Научная статья на тему 'Внутришкольный мониторинг по предметам естественно-научного цикла на основе автоматизированной системы измерений'

Внутришкольный мониторинг по предметам естественно-научного цикла на основе автоматизированной системы измерений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — И Г. Широкова, Е В. Лаврентьева, К С. Коржук

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внутришкольный мониторинг по предметам естественно-научного цикла на основе автоматизированной системы измерений»

И. Г. Широкова, Е. В. Лаврентьева, К. С. Коржук

Внутришкольный мониторинг по предметам естественно-научного цикла на основе автоматизированной системы измерений

Проверка и оценка знаний - одна из важнейших проблем современного образования любого уровня. В настоящее время в школьной практике особое внимание уделяется тестированию как одному из наиболее технологичных методов педагогической диагностики, который можно автоматизировать. Это позволяет обеспечить массовость и оперативность контроля, достоверность и надёжность полученных результатов педагогических измерений.

Школа № 253 Приморского района Санкт-Петербурга в течение нескольких лет участвует в сетевом эксперименте по созданию районной системы независимой оценки качества образования (СНОКО).

Независимая оценка - это получение сведений об образовательной деятельности, качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ.

Необходимость независимой оценки качества образования продиктована временем. В нашей стране приняты соответствующие нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность образовательных учреждений в этой области:

• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 95. Независимая оценка качества образования;

• Федеральный закон от 21.07.2014 г. №256 - ФЗ «О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования», ст. 6 - ред. ст. 95 273-ФЗ.

СНОКО включает в себя:

1) независимую оценку качества подготовки учащихся в предметных областях знаний; 2) независимую оценку качества и эффективности педагогической деятельности работников отрасли образования.

Результаты работы образовательных учреждений Приморского района, включая школу № 253, по первому направлению для выпускников начальной школы с использованием автоматизированной системы измерений (АСИ) представлены в [1; 3].

В данной статье описываются результаты выполненной педагогическим коллективом школы № 253 работы по созданию средств педагогических измерений, их апробации и вводом в АСИ для выпускников 9-х классов по предметам естественно-научного цикла (химия, биология, физика). Разработанные средства педагогических

измерений можно рассматривать как компонент внутришкольной системы мониторинга качества образования.

Мониторинг - это система специально организованных исследований и измерений, сбора, обработки, хранения и распространения информации о состоянии образовательной системы или отдельных её элементов.

Мониторинг качества образования осуществляется по трём направлениям, которые включают следующие объекты:

1. Качество образовательных результатов; предметные результаты обучения; метапредметные результаты; личностные результаты; достижения обучающихся на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах; удовлетворённость родителей качеством образовательных результатов.

2. Качество реализации образовательного процесса: основные образовательные программы (соответствие требованиям ФГОС и контингенту обучающихся); дополнительные образовательные программы (соответствие запросам родителей и обучающихся); реализация учебных планов и рабочих программ (соответствие ФГОС); качество уроков и индивидуальной работы с обучающимися; качество внеурочной деятельности.

3. Качество условий, обеспечивающих образовательный процесс: материально-техническое обеспечение; информационно-развивающая среда; кадровое обеспечение (включая повышение квалификации, аттестацию, инновационную и научно-методическую деятельность педагогов); работа коллегиального органа управления школой - Педагогического совета, развитие ученического самоуправления, вовлечение родительской общественности в образовательный процесс школы; документооборот и нормативно-правовое обеспечение (включая Программу развития школы).

Так как предметные результаты обучения составляют основу оценки образовательных результатов, остановимся на них более подробно.

При создании системы внутришкольного мониторинга потребовалось решить комплекс задач, связанных с проблемами педагогических измерений: определить, что измеряется (объект измерения); как измеряется (принципы, методы и методика измерения); чем измеряется (средство измерения); в какой мере достоверны полученные результаты (точность измерений).

Объект измерения - грамотность обучающихся в соответствующей предметной области, определяемое как «одно из свойств интеллекта, количественной мерой которого является объём усвоенных им научных понятий в виде соответствующей системы связанных между собой ЗУН» [2]. Являясь общей характеристикой в качественном отношении для человека, грамотность в количественном отношении индивидуальна.

Объём ЗУН и время, затраченное на их формирование, конечны для каждого отдельного этапа образования, поэтому грамотность можно измерить. Методику измерения коэффициента грамот-грамотности обучающихся в соответствующей предметной области мы описали ранее [6, с. 165].

Предметом нашего исследования стал коэффициент грамотности обучающихся по предметам естественно-научного цикла: химии, биологии и физике.

При проведении измерений коэффициента химической (биологической или физической) грамотности используется метод сравнения его с эталонной мерой, представляющей собой систему содержательных элементов предметной области «Химия», «Биология», «Физика», которая подлежит обязательному усвоению на ступени основного общего образования, согласно учебной программе.

Эталонная мера может быть представлена в виде таблицы -кодификатора, где определены подсистемы (блоки) элементов содержания данной предметной области, а также структурные элементы содержания, входящие в блок. Предметные кодификаторы представлены в методических рекомендациях по разработке средств педагогических измерений [5, с. 37-40].

Следует отметить, что в зависимости от целей измерения каждый отдельный элемент содержания может рассматриваться либо как отдельная система, в этом случае можно проводить промежуточное тестирование, либо как компонент целостной системы, если нужно провести итоговое тестирование по всему курсу учебной дисциплины.

