Научная статья на тему 'Внутрифирменное образование в экономически развитых странах'

Внутрифирменное образование в экономически развитых странах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ ПЕРСОНАЛА / ВНУТРИФИРМЕННОЕ ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА / САМООБРАЗОВАНИЕ / ВНУТРЕННИЙ РЫНОК ТРУДА / PROFESSIONAL EDUCATION / COMPETENCIES OF THE PERSONNEL / IMPROVING PROFESSIONAL SKILLS OF THE PERSONNEL / SELF-EDUCATION / HOME LABOUR MARKET

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наливалкин А. Ю.

На примере экономически развитых стран анализируется механизм внутрифирменного повышения квалификации персонала, позволяющий разумно организовать внутрифирменный рынок труда, на основе интегрирования программ обучения, переобучения и повышения квалификации. При этом повышается интеллектуальный капитал фирмы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTRAFIRM EDUCATION IN ECONOMIC DEVELOPED COUNTRIES

In the article, mechanism of improving professional skills of the personnel is analysed on the example of the economic developed countries. Such approach allows to organize sensibly the firm labour market on the base of integration of education programs, conversion trainings and improving professional skills. Moreover, intellectual capital of the company increases.

Текст научной работы на тему «Внутрифирменное образование в экономически развитых странах»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

Литература

1. Асмолов А.Г. Психология личности : учебник. М., 1990.

2. Будущее России в молодежном сознании: Опыт со-циолого-философского анализа / под ред. Р.А. Зобова, А.А. Козлова. СПб., 2003.

3. Булкин А.Н. Социально-философские аспекты ценностного ориентирования молодежи. Ставрополь, 1997.

4. Гражданское образование: формирование актив-

И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ной жизненной позиции. М., 2001.

5. Кирилова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников // Вопросы психологии. 2000. № 4. С. 76—79.

6. Лутовинов В.И. В патриотизме молодежи — будущее России. М., 1999.

7. Лутовинов В.И. Патриотизм: проблемы формирования у молодежи в современных условиях. М., 1997.

8. Соловьев В.С. Право и нравственность. М., 2001.

ВНУТРИФИРМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКИ РАЗВИТЫХ СТРАНАХ

А.Ю. НАЛИВАЛКИН,

аспирант Российской международной академии туризма 13.00.08 — теория и методика профессионального образования

[email protected]

Аннотация. На примере экономически развитых стран анализируется механизм внутрифирменного повышения квалификации персонала, позволяющий разумно организовать внутрифирменный рынок труда, на основе интегрирования программ обучения, переобучения и повышения квалификации. При этом повышается интеллектуальный капитал фирмы.

Ключевые слова: профессиональное обучение, компетенции персонала, внутрифирменное повышение квалификации персонала, самообразование, внутренний рынок труда.

THE INTRAFIRM EDUCATION IN ECONOMIC DEVELOPED COUNTRIES

A.Y. NALIVALKIN,

post-graduate student of Russian International Academy of Tourism

The summary. In the article, mechanism of improving professional skills of the personnel is analysed on the example of the economic developed countries. Such approach allows to organize sensibly the firm labour market on the base of integration of education programs, conversion trainings and improving professional skills. Moreover, intellectual capital of the company increases.

Key words: Professional education, competencies of the personnel, improving professional skills of the personnel, self-education, home labour market.

В ходе научно-технического прогресса одни профессии отмирают, другие появляются, третьи модифицируются. Уплотняется трудовой ритм, меняются технические средства. Все это обусловливает необходимость подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в новых формах. С ростом технического прогресса знания быстро устаревают, и зачастую в трудовой деятельности уже нельзя использовать только те знания, навыки и умения, которые были получены в образовательном учреждении. Опыт работы многих компаний свидетельствует о том, что внедрение инновационных технологий не имеет смысла без предварительного переобучения персонала, требующего крупных капиталовложений. Компании зачастую не заинтересованы во внедрение новых технологий и непрерывном повышении квалификации своих сотрудников. Более выгодно экспортировать сырье, нежели высокотехнологичный продукт.

Это подтверждается данными Федеральной службы государственной статистики. Так, за I квартал 2009 г. было экспортировано сырой нефти 60 533 595,4 т, а нефтепродуктов — 31 290 057,8 т.

