УДК 342.924 ББК 67.301
внештатные сотрудники полиции: реалии и тенденции
АЛЕКСЕЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ МАСЛОВ,
доцент кафедры административной деятельности органов внутренних дел Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент, полковник полиции Научная специальность 12.00.14 — административное право;
административный процесс. E-mail: [email protected] Рецензент: кандидат юридических наук А.К. Пахитов
Citation-индекс в электронной библиотеке ниион
Аннотация. Рассматриваются вопросы совершенствования правового регулирования деятельности внештатных сотрудников полиции. Проанализированы правовые акты федерального уровня, которые регламентируют правовое регулирование данной проблематики (организации и осуществления работы по совместной деятельности органов внутренних дел (полиции) и внештатных сотрудников полиции). Так же изложены, сформулированные автором, предложения по внесению изменений в федеральное законодательство с целью совершенствования правового регулирования деятельности внештатных сотрудников полиции.
Ключевые слова: внештатный сотрудник полиции, правовое регулирование деятельности, права внештатных сотрудников полиции.
Annotation. This article discusses the issues of improving the legal regulation of freelance police. The author analyzes the legal acts of the federal level that regulate the legal regulation of these problems (the organization and implementation of work on the joint activities of internal affairs (police) and freelance police). As stated, formulated by the author, proposals for changes to the federal legislation in order to improve the legal regulation of freelance police.
Keywords: Freelance police, the legal regulation of activities, the rights of freelance police.
Как общеизвестно, процесс производства различных материальных благ — то есть любой продукции, тесно взаимосвязан с выполнением такой задачи, как укрепление социальных связей и общественных отношений, без выполнения вышеуказанной задачи не возможна высокоэффективная, комплексная и последовательная производственная и иная социальная деятельность людей. В доклассовом обществе порядок регулировался традициями и обычаями. С разделением труда, появлением частной собственности, развитием экономических отношений, делением общества на классы вопросы выполнения задач, как охраны общественного порядка, так и обеспечения общественной безопасности приобрели особо важное значение. Не вызывает сомнения то обстоятельство, что решение изложенных выше задач не возможно без активного и повсеместного участия граждан Российской Федерации в охране общественного порядка.
В качестве одной из наиболее прогрессивных форм участия граждан в охране общественного по-
рядка является их индивидуальная работа в качестве внештатных сотрудников полиции. В настоящее время внештатные сотрудники полиции используются в работе различных служб и подразделений территориальных органов МВД России, например в таких, как то: подразделения государственной инспекции безопасности дорожного движения, служба участковых уполномоченных полиции и других.
Актуальность рассматриваемой проблематики однозначно только повышается с учетом того, что положение дел по борьбе с различными противоправными деяниями в России в настоящее время является достаточно сложным и неоднозначным, а именно: за период с 1 января по 31 декабря 2015 года зарегистрировано 2352,1 тыс. преступлений, или на 8,6% больше, чем за аналогичный период 2014 года. 89,9% всех зарегистрированных преступлений выявляется органами внутренних дел, причем 5,1% из них — на стадии приготовления и покушения. Всего на этих стадиях выявлено 107 тыс. преступлений. Значительная
часть (42,4%) преступлений регистрируется в республиканских, краевых и областных центрах — всего 996,64 тыс., пятая часть (21,3%) — в сельской местности, где зарегистрировано 501,3 тыс. преступлений, что на 9,4% больше, чем за январь — декабрь 2014 года. В результате преступных посягательств погибло 32,9 тыс. человек, здоровью 48,8 тыс. человек причинен тяжкий вред. На сельскую местность приходится 41,7% погибших (13,7 тыс. чел.), на города и поселки, не являющиеся центрами субъектов Федерации, — 35,2% лиц, здоровью которых причинен тяжкий вред (17,2 тыс. чел.). Ущерб от преступлений (по оконченным и приостановленным уголовным делам) составил 436,49 млрд. руб., что на 24,9% больше аналогичного показателя 2014 года. Почти две трети ущерба (63,2%) приходится на преступления, зарегистрированные в центрах субъектов Российской Федерации. Удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений в числе зарегистрированных сократился с 24,2% в январе — декабре 2014 года до 21,8%. Почти половину всех зарегистрированных преступлений (46,0%) составляют хищения чужого имущества, совершенные путем: кражи — 996,5 тыс., грабежа — 71,1 тыс., разбоя — 13,4 тыс. Каждая четвёртая кража (25,1%), каждый двадцать