Научная статья на тему 'Внутрисемейные факторы развития личности'

Внутрисемейные факторы развития личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
694
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чеботарева Е. Ю.

Статья посвящена анализу факторов семейной ситуации, оказывающих значительное влияние на личность ребенка. Она представляет собой обобщение данных, полученных в результате серии экспериментальных исследований и практической работы в области семейного консультирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interfamily factors of development of the personality

The article is devoted to the analysis of factors of the family situation rendering significant influence on child's personality. It represents generalization of the data received in series of experimental researches and practical work in the field of family consultation.

Текст научной работы на тему «Внутрисемейные факторы развития личности»

ВНУТРИСЕМЕЙНЫЙ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Е.Ю. ЧЕБОТАРЕВА

Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198 Москва, Россия

Статья посвящена анализу факторов семейной ситуации, оказывающих значительное влияние на личность ребенка. Она представляет собой обобщение данных, полученных в результате серии экспериментальных исследований и практической работы в области семейного консультирования.

Тот факт, что семья является основным институтом развития личности ребенка, является в психологической науке общепризнанным. Большинство людей в обыденной жизни также не станут спорить с этим утверждением до тех пор, пока не столкнутся с необходимостью принимать важное решение, связанное с резким изменением семейной ситуации, например, по поводу перемены места жительства, развода, повторного брака, рождения еще одного ребенка. В таких ситуациях неизбежно встает вопрос о том, каким образом такие радикальные изменения внутрисемейной ситуации скажутся на ребенке. А ответ на этот вопрос в каждом конкретном случае зависит скорее от мотивов родителей, как осознанных, так и неосознанных. Как часто родители сохраняют семью «только ради ребенка», тихо ненавидя друг друга годами и, соответственно, воспитывая ребенка в атмосфере этой ненависти. Или мать отказывается от профессиональной карьеры потому, что ребенку в детском саду или с няней будет плохо, а потом требует от подросшего ребенка компенсации за свою великую жертву. И тогда наступает очередь ребенка жертвовать своим личностным развитием ради утешения любимой мамы. Не менее часто родители, принимая важные семейные решения, склонны отрицать или принижать значимость жизненных перемен для ребенка. Например, принимая решение о разводе, мать пытается убедить других и себя в первую очередь, что для ребенка ничего не изменится, так как отец им и так практически не занимался. Или родители говорят маленькому ребенку об умершем дедушке, что тот уехал в командировку в другой город, предполагая, что ребенок ничего не поймет и быстро забудет любимого дедушку. А дальше родители, пытаясь подавить в себе чувство вины, неосознанно подкрепляют старания ребенка прятать свои настоящие чувства, страдания, тем самым еще больше осложняя ему переживание тяжелой ситуации.

То есть в обыденном сознании еще не укрепилось понимание того, что все события семейной жизни оказывают определенное влияние на личность ребенка. Но и в научной литературе содержатся хоть и многочисленные, но разрозненные и часто противоречивые данные о том, как именно влияют факторы семейной ситуации на личность ребенка, на всех ли детей они влияют одинаково, насколько вызываемые ими изменения устойчивы и необратимы.

Мы предприняли попытку внести свой вклад в исследование вышеобо-значенных проблем. Анализ многочисленной научной и популярной психологической литературы, опыт психологического консультирования семей и серия экспериментальных исследований, проведенных совместно со студентами и аспирантами РУДН, позволил нам прийти к следующим выводам.

Развод родителей оказывает сильнейшее влияние на развитие личности ребенка. В большей степени подвержены этому влиянию дети в возрасте от 3 до 7 лет. В более раннем возрасте многое зависит от способности матери эффективно справляться и со своим эмоциональным состоянием, и с уходом за ребенком, от того может ли она получать адекватную помощь в своем социальном окружении. К трем годам у ребенка уже формируется достаточно устойчивая привязанность к отцу, разрыв которой переживается очень болезненно. Кроме того, именно с этого возраста тройственные отношения мать - отец - ребенок становятся очень важными для развития личности ребенка и его будущего стиля отношений с окружающими. В более старшем возрасте ребенок постепенно приобретает способность адекватно понимать происходящее между родителями, а подросток уже в состоянии строить независимые отношения с каждым из родителей.

Влияние распада семейных отношений затрагивает практически все сферы психики ребенка: эмоциональное равновесие, волевую регуляцию, характер, мотивационную сферу, установки, мировоззрение, способности.

