Внутренние стандарты аудиторских организаций как инструмент
контроля качества аудита Лахина М. С.
Лахина Мария Сергеевна /Lakhina Maria Sergeevna - студент магистратуры, кафедра бухгалтерского учета и налогообложения, финансовый факультет, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, г. Москва
Аннотация: в статье рассматриваются внутренние стандарты аудиторских организаций. Во всех аудиторских организациях должна существовать система внутреннего контроля качества аудита. Принципы внутреннего контроля качества и конкретные процедуры по их реализации декларируются внутрифирменными стандартами аудиторских организаций, для того чтобы проводимые этой организацией аудиторские проверки полностью соответствовали нормативным документам, регулирующим аудиторскую деятельность.
Ключевые слова: аудит, внутренние стандарты аудиторских организаций, контроль качества.
Важная роль в осуществлении деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов принадлежит внутренним стандартам аудиторской деятельности. Применение внутренних стандартов является необходимым условием повышения конкурентоспособности аудиторской фирмы, совершенствования управления деятельностью аудиторских организаций, усиления контроля за качеством работы аудиторов, снижения аудиторского риска, установления партнерских взаимоотношений между аудиторской организацией и проверяемым экономическим субъектом, сотрудниками и администрацией аудиторской организации в соответствии с основными принципами и этическими нормами аудита.
Обязательное наличие у аудиторской фирмы внутрифирменных стандартов для проведения аудиторской проверки в настоящее время не вызывает сомнений. Прежде всего, это связано с качеством оказываемых услуг. Отсутствие необходимого качества на рынке аудиторских услуг негативно сказывается на дальнейшем повышении доверия к аудиторам и консультантам.
Качественное оказание услуг непосредственно связано с наличием в аудиторской организации технологии (методологии) проведения аудита, которая регламентируется внутрифирменными стандартами аудита, разработанными с учетом требований Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.
Наличие внутрифирменного стандарта у аудиторских фирм является залогом их конкурентоспособности и выхода на высокий профессиональный уровень оказания услуг.
В настоящее время уже сложился определенный опыт разработки и использования внутренних стандартов аудиторскими организациями, хотя многие из них до сих пор подходят к этому вопросу формально. Однако принятие федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и существенное повышение требований к качеству аудиторских услуг со стороны государственных органов и общественных организаций вызвали необходимость дальнейшего совершенствования системы внутренних стандартов, и, самое главное, их применения в деятельности аудиторов.
Разработка, внедрение и сопровождение внутренних стандартов аудиторской деятельности, детализирующих и регламентирующих единые требования к осуществлению и оформлению результатов аудита, принятых и утвержденных аудиторской организацией или индивидуальным аудитором с целью обеспечения эффективности практической работы, ее адекватности требованиям внешних стандартов аудиторской деятельности, способствуют внедрению современных методов и технологий аудита.
Проблемы аудита активно обсуждаются в научной литературе и периодических изданиях в течение всего периода проведения экономических реформ. Наряду с обще методическими работами в последние годы стали издаваться монографии и методические разработки, касающиеся отдельных стадий и направлений аудиторской проверки. Специальных изданий по вопросам разработки и использования стандартов аудиторской деятельности относительно немного. Следует отметить, что существующие работы о внутрифирменных стандартах носят общий характер, ограничиваясь комментариями общепринятых требований.
Объективная необходимость создания и использования внутренних стандартов аудиторских организаций для внедрения совокупности правил аудита, нормативного регулирования и достижения целей аудиторской деятельности, повышения ее эффективности, недостаточная проработанность теоретико-методических проблем формирования системы внутренних стандартов аудиторской деятельности свидетельствуют об актуальности темы данной статьи.
Под внутренними стандартами аудиторской деятельности понимаются нормативные документы, которые определяют единые требования к проведению аудиторских проверок, оформлению результатов проверок, к порядку подготовки заключительных документов, к подготовке и образованию внутренних аудиторов [1, с. 15].
Внутренние стандарты аудиторской деятельности обеспечивают однозначное понимание результатов проверок специалистами службы внутреннего аудита, собственниками организации и их руководителями. Внутренние стандарты аудиторов призваны повысить качество проверок, снизить затраты на их проведение и оказать специалистам службы внутреннего аудита методическую помощь. Внутренние стандарты аудиторов должны соответствовать правовому и организационному статусу службы внутреннего аудита, а также особенностям бизнес-процессов организации [2, с. 45].
Цель внутренних стандартов заключается в следующем:
1. Создание основ для оценки деятельности внутреннего аудита.
2. Установление основных принципов организации деятельности внутренних аудиторов.
Внутрифирменные стандарты являются индивидуальными, авторскими в каждой аудиторской фирме, их содержание - закрытая информация.
Требования внутренних стандартов аудиторских организаций должны регулировать осуществление аудиторской деятельности в соответствии с основными принципами аудита и общепринятыми этическими нормами.
