Список литературы
1. Налоговый кодекс РФ. URL: http://base.ga-rant.ru.
2. О защите конкуренции: федер. закон от 26.07.2006 г. № 135-Ф3.
3. О федеральном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов: федер. закон от 02.12.2013 г. № 349-Ф3.
4. Генеральная схема развития нефтяной отрасли на период до 2020 г. URL: http://one_vision. jofo.ru/241969.btm.
5. Энергетическая стратегия на период до 2030 г. URL: http://www.minenergo.gov.ru/activity/ cnergostrategy.
6. URL: http://spimex.com.
7. URL: http://www.fas.gov.ru.
ГОРЛОВ Виктор Владимирович - доктор экономических наук, профессор кафедры финансового менеджмента. Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина. Россия. Москва. E-mail: [email protected]
ПАНЧЕВА Валерия Сергеевна - помощник Первого заместителя Председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по природным ресурсам, природопользованию и экологии. Россия. Москва. E-mail: [email protected]
GORLOV, Viktor Vladimirovich - Doctor of Economics Sciences, Professor of the Department of Financial Management of the Russian State University of Oil and Gas. I.M. Gubkin. Russia. Moscow. E-mail: [email protected]
PANCHEVA, Valerya Sergeyevna - Assistant to the First Deputy Chairman of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation on Natural Resources, Environment and Ecology. Russia. Moscow. E-mail: [email protected]
УДК 657.633.5
ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ И КОНТРОЛЛИНГ КАК ЕДИНАЯ СИСТЕМА ЭФФЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ
О.Ю. Куртаева
Посвящено исследованию вопроса степени идентичности понятий «внутренний контроль» и «контроллинг» путем сличения соответствующих категорий сущности, целей, задач, функций, а также объектов и субъектов систем внутреннего контроля и контроллинга.
Ключевые слова: внутренний контроль; контроллинг; система управления; информационное обеспечение; риски; эффективность; достижение целей.
O.Y. Kurtaeva. INTERNAL CONTROL AND CONTROLLING AS SINGLE EFFECTIVE CHECKING SYSTEM
The article is devoted to the research of the question of degree of identity of concepts internal control and controlling by collation of corresponding categories of essence, aims, tasks, functions, and also objects and subjects of the internal control and controlling.
Keywords: internal control; controlling; control system; communication; risks; efficiency; achievement of aims.
В периоды падения потребительского спроса на фоне достаточно жесткой конкуренции и наличия широкого ассортимента замещающих товаров и услуг жизненно необходимо своевременно и гибко перейти от экстенсивного подхода к формированию доходов организации к более интенсивному использованию внутренних резервов и улучшению качества использования как внешних ресурсов, так и ресурсов самой организации. Другими словами, от политики увеличения объемов необходимо переходить к
поддержанию, а при благоприятном стечении обстоятельств - и к увеличению доходности каждой единицы продукции.
Общеизвестно, что увеличить доходность единицы продукции возможно двумя путями: за счет увеличения цены либо за счет сокращения себестоимости и (или) издержек. Прогнозируемое снижение покупательской способности россиян в 2015 г. не позволяет при планировании опираться в краткосрочной перспективе на фактор увеличения цены, так как в этом
случае субъект бизнеса, скорее всего, потеряет в объемах реализации, а при неблагоприятном сценарии - и собственную долю рынка. Таким образом, выявление внутренних резервов и эффективное использование внутренних ресурсов самой организации становится все более актуальным для успешного ведения бизнеса.
В русскоязычной специальной литературе, а также в Правилах (стандартах) аудиторской деятельности рекомендуется оценивать обоснованность и эффективность принятых управленческих решений, а также устранения неблагоприятных ситуаций через аудит системы внутреннего контроля. В то же время специалистами в области эффективного управления используется термин «контроллинг». В настоящей статье автор попытается сопоставить понятия «внутренний контроль» и «контроллинг» и определить их взаимосвязь и степень идентичности.
