УДК 070
В. М. Амиров
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина,
Екатеринбург
ВОЕННАЯ ЖУРНАЛИСТИКА И БЛОГИ: НОВОЕ ПОЛЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ
В статье анализируются материалы, представленные известными российскими журналистами, специализирующимися в журналистике вооруженных конфликтов, в редакционных и личных блогах, размещенных на различных интернет-платформах. Выявленные стратегии описываются и подкрепляются примерами из текстов. Определяются и анализируются основные цели, которые преследуют журналисты в блогосфере.
Теоретической базой статьи являются исследования российских ученых, посвященные проблематике развития интернет-журналистики и блогосферы.
Ключевые слова: блогосфера, вооруженный конфликт, журналистика, репортер.
Возможности, предоставляемые блог-платформами и социальными сетями, все больше привлекают журналистов, выполняющих или выполнявших задачи по освещению вооруженных конфликтов. Блогосфера Рунета активно развивается, становясь полноценной альтернативой традиционным коммуникативным площадкам - печатным и сетевым СМИ, телевидению и радио. Тенденции развития блогосферы позволяют исследователям утверждать, что «генезис русскоязычной блогосферы, особенно его общественно-политического сегмента, развивается в направлении достижения тех позиций, которые сегодня в информационном поле занимают СМИ» [8. С. 143]. Связь блогосферы и СМИ устанавливают многие ученые. Например, М. М. Панюшева пишет о том, что «блогосфера сегодня - это самостоятельное уникальное средство массовой коммуникации, на данном этапе развития тесно связанное с традиционными СМИ» [6. С. 112]. Она же отмечает эффект блогосферы, чрезвычайно полезный для журналистов, поскольку блоги «распространяют <...> важную информацию, не вошедшую в редакционные статьи, но дополняющую их, рассказывают подробности, описывают те же события, о которых пишут для СМИ, избегая цензуры и условностей редакции» [6. С. 113].
Исследователи указывают также на то, что блоги, под которыми понимается «периодически обновляемая лента сообщений, где заметки (посты) располагаются в обратном хронологическом порядке и могут быть прокомментированы читателем» [1. С. 14], «способствуют решению общих и частных журналистских задач», а «журналист может использовать блог-коммуникацию в качестве средства создания и поддержки собственного реноме, сохраняя внимание аудитории не столько к контенту своего журнала, сколько к собственной персоне, деятельность которой представлена не только в «традиционных» СМИ, но и в «новом медийном пространстве» [7. С. 19].
Ряд исследователей, например О. Г. Филатова, рассматривают блоги в качестве «гражданской» журналистики [9. С. 281], Е. А. Кожемякин и А. А. Попов называют блоги «вызовом «классической» журналистике» [3. С. 201], а Е. А. Шерстобоева и В. Ю. Павленко указывают на неравенство в правовой регламентации деятельности журналистов и блогеров [10]. Однако при всем этом, как нам кажется, в случае с военными журналистами речь идет о профессиональной реализации журналистики с использованием инструментария блогов.
Для понимания смысла обращения журналистов, освещающих военные события, к блогам важно также то обстоятельство, что сам блогинг определяется как «совокупность действий субъекта в рамках ведения им электронного дневника (блога), совершаемых с той или иной периодичностью и предпринимаемых для выражения собственного мнения по поводу тех или иных тем, событий и субъектов, а также привлечения к нему (этому мнению) внимания других участников блогосферы» [2. С. 222].
Рассуждая о направлениях и практике использования профессиональными журналистами возможностей блогосферы, Д. Е. Колезев выделяет несколько главных:
- связь с реальными и потенциальными читателями;
- связь с коллегами по цеху;
- развитие личных и профессиональных качеств;
- реклама собственных текстов и изданий;
- реакция на цензуру и редакционную политику;
- раскрытие журналистской кухни;
- творческая лаборатория;
- активный сбор информации [4. С. 38-39].
С ним согласна и Е. М. Пак, подчеркивающая важность использования журналистом возможностей блогосферы для «перераспределения информации среди широких слоев общества» [5. С. 283].
