УДК 130.2
Коротенко Андрей Владимирович
старший преподаватель Саратовского военного института
внутренних войск МВД России
Korotenko Andrey Vadimirovich
senior teacher Saratov military institute
of internal troops of interior Ministry of Russia
ВОЕННАЯ КУЛЬТУРА: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ MILITARY CULTURE: CONCEPT AND STRUCTURAL ELEMENTS
Аннотация: Данная статья посвящена анализу понятия военной культуры. Во-первых, данное понятие отделяется от родственных ему понятий. Во-вторых, выявляются структурные элементы, составляющие военную культуру, таковыми элементами являются формальная и неформальная военная культуры подразделяемые, в свою очередь, на материальную и духовную составляющие.
Ключевые слова: военная культура, армейская культура, формальная культура, неформальная культура.
Annotation:This article is devoted to the analysis of concept of military culture. First, this concept separates from related to it concepts. Secondly, the structural elements making military culture come to light. Those elements are formal and informal military cultures subdivided, in turn, on material and spiritual components.
Keywords: military culture, army culture, formal culture, informal culture, material culture, spiritual culture.
Понятие военной культуры представляет собой сложный феномен, требующий для изучения, с одной стороны, анализа самого концепта и, с другой, выявления места и основных функций военной культуры в системе духовной культуры общества. В данной статье мы остановимся на первой задаче. Однако прежде чем анализировать понятие военной культуры на предмет выявления его сущностных характеристик, мы должны определить круг родственных или синонимичных ему понятий.
Наиболее близким понятием представляется понятие воинской культуры. Несмотря на то, что в большинстве материалов на данную тему понятия воинской культуры и военной культуры представляются синонимичными, мы без труда можем выявить их принципиальные отличия. Разница заключается в смысловых оттенках понятий «воин» и «военный». Согласно словарю С.И. Ожегова, воин - это «человек, который служит в армии, воюет, тот, кто сражается с врагом» [1], военный же - это «относящийся к службе в армии,
обслуживанию армии, военнослужащих» [2]. Данные определения демонстрируют нам то, что отождествляемые порой понятия на самом деле лишь пересекаются: военный - это воин, служащий в армии; воин - это любой гражданин, принимающий участие в военных действиях, в том числе и не служащий в армии. Таким образом, понятие воина оказывается существенно шире понятия военного.
То же, по нашему мнению, касается и отличий между воинской и военной культурами. Воинская культура включает в себя нормы, правила поведения, ценности и т.п., которые характерны для любого человека, принимающего участие в военных действиях. Военная культура отличается тем, что целенаправленно внедряется в сознание военнослужащих или профессиональных военных. С учетом этого ее можно также назвать армейской культурой, хотя за данное понятие обычно употребляется для определения ряда феноменов неформальной военной культуры. Поскольку наше исследование касается современных реалий, а именно постперестроечной российской армии, далее мы будем употреблять понятия военной и армейской культуры как синонимичные. Более того, мы будем отделять данные понятия от более широкого понятия военной культуры общества, поскольку оно включает в себя не только элементы собственно армейской культуры, но также и элементы общественного сознания, так или иначе относящиеся к военной сфере.
Определяя понятие военной культуры, авторы идут по самому простому пути, т.е. по пути дескрипции, давая данному понятию по большей части различные по широте охвата суммативные определения. Советские авторы не употребляли понятия военной культуры, но большое внимание уделяли описанию и анализу воспитываемых в армии морально-волевых качеств, а также средств их формирования (И.Е. Будовский). Согласно А.Б. Григорьеву, военная культура - «Это объёмное понятие. Сюда относятся язык, мышление, этика, философия военных. Физическая культура. В прикладном отношении, деятельность на ниве военной культуры - это обеспечение жизни военной силы за счет отбора, систематизации, хранения, изучения и организации использования правил и прецедентов военной деятельности» [3]. Понятие армейской культуры, как уже было сказано, фиксирует многочисленные феномены неформальной военной культуры, являющейся, по большей части, культурой солдат срочной службы: «Армейская культура - это армейские стихи, присказки, рисунки, песни и тосты, которые рождались в сердцах солдат за годы тяжелой службы в армии» [4].
Значительно большим охватом отличается определение, даваемое понятию военной культуры общества (далее ВКО). В частности, В.Н. Гребеньков пишет: «ВКО включает в себя те элементы общественного сознания и духовной культуры страны или региона, которые связаны с военно-политическими институтами и процессами. Она представляет руководящие принципы поведения в военной сфере, нормы, идеалы, обеспечивающие единство и взаимодействие институтов и организаций, придавая целостность и интегрированность военной сфере. В качестве составных элементов ВКО включает в себя сформировавшиеся в течение многих поколений традиции
военной защиты общества, действующие нормы воинской деятельности, идеи, концепции и убеждения народа в отношении вооруженной защиты существующей политической системы и отечества в целом» [5].
