Н.В. МОЛЕВА N.V. MOLEVA
ВОДНАЯ СТИХИЯ И МОРЕПЛАВАНИЕ В КУЛЬТЕ АФРОДИТЫ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И НА БОСПОРЕ WATER ELEMENT END NAVIGATION IN THE CULT OF APHRODITE IN ANCIENT GREECE AND THE BOSPORUS
Самая прекрасная богиня Олимпийского Пантеона Афродита, в основном известна как покровительница в любовных делах, устроительница браков, обеспечивающих человеческое плодородие и бессмертие рода. В первичной своей ипостаси Афродита олицетворяла силы природы, в частности ее производительные силы. Как богиня жизни, красоты и цветущей весны, она дарила земле и людям вечное изобилие, являясь основой человеческого бытия и залогом извечного существования [Трофимова, 2005: 17]. Считается, что именно такой культ, где любовь выступает как необходимая составляющая для продолжения жизни, пришел к грекам из Малой Азии в начале I тысячелетия до н.э. Геродот неоднократно обращает внимание на то, что Афродита почиталась в Персии, Палестине, Сирии (Her. I.105.131.199; II.41.112.181). По своей сути этот древний культ был близок к поклонению Иштар (Ашторет), Астарты и Исиды. Космическая сущность Афродиты, очень популярная в Греции и ее колониях, особенно на Боспоре, выразилась в ее эпиклесе «Урания» (Небесная). Кстати, по мнению некоторых исследователей и в этой своей ипостаси она имела «теснейшую связь с морем» [Русяева, 2001: 19]. Земные же ее прозвища, такие как «Эпитрагия» (на козле), «Энкепойс» (в садах) и некоторые другие, свидетельствуют о том, что издревле эта богиня была покровительницей стад и садов. Для человека, как части живой природы, она была пособницей в любви, браках, свадьбах и деторождениях [Молева, 2002: 96]. Афродита-Пандемос являла собой простонародную форму культа и покровительствовала гетерам и проституции [Лосев, 1980: 133]. Не случайно обычай религиозной проституции был учрежден в храме Афродиты в Пафосе на острове Кипр [Фрезер, 1983: 313,315].
У этой богини имела место и ее хтоническая сущность, происхождение которой не совсем понятно. Она выражалась в ее эпитетах, напоминающих о подземном мире: «Меланида» (черная), «Скотия» (темная), «Эпитимбия» (могильная), упоминаемых Павсанием и Плутархом [Грейвс, 1992: 50; Молева, 2002: 96,105; Шауб, 2007: 331]. Во всяком случае на Боспоре «хтонические черты составляли неотъемлемую часть образа и культа боспорской Афродиты» [Бунин, 2001:130].
Вероятно, одним из проявлений хтоничности Афродиты была и ее связь с морем, а впоследствии и с мореплаванием. Такого качества не было у ее восточных прототипов. Откуда же пришли эти черты? 56
Вода играла колоссальную роль в античном сознании как всепорождающее лоно [Лосев, 1996: 75]. Считаясь первоэлементом Вселенной (prima materia), она была священной, имела спасительную силу и оказывала омолаживающее действие. Не случайно одним из важнейших элементов языческих культов было возлияние, а в результате сакрального омовения происходило физическое и духовное возрождение [Маковский, 1996: 76,249]. Вместе с тем, стихия воды в представлении древних носила двойственный характер, соответствуя дихотонии «жизнь - смерть». Олицетворяя спасение, силу и здоровье, она могла также нести человеку гибель; в этом проявлялась ее негативная символика. Как исходное состояние всего сущего, вода являлась также эквивалентом хаоса, источником зла, страданий и смерти [Маковский, 1996: 78,251]. При этом она воспринималась как женское начало [Аверинцев, 1980: 240].
Воды, омывающие землю, считались Океаном. В мифологии он сын Урана и Геи (Hes. Theog.133). На крайнем западе Океан омывал границу между мирами жизни и смерти, где была вечная ночь и вход в Аид [Тахо-Годи, 1982: 249; Любкер, 2005: 758]. В отличие от всех вод вообще Океан представлялся как мужское начало, был источником всякого движения, превращенного в деятельность [Лосев, 1996: 764]. Вместе со своей супругой Тефидой он породил 3000 дочерей-Океанид и 3000 сыновей-рек [Тахо-Годи, 1982: 249].
