Научная статья на тему 'Внутренний туризм как фактор социальноэкономического развития региона (на примере Приморского края)'

Внутренний туризм как фактор социальноэкономического развития региона (на примере Приморского края) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
620
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТУРИЗМ / ТУРИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТУРИСТСКАЯ ИНДУСТРИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / ФАКТОР / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / REGION / STATE REGULATION / TOURISM / TOURIST ACTIVITY / TOURIST INDUSTRY / MANAGEMENT / FACTOR / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Гатауллина Светлана Юрьевна, Кушнарева Ирина Юрьевна

В Российской Федерации с 1996 года внутренний туризм определен в качестве одного из приоритетных видов туристской деятельности. Внутренний туризм оказывает значительное влияние на экономическую, социальную, культурную сферы региональной среды и может рассматриваться как фактор социально-экономического развития региона. Однако уровень развития внутреннего туризма в большинстве регионов России пока не позволяет рассматривать его в качестве значимого фактора регионального развитя. Приморский край относится к субъектам Российской Федерации, в которых туристская деятельность входит в число стратегическх приоритетов развития. На основе проведенных исследований в Приморском крае авторы статьи делают вывод о необходимости совершенствования государственного регулирования туристской деятельности. В результате проведенного маркетинга выявлены факторы, в наибольшей степени влияющие на эффективность развития внутреннего туризма в Приморском крае, проведена экспертная оценка влияния на развитие внутреннего туризма в Приморском крае предполагаемых изменений Налогового кодекса Российской Федерации в части включения в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли организаций, расходов на оплату услуг по организации туризма и отдыха работников и членов их семей на территории Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Гатауллина Светлана Юрьевна, Кушнарева Ирина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Internal tourism as factor of social and economic development of the region (on the example of Primorsky region)

In the Russian Federation since 1996 internal tourism is defined as one of priority types of tourist activity. Internal tourism has considerable impact on economic, social, cultural spheres of the regional environment and can be considered as a factor of social and economic development of the region. However the level of development of internal tourism in the majority of regions of Russia doesn't allow to consider it as a significant factor of regional development yet. Primorsky Krai is included in the subjects of the Russian Federation in which tourist activity is among the strategic priorities of development. On the basis of the conducted researches in Primorsky Krai the authors of the article draw the conclusion about the necessity of improvement of the state regulation of tourist activity. As a result of the carried-out marketing the factors which are most influencing efficiency of development of internal tourism in Primorsky Krai are revealed. The expert assessment of influence on development of internal tourism in Primorsky Krai of alleged changes of the Tax code of the Russian Federation regarding inclusion in the structure of the expenses, considered at the taxation of profit of the organizations, expenses on fee on the organization of tourism and rest of workers and members of their families in the territory of the Russian Federation is carried out.

Текст научной работы на тему «Внутренний туризм как фактор социальноэкономического развития региона (на примере Приморского края)»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №6 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-6 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/39EVN615.pdf DOI: 10.15862/39EVN615 (http://dx.doi.org/10.15862/39EVN615)

УДК 338.467

Гатауллина Светлана Юрьевна

ФГАОУ АПО «Дальневосточный федеральный университет»

Россия, Владивосток1 Старший преподаватель кафедры «Сервиса и туризма»

E-mail: 06surga@mail.ru

Кушнарева Ирина Юрьевна

ФГАОУ АПО «Дальневосточный федеральный университет»

Россия, Владивосток Доцент кафедры «Сервиса и туризма» E-mail: 941438@mail.ru

Внутренний туризм как фактор социально-экономического развития региона (на примере Приморского края)

