Внешняя торговля Пакистана как внешнеэкономический фактор
развития национальной экономики
УДК 339.5 ББК 65.428 Г-159
Наталья Валерьевна ГАЛИЩЕВА,
доктор экономических наук, доцент, МГИМО МИД России (119454 Москва, Вернадского проспект, 76), кафедра мировой экономики - заведующая, тел.: 8(495) 229-41-74
Аннотация
Целью настоящего исследования является анализ трансформации внешнеторгового сектора Пакистана за период его независимости, его основных тенденций и перспектив. В статье проанализирован важнейший путь интеграции Пакистана в мировое хозяйства - участие в мировом обмене товарами и услугами, а также его место в глобальных стоимостных цепочках. Автор рассмотрела товарную и географическую структуру пакистанской внешней торговли товарами и выявила тенденцию укрепления позиции Пакистана в мировой торговле готовой одежды, что доказывает активное участие страны в глобальных стоимостных цепочках. В статье приведены статистические данные по динамике внешней торговли Пакистана.
Ключевые слова: экономика Пакистана, внешняя торговля товарами Пакистана, внешняя торговля услугами Пакистана, торговые партнеры Пакистана, товарная структура пакистанского экспорта, товарная структура пакистанского импорта, Пакистан в глобальных цепочках добавленной стоимости, доля Пакистана в мировой торговле
Natalia Valer'evna GALISTCHEVA,
Doctor of Economic Sciences, Аssociate Professor, Moscow State Institute of International Relations MFA Russia (Vernadskogo prospekt, 76, Moscow, 119454), Department of World Economy - the
Head, phone: 8(495) 229-41-74
The aim of this research is to analyze the transformation of Pakistani external trade, its main trends and prospects. The article deals with the most important way of Pakistan's integration into the world economy - its participation in international trade as well as its participation in global value chains. The article highlights the Indian role in international trade of goods and services. The author examines the composition of Pakistani exports and imports as well as trade directions. The author draws attention to Pakistan's growing role in trade in ready-made garments, thus proving the country's active participation in global value chains. The article also presents the statistical data on Pakistani external trade trends.
11 - 2018 Российский внешнеэкономический вестник
Pakistani foreign trade as the external factor of the national economic development
Abstract
Keywords: Pakistani economy, Pakistani foreign trade in goods, Pakistani foreign trade in services, trade partners of Pakistan, composition of exports, composition of imports, Pakistan's participation in global value chains, Pakistani share in world trade.
Современная Исламская Республика Пакистан - развивающееся аграрно-ин-дустриальное государство Южной Азии с многоукладным хозяйством и средним уровнем развития экономики (объем ВВП по ППС по результатам 2017 г. достиг 1,057 трлн долл., что составило 0,83% мирового). На рубеже 1980-1990-х гг. Пакистан приступил к реализации долгосрочной стратегии либерализации всех сфер национальной экономики с прицелом на ее открытие внешнему миру. В целом страна сделала заметные успехи в реализации политики экспортно-ориентированной индустриализации, что выразилось в заметном увеличении объемов его экспорта, который вырос в 1980-2010-е гг. более чем в 5 раз - с 4,362 млрд долл. в 1987 г. до 21,569 млрд в 2017 г.1
В настоящее время внешняя торговля является основой внешнеэкономических связей страны. Объем внешнеторгового оборота ИРП составил: в 1960/61 ф.г. - 1,1 млрд долл., в 1980/81 ф.г. - 7,9 млрд долл., в 2005 г. - 41,4 млрд долл., в 2012 г. -68,7 млрд долл. В 2017 г. оборот внешней торговли Пакистана достиг 79,3 млрд долл., при этом экспорт - 21,6 млрд, а импорт - 51,8 млрд (см. таблицу 1).
Таблица 1
Внешняя торговля товарами Пакистана в 2005 - 2017 гг. (млрд долл.)
2005 г. 200? г. 2010 г. 2015 г. 201? г.
Экспорт 16,051 18,387 21,410 22,188 21,569
Импорт 25,357 32,590 37,807 44,219 57,746
Оборот 41,408 50,428 59,217 66,407 79,315
Сальдо -9,306 -14,752 -16,397 -22,031 -36,177
Источник: World Trade Statistical Review 2018. P. 183, 187 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.wto.org/english/res_e/statis_e/wts2018_e/wts2018chapter08_e.pdf (дата обращения: 18.09.2018).
