Уфа : УГАТУ. 2011
Т. 15, №1 (41). С. 3-7
УДК 629.7
М. Б. Гузаиров, С. И. Каменев
ВО ИМЯ ПОЗНАНИЯ И ПРОГРЕССА.
К 50-ЛЕТИЮ ПОЛЕТА Ю. А. ГАГАРИНА В КОСМОС
Рассматривается послевоенный период развития отечественной космонавтики, становление ракетно-космической отрасли, строительство космодрома Байконур, подготовка первого полета человека в космос. Космонавтика', ракеты, ракетостроение; космодром; космический корабль; спутник
Указом Президента Российской Федерации Д. А. Медведева в связи с 50-летием полета в космос Ю. А. Гагарина 2011 год объявлен в Российской Федерации Годом российской космонавтики.
Полвека пилотируемой космонавтики убедительно продемонстрировали, что СССР, а сегодня России есть чем гордиться в освоении космоса. Первый пилотируемый космический полет, первый выход человека в открытый космос, первая женщина-космонавт на орбите, первый групповой полет, первые орбитальные пилотируемые станции - эти достижения советской и российской космонавтики признаются безоговорочно всеми.
Началом эры пилотируемой космонавтики стало 12 апреля 1961 года, когда на космическом корабле "Восток'’ наш соотечественник -Юрий Алексеевич Гагарин впервые совершил 108-минутный полет, облетев земной шар. Спустя 50 лет очевидно, что этот полет стал одним из величайших событий не только XX века, но и всей истории человечества.
Первый полет человека в космос навсегда останется символом стремления человечества к познанию и прогрессу. Для нашей страны это событие, так же как Победа в Великой Отечественной войне, стало поистине национальным триумфом, сплотившим и объединившим тогда весь народ.
То чувство гордости за свою страну, совсем недавно победившую в тяжелейшей мировой войне, потерявшую более 20 миллионов человек, прошедшую через колоссальные трудности и испытания, до сих пор помнят люди старшего и среднего поколений. К сожалению, с тех пор больше не было подобного праздника. Тем важнее сохранить в памяти нынешнего поколения эту гордость и передать ее будущим поколениям.
Контактная информация: (347) 273-76-56
\
Подвиг сотен тысяч советских ученых, конструкторов, инженеров, рабочих, сумевших реализовать этот беспримерный прорыв в космос всего через 16 лет после окончания Великой Отечественной войны, - это достояние всей цивилизации.
Празднование 50-летия полета Гагарина не только привлечет внимание к космической тематике, но и позволит в целом повысить престиж науки, изобретательства, конструкторской и инженерной деятельности.
К сожалению, за рубежом нередки попытки принизить величие этого подвига. Удивительно, но и в нашей стране появляются отдельные «исследователи», самым бессовестным образом искажающие реальную историю освоения кос-
Ю. А. Гагарин
моса и вклад нашего государства. История освоения космоса с самого начала стала объектом разного рода фальсификаций, искажений и недобросовестного освещения. Не прекращаются инсинуации и по сей день. Тем важнее сегодня, в канун 50-летия полета Ю. А. Гагарина, еще раз убедительно продемонстрировать всем ключевую роль СССР и России в освоении космоса и значение отечественных космических программ для всего человечества.
К сожалению, даже в отечественных изданиях появляются публикации, в которых утверждается, что отечественная межконтинентальная баллистическая ракета Р-7, на базе которой была создана трехступенчатая ракета-носитель “Восток”, мало отличается от разработок немецких ракетчиков периода Второй мировой войны.
В СССР и в России не скрывали и не отрицали того, что в конце и после Второй мировой войны советские специалисты (впрочем, и американские еще в большей степени) изучили опыт немецких ракетостроителей во главе с Вернером фон Брауном и даже воссоздали баллистическую ракету ФАУ-2, применявшуюся для бомбардировок Лондона [1].
Действительно, в тот период немецкие конструкторы и инженеры стали лидерами в ракетостроении. Однако они не были первопроходцами современного этапа развития ракетной техники и тем более космонавтики.
Современный этап ракетостроения и космонавтики открыл русский ученый и исследователь К. Э. Циолковский (1857-1935). Циолковский первым обосновал возможность использования ракет для межпланетных полетов, предложил использовать многоступенчатые ракеты для достижения космических скоростей, установил математическую зависимость скорости ракеты от массы топлива на борту и скорости истечения продуктов сгорания из сопла ракетного двигателя, построил насколько экспериментальных моделей ракет. Далее теорию движения ракеты развил американский ученый Роберт Годдард (1882-1945), он же построил первую в мире ракету с жидкостным ракетным двигателем (ЖРД) и осуществил ее успешный запуск в 1926 г.
