мордовия» [9, с. 343].
Существенную роль в становлении патриотической культуры играет историческая память и формы ее воспроизведения. Как отмечает московский культуролог Л. О. Сидорова, «память не есть некоторое неподвижное хранение, а представляет собой механизм активного и постоянно нового моделирования, хотя и повернутого в прошлое» [6, с. 83]. Историк Л. П. Репина в одной из трактовок подчеркивает, что историческая память может пониматься как социальная память «в той мере, в какой она вписывается в историческое сознание общества» [7, с. 10]. В таком случае она формируется с опорой на национальные события, которые, по мнению французского философа и психолога М. Хальбвакса, видоизменяют жизнь всего государства, наиболее значимыми из которых являются масштабные войны, оказывающие влияние на воспоминания не только непосредственных участников событий, но и на последующие поколения [8]. Таким образом культуроформирующая ценность войны и победы в ней становится опорой в создании исторической памяти на основе представлений о коллективном и личном подвиге своего народа, любви к Отечеству, способности защищать его от негатива извне. Безусловно, в истории российского общества, важнейшим событием является Великая От-
ечественная война, память о ней в последние десятилетия способствует формированию патриотической культуры. Белорусский социолог и историк культуры Н. Л. Мысливец отмечает, что «в современных условиях Великая Отечественная война и одержанная советским народом Победа выступают в качестве одного из важнейших и наиболее ярких элементов коллективной идентификации» [9, с. 25].
Одним из инструментов формирования патриотического пространства, способствующего единению общества, является организация мероприятий, посвященных подвигу советского народа в годы войны. В статье рассматривается функционал таких интерактивных форм, как военно-патриотические игры и реконструкции в Мордовии. В исследовании мы отталкиваемся от трактовки термина «военно-историческая реконструкция» историка из Екатеринбурга В. Н. Земцова, представляющего ее как процесс воспроизведения военно-исторического события вкупе с «формами жизни (научные изыскания, просветительскую работу, мемориальную деятельность и т. д.), без которых серьезный „игровой" элемент просто невозможен» [6, с. 343], добавляя к нему культуру как способ формирования ценностного ряда. Российские ученые С. В. Богданов и А. В. Волошинов, исследуя культурную ценность военно-исторических реконструкций, пришли к выводу, что они представляют две группы ценностей: общекультурного развития личности и «ценности воинских культур прошлого, включающие в себя идеалы воинской доблести, а также идею защиты родной земли и культуры» [10, с. 34].
Анализируя военно-исторических игры и реконструкции, посвященные Великой Отечественной войне в региональном контексте, мы наметили ряд особенностей в тематике. Темы зависят от приближенности региона к боевым действиям, в том числе - к фронтам Великой Отечественной войны, степени вовлеченности населения в процессы тыловой работы. Реконструкции при этом играют роль не только одной из форм сохранения исторической памяти, но имеют практико-ориенти-рованность как способ привития гражданскому обществу интереса к воинскому делу.
В работе проводятся аналогии в построении идеологического ценностного компонента на схожих мероприятиях в Советском Союзе перед началом Великой Отечественной войны и сегодня. Музеевед Е. А. Ефимова подчеркивает, что причиной изменения культуры в сторону милитаризации стало обострение
международной обстановки, что является актуальным и сегодня. Она отмечает, что методики их проведения были разработаны еще в 1920-х гг. [11, с. 49]. В 1925 г. вышло методическое пособие Я. Смолярова, прописывавшее разные виды игр патриотического содержания, в том числе игры-инсценировки, основанные на воспроизведении реальных событий [12], которые являются упрощенной формой военно-исторических реконструкций, не предполагающие точного воспроизведения мелких бытовых подробностей, но в то же время требующие изучения подробностей того или иного эпизода войны, биографий ключевых фигур. Основной темой военных игр того периода были битвы Гражданской войны 1917-1922 гг. Например, подробно описана игра «Битва за Перекоп», инсценирующая Перекопско-Чонгарскую операцию, наступательную операцию войск Южного фронта под командованием М. В. Фрунзе [12, с. 74-76].
Подобные мероприятия проводились и в Мордовии. В. Петрикова, одна из первых пионервожатых г. Рузаевки, в своих воспоминаниях описывала игру-инсценировку, проводившуюся в конце 1920-х гг. В основе лежал собирательный образ битв Гражданской войны [13, с. 69]. Аналогичные игры упоминаются в средствах массовой информации того времени. Например, в статье ученика школы № 12 Леши Дыдыкова упоминаются военные игры, проводившиеся вожатыми саранского пионерского лагеря в Макаровском лесу (район с. Макаровка г. о. Саранска) летом 1937 г. [14, с. 4]. Такие мероприятия в культурной жизни региона позволили создать устойчивый патриотический фон, сыгравший положительную роль во время Великой Отечественной войны, когда миллионы людей встали на защиту своей Родины.
