Научная статья на тему 'Внеучебная работа со студентами младших курсов как форма повышения качества обучения'

Внеучебная работа со студентами младших курсов как форма повышения качества обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ / СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ / ВНЕУЧЕБНАЯ РАБОТА / QUALITY OF EDUCATION / YOUNGER COURSES STUDENTS / EXTRA-CURRICULA WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савостикова О. Г.

Внеучебная работа рассматривается как форма повышения качества обучения студентов младших курсов. Представлен практический опыт работы деканата в высшем учебном заведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Extra-curricula work with the younger students as a form of improving the quality of education

Extra-curricula work is considered as a form of improvement of training quality of younger courses students. The paper presents practical experience of the Dean's office work in university.

Текст научной работы на тему «Внеучебная работа со студентами младших курсов как форма повышения качества обучения»

Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования Внеучебная работа со студентами младших курсов как форма повышения качества обучения

Савостикова ОТ.

Университет машиностроения [email protected]

Аннотация. Внеучебная работа рассматривается как форма повышения качества обучения студентов младших курсов. Представлен практический опыт работы деканата в высшем учебном заведении.

Ключевые слова: качества обучения, студентов младших курсов, внеучебная работа.

В настоящее время особую актуальность приобрела проблема качества предоставления образовательных услуг в высшей школе.

Система качества в вузе - это, прежде всего, организационная структура, результативность которой должна оцениваться с учетом намерений и активности студентов, квалификации профессорско-^еподадательского состава и учебно-вспомогательного персонала. Одним из важных факторов эффективного функционирования системы качества вуза можно считать и внеучебную работу со студентами младших курсов.

Качество образования имеет ряд особенностей, среди которых следует выделить следующие [1]:

• многоаспектность;

• многосубъектность (оценка качества образования осуществляется множеством субъектов);

• многокритериальность и неопределенность;

• неопределенность в его оценках;

• инвариантность и вариативность.

Внеучебная работа со студентами напрямую влияет на систему качества и ей присущи все выше перечисленные особенности качества образования, грамотно выстроенная работа позволяет студентам и профессорско-преподиательскому составу наиболее полно использовать учебные планы в целях обучения востребованных на рынке труда специалистов.

При работе со студентами младших курсов необходимо учитывать ряд особенностей: возраст студентов (17-19лет); этап привыкания к большому объему самостоятельной работы без опеки со стороны родителей и преподавателей; новый режим учебной работы (расписание); новый коллектив.

Для более успешной адаптации студентов в вузе предусматривается 3-х, 5-тидневный «Адаптадионный курс», который организуется управлением по воспитательной работе. Затем будущие молодые специалисты встречаются с сотрудниками деканата, которые их сопровождают на протяжении всего учебного процесса.

Изучая и анализируя данные по аттестации студентов, результаты сессий и пропуски занятий, на механико-тежологическом факультете были сделаны следующие выводы: действительно, пропуски занятий студентами, как правило, напрямую влияют на результаты учебы. Поэтому были введены либо продолжили использование такие аспекты внеучебной работы со студентами, как:

• «Первое рабочее собрание»;

• назначение преподавателей кураторами групп;

• встречи сотрудников деканата со студентами;

• составление четкого расписания учебно-вспомогательного персонала деканата и ответственных за конкретные курсы;

• работа персонала деканата с профессорско-преподмательским составом кафедр;

Известия МГТУ «т.МИ» № 2(14), 2012, т. 3

307

Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования

• работа напрямую со студентом и его родителями;

• обсуждение результатов работы на Совете факультета и принятие решений по возникшим вопросам.

Рассмотрим, каким образом способствует повышению качества обучения каждый вид внеучебной работы.

На первом рабочем собрании студенты 1 курса встречаются с сотрудниками вуза, которые дают необходимую информацию для успешного начала учебной деятельности студента. Мы особо выделяем вопрос о правилах внутреннего распорядка вуза. Четкое знание и понимание этих правил облегчает процесс обучения студента. Как правило, эта информация воспринимается основной массой студентом и служит ориентиром их деятельности около 2-4-х недель. Затем у студентов начинается «эйфория» от возможности самому полностью контролировать свой учебный процесс (обучающие вышли из относительно жесткого контроля со стороны преподавателей и родителей, плюс сформировался коллектив группы). В результате начинаются пропуски занятий.

Поэтому на 2-3-ей неделях мы просим обязательно встретиться со студентами преподавателей, назначенных кураторами групп, с целью напомнить о правилах внутреннего распорядка, о мерах, применяемых к студентам, пропускающим занятия без уважительной причины, ответить на возникшие вопросы студентов.

Сотрудники деканата, через анализ учета посещаемости, выборочно встречаются с группами. Отдельно проводится работа со старостами групп.

В случае возникновения вопросов у студентов они могут встретиться с сотрудниками декана. Для этого составлено расписание.

Декан и заместители декана ведут работу и с преподавателями кафедр, по возможности регулируют отношения между студентами и преподавателями. Данный процесс регулируется «Графиком посещения учебных занятий сотрудниками деканата». Замечания и предложения по улучшению учебного процесса передаются всем заинтересованным лицам.

Отдельно надо отметить, что студенты не всегда могут успешно пройти адаптацию к новым для них требованиям учебного процесса. Поэтому часто возникает необходимость индивидуальной воспитательной работы с каждым студентом. Как правило, таких студентов небольшое количество, однако на показателях успеваемости это существенно отражается. Так было отмечено, что при систематической воспитательной работе успеваемость в группах в целом повышается. При этом поддержка в вопросах организации учебного вопроса со стороны родителей позволяет студенту «легче» привыкнуть к смене режима обучения.

В любой структуре необходимо придерживаться принципа системности. В нашем подразделении контроль за «системностью» осуществляет декан, который устанавливает цели внеучебной работы, составляет графики посещаемости, отслеживает выполнение принятых решений и утвержденных планов работы со студентами младших курсов. Поэтому сравнивая и анализируя результаты успеваемости студентов 2010-2011 и 2011-2012 учебных годов (абсолютная успеваемость 1 курса по итогам осенней аттестации повысилась на 4,1%, абсолютная успеваемость за зимнюю сессию повысилась на 6,2%; количество студентов, сдавших сессию в срок, почти в 2 раза), можно отметить, что внеучебная работа - это важный элемент системы обеспечения качества образования, однако для большего понимания вопросов воспитания необходимо ее постоянно совершенствовать.

Литература

1. Ларцева Т А., Савостикова ОТ. Процессный подход как инструмент формирования и развития эффективных систем менеджмента качества вуза» - Международная научно-техническая конференция ААИ «Автомобиле- и тракторостроение в России: приоритеты развития и подготовки кадров» посвященная 145-летию МГТУ «^^МИ». Москва, МГТУ «тМИ», 2010

308 Известия МГТУ «тМИ» № 2(14), 2012, т. 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.