ГОРОДСКАЯ СРЕДА
УДК 016 (470.61) ББК 39.483
И.В. Макеев
ВОДНЫЙ ПАССАЖИРСКИЙ ТРАНСПОРТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. В ПОИСКАХ ТОЧЕК РОСТА
Представлен комплексный анализ современного состояния водного пассажирского транспорта Санкт-Петербурга с целью выявления новых точек роста. На основе применения статистических методов были выявлены проблемные ситуации, обладающие тормозящим действием для судовладельцев: проблема водопользования, недостаточное развитие инфраструктуры, плановые работы по расчистке донных отложений и пр. В статье картографически представлены все водные пути, разделенные на четыре категории, представлен их анализ. Автором также были выявлены причины переживаемого «бума» в этой отрасли: от увеличения объема внутреннего туризма до изменений в законодательстве. Практическая значимость представленных подходов обусловлено разработкой рекомендаций для дальнейшего развития водного туризма в Санкт-Петербурге.
Ключевые слова:
ассоциация судовладельцев города, водные пути Санкт-Петербурга, водный городской транспорт, каналы, пассажироперевозки, реки.
Макеев И.В. Водный пассажирский транспорт Санкт-Петербурга. В поисках точек роста // Общество. Среда. Развитие. - 2018, № 1. - С. 152-157.
© Макеев Иван Владимирович - аспирант, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена; генеральный директор, судоходная компания «Одиссея», Санкт-Петербург; e-mail: [email protected]
со
Ci
О
Бесспорным является факт, что Санкт-Петербург является центром международного туризма. По количеству индивидуальных туристов на настоящий момент город занимает первое место в стране. Так, если Москва «пропускает» через себя порядка 15% от общего числа туристов, то доля туристического потока, принятого Петербургом, в 2017 г. превысила 50%. А число населения, занятого в сфере туризма уже более двухсот тысяч человек. На заседании городского правительства была разработана особая программа по развитию туризма на следующие 5 лет, до 2023 г., где было решено увеличить долю в валовом региональном продукте с 1 до 6% [2].
Известно, что наиболее престижной наградой в сфере мирового туризма является премия World Travel Awards, которую с 1993 г. вручают туристы, эксперты и лидеры данной отрасли. В 2017 г. наш город получил награды сразу в двух номинациях: «Лидирующее мировое туристическое направление», а также «Лидирующее городское направление мира» Важнейшими фак-
торами для выявления города победителя стали следующие причины: безопасность города для туристов, развитая городская инфраструктура, гостиничная сеть туристской дестинации. Одной из проблемных ситуаций в преддверии крупнейшего мирового спортивного форума - чемпионата мира по футболу ИЕА-2018 - видится комплексное развитие всех видов городского транспорта: наземного, подземного и водного, где безусловными приоритетами являются безопасность и комфорт для пассажиров, особенно в летний период, когда город буквально переполнен туристами со всех частей света. Общегодовой туристический поток показывает стабильный рост. В 2016 году Северную Столицу посетило порядка 6,9 миллиона человек, что на 0,4 миллиона человек больше, чем в 2015 г. Порядка 2,9 млн граждан других государств прошли пункты таможенного пропуска в отделениях по Северо-Западному Федеральному округу.
Санкт-Петербург - особый город, который является безусловным лидером в об-
ласти въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации. Развитие водного городского транспорта является стратегически приоритетным направлением,которое требует кропотливого анализа и взаимодействия между федеральными и региональными властями, а также представителями этого традиционного рынка услуг для города на Неве. Вместе с увеличением числа гостей нашего города растут и показатели перевезенных водным городским транспортом пассажиров. С 2008 по 2016 год количество туристов посещающих Санкт-Петербург увеличилось на 43,8%, а число пассажиров ежегодно перевозимых на внутригородских маршрутах возросло на 38,9% [5]. Стоит признать, что по неофициальным данным пассажиров в год перевозится значительно больше, просто далеко не все поездки проводят через фискальные документы (рис. 1).
Рис. 1. Динамика роста в Санкт-Петербурге туризма и пассажирских перевозок на внутригородских маршрутах водного транспорта 2008-2016 гг. Составлено по данным Санкт-Петербургского казенного учреждения «Агентство внешнего транспорта» [1].
