Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования Внеучебная работа со студентами младших курсов как форма повышения качества обучения
Савостикова ОТ.
Университет машиностроения [email protected]
Аннотация. Внеучебная работа рассматривается как форма повышения качества обучения студентов младших курсов. Представлен практический опыт работы деканата в высшем учебном заведении.
Ключевые слова: качества обучения, студентов младших курсов, внеучебная работа.
В настоящее время особую актуальность приобрела проблема качества предоставления образовательных услуг в высшей школе.
Система качества в вузе - это, прежде всего, организационная структура, результативность которой должна оцениваться с учетом намерений и активности студентов, квалификации профессорско-^еподадательского состава и учебно-вспомогательного персонала. Одним из важных факторов эффективного функционирования системы качества вуза можно считать и внеучебную работу со студентами младших курсов.
Качество образования имеет ряд особенностей, среди которых следует выделить следующие [1]:
• многоаспектность;
• многосубъектность (оценка качества образования осуществляется множеством субъектов);
• многокритериальность и неопределенность;
• неопределенность в его оценках;
• инвариантность и вариативность.
Внеучебная работа со студентами напрямую влияет на систему качества и ей присущи все выше перечисленные особенности качества образования, грамотно выстроенная работа позволяет студентам и профессорско-преподиательскому составу наиболее полно использовать учебные планы в целях обучения востребованных на рынке труда специалистов.
При работе со студентами младших курсов необходимо учитывать ряд особенностей: возраст студентов (17-19лет); этап привыкания к большому объему самостоятельной работы без опеки со стороны родителей и преподавателей; новый режим учебной работы (расписание); новый коллектив.
Для более успешной адаптации студентов в вузе предусматривается 3-х, 5-тидневный «Адаптадионный курс», который организуется управлением по воспитательной работе. Затем будущие молодые специалисты встречаются с сотрудниками деканата, которые их сопровождают на протяжении всего учебного процесса.
Изучая и анализируя данные по аттестации студентов, результаты сессий и пропуски занятий, на механико-тежологическом факультете были сделаны следующие выводы: действительно, пропуски занятий студентами, как правило, напрямую влияют на результаты учебы. Поэтому были введены либо продолжили использование такие аспекты внеучебной работы со студентами, как:
• «Первое рабочее собрание»;
• назначение преподавателей кураторами групп;
• встречи сотрудников деканата со студентами;
• составление четкого расписания учебно-вспомогательного персонала деканата и ответственных за конкретные курсы;
• работа персонала деканата с профессорско-преподмательским составом кафедр;
Известия МГТУ «т.МИ» № 2(14), 2012, т. 3
307
Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования
• работа напрямую со студентом и его родителями;
• обсуждение результатов работы на Совете факультета и принятие решений по возникшим вопросам.
Рассмотрим, каким образом способствует повышению качества обучения каждый вид внеучебной работы.
На первом рабочем собрании студенты 1 курса встречаются с сотрудниками вуза, которые дают необходимую информацию для успешного начала учебной деятельности студента. Мы особо выделяем вопрос о правилах внутреннего распорядка вуза. Четкое знание и понимание этих правил облегчает процесс обучения студента. Как правило, эта информация воспринимается основной массой студентом и служит ориентиром их деятельности около 2-4-х недель. Затем у студентов начинается «эйфория» от возможности самому полностью контролировать свой учебный процесс (обучающие вышли из относительно жесткого контроля со стороны преподавателей и родителей, плюс сформировался коллектив группы). В результате начинаются пропуски занятий.
Поэтому на 2-3-ей неделях мы просим обязательно встретиться со студентами преподавателей, назначенных кураторами групп, с целью напомнить о правилах внутреннего распорядка, о мерах, применяемых к студентам, пропускающим занятия без уважительной причины, ответить на возникшие вопросы студентов.
Сотрудники деканата, через анализ учета посещаемости, выборочно встречаются с группами. Отдельно проводится работа со старостами групп.
В случае возникновения вопросов у студентов они могут встретиться с сотрудниками декана. Для этого составлено расписание.
Декан и заместители декана ведут работу и с преподавателями кафедр, по возможности регулируют отношения между студентами и преподавателями. Данный процесс регулируется «Графиком посещения учебных занятий сотрудниками деканата». Замечания и предложения по улучшению учебного процесса передаются всем заинтересованным лицам.
Отдельно надо отметить, что студенты не всегда могут успешно пройти адаптацию к новым для них требованиям учебного процесса. Поэтому часто возникает необходимость индивидуальной воспитательной работы с каждым студентом. Как правило, таких студентов небольшое количество, однако на показателях успеваемости это существенно отражается. Так было отмечено, что при систематической воспитательной работе успеваемость в группах в целом повышается. При этом поддержка в вопросах организации учебного вопроса со стороны родителей позволяет студенту «легче» привыкнуть к смене режима обучения.
В любой структуре необходимо придерживаться принципа системности. В нашем подразделении контроль за «системностью» осуществляет декан, который устанавливает цели внеучебной работы, составляет графики посещаемости, отслеживает выполнение принятых решений и утвержденных планов работы со студентами младших курсов. Поэтому сравнивая и анализируя результаты успеваемости студентов 2010-2011 и 2011-2012 учебных годов (абсолютная успеваемость 1 курса по итогам осенней аттестации повысилась на 4,1%, абсолютная успеваемость за зимнюю сессию повысилась на 6,2%; количество студентов, сдавших сессию в срок, почти в 2 раза), можно отметить, что внеучебная работа - это важный элемент системы обеспечения качества образования, однако для большего понимания вопросов воспитания необходимо ее постоянно совершенствовать.
Литература
1. Ларцева Т А., Савостикова ОТ. Процессный подход как инструмент формирования и развития эффективных систем менеджмента качества вуза» - Международная научно-техническая конференция ААИ «Автомобиле- и тракторостроение в России: приоритеты развития и подготовки кадров» посвященная 145-летию МГТУ «^^МИ». Москва, МГТУ «тМИ», 2010
308 Известия МГТУ «тМИ» № 2(14), 2012, т. 3