Понятие «контроллинг» пришло в Европу из США в начале ХХ в. В переводе с англ. «controlling» означает «контролирование», или «контролирующий». Лингвистически окончание «...ing» в английском языке обозначает длящийся процесс. Другими словами, контроллинг - это длящийся контроль, т.е. непрерывно совершаемые контрольные действия.
Внутренний контроль как совокупность средств и методов обеспечения эффективной деятельности организации и сохранности ее активов, используемых руководством компании, в Англо-русском экономическом словаре дословно переводится как internal control.
В англоязычном варианте Википедии «in-ternal control» с точки зрения бухгалтерского учета и аудита можно перевести как «процесс обеспечения достижения целей организации в эффективности оперативных действий, надежности финансовой отчетности и соблюдения законов, исполнения принятых положений и политик». В широком понятии, по мнению того же источника, внутренний контроль включает в себя все, что контролирует риски организации. Внутреннему контролю отводится важнейшая роль в выявлении и предотвращении мошенничества и защиты всех видов ресурсов предприятия: и материальных, таких как имущество, запасы, денежные средства, и нематериальных - репутации, товарных знаков, конкурентных преимуществ. Основываясь на принципе непрерывности деятельности предприятия, вполне уместно говорить о непрерывности возникновения рисков и, как следствие, непрерывности процесса их выявления и необходимости их минимизации. Таким образом, внутренний контроль - это контролирование
любых рисков, т.е. процесс так же непрерывный.
С лингвистической точки зрения, и контроллинг, и внутренний контроль - это непрерывное контролирование или сопоставление фактически достигнутых значений с запланированными или прогнозируемыми, либо сопоставление фактического состояния объекта с ранее достигнутым или желаемым с целью создания наиболее благоприятных условий для достижения определенного результата хозяйственной деятельности путем минимизации существующих или возможных рисков.
Рассмотрим оба понятия с точки зрения их внутреннего содержания в таблице.
Исходя из приведенных определений, можно сделать следующие выводы: по своей сути и внутренний контроль, и контроллинг являются системами сбора и специальной обработки информации о функционировании предприятия и его положении относительно намеченных целей. Обе системы призваны выявлять и устранять негативные отклонения и минимизировать риски. Целью обеих систем является информационное обеспечение процесса принятия эффективного управленческого решения. Ведущие отечественные специалисты в области контроллинга зачастую проводят параллели между контроллингом и управленческим учетом. По мнению одного из признанных ученых в области управленческого учета М.А. Вахрушиной, контроллинг и управленческий учет являются своеобразным механизмом саморегулирования на предприятии, обеспечивающим обратную связь в контуре управления [4]. Далее М.А. Вахрушина указывает на то, что и контроллинг, и управленческий учет обеспечивают адаптацию сложившейся традиционной системы учета к информационным потребностям управляющих лиц, а также координируют и поддерживают процессы планирования, контроля и регулирования. Автор статьи не может согласиться с таким утверждением, так как функционально указанные процессы противоречат самому значению слова «учет». По словарю С.И. Ожегова, слово «учет» обозначает «установление наличия, количества чего-нибудь путем подсчетов или регистрация с занесением в списки лиц, состоящих где-нибудь». Другими словами, учет обеспечивает фиксирование событий хозяйственной жизни, но не влияет на них. В случае наличия любого влияния учета на факт хозяйственной жизни встает вопрос объективности и беспристрастности такого учета. То есть при наличии функций воздействия: координирования, регулирования и контроля, нарушаются такие принципы
Основные категории понятий «внутренний контроль» и «контроллинг»
Внутренний контроль Контроллинг
1. Сущность Система наблюдения и проверки процесса функционирования и фактического состояния управляемого объекта с целью оценки обоснованности и эффективности принятых управленческих решений и результатов их выполнения, выявления отклонений, устранения неблагоприятных ситуаций [8] Система обеспечения сбора, обработки и предоставления руководству объективной целеориентированной информации, существенной для принятия управленческих решений и их реализации через целеполагание и составление планов, их координации и контроля выполнения. Система управления достижением целей