В частности, при исследовании психологической готовности к школе детей 6 лет по методике Л.А. Ясюковой было обнаружено, что у детей из разведенных семей уровень развития понятийного интуитивного мышления значительно ниже, чем у детей из полных семей, хотя уровень понятийного логического мышления даже несколько превышал показатели детей из полных семей. Кроме того, у детей из разведенных семей чаще речевое мышление преобладало над образным, в то время как в группе детей из полных семей не было ярко выраженного преобладания какого-то стиля мышления. Также у детей из разведенных семей хуже было выражено визуальное мышление (матрицы Равенна), ниже внимательность и выше утомляемость (тест Тулуз-Пьерона). То есть дети дошкольного возраста из разведенных семей лучше понимают суть правил, закономерностей и способны правильно применять их на практике, но они хуже, чем их сверстники из полных семей умеют опираться на свой личный опыт, мыслить самостоятельно и, соответственно, дольше нуждаются в помощи взрослых. Преобладание речевого мышления, видимо связанное с тем, что их обучением занимаются только мамы, которые более склонны разговаривать с ребенком, чем играть в игры,

развивающие образное мышление (кубики, конструкторы, машинки), чем обычно занимаются с детьми папы. Но интересен тот факт, что по данным показателям к группе детей из разведенных семей примыкали и дети из полных семей, мамы которых характеризовали свои отношения с мужем как дистантные, отстраненные и признавали, что их мужья практически не участвуют в воспитании ребенка. Кроме того, дети из разведенных семей в этом исследовании продемонстрировали более высокий уровень тревожности (тест Тзммл, Дорки, Амен), но более позитивные ожидания в отношении школьного обучения (цветовые ассоциации). Как показали последующие эксперименты, младшие школьники из разведенных семей часто рассматривают хорошую учебу в школе как возможность компенсировать «неудачную» семейную ситуацию.

Сравнительный анализ характерологических особенностей (тест Кет-телла) младших школьников из разведенных и полных семей показал, что дети из разведенных семей более замкнуты, нерешительны, недоверчивы, обидчивы, раздражительны, упрямы. Они менее добросовестны, ответственны, практичны, чем их сверстники из полных семей. Они чаще конфликтуют с родителями и учителями. И в то же время, они более зависимы, сентиментальны, доверчивы и подвержены влияниям среды, вследствие чего нуждаются в поддержке близких людей. Но они лучше умеют контролировать свое поведение.

К подростковому возрасту отмеченные выше различия между детьми из разведенных и полных семей в основном сглаживаются, и у подростков из разведенных семей даже наблюдается некоторая сверхкомпенсация. То есть подростки из разведенных семей демонстрируют более социально одобряемые черты характера, чем их сверстники из полных семей. Но они, по сравнению со своими сверстниками из полных семей, несколько более чувствительны, раздражительны, пессимистичны, менее добросовестны.

У студентов из разведенных семей, по сравнению со сверстниками из полных семей, несколько более ярко выражены черты застревающего, возбудимого и тревожного типа характеров (тест Шмишека), то есть они более мнительны, уязвимы, тревожны, неуверенны в себе, вспыльчивы, импульсивны, но при этом ориентированы на справедливость, порядочность, мораль. В меньшей степени у них выражены черты демонстративного, педантичного, дистимического и эмотивного типов. То есть для них не очень свойственны стремление находиться в центре внимания, нравиться окружающим, пунктуальность, аккуратность, добросовестность, пассивность и восприимчивость к эмоциональным состояниям других людей. Кроме того, студенты из разведенных семей отличаются принципиальностью, совестливостью, религиозностью.

Эмоциональное состояние младших школьников из разведенных семей (тест Люшера) в основном характеризуется повышенной тревожностью, неуверенностью, чрезмерной напряженностью, страхами. Сильно выраженная потребность в принятии любви фрустрирована и сочетается со страхом отвержения и разочарования. У таких детей отмечается склонность к сомати-

зации. В подростковом возрасте эмоциональная напряженность, подавленность и тревожность еще больше усиливаются. Хотя, они склонны проявлять упорство в достижении целей. В общем, они научаются более открыто выражать свои чувства, обсуждать их, и это помогает им лучше справляться с переживаниями по поводу развода родителей, они менее склонны к сома-гизации. В целом можно сказать, что у маленьких детей переживания проявляются в основном на внешнем - поведенческом уровне, а у подростков как бы уходят вовнутрь, практически не проявляясь в поведении, но сильно омрачают их внутреннее состояние. Тем не менее, и в юношеском возрасте дети из разведенных семей значительно чаще, чем из полных, прибегают к таким защитным механизмам, как соматизация и отреагирование.