В 20-30-х годах XX столетия были опубликованы работы советских ученых и инженеров Ф. А. Цандера, М. К. Тихомирова, С. П. Королева, В. П. Глушко.
Это Вернер фон Браун в фашистской Германии при создании Фау-2 опирался на теоретические и экспериментальные исследования
Циолковского, Годдарда, Цандера, Королева, Глушко и др.
В СССР еще в 1933 году был образован первый в мире Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ) по исследованию и разработке пороховых снарядов, жидкостных ракетных двигателей, крылатых и баллистических ракет. В Германии ракетный центр в Пе-немюнде был создан в 1936 году, через 3 года после создания РНИИ в СССР. Выдающимся достижением РНИИ и советских ученых является создание грозного реактивного оружия нашей армии, известного всему миру как реактивная установка залпового огня «Катюша».
Действительно, послевоенный период советского ракетостроения начался с изучения и воссоздания из отечественных материалов и по отечественным технологиям ракеты Р-1 по образу и подобию немецкой ракеты Фау-2. Однако далее, начиная с ракет Р-2, Р-5, использовались уже оригинальные отечественные разработки. С. П. Королев, возглавлявший ОКБ-1 по ракетной тематике, и его единомышленники понимали, что слепое копирование разработок Вернера фон Брауна ведет в тупик, тем более, что сам Вернер фон Браун уже в США продолжал двигаться вперед.
С. П. Королев
В конструкции ракеты С. П. Королева Р-7 нет ничего общего с Фау-2. Р-7 - двухступенчатая ракета пакетной схемы с отделяющейся го-
ловной частью со специальным теплозащитным покрытием для предотвращения разрушения головной части при входе в атмосферу с околокосмической скоростью [2]. Фау-2 была одноступенчатой моноблочной ракетой с неот-деляемой головной частью без теплозащиты, так как ее скорость входа в атмосферу была далека от околокосмической. Ракета Р-7 имеет четырехкамерные маршевые ЖРД на компонентах «жидкий кислород-керосин», управление в полете осуществляется воздушными рулями и рулевыми ЖРД относительно малой (по сравнению с маршевыми двигателями) тяги. В качестве топлива и окислителя на ракете Фау-2 применялась менее эффективная пара этиловый спирт - жидкий кислород, управление в полете осуществлялось воздушными и газовыми рулями, двигатель Фау-2 был однокамерным. Во время посещения РКК «Энергия» в феврале 2010 года у наших студентов была возможность ознакомиться и с «копией» Фау-2 - ракетой Р-1, и с последующими разработками ОКБ-1 под руководством С. П. Королева - Р-2, Р-5, Р-7, представленными в демонстрационном зале РКК «Энергия». Даже малоподготовленному человеку бросается в глаза - в этих изделиях и ФАУ-2 очень мало общего.
Музей РКК «Энергия» им. С. П. Королева
Первый спутник СССР, корабль «Восток-1» с Ю. А. Гагариным в апреле 1961 г., космические корабли «Восход», «Союз», грузовые корабли «Прогресс» в космос выводили трехступенчатые ракеты-носители «Восток», «Союз»,
целиком и полностью созданные в нашей стране, нашими специалистами, по собственным оригинальным схемам, с использованием не имеющих аналогов конструктивных решений.
В качестве первой ступени на наших ракетах-носителях использовались пять четырехкамерных двигателей - связок, оснащенных рулевыми ЖРД.
Ракетоноситель является необходимым, но недостаточным условием для выведения человека в космическое пространство, а тем более для его успешного возвращения на Землю.
Кроме ракеты необходимо было спроектировать пилотируемый космический корабль, создать сложнейшую наземную инфраструктуру для подготовки ракеты и космического корабля к запуску и его обеспечению, управления космическим кораблем в полете в ручном и автоматическом режимах, поиска и эвакуации возвратившегося на землю космического корабля и космонавта.
