никновение позволяет во многом сглаживать закономерные разногласия в совместной работе клинических кафедр и базовых ЛПУ, например в ситуации, когда руководитель ЛПУ не может назначать лечащим врачом сотрудника профессорско-преподавательского состава клинической кафедры при отсутствии между ними трудового договора, а медицинский персонал ЛПУ не может нести ответственность за профессиональную подготовку студентов и слушателей, поскольку ЛПУ не лицензировано и не аккредитовано на предоставление образовательных услуг.
Очевидно, что обсуждаемые трудности взаимоотношений между медицинским вузом и учреждениями практического здравоохранения не являются уникальными только для КГМУ. По-видимому, назрела настоятельная необходимость реформирования прежде всего экономической и правовой составляющих такого взаимодействия с переводом последнего из плоскости межличностных отношений между руководителями вуза и ЛПУ в плоскость цивилизованных прозрачных и взаимовыгодных договорных отношений.
LAZARENKO V., OKHOTNIKOVO. COOPERATION OF KSMU WITH PRACTICAL PUBLIC HEALTH: THE CURRENT STATE AND PROSPECTIVES
The problems of interaction between higher educational establishment and medical-prophylactic institutions in the context of clinical training of medical students and specialists-students is discussed. Specific of the normative-legal base in the sphere of public health is considered. Rational ways of solving the arising difficulties are suggested.
Keywords: clinical base of a medical University, clinical training, relationship between higher educational establishment and medical-prophylactic institution, legal support of medical education.
ТА. ОЛЕЙНИКОВА, доцент, начальник А.И. ОВОД, профессор, зам. начальника А.И. КОНОПЛЯ, проректор Н.И. ПАНКОВА, методист Центр менеджмента качества
Внутривузовская система менеджмента качества
В статье рассмотрена организация в КГМУ системы менеджмента качества, обеспечивающей эффективность учебного процесса. Выделены основные этапы, направления реализации СМК в вузе, ключевые процессы, представлена организационная структура СМК и модель структуры документации.
Ключевые слова: система менеджмента качества, процессный подход, организационная структура, структура документации.
Главной задачей российской образовательной политики сегодня является обеспечение высокого качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства [1]. Побуждающими мотивами к повышению качества образования яв-
ляются высокие темпы расширения сферы высшего образования, усиление конкуренции между вузами на рынке образовательных услуг, значительный рост затрат на образование со стороны государства, бизнеса, студентов и их родителей, стремление многих стран построить динамичную, основанную на знаниях экономику.
Применительно к сфере высшего медицинского образования качество результатов образовательной деятельности определяется качеством теоретических знаний, практических умений и навыков выпускников вуза, их активной гражданской позицией, уровнем профессиональной культуры, социального и духовно-нравственного развития специалистов системы здравоохранения. В современной ситуации высокое качество образовательного процесса может быть обеспечено только при наличии эффективной системы менеджмента качества (СМК), которая рассматривается как гарантия достижения поставленных целей, перехода на новую ступень организации труда, контроля и управления процессом подготовки специалистов. Специфику СМК вуза определяет его основная деятельность - образовательная, главными задачами которой являются воспитание и подготовка квалифицированных специалистов, конкурентоспособных на отечественном и мировом рынках труда. Эффективность внедрения и функционирования СМК зависит от правильной оценки вузом всех сво-
их процессов с точки зрения требований и ожиданий каждой из заинтересованных сторон [2].
В основу создания СМК Курского государственного медицинского университета легла модель, соответствующая требованиям и рекомендациям международных стандартов серии ИСО 9000. В соответствии с данной моделью разработка и внедрение СМК включают несколько этапов:
• изучение и анализ потребностей и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон;
• разработка миссии, политики и целей университета в области качества;
• установление процессов, необходимых для достижения целей в области качества, и ответственности;
• определение показателей качества, критериев результативности и эффективности каждого процесса, методов их измерения и анализа;
• определение средств, необходимых для предупреждения несоответствий и устранения их причин;
• разработка документации СМК;
• разработка и внедрение методов постоянного улучшения процессов и СМК в целом.
Внедрение СМК КГМУ идет по следующим основным направлениям: формирование организационной структуры, реализация процессного управления деятельностью вуза, разработка документации системы менеджмента качества, изучение и анализ требований и ожиданий потребителей.