Бытующие сегодня формы военно-тактических игр и реконструкций условно можно разделить на любительские и профессиональные. Первые более похожи на игры-инсценировки, в которых принимали участие советские пионеры, и проводятся в детских лагерях, во время игры «Зарница», в школах и т. д. Они представляют интерес в качестве воспитательных средств для подрастающего поколения и не требуют детальной проработки элементов, воспроизводят конкретные исторические события или образы реальных людей - героев Первой мировой и Великой Отечественной войн, «Специальной военной операции». Например, в 2023 г. в рамках фестиваля-конкурса «ПатриотКрафт» по разработке
и продвижению сценариев командных военно-тактических игр патриотической направленности на площадке ДОЛ «Изумрудный» им. В. Дубинина проводился лазертаг по сценариям, основанным на исторических примерах героических подвигов русских воинов [15].
Профессиональные реконструкции подготавливаются специалистами и историками с максимальным приближением к действительности. В социокультурном пространстве Республики Мордовия можно выделить три вида в соответствии с тематикой событий: а) реконструкция, организованная непосредственно на месте, где эти события произошли в действительности (реконструкция строительства Сурского оборонительного рубежа); б) реконструкции, связанные с подвигами героев, уроженцев республики, например, «Высота 1943», посвященная подвигу героя-комсомольца уроженца Зубово-Полянского района Игоря Косарева, и в) реконструкции событий, напрямую не связанных с республикой. Идеологом и главным организатором военно-исторических реконструкторских фестивалей на тему Великой Отечественной войны в Мордовии является педагог, руководитель поискового отряда С. Н. Косынкин. Он активно взаимодействует с Мордовским отделением Российского военно-исторического общества (далее - РО РВИО), поисковыми отрядами республики, «юнармей-цами», клубами реконструкций из других регионов, учебными заведениями и др. [16].
Наиболее известным реконструкторским фестивалем Мордовии считается ежегодная военно-историческая реконструкция «Сурский рубеж», воспроизводящая трудовой подвиг народа Мордовии, совершенный в годы Великой Отечественной войны на строительстве крупной оборонной линии, 80 км которой проходили по территории Мордовской АССР. Площадкой стал один из участков ее возведения - с. Николаевка Большеберезниковского муниципального района [16]. При поддержке РО РВИО там ежегодно проводятся рекон-структорские фестивали [17, с. 11 ]. Анализируя эту реконструкцию, мы пришли к выводу, что реконструирование бытовой повседневной структуры военно-исторических событий смещает акцент с Великой Победы (добытой объединенными силами всего народа в его едином порыве, образы которой прочно сформированы в последние десятилетия в общественном сознании через романтизацию подвига предков) на ежедневный труд на фронте и в тылу, готовность переносить страдания и лишения ради Победы.
На базе площадки в с. Николаевка проводятся и другие реконструкции, посвященные событиям Великой Отечественной войны, составляющие историческое богатство региона. В 2019 г. состоялась реконструкция «Высота 1943», посвященная подвигу жителя Зубово-Полянского района Игоря Васильевича Косарева, героически погибшего в бою за высоту 206,4 у с. Букань в Калужской области при отражении немецких контратак. В июле 2023 г. состоялась межрегиональная реконструкция «Защитники Харинки», объединившая более 300 участников с разных регионов Поволжья [18]. Она воспроизводила один из подвигов самого крупного воинского подразделения, сформированного в Мордовии, - 326-й Рославльской Краснознаменной стрелковой дивизии, одна из рот которой в январе 1942 г. попала в окружение под деревней Харинка Барятинского района Калужской области и вела ожесточенные бои [19].
Резюмируя вышесказанное, хотелось бы подчеркнуть, что формирование социокультурного пространства региона, развивающего патриотическую и духовно-нравственную культуру, в современных условиях опирается на сохранение исторической памяти страны и региона. Наиболее значительным событием, оставившим след в истории жителей каждого региона, является Великая Отечественная война, память о которой стала основой для консолидации общества перед внешней угрозой и для самоидентификации. Мероприятия, посвященные войне, фактически становятся базой для формирования патриотического кластера социокультурного пространства региона, опираясь на собственное отношение к данному событию. Проводя аналогии между патриотическим воспитанием общества в довоенный период и в настоящее время, мы пришли к выводу, что важным инструментом являются военно-исторические игры и реконструкции. Анализируя особенности любительских и профессиональных мероприятий, следует отметить, что в Мордовии проводятся военно-исторические реконструкции с опорой на локальный событийный контекст и используются события, происходившие непосредственно на территории региона, либо подвиг его уроженцев (к примеру, строительство Сурского рубежа). Интерактивная форма не только создает новые возможности формирования уважительного отношения к Вооруженным силам страны и способствует переоценке ценностного ряда, фокусируясь на положительном
образе защитников Родины, но и позволяет получить практический опыт военного дела, особенно в ходе военно-исторических игр, включающих, помимо исторической части, физические конкурсы. Особенно актуальны подобные мероприятия сегодня в условиях «Специальной военной операции», т. к. создание патриотического социокультурного фона региона благоприятно влияет на уровень поддержки его государством.