Внутрифирменные стандарты аудиторских организаций должны содержать конкретные рекомендации, позволяющие аудиторам на практике определить четкий порядок своих действий по выполнению требований правил (стандартов) и по повышению качества аудиторских проверок.
Для выполнения контрольных функций в ходе практического осуществления аудита аудиторской организацией может быть создана служба контроля качества проведения аудита.
Организация имеет право заключать со своими сотрудниками соглашение, обязывающее сотрудников не разглашать содержание внутренних стандартов и не использовать их вне деятельности данной аудиторской организации.
Внутренние стандарты формулируют единые базовые требования к порядку проведения аудита, к качеству и надежности аудита и создают при их соблюдении дополнительный уровень гарантии результатов аудиторской проверки.
Наличие системы внутрифирменных стандартов и ее методологического сопровождения является необходимым показателем профессионализма деятельности аудиторской организации.
В системе нормативного регулирования аудиторской деятельности особая роль принадлежит правилам (стандартам) аудиторской деятельности. Согласно ст. 9 Закона
28
об аудиторской деятельности правила (стандарты) аудиторской деятельности являются «обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер». Одним из основных критериев оценки использования правил (стандартов) аудиторскими организациями и аудиторами следует считать разработку и применение ими внутренних стандартов аудита.
Исходя из принципов организации и проведения аудита, аудиторская организация должна сформировать пакет внутренних стандартов, отражающий ее собственный подход к проводимым проверкам и составляемым заключениям. Наличие системы внутренних стандартов и ее методологического сопровождения является необходимым показателем профессионализма деятельности аудиторской организации.
Основное назначение внутренних стандартов - определение набора применяемых аудиторских процедур и порядка их реализации. Установление внутренними стандартами единых основных требований к порядку проведения аудита, а также к его качеству и надежности обеспечивает при их соблюдении дополнительные гарантии качественных результатов аудиторской проверки [2, с. 25].
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что разработка аудиторской организацией внутренних стандартов и их применение являются одним из показателей качества аудиторской работы. Отсутствие внутренних стандартов аудиторской деятельности означает отсутствие не только прав, но и ответственности сотрудников аудиторской организации, что может оказать негативное влияние на качество аудиторской деятельности. Следовательно, внутренние стандарты должны выступать основополагающим элементом системы внутреннего контроля качества аудита и в этом смысле должны подлежать контролю качества аудита.
Если проанализировать положения данного Правила (стандарта), то можно выделить следующие процедуры по обеспечению качества аудита, относящиеся к внутренним стандартам аудиторской организации:
1) утверждение в обязательном порядке внутренних стандартов аудиторской организации приказом руководителя;
2) создание методологического совета (службы, органа) или назначение ответственных лиц с целью создания системы внутренних стандартов аудиторской организации;
3) соблюдение порядка оформления и утверждения внутренних стандартов;
4) разработка и утверждение в составе внутренних стандартов, регламентирующих внутрифирменный контроль качества аудита, положений по осуществлению контроля за выполнением требований внутренних стандартов;
5 разработка и утверждение внутренних стандартов, предусматривающих положения о назначении соответствующих должностных лиц, ответственных за соблюдение положений внутренних стандартов;
6) установление требования о том, что аудитор обязан применять внутренние стандарты аудита;
7) установление обязательных к выполнению и рекомендуемых для использования при проведении аудита положений внутренних стандартов. Аудиторами должны быть учтены обязательные к выполнению правила (стандарты) аудиторской деятельности;
8) организация контроля за выполнением требований внутренних стандартов на всех уровнях управления аудиторскими проверками, - от руководителей групп и руководителей проверок до руководителей аудиторской организации, уполномоченных подписывать аудиторские заключения;
9) установление внутрифирменных требований к уровню профессиональной подготовки специалистов, выполняющих контрольные функции в составе службы контроля качества проведения аудита. Такие требования должны быть включены в состав требований внутренних стандартов по образованию и подготовке кадров аудиторской организации;
10) заключение руководства аудиторской организации со своими сотрудниками соглашения, которое обязывает сотрудников не разглашать содержание внутренних стандартов и не использовать их вне деятельности данной аудиторской организации.
Определенный таким образом перечень процедур по обеспечению качества аудита в части, относящейся к внутренним стандартам, подтверждает обоснованность трактовки внутреннего стандарта как основополагающего элемента системы внутреннего контроля.
Конкурентная борьба на рынке подтолкнула развитие теории и практики системы управления предприятием и его самостоятельными подразделениями, поэтому деятельность компаний требует эффективной системы управления предприятием, в том числе ее подсистемы - внутреннего аудита. Необходимо разработать концепцию внутреннего аудита в управлении предприятием. Вместе с тем необходимо отметить, что теоретические и методические вопросы внутреннего аудита на сегодняшний день изучены слабо. Проблемы теории и практики внутреннего аудита в условиях рыночной экономики в экономической литературе до сих пор мало исследованы.
