УДК 355(470+571)«2000/2008»
https://doi.org/10.24158/pep.2017.9.3
Акылбеков Кайрат Маратович аспирант Омской гуманитарной академии
ВОЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ И РЕФОРМИРОВАНИЕ АРМИИ В ПЕРИОД ПРЕЗИДЕНТСТВА В.В. ПУТИНА (2000-2008 ГГ.)
Аннотация:
В статье анализируется военная политика России в начале президентства Владимира Владимировича Путина, рассмотрен порядок реформирования Вооруженных сил Российской Федерации (ВС РФ). Отмечено, что военные реформы 2000-х гг. направлены на изменение структуры российских вооруженных сил и создание эффективных наступательных и оборонительных вооружений. В начале реформы остро стояли вопросы о приоритетном направлении средств (на развитие ядерного вооружения в целях сдерживания противников или на модернизацию сил общего назначения), о предпочтительной форме несения службы (контрактная или призывная). Определены конкретные шаги В.В. Путина в отношении реформирования вооруженных сил, в том числе создание соответствующей нормативной базы, которую составляют новая Военная доктрина Российской Федерации, Концепция национальной безопасности России, «Основы государственной политики РФ по военному строительству на период до 2010 г.». Установлены основные цели реформирования, к которым относятся создание армии, обладающей высокой мобильностью, способной к быстрому реагированию на действия противника, переход от принципа мобилизации к постоянной боеготовности вооруженных сил, оптимизация управления ВС РФ и т. д.
Ключевые слова:
Вооруженные силы Российской Федерации, В.В. Путин, реформирование армии, военная политика, структура вооруженных сил, оптимизация управления вооруженными силами, боеготовность вооруженных сил, современное вооружение.
Akylbekov Kayrat Maratovich PhD student, Omsk Academy of the Humanities
THE MILITARY POLICY OF RUSSIA AND THE ARMY REFORMS IN THE PERIOD OF V.V. PUTIN'S GOVERNMENT (2000-2008)
Summary:
The article analyzes the military policy of Russia at the beginning of the inauguration of Vladimir Putin as a president and the reforms of the Armed Forces of the Russian Federation. It is noted that the 2000s military reforms were aimed at changing the structure of the Russian Armed Forces and creating the effective offensive and defensive weapons. At first, the most urgent tasks included the priority investment (in nuclear weapons development in order to deter adversaries or modernize the general purpose forces), the preferred form of service (contract or conscription one). This paper identifies the certain actions of V.V. Putin to reform the armed forces, including the development of the relevant legal framework which is formed by the new Military Doctrine of the Russian Federation, the National Security Concept of the Russian Federation, the Basic Principles of State Policy of the Russian Federation on Military Construction until 2010. The main objectives of the reforms are the creation of an army with high mobility, immediately responsive to enemy actions, the transition from the mobilization principle to the permanent combat readiness of the armed forces, the optimization of control of the Armed Forces of the Russian Federation.
Keywords:
Armed Forces of the Russian Federation, V.V. Putin, army reforms, military policy, structure of the armed forces, optimizing control of the armed forces, combat readiness of the armed forces, modern weapons.
За время президентства В.В. Путина в России произошло много изменений. Значительная их часть коснулась вооруженных сил, можно сказать, был сделан настоящий прорыв в развитии этой сферы.
В 1990-х гг. политика России в области геополитики сводилась к теории отсутствия внешних противников и игнорирования провокаций, что должно было убедить США в мирном настроении страны и отнести ее к «цивилизованным», однако теория потерпела крах. В этих условиях созданные ранее механизмы военной политики, действовавшие на мировой арене, стали сильно изменяться. Реформирование российской армии проводилось в 1990-х и 2000-х гг. В настоящее время данный институт также претерпевает ряд важных изменений, направленных на укрепление Вооруженных сил Российской Федерации (ВС РФ), часть из которых мы попытаемся проанализировать ниже. Военные реформы 2000-х гг. были направлены на изменение структуры ВС и создание наступательных и оборонительных вооружений.
