ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА СОВРЕМЕННОЙ ГРУЗИИ
Грант Микаелян
После обретения независимости Грузия оказалась в ситуации хаоса, вызванного обвалом экономики и территориальными конфликтами с Абхазией и Южной Осетией.
В статье анализируются основные векторы внутренней политики Грузии в их увязке с внешнеполитическими развитиями, а также парадигма развития межгосударственных контактов Грузии с Арменией и уступок в адрес армянской общины Тбилиси.
1. Внутренняя политика Грузии до прихода Саакашвили
После обретения независимости в 1991г. Грузия оказалась в ситуации хаоса. Экономика полностью обвалилась вследствие ряда серьезнейших проблем: проигранная война с бунтующими Абхазией и Осетией, гражданская война, развал прежней системы управления. Ко всему этому добавилась также неправильная политика тогдашних властей, в том числе инициатива Шеварднадзе внести денежные средства в Сбербанк с обещанием удвоить сумму. В результате, экономика Грузии фактически обанкротилась, причем не вышла из кризиса до сих пор1.
Первый президент Грузии Звиад Гамсахурдия изначально победил на выборах со значительным отрывом, набрав 86% голосов [2]. Уже спустя несколько месяцев из-за тотально неправильного курса, его рейтинг значительно упал, усилилась оппозиция и началась гражданская война, что имело плачевные результаты для Грузии. В скором времени в Грузию вернулся Эдуард Шеварднадзе, который в свою очередь набрал на выборах около 80% голосов.
1 Среди республик Южного Кавказа только Грузия так и не смогла преодолеть порог своего экономического развития в советское время. Так, паритет покупательной способности на душу населения в ценах 2007г. в Грузинской ССР 1985г. составлял $7604, а в самом 2007г. — $4400. Для сравнения: в Армении в 2007г. он составлял $5693. Помимо Грузии, своих советских показателей не достигли Украина, Молдова, Кыргызстан, Таджикистан [1, pp. 195-198].
57
Г.Микаелян
<21-й ВЕК», № 2 (14), 2010г.
В период президентства Шеварднадзе клановость в Грузии была особенно очевидна. Партия президента состояла из двух групп: людей «старой закалки», его личных друзей и родственников и молодых реформаторов. Режим Шеварднадзе основной своей заслугой считал достижение стабильности, при этом обещаемое экономическое развитие так и не наступило1. В реформаторском крыле правительственной партии Грузии «Союз Граждан Грузии» тогда состояли люди, впоследствии ставшие лидерами будущей революции, — Зураб Жвания, Нино Бурджанадзе, Михаил Саакашвили, Вано Мерабишвили, Гия Бокерия и многие другие. Зураб Жвания и Нино Бурджанадзе успели побывать председателями парламента, Михаил Саакашвили — министром юстиции. И это довольно типично для постсоветского пространства, где бывшие высокопоставленные чиновники из числа молодых реформаторов зачастую становятся оппозиционерами и требуют революционной смены власти в стране.
Грузия в 1990-е была похожа на множество постсоветских стран: чиновничий произвол, массовая коррупция, разворовывание международных грантов и гуманитарной помощи, которую Грузия получала довольно долго. Те же карточки на хлеб, очереди за хлебом, перебои с поставками электроэнергии, костры во дворах и многое другое.
В первой половине 1990-х в Грузии царил настоящий хаос — мелкие «князья» контролировали большую часть страны, не была обеспечена безопасность дорог, неприкосновенность имущества и вообще безопасность жизни граждан; царил высокий уровень преступности и разгул криминальных элементов. Кроме того, совершенно не контролировалась Аджария Аслана Абашидзе; она была отдельным феноменом в Грузии того времени.