Влияет развод родителей и на самооценку детей. При этом младшие школьники из разведенных семей склонны несколько завышать свою самооценку, в то время как подростки из таких же семей обычно оценивают себя даже более критично, чем их сверстники из полных семей. Подростки, воспитывающиеся в неполной семье, также испытывают трудности с формированием своей индивидуальности, им сложнее, чем детям из полных семей, вычленить те свои индивидуальные особенности, которыми они выгодно отличаются от других.

Кроме того, развод сказывается и на отношениях ребенка с другими членами семьи (рисунки семьи, TAT). Дети из разведенных семей в меньшей степени ощущают свою эмоциональную близость с матерью и братьями и сестрами, они не чувствуют себя значимыми членами семьи. После развода у большинства детей ухудшаются отношения с отцом, при этом сильная эмоциональная связь с матерью у таких детей сохраняется гораздо дольше, чем у детей из полных семей, сопровождаясь амбивалентным или негативным к ней отношением (особенно у мальчиков), т. е. подростки и юноши из разведенных семей испытывают сложности с сепарацией. Видимо, они, потеряв в результате развода одного из родителей, стараются «крепче держаться» за другого. А матери, в свою очередь, подкрепляют зависимость детей от себя, ограничивая детям необходимые в этом возрасте активные контакты с внешним миром.

Таким образом, хотя развод родителей всегда оказывает влияние на ребенка, характер этого влияния во многом зависит от возраста ребенка на момент развода. Кроме вышеперечисленных закономерностей, было также обнаружено: если развод родителей приходится на более старший возраст ребенка, то у него с большей вероятностью формируются эмпатия, способность понимать состояние других людей, сопереживать, если же развод приходится на более ранний возраст, то у ребенка скорее развиваются недоверчивость, подозрительность, замкнутость, пессимизм, раздражительность и вспыльчивость. Аналогичные качества развиваются у ребенка и в случае смерти родителя, независимо от возраста ребенка, на который приходится эта трагедия.

Последствия развода могут быть разными для мальчиков и девочек. В целом девочки легче переносят развод родителей. Их реакции, хоть и сопро-

вождаются высокой тревожностью и страхами, обычно более активны и агрессивны. Мальчики же скорее занимают позицию пассивного протеста, больше замыкаются в себе, ограничивают свои контакты. Это связано с тем, что дети идентифицируются с родителем своего пола. Соответственно, когда они после развода остаются жить с матерью, девочкам значительно легче принять позицию матери, найти с ней общий язык, они смелее заявляют о своих потребностях. А маленький мальчик как будто опасается, что мать, «выгнав» из семьи отца, может также поступить и с сыном, если тот будет вести себя «неправильно». Поэтому мальчики склонны сдерживать свои эмоции, замыкаться в себе, пытаться справиться со своими переживаниями самостоятельно. Интересно, что взрослые люди, пережившие в детстве развод родителей, по-разному интерпретируют его причины. Женщины чаще всего в качестве причин называют частые конфликты, в то время как мужчины - супружеские измены.

Сравнительный анализ индивидуально-психических особенностей студентов из разведенных и полных, но конфликтных семей показал, что дети, выросшие в конфликтных семьях, значительно более тревожны, агрессивны, подозрительны, враждебны, у них больше трудностей в общении, выражена склонность к манипуляциям в общении, преобладает экстернальный локус контроля.

Влияние же развода на ребенка во многом зависит от того, как этот развод происходил, и как была организована жизнь ребенка после развода. В частности, замечено, что дети, продолжающие после развода родителей учиться в той же школе и жить в том же месте, быстрее преодолевают связанные с разводом проблемы, чем дети, которых перевели в новую школу или которые сменили место жительства. У детей, которые продолжают общаться с ушедшим из семьи отцом, самооценка выше, чем у тех, кто прекратил общение. У них также лучше отношения с матерью, на них реже жалуются учителя, они более организованные, добросовестные, аккуратные, у них больше интересов и увлечений. В юношеском возрасте такие дети оценивают свои любовные отношения, как складывающиеся более благоприятно.

Многие события в семье оказывают влияние не только на их непосредственных участников или наблюдателей, но и на последующие поколения. Так, исследования показали, что разводы прародителей связаны с ухудшением отношений между родителями, осложнением детско-родительских отношений в следующем поколении и увеличением случаев алкоголизма в следующих поколениях.

Смерть прародителей приводит к тому, что родители начинают налаживать более тесные отношения со своей родительской семьей (видимо, начиная больше ценить оставшихся в живых родственников), а их отношения со своими детьми осложняются.