Организационная структура предназначена для реализации процессов жизненного цикла продукции, процессов их поддержки и управления как по вертикали, так и по горизонтали. В соответствии с этим разработана организационная структура СМК КГМУ (рис. 1), которая показывает функциональную подчиненность, взаимодействие структурных подразделений и движение информационных потоков
Рис. 1. Организационная структура СМК КГМУ
по вопросам обеспечения качества образования.
По наиболее важным вопросам, связанным с разработкой, внедрением, совершенствованием СМК, решение принимает Ученый совет университета. Общее руководство разработкой и внедрением СМК осуществляет ректор. Непосредственное руководство в области менеджмента качества
возложено на проректора по учебной работе, который наделен полномочиями в области управления, постоянного контроля и оценки системы качества в университете. Планирование и координацию работ по созданию СМК и поддержанию ее эффективности проводит Совет по качеству образования, который является постоянным коллегиально-совещательным органом.
Непрерывная реализация стратегии КГМУ в области качества осуществляется Центром менеджмента качества, на который возложены функции планирования качества, определения и постановки задач для руководителей структурных подразделений университета, разработки критериев оценки качества, проведения внутренних аудитов и контроля. В разработке документации системы качества, формировании и реализации корректирующих и предупреждающих мероприятий участвуют уполномоченные по качеству структурных подразделений.
Важным этапом внедрения внутри-вузовской СМК является определение процессов - логически упорядоченных этапов действий, совершаемых в орга-
низации. Критериями отбора процессов в КГМУ стала специфика деятельности вуза, а также заявленные приоритеты в рамках стратегических, тактических и оперативных целей. Выделено 29 процессов, которые в рамках модели ИСО разделены на четыре группы: процессы менеджмента (деятельность руководства по управлению качеством образования), процессы жизненного цикла выпускника (основные процессы научно-образовательной деятельности), процессы обеспечения ресурсами (вспомогательные процессы образовательного учреждения), процессы измерения, анализа и улучшения.
Обеспечение процессов менеджмента в университете выполняет ректорат, который установил, что основополагающей целью вуза при подготовке компетентных, высококвалифицированных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, является высокое качество образования. Ключевыми для университета являются следующие основные процессы: довузовская подготовка, прием студентов, реализация основных и дополнительных образовательных программ, воспитательная и вне-учебная работа со студентами, подго-
V " ф," >
товка кадров высшей квалификации, научно-исследовательская деятельность, взаимодействие с учреждениями практического здравоохранения, международная деятельность. Среди вспомогательных процессов наибольшее внимание уделяется кадровому обеспечению, редакционно-издательской деятельности, библиотечному и информационному обслуживанию, социальной поддержке студентов и сотрудников. В рамках основных и обеспечивающих процессов значительная роль принадлежит процессам измерения, анализа и улучшения.
Для определения характеристик процессов, полномочий и ответственности за их осуществление элементы СМК, в том числе жизненного цикла продукции, документируются. Общая модель структуры документации СМК КГМУ включает шесть уровней.
В университете документы уровня А официально сформулированы высшим руководством университета и утверждены на Ученом совете. Политика в области качества КГМУ направлена на обеспечение высокой конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг, создание современной системы образования, ориентированной на внедрение инновационных методов и технологий обучения. Согласно принятым документам СМК КГМУ базируется на функциональном управлении деятельностью в вузе, когда каждое подразделение, каждый сотрудник реализует сформулированную для него функцию и отчитывается перед вышестоящим руководством.
В рамках внедрения процессного подхода к управлению деятельностью вуза разработаны документы уровня Б - реестр и проекты информационных карт процессов университета («Прием студентов», «Реализация основных образовательных программ» и др.).
Документы уровня В представлены
системой текущих, краткосрочных и долгосрочных планов. Планы работы ректорских совещаний, Ученого совета, Центрального методического совета, Центральной проблемной комиссии, Совета по качеству образования, Ученых советов специальностей и других функциональных и структурных подразделений вуза являются текущими планами и утверждаются на один учебный год. Стратегические (долгосрочные) планы университета в области качества разрабатываются на пятилетний период (Программа развития КГМУ на 2009-2013 гг.), краткосрочные - на двухлетний (План развития КГМУ на 2009-2010 гг.). Реализация планов осуществляется по основным направлениям деятельности с учетом приоритетов развития.