Аслан Абашидзе был выдвинут на пост руководителя Аджарии Звиадом Гамсахурдия1 2 в 1991г. Абашидзе создал в Аджарии модель «квазигосударства». Приведем некоторые характерные факты:
1. За все время правления Абашидзе в центральный бюджет Грузии не было перечислено ни одного цента;
2. Абашидзе удалось избежать распространения гражданской войны на Аджарию посредством поддержки России;
3. Аджария имела фактическую государственную границу и пограничные пункты не только с Турцией, но и с остальной Грузией;
1 Так, экономический рост 1996-1997гг. сменился стагнацией. В 1996 и 1997гг. экономика Грузии росла на 110111%, а в 1998-2002гг. экономический рост составлял 1-5% ежегодно, что не ощущалось жителями страны.
См.: Статистический комитет СНГ, Грузия. cisstat.org/rus/georg.html; Департамент статистики министерства экономического развития Грузии, statistics.ge.
2 Звиад Гамсахурдия тогда объявил депутатам: «Тот, кто поддерживает независимость Грузии, проголосует за избрание Аслана Абашидзе».
58
<21-й ВЕК», № 2 (14), 2010г.
Г.Микаелян
4. Аджария имела подобие большинства госструктур, функционирующих в обычном государстве, собственный парламент, вооруженные силы, состоявшие из 25-й бригады ВС Грузии, причем их численность по грузинским меркам была довольно большой — до 3.000;
5. Контроль порта и всех доходов с моря и от транзита в Турцию для всего постсоветского пространства;
6. Экономического коллапса в Аджарии не было;
7. Режим Абашидзе имел по сути министерство иностранных дел под вывеской офиса Ассамблеи европейских регионов, Абашидзе проводил независимую внешнюю политику, в том числе добился некоторых успехов — поддержки России и европейских структур1.
Однако примечательны и отличия Грузии от других постсоветских стран. Во-первых, проблемы с электроэнергией продлились гораздо дольше, несмотря на то, что Грузия очень богата гидроресурсами. Еще в 2000г. столица Грузии оставалась в темноте. Во-вторых, нестабильность политической системы часто выражалась в покушениях на президента. В-третьих, у Грузии практически не было боеспособной армии, численность войск составляла 12 тысяч, а призыв исполнялся только на 3-10%. В-четвертых, в Грузии очень быстро развивался третий сектор (общественные организации) и свободные СМИ, в развитии которых большую роль сыграл Зураб Жвания. Это обстоятельство и стало основой для будущей революции.
2. Президент Саакашвили и Грузия в2003-2008гг.
Перечисленное и есть то, с чем Грузия вошла в 21 век и впоследствии встретила «революцию роз». Как можно догадаться, следствием революции стало изменение ситуации на абсолютно противоположную. Так, первым шагом Саакашвили было укрепление президентской власти. Далее последовали аресты и репрессии старых коррумпированных чиновников, в том числе потому, что выполнение популистских обещаний, данных народу ранее, оказалось невозможным. На выборах 4 января 2004г. Саакашвили набрал почти 97% голосов, одержав еще более убедительную победу, чем его предшественники. Этот факт предопределил развитие многих процессов в Грузии в следующие годы.
1 В 1992г. президент России Борис Ельцин присвоил председателю Верховного Совета Аджарии воинское звание генерал-майора Вооруженных Сил Российской Федерации; уже в 2004г. Генеральный секретарь Европейского совета Вальтер Швиммер не увидел никаких проблем в произошедшем на его глазах разгоне митинга в Аджарии.
59
Г.Микаелян
<21-й ВЕК», № 2 (14), 2010г.
То, что делалось далее, можно назвать процессом создания государства. Саакашвили пошел путем создания властной вертикали с авторитарным, а порой и диктаторским стилем управления. Опорой его власти стали силовые министерства, а ввиду очень небольшого круга лиц, которым Саакашвили доверял, с тех пор и по сей день продолжается ротация министров на разных должностях, а в среднем каждый министр проводит на одной должности примерно полгода — год. Так, министр образования становится министром обороны, а министру обороны поручается найти рынки сбыта для вина. Бессменным остается лишь министр внутренних дел Вано Мерабишвили1.