Алкоголизм дедушек и бабушек, даже если он не воспроизводится в поколении родителей, влияет на характер внуков. Они становятся более пассивными, пессимистическими, капризными, раздражительными, замкнутыми и подозрительными.

Любопытные закономерности были обнаружены в связи с частыми переездами семьи. При частых переездах у детей отмечаются более хорошие отношения с мужчинами (отцом, братьями) и хуже с женщинами (матерью, сестрами). Видимо, такого рода события повышают ценность мужских качеств в семье и придают негативную окраску женскому стремлению к стабильности, предсказуемости, уюту. Кроме того, часто меняющие место жительства дети более возбудимы, раздражительны, но менее тревожны и эмоциональны.

Изучение отношения детей к тому факту, что их мать работает, показало, что реакции детей бывают очень различны. В целом, чем старше становится ребенок, тем более позитивно он оценивает этот факт. Кроме того, многое зависит от мотивации самой матери. Если она работает только для того, чтобы прокормить семью, то детям передаются ее установки, и они склонны видеть больше негативных аспектов в этой ситуации, а, говоря о своих отношениях с мамой, больше указывают на то, чего им не хватает. Если же для матери работа - способ самореализации, то дети тоже начинают уважать дело, которым занимается их мать, гордятся ее достижениями, и в отношениях с матерью чаще отмечают позитивные моменты, какие-то возможности.

Количество детей в семье способствует более близким отношениям между братьями и сестрами. Видимо, когда в семье несколько детей, у них есть возможность создать полноценную сиблинговую подструктуру в семье и строить свои отношения относительно независимо от родителей. Интересно, что ребенок склонен оценивать как более хорошие свои отношения с детьми того пола, которых в семье большинство. Причем с возрастом отношения между детьми в многодетных семьях улучшаются.

Большая разница в возрасте между детьми способствует формированию таких черт, как аккуратность, основательность, организованность. Если один ребенок в семье отличается от других по полу или сильно отличается по возрасту, то у него с большей вероятностью будут формироваться черты демонстративности, стремление нравиться, привлекать к себе внимание, манипулировать другими.

Когда в семье растут два ребенка одного пола, то при небольшой разнице в возрасте у них скорее сформируется эмоциональная стабильность, уравновешенность, уверенность в себе. Если же однополые дети значительно различаются по возрасту, то они, скорее станут более возбудимыми, впечатлительными, тревожными, замкнутыми. Это связано с особенностями взаимодействия детей в семье. С однополыми сиблингами, близкими по возрасту, легче находить общий язык, они более понятны и предсказуемы, в большинстве занятий они участвуют вместе и потому хорошо осведомлены о жизни, интересах, настроениях друг друга, им легче переносить конкуренцию друг с другом, так как они не сильно различаются, если один в чем-то превосходит другого, то обязательно найдется что-то, в чем второй превзойдет первого. А когда разница в возрасте большая - взаимодействие осложняется, дети чаще сталкиваются с разочарованиями, обидами, которые и формируют вышеназванные черты.

Детям разного пола, растущим в одной семье, требуется больше усилий для того, чтобы научиться понимать друг друга и договариваться, соответственно, у них с большей вероятностью развивается эмпатия. Способность к сопереживанию, пониманию внутреннего мира другого человека, они обычно более активны, оптимистичны. В дальнейшей жизни им легче находить общий язык с супругами, так как они учились взаимодействовать с противоположным полом с детства.

Порядок рождения ребенка тоже, как известно, имеет значение. Полученные нами данные несколько противоречат классическим теориям. Так, по нашим данным, у детей, которые были в своей семье младшими, чаще встречаются черты демонстративного или гипертимного типов характера. То есть они общительны, оптимистичны, активны, беспечны, стремятся быть в центре внимания, получать признание и восхищение. Они не очень организованны, обязательны, их контакты с людьми многочисленны, но поверхностны. Но нередко встречаются и педантичный и возбудимый типы, т. е. такие дети могут быть более замкнутыми, осторожными, подозрительными, вспыльчивыми. У тех детей, которые в семье были старшими, чаще встречаются черты дистимического типа, то есть они более пассивны, сдержанны, пессимистичны. Среди единственных детей наиболее распространены экзальтированный и циклотимический типы характеров. То есть они эмоциональны, впечатлительны, импульсивны, их настроение легко меняется под воздействием ситуации, но у них обычно слабо развита эмпатия; они чувствительны к своим эмоциональным состояниям, но не окружающих. Значит, идея о том, что единственные дети более избалованы и эгоистичны в основном подтверждается. Старшие же дети в современных семьях, видимо, оказались перегружены ответственностью и родительскими ожиданиями, и вместо организованности, ответственности и добросовестности (о которых идет речь в классических работах) у них развивается негативизм, стремление избегать ответственности, пассивность, пессимизм, замкнутость. Данные же о том, что они более серьезны и не склонны к играм и развлечениям подтверждаются. Вектор развития характера младших детей, видимо, зависит от отношений в семье. Если они в основном благоприятны, то формируются черты гипертимного и демонстративного характера, в противном случае - педантичного и возбудимого. Что касается средних детей, то мы не располагаем достаточным количеством данных о них, чтобы сделать обоснованные выводы.