Метод измерения - это метод тестирования, приобретающий в современной практике особое значение как один из наиболее технологичных методов педагогической диагностики, который можно автоматизировать. Автоматизация позволяет обеспечить массовость контроля, надёжность и достоверность полученных результатов педагогического измерения. Кроме того, при тестировании обеспечиваются равные условия для испытуемых, что позволяет объективно сравнивать их достижения. Объективность заключается в отсутствии вмешательства человека в процесс оценивания результата обучения учащихся, оценивается не сам учащийся, а уровень его знаний.

Цель измерения - определение области «незнания» обучающегося в соответствующей предметной области знания.

Научной основой работы является метрологический подход к проведению объективных педагогических измерений, позволяющий сопоставлять результаты измерений.

Методика исследования качества средств измерений, исходя из особенностей построения АСИ, приведена в работах С.А. Бояшовой [2; 4].

Средство педагогического измерения - тест. Точность измерений строится на основе шкалирования - сравнения коэффициента грамотности с эталонной мерой.

Кодификатор по учебным предметам «Химия» и «Биология» включает по 7 блоков, 30 заданий по химии, 33 - по биологии; «Физика» - 5 блоков, 27 заданий.

За каждое верно решённое задание учащийся получает 1 балл. Если будет допущена хоть одна ошибка, учащийся получает 0 баллов. Таким образом, при правильном решении всех заданий испытуемый в предметной области «Химия» может набрать 30 баллов, в предметной области «Биология» - 33 балла, в предметной области «Физика» - 27 баллов.

На решение всех заданий по каждому из предметов естественнонаучного цикла испытуемым отводится 45 мин.

Все задания в указанных предметных областях естественнонаучного цикла отобраны из содержания учебных программ школьных предметов в соответствии с УМК: «Химия. 9 класс. Базовый уровень». О.С. Габриелян, «Биология. 5-9 классы». В. В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г. Г. Швецов, «Физика. 9 класс». А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник.

Для оценки уровня сформированных знаний, умений и навыков, приобретённых обучающимися, в содержание тестов включены задания на проверку основных понятий и соответствующих им терминов, которые составляют основу учебных программ. Основные понятия образуют группы (системы) понятий, которыми должен оперировать обучающийся.

Отобранные задания размещены в системе теста в соответствии с принципом упорядочения элементов в определённую форму, которая является способом организации и существования содержания.

Тестовые задания в блоках представлены в разных формах: задания закрытого типа; задания на соответствие (восстановление соответствия); задания на восстановление последовательности; задания открытого типа.

Учебные элементы, включённые в тест в соответствии с кодификатором, рассматриваются как система, организованная с целью передачи (преподавание) и усвоения учащимися (учение) общественно значимых знаний, умений, навыков в конкретной научной области.

Кодификатор - основа построения первичного числового эталона соответствующей предметной области высшего класса точности. Последующие эталоны (с меньшей степенью валидности) строятся по принципу уменьшения числа структурных элементов в первичном эталоне на единицу.

На основании эталонов в соответствующей предметной области проводится шкалирование и стандартизация оценки в предметных областях знаний.

Результаты тестирования испытуемых по блокам с указанием тестовых баллов и среднего значения коэффициента грамотности в соответствующей предметной области представляются в виде диаграмм и таблиц.

При тестировании online по окончании процесса испытуемый сразу получает результат (оценку), а также диаграмму, таблицу, показывающие, где, в каком блоке, в каком задании учащийся сделал ошибку.

Полученные результаты тестирования позволяют каждому учителю-предметнику выявить структурные элементы содержания, которые не усвоены учащимся в процессе учения, определить область его «незнания» и построить индивидуальную программу коррекции в соответствующей предметной области, тем самым повысить эффективность и качество реализации учебной программы или ФГОС.

Список литературы

1. Апробация автоматизированной системы оценки качества подготовки учащихся по учебным предметам (начальная школа). 2 этап: учеб.-метод. описание / под общ. ред. С.А. Бояшовой. ИМЦ Примор. р-на СПб., 2015. - 48 с.

2. Бояшова С.А. Теоретические основы построения автоматизированной системы сертификации работников отрасли образования: автореф. дис. ... д-ра техн. наук. - СПб., 2010.

3. Методика педагогического измерения грамотности выпускников начальной школы в предметной области «Литературное чтение»: метод. разработка / под общ. ред. А.Б. Плужник; отв. ред. И.Г. Широкова. - СПб.: Информ.-метод. центр Примор. р-на СПб., 2016. - 35 с.

4. Методика педагогического измерения грамотности школьника в предметных областях научных знаний: учеб.-метод. описание; под общ. ред. С.А. Бояшовой. - Ч. 1. - СПб.: Информ.-метод. центр Примор. р-на СПб., 2015. - 28 с.

5. Разработка средств педагогических измерений (тестов) для автоматизированной системы измерений по предметам естественно-научного цикла (основная школа): метод. рек.; под общ. ред. А.Б. Плужник. - СПб.: Школа № 253. -2017. - 44 с.

6. Широкова И.Г., Лаврентьева Е.В. Система оценки качества подготовки выпускников основной школы по предметам естественно-научного цикла (химия, биология) // XX Юбилейные Царскосельские чтения: материалы междунар. науч. конф. - СПб.: ЛГУ им. А С Пушкина, 2016. - Т. II. - С. 163-168.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.