Документы уровня Г представлены в вузе тремя категориями записей. Первая категория: журналы учета посещаемости и успеваемости; журналы регистрации контрольных посещений лекций,практических занятий,экзаме-нов; журналы регистрации инструктажа по охране труда и технике безопасности и др. Вторая категория: графики работы сотрудников; графики конкурсного отбора; годовые отчеты о работе кафедр; отчеты о рейтинговой деятельности кафедр; отчеты о проведении внутренних аудитов и др. Третья категория: протоколы заседаний кафедр; сведения о выполнении учебно-педагогической нагрузки; решения советов, касающиеся деятельности кафедр; сведения о результатах сессий и др. Для систематизации и упорядочения всех категорий записей в вузе разра-
батывается реестр основных форм документов.
Организационно-правовые и методические документы (уровень Д) - это внутренние документы вуза, определяющие нормативно-правовые основы его деятельности. В КГМУ к документам данного уровня относятся: Устав университета, организационная структура КГМУ, сборники нормативно-правовых документов по основным видам деятельности.
Документы уровня Е представлены внешними организационно-правовыми, нормативными и техническими документами, регламентирующими деятельность вуза.
В контексте привлечения общественности к оценке и контролю качества подготовки специалистов, определения соответствия различных аспектов образовательного процесса требованиям внешних и внутренних потребителей в настоящее время проводится мониторинговое изучение уровня удовлетворенности студентов, преподавателей, работодателей качеством образовательной деятельности в университете.
В целом КГМУ, непрерывно совер-
шенствуя образовательную и научно-исследовательскую деятельность с целью обеспечения общества квалифицированными специалистами в области здравоохранения и социально-экономической сферы, предполагает получение следующих преимуществ от внедрения СМК:
■ повышение авторитета и формирование позитивного имиджа университета в регионе и отрасли;
■ повышение конкурентоспособности выпускников на рынке труда и вуза в целом на рынке образовательных услуг;
■ упрощение процесса лицензирования и аккредитации;
■ снижение затрат за счет более эффективного выполнения процессов и постоянного их улучшения;
■ повышение степени удовлетворенности внутренних и внешних потребителей.
Таким образом, внедрение СМК в КГМУ направлено на достижение университетом долгосрочного успеха в образовательном пространстве отрасли.
Литература
1. См.: Ешкилев Ю.Б. Система менеджмента
качества образовательных услуг как фактор обеспечения конкурентоспособности вуза //Экономика образования. 2004. №6. С. 69-76.
2. См.: Артюхов И.П, Самотесов П.А, Ни-
кулина С.Ю, Салмина А.Б, Тимошенко В.Н. Система менеджмента качества -инструмент управления деятельностью современного медицинского вуза // Научно-образовательная конференция с международным участием «Вузовская педагогика. Управление образовательным процессом в современном медицинском вузе» (5-6 февраля 2009 г., Красноярск). Красноярск: КрасГМУ, 2009. С. 25-32.
OLEYNIKOVA T, OVOD A, KONOPLYA A, PANKOVA N. QUALITY MANAGEMENT SYSTEM AT THE UNIVERSITY
The article presents the arranging of quality management system at KSMU as a tool of ensuring the efficiency of educational process. The main stages and directions, the key processes of QMS, its organizational and documentation structure are described.
Keywords: quality management system, process approach, organizational structure, documentation model.
Организация
И.Г. КОМИССИНСКАЯ, профессор, зав. кафедрой фармации ФПО В.Н. МИШУСТИН, профессор, декан последипломного факультета последипломного —
образования образования
В статье представлены концептуальные и организационно-методические подходы к функционированию системы последипломного образования в Курском государственном медицинском университете.
Ключевые слова: система послевузовского и дополнительного профессионального образования, медицинские и фармацевтические специалисты, инновационные информационные образовательные технологии.
Одним из приоритетных направлений нове формирования здорового образа жиз-государственной социальной политики ни и повышения доступности и качества Российской Федерации является сохране- медицинской помощи. ние и укрепление здоровья граждан на ос- В соответствии с «Концепцией развития