Порядок рождения, в свою очередь, оказывает влияние на отношения ребенка с родителями и сиблингами. Так, у старших детей чаще более близкие отношения с отцом, чем с матерью, в то время как у младших - наоборот. Видимо, при рождении младшего ребенка обязанности родителей поначалу естественным образом распределяются так, что мать занимается младенцем, а отец больше времени уделяет старшему ребенку, и с взрослением детей это распределение уже сильно не меняется. Младшие дети часто считают себя главными в семье, в то время как старшие охотнее признают авторитет и власть родителей. Старшие и единственные дети гораздо чаще, чем младшие, выбирают профессию родителей или прародителей.

У единственных детей отношения хуже с обоими родителями. Думаю, это связано с тем, что единственный ребенок обычно сильнее вовлечен в родительские отношения, ему приходится брать на себя функции посредника, примирителя в конфликтах, заместителя в задушевных беседах. Все это затрудняет личностное развитие ребенка, формирование его индивидуальности, независимости и, соответственно, в более старшем возрасте выливается в конфликтные или противоречивые отношения ребенка с родителями.

Младшие дети в общем склонны более позитивно оценивать свои отношения с братьями и сестрами, чем старшие. Действительно, младшие дети всегда тянутся к старшим, стараются им подражать, очень ценят их внимание и заботу. Кроме того, в современной российской культуре им обычно не приходится сталкиваться с обратной стороной «этой медали» - подчиняться и выполнять требования старших, так как у нас не очень принято воспитывать младших в духе послушания старшим братьям и сестрам. Старшим же детям обычно приходится не только заботиться о младших, но и отвечать перед родителями за их проступки, поэтому их чувства к младшим детям часто противоречивы: к любви примешивается раздражение, ревность, обида, младшие начинают восприниматься как обуза и помеха в нормальном общении с родителями.

В семьях, где главой семьи признается отец, отношения детей с отцом и родителей между собой значительно лучше, чем в других, в то время как лидерство матери не оказывает значимого влияния на отношения в семье. Видимо, это связано с ролевыми ожиданиями в семье и с различной природой материнской и отцовской любви. Именно с отцом связывается в общественном сознании роль главы семьи, также известно, что дети более адекватно воспринимают требования, запреты и дисциплинарные санкции, исходящие от отца, нежели от матери. Жесткие требования со стороны матери скорее воспринимаются ребенком как эмоциональное неприятие. Таким образом, если отец принимает на себя отведенную им обществом роль и эффективно с ней справляется, это способствует формированию благоприятного психологического климата в семье, жена и дети лучше относятся к такому отцу. Матриархальный уклад семьи воспринимается как менее естественный. Отец ощущает угрозу собственной самооценке, пытается утвердиться, часто используя для этого иррациональные способы, что порождает конфликты, напряженность, как в супружеской подсистеме, так и в детско-родительских отношениях. У детей в таких семьях выше тревожность, они более чувствительны, мнительны, осторожны, замкнуты, хуже умеют контролировать свои эмоции.

В семьях с единственным ребенком нередко главой семьи становится ребенок. Такой ребенок учится манипулировать родителями, любыми средствами добиваться желаемого, обходить устанавливаемые родителями правила, и этот стиль поведения он переносит в свою дальнейшую жизнь.

Таким образом, мы видим, что многие факторы семейной ситуации, в частности ее структура, правила, система отношений, важные жизненные события, оказывают значительное и устойчивое влияние на развитие личности ребенка, сохраняющееся не только во взрослом возрасте, но и в последующих поколениях.

INTERFAMILY FACTORS OF PERSON'S DEVELOPMENT

E. CHEBOTAREVA

The Chair of Social and Differential Psychology

Peoples' Friendship University of Russia 6, Miklukho-Maklaya St., 117198 Moscow, Russia

The article is devoted to the analysis of factors of the family situation rendering significant influence on child's personality. It represents generalization of the data received in series of experimental researches and practical work in the field of family consultation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.