УДК 371
Пусько Виталий Станиславович
доктор философских наук, профессор,
заведующий кафедрой политологии
МГТУ им. Н.Э.Баумана
Pusko Vitaly Stanislavovich
Doctor of Philosophy, professor,
head of the department of political science
MGTU of AD Bauman
ВОЕННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА: НЕКОТОРЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ
MILITARY POLICY OF THE STATE: SOME REFLECTIONS
Аннотация: в статье рассматриваются наиболее общие проблемы военной политики государства, ее сущность, структурные элементы, характер в современных условиях, условия и пути формирования.
Ключевые слова: политика, внешняя политика, внутренняя политика, военная политика, национальная безопасность, глобализация, военно-политические отношения.
Summary: in article common problems of military policy of the state, its essence, structural elements, character in modern conditions, conditions and formation ways are considered most.
Keywords: policy, foreign policy, domestic policy, military policy, national security, globalization, military-political relations.
Последнее десятилетие ХХ века и начало ХХ1 века ознаменованы глубокими и драматическими изменениями как внутри нашей страны, так и в мире в целом. В этих условиях политика как особая сфера деятельности отдельных лиц, социальных групп, государств изменяет не только свое конкретное содержание, но и приобретает некоторые новые черты. В политику вовлекаются все более широкие массы населения. Жизнь политизируется в самых различных своих проявлениях - от экономики до культуры, от межгосударственных отношений до семейных. В политике все более заметно звучит тема общечеловеческих ценностей, проблема ее связей с правом, моралью, безопасностью.
Существенные изменения претерпевает и военная политика государства, направленная на обеспечение его безопасности. В
современном мире проблемы обеспечения национальной и всеобщей безопасности значительно обострились вследствие происходящих процессов глобализации, которые в самых общих чертах представляют собой растущую взаимозависимость стран и народов, тенденцию к установлению единых стандартов деятельности и поведения в экономической, политической, информационной и культурной сферах. Характерными чертами процессов глобализации сегодня являются: 1/ зависимость реализации интересов конкретных граждан от действий и решений, принимаемых далеко за пределами их собственных стран, другими правительствами или международными организациями; 2/ обострение противоречий между традиционной функцией государства по обеспечению собственного суверенитета и императивами свободного потока информации, зависимостью национальных органов власти в принятии политических решений от общей обстановки в мире; 3/ появление на политической арене наряду с признанными государствами новых субъектов мирового политического процесса -транснациональных организаций и сил, действующих независимо от государств; 4/ создание, благодаря развитию телекоммуникационных и информационных технологий, новой глобальной, всепланетарной пространственно-временной инфраструктуры.
Процессы глобализации, так или иначе, обострили аспекты взаимоотношений на международной арене между цивилизационно-культурными и формационными направлениями общественного прогресса. Американский политолог С.Хантингтон называл это конфликтом цивилизаций, когда западной (атлантической) цивилизации будут противостоять иные цивилизационные образования, так называемые «локальные» цивилизации, прежде всего исламская и конфуцианская. [ 1 ]
Политика в переводе с греческого означает ведение государственных или общественных дел. В широком смысле слова она понимается как сфера деятельности, связанная с регулированием отношений между большими группами людей, нациями, государствами и их коалициями. При этом главным в политике является вопрос о власти, о ее установлении, сохранении и использовании в интересах определенных социальных слоев и общества в целом. Военная политика выступает одним из главных индикаторов в регулировании общественных отношений, особенно отношений между государствами.
«Под политикой войны, - писал выдающийся военный теоретик Г.Жомини - я подразумеваю все взаимоотношения между дипломатической деятельностью и войной, тогда как термин военная политика означает только военные комбинации правительства и полководцев».
В ядерный век, когда война несет угрозу человеческой цивилизации, возникает реальная необходимость более внимательно разобраться в самой природе военной политики, факторах, определяющих ее содержание в ее внутренней структуре и характере внешних проявлений, в тенденциях ее современного развития и перспективах трансформации в недалеком будущем.
Современные процессы развития социума показывают, что на первый план выступают элементы надстройки общества, прежде всего, общественное сознание и духовный мир человека (наука, культура, религия, язык, мораль, идеология), а также социально-политические отношения (социальные, национальные, политические, правовые). Скорее всего, обострение цивилизационного противоборства на современном этапе вызвано небывалой по масштабу экспансией северо-атлантическогой цивилизации по всему миру. Попытки вестернизации стран и народов, обладающих собственной национально-культурной идентичностью, встречают с их стороны естественный отпор, в том числе и значительную активизацию исламского фактора.
