Научная статья на тему 'Внеурочная деятельность как фактор социально-педагогической адаптации кадетов первого года обучения'

Внеурочная деятельность как фактор социально-педагогической адаптации кадетов первого года обучения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
298
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ТРУДНОСТИ АДАПТАЦИИ / КАДЕТСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ / ТРЕВОЖНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / SOCIAL AND PEDAGOGICAL ADAPTATION / DIFFICULTIES OF ADAPTATION / CADET BOARDING SCHOOL / ANXIETY / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Маланов Иннокентий Александрович, Сотникова Ольга Андреевна

В статье рассматривается одна из важнейших междисциплинарных научных проблем социально-педагогической адаптации личности, которая в настоящее время достаточно широко и интенсивно исследуется. Данная проблема раскрывается на примере кадетской школы в связи с потребностью в организации социальнопедагогического сопровождения воспитанников в ходе принятия ими нового социального статуса, освоения новых социальных ролей, установления системы межличностных отношений в коллективе и учебной деятельности. Выделены основные факторы, обуславливающие трудности адаптации воспитанников. Охарактеризованы основные компоненты внеурочной деятельности, которые доказывают её значительную роль в повышение эффективности процесса адаптации учащихся. Представлены результаты анализа особенностей социально-педагогической адаптации кадетов-пятиклассников к условиям жизнедеятельности в кадетской школеинтернат в процессе внеурочной деятельности. Полученные в ходе педагогического эксперимента результаты подтверждают положительное влияние организации внеурочной деятельности на адаптационный процесс кадетов первого года обучения. Материалы статьи могут быть использованы в деятельности образовательных учреждений с военной направленностью интернатного типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXTRACURRICULAR ACTIVITIES AS A FACTOR OF THE SOCIO-PEDAGOGICAL ADAPTATION OF FIRST-YEAR CADETS

The article deals with one of the most important interdisciplinary scientific problems of the socio-pedagogical adaptation of the personality, which is currently being studied extensively and intensively. This problem is examined by the example of the cadet school in connection with the need for organizing social and pedagogical support for pupils in the course of their adoption of a new social status, mastering new social roles, establishing a system of interpersonal relations in a team and educational activities. The main factors contributing to the difficulties of adaptation of pupils are highlighted. The main components of extracurricular activities are characterized and they prove its significant role in improving the effectiveness of the process of adaptation of students. The results of the analysis of the characteristics of the socio-pedagogical adaptation of fifth-grade cadets to the conditions of life in the cadet boarding school in the process of extracurricular activities are presented. The results obtained during the pedagogical experiment confirm the positive influence of the organization of extracurricular activities on the adaptation process of the first-year cadets. Materials of the article can be used in the activities of educational institutions with a military orientation of the boarding type.

Текст научной работы на тему «Внеурочная деятельность как фактор социально-педагогической адаптации кадетов первого года обучения»

УДК 376.1

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ КАДЕТОВ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

© Маланов Иннокентий Александрович

доктор педагогических наук, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а Е-шаП: pedagogica@bsu.ru

© Сотникова Ольга Андреевна

аспирант кафедры общей педагогики Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а Е-шаП: olya0910@mail.ru

В статье рассматривается одна из важнейших междисциплинарных научных проблем социально-педагогической адаптации личности, которая в настоящее время достаточно широко и интенсивно исследуется. Данная проблема раскрывается на примере кадетской школы в связи с потребностью в организации социально-педагогического сопровождения воспитанников в ходе принятия ими нового социального статуса, освоения новых социальных ролей, установления системы межличностных отношений в коллективе и учебной деятельности. Выделены основные факторы, обуславливающие трудности адаптации воспитанников. Охарактеризованы основные компоненты внеурочной деятельности, которые доказывают её значительную роль в повышение эффективности процесса адаптации учащихся. Представлены результаты анализа особенностей социально-педагогической адаптации кадетов-пятиклассников к условиям жизнедеятельности в кадетской школе-интернат в процессе внеурочной деятельности. Полученные в ходе педагогического эксперимента результаты подтверждают положительное влияние организации внеурочной деятельности на адаптационный процесс кадетов первого года обучения. Материалы статьи могут быть использованы в деятельности образовательных учреждений с военной направленностью интернатного типа.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, социально-педагогическая адаптация, трудности адаптации, кадетская школа-интернат, тревожность, мотивация.

