психологические проблемы современного образования
В.Б. НИКИШИНА, В.П. ГЛУШКОВА (Курск)
внутренние детерминанты процесса социализации подростков с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (Сдвг)
СДВГ проявляется в нарушениях когнитивной, эмоционально-волевой сфер и отражается на индивидуально-типологических, поведенческих особенностях личности. В младшем подростковом возрасте симптомы СДВГ сглаживаются, но сохраняются импульсивность и нарушения внимания с усилением поведенческих нарушений. Целесообразно рассмотреть специфику реализации склонностей к отклоняющемуся поведению у подростков с проявлениями СДВГ и нормальным развитием.
Ключевые слова: синдром дефицита внимания с гиперактивностью, склонности к отклоняющемуся поведению.
Проблеме социализации в настоящее время уделяется значительное внимание в связи с тем, что она играет важную роль в становлении личности [1]. Социализация представляет собой процесс, вносящий через многоуровневую детерминацию основной вклад в становление качественных составляющих личности - ценностей, свойств, отношений, имеет свои особенности при нормальном и нарушенном типах развития. Нарушенное развитие рассматривается как любое отклонение отдельной функции или системы психических функций от программы развития, выходящее за пределы социальнопсихологического норматива, определяемого для данной образовательной, социокультурной или этнической ситуации и данного возраста ребенка [5]. Специфика социализации при нарушенном типе развития проявляется в деструктивных тенденциях социальной адаптации, конфликтных неустойчивых межличностных отношениях со взрослыми и сверстниками, отклоняющемся поведении.
В нашем исследовании в качестве нарушенного развития рассматривается синдром
дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). СДВГ представляет собой хроническое расстройство поведения в детском возрасте, среди клинических проявлений которого выделяются дефицит внимания, выражающийся в нарушении концентрации, избирательности и объема внимания; гиперактивность (двигательная расторможенность, повышенная возбудимость и двигательное беспокойство); импульсивность (нарушение произвольной целенаправленной деятельности) [7]. Распространенность СДВГ варьирует от 4 до 30%. Социальная значимость проблемы определяется тем, что к подростковому возрасту у этих детей происходит трансформация проявлений нарушения: симптомы дефицита внимания и гиперактивности уходят, при этом поведенческие нарушения нарастают. Подростки с СДВГ входят в группу риска по совершению антисоциальных действий и правонарушений, развитию алкоголизма и наркомании [9].
Социально-поведенческие аспекты подростков с СДВГ важны не только в связи с их отрицательным влиянием на сверстников, но и потому, что поведенческие нарушения обусловливают особенности внутренней детерминации процесса социализации (индивидуально-типологические особенности личности подростка и ее направленность). У подростков с проявлениями СДВГ внутренние детерминанты данного процесса характеризуются незрелостью, несформиро-ванностью в силу особенностей психического развития. В связи с этим целесообразно рассмотреть специфику социализации подростков с СДВГ.
Социализация - процесс усвоения и дальнейшего развития социально-культурного опыта: социальных навыков, знаний, норм, ценностей, культурных традиций, а также включение подростка в систему общественных отношений и его социальное становление. Социализация реализуется на основе смены детерминантов и их отношений. Структура детерминации этого процесса определена на основании подхода Р.М. Ша-мионова и представляет собой систему детерминантов различного типа, включающую нормы, традиции, ожидания, условия реаль-
© Никишина В.Б., Глушкова В.П., 2009
психологические проблемы современного образования
ной жизнедеятельности, консолидирующиеся вокруг понятий институтов и агентов социализации (внешние) и индивидных особенностей, ценностей, свойств личности, когнитивного аппарата (внутренние) [10]. На основании данного подхода и согласно логике нашего исследования в качестве содержания внутренней детерминации нами рассматриваются направленность личности и ее индивидуально-типологические особенности. Направленность личности представляет собой совокупность или систему мотивационных образований, которая определяет направление поведения и деятельности человека, ориентирует его и, в конечном итоге, определяет облик человека в социальном плане [4]. Индивидуально-типологические особенности включают экстраверсию, спонтанность, агрессивность, ригидность, интра-версию, сензитивность, тревожность и эмо-тивность [6].
Целью нашего исследования стало изучение внутренней детерминации процесса социализации (направленность и индивидуально-типологические особенности личности) подростков с СДВГ. Изучение проявлений СДВГ у подростков осуществлялось по диагностической схеме психолого-методико-педагогических ко -миссий [5] и тесту Тулуз-Пьерона [11]. Для диагностики внутренних детерминантов применялись методика изучения интерактивной направленности личности (Н.Е. Щуркова в модификации
Н.П. Фетискина) [8] и «Индивидуальнотипологический опросник» (детский вариант) в модификации Л.Н. Собчик [6]. Оценка количественных и качественных данных проводилась методами сравнительной и многомерной статистики. Математическая обработка полученного материала осуществлялась с помощью программы ‘^а^^ка 6.0”.
В исследовании, которое проводилось с сентября 2005 г. по февраль 2007 г., приняли участие 300 подростков в возрасте 11 - 12 лет, обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях г. Курска. Распространенность СДВГ у подростков составила 16%. Экспериментальную группу составили 50 подростков с проявлениями СДВГ, контрольную группу - 50 подростков с нормальным развитием.