Список литературы
1. Орлова Е. В. Социокультурное пространство: к определению понятия // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов, 2017. № 7. С. 149-152.
2. Естрина О. В. Российское социокультурное пространство и детерминирующие его факторы // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7. Философия. Социология и социальные технологии. 2009. № 1 (9). С. 47-51.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001 г. № 122 «О государственной программе „Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы"» // Гарант: информационно-правовое обеспечение. URL: https:// base.garant.ru/1584972/ (дата обращения: 21.10.2024).
4. Лаптева И. В., Пахмутова Е. Д., Бикейкин Е. Н. «Страна героев» - культурно-образовательная площадка патриотического лагеря российского военно-исторического общества // Центр и периферия. 2023. № 1. С. 26-35.
5. Патриотизм как основа сохранения исторической памяти: теоретические аспекты в преломлении региональной политики / О. А. Пивцайкина, Л. В. Сульдина, Н. О. Шкер-дина, Д. С. Щукин // Центр и периферия. 2021. № 4. С. 4-9.
6. Земцов В. Н. Российское движение военно-исторической реконструкции: основные тенденции последних десятилетий (на опыте екатеринбургского военно-исторического клуба «Горный щит») // Запад, восток и Россия: вопросы всеобщей истории. 2020. № 23. С. 342-354.
7. Репина Л. П. Культурная память и проблемы историописания: (историогр. заметки). Москва: ГУ ВШЭ, 2003. 44 с.
8. Хальбвакс М. Коллективная и историческая память //Неприкосновенный запас.2005. № 2-3 (40-41). С. 8-27. URL: https://magazines.gorky.media/nz/2005/2/kollektivnaya-i-istoricheskaya-pamyat.html (дата обращения: 21.10.2024).
9. Мысливец Н. Л. Великая Отечественная война в исторической памяти молодежи: социологический анализ // Философия и социальные науки. 2015. № 4. С. 23-29.
10. Богданов С. В., Волошинов А. В. Инженерия духа: движение военно-исторической реконструкции и формирование ценностей современного общества // Обсерватория культуры. 2014. № 6. С. 30-35.
11. Ефимова Е. А. Военные игры на местности как элемент государственной политики по воспитанию подрастающего поколения в предвоенный период // Дети и война: Социально-психологические, демографические, историко-культурные последствия войны для детей и юношества: материалы Всерос. науч.-практ. конф., г. Волгоград. 23-25 окт. 2014 г. Волгоград: Альфа, 2015. С. 49-57.
12. Смоляров Я. 100 игр юных пионеров. Москва: Молодая гвардия, 1925. 81 с.
13. Петрикова В. Дела минувшие // Под пионерским знаменем. Саранск: Мордов. книгоизд-во, 1987. С. 65-72.
14. Дыды ков Л. Весело в пионерском лагере // Красная Мордовия. 1937. 24 авг. (№ 194). С. 4.
15. В ЗДОЛ «Изумрудный» проведены лазертаг «Победа» и конкурс «Моя игра! Мой герой! Мой победитель!» // Telegram «Мордовия родителям». 2023. 4 авг. URL: https://t.me/pa rents_13/6983 (дата обращения: 21.10.2024).
16. Елистратов А. Энтузиаст из Мордовии создает музей под открытым небом // Известия Мордовии: [офиц. сайт]. 2021. 31 дек. URL: https://izvmor.ru/novosti/ obshchestvo/entuziast-iz-mordovii-sozdaet-muzej-pod-otkrytym-nebom/ (дата обращения: 21.10.2024).
17. Куршева Г. А., Бикейкин Е. Н. Сурский оборонительный рубеж в проектной деятельности регионального отделения РВИО в Республике Мордовия // Центр и периферия. 2021. № 4. С. 10-14.
18. Межрегиональная реконструкция «Защитники Харинки»: [видео] // ВКонтакте. URL: https://vk.com/ rvio13region?z=video-42317273_456239840%2F1e9682 c7a42d880196%2Fpl_wall_-214111191 (дата обращения: 21.10.2024).