Такое отношение к водам (океану, морям, рекам, источникам) породило в мифологии и религии греков огромное количество богов и божеств, обитателей водных пучин. Их число гораздо больше, чем пантеон обитателей Олимпа и божеств, населяющих леса, горы и сады. Вергилий называл их «влажным народом безмерного моря» (Verg. Georg. IV.431-432). Именно море было необходимо древним грекам для коммуникаций между собой, воинственных набегов и грабежей, торговли и выведения колоний. Но оно же представляло и наибольшую опасность при плавании, грозя смертью и отсутствием погребения в земле отчизны. Поэтому неудивительно, что неизведанный, в отличие от земли, гор, лесов и садов, мир моря был так густо заселен в воображении древних эллинов.
Главными владыками морских пучин были Посейдон, брат Зевса, и его жена Амфитрита - одна из Нереид (Hes. Theog. 240). Сам Посейдон был богом могущественным, грозным, неприветливым и злобным. Он управлял не только морской стихией, но и был «колебателем земли», в чем также проявлялся его буйный нрав. Его культ повсюду связан с бедствиями, сопровождавшими его гнев бурями и наводнениями. Удар трезубца (его фетиш) вызывал все эти губительные явления. Дети его и Амфитриты (к примеру, Полифем) ужасны и чудовищны [Тахо-Годи, 1980: 73; Лосев, 1982: 323-324]. В этом хтоническом боге сосредоточилось все неспокойное и сердитое [Любкер, 2005: 884]. Редкие его положительные эпиклесы «Асфалий» (дающий безопасность) и «Сосиней» (спаситель кораблей) почти не применялись. Однако жертвы, призванные умилостивить этого бога, приносились повсюду. А храмы в его честь возводились в Аттике, на островах, в колониях.
Кроме главных владык морского мира, в морских пучинах обитали древние, до-олимпийские боги, более благосклонные к смертным. Это морские богини Фетида и Метида, старец прорицатель и волшебник Нерей, богиня Лефкотея, заботящаяся о спасении утопающих [Алексинский, 2009: 13]. В пеласгическом мифе творения рассказывается об Эвриноме, танцующей над волнами и отложившей в воды мировое яйцо [Грейвс, 1992: 15,42; Алексинский, 2009: 11-15].
В море обитали божества, объединившие антропоморфные и зооморфные черты. Среди них есть те, кто индифферентно относились к людям, но по большей части это были ужасные чудовища, несущие смерть. К первым относятся: Главк, синебородый и синеволосый; Тритон, трубящий в раковину. У обоих снизу имелись рыбьи хвосты. Условно к этой группе можно отнести Гиппокампа с чертами лошади и дракона. К ним же относятся Океаниды и 50 Нереид - прекрасных дев, раскатывающихся по водам на дельфинах, гиппокампах.
Враждебных человеку морских чудовищ также было очень много. Это Граи с одним зубом и одним глазом на троих; Горгоны, в частности, знаменитая Медуза [Грейвс, 1992: 93; Алексинский, 2009: 13]; Ехидна и ее дети Гидра и Химера; многоголовая Скилла, соединяющая черты женщины, собак и змей; Сирены, обитающие на островах посреди моря. В сочетании все они образуют очень мощный сонм хтониче-ских морских сил, творящих зло, пугающих человека и почитаемых им. Остановить продвижение людей по морям они оказались бессильны.
Особое место среди морских божеств занимает Афродита. Вполне вероятно, что море роднит ее с минойской Морской богиней. До нас дошли ее изображения, и хотя их немного, особенности этой богини как Владычицы моря и покровительницы мореплавания в них довольно ярко выражены. Она полностью обнажена, иногда держит в руках якорь. Из Идейской пещеры происходит украшение с изображением этой богини, дующей в раковину Тритона [Грейвс, 1992: 34]. Особенно показательно ее изображение на щитке золотого перстня с острова Мохлос: обнаженная богиня сидит на корабле с высоким изогнутым форштевнем, украшенным головой морского конька (рис. I). Ю.В. Андреев трактует эту сцену как акт первотворения мира из хаоса водной стихии. В этом кольце воплощены мотивы эпифании богини и сотворение ею мира [Андреев, 2002: 281-282; 288-291. Рис. 66]. Несомненна также связь этого культа с почитанием раковин, изображения которых мы видим на многочисленных вазах «морского стиля» середины II тысячелетия до н.э. (рис. II), в сюжете которых часто присутствуют обитатели морских глубин, в частности, осьминоги и каракатицы. Такие же изображения из «жизни моря» представлены на фресках минойских дворцов (рис. Ш,1). При раскопках дворцов в Кноссе, Фесте и Маллии были обнаружены и сами раковины, а также их модели, выполненные из глины, бронзы или золота [Сапрыкин, 2009: 196]. Насыщенность критского искусства такими культовыми символами придает минойской религии оттенок фетишизма, присущий ей в большой степени [Андреев, 2002: 239-240]. Все «морские» изображения и предметы являются сакральными по своему характеру. 58
Отметим, что впоследствии, вплоть до первых веков н.э., раковины являлись непременным атрибутом морской Афродиты. Их ассортимент невелик - это мурекс (использовался для получения пурпура), сердцевидка, гребешок, каури и так называемая «раковина Тритона» (рис. III, 1-7). Их часто находят на территории святилищ, в частности на Боспоре (Пантикапей, Нимфей, Китей). Раковины использовались как обереги, талисманы, украшения или вместилища для хранения румян и притираний [Горская, 2009: 39-40]. Так, в Китейских святилищах, в которых отправлялся культ Афродиты, были сделаны две замечательные находки: белая раковина гребешка с румянами внутри на центральном святилище и ожерелье из разноцветных раковин гребешка в районе святилища у восточной крепостной стены [Молев, 1992: 19], датированное I в. до н.э. -1 в. н.э. (рис. 111,4).