Студенты УГАТУ на космодроме Байконур
Все эти проблемы колоссальной сложности и зачастую 100% новизны были успешно решены в СССР. В сентябре 2009 года во время посещения космодрома Байконур делегацией УГАТУ с целью участия в подготовке к запуску и наблюдения за стартом ракеты-носителя «Со-юз-2У», выводившей на орбиту ряд космических аппаратов, в том числе и микроспутник УГАТУ-САТ, делегации УГАТУ была предос-
тавлена уникальная возможность ознакомиться со структурой, историей и сегодняшним днем космодрома, посетить стартовые комплексы, побывать в музее космодрома, мемориальных домиках С. П. Королева и Ю. А. Гагарина, в многоразовом воздушно-космическом корабле «Буран».
Мемориальный дом С. П. Королева
Воздушно-космический корабль «Буран»
Неизгладимые впечатления еще раз убеждают - то, что было создано 55 лет назад в пустыне Кызыл-Кум героическим трудом всего советского народа, иначе, чем подвигом во имя прогресса человечества, назвать нельзя. Стартовый комплекс, с которого 12 апреля взлетел «Восток-1» с Ю. А. Гагариным на борту, первоначально планировался на срок службы 10 лет. Он служит отечественной космонавтике, демонстрируя высочайшую надежность, уже 55 лет!
Свыше 600 запусков осуществлено с «Гагаринского старта», почти все пилотируемые полеты до сих пор выполняются с него. Какой же колоссальный запас прочности был заложен его создателями!
Сегодня на космодроме Байконур имеется 9 стартовых комплексов, 15 пусковых установок, 34 технических комплекса. Отсюда стартуют ракеты-носители «Протон», «Союз», «Мол-ния-М», «Циклон-2», «Рокот», «Днепр», «Зенит». На территории космодрома находится крупнейший в мире кислородно-азотный завод, обеспечивающий заправку космических аппаратов. За час здесь производится 6 тонн жидкого кислорода и 7,2 тонн жидкого азота. Азот необходим для наддува баков с керосином. Всего же в баки «Союза» заправляется 190 т жидкого кислорода. Стартовая масса «Союза» - 310 т.
Встреча в ЦПК им. Ю. А. Гагарина с космонавтом Ю. Гидзенко
Студенты нашего университета уже неоднократно побывали в Звездном городке в Центре подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина, ознакомились с тренажерами космических кораблей, уникальными стендами и лабораториями, в которых готовились к полету сотни отечественных и зарубежных космонавтов.
Самые яркие впечатления остались от встреч с космонавтами, многие из которых продолжают теперь уже сами готовить новых покорителей космоса. Побывали наши студенты в 2009 и 2010 гг. и в Центре управления полетами (ЦУП в г. Королев) и НПО «Звезда» (п. Томилино). НПО «Звезда» - ведущий в мире разработчик систем жизнеобеспечения и спасения космонавтов и летчиков.
Музей РКК «Энергия» им. С. П. Королева: спускаемый аппарат комического корабля «Восток-1»
Именно там в музее хранятся бесценные экспонаты - подлинные скафандры Ю. Гагарина, В. Терешковой, А. Леонова, С. Савицкой. Специалисты НПО «Звезда» не стоят на месте -ведутся разработки перспективных систем жизнеобеспечения, уже с прицелом на полет к Марсу.
Музей НПО “Звезда” скафандр Ю. А. Гагарина
НПО “Звезда”: скафандры для эксперимента “Марс-500”
50-летие полета Ю. А. Гагарина - прекрасный повод еще раз напомнить всем о достижениях нашей страны в космосе и отдать дань уважения отечественным первопроходцам в освоении космоса - начиная с главных идеологов и теоретиков, С. П. Королева, М. В. Келдыша, В. Н. Челомея, В. П. Глушко и многих тысяч ученых, конструкторов, инженеров, производственников. Нет никаких сомнений - Россия была, есть и останется великой космической державой.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Каманин Н. П. Скрытый космос. Кн. 1-4. М.: Инфортекст - ИФ, 1995-1997.
2. Черток Б. Е. Ракеты и люди. М.: Машиностроение, 1996. 416 с.
ОБ АВТОРАХ
Гузаиров Мурат Бакеевич, ректор, проф. каф. выч. техн. и защ. инф. Дипл. инж.-электромех. (УАИ, 1973). Д-р техн. наук по упр. в соц. и экон. системах. Иссл. в обл. сист. анализа, упр. в соц. и эконом. системах.
Каменев Сергей Иванович, доц. каф. авиац. двигателей. Дипл. инж.-мех. по авиац. двигателям (УАИ, 1976). Канд. техн. наук по проблемам прочности трубопроводных систем ГТД (МАИ, 1981). Иссл. в обл. истории авиации и космонавтики.