В ходе исследования внутренней детерминации процесса социализации подростков с СДВГ были получены следующие результаты. Показатели средних тен-
денций при исследовании индивидуальнотипологических особенностей по шкалам составили: «экстраверсия» в группе подростков с проявлениями СДВГ - 2,98±0,09, у подростков с нормальным развитием -3,08±0,01; «спонтанность» в группе подростков с проявлениями СДВГ - 3,00±0,01, у подростков с нормальным развитием -3,00±0,01; «агрессивность» - 3,41±0,01 и 3,24±0,01 соответственно; «ригидность» -2,89±0,09 и 3,34±0,01; «интроверсия» -3,46±0,02 и 3,35±0,02; «сензитивность» -4,07±0,02 и 4,39±0,02; «тревожность» 3,54±0,01 и 3,94±0,01; «эмотивность» -4,00±0,02, и 4,29±0,02.
Полученные результаты позволяют отметить, что у подростков с проявлениями СДВГ и у подростков с нормальным развитием имеются высокие показатели по следующим шкалам: «сензитивность» (повышенная чувствительность, впечатлительность), «тревожность» (неуверенность, тревожная мнительность), «эмотивность» (изменчивость настроения, склонность к аффективным реакциям). В связи с тем, что в подростковом возрасте происходит психофизиологическое созревание, определяющим фактором могут являться сами возрастные особенности, а не наличие/отсутствие СДВГ. Интерактивную направленность личности можно рассматривать в качестве содержательного аспекта социализации.
В связи с тем, что у подростков с СДВГ отмечается недостаточная сформирован-ность регуляторных процессов, направленность личности может иметь свой вектор, отличный от нормы (оппозиционное отношение к окружающим, негативное влияние на сверстников и т.д.). Показатели средних тенденций при исследовании направленности личности составили: по маргинальной направленности у подростков с СДВГ -12,8±0,02, у подростков с нормальным типом развития - 9,5±0,03; по направленности на сотрудничество у первых - 6,5±0,03, у вторых - 8,1±0,03; по направленности на себя у подростков с СДВГ - 5,7±0,03, у подростков с нормальным типом развития - 6,2±0,04. По критерию Манна-Уитни получены различия по уровню исследуемого признака (направленности личности).
У подростков с СДВГ преобладает маргинальная направленность личности (склонность подчиняться обстоятельствам и импульсивность поведения), при этом наблюдаются инфантилизм, неконт-ролируемость поступков, подражание.
различия показателей направленности у подростков с различными типами психического развития (а=0,05) по критерию манна-уитни^
Тип развития Маргинальная Сотрудничество Эгоизм U кр
Me U эмп Me U эмп Me U эмп
СДВГ 24,5 541,5* 2,5 461,5* 3,5 1187 1010
Норма 11 11 3
* Значимость различий
В отличие от них, у подростков с нормальным типом развития проявляется направленность личности на взаимодействие и сотрудничество (поддержание конструктивных отношений со сверстниками, эмпатия и интерес к совместной деятельности).
Таким образом, внутренние детерминанты у подростков с СДВГ характеризуются недостаточной сформированностью, что проявляется в маргинальной направленности личности и индивидуально-типологических особенностях (сензитивность, тревожность, эмотивность). Именно этим задается специфичный вектор развития, поведение характеризуется широким спектром нарушений: повышенная внушаемость, преобладание в мотивационной сфере игровых интересов, стремление к удовольствию, трудности в прогнозировании результатов своего поведения, незрелость чувства долга и ответственности, неспособность к волевому контролю и преодолению трудностей. В результате направленных психокоррекционных воздействий повышается адекватность планирования и реализации поведения, снижается его деструктивность.
литература
1. Уровень социальной стабильности и особенности социализации в старшем школьном возрасте / Г.М. Андреева, К. Хелкама, Е.М. Ду-бовская [и др.] // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. 1997. №4. С.31 - 41.
2. Костылева Н.В. Социальная дезадаптация старших подростков с задержкой психического развития: факторы риска, организация психологической коррекционно-реабилитационной помощи: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2005. С. 25.
3. Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. Клинические описания и указания по диагностике. СПб.: Адис, 1994. С. 131 - 170.
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. С. 712.
5. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: АРКТИ, 2003. С. 208.
6. Собчик Л.Н. Диагностика индивидуальнотипологических свойств и межличностных отношений. Практическое руководство. СПб.: Речь, 2003. С. 96.
7. Уэндер П., Шейдер Р. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью: пер. с англ. М.: Практика, 1998. С. 222 - 237.
8. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Инта психотерапии, 2002. С. 490.
9. Применение транскраниальной микрополяризации в лечении синдрома нарушений внимания с гиперактивностью у детей и подростков / Л.С. Чутко, Ю.Д. Кропотов, В.А. Яковенко [и др.] // Журнал неврологии и психиатрии. 2002. №5. С. 26 - 28.
10. Шамионов Р.М. Внешние и внутренние детерминанты личности в процессе ее социализации: дис. ... д-ра психол. наук. Саратов, 2002. С. 362.
11. Ясюкова Л.А. оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций: метод. руководство. СПб.: ГП «ИМАТОН», 1997. С. 80.
Inner determinants of socialization process for teenager having Attention Deficiency and Hyper Activity Syndrome (ADHAS)
ADHAS is seen in breaking the cognitive and emotion and will spheres; it influences the individual, typological and behavior peculiarities of a person. At elementary school age the symptoms of ADHAS are weakened but the impulsivity and attention breaking are kept. They are expressed in behavior breaking.
It is worth seeing the specific of deviant behavior tendencies of teenagers having ADHAS and teenager with usual development.
Key words: Attention Deficiency and Hyper Activity Syndrome, deviant behavior tendencies.