С раковинами также связано использование жемчуга в уборе Афродиты, в частности в ее знаменитом поясе. Плиний Старший упоминает о том, что Цезарь украсил доспехи, посвященные им Венере Прародительнице, британским жемчугом (Р1ш. КН. IX. 116), а также о серьгах на статуе Венеры, сделанных из знаменитой распиленной пополам жемчужины Клеопатры (РНп. КН. IX. 121). Поэтому вполне вероятной будет гипотеза о том, что почитание Афродиты в ее морской ипостаси с сопутствующими ей раковинами, жемчугом, дельфинами, начала проникать в греческий мир со второй половины II тысячелетия до н.э., а ее прототипом была миной-ская Морская богиня. Ведь контакты греков с Критом и Эгейскими островами были давними, непосредственными и осуществлялись по морю.
Рассуждая о многочисленных и слишком разнообразных функциях Афродиты, следует иметь в виду, что очень сложный образ этой богини сформировался из сакральных представлений разных регионов древнего мира. Что же касается морских особенностей Афродиты, то они, видимо, зарождались в минойской культуре, а во второй половине II тысячелетия до н.э. уже имел место образ обнаженной богини, окруженной птицами (голубями), представленный на тонких золотых пластинах из погребений [Зайцев, 2004: 161]. Кроме голубей, появляется еще один символ этой богини - заяц на пластине из Тель-Атчаны [Андреев, 2002: 460. Рис. 128]. На этой пластине, кстати, изображены и голуби, и зайцы.
В религиозных представлениях греков Афродита изначально связана с морем обстоятельствами своего рождения. Гомер считал ее дочерью Зевса и морской нимфы Дионы, чьим отцом, в свою очередь, был Океан (II., Х.370). Однако в Греции был более популярен миф об оскоплении Урана Кроносом, бросившим его окровавленные гениталии в море. Из крови и семени Урана образовалась морская пена (афрос;), из которой появилась на поверхности моря обнаженная Афродита Афрогенейя (пенорожденная) или Анадиомена (выныривающая из воды) (рис. IV, 2-3). Она добралась на раковине (!) сначала до острова Кифера, затем - до Кипра (Нее. ТЬео§. 189-206). Там, в городе Пафос, находился ее главный храм, жрицы которого, каждую весну омываясь в море, выходили из него девственными и обновленными [Грейвс, 1992: 34]. Кстати, на Кипре же искупавшаяся в морских волнах
Афродита вернула себе девственность после скандала из-за измены мужу (Od. VIII. 266-367) и стала возлюбленной Посейдона, родив от него двух сыновей. Связь с морской стихией в мифологии Афродиты, таким образом, несомненна. На Кипре сразу же после рождения Афродиты были обретены и ее традиционные золотые украшения, преподнесенные Горами: диадема, серьги и ожерелье [Алексинский, 2009: 16].
Большую известность в Греции получил культ Афродиты Понтии (морской). Он был распространен в греческих городах, а если они находились за пределами материковой Греции, то только в среде греческого населения [Сапрыкин, 2009: 194.202]. И места почитания этой богини, и ее атрибуты (раковины), и животные-спутники (дельфины, каракатицы и, может быть, осьминоги) неразрывно связаны с морем (рис. V, 1-3). Эту связь и морские особенности культа отмечал в свое время Фарнелл [Farnell, 1896: Vol. I]. Афродита Понтия считалась покровительницей мореплавания, и ее культ имел место в Северном Причерноморье, в частности в Ольвии, что зафиксировано находками и надписью. Он был заимствован ольвиополитами у своей метрополии Милета, где на холме у моря существовало ее святилище [Русяева, 2004: 21], и распространен среди определенного круга граждан морских профессий [Русяева, 1992:104-105]. Надпись III в. до н.э. повествует о том, что жрец ее культа посвятил алтарть Афродите Понтии и золотой венец для ее статуи [Надписи Ольвии. № 68].