Как и раньше, главными противниками России являются страны Запада, которые совершенно не заинтересованы в восстановлении РФ статуса центра силы. Если исходить из обозначившихся на сегодня вызовов, можно сказать, что НАТО либо ведет свою деятельность непосредственно в пределах большинства стран - соседей Ирана, либо тесно с ними сотрудничает [1, р. 275]. Президент В.В. Путин отлично понимает все сложности и угрозы и предпринимает адекватные действия для их устранения. За последнее время руководство страны уделило серьезно внимание вопросам реформирования ВС РФ, в частности:
- до 2020 г. выделены 23 трлн р. на процедуры модернизации флота и армии;
- президент публично провозгласил о перспективном развитии ВС РФ;
- В.В. Путин лично участвует во всех основных обсуждениях относительно улучшения эффективности и структуры ВС РФ.
Общее течение реформ можно разделить на два этапа: с 2000 по 2008 г. и с 2008 г. по настоящее время.
Приступая к анализу, рассмотрим, какие преобразования проводились в военной сфере начиная с 2000 г. На тот момент основная проблема для правительства заключалась в том, куда следует направить денежные средства: в пользу ядерного оружия для сдерживания противников или на модернизацию сил общего назначения. Кроме того, остро стоял вопрос предпочтительной формы несения службы (контрактная или призывная).
В 2000 г. расходы России на оборону были ничтожно малы и составляли порядка 2 % от соответствующих затрат США. В военно-политической сфере, демонстрируя свои дружественные намерения, Россия проводила политику уступок и открытости, шла навстречу стратегическим интересам США. При равной численности служащих в вооруженных силах российский военный бюджет был в два раза меньше индийского. Специалисты говорили о реальной необходимости в направлении 3,5 % ВВП на содержание вооруженных сил, что было одобрено президентом, однако так и не достигнуто на практике. Немаловажно было грамотно распределить эти деньги. Упадочное состояние армии создавало сложность выбора между необходимостью поддерживать то, что существовало на данный момент, или же инвестировать в перспективное развитие.
После вступления В.В. Путина в должность Верховного главнокомандующего произошли изменения в планах военных реформ. За все время после развала СССР еще никто до него не уделял столько внимания этой области.
В 2000 г. была утверждена новая военная доктрина, обусловленная возникновением угроз, требующих незамедлительной реакции. Важнейшим документом, направленным на успешное проведение военной реформы, является Концепция национальной безопасности России (введена в действие Указом Президента Российской Федерации № 34 от 10 января 2000 г.).
В 2001 г. особо дискутировался вопрос о направлении основной части денег ракетным войскам стратегического назначения или войскам общего назначения. Споры по этому вопросу велись очень долго, в результате Совет по безопасности одобрил второй вариант.
С 2002 г. произошел переход к единой системе заказов как техники, так и вооружений. Средства, направленные на оборону, были способны лишь повысить стабильность ситуации, но их не хватало для выхода вооруженных сил из упадочного состояния. В связи с этим проводилась оптимизация расходов, были ликвидированы некоторые объекты.
В том же году на нужды ВС РФ было выделено на 27 млрд р. больше, чем в предыдущем. Деньги были направлены в основном на снабжение войск новой техникой. Президент пообещал, что в 2002 г. начнутся эксперименты в отдельных воинских частях, после чего «можно будет понять, как комплектовать армию и флот на контрактной основе» (по данным портала Полит.РУ).
В августе 2002 г. В.В. Путин утвердил «Основы государственной политики РФ по военному строительству на период до 2010 г.», которые предполагали разработку начиная с 2003 г. специальной программы по переходу к новой системе комплектации.
В 2005 г. президент поручил Государственной думе внести доработку относительно срока службы, который должен был составлять один год начиная с января 2008 г. Были пересмотрены поводы для отсрочек от прохождения службы, а для обучающихся в высших военных учреждениях и прошедших кафедру - возможность освобождения от необходимости несения военной службы.
В 2006 г., обращаясь к Федеральному собранию, президент уделил особое внимание реформированию ВС РФ. Затрагивались темы логистики армии, подчиненной экономике России, формирования системы заказов, которая должна быть единой, увеличения ассигнований на развитие обороны (приоритет на развитие ВС и их содержание), улучшения сил сдерживания и преодоления ПРО потенциального противника, определения необходимого объема вооруженных сил, сокращения их численности за счет уменьшения аппарата бюрократии. Замысел реформы предусматривает сосредоточение основных усилий на обеспечении перевооружения вооруженных сил и других силовых ведомств на новые образцы вооружений и военной техники.