В мае 2004г. Саакашвили устроил бархатную революцию в Аджарии и сверг Аслана Абашидзе; коррупция на местах и взяточничество были значительно снижены, а также отменена служба ГАИ, что решило проблему пополнения бюджета. Огромными темпами росли расходы на силовой блок — МВД и армию, причем ассигнования на армию, составлявшие до прихода Саакашвили порядка $30 млн. в год, выросли примерно в 30 раз и достигли $1 млрд. к 2007г. Примерно вдвое меньшую сумму составляли расходы на обеспечение внутреннего порядка и госбезопасность. При этом расходы на социальные нужды, образование и здравоохранение росли медленнее1 2.
Экономика Грузии, 2003-2008гг.
Таблица 1
Экономический рост Доходы бюджета Грузии, млн. $ Расходы на оборону, млн. $ Расходы на соц. защиту, млн. $
2003 +11.1% 617,3 28,6 160
2004 +5.9% 1189,1 83,5 250,6
2005 +9.6% 1799,5 218,8 345,4
2006 +9.4% 2488,8 405,7 387,7
2007 +12.3% 3548,5 884 376,5
2008 +2.3% - 1052,4 -
Источники: Georgian Statistical Yearbook, 2008, р. 247;
Cisstat.org, Грузия cisstat.org/rus/georg.html;
IMF World Economic Outlook imf.org/external/pubs/ft/weo/2008/02/weodata/index.aspx
Численность личного состава вооруженных сил Грузии выросла примерно в 3 раза и достигла 36.5 тыс. Саакашвили объявил беспощадную войну криминалу и местному самоуправству. Проблемы с электроэнергией были решены довольно легко: надо сказать, Грузия имела потенциал их решения, а одной из
1 Отметим, что именно свержение в 2001г. министра внутренних дел Кахи Таргамадзе, который служил правой рукой и опорой Шеварднадзе, сделало режим беспомощным перед революцией в ноябре 2003г.
2 Так, суммарные расходы на оборону, МВД и госбезопасность в 2003г. составляли 10.9% всей расходной части бюджета; в 2007г. они составили 36.6% всех расходов.
60
<21-й ВЕК», № 2 (14), 2010г.
Г.Микаелян
основных причин отсутствия света и тепла была перепродажа электричества в Турцию. Были предприняты шаги в направлении создания правового государства, однако все это делалось вовсе не демократическими методами.
Объявленная правительством официальная репатриация, а также конфронтация с Россией в 2005-2006гг. и высылка из России грузинских граждан принесли свои плоды: в 2005г. в Грузию въехало на 76.3 тыс. чел больше, чем выехало. Несмотря на официальную риторику властей Грузии, объявленное Россией эмбарго на ряд товаров грузинской продукции сильно повлияло на экономику Грузии; эта проблема была отчасти решена тотальной приватизацией и экономическими реформами — а осуществлено это было министром экономики Кахой Бендукидзе, использовавшим тогда лозунг «мы продадим все, кроме совести». В дальнейшем была создана должность специально для него — Государственный министр по координации экономических реформ, где он и продолжал осуществлять свои подчас радикальные реформы. В результате приватизации и ряда других мероприятий, а также репатриации значительного количества грузинских граждан, правительство Грузии получило в свое распоряжение значительные материальные средства, которые и дали толчок к развитию страны на несколько лет.
Кроме того, и это также знаменательно, власть Саакашвили занялась ограничением свободных СМИ. Так, в 2005г. было закрыто издательство «Самшоб-ло», в здании которого находилось множество редакций газет и телекомпаний, оппозиционных правящему режиму. Предлогом была приватизация и перепродажа здания зарубежному инвестору, однако даже сейчас (в 2010г.) здание в центре города пустует. Были закрыты некоторые телекомпании, оставшиеся же были подвергнуты давлению (для иллюстрации см. Таблица 2).
Таблица 2
Динамика количества аналитических переда ч с политическими дебатами в 2003-2008гг.
