УДК 908; 902; 001.891.7; 372.891
А. В. Грошева
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ МУЗЕЙНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«НАЗАД К ИСТОКАМ»
Статья раскрывает вариант внеурочной деятельности в школе. Приводится пример использования авторской музейно-образовательной программы.
The article reveals the variant of extracurricular activities in school. An example of the use of the author's Museum educational program is given.
Ключевые слова: внеурочная деятельность, поисково-исследовательская деятельность, археология, палеонтология Прокопьевска и Прокопьевско-го района.
Keywords: extracurricular activities, exploratory research, archeology, paleontology of Prokopyevsk and Prokopyevsk district.
Территория Прокопьевска и Прокопьевского района является ценным археологическим и палеонтологическим объектом. Еще в 60-е гг. XX в. в районе реки Егос в ходе бурения скважин в поисках угля геологами были обнаружены окаменелости моллюсков и растений. Ученые установили, что в недрах Прокопьевской земли находится морское дно девонского периода (420-360 млн лет назад) [1]. Девон - четвертый геологический период палеозойской эры, продолжавшийся около 60 млн лет.
Многие окаменелости имеют открытый выход на поверхность. Это коралловые полипы, мшанки, трилобиты, брахиоподы, головоногие моллюски, морские лилии и другие морские организмы, отпечатавшиеся на камнях.
Кроме палеонтологических исследований в 50-70-е гг. XX в. на территории Прокопьевска и Прокопьевского района прошел ряд археологических экспедиций. Под руководством Михаила Георгиевича Елькина, учителя истории школы № 1 города Прокопьевска, обществом «Юный историк» были найдены стоянки первобытного человека.
Открыты группы курганов могильника у деревень Усканда и Ур-Бедари в Беловском районе [2]. А также Дегтяревская неолити-
ческая стоянка (эпохи конца III—II тыс. до н. э.). Обследованы 138 курганов у деревни Ур-Бедари и установлено, что это захоронения тюрок-кочевников VIII-X вв. н. э. [3]
В ходе раскопок обнаружены кремневые наконечники, фрагменты керамики, кости древних животных - мамонтов, бизонов, носорогов. Найденные ценные экспонаты создали основу школьного музея, а позже и городского краеведческого, основанного в 1961 г. [4]
На базе современного краеведческого музея с использованием археологического материала нами была разработана музейно-обра-зовательная программа «Назад к истокам». Программа включает изучение двух основных блоков - «Мир девонского периода» и «Эпоха первобытного общества».
Основная цель программы - пробуждение и формирование интереса у учащихся к археологическому наследию родного края.
Основными задачами являются:
1. Формирование базовых знаний об историческом процессе и археологических памятниках родного края.
2. Расширение и развитие познавательных интересов и способностей учащихся.
3. Развитие навыков исследовательской деятельности.
4. Овладение практическими навыками научно-исследовательской работы, а также определенными профессиональными знаниями и умениями археолога.
В работе с учащимися были использованы методические приемы организационной, поисково-исследовательской деятельности, групповой и индивидуальной работы [5].
Программа «Назад к истокам» разработана для 6-7-х классов на год обучения и предполагает выездные уроки в школу № 15 города Прокопьевска. Уникальность ее в том, что она направлена на изучение родного края и не повторяет общеобразовательную программу, а лишь дополняет ее. Также она ориентирована на поддержание стойкого интереса школьников к прошлому родного края, удовлетворение любознательности, расширение их кругозора, активизацию познавательной и исследовательской деятельности.
На каждом занятии предусматривается информационная часть в виде лекций, бесед, дискуссий и выступлений с докладами. Теоретическая часть направлена на изучение основных тем вышеуказанных блоков. Вводится понятие «археология», происходит знакомство с методами археологического исследования.
На примере города Прокопьевска и Прокопьевского района выполняется изучение девонского периода и характеристика основных достижения каменного, бронзового и железного веков с использованием археологических и палеонтологических экспонатов. Прослеживается процесс перехода первобытного человека от присваивающего хозяйства к производящим формам [6].
Вместе с теоретическими знаниями применяется практическая часть, представляющая собой работу с документами и музейными экспонатами. Происходит знакомство учащихся с археологическими и палеонтологическими памятниками Прокопьевска и Прокопьевского района. Для полноты информации и расширения кругозора школьников организуются выездные экскурсии в музей.
Важной формой практической части является игровая деятельность. С использованием дидактического материала применяются интеллектуальные и подвижные игры, конкурсы, кроссворды, викторины, в ходе которых учащиеся выступают юными археологами и исследователями.
Используя мозаику, ребята собирают древние артефакты, которые потом подлежат описанию и анализу. А в ходе эксперимента с использованием пластилина, ракушек и различных видов растений ребята наблюдают процесс формирования отпечатков на пластилине, сравнивая отпечатки флоры и фауны на камне в природе.
В завершение изучения главных блоков музейно-образовате-льной программы состоялся запланированный экскурсионный маршрут школьников к палеонтологическому памятнику девонского периода. Его целью является не только сообщение о палеонтологическом своеобразии данного места, но и призыв сохранить уникальное природное место от бытового и строительного мусора.
В ходе мероприятия учащиеся побывали в роли юных археологов. В результате поиска ребятами были найдены окаменелости с отпечатками древних обитателей девонского моря.
Данный экскурсионный маршрут нацеливает учащихся на поисково-исследовательскую деятельность, где школьники выступают не пассивными слушателями и созерцателями, а активными участниками, вовлеченными в данный вид деятельности.
Таким образом, внеурочная деятельность, организованная в рамках музейно-образовательной программы «Назад к истокам», -одна из важных форм обучения и воспитания, способствующая углублению знаний, эстетическому, нравственному и физическому
воспитанию учащихся, а также развитию их интересов и способностей. При такой организации внеурочной деятельности у обучающихся развивается интерес, патриотические чувства и любовь к истории родного края.
При всей важности теоретических знаний, значима и практическая деятельность в игровой форме на внеурочных занятиях и поисково-исследовательская работа в рамках экскурсионного маршрута к природному памятнику девонского периода.
Примечания
1. Новичков М. Девонский период палеозойской эры. URL: http://fb.ru/ article/266402/devonskiy-period-paleozoyskoy-eryi(дата обращения 20.08.18).
2. Елькин М. Г. Отчет о работе школьного музея за 1961 год // Фонды исторического музея имени Б. В. Волынова. МБОУ «Школа № 1».
3. Воспоминания Н. Р. Раводиной. Из опыта работы общества «Юный историк» города Прокопьевска // Фонды исторического музея имени Б. В. Волынова. МБОУ «Школа № 1».
4. Раводина Н. Р. Общество «Юный историк» под руководством М. Г. Елькина // Фонды исторического музея имени Б. В. Волынова. МБОУ «Школа № 1».
5. Смирнов Д. В. Юные музееведы // Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.] ; под ред. В. А. Горского. 4-е изд. М. : Просвещение, 2014. C. 50-56.
6. Амальрик А. С., Монгайт А. Л. Что такое археология. М., 1959.
УДК 371.233.4; 372.851; 908; 372.87; 374
Н. Ю. Платунова, Т. Н. Вавилова
КАК ДОСТИЧЬ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Представлена разработка внеурочной деятельности образовательный квест «Загадки Соборной площади», предполагающий изучение памятников архитектуры города Слободского, в процессе которого обучающиеся отрабатывают навыки решения математических задач практического содержания. Содержание авторской разработки соответствует федеральному компоненту Государственного стандарта основного общего образования на основе про-