:690037, г. Владивосток, ул. Адм. Юмашева, д. 22, кв. 31

Аннотация. В Российской Федерации с 1996 года внутренний туризм определен в качестве одного из приоритетных видов туристской деятельности. Внутренний туризм оказывает значительное влияние на экономическую, социальную, культурную сферы региональной среды и может рассматриваться как фактор социально-экономического развития региона. Однако уровень развития внутреннего туризма в большинстве регионов России пока не позволяет рассматривать его в качестве значимого фактора регионального развитя. Приморский край относится к субъектам Российской Федерации, в которых туристская деятельность входит в число стратегическх приоритетов развития. На основе проведенных исследований в Приморском крае авторы статьи делают вывод о необходимости совершенствования государственного регулирования туристской деятельности. В результате проведенного маркетинга выявлены факторы, в наибольшей степени влияющие на эффективность развития внутреннего туризма в Приморском крае, проведена экспертная оценка влияния на развитие внутреннего туризма в Приморском крае предполагаемых изменений Налогового кодекса Российской Федерации в части включения в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли организаций, расходов на оплату услуг по организации туризма и отдыха работников и членов их семей на территории Российской Федерации.

Ключевые слова: регион; государственное регулирование; туризм; туристская деятельность; туристская индустрия; управление; фактор; эффективность.

Ссылка для цитирования этой статьи:

Гатауллина С.Ю., Кушнарева И.Ю. Внутренний туризм как фактор социально-экономического развития региона (на примере Приморского края) // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №6 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/39EVN615.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/39EVN615

Статья опубликована 25.11.2015.

Влияние туристской деятельности на региональную среду не ставится под сомнение отечественными и зарубежными исследователями сферы туризма [7]. Элементы региональной среды, на которые туристская деятельность оказывает активное воздействие, можно условно сгруппировать следующим образом: экономика (развитие международного сотрудничества, диверсификация экономики, рост предпринимательской активности, рост налоговых поступления в бюджет, приток валютных средств в регион и др.); социально-экономическая сфера (создание рабочих мест, рост жизненного уровня населения и др.); социальная сфера (удовлетворение объективно существующей в обществе потребности в отдыхе, рекреации, восстановлении физических и духовных сил населения и др.); культура и духовное развитие (бережное отношение к историко-культурному наследию, развитие народного творчества, ремесел, формирование национального самосознания и др.); экология (природно-охранная деятельность, развитие системы особо охраняемых природных территорий и др.); коммуникативно-гуманистическая сфера (взаимопроникновение культур народов, укрепление добрососедских отношений населения приграничных стран и др.).

Региональная и внешняя по отношению к региону среды также оказывают влияние на развитие туризма. Влияние туристской деятельности на региональную среду (и обратное влияние) может носить как позитивный, так и негативный характер, оказывать прямое и косвенное воздействие. Прямое воздействие осуществляется непосредственно и выражается в количественных и качественных характеристиках объекта воздействия, косвенное воздействие формирует условия функционирования объекта. Разделение воздействия на прямое и косвенное достаточно условно и во многом зависит от масштаба и характера их проявления. Факторы внешней по отношению к региону среды оказывают воздействие как на региональную среду в целом, так и на туристскую деятельность непосредственно. Бесспорно, что эти процессы взаимодействия носят не прямолинейный характер, а сами факторы воздействия подвержены взаимодействию и могут проявляться в ослабленной (отраженной, поглощенной) или усиленной формах.

Туристскую деятельность в регионе можно охарактеризовать как сложную, многоструктурную, многоуровневую, иерархическую, адаптивную, открытую, управляемую, непрерывно функционирующую, самоорганизующуюся систему социально-экономических отношений, которая обладает не только связями координации (согласованного поведения элементов в пределах одного уровня), но и связями субординации (реализации управляющих механизмов, через которые структура целого воздействует на характер функционирования и развития ее частей); обладающую ресурсным потенциалом и способную не только оказывать влияние на факторы внешней среды, но и под воздействием внешних факторов существенно менять параметры и качественные характеристики своего функционирования, оказывая значительное влияние на социально-экономическое развитие региона [2].

Рис. 1. Схема организации туристской деятельности (источник: [2])

Туристская деятельность в Российской Федерации (РФ) отностися к наиболее

значимым сферам экономики, а развитие внутреннего туризма является одним из

" 2 приоритетных направлений туристской деятельности2.

В условиях глобальных внешних вызовов, связанных с действием в отношении России санкций стран ЕС и значительно ограничивших доступ страны к мировым рынкам и ресурсам; усиления угрозы масштабных террористических актов, «закрывающих» ряд популярных международных туристских направлений, внутринациональная политика России все более становится ориентирована на поиск путей развития связанных с импортозамещением. В сфере туристской деятельности - это развитие внутреннего туризма.