Глобализация экономических отношений по-новому ставит весь комплекс геополитических проблем, связанных с обеспечением проблем выработки военной политики. «С некоторой долей упрощения можно сказать, что если раньше на международной арене борьба за власть и влияние велась государствами с помощью армий и идеологий, то теперь перешла в сферы процентных ставок, курсов валют, «эффективности рынка» и т.д.», - пишет К.С.Гаджиев. Этап перехода от индустриального к постиндустриальному обществу отличается обострением борьбы за пути преодоления глобального, прежде всего экологического, кризиса.
Глобализация экономических отношений может вызвать к жизни и другие пути вступления стран в стадию постиндустриального общества. Так, например, заслуживает внимания разработка внеэкономического пути развития, т.е. поиска прибыльного и перспективного занятия в мировой системе разделения труда в сере духовной (образование, культура, наука), в сфере информационной и коммуникативной -создание и совершенствование системы коммуникаций между евро-атлантическим и азиатско-тихоокеанским рынками и регионами.
Проблемы выработки военной политики в целях обеспечения национальной безопасности сегодня тесно связаны с ростом числа агрессивно настроенных сепаратистских движений, связанных с международным терроризмом и криминалитетом и ставящих своей целью достижение желаемых результатов путем вооруженного насилия.
Как социально-политическое явление сепаратизм представляет собой идеологию, политику и практику общественных сил, деятельность которых направлена на реализацию полного суверенитета одной части
общества по отношению к другой и обществу в целом. Сегодня сепаратизм - это многогранное и глобальное явление, реализующее самодостаточность социальных образований по различным критериям: геополитическому, национально-этническому, региональному, конфессиональному, цивилизационному. Сепаратисткие движения активно сближаются с бандформрованиями, террористическими группами, что создает угрозу как отдельным государствам, так всему мировому сообществу в обеспечении своей безопасности.
В условиях глобализации современных общественных процессов остро встает вопрос выработки реалистической военной политики для всех государств мира. Удельный вес военно-силовых методов реализации оборонной политики у различных государств неодинаков и зависит от целого комплекса условий, связанных с наличием внутренних и внешних угроз, характером отношений с другими государствами, численностью, оснащенностью и боеготовностью вооруженных сил и других силовых структур, участием в международных военно-силовых структурах.
В современных условиях проведение военной политики каждого отдельного государства тесно связано с созданием всеобщей (глобальной) системы безопасности. Основная идея концепции военной политики исходит из мирного разрешения всех споров между государствами и постепенного ограничения гонки вооружений, а в последствии разоружения. Концепция всеобщей безопасности базируется на шести принципах, изложенных в докладе «Комиссии Пальме»: 1/ каждое национальное государство имеет законное право на безопасность; 2/ использование военной силы не является законным средством разрешения споров между государствами; 3/ при определении национальной политики определенное самоограничение является обязательным; 4/ безопасность не может быть достигнута путем военного превосходства; 5/ необходимым условием является сокращение и качественное ограничение вооружений; 6/ не должно быть прямой увязки между политическими событиями и переговорами об ограничении вооружений.
Таким образом выработка и реализация военной политики предполагает наличие такой системы международных отношений, при которой обеспечивается безопасное и устойчивое развитие геополитических субъектов современного мира, сохраняется стабильная обстановка во всех регионах планеты и гарантируется выживание и поступательное развитие человеческой цивилизации.
Обеспечение национальной безопасности любого субъекта современной цивилизации - ключевое звено, принципиальное условие и главная цель военной политики каждого государства на международной арене. Этот процесс направлен на достижение такого состояния страны,
при котором создаются определенные гарантии существования и развития каждой личности, всего общества и государства. А это имеет не только национально-государственное, но и глобальное значение.
В контексте глобальных международных проблем не менее остро стоят вопросы безопасности Российской Федерации. Сегодня они акцентируются на определении конкретных опасностей и угроз для нашей страны. В ряде выступлений высшего руководства страны, Министерства обороны весьма условно называются вероятные противники России, они больше остаются анонимными. Так, например, не раз мы слышали о том, что США и НАТО для нас больше не являются противниками. Но в некоторых документах можно увидеть размышления о каком-то противнике, обладающем высокоточным оружием воздушно-космического базирования. Видимо, здесь надо быть более точным и все называть своими именами. Ведь сегодня всему миру ясно, что такое вооружение имеется в значительном количестве армий, а не только у армии США.