Считается, что дельфин, существо благожелательное к людям и спасительное (Plin. NH. IX.24), был спутником Афродиты Понтии и Эрота. Их изображения на дельфине и с дельфином часто встречаются в греческом искусстве, начиная с IV в. до н.э. (рис. IV,1).
Афродита Лимения, или Лимнесия (рис. V,1,3) считалась покровительницей гаваней. Ее культ утвердился, прежде всего, на островах и побережьях. Особенно много храмов в ее честь было воздвигнуто у гаваней и на морских берегах [Любкер, 2005: 147]. Павсаний пишет о том, что ее храмы и статуи размещались «около самой пристани, где обыкновенно останавливаются корабли (Paus. II, 29.6; 34.11; 37,2). Считалось, что Афродита Лимения доводит корабли до гаваней. Близки ей по своим функциям были Афродита Эвплойя (счастливо плавающая) и Афродита Геленая (спокойная), усмиряющая бурные морские волны [Любкер, 2005: 147]. В этих своих ипостасях богиня почиталась мореплавателями как обеспечивающая удачу в морских предприятиях. В Палатинской анталогии Афродите Лимении, Эвплойе, Геленае посвящены такие строки:
Это владенье Киприды. Отсюда приятно богине Видеть всегда пред собой моря зеркальную гладь; Ибо она благосклонна к пловцам, и окрестное море Волны смиряют свои, статую видя ее.
(IX. 144. Пер. Л.В. Блуменау). Расцвет таких морских культов по всему античному миру приходится на эллинистический период [Русяева, 1992: 105-106].
Но самой популярной богиней среди судостроителей, судовладельцев, судона-чальников и моряков вообще была Афродита Навархида (судоначальница). Нередко она изображалась с веслом (рис. VI). Распространение этого ее культа, вероятно, также относится к эллинистическому времени, а в первых веках н.э. он получил свое дальнейшее развитие [Харко, 1946: 137]. Эта богиня, хоть и морская по своей сути, прежде всего покровительствовала широкому кругу людей, связанных не только с торговым мореплаванием, но и с военными операциями на море, а также - строителям судов. Так, в Пантикапее известно надгробие Сиса, кораблестроителя (КБН 513). Весьма часто такие граждане в крупных городах объединялись в фиасы и синоды, которые были не только религиозными союзами, посвященными богине, но и профессиональными.
В связи с этим культом хочется остановиться на боспорских памятниках, имеющих прямое отношение к Афродите Навархиде. Несмотря на то, что в целом на Боспоре с VI в. до н.э. доминировал и был очень популярен культ Афродиты Урании и Афродиты Апатуры (15 посвящений, десятки граффити, святилища и храмы в Пантикапее, Нимфее, Мирмекии, Китее, Кепах, Фанагории, Горгиппии, Гермонассе), богиня в ее морских ипостасях тоже активно почиталась [Бунин, 2004:107]. Связь ее культа с морем фиксируется терракотами, фигурными сосудами [Шауб, 2007: 326], находками раковин и их изображений (рис. Ш,2-7). Особенно показательными в этом плане являются эпиграфические памятники.
Самой ранней надписью, упоминающей Афродиту Навархиду, было посвящение из Пантикапея, сделанное на мраморном постаменте для парной статуи и относящееся к середине - второй половине I в. до н.э.
В царствование царя царей великого Асандра, друга римлян, спасителя, и царицы Динамии наварх Панталеонт (посвятил) Посейдону Сосинею и Афродите Навархиде.
(КБН.30).
Эта надпись выполнена по заказу наварха (командира корабля), который посвятил парную статую упомянутых богов в храм. Любопытно, что это единственный факт совместного почитания Посейдона и Афродиты. Обычно Посейдон фигурирует в надписях и изображениях вместе с Амфитритой [Тахо-Годи, 1980: 73]. В представленной надписи Посейдон, от которого выводили свою родословную боспорские цари (КБН.53), предстает в очень редком качестве «спасителя кораблей», в то время как Афродита выступает в роли судоначальницы. Несомненно, что обстоятельства установки такой статуи с надписью связаны со счастливым окончанием какого-то военно-морского предприятия государственного характера.
Вторая надпись, выполненная на мраморной плите, происходит из Горгиппии и относится к 110 г. н.э.
В царствование царя Тиберия Юлия Савромата, друга Цезаря и друга римлян, благочестивого, Фарнакион, сын Пофа, наместник
Горгиппии, воздвиг, согласно своему обету, на собственные средства
храм богине Афродите Навархиде в 407 году месяце Даисии.
(КБН.1115).