С 2011 года действует федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)», в соответствии с которой предусматривается решение таких значимых социально-экономических задач, как удовлетворение потребностей различных категорий граждан РФ в активном и полноценном отдыхе, укрепление здоровья, приобщение к культурным ценностям; повышение уровня занятости населения за счет создания дополнительных рабочих мест в сфере туризма; увеличение доходов бюджетов бюджетной системы РФ за счет увеличения объема производства услуг в отрасли; рост валового внутреннего продукта и улучшение платежного баланса страны; повышение качественных показателей работы коллективных средств размещения и других предприятий индустрии гостеприимства3. В Российской Федерации

2 Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

3 Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/ Fcp/ViewFcp/ View/2011/361.

действует более 60 региональных программ и стратегий развития туризма, главной целью которых является рост уровня качества жизни населения.

В Приморском крае действует программа развития туризма, в соответствии с которой туризм рассматривается в качестве сектора возможной специализации региональной экономики [3, 6]. Богатый природно-рекреационный потенциал, уникальное культурно-историческое наследие, благоприятное трансграничное положение, наиболее высокий по сравнению с другими регионами Дальнего Востока России уровень развития туристской инфраструктуры, развитая система подготовки кадров являются основой для развития внутреннего туризма в крае. Более 40 туристских организаций Приморского края активно занимаются внутренним туризмом. Объем внутреннего турпотока ежегодно растет на 14% (в среднем за последние 10 лет) и в 2014 году по данным департамента туризма Приморского края составил 1598 тыс. человек. Однако вклад туризма в валовой региональный продукт остается достаточно низким, не превышает 1% на протяжении последних 10 лет.

Авторами статьи было проведено маркетинговое исследование значимости внутреннего туризма для социально-экономического развития Приморья и факторов, в наибольшей степени влияющих на его развитие. В анкетировании приняли участие руководители 10 ведущих турорганизаций края, совокупная доля регионального рынка туристских услуг которых составляет около 54%. Из числа респондентов 90% считают внутренний туризм зачимым фактором регионального развития, потенциал которого пока используется не достаточно эффективно. К факторам, ограничивающим возможность развития внутреннего туризма в крае, были отнесены: недостаточный уровень государственной поддержки внутреннего туризма, снижение уровня доходов населения, снижение рентабельности внутренних туров вследствие роста цен на услуги предприятий туристской индустрии, удорожание и сокращение рейсов с Дальнего Востока России в центральные регионы страны в связи с прекращанием деятельности авиакомпании «Трансаэро», ухудшене, в целом, финансового положения региональных турорганизаций, что не позволяет развивать и обустраивать новые туристские маршруты. Близкие по значению результаты были получены в результате маркетинга регионального рынка туристских услуг, проведенного авторами в 2014 году [1]. Наряду с такими направлениями совершенствования государственного регулирования туризма, как усиление методического обеспечения [5], реформирование организуемых статистических иссследований [2], развитие регионального маркетинга рыка туристских услуг [4, 8, 9, 10], актуальным направлением является повышение доступности для населения внутреннего туризма.

Рассматриваемые в настоящее вренмя предполагаемые изменения Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) в части включения в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли организаций, расходов на оплату услуг по организации туризма и отдыха работников и членов их семей на территории Российской Федерации, могут стать катализатором развития внутреннего туризма в регионах России, значительно повысить доступность туристских и рекреационно-оздоровительных услуг для значительной части населения. По данным Ростуризма в 2014 году из 146 млн. россиян 41,5 млн. человек (28%) участвовали во внутренних турах, 18 млн. чел. (12%) совершили международные туры, то есть 60% россиян не пользуются туристскими и рекрационно-оздоровительными услугами вообще. Одним из главных сдерживающих факторов является недостаток у населения финансовых средств.