Сальдо внешней торговли традиционно отрицательно (в 2017 г. - 36,2 млрд долл.). Покрытие дефицита осуществляется в основном благодаря иностранным кредитам и помощи, а также денежным переводам сотен тысяч работающих за рубежом пакистанцев.
Несмотря на то что доля Пакистана в мировой торговле по-прежнему невелика (0,2% в мировом экспорте и 0,4% - в мировом импорте в 2017 г.2), роль торговли в процессах глобализации национальной экономики трудно переоценить.
^ 60
Российский внешнеэкономический вестник
11 - 2018
В пореформенный период существенно увеличилась внешнеторговая квота - с 14,7% ВВП в 1990/91 ф.г. до 26,09% ВВП - в 2017 г.3 Между тем, как и в дореформенный период, по этому показателю пакистанская экономика по-прежнему является полуоткрытой. Это объясняется тем, что в силу своих масштабов и реализуемой модели развития она в большей мере ориентирована на внутренний, нежели внешний рынок. Кроме того, и в будущем не стоит ожидать радикального увеличения объема внешнеторговой квоты. Есть все основания предполагать, что в ближайшие два десятилетия она так и останется на уровне 30-35% ВВП. По этой же причине едва ли стоит ожидать и существенного роста доли Пакистана в мировой торговле.
За последние четыре десятилетия произошли кардинальные изменения в товарной структуре пакистанского экспорта. В результате бурного развития швейной промышленности, работающей на импортном сырье, оборудовании и даже лекалах по заказу западных фирм, но с использованием местной дешевой рабочей силы, готовая одежда, включая трикотаж, стала важнейшей статьей экспорта Пакистана. Так, если в 1980/81 ф.г. на ее долю приходилось 9,27% объема экспорта страны, то в 2015/16 ф.г. - уже 21,5% (см. таблицу 4). Предметы одежды и трикотажные изделия являются одной из основных статей российского импорта из Пакистана, аккумулировавшие в 2017 г. около 40% его объема4. Между тем, как точно подметил российский востоковед В.Белокреницкий, Россия не стала страной, куда направляются в заметном количестве товары традиционно достаточно качественного пакистанского экспорта, такие как текстиль, медикаменты, кожевенные и спортивные изделия. Кроме того, даже экспорт готовых текстильных изделий из Пакистана в Россию осуществляется через третьи страны5.
Современное швейное производство в Пакистане представляет собой гигантскую отрасль, имеющую производственные мощности практически в каждой провинции. Между тем, ее крупнейшими центрами по праву считаются города Карачи и Лахор. Ассортимент выпускаемой продукции на 60% представлен одеждой для мужчин (пиджаки, брюки, джинсы, сорочки, футболки), 30% - для женщин (главным образом, жакеты, блузки и юбки6) и 10% - для детей (производится практически весь ассортимент детской одежды).
Именно швейную отрасль можно считать ярким примером участия Пакистана в глобальных цепочках стоимости по типу buyer-driven7. Пакистан начал постепенно втягиваться в глобальные цепочки стоимости по производству готовой одежды уже в середине - конце 1970-х годов и в настоящее время наряду с Бангладеш, Вьетнамом и Шри-Ланкой входит в группу Ring-4 крупнейших поставщиков готовой одежды8. Среди этих стран основным конкурентом Пакистана является Бангладеш.
11 - 2018
Российский внешнеэкономический вестник
61 Q
Таблица 2
Основные конкуренты Пакистана на мировом рынке готовой одежды
(по данным за 2017 г.)
Страны Место в мировом Объем экспорта Доля в мировом
экспорте готовой готовой одежды экспорте готовой
одежды (млрд долл.) одежды (%)
Китай 1 158 34,9
Бангладеш 3 29 6,5
Вьетнам 4 27 5,9
Индия 5 18 4,1
Турция 6 15 3,3
Источник: World Trade Statistical Review 2018. Р. 144 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.wto.org/english/res_e/statis_e/wts2018_e/wts2018chapter08_e.pdf (дата обращения: 18.09.2018).
Особенностью организации пакистанской швейной отрасли, в условиях глобальных цепочек стоимости стала очень развитая система подрядов и субподрядов, что позволяет крупным предприятиям минимизировать свои издержки. Крупнейший компонент этой системы - домашние рабочие, выполняющие свои обязанности на дому. Преимущественно все они - женщины, производящие детскую одежды и нижнее белье, которое впоследствии реализуется на внутреннем рынке через систему небольших розничных аутлетов.