Культ Афродиты Судоначальницы, согласно этой надписи, бесспорен, так же как и возведение храма в ее честь. Такое дорогое предприятие, да еще «на собственные средства», было обеспечено не просто очень богатым человеком, но и представителем высшего ранга государственной власти. Кстати, при раскопках Горгиппии были обнаружены изображения Афродиты в глине, мраморе, бронзе и золоте [Алексеева, 1997: 220-223].
Кроме того, нам известно, что в Горгиппии проживало большое количество на-вклеров (судовладельцев), патроном которых считался Посейдон. Одна из надписей повествует о том, что во второй половине II в. н.э. фиас навклеров воздвиг статуи и восстановил от основания ранее существующий храм (КБН. 1134). С.А. Жебелев считает этот фиас, насчитывающий 45 членов, объединением вокруг божества, связанного с морской стихией. Однако носило оно профессиональный характер и преследовало практические цели, в том числе и взаимопомощь [Жебелев, 1934: 54]. Во главе этого объединения стояли высшие государственные чиновники, в том числе наместник Горгиппии, а вклад в этот фиас и предприятие по возобновлению строительства храма был внесен от имени боспорского царя Савромата II [Алексеева, 1997: 213; Скржинская, 2009: 192].
Ш вв. н.э. не случайно отличаются довольно большим количеством надписей, восхваляющих победы на суше (над скифами) и на море, вероятно, над пиратами. Так, одна из частично сохранившихся надписей на мраморной плите из Танаиса повествует о человеке, который в 193 г. н.э. «сделал море свободным для мореплавателей в Понте и Вифинии» (КБН.1237).
Еще один памятник, совершенно уникальный и отражающий морские ипостаси Афродиты, был открыт в Нимфее. Это раннеэллинистическое (конец IV - первая половина III вв. до н.э.) святилище, расположенное на террасах склона, спускающихся к морю, раскопанное в 1977-1983 гг. экспедицией Государственного Эрмитажа под руководством Н.Л. Грач. В нем присутствуют рустованная кладка, канелированные колонны, профилированные карнизы, широкие лестницы [Грач, 1989: 68]. Главной находкой, имеющей огромное значение для истории Боспора, являются составляющиеся фрагменты упавшей штукатурки (12 х 15 м), поверхность которой занята изображениями кораблей, коней и многочисленными текстами, глубоко процарапанными по цветной штукатурке, выполненной в технике энкаустики (рис. VII,!). Среди последних обращают на себя внимание надписи, сообщающие о датах выхода кораблей в открытое море. Особое значение в них имеют имена Афродиты и Аполлона. Эти боги на фоне корабельной тематики в изображениях и содержаниях многих текстов выступают в роли покровителей мореплавания [Яйленко, 1995: 232]. И если на Боспоре до этой находки фрагментарных изображений кораблей разного времени было известно всего не более 30 [Петерс, 1982: 133-144. Табл. I и приложения к 62
ней], то на нимфейской штукатурке их гораздо больше. Особенно обращает на себя внимание изображение одного корабля, выполненное в технике сграффито уверенной рукой, с подробной передачей деталей. Это триера длиной 1,2 м под названием «Исида» [Грач, 1984: 82]. Время постройки корабля датируется 290-258 гг. до н.э. [Bäsch, 1985: 140; Грач, 1989: 77]. Над большим кораблем, несомненно побывавшим в нимфейской гавани и произведшим неизгладимое впечатление на нимфейского рисовальщика, имеется четкое изображение гигантской морской чайки и трезубца Посейдона - сакральных символов морских богов (рис. VII,2). Отметим, что кости крыльев такой чайки (определение А. Пантелеев, ЗИН РАН) были найдены в Китее, вблизи алтаря в святилище, где с середины IV в. до н.э. отправлялся культ Афродиты [Молева, 2002:100]. Почти все корабли, изображенные на штукатурке из Нимфея, парусные, а многочисленные надписи, не подсчитанные и не изданные до сего времени полностью, повествуют о приношениях в святилище, о выходе кораблей в море, о жрецах и жрицах, которых В.П. Яйленко считает представителями царского дома Спартокидова [Яйленко, 1995: 236 -237]. Среди надписей есть образцы стихотворного творчества нимфейцев и характеристики жителей этого города весьма непристойного характера. В посвящениях богам первое место занимает Афродита, к которой жители города обращались запросто: «A(ppo5eixr| %aipe - Афродита, привет» [Яйленко, 1995: 231]. Есть в надписях также упоминания Аполлона и Посейдона [Грач, 1984: 82].