второй грабеж (4,6%), и каждое тринадцатое разбойное нападение (7,9%) были сопряжены с незаконным проникновением в жилище, помещение или иное хранилище. Каждое тридцать второе (3,2%) зарегистрированное преступление — квартирная кража. В январе — декабре 2015 года их число сократилось на 3,0% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. Количество выявленных преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, по сравнению с январем — декабрем 2014 года увеличилось на 2,4% и составило 26,9 тыс., количество выявленных фактов хищения и вымогательства оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств возросло на 9,1% (1,6 тыс. фактов). В январе — декабре 2015 года с использованием оружия совершено 6,9 тыс. преступлений. В январе — декабре 2015 года зарегистрировано 24,74 тыс. экологических преступлений, что на 3,1% меньше, чем за аналогичный период 2014 года. По сравнению с январем — декабрем 2014 года в 2015 году на 3,7% возросло число преступлений экономической направленности, выявленных правоохранительными органами. Всего выявлено 111,2 тыс. преступлений данной категории, удельный вес этих преступлений в общем числе зарегистрированных составил 4,7%. Материальный ущерб от указанных преступлений (по оконченным уголовным делам) составил 271,49 млрд руб.
Тяжкие и особо тяжкие преступления в общем числе выявленных преступлений экономической направленности составили 62,6%.
Подразделениями органов внутренних дел выявлено 97,9 тыс. преступлений экономической направленности, их удельный вес в общем массиве преступлений экономической направленности составил
88,0%. В январе — декабре 2015 года выявлено 234,8 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что на 7,4% меньше, чем за аналогичный период 2014 года. В январе — декабре 2015 года зарегистрировано 1531 преступление террористического характера и 1308 преступлений экстремистской направленности. В общественных местах зарегистрировано 869,4 тыс. преступлений. На улицах, площадях, в парках и скверах зарегистрировано 522,3 тыс. преступлений, в том числе: 37,8 тыс. грабежей, 214 тыс. краж, 4,9 тыс. разбойных нападений. На дорогах и трассах вне населенных пунктов совершено 155 разбойных нападений, 303 грабежа, выявлено 115 фактов незаконного приобретения, передачи, сбыта, хранения, перевозки или ношения оружия, его основных частей, боеприпасов. В январе — декабре 2015 года раскрыто 1238,7 тыс. преступлений, в том числе 560,5 тыс. — следствие по которым обязательно и 678,2 тыс. — следствие по которым необязательно. Сотрудниками органов внутренних дел предварительно расследовано 950,7 тыс. преступлений, что составляет 76,8% всего массива предварительно расследованных преступлений, сотрудниками следственных органов Следственного комитета Российской Федерации — 161,2 тыс. преступлений, что составляет 13,0% всего массива, сотрудниками органов наркоконтроля соответственно 39,5 тыс., службы судебных приставов — 74,3 тыс. Не раскрыто 1026,2 тыс. преступлений, что на 8,2% больше аналогичного показателя за январь — декабрь 2014 года. Из этого количества на тяжкие и особо тяжкие преступления приходится 22,5% (в январе — декабре 2014 года — 25,4%). Остались нераскрытыми 1,1 тыс. убийств и покушений на убийство, 2,7 тыс. фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, 597,2 тыс. краж, 28,9 тыс. грабежей, 4 тыс. разбойных нападений. 1004,1 тыс. преступлений остались нераскрытыми в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого. Преступлений прошлых лет в январе — декабре 2015 года раскрыто 58,1 тыс., что на 6,8% больше, чем за аналогичный период 2014 года. Почти половину (44,6%) раскрытых преступлений прошлых лет составляют кражи (25,9 тыс.) и двенадцатую часть (8,3%) — мошенничества (4,8 тыс.). Выявлено 1063,03 тыс. лиц, совершивших преступления, удельный вес лиц без постоянного источника дохода вырос с 65,8% в январе — декабре 2014 года до 66,5%, а удельный вес ранее судимых лиц уменьшился с 30,7% до 28,2%. Каждое второе (55,1%) расследованное преступление совершено лицами, ранее совершавшими преступления, почти каждое третье (32,1%) — в состоянии алкогольного опьянения, каждое двадцатое (4,9%) — несовершеннолетними или при их соучастии. Организованными группами или преступными сообществами совершено 13,3 тыс. тяжких и особо тяжких преступлений, их удельный вес в общем числе расследованных преступлений этих категорий остался на уровне января — декабря 2014 года — 5,1%. Иностранными гражданами и лицами
без гражданства на территории Российской Федерации совершено 46,4 тыс. преступлений, что на 4,4% больше, чем за январь — декабрь 2014 года, в том числе гражданами государств-участников СНГ — 40,3 тыс. преступлений, их удельный вес составил 86,9%. Количество преступлений в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства в 2015 году по сравнению с 2014 годом возросло на 17,5% и составило 16,5 тыс. преступлений1.