Цель внутрифирменных стандартов состоит в стремлении аудиторских фирм дать своим клиентам аудиторские продукты наивысшего качества по всем видам аудиторских услуг и в максимальном снижении рисков аудиторской ошибки при применении правил аудиторской выборки данных из проверяемой совокупности [3, с. 115].
Достижение указанной цели осуществляется посредством комплексного применения внутрифирменных стандартов аудита в аудиторской практике и способствует повышению персональной ответственности сотрудников аудиторских фирм за результаты своего труда. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что актуальность разработки и использования внутрифирменных стандартов весьма велика.
Применение внутрифирменных стандартов позволяет аудиторским организациям:
- полнее соблюдать требования правил (стандартов) аудиторской деятельности;
- сделать технологию и организацию проведения аудита более рациональной, уменьшить трудоемкость аудиторских работ по проверкам отдельных участков (с помощью рабочих таблиц и вопросников, других документов технического характера), обеспечить дополнительный контроль за работой ассистентов (помощников) аудитора;
- содействовать внедрению в аудиторскую практику научных достижений и новых технологий, укрепить общественный престиж профессии;
- обеспечить высокое качество аудиторской работы и способствовать снижению аудиторского риска;
- детализировать профессиональное поведение аудитора в соответствии с этическими нормами аудита.
Следует отметить, что создание системы внутрифирменных стандартов аудита является достаточно сложным и трудоемким процессом, которым следует заниматься только высококвалифицированным специалистам. Данный процесс представляет собой научно-исследовательские изыскания, которые дают теоретическую и практическую основу для проведения аудита на высоком профессиональном уровне. Поэтому зачастую на разработку внутренних стандартов требуются большие средства и годы практической работы.
В настоящее время внутрифирменные стандарты аудита имеют крупные российские фирмы. Средние и мелкие фирмы не могут позволить себе создание внутренних стандартов аудита собственными средствами в силу дороговизны процесса. Но, несмотря на определенные трудности в создании внутрифирменных стандартов, российским аудиторским компаниям все же необходимо заниматься их созданием, либо приобрести готовые технологии проведения аудита, которые в настоящее время уже появились на отечественном рынке.
Литература
1. Аветисян А. С. Аудит в схемах. Издательство: Проспект. Москва, 2016. 96 с.
2. Дмитриева И. М. Бухгалтерский учет и аудит. Издательство: Юрайт. Москва, 2015. 323 с.
3. Кеворкова Ж. А., Бережной В. И., Мамаева Г. Н. Практический аудит (таблицы, схемы, комментарии). Издательство: Проспект. М., 2016. 432 с.
4. Лебедева Е. М. Аудит: Практикум Издательство: Академия Москва, 2014. 245 с.
Влияние иностранной рабочей силы на рынок труда Республики Саха (Якутия) Алексеева Е. А.
Алексеева Елизавета Алексеевна /Alekseeva Elizaveta Alekseevna - студент, кафедра финансов и банковского дела, Финансово-экономический институт Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, г. Якутск
Аннотация: в статье рассмотрено влияние иностранной рабочей силы на рынок труда Якутии. Проблема привлечения иностранной рабочей силы. Причины негативного и положительного смысла привлечения иностранной рабочей силы. Ключевые слова: рынок труда, иностранная рабочая сила, демографический кризис, миграция.
В нынешнее время Республика Саха (Якутия) столкнулась с проблемой демографического кризиса, причиной которого стало параллельное снижение постоянно проживающего населения и трудовых ресурсов. Демографический кризис вместе с миграционной убылью в республике привел к нехватке трудовых ресурсов. Потери трудовых ресурсов ведут к замедлению темпов роста экономики и усложняют переход республики к инновационной экономике. Из-за этого республиканские предприятия и организации вынуждены искать рабочую силу за пределами страны и привлекать иностранный труд.
На данный момент все еще не сложилось однозначного мнения относительно влияния иностранной рабочей силы на региональный рынок труда. Например, К. А. Крылов и Г. С. Витковская, считают, что мигранты способствуют росту напряженности на региональном рынке труда, к тому же мигрантами оказываются лица, способные найти работу в своей стране и этим они импортируют безработицу в более благополучные регионы и страны, провоцируя снижение среднего уровня оплаты труда в них.[2, 3]. А вот Е. Ю. Егорова, Е. В. Тюрюканова и Ж. А. Зайончковская, отмечают, что к миграции, как правило, склонны более квалифицированные специалисты, которые уверены, что на новом месте у них больше шансов найти работу, чем у коренного населения. При этом регионы не смогут поддерживать высокие темпы экономического роста в будущем. Так же считают Н. В. Парикова, В. А. Гуртов и С. В. Сигова, рассматривающие зарубежную трудовую миграцию как важный источник рабочей силы для субъектов Российской Федерации [1].
В миграции иностранной рабочей силы республика получает такие выводы как: получение квалифицированного специалиста без затрат на его образование; возможности увеличение объемов производства валового республиканского продукта с помощью использования иностранного работника; улучшает демографическую ситуацию в республике, за счет низкой оплаты труда мигранту снижает издержки