Все вышеизложенное позволило H.JI. Грач интерпретировать это святилище как морское и связать его с культом Афродиты [Грач, 1989: 68]. Вполне вероятно, что большое количество кораблей, процарапанных нимфейцами стилосом по штукатурке на уровне от плеча до пояса во время церемоний в сочетании с упомянутыми посвящениями, изображениями чайки и трезубца, могут свидетельствовать о принадлежности этого святилища Афродите Навархиде. В любом случае - это самый ранний сакральный памятник, связанный с почитанием Афродиты в ее морских ипостасях.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Аверинцев С. С. Вода // Мифы народов мира. Т. I. М., 1980. С. 240. Алексеева Е. М. Античный город Горгиппия. М., 1979. 560 с.
Алексинский Д. П. Насельники пучин // Море и мореходство в античной культуре. Каталог выставки. СПб., 2009. С. 5-17.
Андреев Ю. В. От Евразии к Европе. Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа. СПб., 2002. 862 с.
Бунин Д. С. К вопросу о хгонических элементах в культе Афродиты на Боспоре // Боспорский феномен. Колонизация региона. Формирование полисов. Образование государства. СПб., 2001. С. 127-131. Бунин Д. С. К вопросу об обстоятельствах формирования культа Афродиты Урании на Боспоре // Боспорский феномен. Проблемы датировки и хронологии памятников. СПб., 2004. С. 106-111. Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. М., Изд-во «Художественная литература», 1971 г. Геродот. История в девяти книгах. Пер. и прим. Г.А. Стратановского. Л.: 1972. 600 с. Гесиод. Теогония. Эллинские поэты в переводах В. В. Вересаева. М., 1963.
Горская О. В. Украшения из морских глубин // Море и мореходство в античной культуре. Каталог выставки. СПб., 2009. С. 36-40.
ГрачН. Л. Новый исторический источник из Нимфея // ВДИ. i984. № i. С. 8i-88.
Грач Н. Л. Нимфейская археологическая экспедиция (основные итоги исследований за i973-i987 гг. ) //
Итоги археологических экспедиций. Государственный Эрмитаж. Л., i989. С. 61-79. Грейвс Р. Мифы Древней Греции. Пер. с англ. К. П. Лукьяненко. Ред. и нослесл. А. А. Тахо-Годи. М.,
Прогресс, 1992. б20 с. ЕвзлинМ. Космогония и ритуал. М., Радикс, 1993. 337 с.
Жебелев С. А. Фиас навклеров в Горгиппии // Из истории Боснора. М-Л., 1934. С. 45-5б.
Зайцев А. И. Греческая религия и мифология: курс лекций. Ред. Л. Я. Жмудь. СПб., 2004. 208 с.
Корпус боспорских надписей. Отв. ред. В.В. Струве. М-Л., 19б5. 952 с.
Лосев А. Ф. Афродита // Мифы народов мира. Т. I. М., 1980. С. 132-13б.
Лосев А. Ф. Посейдон // Мифы народов мира. Т. II. М., 1982. С. 323-324.
Любкер Ф. Иллюстрированный словарь античности. М., Эксмо, 2005. 1344 с.
Маковский М. М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках.
Образ мира и миры образов. М., Владос, 199б. 41б с. Молев Е. А. Отчет о работах Китейской экспедиции в сезоне 1992 г. // Архив ИА НАНУ № 179/125. Молева Н. В. О культе Афродиты в Китейском святилище // Молева Н. В. Очерки сакральной жизни
Боснора. Н.Новгород, 2002. С. 95-107. Надниси Ольвии (1917-19б5). Под редакцией Т.Н. Книнович и Е.И. Леви. Л., Наука, 19б8. 132 с.
б5 таблиц иллюстраций. ПетерсЮ. Г. Морское дело в античных государствах Северного Причерноморья. М., Наука, 1982. 211 с. Русяева А. С. Религия и культы античной Ольвии. Киев, Наукова Думка, 1992. 253 с. Русяева А. С. Афродита Урания - патронесса милетско-понтийской колонизации // Боспорский феномен. Колонизация региона. Формирование полисов. Образование государства. СПб., 2001. С. 17-21.
Сапрыкин С. Ю. Религия и культы Понта эллинистического и римского времени. Москва-Тула, Гриф и К, 2009. 430 с.
СкржинскаяМ. В. Древнегреческие праздники в Элладе и Северном Причерноморье. Киев, 2009. 3бб с. Словарь античности. Пер. с немецкого. Отв. ред. В.И. Кузищин. М., Прогресс, 1989. 704 с. Тахо-Годи А. А. Амфитрита // Мифы народов мира. Т. I. М., 1980. С. 73. Тахо-Годи А.А. Нереиды // Мифы народов мира. Т. II. М., 1982. С. 212- 213.
Трофимова А. А. Мифы о любви в древнегреческом искусстве // Любовь и Эрос в античной культуре.