В настоящее время в Санкт-Петербурге работают порядка 50 судоходных компаний, оказывающих экскурсионные услуги на реках и каналах. Из них около 75% пассажирских перевозок осуществляют 12 компаний, которые входят в «Ассоциацию владельцев пассажирских судов». Все большую популярность набирают теплоходные маршруты с остановками, где по заранее купленному билету можно попасть на борт или сойти на любой остановке, при этом маршрут является круговым. Следует признать, что именно за подобными маршрутами будущее, таким образом организовано движение водного пассажирского транспорта в городах Европы, где имеется гораздо больше опыта в организации экскурсионно-прогулочного судоходства. Возможно, необходима добрая воля в вопросе расширения крупнейшей ассоциации судовладельцев города, для обсуждения
вопросов взаимодействия бизнеса и власти. Таким образом, в историческом центре города можно получить ряд отлаженных, популярных круговых маршрутов с высоким уровнем комплексной безопасности; такие планы возможно реализовать только в рамках ассоциации. Благодаря коллективной работе получилось «спасти» для отечественных и зарубежных туристов разводку мостов на Неве, которую чиновники хотели отменить для просмотра с борта экскурсионного теплохода, из-за недоработанных требований безопасности. Наиболее злободневными вопросами для большинства судовладельцев являются следующие проблемные ситуации:
- Более 10 лет существует проблема водопользования, при которой использование поверхностных водных объектов или их частей, ложится на судоходные компании. В 2016 году на заседании государственного совета президентом было дано поручение к 01.03.2017 г., чтобы отменить вообще для пассажирского водного транспорта подобные договоры, но этот процесс и к 2018 году, к сожалению, не завершен.
- Начиная с 2016 года федеральная антимонопольная служба выпустила указ, который обязывает суда, выполняющие внутригородские экскурсионно-туристические маршруты, даже немного выходящие в морские воды (так как по другому, из-за географии, из дельты реки Невы не пройти) выплачивать сборы ФГУП «Росморпорт». Ранее такие отчисления не производились. Таким образом, вместо курса правительства на поддержку малого предпринимательства введены новые сборы.
- В настоящий момент в Санкт-Петербурге существует всего два специализированных причала для забора хозяйственно-бытовых отходов, в том числе и фекальных вод. Данные пункты расположены в достаточной отдаленности от исторического центра - основного района плавания водного экскурсионного транспорта (первый - около Речного вокзала, что совсем далеко, и на набережной Макарова за Тучковым мостом, который перегружен). Нехватка подобного рода инфраструктуры провоцирует недобросовестных судоводителей к несанкционированным сбросам отходов в Неву и Финский залив, что безусловно, неблаготворно сказывается на окружающей среде и санитарной обстановке на реках и каналах.
- В 2016 году плановые работы по расчистке донных отложений русла реки Мойки в районе «цветных» мостов в течение практически всей навигации сделали невозможным осуществление экскурси-
СО О
СО О
онной деятельности, перекрывая русло реки в светлое время суток. Представленный процесс чрезвычайно растянулся, так как для его осуществления был привлечен всего один земснаряд, из-за нехватки выделенных городом средств. Логично предположить, что два земснаряда справились бы в два раза быстрей с расчисткой реки Мойки, которую в последний раз чистили 60 лет назад.
Как видно из табл. 1, за два года отслеживания статистики пассажирских перевозок водным транспортом пассажиропоток увеличился практически на 25%. При этом следует отметить, что в эту выборку не попадают компании-перевозчики в теневом секторе, не входящие в ассоциацию. По неофициальным данным, это еще около 600 000 «неучтенных» пассажиров за год, где впрочем, также наблюдается рост пассажиропотока порядка 20%. При этом большинство перевозок осуществляется по рекам и каналам города, где как раз и наблюдается самый жесткий трафик в пиковую нагрузку высокого сезона.
В 2016 году на экскурсионно-прогу-лочных маршрутах перевезено около 1,5 млн человек, что составляет 59% от всего пассажиропотока на маршрутах водного транспорта в Санкт-Петербурге [1]. Таким образом, можно сказать, что отрасль переживает «настоящий бум» и это обусловлено сразу несколькими факторами:
- Увеличение объема внутреннего туризма. По экономическим причинам Петербург выбирают граждане РФ, предпочитая Европе и традиционному пляжному отдыху.
- Увеличение объема въездного туризма. В Санкт-Петербург вследствие изменения курса валют в пользу евро и доллара существенно увеличился поток иностранных туристов.
- Изменение законодательства в плане упрощения процедуры получения лицензии на пассажирские перевозки водным транспортом, в том числе и с использованием маломерных судов, чего не было раньше.