ТВ Октябрь 2003 Октябрь 2006 Март 2008
Рустави-2 1 ежедневный 1 еженедельный 2 еженедельных
Имеди (Надежда) 1 ежедневный / 1 еженедельный 2 еженедельных Канал закрыт
Первое общественное телевидение Грузии 1 ежедневный / 1 еженедельный Нет 1 ежедневный
Мзе (Солнце) 1 ежедневный Нет Нет
9 Архи (9 канал) 1 ежедневный Канал закрыт Канал закрыт
Иберия 1 ежедневный Канал закрыт Канал закрыт
Кавкасия 1 ежедневный 1 ежедневный 1 ежедневный
202 Нет 1 ежедневный / 1 еженедельный Канал закрыт
Положение на 2003 и 2006гг. из книги Յօւ^օձօյ^Տօ ^ծՑՀՕ&ծ^ձօ" с. 212 («Политический
Ландшафт Грузии», на грузинском языке).
61
Г.Микаелян
<21-й ВЕК», № 2 (14), 2010г.
В дополнение к сказанному, власть Саакашвили можно описать следующими характеристиками:
• Нынешняя власть в Грузии являет собой ту «крепкую руку», которую так ждало население Грузии в период хаоса; в ней же оно было разочаровано несколько лет спустя;
• Следствием революции было повышение демократической риторики и понижение уровня демократии — того специфического уровня, который позволил революции произойти1;
• Выраженное мессианство Саакашвили: большинство своих начинаний президент Грузии характеризует словами «впервые в истории Грузии», «впервые в Европе» (или даже в мире); сюда же можно добавить регулярное проведение параллелей с историческими царями Грузии (в первую очередь, с Давидом Строителем). Это дало некоторым аналитикам основания считать, что одной из целей Саакашвили является «оставить след в истории Грузии»;
• Саакашвили является харизматичным лидером. Его характеризуют эмоциональность, агрессия и напористость в достижении своих целей — это наглядно было продемонстрировано в ходе событий 2001-2003гг., когда он не согласился с второстепенной ролью и смог победить исходно более сильных конкурентов в лице партии власти, Лейбористской партии, партии Жвания и Бурджанадзе и партии Абашидзе «Возрождение»;
• Саакашвили взял курс на радикальную вестернизацию страны и осуществляет его путем жестких реформ; ориентация на Запад комбинируется с антироссийской риторикой. Это приводит к противостоянию со значительной частью населения, которая считает себя обманутой и отторгнутой.
Изначально Саакашвили акцентировал внимание на мистике и символизме, а порой и на «магии чисел», увязывая все свои масштабные мероприятия с религиозными праздниками и прочими памятными датами, а также намекая, что это предначертано судьбой. Однако в будущем этот метод у него переймет оппозиция, и Саакашвили откажется от него.
3. Вопрос Абхазии и Южной Осетии
Отдельного обсуждения заслуживает вопрос сецессионистских республик — Абхазии и Южной Осетии, получивших свою независимость в результате войн 1991-1994гг. Грузины — очень эмоциональный народ; в их национальном мифе достаточно значимую часть занимает образ грузина-воина. Вопрос отколовших -
1 См. [3, с. 13].
62
<21-й ВЕК», № 2 (14), 2010г.
Г.Микаелян
ся регионов для Грузии в эмоциональной плоскости оставался прежде всего вопросом ущемленного достоинства.
Согласно официально озвучиваемым цифрам, число беженцев грузин из Абхазии составляет 300-500 тысяч. В действительности, это число значительно завышено. В 1989г. в Абхазской АССР проживало 239 тыс. грузин; перепись 2003г. показала около 45 тыс. грузин (в т.ч. указавших себя мегрелами), проживающих в Абхазии1. Учитывая, что в этот период естественный прирост в Грузии был практически равен нулю, а большая часть беженцев уехала в Россию, общее их число можно оценить в 200±5 тыс., из которых в Грузии на сегодня проживает не более половины.