19. Боевое донесение № 58 штаба 326-й стрелковой дивизии о положении частей дивизии. 25 января 1942 г. 05.00. Перенежье // История и боевой путь 326-й Рос-лавльской Краснознаменной стрелковой дивизии: сб. док.: в 3 т. Саранск: НИИГН, 2020. Т. 1. С. 129.
References
1. Orlova E. V. Sociocultural space: towards a definition of the concept. Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art criticism. Theoretical and practical issues. Tambov, 2017. 7, 149-152 (in Russ.).
2. Estrina O. V. Russian socio-cultural space and the factors determining it. Bulletin of Volgograd State University. Series 7. Philosophy. Sociology and social technologies. 2009. 1 (9), 47-51 (in Russ.).
3. Resolution of the Government of the Russian Federation of February 16, 2001 № 122 "On the state program 'Patriotic education of citizens ofthe Russian Federation for 2001-2005'". Garant: inform. and legal support. URL: https:// base.garant.ru/1584972/ (accessed: 0ct.21.2024) (in Russ.).
4. Lapteva I. V., Pakhmutova E. D., Bikeikin E. N. "Country of Heroes" - a cultural and educational platform of the patriotic camp of the Russian military-historical society. Center and Periphery. 2023. 1, 26-35 (in Russ.).
5. Patriotism as a basis for preserving historical memory: theoretical aspects in the context of regional policy / O. A. Pivtsaykina, L. V. Suldina, N. O. Shkerdina, D. S. Shchukin. Center and Periphery. 2021. 4, 4-9 (in Russ.).
6. Zemtsov V. N. Russian military-historical reconstruction movement: main trends of recent decades (based on the experience of the Yekaterinburg military-historical club "Mountain Shield"). West, East and Russia: issues of general history. 2020. 23, 342-354 (in Russ.).
7. Repina L. P. Cultural memory and problems of historical writing: (historical notes). Moscow: HSE, 2003. 44 (in Russ.).
8. Halbwachs M. Collective and historical memory. Neprikosnovenny zapas. 2005. 2-3 (40-41), 8-27. URL: https:// magazines.gorky.media/nz/2005/2/kollektivnaya-i-istorich-eskaya-pamyat.html (accessed: 0ct.21.2024) (in Russ.).
9. Myslivets N. L. The Great Patriotic War in the historical memory of youth: sociological analysis. Philosophy and social sciences. 2015. 4, 23-29 (in Russ.).
10. Bogdanov S. V., Voloshinov A. V. Engineering ofthe spirit: the movement of military-historical reconstruction and the formation of values of modern society. Observatory of Culture. 2014. 6, 30-35 (in Russ.).
11. Efimova E. A. Military games on the ground as an element of state policy on education ofthe younger generation in the pre-war period. Children and war. social-psychological, demographic, historical-cultural consequences ofthe war for children and youth: proc. All-Russ. sci. and practical conf., Volgograd. Oct. 23-25, 2014. Volgograd: Alpha, 2015. 49-57 (in Russ.).
12. Smolyarov Ya. 100 games of young pioneers. Moscow: Molodaya gvardiya, 1925. 81 (in Russ.).
13. Petrikova V. Past affairs. Under the pioneer banner. Saransk, 1987. 65-72 (in Russ.).
14. Dydykov L. Fun in the pioneer camp. Red Mordovia. 1937. Aug. 24 (194), 4 (in Russ.).
15. Laser tag "Victory" and the competition "My game! My hero! My winner!" were held in the ZDOL "Izumrudny". Telegram "Mordovia to parents". 2023. Aug. 4. URL: https://t. me/parents_13/6983 (accessed: 0ct.21.2024) (in Russ.).
16. Elistratov A. An enthusiast from Mordovia creates an open-air museum. Izvestia Mordovia: [office. website]. 2021. Dec. 31. URL: https://izvmor.ru/novosti/obshchestvo/ entuziast-iz-mordovii-sozdaet-muzej-pod-otkrytym-ne-bom/ (accessed: 0ct.21.2024) (in Russ.).
17. Kursheva G. A., Bikeikin E. N. Sursky defensive line in the project activities of the regional branch of the Russian Military Historical Society in the Republic of Mordovia. Center and Periphery. 2021. 4, 10-14.
18. Interregional reconstruction "Defenders of Kharinka": [video]. VKontakte. URL: https://vk.com/ rvio13region?z=video-42317273_456239840%2F1e9682c7a42d 880196%2Fpl_wall_-214111191 (accessed: 0ct.21.2024) (in Russ.).
19. Combat report № 58 of the headquarters of the 326th rifle division on the position of the division's units. January 25, 1942, 05.00. Perenezh'e. History and combat path of the 326th Roslavl Red Banner Rifle Division: coll. of doc.: in 3 vols. Saransk: NIIGN, 2020. 1, 129 (in Russ.).