- Значительный прирост количества судов для пассажирских перевозок. За 10 лет количество судов увеличилось в 3 раза. Стало возможно использование судов или запчастей к ним иностранного выпуска, не произведенных по стандартам, разра-
Таблица 1
Динамика объемов пассажироперевозок водным транспортом в Санкт-Петербурге в 2014-2016 гг., чел. [3]
Год На скоростном флоте По р. Неве и Финскому заливу По каналам города Всего Изменение суммарного пассажиропотока к уровню прошлого года %
2014 401 176 267 531 703 591 1 372 298 -
2015 476 773 299 797 780 607 1 557 177 13,47
2016 549 035 310 468 848 759 1 708 262 9,7
ботанным еще в советское время. Идет разработка и строительство пассажирских судов новых проектов.
Говоря о развитии общественного водного транспорта Санкт-Петербурга, напрашивается сравнительный анализ с Венецией, где водный транспорт занимает доминирующее положение. Пассажиропоток водных автобусов «Вапоретто» (дословно «паром») достигает колоссального количества 200 млн пассажиров в год, сравнимого с подземным транспортом. Для сравнения: самая загруженная линия петербургского метрополитена Московско-Петроградская перевозит в год около 250 млн пассажиров. Общественный (линейный) водный транспорт Северной Венеции начал появляться около 10 лет назад и занимает малую долю рынка, хотя венецианский водный автобус был запущен в 1881 году, а с 1978 года им управляет государственная компания-монополист. Для города на Неве более характерно арендовать прогулочные теплоходы для мероприятий - свадеб и школьных выпускных вечеров или же для групповых экскурсий с гидом. Функции такси, как в Венеции, маломерный водный транспорт Петербурга в силу дороговизны услуги и сезонности выполнять не может, в то время как у жителей и гостей Венеции выбора попросту нет. Загруженность каналов маломерным флотом гондол в Венеции решают, ограничивая количество лицензий, выданных на управление этими классическими гребными судами. Всего может быть не более 425 гондольеров, при этом они обязаны работать в разные смены: дневную и ночную не более, чем по 12 часов. Такими мерами власти хотели достигнуть не только возможности разгрузить узкие венецианские каналы от неповоротливых (11 метров длиной и 1,4 метра шириной) деревянных гондол, сколько «защитить» их таким образом. Сами жители города попросили внести этот важнейший исторический символ Венеции в список объектов культурного наследия ЮНЕСКО. Ремесло их изготовления переходило от отца к сыну многие со-
тни лет, неизменными были стандарты и материалы их постройки, в последнее время их стали создавать из пластика, а не по старинным технологиям, чем возмутились жители города с вековыми традициями.
В Санкт-Петербурге при бурном росте количества маломерных судов и в условиях резкой нехватки водного пространства сделать так не получилось бы. У нас нет таких традиций и преемственности, среди множества судоходных компаний Петербурга все изначально находятся в разных «весовых категориях» в силу разной продолжительности присутствия на рынке. Частное судостроение в России - весьма затратный проект, который позволяет «вернуть» инвестиции, порой, только лишь через 10 лет. Если сохранить сейчас число маломерных судов, то это не позволило бы появляться на рынке новым судоходным компаниям с современными модернизированными судами, а значит исчезла бы конкуренция, снизилось бы качество оказания услуг, и затормозилась бы модернизация флота. А это одно из важнейших условий развития городского судоходства.
Одной из чувствительных проблем на реках и каналах исторического центра остается безопасность судовождения и навигации в условиях узкого пространства, ограниченного гранитными набережными и низкими пролетами сводчатых мостов. Установка светофоров на пролетах мостов не привела к желаемому эффекту ликвидации водных заторов, так как было не предугадать, откуда движется судно - вниз или вверх по течению. Повсеместно на судах, находящихся на техническом контроле Российского Речного Регистра судоходства, была внедрена система наблюдения АИС и спутниковая система навигации ГЛОНАСС, для того, чтобы суда не заходили в запрещенные для нахождения зоны в не положенное время. Переговоры через рации записываются на случай нештатных ситуаций, и именно они сейчас наиболее эффективны для устранения возможных аварий на воде. В условиях замкнутой системы судоводители теплоходов работают годами, они ведут постоянный мониторинг уровня воды и прекрасно знают габариты своих и «соседних» судов для того, чтобы договорится по радиостанции, кто кого пропускает и какими бортами удобно разойтись. Все знают друг друга буквально по именам или по позывным, которыми являются названия судов. Приоритетом движения по умолчанию пользуются суда, которые идут вниз по течению.