Проблемы выработки военной политики страны надо рассматривать не только с позиции современной военно-политической обстановки, но и с точки зрения более дальних перспектив развития международных отношений. Не менее интересным здесь может быть рассмотрение отношений Российской Федерации с наши соседом на востоке - Китаем. Сегодня КНР находится с Россией в добрососедских отношениях, официальное руководство постоянно декларирует дружеские намерения, политика Пекина вполне лояльна по отношению к нам. Но кто спрогнозировал ситуацию, которая может сложиться через 20-25 лет? Не попытается ли другое руководство КНР разыграть так называемую территориальную карту? Мы совсем забыли о китайских притязаниях на значительные наши территории в районах Сибири и Дальнего Востока. И если официальный Пекин пока молчит по этому вопросу, то в китайских газетах достаточно часто появляются статьи, будоражащие общественное мнение.
Не надо забывать и о том, что до сих пор до конца не урегулированы на отдельных участках вопросы о государственной границе РФ с Китаем, а это своеобразная мина замедленного действия. Сегодня Китай сосредоточил самые мощные свои армейские группировки вдоль нашей границы, хотя и отведенные на значительные расстояния. Но для современной армии расстояния не являются главным препятствием для ведения боевых операций.
Не следует упускать из виду, что на нашей территории находятся экономически депрессивные районы с гигантскими природными ресурсами, постоянно сокращающимся населением, значительно разрушенной за последнее десятилетие инфраструктурой и весьма условным военным прикрытием.
Видимо, наши некоторые экономические круги слишком заинтригованы той экономической выгодой, которую мы получает от продажи КНР леса, полезных ископаемых, нефти и газа, боевых самолетов. Причем армия Китая покупает их только с условием поставки одновременно запасных двигателей к каждому самолету. Значит, в Китае допускают факт изменения военно-политической ситуации и возможное прекращение РФ поставок запасных частей для военной техники. Думается, что военное руководство КНР рассматривает и прогнозирует более далекие перспективы наших отношений.
Оценивая нависшую над миром угрозу международного терроризма, очевидно, необходимо четко определять в разработке военной политики и те силы, которые открыто поддерживают террористов, координируют их действия, помогают им финансово, материально, идеологически, организационно, вербуют боевиков, готовят для совершения террористических актов как на нашей территории, так и в любой точке мира. Практически все прогрессивные политические деятели осуждают позиции лидеров ряда государств, в первую очередь к таким странам относят Саудовскую Аравию и Пакистан. Добрая воля народов и должна быть сосредоточена на принуждении политические режимы этих стран дипломатическим, экономическим или военным путем к прекращению поддержки идеологов и политиков типа Бен Ладен, Басаев и им подобных.
С точки зрения выработки и проведения военной политики, особое внимание обращает на себя состояние Вооруженных Сил России. Ведь не секрет, что с распадом Советского Союза, бывшие мощные Советская Армия и Военно-Морской Флот потеряли самые оснащенные и боеспособные воинские части. Основные, по-настоящему мощные, группировки Советской Армии были развернуты в Белоруссии, Прибалтике, на Украине. На остальной территории страны стояли в основном кадрированные, зачастую неукомплектованные, иногда законсервированные воинские части. Сделать их по настоящему боеспособными при той разрухе экономики, развале военно-промышленного комплекса, наличия нигилизма у населения к армии не так то просто и, видимо, не так быстро.
Таким образом, как с точки зрения внешнеполитических реалий, так с позиции внутреннего развития Россия, как и многие страны, столкнулась с чрезвычайно важными проблемами: какой характер придать своей военной политике, чем наполнить ее в отношениях с внешним миром, с ближайшими соседями, какова должна быть содержательная часть в проекции на внутренние дела, каковы отношения и взаимосвязи этих двух направлений.
Согласно официальных документов у России сегодня нет явно выраженных врагов, потенциальных агрессоров, следовательно, вроде бы нет нужды экономически изматывать себя военным строительством, бросать в военную сферу лучшие интеллектуальные, финансовые и материальные ресурсы. Россия начала увлекаться геополитическими и геоэкономическими инициативами, но при этом оставила вне поля зрения военно-стратегическую составляющую. Это привело к утере ряда зон влияния в мире, опорных точек в мировой политике. Нам не удалось пока выработать долговременной стратегической доктрины, адекватной глобальным реалиям, не удалось создать стратегического арсенала реализации такой доктрины. При этом следует отметить, если у нас сегодня нет врагов, то, увы, не осталось и настоящих друзей.