Проведенный в ходе подготовки предполагаемого изменения НК РФ расчет показал, что компенсация выпадающих доходов бюджета вследствие уменьшения налогооблагаемой базы прибыли предприятий (на величину расходов по оплате услуг по участию во внутренних турах и отдыхе работникам предприятий и членам их семей) за счет дополнительных

налоговых поступлений от предприятий туриссткой индустрии возможна при условии прироста объема внутреннего турпотока не менее, чем на 15%.

По экспертной оценке руководителей 10 ведущих турорганизаций Приморского края предполагаемые изменения НК РФ будут способствовать росту внутреннего турпотока Приморского края на 20%. При средней стоимости внутреннего оздоровительного тура в Приморском крае 24 тыс. рублей, экономический эффект от увеличения объема внутреннего турпотока (сверх минимально необходимого для достижения компенсационного эффекта) составит 1,92 млрд. рублей, что обеспечит дополнительное поступление в бюджетную систему более 115 млн. рублей. Данный расчет является оценочным и не учитывает мультипликативного эффекта туризма. Помимо экономического эффекта принятие вышеуказанных изменений в НК РФ будет способствовать расширению возможности организации здорового и познавательного досуга для значительной части населения, повышению интереса россиян к историческому, культурному, природно-рекраационному потенциалу страны, стимулированию развития внутреннего туризма в регионах России, повышению трудовой занятости населения в сфере туризма.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гатауллина С.Ю., Овчаренко Н.П. Анализ факторов, влияющих на экономическую эффективность туристской деятельности в регионе (на примере Приморского края) // Интернет-журнал «Науковедение», 2014 №4 (23) [Электронный ресурс] - М.: Науковедение, 2014. - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/13EVN414.pdf.

2. Гатауллина С.Ю., Косолапов А.Б., Топчий А.В., Коссов А.Ю. Совершенствование организации региональных статистических исследований в сфере туризма как фактора повышения эффективности развития туризма (на примере Приморского края) // Интернет-журнал «Науковедение», 2014 №6 (25) [Электронный ресурс] - М.: Науковедение, 2014. - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/62EVN614.pdf.

3. Гатауллина С.Ю. Развитие рекреации и туризма в Приморском крае: монография ДВФУ / Гомилевская Г.А., Косолапов А.Б., Кушнарева И.Ю., С.Ю. Гатауллина. - Владивосток: Издательский дом Дальневост. федерал. ун-та, 2013. - 131 с.: ил.

4. Гатауллина С.Ю., Напалкова А.А. Применение инструментов маркетинга в развитии потенциала рынка туристских услуг Приморского края // Международный научный журнал «Экономика и предпринимательство», 2015 №6, часть 3, С. 357 - 363.

5. Гатауллина С.Ю., Топчий А.В. О состоянии методического обеспечения оценки экономической эффективности туристской деятельности в регионе // Интернет-журнал «Науковедение», 2014 №4 (23) [Электронный ресурс] - М.: Науковедение, 2014. - Режим доступа: http://http ://naukovedenie.ru/PDF/31EVN414.pdf.

6. Государственная программа Приморского края «Развитие туризма в Приморском крае» на 2013-2017 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://primorsky.ru/authorities/executive-agencies/departments/tourism/the-state-program-of-primorsky-krai-tourism-development-in-the-primorsky-territory-on-the-2013-2017.

7. Якунин В.Н. Роль туризма и рекреации в повышении социально-экономического развития Самарской области // Симбирский научный вестник, 2011 №4, С. 150 - 156.

8. Dewhurst H., Thomas R. Encouraging sustainable business practices in a non-regulatory environment: A case study of small tourism firms in a UK national park // Journal of Sustainable Tourism. - 11 (5) б - Р. 383-403.

9. Kotler P., Andreasen A. Strategic marketing for nonprofit organizations // Upper Saddle River, NJ: Prentice-Hall. - 1996. - 632 р.

10. Sharpley R., Pearce T. Tourism, Marketing and Sustainable Development in the English National Parks: The Role of National Park Authorities» // Journal of Sustainable Tourism. - Volume 15, Issue 5. - 2007. - Р. 557 - 573.

Рецензент: Статья рецензирована членами редколлегии журнала.