Ред. Д.В. Журавлев. М., Художник и книга, 200б. С.11-18. Харко Л. П. Культ Афродиты на Босноре Киммерийском // КСИИМК. Вып. XIII. М., 194б. С. 137-142. Фрезер Д. Д. Золотая ветвь. М., 1983. 704 c.
Яйленко В. П. Женщины, Афродита и жрица Спартокидов в новых боспорских надписях // Женщина в
античном мире. М., 1995. С. 204-272. Basch L. The ISIS of Ptolemay II Philadelphus // The Mariner's Mirror. 1985. Vol. 71. May. № 2. P. 129-152. FarnellL.R. The Cults of the Greek States. Vol. I. Oxford, 198б. 510 р.
REFERENCES
Averintsev S. S. Voda // Miphy narodov mira. T. I. M., 1980. P. 240. Alekseeva E.M. Antichnyi gorod Gorgippia. M., 1979. 5б0 p.
Aleksdinski D. P. Naselniki morskih puchin // More I morehodstvo v antichnoi culture. Katalog vystavki. SPb., 2009. P. 5-7.
Andreev Yu. V. Ot Evrazii k Evrope. Krit i Aegeiski nir v aepohu bronzy I rannego zheleza. SPb., 2002. 8б2 p. Bunin D. S. K voprosu o htonicheskih aelementah v kulte Aphrodity na Bospore // Bosporski phenomaen.
Kolonizatija regiona. Phormirovanie polisov. Obrazovanie gosudarstva. SPb., 2001. P. 127-131. Bunin D. S. K voprosu ob obstojatelstvah phormirovanija kulta Aphrodity Ouranii na Bospore // Bosporski
phenomaen. Problemy datirovki I hronologii pamjatnikov. SPb., 2004. P. 10б-111. Vergilij. Bukoliki. Georgiki. EHneida. M., Izd-vo «Hudozhestvennaya literatura», 1971 g.
б4
Gerodot. Istoriya v devyati knigah. Per. i prim. G.A. Stratanovskogo. L.: 1972. 600 s. Gesiod. Teogoniya. EHllinskie poehty v perevodah V. V. Veresaeva. M., 1963.
Gorskaja O. V. Oukrashenija morskih glubin // More I morehodstvo v antichnoi culture. Katalog vystavki.
SPb., 2009. P. 36-40. Grach N. L. Novyi istoricheskii istochnik iz Nimpheja // VDI. 1984. № 1. P. 81-88.
Grach N. L. Nimpheiskaja arheologicheskaja aekspeditsija (osnovnye itogi issledovanii za 1973-1987 gg.) //
Itogi arheologicheskih aekspeditsii. Gosudarstvennyi Aermitazh. L., 1989. P. 61-79. Greivs R. Miphy Drevnei Grecii. Per. S angl. K.P. Lukjanenko. Red. I poslesl. A.A. Taho-Godi. M., Progress, 1992. 620 p.
EvzlinM. Kosmogonija I ritual. M., Radiks, 1993. 337 p.
Zhebelev S. A. Phias navklerov v Gorgippii // Iz istorii Bospora. M-L., 1934. P. 45-56.
ZaitsevA. I. Grecheskaja relegeja I miphologija: kurs lektsii. Red. L. Ja. Zhmud. SPb., 2004. 208 p.
Korpus bosporskih nsdpisei. Otv. Red. V.V. Struve. M-L., 1965. 952 p.
Losev A.F. Aphrodita // Miphy narodov mira. T. I. M., 1980. P. 132-136.
LosevA.F. Poseidon // Miphy narodov mira. T. II. M., 1982. P. 323-324.
LubkerF. Illustrirovannyi slovar antichnosti. M., Aeksmo, 2005. 1344 p.
Makovski M. M. Sravnitelnyi slovar miphologicheskoi simvoliki v indoevropeiskih jazykah. Obrazy mira I
miry obrazov. M., Vlados, 1996. 416 p. Molev E. A. Otchot o rabotah Kiteiskoi aekspeditsii v sezone 1992 g. // Arhiv IA NANU. № 179/125. Moleva N. V. O kulte Aphrodity v Kiteiskom svjatilishche // Moleva N. V. Ocherki sakralnji zhizni Bospora.
N. Novgorod, 2002. P. 95-107. Nadpisi Olvii (1917-1965)/ Pod redaktsiei T.N. Knipovich I E.I. Levi. L., Nauka, 1968. 132 p. 65 tablits illustratsii.
PetersB. G. Morskoe delo v antichnyh gosudarstvah Severnogo Prichernomorja. M., Nauka, 1982. 211 p. Rusjaeva A. S. Religija I kulty antichnoi Olvii. Kiev, Naukova Dumka, 1992. 253 p.