Центральной частью современной военно-политической парадигмы становится выработка реалистичной концепции национальной безопасности, исходя из национальных интересов и новых приоритетов. В основе национальных интересов, скорее всего, лежат стратегические цели по постепенному врастанию России в геоэкономическую систему для полноправного участия в формировании и распределении мирового дохода через использование высоких технологий.
Спектр национальных интересов России, способы их реализации и защиты в современном мире зависит от осознания глобальной трансформации российскими научными, властными, законодательными структурами и является первым залогом в стратегическом движении и ориентировании в условиях ХХ1 века. В этом плане крайне важно точно определить природу современных национальных интересов России, методы и способы их военной защиты, систему мониторинга и приоритетные области реализации этих интересов.
Глобализирующий вектор мирового развития существенно преобразил фактор военной силы в отношениях между государствами. Национальные вооруженные силы основных игроков на мировой арене превращаются в силы быстрого реагирования. Это вызвало принципиально новый подход к составу вооруженных сил, их техническому оснащению, тактике действия, временным параметрам развертывания. Вооруженные силы и другие силовые структуры государств призваны защищать контуры транснациональных анклавов наряду с защитой национальных интересов своих стран. Глобальный мир сформировал и другой подход к созданию новых видов оружия. Наблюдается его эволюция от ядерного, территориально-объемного, выступающего в качестве основного инструмента в период холодной войны, к точечному, линейно-контурному, способному поражать отдельные объекты.
Следовательно, выработка и реализация военной политики сегодня означает - переход к гибкой внешней политике, сердцевину которой
составляют геоэкономические и геополитические приоритеты, их защита, внедрение в международные военно-стратегические институты, перестройку принципов организации армии и морально-психологической подготовки военнослужащих. Все это в корне меняет роль и место государства в изменяющемся обществе, проведение им реалистической военной политики в современных условиях.
Военная политика - составная часть общей политики государства, непосредственно связанная с созданием военной организации, подготовкой и применением средств вооруженного насилия для достижения политических целей. Детально военная политика отражает возможность, необходимость и пределы применения военной силы для достижения определенных политических целей.
В конкретном плане военная политика призвана прежде всего определять: а/ возможность, необходимость и пределы применения военной силы для достижения тех или иных политических целей; б/ количественные и качественные характеристики возможной и достаточной военной силы для обеспечения устойчивой военной безопасности государства; в/ методы использования военной силы, способы обеспечения военной безопасности, а при необходимости и военного воздействия на реального противника.
Представления о военной политике стали формироваться в то время, когда военно-политическая деятельность выделилась в относительно самостоятельную отрасль общественных отношений. Всем известно, что на рубеже ХУ111-Х1Х вв. войны стали отличаться значительно возросшими масштабами, широким вовлечением в них экономических ресурсов, появились массовые армии, все это затрагивало интересы, притязания и ожидания широких масс и потребовало от институтов власти вырабатывать и проводить обоснованную, реалистичную для данного периода исторического развития военную политику.
Принятие соответствующих решений в военной области осуществлялось узким кругом представителей политической и военной элиты. Внешняя и военная политика, как особый вид деятельности профессиональных военных, политиков и дипломатов строго конспирировались, окружались тайной. Подлинные причины войн скрывались от народа, за которые приходилось расплачиваться тяжкой ценой прежде всего трудящимся массам. В современных условиях эта тайная завеса несколько приоткрылась. Проблемы выработки и реализации военной политики стали широко освещаться в выступлениях политических и военных лидеров, в средствах массой информации.
Исходя из двух основных подразделений общегосударственной политики: внутренней и внешней, военную политику нельзя жестко привязать ни к одному из них. В военной политике совмещены две
стороны единой сущности: внутренняя и внешняя. Внутренняя сторона военной политики органично связана с внутренней политикой государства, с созданием средств вооруженного насилия и их возможным использованием для поддержания политической стабильности внутри страны. Внешняя сторона военной политики тесно связана с внешней политикой государства и охватывает всю его деятельность по использованию военной силы в международных отношениях.
Анализ соотношения внешней и внутренней сторон военной политики государства показывает, что они находятся в диалектическом единстве, хотя содержание их неоднозначно. Это особенно заметно, когда речь идет о воздействии военной политики отдельных государств на военно-политическую обстановку в мире в целом, или в отдельных его регионах.
Последствия неосмотрительной реализации внешней стороны военной политики государства в системе международных отношений в современных условиях могут привести к необратимым процессам и даже к гибели цивилизации. Поэтому тенденция возрастания роли и влияния внешней стороны военной политики во всей военно-политической деятельности государства давно стала очевидной.