Далее следует обратить внимание на то обстоятельство, что практика активного участия граждан в выполнении задач в сфере охраны общественного порядка в Российской Федерации не является достижением современной российской истории. Данная форма участия населения в борьбе с противоправными деяниями применялась в виде деятельности добровольных народных дружин, которые были сформированы в частности в городе Москве еще в 1881 году. В то время они не были столь массовым явлением и их деятельность носила локальный характер, как правило при проведении различных государственных праздников, например, при проезде высочайших особ по улицам города, коронаций и связанных с ними мероприятий2. Но уже к 1905 году численность этой организации превысила 80 тысяч человек, что в то время являлось наглядным свидетельством о востребованности указанного выше общественного формирования граждан правоохранительной направленности.
К 1913 году Департамент полиции распространил этот опыт Москвы на всю Россию, и народные дружины стали превращаться в постоянно действующую организацию. В этом же году была разработана и принята Инструкция для организации добровольной дружины, которая содержала в себе основные принципы ее организации: 1 — принцип добровольности вступления, фиксированного членства и строго отбора; 2 — принцип подотчетности и подчиненности органам государственной власти, государственного руководства и контроля за ее деятельностью3.
Кроме этого, по мнению автора, является важным то, что активизация работы по привлечению граждан к сотрудничеству с территориальными органами МВД России в качестве внештатных сотрудников полиции имеет особое значение в связи с тем, что Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию от 3 декабря 2015 года особо подчеркнул, что «Закон должен быть суров к тем, кто сознательно пошел на тяжкое преступление, нанес ущерб жизни людей, интересам общества и государства. И конечно, закон должен быть гуманен к тем, кто оступился. Сегодня практически каждое второе уголовное дело, дошедшее до суда, связано с мелкими, незначительными преступлениями, а люди, в том числе совсем молодые, попадают в места лишения свободы, в тюрьму. Пребывание там, сама судимость, как правило, негативно сказываются на их дальнейшей судьбе и не редко приводят к последующим преступлениям»4.
Так же, на взгляд автора, необходимо обратить
внимание на состояние правового регулирования организации сотрудничества граждан в качестве внештатных сотрудников полиции и личного состава подразделений и служб МВД Российской Федерации. В частности в пункте 2 части 5 статьи 10 Федерального закона от 2 апреля 2014 года № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка»5 законодательно закреплено, что внештатные сотрудники полиции имеют право: «... принимать меры по охране места происшествия, а так же по обеспечению сохранности вещественных доказательств совершения правонарушения с последующей передачей их сотрудникам полиции», но реалии современной действительности не редко ставят перед внештатными сотрудниками полиции такую проблему, которая заключается в том, что обнаружив обстоятельства совершения, в частности, административного правонарушения и кроме этого, лицо, в отношении которого есть основания полагать, что оно совершило административное правонарушение; свидетелей совершения административного правонарушения; вещественные доказательства совершения административного правонарушения и иные обстоятельства, которые по сути, представляют собой обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, в виду отсутствия полицейских в данное время и в конкретном муниципальном поселении, либо ином населенном пункте (административно-территориальные единице согласно установленного административно-территориального деления Российской Федерации) внештатные сотрудники полиции вынуждены оставлять данное административное правонарушение и, по сути, лицо его совершившее без соответствующего административного преследования и игнорируя при этом «принцип неотвратимости наказания». Данные обстоятельства не редко имеют место быть в сельских муниципальных поселениях и иных муниципальных образованиях, которые находятся в значительной удаленности от крупных городов и центров субъектов Российской Федерации.