2. Цель Информационное обеспечение системы управления для получения возможности принятия эффективных решений [3] Получение, подготовка и проверка информации для ее использования в управлении организацией на достижение ее целей [12]. Повышение эффективности управления и адаптационных способностей организации к изменениям в ее внутренней и внешней среде [14]. Диагностирование фактического положения предприятия, сравнение его с прогнозируемым, выявление закономерностей и трендов относительно поставленной цели, предотвращение отрицательного влияния и внутренних, и внешних факторов на финансовый результат и позицию на рынке
3. Задача Осуществление деятельности предприятия упорядоченно и эффективно, обеспечение соблюдения экономической политики руководства, обеспечение сохранности имущества, достижение качественного документирования операций [2] Повышение качества принимаемых решений на всех уровнях управления на основе данных мониторинга изменений во внутренней и внешней среде организации и регламентации взаимодействия субъектов контроллинга [13]
4. Функции - контрольная, - аналитическая, - регулирующая, - информационная - сервисная, - координирующая, - аналитическая, - контрольная, - информационная
5. Объект Вся сфера хозяйственной деятельности, системы управления и внутреннего контроля в соответствии с делегированными полномочиями [8] Тенденции и закономерности движения и преобразования активов предприятия, капитала и обязательств, а также изменение потенциала достижения максимального результата
6. Субъект В осуществлении внутреннего контроля должен участвовать весь персонал экономического субъекта в соответствии с его полномочиями и функциями [6] Должностные лица и сотрудники специализированных подразделений управляющей подсистемы
7. Позиционирование в системе управления Внутренний контроль должен осуществляться на всех уровнях управления экономическим субъектом, во всех его подразделениях [6] Обеспечение работы системы управленческого контроля [11]
учета, как объективность и осмотрительность. Любой учет как система сбора и систематизации информации является одним из инструментов контроля. Управленческий учет - это одна из подсистем, один из видов бухгалтерского учета. Такую точку зрения поддерживают доктор экономических наук А.И. Кибиткин
с соавторами в своем учебном пособии «Учет и анализ в коммерческой организации». В отличие от финансового и налогового учетов, обеспечивающих формирование информационной базы, в том числе и для внешних пользователей, и, как следствие, для проведения процедур внешнего контроля, управленческий
учет направлен на формирование базы данных исключительно для внутренних пользователей. Таким образом, управленческий учет ведется с целью формирования базы для проведения внутренних контрольных процедур. В то же время в задачи управленческого учета не входит формирование самих контрольных процедур. Другими словами, управленческий учет является одним из инструментов внутреннего контроля. В отличие от внутреннего контроля и контроллинга, как систем сбора и специальной обработки информации, управленческий учет обеспечивает только объективные сбор и систематизацию информации по заданному сценарию без влияния на сами хозяйственные операции, бизнес-процессы, а также способы достижения поставленных целей. Учету не присуща контрольная функция, но эффективный контроль без учета невозможен.
Основную задачу контроллинга можно сформулировать как повышение качества принимаемых решений на всех уровнях управления на основе данных мониторинга изменений во внутренней и внешней среде организации и регламентации взаимодействия субъектов контроллинга. Обращаясь к Р. Адамс в определении основной задачи внутреннего контроля, мы видим, что внутренний контроль призван обеспечить осуществление деятельности предприятия упорядоченно и эффективно, что вполне соответствует и может быть идентифицировано как регламентация взаимодействия и повышение качества управленческих решений. Таким образом, задачи внутреннего контроля и контроллинга достаточно схожи.