В товарной структуре пакистанского экспорта традиционно прочное место также занимает продукция текстильной промышленности (особенно хлопчатобумажные ткани). Если в 1971/72 ф.г. на ее долю приходилось 29,45% стоимости экспорта, то в 1994/95 ф.г. - 52,76%, а в 2015/16 ф.г. - около 17%. В целом по вывозу этой продукции Пакистан уверенно входит в первую десятку ведущих экспортеров мира, заняв в 2015 г. 8 место. По результатам 2017 г. объем пакистанского экспорта продукции текстильной промышленности составил 8 млрд долл. (2,7% мирового объема)9. Текстильная промышленность является основой промышленного сектора в Пакистане. Ее важность трудно переоценить. Здесь занято 40% рабочей силы страны, производится около 45% всей производимой промышленной продукции государства. Вклад этой отрасли промышленности в формирование ВВП составляет 8,5%.
Пакистан занимает 8 место в мире по экспорту текстиля (его доля на мировом рынке по результатам 2017 г. составила 2,7%) после Китая, стран ЕС, Индии, США, Турции, Республики Корея и Тайваня. Примечательно, что позиции Пакистана на мировом рынке текстиля с 1980 г. заметно укрепились (см. таблицу 3).
^ 62
Российский внешнеэкономический вестник
11 - 2018
Таблица 3
Доля Пакистана в мировом экспорте текстиля в 1980 - 2017 гг. (%)
1980 г. 1990 г. 2000 г. 2010 г. 2017 г.
Доля Пакистана на мировом рынке текстиля 1,6 2,6 2,9 3,1 2,7
Источник: составлено по Источник: World Trade Statistical Review 2018. Р. 143 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.wto.org/english/res_e/statis_e/wts2018_e/ wts2018chapter08_e.pdf (дата обращения: 18.09.2018).
С 2001 г. владельцы текстильных фабрик начали модернизацию своих предприятий и расширение производства. За последние годы в текстильное производство было вложено свыше 6 млрд долл. Благодаря этим реформам, объем продаж пакистанской текстильной продукции за рубеж существенно возрос.
Кроме того, в товарной структуре экспорта возросла также доля изделий из кожи и товаров пищевкусовой промышленности. Одновременно с этим снизилась значимость в экспорте Пакистана сельскохозяйственной продукции. Ранее доминирование сельского хозяйства в экономике государства приводило к тому, что почти 50% товаров так или иначе были связаны с сельскохозяйственным сырьем. Более 50% всей валютной выручки приходилось на такие сырьевые товары, как рис и хлопок-сырец. В настоящее время доля сельскохозяйственной продукции и сырья постепенно сокращается. В 2015/16 ф.г. на них пришлось лишь чуть более 20% стоимости экспорта, в том числе на сельскохозяйственную продукцию - 19,5%, а сырье - 0,8%. В рамках этих экспортных статей за рубеж вывозятся овощи и фрукты, рис, рыба и рыбопродукты, а также в незначительных количествах нефть и нефтепродукты. Россия также завозит из Пакистана продукцию его сельскохозяйственного сектора. Примечательно, что произошедшее в 2014-2017 гг. расширение товарной номенклатуры ввозимой из Пакистана продукции произошло, в том числе, и за счет увеличения поставок овощей и фруктов вследствие ограничений этой продукции из Европы (так, рост пакистанского экспорта злаковых только в январе-июле 2015 г. составил 198%, а овощей - 1724%). По результатам 2017 г. доля ввозимых фруктов и овощей достигла 18,6% и 0,6% российского импорта из Пакистана соответственно10.
В целом вышеобозначенные тенденции свидетельствуют о том, что, диверсифицируя свой промышленный сектор, Пакистан превратился из поставщика преимущественно сырья и продовольствия на мировой рынок в экспортера промышленных товаров. Доля промышленного экспорта в общем объеме экспорта Пакистана в последние два десятилетия в среднем составляет около 80%. Между тем, доля высокотехнологичного экспорта по-прежнему крайне низка и едва пре-
11 - 2018
Российский внешнеэкономический вестник
63 Q
вышает 0,5%. Так, Пакистан активно пытается расширить свое на мировом рынке фармацевтических товаров, в том числе и на российском, где в настоящее время его доля составляет 0,77%.
Таблица 4
Товарная структура экспорта Пакистана (июль - март 2015/16 ф.г.)