Учитывая изложенное выше, по мнению автора, является целесообразным внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части наделения внештатных сотрудников полиции полномочиями по осуществлению административно-процессуальных действий и в том числе по составлению протокола об административном правонарушении. Предлагаемое наделение указанными полномочиями видится обоснованным и в силу того, что в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях уже закреплена административная ответственность как внештатных сотрудников полиции, так и народных дружинников за совершение противоправных действий и в том числе применительно к рассматриваемой проблематике, а именно: в статье 19.36 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закреплено, что: «Совершение народным дружинником или внештатным сотрудником полиции, участвующими
в охране общественного порядка, действий, повлекших нарушение или незаконное ограничение прав и законных интересов граждан или организаций, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, — влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей»6.
Вместе с тем, следует обратить внимание на то обстоятельство, которое объективно препятствует выполнению внештатными сотрудниками полиции своих обязанностей должным образом. Данная проблема касается вопросов правового регулирования административной ответственности ряда лиц за действия, которые препятствуют законной деятельности внештатного сотрудника полиции. Анализ содержания Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а в частности, статьи 19.3 «Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, уполномоченных на осуществление функции по контролю и надзору в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы» части первой, где закреплено, что «Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей — влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток», а так же части 6 выше указанной статьи, показывает, что совершение данного административного правонарушения влечет за собой более строгую административную ответственность (максимальное наказание — административный штраф до 100 тысяч рублей или административный арест до 30 суток) по сравнению с административной ответственностью за, по сути, сходное административное правонарушение, но совершенное в отношении внештатного сотрудника полиции либо народного дружинника. Так статьей 19.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закреплено, что: «Воспрепятствование осуществляемой на законном основании деятельности народного дружинника или внештатного сотрудника полиции в связи с их участием в охране общественного порядка либо невыполнение их законных требований о прекращении противоправных действий — влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух
тысяч пятисот рублей». При этом обстоятельства по-вторности совершения данного административного правонарушения в части определения видов и размеров административных наказаний в санкции статьи 19.35 никак не закреплены.
В целях повышения эффективности деятельности внештатных сотрудников полиции и народных дружинников видится обоснованным и целесообразным внести изменения в содержание статьи 19.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части определения санкций за данное правонарушение и закрепить их в виде санкций, равных видам и размерам наказаний закрепленных в частях 1 и 6 статьи 19.3 «Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, уполномоченных на осуществление функции по контролю и надзору в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы».
Завершая рассмотрение вопросов деятельности внештатных сотрудников полиции необходимо особо отметить, что содержание правового регулирования и организация работы указанных выше граждан несомненно нуждается в должном совершенствовании, но с учетом всех обстоятельств и специфики данной деятельности и при этом апробации всех предлагаемых новаций на практике в территориальных органах МВД Российской Федерации.
1 См. интернет ресурс: https://mvd.ru/folder/101762/ йет/7087734/
2 См.: Харламов В.И. Исторический опыт проблем совершенствования нормативно-правовой базы деятельности народных дружин в Российской Федерации//Проблемы взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями по охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности: Материалы «Круглого стола» 27 января 2006 г. в академии управления МВД России. М.: Академия управления МВД России, 2006.
3 См.: Жеребцов А.В. Правоохранительные органы (история, теория, практика)//Вестник Уфимского юридического института МВД России 2005. № 1.
4 См. «Российская газета», № 275(6846) от 4 декабря 2015 года
5 Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка»//Российская газета. Федеральный выпуск № 6349; 4 апреля 2014 года.
6 См.: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ //СЗ РФ. 2002. №1 (ч.1). Ст. 1 (с последующими изменениями и дополнениями).