Gataullina Svetlana Yur'evna

Far Eastern Federal University Russia, Vladivostok E-mail: 06surga@mail.ru

Kushnareva Irina Yur'evna

Far Eastern Federal University Russia, Vladivostok E-mail: 941438@mail.ru

Internal tourism as factor of social and economic development of the region (on the example of Primorsky region)

Abstract. In the Russian Federation since 1996 internal tourism is defined as one of priority types of tourist activity. Internal tourism has considerable impact on economic, social, cultural spheres of the regional environment and can be considered as a factor of social and economic development of the region. However the level of development of internal tourism in the majority of regions of Russia doesn't allow to consider it as a significant factor of regional development yet. Primorsky Krai is included in the subjects of the Russian Federation in which tourist activity is among the strategic priorities of development. On the basis of the conducted researches in Primorsky Krai the authors of the article draw the conclusion about the necessity of improvement of the state regulation of tourist activity. As a result of the carried-out marketing the factors which are most influencing efficiency of development of internal tourism in Primorsky Krai are revealed. The expert assessment of influence on development of internal tourism in Primorsky Krai of alleged changes of the Tax code of the Russian Federation regarding inclusion in the structure of the expenses, considered at the taxation of profit of the organizations, expenses on fee on the organization of tourism and rest of workers and members of their families in the territory of the Russian Federation is carried out.

Keywords: region; state regulation; tourism; tourist activity; tourist industry; management; factor; efficiency.

REFERENCES

1. Gataullina S.Y., Ovcharenko N.P. Analysis of factors affecting the economic efficiency of tourist's activity in the region (Primorsky region as an example) // The Internet-magazine "Science of Science", 2014, No. 4 (23) [Electronic resource]-M.: the science of Science, 2014. - Available at: http://naukovedenie.ru/PDF/13EVN414.pdf.

2. Gataullina S.Y., Kosolapov A.B., Topchiy A.V., Kossov A.Y. The improvement of regional statistical research organization as a factor of tourism development efficiency increase (on a base of Primorskyi region) // The Internet-magazine "Science of Science", 2014, No. 4 (23) [Electronic resource]-M.: the science of Science, 2014.-Available at: http:// naukovedenie.ru/PDF/62EVN614.pdf.

3. Gataullina S.Y. Recreation and tourism development in Primorsky region: FEFU monograph / Gomilevskaya G.A., Kosolapov A.B., Kushnaryova I.U., Gataullina S.Y. - Vladivostok: FEFU publishing house 2013. - 131 p.: il.

4. Gataullina S.Y., Napalkova A.A. The implication of marketing instruments in potential development of tourism service market in Primorsky region // International scientific journal "Economics and enterpreneurship" 2015. - No. 6 - P. 3 - P. 357 -363.

5. Gataullina S.Y., Topchiy A.V. The Methodological Base of Regional Tourism Activity Effectiveness Evaluation // The Internet-magazine "Science of Science", 2014, No. 4 (23) [Electronic resource]-M.: the science of Science, 2014.-Available at: http:// naukovedenie.ru/PDF/31EVN414.pdf.

6. Primorsky region state program "Tourism development in Primorsky region" 20132017 [Electronic resource]. - URL: http://primorsky.ru/authorities/executive-agencies/departments/tourism/the-state-program-of-primorsky-krai-tourism-development-in-the-primorsky-territory-on-the-2013 -2017-/.

7. Yakunin V.N. The Role of Tourism and recreation in Enhancing Socio-economic Development of the Samara region // Simbirsk scientific Herald. 2011. No. 4, P. 150 -156.

8. Dewhurst H., Thomas R. Encouraging sustainable business practices in a non-regulatory environment: A case study of small tourism firms in a UK national park // Journal of Sustainable Tourism. - 11 (5) 6, P. 383-403.

9. Kotler P., Andreasen A. Strategic marketing for nonprofit organizations // Upper Saddle River, NJ: Prentice-Hall. - 1996. - 632 p.

10. Sharpley R., Pearce T. Tourism, Marketing and Sustainable Development in the English National Parks: The Role of National Park Authorities» // Journal of Sustainable Tourism. - Volume 15, Issue 5. - 2007, P. 557 - 573.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.