В целом, соглашаясь с представленными позициями, отметим, что данные определения не выявляют самого основного, а именно внутренней структуры военной культуры. На наш взгляд, военную культуру, равно как и любую другую культуру, можно разделить на формальную и неформальную, материальную и духовную. Однако прежде чем приступить к выявлению структуры военной культуры, следует определить, к какому типу культуры она относится.
Представим, что армия - это своего рода организация, и армейская культура есть разновидность организационной культуры. В своей работе «Диагностика и изменение организационной культуры» К. Камерон и Р. Куин разделяют все имеющееся многообразие организационных культур на четыре основных типа: а) клановая культура; б) адхократическая культура; в) иерархическая культура; г) рыночная культура. Основные характеристики иерархической культуры с определенными оговорками вполне отражают специфику военной культуры. Иерархическая культура - это: «Очень формализованное и структурированное место работы. Тем, что делают люди, управляют процедуры. Лидеры гордятся тем, что они - рационально мыслящие координаторы и организаторы. Критически важно поддержание плавного хода деятельности. Организационно объединяют формальные правила и официальная политика. Долгосрочные заботы организации состоят в обеспечении стабильности и показателей плавного хода рентабельного выполнения операций. Успех определяется в терминах «надежность поставок, календарных графиков и низких затрат». Управление наемными работниками озабочено гарантией занятости и обеспечением долгосрочной предсказуемости» [6]. В данном определении наибольшую значимость представляют следующие характеристики, определяющие специфику военной культуры как организационной культуры: формализованность, структурированность, функциональность, доминирование формальных правил и официальной политики в управлении, стабильность, надежность, гарантия занятости, долгосрочная предсказуемость.
В числе трех первых характеристик ключевым понятием представляется формализованность. Именно формализация отношений внутри армии как организации обеспечивает ее структурированность и функциональность. Формализация отношений становится возможной благодаря наличию таких феноменов формальной культуры, как нормативные документы. В первую очередь к ним относятся уставы Вооруженных сил Российской Федерации (например, Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденный указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. № 1495 с изменениями в соответствие с Указом Президента Российской Федерации от 29 июля 2011 г. N 1039). Отношения, регламентированные правилами уставов, определяются понятием уставных отношений. Поскольку же отношения внутри армейского коллектива не полностью регламентируются
уставом, часть их определяется понятием неуставных отношений и регламентируется нормами, правилами поведения и ценностями неформальной военной культуры.
В отличие от формальной военной культуры, разрабатываемой и утверждаемой на уровне официальных инстанций, неформальная создается непосредственно внутри армейского коллектива. Наиболее ярким примером неформальной военной культуры могут служить неформальные «звания», соответствующие сроку службы и задающие модели поведения военнослужащих срочной службы (запах, дух, черпак, дед). Таким образом, военную культуру мы можем разделить на формальную и неформальную.
Что касается разделения военной культуры на материальную и духовную, то данное разделение касается как формальной, так и неформальной культуры. Это означает, что структура военной культуры включает в себя, соединяемые в различных пропорциях, формальную и неформальную культуры, каждая из которых далее подразделяется на материальную и духовную составляющие. Например, формальная культура включает в себя в качестве элементов военную форму (объект материальной культуры) и военные песни (объект духовной культуры). Данное понимание структуры военной культуры представляется адекватным исследуемому объекту и может быть применено для анализа любой армии мира.
Литература:
1.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: АЗЪ, 1996. С. 90.
2. Там же. С. 87.
3. Что такое «военная культура»? Электронный ресурс. Режим доступа:
http://wv2. vrazvedka. ru/index.php?option=com_content&view=article&id=138:--q-q&catid=88888906&Itemid=88888919
4. Официальный сайт «Армия изнутри». Режим доступа: http://rusarmia. com/index/0-7
5. Гребеньков В.Н. Методологический потенциал концепта «военная культура общества» в исторических и политических исследованиях. Электронный ресурс. Режим доступа: http://journals.kantiana.ru/upload/iblock/1a1/xevctpmewovptkcknflh_83-89.pdf
6. Типология организационной культуры К. Камерона и Р. Куинна. Электронный ресурс. Режим доступа: схемо.рф/shemv/sociologija/pavlov-a...
Literature:
1. Ojegov S. I. Explanatory dictionary of Russian: 80000 words and phraseological expressions / Pages. I.Ojegov, N.Yu.Shvedova. - M: AZ, 1996. Page 90.
2. In the same place. Page 87.
3. What is «military culture»? URL:http://wv2.vrazvedka.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=138 :--q-q&catid=88888906&Itemid=88888919
4. Official site «Army from within». URL: h ttp://rusarm ia. com/in dex/0-7
5. Grebenkov V. N. Methodological potential of a concept «military culture of society» in historical and political researches. URL:http://journals.kantiana.ru/upload/iblock/1a1/xevctpmewoyptkcknflh_83-89.pdf
6. Typology of organizational culture of K.Cameron and R. Kuinn. URL: skhemo. rf/shemy/sociologija/pavlov-a...