Популистские обещания, розданные Саакашвили в предвыборный период, его идея мессианства, а впоследствии также и острая нехватка легитимности, толкают его на активные шаги в отношении Абхазии и Осетии. Среди них следует выделить:
• Локальное военное противостояние на линии огня с Южной Осетией (2004);
• Закрытие контрабандного рынка в Эргнети, за счет которого жила большая часть населения Южной Осетии (2005);
• Установление контроля над Кодорским ущельем, переименование его в Верхнюю Абхазию и размещение там альтернативной администрации (2007);
• Создание альтернативного правительства на контролируемой грузинской стороной части Южной Осетии во главе с Дмитрием Санакоевым (2007);
• Запуск пропагандистского телеканала «Алания» (2007) и в качестве кульминации —
• Военный конфликт с Южной Осетией, который сразу же перерос в межгосударственный конфликт с Россией в августе 2008г.
Тема отколовшихся регионов до сих пор крайне актуальна в Грузии. Часть населения продолжает ожидать их возвращения в Грузию, часть же смирилась с их окончательной потерей. Если до августовской войны численность первых значительно превышала численность вторых, то сегодня можно предполагать, что эти группы примерно равны по численности.
1 Результаты переписей населения в Абхазии с 1897 по 2003гг. http://www.ethno-kavkaz.narod.ru/rnabkhazia.html
63
Г.Микаелян
<21-й ВЕК», № 2 (14), 2010г.
4. Политическая оппозиция в Грузии: генезис и современное состояние
Парламентские выборы 2003г. были наиболее конкурентными выборами в парламент Грузии за все время. 7%-ый барьер на них преодолело 6 политических партий. Проводимый одновременно неправительственной организацией «Справедливые выборы» альтернативный подсчет показал несколько другие результаты. В них проценты, набранные оппозиционными партиями, были выше, чем в официальных итогах, результаты, полученные правительством — соответственно ниже. Уже 25 ноября, после своей отставки сам Э. Шеварднадзе признал, что выборы были сфальсифицированы. Их результаты были отменены, а на весну 2004г. были назначены перевыборы.
Таблица 3
Результаты парламентских выборов в 2003-2008гг.
Выборы 2.11.2003 28.3.2004 21.5.2008
«За новую Грузию» 21.32%
«Возрождение» 18.84% 3.86%
«Национальное движение» 18.80% 66.24% 59.18%
«Бурджанадзе-демократы» 8.79%
Лейбористская партия 12.04% 6.01% 7.44%
«Новые правые» 7.82% 7.56%
Объединенная оппозиция 17.73%
Республиканская партия 3.78%
Христианско-демократическое движение 8.66%
К началу 2004г. ситуация довольно сильно изменилась. Партии, не принявшие участие в «революции роз», были маргинализированы в глазах общества, а также изолированы стараниями официальной пропаганды. Тем не менее, авторитарные методы управления новой власти привели к росту числа ее противников, и ее рейтинг пустился в свободное падение прямо после президентских выборов, когда Саакашвили набрал около 97% всех голосов.
На выборах 2004г. власти набрали 66%, при этом заняли порядка 220 из 235 мест в парламенте. В условиях роста общественного недовольства подобное соотношение никак не отражало соотношение популярности политических партий в обществе. Парламент постепенно стал восприниматься как нечто неле-
64
<21-й ВЕК», № 2 (14), 2010г.
Г.Микаелян
гитимное, тем более что его полномочия в условиях сильного президента сократились. Политика, проводимая новой властью, очерчивала все новые маргинальные круги, в которых оказались разные слои общества. Сначала это была тбилисская интеллигенция, потом уличные торговцы, представители разных партий. Метафора Саакашвили о поезде, который начал свое движение, а те, кто не в нем, остаются за бортом, фактически может быть переведена как «кто не с нами, тот против нас». И в результате эта политика обернулась против него.