Специалистами, исследующими контроллинг, значительное внимание уделяется координирующей и сервисной функции контроллинга. Таким образом, констатируется вспомогательная роль контроллинга, обслуживающая принятие управленческого решения. Система контроллинга обозначается как экспертно-кон-сультативная, т.е. возможная и желательная, но вовсе не обязательная для обеспечения эффективного управления. Система же внутреннего контроля интегрирована в саму систему управления, и контроль обязателен на каждом этапе управления от самоконтроля работника до управления всей организацией в целом. Система внутреннего контроля не просто координирует взаимодействие отдельных подразделений или работников, а четко регулирует эти взаимодействия через локальные нормативные акты, обязательные для исполнения всеми работниками. Кроме того, создание системы внутреннего контроля каждым экономическим субъектом в настоящее время в России закре-
плено законодательно - в Законе «О бухгалтерском учете». Таким образом, каждый субъект бизнеса в Российской Федерации обязан проводить внутренний контроль, в то время как наличие системы контроллинга в организации демонстрирует скорее уровень высокой культуры управления и степень самоорганизации в условиях динамичных изменений внутренней и внешней бизнес-среды.
Путем наложения данных о системах внутреннего контроля и контроллинга на стратегии контроля по степени их централизации и, как следствие, на стратегии управления получим следующую закономерность: внутренний контроль присутствует при всех указанных стратегиях. Контроллинг возникает только при выделении центров ответственности, т.е. при более децентрализованной стратегии управления (рисунок).
Многие специалисты, разделяя понятия внутреннего контроля и контроллинга, отмечают, что, в отличие от внутреннего контроля, рассматривающего уже свершившиеся факты, контроллинг нацелен в будущее и призван обеспечить достижение намеченной цели с наименьшими затратами. Стоит отметить, что при таком подходе совершенно упускается из виду сущность внутреннего контроля в части выявления и предотвращения негативных ситуаций, т.е. минимизации рисков.
Признавая прогрессивность контроллинга, автор считает невозможным сужать понятие внутреннего контроля исключительно до набора процедур, нацеленных на сохранность имущества, обеспечение объективного учета и достоверной отчетности. Внутренний контроль - это контроль и оценка не только внутренних процедур, но и всех внутренних и внешних факторов, влияющих на деятельность экономического субъекта и его способность достигать намеченного результата. Очевидная схожесть основных научных категорий внутреннего контроля и контроллинга, согласно мнениям ведущих ученых в этой области, представленным в таблице, также демонстрирует единую природу этих понятий. У субъекта бизнеса, преследующего любые определенные цели, не может отсутствовать контроль, так как без него невозможно определить, достигнута ли цель. Контроллинг же является в настоящее время наиболее эффективной формой организации контроля, обеспечивающей эффективное управление и достижение намеченной цели с наименьшими затратами. Следовательно, вполне логично говорить о детерминической связи этих явлений, где необходимость внутреннего контроля является причиной, а возникновение
Полная централизация контроля
Максимальная децентрализация контроля
Субъект контроля
Стратегия
контроля
Руководитель
Администрация
1Z
Руководители центров
ответственности ^--У
Каждый сотрудник
Централизованный личный
контроль
V_У V.
Бюрократический контроль
1Z
Контроль результатов
1Z
У V
Культурный контроль
J V
внутренний контроль
^ контроллинг/
~Т
Системы внутреннего контроля и контроллинга при различных стратегиях управления и контроля
контроллинга - следствием. Возникновение контроллинга, скорее всего, это логичная реакция систем внутреннего контроля на сложившуюся экономическую реальность, направленная на актуализацию систем контроля с целью жизнеобеспечения бизнеса. Следовательно, контроллинг - это наиболее эффективная, всеобъемлющая, но только лишь одна из форм внутреннего контроля. Таким образом, внутренний контроль и контроллинг, как наиболее современная его форма, являются единой системой эффективного контроля, обеспечивающей принятие актуальных управленческих решений, направленных на достижение поставленных целей с наименьшими затратами.
Список литературы
1. О бухгалтерском учете: федер. закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ (в ред. от 04.11.2014 г.) // КонсультантПлюс, 2015. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_170573.
2. Адамс Р. Основы аудита: пер. с англ. / под ред. проф. Я.В. Соколова. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1995. 589 с.
3. Бурцев В.В. Внутренний контроль: Основные понятия и организация проведения // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. № 4.
4. Вахрушина М.А. Проблемы и перспективы развития российского управленческого учета // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 33(327). С. 17.
5. Википедия // Wikipedia, the free encyclopedia, 2015. URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Inter-nal_control.