Rusjaeva A. S. Aphrodita Ouranija - patronessa miletsko-pontiiskoi kolonizatii // Bosporskii phenomen.
Kolonizatija regiona. Phormirovanie polisov. Obrazovanie gosudarstva. SPb., 2001. P. 17-21. Saprykin S. Yu. Religija I kulty Ponta aellinisticheskogo I rimskogo vremeni. Moskva-Tula, Griph I K? 2009. 430 p.
SkrzhinskajaM. V. Drevnegrecheskie prazdniki v Aellade I Severnom Prichernomorje. Kiev, 2009. 366 p. Slovar antichnosti. Per, s nemetskogo. Otv. Red. V. I. Kuzishchin. M., Progress, 1989. 704 p. Taho-Godi A. A. Amphgitrita // / Miphy narodov mira. T. I. M., 1980. P. 73. Taho-Godi A. A. Nereidy // Miphy narodov mira. T. II. M., 1982. P. 212-213.
Trophimova A. A. Miphy o lubvi v drevnegrecheskom iskusstve // Lubov I Aeros v antichnoi culture. Red.
D.V. Zhuravlev. M., Hudozhnik I kniga, 2006. P. 11-18. Harko L.P. Kult Aphrodity na Bospore Kimmeriiskom // KSIIMK. Vyp. XIII. M., 1946. P. 137-142. Frezer D. D. Zolotaja vetv. M., 1983. 704 p.
Jailenko V. P. Zhenshchiny, Aphrodita I zheitsa Spartokidov v novyh bosporskih nadpisjah // Zhenshchina v
antichnom mire. M., 1995. P. 204-272. Basch L. The ISIS of Ptolemay II Philadelphus // The Mariner's Mirror. 1985. Vol. 71. May. № 2. P. 129-152.
FarnellL.R. The Cults of the Greek States. Vol. I. Oxford, 1986. 510 р.
Резюме
Статья посвящена морскому аспекту в культе Афродиты. Рассмотрено происхождение богини и связь ее со стихией воды, а также покровительство Афродиты мореплаванию. Особый акцент сделан на соответствующих находках в боспорских городах.
Ключевые слова: Афродита, ипостаси Афродиты, культ Афродиты, морские божества, Океан.
5 БИ-XXXVII
65
Summary
The article is devoted to the sea aspect in the cult of Aphrodite. The origin of the goddess and its relation to the elements of water, as well as the patronage of Aphrodite for navigation, are considered. A special emphasis is placed on the corresponding finds in the Bosporan cities.
Keywords: Aphrodite, the incarnation of Aphrodite, the cult of Aphrodite, the sea gods, Ocean.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Молева Наталья Владимировна, к.и.н.,
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский Нижегородский
государственный университет им. Н.И. Лобачевского»,
Нижний Новгород, Россия;
8-987-753-49-16.
molev.eugeny@yandex.ru
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Moleva Natalia Vladimirovna,
Federal State Autonomous Educational Institution
of Higher Professional Education «National Research
Nizhny Novgorod State University. N.I. Lobachevsky»,
Nizhny Novgorod, Russia;
8-987-753-49-16.
molev.eugeny@yandex.ru
Рис. I
Богиня на корабле. Кольцо с острова Мохлос.
Рис. П.
Вазы «морского стиля». Минойская культура. Сер. II тысячелетия до н.э.
Рис. III. Раковины в культе Афродиты 1. Раковина Тритона. Бронза. Минойская культура. 2. Пиксида с изображением раковины из Нимфея. IV в. до н.э. 3. Лекиф в виде раковины сердцевидки. Пантикапей. V в. до н.э. 4. Ожерелье из раковин гребешков. Китей. I в. до н.э. - I в. н.э. 5. Золотая заколка в виде раковины гребешка. Некрополь Пантикапея. I в. н.э. 6. Раковина гребешка из Нимфея. Римское время. 7. Раковина сердцевидки из Нимфея. V-IV вв. до н.э.
Рис. IV
1. Эрот на дельфине. Боспор. I в. до н.э. - I в. н.э. 2. Афродита Анадиомена. Пантикапей. I в. до н.э. 3. Афродита Анадиомена. Китей. II в. до н.э.
Рис. V. Афродита Морская. 1. Афродита Лимения. II-! вв. до н.э. 2. Афродита в раковине. Фанагория. Кон. Vв. до н.э.
Рис. VI.
Афродита Навархида. Римская работа I в. н.э. по эллинистическому образцу - II в. до н.э.
2
Рис. VII. Штукатурка из храма Афродиты в Нимфее. Кон. IV - пер. пол. III вв. до н.э. 1. Корабль «Исида». Фото. 2. Прорисовка корабля «Исида».