Силы, ослабленные постреволюционным развитием событий, начали усиливаться на ниве радикальной критики правительства, а сам властный блок стал постепенно дробиться, и от него откалывались некоторые известные лица и группы — например, Республиканская партия. Центр политической активности все более перемещался из парламента сначала на телеканалы, а потом — на улицу. Своего апогея общественный протест достиг в 2007г. В сентябре произошел пробный митинг, а в ноябре началась акция протеста. Судя по численности присутствовавших, она была самой масштабной за всю историю постсоветской Грузии. Однако, поскольку программы партий были разными и постоянно менялись по ходу митинга, а также в силу естественных причин, число митингующих быстро сокращалось, и 7 ноября акция была разогнана, а результатом стало введение чрезвычайного положения и запрета на трансляцию оппозиционных каналов.
Оппозиция перенимала множество методов, уже использованных Саакашвили, но ее основными отличиями от него несколькими годами ранее было отсутствие решимости, единого харизматического лидера и какого-либо стратегического планирования. Основой объединения оппозиции был протест против власти. Однако в коалиции оппозиционных партий не было согласованности относительно дальнейших действий. Предварительным решением было объявление парламентской республики. Оппозиция отказалась от мандатов, полученных в 2008г., и не признала итоги выборов. С апреля по сентябрь 2009г. продолжались безрезультатные уличные акции.
Напряжение, начавшееся с избрания Саакашвили, периодически ослабевает и усиливается все последние годы, однако протест остается достаточно сильным. Конечно, говорить о точных цифрах очень сложно, но можно попробовать сделать некоторые оценки на основе ряда социологических опросов и последних выборов.
Соотношение на данный момент можно оценить примерно следующим образом: в столице: сторонников — 30%, противников — 50%, остальные колеблются; в регионах: сторонников — 40%, противников — 15%, остальные колеблются или индифферентно относятся к внутриполитической борьбе.
65
Г.Микаелян
<21-й ВЕК», № 2 (14), 2010г.
Что касается внешних сил, то Россия до недавнего времени поддерживала Игоря Гиоргадзе, который был министром госбезопасности Грузии, но был обвинен в покушении на Э. Шеварднадзе и бежал в Москву еще в 90-х. Фигура эта в Грузии была окончательно маргинализирована в 2005-2006гг., однако альтернативной кандидатуры Москва подыскать не сумела. До недавнего времени Россия поддерживала только Гиоргадзе, однако сегодня круг грузинских оппозиционеров, пользующихся российской поддержкой, расширился. Что касается Вашингтона, то там предпочитают сотрудничать одновременно с несколькими группами, чтобы избежать проблемных ситуаций.
Если попробовать смоделировать ситуацию на будущее, то какой-либо динамики не ожидается, поскольку неудачи Саакашвили, как внутри страны, так и во внешней политике, не прекратились. При этом оппозиция показала себя в общем неспособной свергнуть Саакашвили или объединиться для какой-либо серьезной цели. Видимо, число людей, разочарованных в политике страны, со временем будет увеличиваться.
Во внутриполитической борьбе основными аргументами остаются «национальное предательство» и «сотрудничество с Россией», причем чаще всего они применяются со стороны правительственных кругов.
5 Религия в политике Грузии
Одной из особенностей постсоветской Грузии является выраженная религиозность населения и фактическое участие православной церкви в политике. В Конституции Грузии продекларирована свобода вероисповедания. Однако, в 9 статье Конституции закреплено, что «государство признает исключительную роль Грузинской православной церкви в истории Грузии и вместе с тем провозглашает ... независимость церкви от государства». В 2001г. к этой статье был добавлен второй пункт, согласно которому, взаимоотношения между государством и церковью определены Конституционным договором, который удостоился весьма неоднозначных оценок [4, с. 59, сс. 62-63].
В Грузии до сих пор не принят Закон о религии, и существует множество проблем, связанных с религиозными меньшинствами. В первую очередь, дискриминации подвергаются «Свидетели Иеговы» и ряд традиционных религий Грузии — ААЦ, католическая церковь и др. При этом до сих пор ни одна религиозная организация не может зарегистрироваться в статусе, отличном от неправительственной организации, что, естественно, не устраивает Армянскую Апостольскую, Католическую церкви и другие.
