УДК 78.07 + 281.93(2Рос-4Кос)
DOI: 10.24412/2309-5164-2021-2-98-102
Клейн Эдуард Григорьевич, Военный дирижер Военной академии радиационной, химической
и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко, кандидат культурологии, доцент, заслуженный работник культуры РФ, заслуженный артист Костромской области
e-mail: [email protected]
ВОЕННАЯ МУЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ КОСТРОМЫ
В настоящей статье кратко рассказывается о роли военной музыки в современной церковной жизни Костромы.
Ключевые слова: военный оркестр, марш, церковный гимн, военные музыканты.
Цитирование: Клейн Э.Г. Военная музыка в современной церковной жизни Костромы // Ипатьевский вестник. — 2021. — №. — С. 98-102.
Военные оркестры дореволюционной России принимали самое активное участив в жизни Церкви. Чаще всего военные музыканты обеспечивали музыкальное сопровождение церковных парадов и участвовали в некоторых крестных ходах. К этой теме мы вернемся в одной из следующих публикаций. После событий 1917 г. военная музыка надолго перестала звучать во время церковных торжеств. Лишь в последнее десятилетие XX столетия военные музыканты хоть и крайне редко, но все же стали участвовать в жизни Русской Православной Церкви.
В августе 2002 г. Костромскую епархию посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. 28 августа на поле аэродрома «Сокеркино» высокий гость был встречен под музыку «Гатчинского марша» Дмитрия Бортнянского и «Торжественного марша» Петра Чайковского в исполнении военного оркестра Костромского высшего военного командно-инженерного училища радиационной, химической и биологической защиты1. Надо сказать, что военные музыканты специально разучили «Гатчинский марш»
1 Клейн Э.Г. Из истории военных оркестров Костромского края. — Кострома: ДиАр, 2010. — С. 166.
Клейн
Эдуард Григорьевич
Фото 1. Закладка памятнику князю Юрию Долгорукому. Кострома, 2002 г.
к этому торжественному случаю. Музыка марша была написана для Его Императорского Высочества Великого Князя Павла Петровича в 1787 г. Известно, что при жизни выдающегося русского духовного композитора Бортнянского этот марш не пользовался особой популярностью. Тем не менее, в исполнении оркестра он прозвучал ярко, свежо и торжественно.
В ходе посещения высоким гостем Костромского края военная музыка звучала также во время церемонии закладки капсулы в основание памятника князю Юрию Долгорукому, при посещении военно-исторического и культурного центра военного училища и после освящения колоколов звонницы храма великомученика Георгия Победоносца. Под звуки «Славься» из оперы «Жизнь за царя» Михаила Глинки и колокольный перезвон Патриарх Алексий II и сопровождающее его духовенство проследовали по территории училища.
Проводы Святейшего Патриарха в Москву вновь сопровождались военной музыкой. Здесь произошел эпизод, оставшийся незамеченным журналистами. В качестве линейных, выстроенных вдоль ковровой дорожки, по которой Алексий II проходил к трапу самолета, должны были стоять курсанты училища. Но они к моменту проводов опоздали. По решению начальника Костромского гарнизона генерал-майора Николая Волкова часть молодых музыкантов оркестра была срочно выстроена вдоль ковровой дорожки. А оркестр исполнял музыку в усеченном составе.
Спустя чуть более двух лет после описываемого события, 12 сентября 2004 г. военный оркестр училища принял участие в проводах Феодоров-
ской иконы Божией Матери на Украину. Вновь оркестр был выстроен на поле аэродрома «Сокеркино». В этот день, наряду с «Гатчинским маршем» Дмитрия Бортнянского» и старинным русским маршем Преображенского полка, по просьбе архиепископа Костромского и Галичского Александра прозвучал марш «Прощание славянки» композитора и военного капельмейстера Василия Агапкина.
16 мая 2007 г. впервые после девяностолетнего перерыва костромичи услышали в оркестровом звучании церковный гимн Дмитрия Бортнянского «Коль славен наш Господь в Сионе», исполненный военным оркестром Военной
академии радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко под управлением автора этих строк. Знаменитое духовное музыкальное произведение прозвучало на территории Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря во время торжественной церемонии открытия церковного историко-археологического музея Костромской епархии. Здесь присутствовали митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, министр культуры РФ А.С. Соколов, заместитель председателя Государственной Думы РФ С.Н. Бабурин, губернатор Костромской области В.А. Шершунов.
Надо заметить, что в стенах Ипатьевского монастыря военная музыка звучала не раз. 4 ноября 2005 г. в России впервые отмечался День народного единства. В Костромской области эта древняя обитель стала центром торжеств. Под звуки Государственного гимна Российской Федерации, исполненного военным оркестром Военной академии, Герой Советского Союза Геннадий Иванович Гузанов (1921-2016) поднял на территории монастыря Государственный флаг Российской Федерации. Затем состоялось театрализованное представление и освящение креста храма Хрисанфа и Дарьи архиепископом Костромским и Галичским Александром1.
Событие, которое проходило в стенах монастыря 6 февраля 2016 г., не относится непосредственно к церковной жизни. Тем не менее, о нем также следует упомянуть в данной публикации. В этот день в обители, имеющей судьбоносное значение для нашего государства, состоялся ритуал вручения знамени Управлению Федеральной службы судебных приставов по Костромской области. На церемонию прибыл директор Федеральной службы судебных приставов — главный судебный пристав Российской Федерации Артур Парфенчиков. Музыкальное сопровождение ритуала обеспечивал военный оркестр Военной академии радиационной, химической и биологической защиты. Среди маршей, прозвучавших в этот памятный день в исполнении военных музыкантов, был и один из музыкальных символов русской армии — старинный марш лейб-гвардии Преображенского полка.
ЛИТЕРАТУРА
1. Клейн Э.Г. Из истории военных оркестров Костромского края. — Кострома, ДиАр, 2010. — 208 с.
2. Клейн Э.Г. «Нашей юности оркестр...». Из истории духового оркестра Военной академии радиационной, химической и биологической защиты. Монография. — Кострома: Издательство «Военная академия радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко, 2020. — 224 с.
1 Клейн Э Г. «Нашей юности оркестр.». Из истории духового оркестра Военной академии радиационной, химической и биологической защиты. Монография. — Кострома: Издательство «Военная академия радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко, 2020. — С. 122.
Eduard Klein
PhD in Culturology, Associate Professor, Honored Worker of the Russian Federation, Honored Artist of the Kostroma Region. e-mail: [email protected]
MILITARY MUSIC IN MODERN KOSTROMA CHURCH LIFE
This article briefly describes the role of military music in the modern Church life of Kostroma.
Keywords: military band, March, Church hymn, military musicians. Citation: Klein E.G. Military music in modern church life of Kostroma // Ipa-tievsky vestnik. — 2021. — № 2. — P. 98-102.
REFERENCES
1. Klein E.G. From the history of military bands of the Kostroma region. — Kostroma, DiAr, 2010. — 208 s.
2. Klein E.G. «Our youth orchestra...». From the history of the brass band of the Military Academy of Radiacion, Chemical and Biologycal Protecyion. — Monograph. — Kostroma: publishing hous «Military Academy of Radiacion, Chemical and Biologycal Protecyion named aftor Marshal of the Soviet Union S.K. Timoshenko, 2020. — 224 c.