Введение. При переходе ребенка из начальной школы в среднее звено обучения очень важно следить за его психоэмоциональным состоянием и очень многое здесь зависит от успешности прохождения социально-педагогической адаптации. Как показывают исследования, всё первое полугодие уходит у учащихся на то чтобы адаптироваться к новым условиям. В этот момент можно заметить изменения в интеллектуальной, эмоциональной или личностной сферах учащихся. Снижаются внимание, когнитивная активность, работоспособность, память, а также у некоторых замедляются темпы роста. Такие психофизиологические изменения могут привести к неуравновешенности, утомляемости, нестабильности в эмоциональной сфере, а также к изменениям в поведении воспитанников [3, 9].

В такой критический период обучения образовательный учреждения военной направленности заслуживают особого внимания. Кадетская школа — это

начальное военно-учебное заведение, приоритетными направлениями которого являются интеллектуальное, морально-нравственное, физическое развитие личности ребенка, а также воспитание патриотизма и готовности к служению Родине.

Трудности адаптации к особым условия проживания и обучения в кадетских корпусах изучались еще в начале ХХ в. Уже в то время ученые выделяли положительные и отрицательные стороны жизненной ситуации кадетов, оказывающие значительное влияние на особенности их адаптации. Условия жизнедеятельности в кадетской школе-интернат, несомненно, отличаются повышенными психологическими, физическими и умственными нагрузками. Пребывание воспитанников на казарменном положении создает эффект так называемой групповой изоляции, что означает ограничение диапазона общения и постоянное пребывание на глазах учащихся взвода. В результате, когда воспитанник знает, что за ним наблюдают, он постоянно старается удержаться в некой ролевой функции, что приводит к эмоциональной напряженности. Разумным является вывод о том, что блокирование многих естественных и привычных потребностей можно считать основным психогенным фактором проживания в кадетской школе-интернат.

Изменение места жительства и отделение от семьи, оторванность от привычного уклада жизни, строгий распорядок дня, самостоятельная организация повседневного быта, новый коллектив, воинский устав и субординация, преобладание групповой деятельности. Индивидуальные особенности детей также могут создавать проблемы в период адаптации, возможно, что у некоторых из них может возникнуть несоответствие представлений об условиях проживания или о дисциплинарных требованиях. Всё это может спровоцировать психическую неустойчивость, тревожность, раздражительность, другими словами привести к дезадаптации. Как показывает практика, за первый учебный год в среднем 3-4 ученика исключаются из кадетской школы за неуспеваемость и дисциплинарные нарушения [1, 7]. В связи с этим возникает проблема как правильно построить и реализовать модель социально-педагогической адаптации учащихся кадетской школы-интернат, которая будет способствовать эффективной адаптации воспитанников к новым условиям жизнедеятельности. По нашему мнению, именно внеурочная деятельность предполагает включение ребенка в систему социальных отношений, приобретение ребенком социального опыта, самостоятельное решение социальных и личных проблем и преобразование внутренних структур психики. Участие школьников в мероприятиях позволяет реализовать себя в разнообразных сферах деятельности, где-то непременно добиться успеха и на этой основе повысить собственную самооценку и свой статус в глазах сверстников, педагогов, родителей.

Цель и методы исследования. Цель нашего исследования разработка, научное обоснование и опытно-экспериментальная проверка эффективности модели социально-педагогической адаптации учащихся кадетской школы-интернат в рамках внеурочной деятельности. В процессе работы над поставленной проблемой были охарактеризованы основные компоненты внеурочной деятельности, указывающие на ее положительное влияние на адаптационные процесс. На базе ГБОУ «Республиканская кадетская школа-интернат» г. Улан-Удэ было проведено исследование, в котором приняли участие 27 кадетов первого года обучения в возрасте 10-12 лет. Нами были использованы обсервационные методы исследо-

вания, психодиагностические методы (опросник С. В. Левченко «Чувства к школе», методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса, «Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой»), а также методы мате-матико-статистического анализа данных.

Результаты исследования и их обсуждение. Эмоциональная сфера играет очень важную роль в жизни человека. Эмоции помогают исследовать окружающий мир, общаться друг с другом, быть успешным в разных областях. Методика Левченко «Чувства к школе» дает возможность наглядно увидеть настрой класса, составить его «эмоциональный портрет».

Из списка 16 состояний учащимся предлагалось выбрать 8, которые они чаще всего испытывают по отношению к школе.

Рис. 1. Чувства к школе

Результаты диагностики эмоционального состояния воспитанников свидетельствуют о том, что высокий уровень общего показателя тревожности отмечается у 71% детей в середине первой четверти (рис. 1). Это можно объяснить тем, что они сталкиваются с неопределенность при переходе в новые для них условия. Предчувствие некой опасности и ощущение эмоциональной нестабильности именно такие чувства испытывают дети, находясь в состоянии тревоги. В последние годы большое количество работ психологов посвящены тревожным состояниям в школе. В следствии такого длительного состояния может возникнуть нарушение психологического здоровья обучающихся. Поэтому на данном этапе исследования мы обратим внимание именно на этот показатель [10].