Согласно переписи населения 2002г., доля грузин и православных примерно совпадает — 84%1. Однако православными являются также русские, часть армян и других нац. меньшинств, а часть грузин является мусульманами1 2.
1 См.: http://statistics.ge/_files/english/census/2002/Religious%20beliefs.pdf – население Грузии по религиозным убеждениям (по стране в целом и регионам).
2 Это преимущественно лазы и аджарцы.
66
<21-й ВЕК», № 2 (14), 2010г.
Г.Микаелян
Сегодня грузинская церковь является конкурентом государства за национальные проекты и пытается установить свое абсолютное влияние. В таких условиях естественно столкновение интересов руководства с церковью как централизованной структурой. При этом обе стороны пытаются скрыть и нивелировать этот конфликт. Поскольку церковь является единственной всеобъемлющей структурой в Грузии, выжившей в советской период, при этом она претендует на высокий моральный авторитет, ее роль и авторитет действительно высоки и фактически превышают аналогичные у государственных структур.
Грузинская церковь, по сути, сегодня занята вопросом консолидации нации. Этому можно найти множество подтверждений, но достаточно будет и одного — поздравляя грузинский народ с Рождеством 7 января 2010г., патриарх сказал следующее: «Есть силы, которые подталкивают мало мыслящих людей к тому, чтобы Библия или другие книги были переведены на мегрельский, сванский и лазский, дабы была подготовлена почва для того, чтобы в ближайшем будущем объявить эти ответвления грузинского языка уже отдельными языками. <...> В мире распространяются карты и квалификации, якобы Грузия — искусственное объединение аджарцев, лазов, сванов, мегрелов и других, якобы у каждого из них свой язык и культура. Этим они хотят представить нашу нацию как объединение различных наций. Отсюда до распада государства — один шаг»1. В церковной терминологии это филетизм, но, как уже было сказано, сегодня грузинская церковь видит своей основной задачей именно консолидацию нации.
В 2001г. уровень доверия к государственным институтам был чрезвычайно низок: полиции доверяли около 4% опрошенных, церкви же — 63%. На втором месте после церкви находился институт омбудсмена. Ему доверяли 14% [5]. С тех пор вырос авторитет как госструктур, так и самой церкви. Для того чтобы ясно представить динамику положения грузинской церкви, надо отметить, что в 1978г. лишь 1% опрошенных студентов Тбилисского государственного университета признали себя верующими; в 2000г. таковых оказалось уже 89% [6]. Понятно, что в 1978г. не все верующие осмелились признать себя таковыми, а в 2000г. – не все атеисты смогли признаться в этом, но динамика совершенно очевидна. Согласно одному из опросов, 65% населения разделили мнение, что «вера и религиозные ценности должны определять все аспекты жизни общества и государства». Причем среди сторонников фундаментализма оказалось приблизительно 70% студентов.
Важно отметить, что католикос-патриарх Илья находится на своем посту уже 32 года1 2. Дату его интронизации и день рождения Патриарха грузинской церкви сейчас отмечают как национальные праздники. Таким образом, грузинская православная церковь и имя Ильи Второго в сегодняшней Грузии являются практически синонимами. К нему апеллируют все без исключения политические силы Грузии, особенно, оппозиция, которая надеялась найти в нем опору
1 http://www.apsny.ge/2010/soc/1262901255.php
2 Его интронизация состоялась 25 декабря 1977г.
67
Г.Микаелян
<21-й ВЕК», № 2 (14), 2010г.
для борьбы против Саакашвили.
Сегодня Грузинская православная церковь (ГПЦ) пытается вести самостоятельную политику, в том числе внешнюю. ГПЦ во главе с Ильей вторым поддерживает дипломатические контакты с Русской православной церковью (РПЦ) и добивается некоторых результатов1. Так, РПЦ до сих пор не признает Абхазскую и Югоосетинскую самопровозглашенные церкви отдельными от грузинской и называет ГПЦ своим главным союзником в борьбе с «раскольниками» на Украине1 2.