млрд долл. %
Всего 15,606 100,0
Продовольствие и сельскохозяйственная продукция 3,040 19,5
Нефть и нефтепродукты 0,129 0,8
Продукция текстильно-швейной промышленности, 9,364 60,0
в том числе:
Х/б/ткани и пряжа 2,675 17,1
Трикотажные изделия 1,750 11,2
Готовая одежда 1,610 10,3
Прочие промышленные товары: 2,385 15,3
в том числе:
Спортивные товары 0,236 1,5
Изделия из кожи 0,661 4,2
Мед/инструменты 0,262 1,7
Товары химической промышленности 0,588 3,8
Продукция машиностроения 0,135 0,9
Прочее 0,688 4,4
Источник: Pakistan Economic Survey 2015/16. Economic Adviser's Wing, Finance Division, Government of Pakistan, Islamabad. Р. 129-130.
Несмотря на положительные подвижки в товарной структуре пакистанского экспорта, его состав достаточно ограничен: на 10 основных его статей приходится до 3/4 всей стоимости. Таким образом, и поныне современной товарной структуре присуща существенная товарная концентрация - поставки за рубеж риса, кожаных изделий и хлопчатобумажных изделий традиционно занимают около 66-70% экспорта (в 2015/16 ф.г. - 71,5%).
Значительная часть пакистанского экспорта производится в сфере мелкой промышленности, что является его существенным недостатком. В этой связи нынешняя торговая политика в ИРП нацелена не только на увязку экспорта с развитием крупной промышленности, но и предпочтительное развитие экспорта через крупные экспортные фирмы, которые бы следили за качеством, стандартизацией и др.
Географическое распределение пакистанского экспорта в последнее десятилетие претерпело ряд изменений. В частности, произошло снижение доли развитых стран (с 57,1% в 1995/96 ф.г. до 43,3% в 2010/11 ф.г.) и увеличение доли развивающихся (с 42,5% до 56,7% соответственно). Доля стран ЦВЕ, резко снизившись в период с 1995/96 ф.г. по 2003/04 ф.г. (с 2,7% до 0,9%), в последующие годы на-
^ 64
Российский внешнеэкономический вестник
11 - 2018
чала возрастать и в 2010/11 ф.г. составила около 2%. Кроме того, для географической структуры пакистанского экспорта характерна высокая концентрация - на 5 ведущих партнеров традиционно приходится около 45% его объема (см. таблицу 5). Ведущими торговыми партнерами Пакистана по экспорту являются США (их доля в 2015/16 ф.г. составила 17%), Великобритания (8%), Китай (8%), Афганистан (7%), ОАЭ (4%).
Таблица 5
Основные партнеры Пакистана по экспорту (%)
2013/14 ф.г. 2014/15 ф.г. 2015/16 ф.г. (июль - март)
США 15,0 16,0 17,0
Великобритания 6,0 7,0 8,0
Китай 10,0 9,0 8,0
Афганистан 7,0 8,0 7,0
ОАЭ 7,0 4,0 4,0
Всего по 5 партнерам 45,0 44,0 44,0
Источник: Pakistan Economic Survey 2015/16. Economic Adviser's Wing, Finance Division, Government of Pakistan, Islamabad. Р.135.
Заметнее улучшение структуры импорта Пакистана началось в 1970-е гг. Благодаря успехам «Зеленой революции» в связи с ростом внутреннего производства пшеницы и риса произошло снижение ввоза продовольствия, и, прежде всего, зерновых. Если в 1971/72 ф.г. их закупки составляли 7,72% стоимости импорта, то в 1986/87 ф.г. - 1,30%. С другой стороны, с 1970-х гг. из-за отставания внутреннего производства и роста спроса на растительные масла их объемы в пакистанском импорте постоянно возрастали. Так, если в 1971/72 ф.г. доля растительных масел составляла 3,74%, то в 1980/81 ф.г. - 5,86%, 1994/95 ф.г. - 10,37%.
С 1970-х гг. по мере развития пакистанской промышленности и сельского хозяйства стал постепенно увеличиваться объем импорта продукции химической промышленности, в том числе и минеральных удобрений (с 11,13% в 1971/72 ф.г. до 13,73% - в 1980/81 ф.г. и 14,7% - в 2002/03 ф.г.).
В связи с ростом потребления и нехваткой собственных топливно-энергетических ресурсов в Пакистане сложилась постоянная зависимость от их ввоза. Если в 1971/72 ф.г. расходы на данные товары еще составляли 8,42% стоимости импорта, то уже в 1980/81 ф.г. возросли до 28,68%, а в 2002/03 ф.г. составили 25,8%.