Таким образом, обращение журналистов, специализирующихся на батальной тематике, к блогам, в том числе размещенным в социальных сетях, представляется не только нормальным для представителей массмедиа шагом, но и логичным продолжением их публикационной активности. Выходу журналистов этого бурно развивающегося сегмента в блоги способствуют также несколько объективных обстоятельств.
Во-первых, объем получаемого материала, который едва ли может быть реализован с творческой точки зрения, в рамках СМИ, которые журналисты представляют.
Во-вторых, переживаемые журналистом личные эмоции, страхи и потрясения, которые не могут быть переданы в репортерском материале во всем их многообразии.
В-третьих, высокая травмогенность приобретенной в процессе работы информации, которую нельзя, по соображениям толерантности, привнести в текст или кадр.
В-четвертых, узнавание журналистом в процессе разработки темы большого числа фактов, трудно вплетаемых в канву журналистского произведения, публикуемого в СМИ.
В-пятых, необходимость коммуникации с коллегами и читателями для апробации тех или иных тезисов и аргументов, которые потом составляют логико-смысловую структуру «официальной» публикации.
В последнее время мы можем наблюдать явление выхода журналистов, отмеченных вниманием аудитории и профессиональными наградами, в блогосферу, где они представляют свои материалы и размышления об увиденном, точки зрения на причины, ход боевых действий, прогнозы на окончание противостояния. При этом часто блоговые материалы отличаются от газетных или журнальных большей экспрессивностью, более широкой авторской аргументацией, в которой присутствуют эмоциональные аргументы, особенностями авторской лексики, которые вряд ли можно увидеть на печатных полосах, обращенностью к диалогу с читателем.
Все это привлекает внимание к анализу целей, реализуемых журналистами переднего края и методам их реализации в редакционных, личных блогах и на страницах социальных сетей.
Обратимся к текстам О. Алленовой, В. Ивлевой, Е. Сандро, А. Коца, М. Ахмедовой, чтобы рассмотреть эти цели.
1. Демонстрация личного восприятия. Для репортеров важно рассказать о себе самом, о том, в каких трудных и опасных обстоятельствах вооруженного конфликта им довелось работать, выполняя задачу по сбору и обработке материалов непосредственно на линии вооруженного противостояния, передать внутреннюю боль от увиденного и услышанного: Нет, я убеждена, что нельзя пользоваться нацизмом и даже национализмом ради каких бы то ни было идей. Я уверена, что надо бороться с заразой нацизма, бытового или политического или любого другого, потому что он не может привести ни к чему кроме смерти и кровопролития (Блог Ольги Алленовой. https://www.kommersant.ru/doc/1631154, дата обращения: 15.03.2019).
Презентоваться может состояние, переживаемое журналистом, оказавшимся в зоне большой опасности, таким образом, презентуются профессионализм, мужество, способность осмысливать происходящее в самых тяжелых условиях, воспринимать войну как данность: Снова бомбят. Богатые ребята. Во, жахнуло как. Даже у нас стекла вздрогнули. Обычно слышен глухой удар, а самолет слышно потом. Праздник у них сегодня, что ли? (Блог Евгения Сандро. Цит. по http:// za-kaddafi.org/node/1576, дата обращения: 12.03.2019).
2. Подробное изложение. В блоговой публикации журналист значительно дополняет свой материал оставшимися у него в блокноте фактами, а также теми фактами и цифрами, которые у
него появились уже после опубликования материала в своей газете или в своем журнале. Кроме того, могут под влиянием обстоятельств и новой, появляющейся у журналиста информации измениться и оценки происходившего. Может быть высказан на основе продолжающегося анализа прогноз по развитию вооруженного конфликта: Но я также убеждена, что умное правительство должно делать все для того, чтобы не усугублять человеческие трагедии. Пусть украинцы приезжают к нам. Наши двери всегда должны быть для них открыты (Блог Марины Ахмедовой. https://tlgrm.rU/channels/@Marinaslovo, дата обращения: 10.03.2019); Таким образом, я считаю, что Каддафи выдержит еще около трех недель-месяца. Но его дожмут. Мы еще увидим, будет ли это прямой интервенцией, новым десантом, попадет ли в него «золотая бомба» или застрелит предатель из приближенных. Они не для того все затеяли, чтобы бросить на полдороге. Но вот тогда-то и начнется все самое интересное. Про это снимут фильм и назовут «Ливийская резня бензопилой». Демократия - она такая демократия, что не любит скуки при дележе наследства (Блог Евгения Сандро. Цит. по https://vz.rU/opinions/2011/8/23/516971.html, дата обращения: 8.03.2019).