Исходя из полученных данных, главной задачей педагогов было определение причин, провоцирующих тревожность, создание необходимых условий для

повышения самооценки учеников, их уверенности в собственных силах и способностях. Анализ компонентов внеурочной деятельности доказывает её значительную роль в повышение эффективности процесса адаптации учащихся (табл. 1) [2, 4].

Таблица 1

Компоненты внеурочной деятельности

Компоненты Внеурочная деятельность

Цель Социальное самоопределение воспитанников через создание условий для самопознания, самореализации и совершенствования в интересной для личности деятельности.

Принципы Педагогическая поддержка, добровольность, самореализация.

Задачи Воспитать стремление к самореализации и саморазвитию в интересах человека и общества.

Содержание Д-деятельность, Р — рефлексия, М — мастерство, Ц- морально-нравственные ценности, С — задатки и способности

Критерии оценки Когнитивные: участие в олимпиадах, конференциях, конкурсах различных уровней; Мотивационно-личностные: участие в общественной работе; Деятельностно-практические: самоутверждение в выбранном виде деятельности, уровень личностного развития.

Результат Повышение уровня обучения, развития и воспитания через развитие личностного потенциала необходимого для успешного продолжения образования.

В течении всего первого полугодия важное место принадлежало использованию потенциала внеурочной деятельности, в рамках которой воспитанники включались в различные мероприятия. Их целью было повышение активности и развитие творческого потенциала. Данная работа позволила выявить интересы и способности воспитанников, помогла определиться с выбором кружка. Посещаемость кружков составила 100%, в их числе цирковая студия, робототехника, рукопашный бой, хореография, театральный кружок, вокал, бокс и др. Большое внимание уделялось воспитанию коллективизма и стремлению к взаимопомощи. В процессе социально-педагогического сопровождения на данном этапе нами использовались такие формы коллективной работы как:

- игры, направленные на создание и сплочение классного коллектива;

- мероприятия по развитию коллективного творчества, посещение театров, организация творческой мастерской по оригами, участие в различных праздничных и конкурсных мероприятиях [11]. Учащиеся принимали активное участие в научной жизни школы (олимпиады, конференции, предметные недели). Также в повседневный быт были введены ежедневные традиции: «Утреннее приветствие», «Минутки вхождения в день», «Вечерний круг», «День именинников», «День рождения взвода» и т. д.

Для прослеживания динамики развития уровня тревожности в конце первого полугодия была проведена диагностика эмоционального состояния воспитанников по методике Филлипса.

[ИМЯ КАТЕГОРИИ ] [[ПРОЦЕНТ]

[ИМЯ КАТЕГОРИИ ] [[ПРОЦЕНТ]

[ИМЯ КАТЕГОРИИ [[[ПРОЦЕНТ]

'Низкий Повышенный ^ Высокий

Рис. 2. Уровни тревожности

Результаты диагностики показали, что подавляющее большинство воспитанников (88%) имеют низкий уровень тревожности, повышенный уровень тревожности выявлен у 12%, высокого уровня тревожности выявлено не было (рис. 2).

Также для прослеживания динамики прохождения адаптационного периода большое внимание уделялось изучению мотивационной сферы как одной из составляющих личностных УУД. Уровень учебной мотивации оказывает влияние не только на учебный процесс, но и личностное развитие воспитанников, особенно во время адаптационного периода, прежде всего это отражается на самооценке учеников. Учащимся была предложена «Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой», диагностика проводилась в два этапа.

41 »/о

57%

0°/о 0%

¿/"/В

I■• I' I ■

Низкая Внешняя Хорошая Максимально Негативное

высокая отношение к школе

■ 1 этап (I четверть) 2 этап (II четверть)

Рис. 3. Уровень школьной мотивации

Из данных представленных на диаграмме мы наглядно видим положительную динамику (рис. 3). К концу первого полугодия учащихся с низкой мотивацией и негативным отношением к школе выявлено не было. Значительно снизился процент учащихся обладающих лишь внешней мотивацией. Процент учащихся с максимально высоким уровнем мотивации значительно увеличился с 11,1% до 59,3%.