В современной структуре импорта ИРП основная доля приходится на сырье (в том числе на нефть и нефтепродукты) - около 35% стоимости импорта в 2015/16 ф.г., машины и оборудование - около 13%, а также некоторые виды продовольствия, прежде всего пищевые растительные масла (см. таблицу 6).
11 - 2018
Российский внешнеэкономический вестник
65 Q
Таблица 6
Товарная структура импорта Пакистана (июль - март 2015/16 ф.г.)
млрд долл. %
Всего 32,490 100,0
Продовольствие и продукция сельского хозяйства 3,939 12,1
Нефть и нефтепродукты 5,583 17,2
Сырье (кроме нефти) 5,713 17,6
Машины и оборудование 4,307 13,3
Потребительские товары 2,725 8,4
Источник: Pakistan Economic Survey 2015/16. Economic Adviser's Wing, Finance Division, Government of Pakistan, Islamabad. P. 136.
В географическом распределении пакистанского импорта за последнее десятилетие также отмечены существенные изменения. Произошло двукратное сокращение доли развитых стран (с 49,3% в 1995/96 ф.г. до 22,2% в 2010/11 ф.г.) и увеличение доли развивающихся (с 50,7% до 77,8% соответственно). Доля стран ЦВЕ осталась практически без изменений - около 3,0% по итогам 2010/11 ф.г. (в 1995/96 ф.г. она была на уровне 2,6%). Кроме того, для географической структуры пакистанского импорта, также как и для экспорта, характерна высокая концентрация - на 6 ведущих партнеров традиционно приходится около 54% его объема (см. таблицу 7). Ведущими торговыми партнерами Пакистана по импорту являются преимущественно страны Персидского залива, на которые приходится около трети пакистанского импорта (в их числе Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт), а также Китай и Малайзия. Из числа развитых стран выделяются США и Япония.
Таблица 7
Основные партнеры Пакистана по импорту (%)
2013/14 ф.г. 2014/15 ф.г. 2015/16 ф.г. (июль - март)
ОАЭ 16 15 12
(включая реэкспорт)
Китай 17 23 27
Кувейт 7 5 3
Саудовская Аравия 10 8 6
Малайзия 4 2 2
Япония 4 4 4
Всего по 6 партнерам 56 57 54
Источник: Pakistan Economic Survey 2015/16. Economic Adviser's Wing, Finance Division, Government of Pakistan, Islamabad. P. 139.
Проведение наступательной внешнеторговой политики, направленной на стимулирование экспорта с использованием разнообразных мер участия государства во внешнеторговых операциях, позволило Пакистану несколько укрепить в по-
^ 66
Российский внешнеэкономический вестник
11 - 2018
реформенный период позиции на мировых рынках товаров. Среди применяемых стимулирующих мер в области экспорта выделяются освобождение пакистанских экспортеров от уплаты ряда налогов, в том числе импортных пошлин на сырье и оборудование, предоставление им различных налоговых льгот и льготных кредитов для осуществления экспортной деятельности. Активно используются инструменты экономической дипломатии: для расширения и диверсификации своего экспорта Пакистан заключает с государствами соглашения о создании зон свободной торговли, в странах - потенциальных торговых партнерах проводятся многочисленные выставки и ярмарки. Кроме того, в ИРП активно развивается система экспортных кластеров.
Среди основных направлений экспортно-импортной политики Пакистана на 2015-2018 гг. стоит отметить увеличение ежегодного объема товарного экспорта до 35 млрд долл. и повышение конкурентоспособности экспортных товаров, а также диверсификацию географической структуры внешней торговли и расширение пакистанского присутствия на рынках стран - соседей по региону Южная Азия. Правительство Пакистана осознает необходимость стимулирования развития НИ-ОКР, их активного внедрения в производство и наращивания тем самым высокотехнологичного экспорта. В этой связи обозначена задача перевода национальной экономики со стадии, движимой факторами производства к стадии, движимой инновациями.
Одной из характерных черт экономического развития Пакистана с начала 1990-х гг. стал постепенный рост ее внешней торговли услугами. Доля Пакистана в мировой торговле услугами невелика и составила в 2017 г. 0,07% в мировом экспорте и 0,18% - в мировом импорте11. Как и торговля товарами, торговля услугами традиционно сводится для Пакистана с отрицательным сальдо (см. таблицу 8).