3. Личный взгляд. В журналистской практике часто встречаются ситуации, когда личные взгляды журналиста на освещаемую проблему не совпадают с редакционной политикой. В таких случаях у журналиста появляется возможность высказаться в своем личном блоговом пространстве, представляя собственное мнение по тому или иному вопросу или уточняя свое отношение к тому, что довелось увидеть в командировке на линии вооруженного противостояния. Такое позиционирование может быть политическим, то есть показывать согласие или несогласие автора с той или иной политической парадигмой, исходящей от государственных или общественно-политических институтов или декларируемой какой-то общественно значимой личностью: Здесь я, как первобытное существо, познаю жизнь через свои ощущения и инстинкты. Только интуиция выводит из лабиринтов заблуждений, которым неизбежно подвержены журналисты на войне... За эту войну я поняла одно: оружие никогда не должно стрелять. Одна пуля, выпущенная ради спасения, запускает механизм разрушения, который невозможно остановить (Блог Ольги Алленовой. https://www.kommersant.ru/doc/1631154, дата обращения: 15.03.2019).
Позиционирование журналиста в блогосфере может иметь характер морально-ценностный, если автор высказывает мысли, ориентирующие читателей блога относительно других ценностных ориентиров: На Кавказе все это продолжается уже много лет. Пытали током, вгоняли иголки под ногти... И знаете что, я вот давно хочу это сказать. Многие все эти годы делали вид, что Кавказ - это не про нас. Это не с нами. Он - сам по себе. И людей там пытают каких-то других. Не имеющих к нам отношения. Да и они, скорее всего, виноваты, не просто же так их отстреливают или пытают... Так вот, все что творилось эти годы на Кавказе - это про нас и это с нами (Блог Ольги Алленовой. https://echo.msk.ru/blog/allenova/943955-echo/, дата обращения: 14.03.2019).
4. Представление спорных аргументов. Часто журналисты представляют в блогах аргументы, которые, возможно, небезупречны с точки зрения формальной логики, но отражают эмоциональное состояние автора. Эти аргументы личностны, заведомо спорны и не могут приниматься как некий постулат. Неоднозначность эмоциональной оценки - часть журналистского замысла, а эмоциональные аргументы дополнят логические: Но меня-то в этой биографии интересует совсем не сам Парасюк, а мужчины со стальными глазами, которые до Майдана размазали бы его одним мизинцем. Которые настоящие военные и офицеры. Я вижу, как в их глазах включается белая ярость, но они терпят, полагая, что наступит день возмездия. Неа. Увы, для терпящих и так много проглотивших, он больше не наступит никогда! (Блог Марины Ахмедовой. https://tlgrm.rU/channels/@Marinaslovo, дата обращения: 10.03.2019); Пять лет назад. Майдан за несколько часов до катастрофы, пустившей страну под откос. Дамы в шубках разливают коктейль Молотова по бутылкам. Идет подготовка к штурму (Блог Александра Коца. https://bit.ly/2IgFmKu, дата обращения: 22.03.2019).
Блоговые материалы могут передавать высокую травматичность переживаемых корреспондентом эмоций: Про войну - это когда убегаешь от смерти, сунув ноги в разные тапочки, а она все равно настигает (Блог Виктории Ивлевой. https://bit.ly/2D7VgCQ, дата обращения: 21.03.2019); И лишь потом - мысль о бедных родителях, раненой маме и отчаявшихся несчастных погибших детях. Господи, да что же это такое со мной происходит? Или с вами то же самое? (Блог Виктории Ивлевой. https://bit.ly/2D7VgCQ, дата обращения: 21.03.2019).