6. Информация № ПЗ-11/2013. Министерство финансов РФ // КонсультантПлюс, 2015. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_156407.
7. Куртаева О.Ю. Мотивация персонала как основа построения эффективной системы контроля // Вестник Российского университета кооперации. 2013. № 2(12).
8. Серебрякова Т.Ю. Внутренний контроль и информационная система организаций: монография. Чебоксары: ЧКИ РУК, 2009. 228 с.
9. Учет и анализ в коммерческой организации: учеб. пособие / А.И. Кибиткин [и др.]. М.: Академия Естествознания, 2012.
10. Шешукова Т.Г., Гуляева Е.Л. Теория и практика контроллинга: учеб. пособие. М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2008. 176 с.: ил.
11. Anthony R.N. The Managment Control Function, 1988.
12. Heigl A. Controlling - Interne Revision, 2. Aufl., 1989.
13. Reichmann T. Controlling mit Kennzahlen und Management- berichte n, 5. Aufl., 1997.
14. Weber J. Einfiihrung in das Controlling, 6. Aufl., 1995.
КУРТАЕВА Ольга Юрьевна - магистрант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: olkurt@list. ru
KURTAEVA, Olga Yuryevna - Undergraduate. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: olkurt@list. ru
УДК 341.213.4
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ МАРКЕТИНГОВОГО АНАЛИЗА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
А.Ю. Мунши, Л.Ю. Александрова
Посвящено анализу маркетинговой деятельности предприятия, направлено на определение источников информации для маркетингового анализа, путей и возможностей использования его результатов.
Ключевые слова: маркетинговый анализ; маркетинговая информация; маркетинговая деятельность.
L.Y. Aleksandrova, A.Y. Munshi. THE RESULTS OF THE USE OF MARKETING ANALYSIS IN ENTERPRISE PERFORMANCE
The article analyzes the marketing activities of the company, aimed at identifying the source of information for marketing analysis, the ways and possibilities of using the results.
Keywords, marketing analysis; marketing information; marketing activity.
В современных условиях неопределенности рыночной ситуации усиление маркетинговой ориентации в деятельности предприятия, подготовка и принятие обоснованных управленческих решений требуют проведения содержательного маркетингового анализа. Его можно рассматривать как средство повышения эффективности деятельности предприятия, способ решения многих проблем: оценка рынка, собственных возможностей, поведения конкурентов и др. Основная цель аналитической работы, проводимой на предприятии, - укрепление рыночных позиций и повышение его конкурентоспособности.
Маркетинговый анализ деятельности предприятий занимает неоднозначную позицию среди других видов анализа. Его сущность определяется различными подходами к нему: анализ как вид экономического анализа и маркетинговой деятельности; инструмент проведения SWOT-анализа, РЕST-анализа, 4Р-ана-лиза, матричного анализа BCG; основа формирования стратегий компании и подготовки управленческих решений.
В ходе проведения маркетингового анализа используется разнородная информация: экономическая и финансовая информация о деятельности предприятия (данные бухгалтерской, статистической отчетности, налогового и
оперативного учета). Первичная информация может быть также получена с помощью метода маркетинговых исследований (ее источники - покупатели продукции, поставщики продукции, рекламные агентства и др.).
Раскроем возможности использования результатов маркетингового анализа:
1. Создание единой информационной системы управления организацией, частью которой выступает маркетинговая информационная система. Отбор маркетинговой информации построен на основе критериев оценки источника информации и качественного ее состояния (табл. 1) [2]. Критерии отбора, которым должно соответствовать качество поступающей информации, ориентируются на экономическую рациональность выбора источника, под которым понимают минимизацию времени извлечения информации из источника или сокращение времени предварительной обработки информации.
Критерий «полезность» маркетинговой информации определяется соотношением объема «полезной» информации к общему объему поступающей информации. Например, если в отдел маркетинга поступает факс с курсом валют по 10 позициям иностранных валют, а отдел маркетинга использует только 2 позиции, то «полезность» поступающей информации