Исходя из мировых тенденций и прогнозов развития зарубежного маломерно-
го флота в Санкт-Петербурге, на перспективу до 2025 года можно прогнозировать ежегодный прирост количества судов в Санкт-Петербурге в пределах до 5% [9]. При сохранении подобной положительной динамики роста пассажиропотока и увеличения единиц экскурсионного водного транспорта намечается настоящий дефицит водного пространства в исторической части Санкт-Петербурга. Так, уже в 2020 году движение по круговому маршруту «Река Фонтанка - Крюков канал - река Мойка - Зимняя канавка - река Нева - река Фонтанка» будет значительно затруднено. Маршрут, который занимал ранее 60-70 минут, будет занимать 90-100 минут даже в будни дни. А в 2025 году на отдельных поворотных и перекрестных участках внутренних водных путей вынужденные остановки в пробках будут достигать 20-25 минут для пропуска встречных караванов судов. При таком положении дел чрезвычайно важно прогнозирование и поиск выхода из данной ситуации. Практика показала, что в условиях замкнутого пространства каналов установка светофоров на мостовых габаритах не работает, а только тормозит движение. В 2013 году в тестовом режиме такая система светофоров была внедрена, а потом в конце навигации ее ликвидировали. Довольно простым видится решение о разделении маршрутов. Другими словами, можно часть судов, базирующихся на Неве пустить исключительно по парадной части Невы, а суда, которые начинают маршрут в каналах, замкнуть без выхода в Неву. Такая своеобразная «синхронизация» конечно, позволит на некоторое время разгрузить малые реки и каналы, но с точки зрения качества предоставляемых услуг это будет трудно оправдать. Как правило, большинство потребителей хочет увидеть и парадную Неву и малые реки и каналы, а два раза покупать билет мало кто захочет. Поэтому напрашиваются более радикальные пути решения из данной проблемы.
Дело в том, что во внутренние реки и каналы из Невы в данный момент пассажирские суда могут попасть только одним способом - через Прачечный мост на реке Фонтанке. Выход из каналов осуществляется двумя путями через Зимнюю канавку, а так же через Фонтанку, через тот же Прачечный мост. И если внутри системы малых рек одновременно идут в разные стороны 150-200 судов, которые по своим габаритам не могут разойтись под мостами сводчатой формы, то вследствие ограниченной связи с главной водной артерией города Невой начинается транспортный
коллапс, который уже не редкость и сейчас, не только в выходные или праздничные дни, но и в дни с солнечной погодой.
Административно все водные пути Санкт-Петербурга можно разделить на три категории, где действуют разные правила и законы (рис. 2):
1. Внутренние морские воды, включая акватории морских портов. В Петербурге к ним можно отнести все воды западней Благовещенского моста, Тучкова моста и западней Крестовского и Елагина островов.
2. Внутренние водные пути Российской Федерации. Сюда относятся река Нева и ее рукава восточнее Благовещенского и Тучкова мостов на всем протяжении городской черты.
3. Внутренние водные пути города Санкт-Петербурга. Это практически все малые реки и каналы города, начиная от реки Карповки на севере, и заканчивая Обводным каналом на южной границе исторической застройки.
4. Участок Большой Невы продолжительностью 1350 метров, относящийся к внутренним морским путям, необходимый для расширения зоны движения экскур-сионно-прогулочных судов.
Все эти водные пути взаимодействуют друг с другом и имеют разное админист-
ративное подчинение. Сейчас пассажирские, экскурсионные суда не могут заходить западней Благовещенского моста, так как там уже находится зона Большого порта Санкт-Петербурга, там работают специальные портовые службы, стоят на рейде грузовые суда, швартуются большие паромы. И долгое время такое положение дел было абсолютно оправданно. Но гидрографическая сеть города практически статична, а нужды городского экскурсионного транспорта меняются и особенно стремительно в последнее время.
Река Мойка впадает в Большую Неву как раз между Ново-Адмиралтейским островом на севере и Матисовым островом на юге. И теоретически это еще один недостающий выход или вход в Неву, который со временем обязательно потребуется для разгрузки малых рек и каналов. Ново-Адмиралтейский канал расположенный рядом может служить как дополнительный выход в Неву для маломерных судов, а река Мойка по своим характеристикам в данном районе отлично подходит для входа и выхода однопалубных судов любых типов. Из-за капитального ремонта Тучкова моста на Малой Неве в 2015-2016 гг. уже было сделано исключение, и двухпалубные, а также скоростные пассажирские суда пустили
СО О
Рис. 2. Водные пути города Санкт-Петербурга. 1 - внутренние морские воды. 2 - внутренние водные пути Российской Федерации. 3 - внутренние водные пути города Санкт-Петербурга. 4 - участок Большой Невы, относящийся к внутренним морским путям.