Таблица 8
Внешняя торговля услугами Пакистана в 2006 - 2017 гг. (млрд долл.)
2006 г. 2008 г. 2010 г. 2015 г. 2017 г.
Экспорт 2,214 2,517 2,931 3,277 3,900
Импорт 8,177 9,366 6,551 7,378 9,224
Оборот 10,391 11,883 9,482 10,655 13,124
Сальдо -5,963 -6,849 -3,620 -4,101 -5,324
Источник: World Trade Statistical Review 2018. P. 191, 195 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.wto.org/english/res_e/statis_e/wts2018_e/wts2018chapter08_e.pdf (дата обращения: 18.09.2018).
Основу пакистанской торговли услугами ввиду благоприятного экономико-географического положения страны составляют транспортные услуги. В категории «Прочие услуги» традиционно доминируют деловые услуги (см. таблицы 9 и 10).
11 - 2018
Российский внешнеэкономический вестник
67 Q
Таблица 9
Структура пакистанского экспорта услуг (%)
2013/14 ф.г. 2014/15 ф.г. 2015/16 ф.г. (июль - март)
Транспортные 32,7 32,0 28,4
Туристические 6,2 5,3 5,8
Строительство 0,5 0,7 0,4
Страховые 0,7 0,8 0,6
Финансовые 0,8 1,2 1,9
Компьютерные и ИТ 1,5 1,4 2,0
Деловые 7,6 8,8 10,5
Прочие 42,3 40,0 45,1
Всего 100,0 100,0 100,0
Источник: Pakistan Economic Survey 2015/16. Economic Adviser's Wing, Finance Division, Government of Pakistan, Islamabad. Table 8.1. P. 97.
Примечательно, что в последние два десятилетия Пакистан пытается стимулировать развитие экспорта услуг, связанных с производством ПО и аутсорсингом бизне с-проце ссов.
Таблица 10
Структура пакистанского импорта услуг (%)
2013/14 ф.г. 2014/15 ф.г. 2015/16 ф.г. (июль - март)
Транспортные 48,4 47,0 39,5
Туристические 13,4 17,2 19,7
Прочие 38,2 35,8 40,8
Всего 100,0 100,0 100,0
Источник: Pakistan Economic Survey 2015/16. Economic Adviser's Wing, Finance Division, Government of Pakistan, Islamabad. Table 8.1. P. 97.
В целом, постепенно развивающаяся сфера услуг и всё увеличивающаяся торговля ими отражают динамизм пакистанской экономики, где третичный сектор все больше начинает оказывает определенное влияние на темпы экономического роста.
* * *
Широкомасштабная экономическая либерализация, начатая в Пакистане в 1988 г., способствовала либерализации всех аспектов хозяйственной жизни, росту конкурентоспособности большинства отраслей экономики, что позволило пакистанскому правительству перейти к постепенному открытию внутреннего рынка для притока зарубежных товаров, услуг и инвестиций, стимулировать интеграцию
^ 68
Российский внешнеэкономический вестник
11 - 2018
страны в мировое хозяйство. Очевидно, что пакистанская экономика, некогда одна из самых закрытых в мире, в настоящее время быстро глобализируется, а сам Пакистан признается достаточно важным игроком в южноазиатском регионе и на международной арене вследствие своего существенного человеческого потенциала, выгодного географического положения и де-факто обладания ядерным оружием.