5. Привлечение читателей. Тизер размещаемого материала или весь текст должны привлечь внимание большего числа читателей, для чего обязательно снабжаются фотографией, пробуждающей интерес к основной публикации, отрывку, как правило, предпосылается экспрессивный заголовок, обязательно дается электронная ссылка. Продвигающая блоговая публикация может содержать личные оценки автора, она обычно осуществляется от первого лица и создает эффект присутствия: На самом деле, дорогие братья-украинцы, в том, что вокруг Майдана сложилась именно такая информационная тональность, никто, кроме вас, не виноват. И можно сколько угодно гиперболизировать российскую реакцию, но пока среди вас, приличных и законопослушных, находятся вурдалаки, рассчитывать на понимание наивно (Блог Александра Коца. https://bit.ly/2X5tfTW, дата обращения: 21.03.2019); Записки из репортерского дневника. Почему Венесуэла оказалась для меня самой некомфортной страной для работы из всех, где я бывал (Блог Александра Коца. https://bit.ly/2X5tfTW, дата обращения: 21.03.2019).
Исходя из изложенного анализа, мы можем констатировать, что блоговая активность рассматривается профессиональными военными репортерами для продолжения осуществления основной деятельности. Журналисты используют технические возможности и коммуникативный потенциал блоговых платформ и социальных сетей для привлечения внимания к поднимаемым ими проблемам, к своему творчеству, к собственному журналистскому образу, который тоже является частью творчества.
Список литературы
1. Алексеева, А. О. Новые интерактивные медиа в контексте теорий информационного общества: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.10. М., 2006. 195 с.
2. Близняк, Р. З., Герасимов, И. А. Блоггинг как технология социальной и политической коммуникации: уточнение понятия и характеристика эвристических возможностей // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология, 2017. № 40. С. 222-228.
3. Кожемякин, Е. А., Попов, А. А. Блогожурналистика как интердискурсный феномен // Научные ведомости. Серия Гуманитарные науки, 2010. № 24 (95). Выпуск 8. С. 201-209.
4. Колезев, Д. Е. Журналистика и блоггинг: взаимодействие и взаимовлияние // Известия Уральского государственного университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры, 2010. № 1. С. 31-40.
5. Пак, Е. М. Блоги в системе творческой деятельности журналиста // Вестник СПбГУ. Сер. 9, 2011. Вып. 2. С. 283-291.
6. Панюшева, М. М. Блогосфера: традиционные СМИ vs нетрадиционные // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика, 2010. № 4. С. 111-119.
7. Попов, А. А. Блогинг как форма профессиональной журналистской коммуникации: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.10. Тверь, 2013. 176 с.
8. Ушанов, П. В. Русскоязычная блогосфера в национальной системе СМИ // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика, 2015. № 1. С. 143-149.
9. Филатова, О. Г. Блоги и СМИ, традиционная и гражданская журналистика: соотношение понятий // Вестник СПбГУ. Сер. 9, 2010. Вып. 4. С. 281-287.
10. Шерстобоева, Е. А, Павленко, В. Ю. Тенденции в регулировании российской блогосферы // Медиаскоп. URL: http://www.mediascope.ru/2039 (дата обращения: 02.04.2019).
WAR REPORTING AND BLOGS: NEW FIELD OF THE PRESENTATION
Amirov V. M., Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin,
Yekaterinburg, vestnik-va@mail. ru
In article the materials presented by the famous Russian journalists specializing in journalism of armed conflicts, in the editorial and personal blogs placed on various Internet platforms are analyzed. The revealed strategy are described and supported with examples from texts. Main objectives which
are pursued by journalists in a blogosphere are defined and analyzed. The Russian war reporting continuously develops and journalists use blogs and social networks to present in them the materials, to discuss aspects of professional activity, to approve the argument. Studying is the basis for article posts of the popular Russian correspondents working at armed conflicts in the Caucasus, in the Middle East, in Ukraine are taken. In total more than 50 publications made on several blogging platforms are investigated.