В 2007 г. министром обороны был назначен А.Н. Сердюков, что было многим не совсем ясно. Перед ним стояла сложная задача по формированию нового вида вооруженных сил, избавлению их от ненужных элементов. В 2008 г. начальником Генштаба стал Н.Е. Макаров, который занялся решением основных задач по военной составляющей, так как министр, будучи гражданским человеком, плохо представлял себе все особенности данной сферы. Именно Н.Е. Макаров проанализировал структурные особенности армий других стран и разработал направление для реформирования российских вооруженных сил.
Мощный импульс для реформирования вооруженных сил был получен в 2008 г., в ходе пятидневного русско-грузинского конфликта, когда стало ясно, что темп перемен является недостаточным.
По состоянию на 2008 г. из 24 дивизий сухопутных войск реально работоспособными были 5 и 201 база в Таджикистане, т. е. реальная боеготовность составляла лишь 13 %. В результате было принято решение о расформировании 23 дивизий за 2009 г. Вместо них создавались военные бригады, к концу 2010 г. было создано 85 таких подразделений (развернутые, мотострелковые, танковые и др.). В 2014 г. численность Вооруженных сил РФ составляла 845 тыс.: сухопутные войска -250 тыс., воздушно-десантные войска - 35, военно-морские силы - 130, военно-воздушные силы -150, стратегические ядерные силы - 80, командование и обслуживание - 200 тыс. [2].
Такие преобразования позволили убрать одно звено из цепи старого армейского устройства «армия - дивизия - полк», оставив лишь «армия - бригада». Было обновлено вооружение и повышена мобильность войск.
Основная цель этих реформ сводится к созданию армии, обладающей высокой мобильностью, удовлетворяющей современным требованиям. На новую армию возлагаются только необходимые нагрузки и функции, она должна быть готова к быстрой реакции в случае возникновения конфликта. Другая важная идея - переход от принципа мобилизации к постоянной боеготовности ВС. Новая армия ориентируется на участие в локальных войнах, ведь для защиты от масштабных войн существует ядерное оружие. Разумеется, такое состояние вооруженных сил не могло удовлетворять, существовавшая военная система в первые годы подвергалась достаточно суровой критике, причем со стороны как военных и некоторых государственных деятелей, так и общественности.
За 4 года начиная с 2008 г. произошли следующие изменения:
1. Создана бригадная система вместо дивизий и полков, 4 оперативно-стратегических командования вместо 6 военных округов.
2. Сокращено число управляющих органов.
3. Часть войск переведена на контракт.
4. В 2-3 раза повышено жалованье военных.
5. Предоставлено жилье семьям военнослужащих.
6. Ликвидирован институт прапорщиков, взамен создан институт сержантов.
7. Начата реформа военного образования, осуществлена централизация подготовки кадрового состава.
8. Армия освобождена от выполнения «лишних» задач.
9. Упрощен процесс мобилизации.
10. Переорганизована резервная система.
11. Проводится перевооружение.
12. Обновляются техника и ядерные силы.
13. Созданы строгие требования к вооружению и промышленности обороны.
Реформа производится быстро и непрерывно, следующие ее этапы подразумевают продолжение перехода армии на контрактную основу, дальнейшее повышение мобильности, определение оптимального способа управления войсками. Кроме этого, В.В. Путин поставил задачу к 2020 г. обеспечить долю современного вооружения в российских вооруженных силах не менее 70 %.
Вопросы национальной безопасности в начале XXI в. обладали особой важностью и актуальностью для Российской Федерации. Этим обусловлено особое внимание к реформированию вооруженных сил президента В.В. Путина, который признал необходимость ликвидации прежней, утратившей эффективность в новых условиях военной системы и сосредоточил усилия на модернизации российской армии. В настоящее время остается важным вопрос оптимизации процессов управления Вооруженными силами Российской Федерации, продолжается подготовка к реформированию армии с учетом изменения тенденций военной политики России.
Ссылки:
1. Pouliot V. International Security in Practice: The Politics of NATO-Russia Diplomacy. N. Y., 2010.
2. The Military Balance / The International Institute of Strategic Studies. 2nd ed. 2014. 504 p.
References:
Pouliot, V 2010, International Security in Practice: The Politics of NATO-Russia Diplomacy, New York. https://doi.org/10.1017/cbo9780511676185.
The Military Balance 2014, The International Institute of Strategic Studies, 2nd ed., 504 p.