В структуре военной политики принято выделять три относительно самостоятельных блока: 1) совокупность исходных идей, принципов, долговременных целей, общих путей их достижения; 2) текущие военно-политические решения и планы; 3) практические действия, направленные на реализацию общих идей и конкретных решений, утвержденных планов.
Более детальное исследование содержания военной политики государства позволяет выделить в ее структуре элементы объективной стороны, к которым относятся: военно-политические отношения, военно-политическая обстановка, военно-политические институты и учреждения, военно-политические союзы. Субъективная сторона военной политики включает: военно-политические планы, военно-политическую идеологию, военно-политическую деятельность. Делая акцент на субъективную сторону военной политики, М.В.Фрунзе в свое время отмечал: «Государство должно заранее определить характер общей и, в частности, военной политики, выработать и установить определенный план общегосударственной деятельности, учитывающий будущие столкновения и заранее обеспечивающий их удачу».[2]
Таким образом, в философско-политологическом плане военная политика определяется как деятельность институтов власти, основанная на определенной системе взглядов и идей, сложившихся социально-политических отношениях в обществе и мире, непосредственно связанная с созданием и использованием средств вооруженного насилия
для достижения коренных государственных интересов. Военная политика представляет собой целостное явление, соприкасающееся с различными сферами жизнедеятельности общества, в первую очередь с такими как: международные отношения, экономика, наука, промышленное производство, демография, экология, транспорт и др.
Относительная самостоятельность военной политики определяется ее спецификой по сравнению с другими направления общегосударственной политики. Прежде всего, спецификой военной политики является то, что она в определенных исторических условиях и в соответствии с коренными политическими целями как бы фокусирует в себе, интегрирует другие виды политической, экономической, научно-технической, идеологической деятельности, направляя их на решение задач, связанных с использование средств вооруженного насилия. Это объективно связано с тем, что обеспечение надежной обороны и военной безопасности исторически становится все более сложной, комплексной проблемой, требующей максимальной мобилизации материальных, духовных и людских сил, интеграции различных сфер жизни общества.
Анализ истории развития общества показывает, что базовым элементом в структуре военной политики выступают военно-политические отношения, особенно их характер и содержание в отношениях между государствами. Если сложившаяся система межгосударственных военно-политических отношений устраивает политическое руководство данного конкретного государства и соответствует его национальным интересам, то специальными учреждениями формируются концепции и взгляды, которые позволяют поддерживать специальные военно-политические институты в состоянии, обеспечивающем сохранение данного состояния военно-политических отношений в стране и на международной арене. С определенной долей условности сегодня можно наблюдать такое состояние военно-политических отношений между некоторыми развитыми государствами.
В противном случае военно-политические концепции и взгляды выступают в качестве теоретического обоснования необходимости развития специальных военно-политических институтов, изменения содержания, направленности и форм их деятельности с тем, чтобы оказать необходимое воздействие на процессы формирования приемлемых с точки зрения интересов данного государства новых военно-политических отношений. В современных условиях тенденция к изменению сложившихся военно-политических отношений явно наблюдается в деятельности администрации Соединенных Штатов Америки, которая пытается диктовать в различных точках Земного шара абсолютную приверженность своим национальным интересам.
Спрогнозировать дальнейшее развитие военно-политических отношений в настоящее время весьма сложно, но по опыту, иногда печальному, многих стран, можно сделать вывод, что стремление наращивать военную силу для изменения военно-политических отношений может привести к краху государства, задавленного непомерными военными расходами, либо к серьезным осложнениям военно-политической обстановки в мире в целом.
Таким образом, можно сделать вывод, что характер, содержание и направленность военной политики государства в основном формируется, функционирует и развивается для того, чтобы оказать отвечающее национальным интересам воздействие на сложную систему военно-политических отношений. Видимо, международные военно-политические отношения в данном случае имеют безусловный приоритет по отношению к внутренним, так как именно здесь в настоящее время решается вопрос о будущем человечества.
Литература:
1. См.: Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. //Полис, 1994, № 1 С. 33-48.
2. Фрунзе М.В. Избранные произведения. М.: Воениздат, 1957. Т.2. С.6.
Literature:
1 . See: Huntington S.Stolknoveniye of civilizations. // Policy, 1994, No. 1 of Page 33-48.
2 . Frunze M. V. The chosen works. M: Voyenizdat, 1957. T.2. Page 6.