Между тем, в настоящее время Пакистан не является крупным торговым партнером России. В соответствии с данными ФТС России, доля Пакистана в товарообороте России в 2017 г. составила менее 0,1%, при этом в экспорте - 0,07%, а в импорте - 0,12%12. Пакистан не входит не только в первую, но даже и во вторую десятку крупнейших партнеров России. При этом доля России во внешнеторговом обороте Пакистана также невелика - 0,6% (в экспорте - 1,3%, в импорте - 0,3%)13. В 2017 г. товарооборот двух стран составил 541,044 млн долл., в том числе российский импорт - 280,022 млн, а экспорт в Пакистан - 261,022 млн14. Примечательно, что объем российско-пакистанской взаимной торговли примерно в три раза меньше официального объема торговли между Пакистаном и Индией. Если же учитывать также масштабы и пакистано-индийской неофициальной торговли, то разница будет еще более впечатляющей - 6-7 раз15. Динамика и характер российско-пакистанской торговли по-прежнему остаются ниже потенциально возможных. Важнейшим препятствием на пути расширения сотрудничества являются геополитические устремления сторон. Геополитические интересы России и Индии снижают возможность расширения сотрудничества между Россией и Пакистаном. В свою очередь длительная известная ориентация Пакистана на США, а впоследствии и на Китай также не способствует укреплению взаимной российско-пакистанской торговли. Как представляется, необходимо придать торговым связям новый импульс, в том числе, и посредством развития кооперации в области научно-технического сотрудничества, направленной на совместную разработку высокотехнической продукции и создания совместных предприятий, прежде всего, в области фармацевтики. В настоящее время Пакистан рассматривает возможность создания с российскими компаниями СП в области ИТ, продукцию которых можно было бы поставлять поначалу, например, в страны Персидского залива, где пакистанские фирмы имеют достаточно прочные позиции, а в перспективе - на западноевропейский и американский рынки.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1 World Trade Statistical Review 2018 / WTO. - 2018 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.wto.org/english/res_e/statis_e/wts2018_e/wts2018chapter08_e.pdf (дата обращения: 18.09.2018).
2 Ibidem.
3 World Development Indicators 2016. / World Bank Groups. P.129 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://documents.worldbank.org/curated/en/805371467990952829/ pdf/105051-PUB-ADD-D0I-ISBN-PUBLIC-World-Development-Indicators-2016.pdf (дата обращения: 02.01.2017).
11 - 2018
Российский внешнеэкономический вестник
69 Q
4 Russian Trade with Pakistan in 2017 - http://enrussian-trade.com/reports-and-re-views/2018-02/russian-trade-with-pakistan-in-2017/ (accessed 27 September 2018).
5 Белокреницкий В.Я. Россия - Пакистан. Время для прорыва [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://centrasia.ru/newsA.php?st=1225964760 (дата обращения: 10.01.2017).
6 Примечательно, что западные корпорации практически не производят в Индии женские брюки и шорты. Такая же ситуация наблюдается в Бангладеш и Шри-Ланке.
7 Глобальные стоимостные цепочки подразделяются на те, что инициированы производителями (producer-driven), и те, что инициированы покупателями (buyer-driven). Первые обычно сосредоточены в высокотехнологичных секторах, например, в ИТ, фармацевтике, производстве полупроводников. Ведущие компании, задействованные здесь, располагаются наверху цепочки и контролируют дизайн продукции и её сборку, зачастую рассредоточенную на предприятиях разных стран. Вторые - концентрируются в средне- и низкотехнологичных секторах. Компании-лидеры, расположенные внизу цепочки, контролируют в этом случае собственно производство продукции, её рекламу и сбыт.
8 Для информации: в Ring-1 входят Великобритания, Италия, Франция, Япония; в Ring-2 - Гонконг, Республика Корея, Сингапур, Тайвань; Ring-3 - Индия, Индонезия, Египет, Китай, Малайзия, Мексика, Таиланд, Турция и Филиппины.
9 World Trade Statistical Review 2018 / WTO. - 2018 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.wto.org/english/res_e/statis_e/wts2018_e/wts2018chapter08_e.pdf (дата обращения: 18.09.2018). Р. 143.
10 Russian Trade with Pakistan in 2017 - http://en.russian-trade.com/reports-and-re-views/2018-02/russian-trade-with-pakistan-in-2017/ (accessed 27 September 2018).
11 World Trade Statistical Review 2018 / WTO. - 2018 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.wto.org/english/res_e/statis_e/wts2018_e/wts2018chapter08_e.pdf (дата обращения: 18.09.2018).
12 Russian Trade with Pakistan in 2017 - http://en.russian-trade.com/reports-and-re-views/2018-02/russian-trade-with-pakistan-in-2017/ (accessed 27 September 2018).
13 Pakistan Economic Survey 2016/17. Economic Adviser's Wing, Finance Division, Government of Pakistan, Islamabad.
14 Russian Trade with Pakistan in 2017 - http://en.russian-trade.com/reports-and-re-views/2018-02/russian-trade-with-pakistan-in-2017/ (accessed 27 September 2018).
15 Taneja Nisha, Bimal Samridhi. India's Informal Trade with Pakistan. ICRIER, July 2016 Available at: http://icrier.org/pdf/Working_Paper_327.pdf (accessed: 27 September 2018).
БИБЛИОГРАФИЯ:
Белокреницкий В.Я. Россия - Пакистан. Время для прорыва [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://centrasia.ru/newsA.php?st=1225964760 (дата обращения: 10.01.2017).