южнее Васильевского острова в Финский залив по направлениям на Петродворец и Кронштадт. В обозримом будущем необходимость открытия отрезка Большой Невы от Горного института до Благовещенского моста выглядит более чем оправданно. Необходим совместный поиск компромисса для всего водного транспорта города. Если только в дневное время открыть участок Большой Невы длиной всего в 1350 метров, то это, безусловно, поможет разгрузить малые реки и каналы на 40%. Таким образом, в этой части Мойки появится необходимая причальная инфраструктура, появятся новые интересные маршруты, с пересадочным узлом в кластере острова Новая Голландия, который и задумывался изначально для нужд флота. Произойдет интеграция городского водного транспорта. Это даст настоящий импульс к развитию этой исторической части города, находящейся на периферии и в стороне от станций метрополитена и магистралей общественного транспорта. Стоит признать, что парадные ансамбли Английской набережной и набережной Лейтенанта Шмидта с воды также очень интересны для гостей и жителей нашего города.
Статус зоны таможенного досмотра для паромных судов, осуществляющих швартовку на этом участке акватории, конечно, затруднителен в плане изменения законодательства. Процесс бюрократических изменений и согласований может затянуться не на один год, тем важнее начать анализ
сложившейся ситуации вместе с властями раньше. Признавая важность Санкт-Петербурга как крупнейшего транспортно-транзитного узла для грузового транспорта, который перед разводкой мостов начинает занимать очередь, для дальнейшего движения в сторону Ладожского озера, можно ограничить выход в Большую Неву, скажем, до полуночи. Таким образом, можно исключить различные нештатные ситуации в вопросах безопасности судовождения и перевозки пассажиров, так как мы знаем, что баржи и сухогрузы по своим габаритам могут проходить только ночью, когда мосты уже разведены, а прогулочно-экскурсионный флот отсутствует в Большой Неве по правилам навигации ночью.
Водные экскурсионно-прогулочные перевозки являются неотъемлемой частью культуры города, который задумывался как морская столица России. Недаром практически каждый третий гость нашего города использует возможность увидеть Северную Венецию с борта теплохода или катера. Водный туризм продолжает свое развитие на стыке различных отраслей, принимая вызовы нового времени. Решения по развитию пассажирского судоходства в исторической части города возможны только в условиях глубокого взаимодействия заинтересованных ведомств и участников рынка перевозок для выработки мер, направленных на развитие неиспользуемых в силу различных причин водных путей Санкт-Петербурга.
Список литературы:
[1] Агентство внешнего транспорта. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://avt.kt.gov.spb.ru/
[2] Андрей Мушкарев: о развитии туризма в 2018 году // Официальный городской туристический портал Санкт-Петербурга Visit Petersburg. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.visit-petersburg. ru/ru/news/1627/
[3] Ассоциация владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга. - Интернет-ресурс. Режим-доступа: http://www.avps.ru/
[4] Гладкий Ю.Н., Макеев И.В. Загрязненность рек и каналов Санкт-Петербурга как лимитирующий фактор развития водного транспорт // Геология и цивилизация: Геология в школе и вузе. - СПб.: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2016. - С. 228-230.
[5] Зубарев Е.В., Федорова М.М. Речной пассажирский транспорт в морской столице: современное состояние и перспективы развития // Транспорт Российской Федерации. - 2009, № 1 (20). - С. 66-68.
[6] Макеев И.В. О «нехватке» водного пространства для развития туризма в Санкт-Петербурге // География развитие науки и образования. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2016. -С. 141-145.
[7] Макеев И.В. О развитии водного туризма в Санкт-Петербурге // География развитие науки и образования. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2016. - С. 138-141.
[8] Макеев И.В. Санкт-Петербург как один из центров развития речного транспорта в России // Природное и культурное наследие: междисциплинарные исследования, сохранение и развитие. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2016. - С. 519-521.
[9] Санкт-Петербург - лучший город Европы! // Официальный городской туристический портал Санкт-Петербурга Visit Petersburg. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.visit-petersburg.ru/ru/ news/1396/
[10] Статистика. Развитие туристского рынка // Официальный сайт администрации Санкт-Петербурга. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://gov.spb.ru/gov/otrasl/c_tourism/statistic/
со О