Заключение. В настоящее время проблема социально-педагогической адаптации кадетов первого года обучения становится особенно актуальной в связи с усилением военно-патриотической направленности российского образования и развитием системы подготовки кадетов. Адаптация учащихся к жизни в кадетской школе — это процесс и результат принятия их в новый, гомогенный по своему составу, коллектив, освоение нового социума и сфер его жизнедеятельности, воспитание в себе качеств, которые требуются для успешной самореализации в новых условиях. Успешное прохождение данного процесса в большей степени зависит от активной личной позиции воспитанника, от его способности к самопроявлению, умения преодолеть трудности, связанные со сложностью адаптации. По нашему мнению, внеурочная деятельность оказывает положительное влияние на процесс адаптации и дает возможность реализовать право человека на развитие и свободный выбор деятельности, в которой будет происходить личностное и профессиональное становление.

В ходе исследования были выделены основные компоненты внеурочной деятельности, доказывающие её эффективность в процессе адаптации учащихся к новым условиям обучения. На базе ГБОУ «Республиканская кадетская школа-интернат» было проведено исследование, материалы которого указывают на эффективность организации внеурочной деятельности на процесс социально-педагогической адаптации кадетов первого года обучения. У небольшого числа воспитанников (12%) сохранился повышенный уровень тревожности к концу первого полугодия, это указывает на то, что их адаптационные механизмы менее

устойчивы и следует провести дополнительную работу и разработать план действий по восстановлению нормального эмоционального фона. В целом, анализируя результаты деятельности обучающихся пятого класса в период адаптации в среднем звене в процессе внеурочной деятельности, можно сделать вывод о том, что адаптационный период у большинства воспитанников прошел успешно, без значительных осложнений.

Литература

1. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование и психологическая защита // Психологический журнал. — Т. 15, № 1. — 1994. — С. 3-18.

2. Асмолов А. Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития // Внешкольник. — 1997. — № 9. — С. 6-9.

3. Выготский Л.С. Педология подросткового возраста / Собр. соч. в 6 т. — М.: Наука, 1983. — Т. 3. — С. 5-314 с.

4. Енин А. В. Внеурочная деятельность. Теория и практика. 1-11 классы. ФГОС. — М.: Вако, 2015. — 288 с.

5. Журкина А. Я. Воспитательный потенциал дополнительного образования // Дополнительное образование. — 2000. — № 9. — С. 6-9.

6. Киселева И. Н. Организация внеаудиторной деятельности студентов как профилактика социально-негативных явлений в молодёжной среде // Учёные записки ЗабГУ. Сер. Педагогические науки. — 2018. — Т. 13, № 5. — С. 77-81.

7. Лебедев В. И. Личность в экстремальных условиях. М.: Политиздат, 1989. 303 с.

8. Налчаджян А. А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). — Ереван, 1988. — 263 с.

9. Сахарова И. Н. Адаптация учащихся к обучению при переходе в среднее звено общеобразовательной школы. — URL: http://cyberleninka.rU/article/n/ adap-tatsiyauchaschihsya-k-obucheniyu-pri-perehode-v-sredneezveno-obscheobrazovatelnoy-shkoly (дата обращения: 26.01.2019).

10. Сергеева Б. В. Проблема тревожности в процессе адаптации младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — Т. 34. — С. 6270.

11. Яковлева Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности школьника. — М.: Флинта, 1997. — 224 с.

EXTRACURRICULAR ACTIVITIES AS A FACTOR OF THE SOCIO-PEDAGOGICAL ADAPTATION OF FIRST-YEAR CADETS

Innokentiy A. Malanov

Dr. Sci. (Education), Prof., Buryat State University 24a Smolin St., Ulan-Ude, Russia, 670000 E-mail: pedagogica@bsu.ru

Olga A. Sotnikova

Research Assistant, Buryat State University 24a Smolin St., Ulan-Ude 670000, Russia E-mail: olya0910@mail.ru

The article deals with one of the most important interdisciplinary scientific problems of the socio-pedagogical adaptation of the personality, which is currently being studied extensively and intensively. This problem is examined by the example of the cadet school in

49

connection with the need for organizing social and pedagogical support for pupils in the course of their adoption of a new social status, mastering new social roles, establishing a system of interpersonal relations in a team and educational activities. The main factors contributing to the difficulties of adaptation of pupils are highlighted. The main components of extracurricular activities are characterized and they prove its significant role in improving the effectiveness of the process of adaptation of students. The results of the analysis of the characteristics of the socio-pedagogical adaptation of fifth-grade cadets to the conditions of life in the cadet boarding school in the process of extracurricular activities are presented. The results obtained during the pedagogical experiment confirm the positive influence of the organization of extracurricular activities on the adaptation process of the first-year cadets. Materials of the article can be used in the activities of educational institutions with a military orientation of the boarding type.

Keywords: extracurricular activities, social and pedagogical adaptation, difficulties of adaptation, the Cadet boarding school, anxiety, motivation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.