Галищева Н. Индия в мировом хозяйстве на рубеже веков: внешнеэкономические связи и внешнеэкономическая политика. Москва: Изд-во Буки Веди, 2013. 502 с.
Галищева Н. Экономика стран Южной Азии (Индия, Пакистан, Бангладеш, Шри-Ланка, Непал, Мальдивы, Бутан). Москва: Изд-во МГИМО (У) МИД России, 2009. 768 с.
Захаров А.Н. Внешнеэкономические связи Польши на современном этапе / Захаров А.Н., Габарта А.А. // Российский внешнеэкономический вестник. - 2017. - №6. - С. 15-24; №7. - С. 3-14.
^ 70
Российский внешнеэкономический вестник
11 - 2018
Захаров А.Н. Германия в мировой экономике и взаимоотношения с Россией. // Российский внешнеэкономический вестник, 2007 №1. - C.15-20; №2 - C.56-63
Захаров А.Н. Внешняя торговля Германии. // Захаров А.Н., Старовая Ю.А. // Российский внешнеэкономический вестник. - 2018. - №10. - С. 49-58.
SAARC / Edited by Imtiaz Alam. - Pakistan, Lahore: SAPANA, 2006. - 499 p.
Sekhar C.S.C., Bhatt Yogesh. Food Security in South Asia - Prospects for Regional Integration / UNCTAD. Institute of Economic Growth. Background Paper №RVC 6. - November 2012. Р.15. Available at: http://unctad.org/en/PublicationsLibrary/ecidc2013misc1_bp6.pdf (accessed: 05 January 2017).
Taneja Nisha, Bimal Samridhi. India's Informal Trade with Pakistan. ICRIER, July 2016 Available at: http://icrier.org/pdf/Working_Paper_327.pdf (accessed: 27 September 2018).
Zaidi, Akbar S. Issues in Pakistan's Economy // Oxford University Press. - Karachi, 2014. -530 p.
BIBLIOGRAPHY:
Belokrenitskiy V.Ja. Rossiia - Pakistan: vremia dlia proriva [Russia - Pakistan: Time for the Breakthrough]. Available at: http://centrasia.ru/newsA.php?st=1225964760 (accessed: 10 January 2017). (In Russian).
Galishcheva N.V. Indiya v mirivom khozyaistve na rubezhe vekov: vneshneekonomicheskie svyazi i vneshneekonomicheskaia politika [India in the world economy at the turn of the century: international economic ties and external economic policy]. Moscow, Buki Vedi, 2013. 502 p. (In Russian).
Galishcheva N.V Ekonomika stran Yuzhnoi Azii [The Economy of South Asian countries]. MGIMO University, 2009. Moscow. 768 p. (In Russian).
Zaharov A.N. Vneshneehkonomicheskie svyazi Pol'shi na sovremennom ehtape / Zaharov A.N., Gabarta A.A. // Rossijskij vneshneehkonomicheskij vestnik. - 2017. - №6. - S. 15-24; №7. - S. 3-14.
Zaharov A.N. Germaniya v mirovoj ehkonomike i vzaimootnosheniya s Rossiej. // Rossijskij vneshneehkonomicheskij vestnik, 2007 №1. - C.15-20; №2 - C.56-63
Zaharov A.N. Vneshnyaya torgovlya Germanii. // Zaharov A.N., Starovaya YU.A. // Rossijskij vneshneehkonomicheskij vestnik. - 2018. - №10. - S. 49-58.
SAARC / Edited by Imtiaz Alam. - Pakistan, Lahore: SAPANA, 2006. - 499 p.
Sekhar C.S.C., Bhatt Yogesh. Food Security in South Asia - Prospects for Regional Integration / UNCTAD. Institute of Economic Growth. Background Paper №RVC 6. - November 2012. Р.15. Available at: http://unctad.org/en/PublicationsLibrary/ecidc2013misc1_bp6.pdf (accessed: 05 January 2017).
Taneja Nisha, Bimal Samridhi. India's Informal Trade with Pakistan. ICRIER, July 2016 Available at: http://icrier.org/pdf/Working_Paper_327.pdf (accessed: 27 September 2018).
Zaidi, Akbar S. Issues in Pakistan's Economy // Oxford University Press. - Karachi, 2014. -530 p.
11 - 2018
Российский внешнеэкономический вестник
71 Q