The analysis was carried out by the following technique. Author's strategy which are presented in the published materials are allocated and described. The following author's strategy are found: Personal perception (reporter tells that he endured when he worked in the war), detailed statement (the journalist significantly complements the material with the new facts, figures, a background), private judgment (representation of moral and valuable positions of the author), disputable argument (representation of the arguments close to the identity of the author), involvement of readers (the reporter uses possibilities of the blog for increase in the audience). Article is based on theoretical works of the Russian researchers which work on a perspective of development of a blogosphere. These researchers considered interrelation of the Russian traditional mass media and a blogosphere and found a number of the regularities shown in the offered article. Such researches allow to see trends of use of a blogosphere and social networks by journalists in their professional activity. Conclusions of article can be the basis for more developed researches on the studied perspective.
Key words: blogosphere, armed conflict, journalism, reporter
References
1. Alekseeva, A. O. (2006). New interactive media in the context of theories of information society [Novie interaktivnie media v kontekste teoriy ob informatsionnom obstchestve]. M., 195 p. (in Russ.).
2. Bliznyak, R. Z., Gerasimov, I. A. (2017). Blogging kak tehnologiya sotcialnoy I politicheskoy communikatsii: utochnenie ponyatiya i harakteristika yevristicheskih vozmoznostey [Blogging as technology of social and political communication: specification of a concept and characteristic of heuristic opportunities]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofia. Sotsiologia. Politologiya [Bulletin of the Tomsk state university. Philosophy. Sociology. Political science], 40, pp. 222-228 (in Russ.).
3. Kozhemyakin, E. A., Popov, A. A. (2010). Blogozhurnalistika as interdiskursny phenomenon [Blogojurnalistika kak interdiskursny fenomen]. Nauchnie vedomosti. Seria Gumanitarniye nauki [Scientific sheets. Series Humanities], 24 (95), Issue 8, pp. 201-209 (in Russ.).
4. Kolezev, D. E. (2010). Jurnalistika i blogging: vzaimodeystviye i vzaimovliyaniye [Journalism and blogging: interaction and interference]. Izvestia Uralskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 1. Problemi obrazovaniya, nauki i kulturi [News of the Ural State University. Series 1. Problems of education, science and culture], 1, pp. 31-40 (in Russ.).
5. Pak, E. M. (2011). Blogi v sisteme tvorcheskoy deyatelnosti jurnalista [Blogs in the system of creative activity of the journalist]. VestnikSankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 9. [The Messenger of St.Petersburg State University. Series 9], Issue 2, pp. 283-291 (in Russ.).
6. Panyusheva, M. M. (2010). Blogosfera: traditsionnie SMI protiv netraditsionnih [Blogosphere: traditional media vs nonconventional]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10. Jurnalistika [Bulletin of the Moscow university. Series 10. Journalism], 4, pp. 111-119 (in Russ.).
7. Popov, A. A. (2013). Blogging kak forma professionalnoy journalistskoy communicatsii [Blogging as form of professional journalistic communication], Tver, 176 p. (in Russ.).
8. Ushanov, P. V. (2015). Russkoyazichnaya blogosphere v natsionalnoy systeme media [A Russian-speaking blogosphere in the national system of media]. Vestnik VGU. Seriya: Philologiya. Journalistika [the VSU Bulletin. Series: Philology. Journalism], 1, pp.143-149 (in Russ.).
9. Filatova, O. G. (2010). Blogi and SMI, traditionnaya and grazdanskaya jurnalistika: sootnosheniye ponyatiy [Blogs and media, traditional and civil journalism: ratio of concepts]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 9 [St.Petersburg State University Bulletin. Series 9], Issue 4, pp. 281-287 (in Russ.).
10. Sherstoboyeva, E. A., Pavlenko, V. Y. (2019). Tendentsii regulirovaniya rossiyskoy blogospheri [Trends in the regulation of the Russian blogosphere]. Mediaskop [Mediascope], available at: http:// www.mediascope.ru/2039 (accessed 02.04.2019) (in Russ.).
Амиров Валерий Михайлович - кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры периодической печати и сетевых изданий, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина. vestnik-va@mail.ru