Проблема инноваций сегодня становится как никогда острой. Президент РФ Д.А. Медведев указывает на то, что наша страна начала модернизацию экономики, технологическое перевооружение, стала внедрять новые технологии. Пока мы сделали совсем мало. И если говорить предельно прямо, то в этом смысле мы очень рассчитываем на опыт и партнерство с ведущими экономиками мира.

Важную роль в решении этой проблемы должно сыграть внутрифирменное повышение квалификации кадров, основные задачи которого состоят в: $ обеспечении эффективного выполнения планов и программ социально-экономического и научно-технического развития компании;

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

® подготовке к предстоящим организационным изменениям, связанным с внедрением новой техники и технологий;

® освоении смежных профессий, подготовке работников организации к горизонтальному и вертикальному должностному перемещению.

В разных странах применяются различные системы внутрифирменного обучения кадров. Так? в Японии оно осуществляется с учетом особенностей модели управления предприятиями, в числе которых выделяют практику пожизненного найма, систему оплаты по выслуге лет, принцип равенства в управлении предприятием. Этими действиями японцы решили проблему безработицы на рынке труда, это подтверждается данными Федеральной службы государственной статистики: среднегодовая численность населения, занятой в экономике Японии, в 2008 г. составила 64,1 млн человек, а в России за аналогичный период — 68,5 млн. Среднегодовая численность безработного населения за тот же 2008 г. в Японии составил 2,5 млн человек, а в России — 5,3 млн. Внутрифирменное обучение в Японии включает в себя: обучение во время работы, проводимое на рабочем месте; обучение вне работы, проводимое на фирме и за ее пределами; самообразование.

В Германии широко распространено внутрифирменное образование персонала. Обучение производиться с учетом перспективы развития техники, т.е. можно говорить о преобладании прогностического — технократического подхода. Повышение квалификации производится с использованием дуальной системы обучения, которая представляет собой параллельное обучение в образовательном учреждении и на производстве1.

В нашей стране внутрифирменное обучение производится по следующим направлениям: професси-

И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ональная подготовка работников; переподготовка (переобучение) работников; обучение работников вторым (смежным) профессиям; повышение квалификации. Каждая последующая ступень представляет собой логическое продолжение предыдущей, обеспечивая таким образом возможность дальнейшего обучения.

Профессиональное обучение в нашей стране преследует цель не пополнить по-настоящему профессиональные знания и умения, а лишь получить очередной тарифный разряд, повысить тарифную ставку. На большинстве предприятий профиль рабочей профессии и квалификации присваиваются согласно Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих без экзаменов или после упрощенных формальных процедур. При этом не оценивается реальный уровень мастерства, от которого зависит качество труда.

Налицо тенденция развития функциональной неграмотности кадров, в то время как внутрифирменное обучение кадров должно быть ориентировано на конечный результат — достижение каждым работником высокой степени профессионализма. В этих условиях необходимо разработать и реализовать государственную систему защиты профессионализма работников и интересов работодателей (как потребителей рабочей силы) на законодательном уровне через создание механизма сертификации работников, разработку профессиональных стандартов, которые должны учитываться на всех уровнях профессионального образования, во всех образовательных ситуациях.

1 Профессиональное обучение в рамках дуальной системы в ФРГ: Инвестиции на будущее. Бонн, 1991.

ПРОФЕССИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАСКРЫТИЮ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА

В.И. НОЗДРИН-ПЛОТНИЦКИЙ,

кандидат педагогических наук, доцент, начальник центра координации образовательного процесса

Белорусского государственного экономического университета 13.00.08 — теория и методика профессионального образования

п -pbseu @yandex. т

Аннотация. Профессиологические основы выступают исходной позицией для построения педагогических систем, интеграции и дифференциации в профессиональном образовании. Важнейшей про-фессиологической категорией служит профессиональная деятельность. Подготовка юриста в университете интегрирует учебную и профессиональную деятельность в единую учебно-профессиональную в силу своей предметной направленности на специальность.

Ключевые слова: профессиологический подход, профессиональное образование, учебно-профессиональная деятельность, профессионал-юрист.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.