Уже в конце 2009г. Тея Тутберидзе, одна из руководителей «Института Свободы», сделала несколько клипов и разместила их в сети Facebook, а также, дала интервью, где «разоблачила» Патриарха в пророссийской и антигосударственной деятельности. Это вызвало скандал в грузинском обществе3; конфликт набирает обороты, поскольку «Институт Свободы» был одной из основных структур, которые привели к власти Саакашвили, и считается идеологической основой современной грузинской власти.
Некоторые итоги
Весь последний век Грузия стремилась к унитаризации. Данный результат частично достигнут, хотя и вызвал конфликты в Абхазии и Южной Осетии. Промежуточная напряженность в межнациональных отношениях сохраняется.
В Грузии очень явно выражена фобия в отношении потери территорий и дальнейшего распада страны. Антироссийская риторика остается одним из основных политических аргументов во всех дебатах – и хотя оппозиция пытается каким-то образом снизить накал в российско-грузинских отношениях, власти педалируют оттепель.
Рейтинг Саакашвили и его администрации остается в районе 40% и дает ему небольшую свободу в действиях; со стороны некоторых сил регулярно раздаются обвинения в предательстве Родины и поддержке армянских требований в связи со строительством автодороги Батуми-Гюмри и открытием КПП Казбе-ги–Верхний Ларс. Вероятнее всего, Саакашвили останется у власти до конца своего второго срока и назначит преемника из своей команды.
Влияние внешней политики на внутреннюю значительно, однако оно все же не является решающим, и внутренний конфликт в результате военного поражения от России практически не ослаб и не усилился.
Роль политической оппозиции будет оставаться стабильной на протяжении ближайших месяцев, в то время как роль Грузинской православной церкви
1 Патриарх Грузии: Абхазия и Осетия вернутся в состав Грузии. По итогам встречи с патриархом России Кириллом в Баку http://ru.trend.az/news/politics/foreign/1611936.html
2 http://www.stavropolye.tv/russian/view/12702
3 http://www.inosmi.ru/sngbaltia/20091027/156438658.html http://evrazia.org/article/1143
68
<21-й ВЕК», № 2 (14), 2010г.
Г.Микаелян
может продолжать расти. И это обстоятельство будет осложнять как межгосударственные контакты Грузии с Арменией, так и уступки в адрес армянской общины в Тбилиси.
Январь, 2010г.
Источники и литература
1. UNPD HDI (Human Developement Index) 2009 Complete report, Table "Economy and inequality".
2. Фатех Вергасов. Гамсахурдиа. Псевдология (Pseudology.org), 17.03.2007. №0241.
3. Искандарян А, Феномен цветных революций. Кавказ-2004. Ежегодник Кавказского института СМИ.
4. Ивлиан Хаиндрава. Религия в Грузии: 21 век // Религия и политика на Кавказе. Материалы международной конференции, CMI, Ер.
5. «Ваши права». Периодическое издание Народного защитника Грузии, №1, 2001 (на груз. языке).
6. NugzarPapuashvili, World religions in Georgia, Tbilisi, Liberty Institute, 2002.
DOMESTIC POLICY OF MODERN GEORGIA Hrant Mikaelyan
Resume
After the independence in 1991 Georgia appeared in a chaotic situation. The economy was fully destroyed as a result of a number of serious problems. For the whole last century Georgia had tended to unitarization. The result was obtained though it caused conflicts in Abkhazia and South Ossetia. The interim interethnic tension still remains.
The influence of the foreign policy on the domestic one is considerable but, however, it is not the determinant and the internal tension has neither increased nor diminished in the issue of military defeat by Russia.
The role of the political opposition will be stable in the months to come while the role of the Georgian Orthodox Church will be growing. And this circumstance will complicate both the interstate contacts between Armenia and Georgia and the concessions to the Armenian community in Tbilisi.
69