Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2015. № 3. С. 326-331. УДК 339.5(571.14)
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ КАК ФАКТОР НОВОЙ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ РЕГИОНОВ РОССИИ
FOREIGN TRADE OF NOVOSIBIRSK REGION AS A FACTOR OF NEW INDUSTRIALIALIZATION IN RUSSIAN REGIONS
В.В. Крупчатникова V.V. Krupchatnikova
Новосибирский государственный технический университет Novosibirsk State Technical University,
Статья поступила в редакцию 8 июля 2015 г.
Представлено исследование региональной внешней торговли в современных условиях жестких ограничений торговых отношений с Россией со стороны западных стран. Дана характеристика современной структуры внешней торговли Новосибирской области. В ходе анализа выявлены ее особенности: высокий удельный вес и в экспорте, и в импорте продукции машиностроения и небольшой - топливно-энергетических продуктов. Экспорт продукции машиностроения стимулирует повышать конкурентоспособность продукции предприятий-экспортеров, а импорт машин и оборудования способствует обновлению производственной базы новосибирских предприятий на современном уровне. Таким образом, внешняя торговля Новосибирской области способствует структурной модернизации важнейшего объекта новой индустриализации - промышленного производства региона, становится фактором перестройки индустрии на новой высокотехнологичной основе. В статье рассмотрено влияние на международную торговлю Новосибирской области таких факторов, как вступления России в ВТО, санкций западных стран и ответных мер России. Сделано заключение о том, что их влияние на экономику региона нуждается в тщательной оценке, требующей учета региональной специфики, а для ликвидации их негативных последствий необходимо активное государственное вмешательство, комплексное использование инструментов государственной внешнеторговой политики разных типов: экспортно-ориентированной политики, внутренне-ориентированной политики и инновационно-ориентированной внешнеторговой политики.
A study of the regional foreign trade in the modern conditions of severe restrictions of trade relations with Russia from Western countries is presented in this paper. Characteristics of the modern structure of foreign trade of the Novosibirsk region are given in the article. The analysis revealed the following features: high proportion in exports and imports of machinery and small - the fuel and energy products. Exports of engineering products stimulates the production of enterprises to improve the competitiveness of exporters, while imports of machinery and equipment stimulates the renewal of the production base of the Novosibirsk enterprises, corresponding contemporary to world standards. Thus, the foreign trade of Novosibirsk Region promotes the structural modernization of the most important object of new industrialization - Industrial production in the region, becoming a factor in the restructuring of the industry based on the new high-tech. The article examines the impact of Russia's accession to the WTO, sanctions of Western countries and the Russian response on the international trade of the Novosibirsk region. It is concluded that the impact on the economy of the region need to be assessed carefully and should be tailored to regional specificities, and to eliminate their negative effects need active government intervention, the integrated use of the instruments of government foreign trade policy of different types: export-oriented policy, internally-oriented policy and innovation-oriented foreign trade policy.
Ключевые слова: экспорт, импорт, внешнеторговый оборот, внешнеэкономические санкции, отраслевая структура внешней торговли, таможенные пошлины, инновационное производство, политика импортозамещения, экспортоориентированная внешнеторговая политика, инновационно-ориентированная политика.
Key words: export, import, foreign trade turnover, foreign economic sanctions, the sectoral structure of foreign trade, customs duties, innovative production, import substitution policy, export-oriented foreign trade policy, innovation-oriented policy.
Введение. Для любой страны роль внешней торговли трудно переоценить. Так, по определению Дж. Сакса, «...экономический успех любой страны мира зиждется на внешней торговле. Ещё ни одной стране не удалось создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы» [1, с. 87]. В полной мере эта зависимость от мировой экономики относится и к крупным регионам страны. Наличие ряда общих
внешнеэкономических законов, приемлемых для всех территорий, не только предполагает, но и обусловливает наличие специфических закономерностей, вызванных существенными различиями регионов. Актуальными становятся исследования специфики отраслевой структуры производства, географического положения, удельного веса региона в ВВП страны и т. д., определяющие особенности региональной внешней торговли и ее влия-
© В.В. Крупчатникова, 2015
Внешняя торговля Новосибирской области как фактор новой индустриализации регионов России 327
ния на экономику региона. Цель данной работы - показать конкурентные преимущества Новосибирской области и возможности их использования для формирования прогрессивной структуры внешней торговли региона, способной позитивно воздействовать на жизнеобеспечение и качество жизни жителей Новосибирской области. Для достижения этой цели необходимо:
• проанализировать и оценить современное состояние внешней торговли региона;
• выделить основные направления внешнеторговой политики, отвечающие поставленной цели;
• обосновать перенос акцента на инновационную внешнеторговую политику.
Очевидно, что эффект от внешнеторговой деятельности в значительной степени зависит от согласованности действий региональной власти, власти федерального уровня и самих участников внешнеторговых операций (экспортеров и импортеров). Однако реальный результат этих совместных действий может существенно отличаться от ожидаемого по причине того, что выход России на международную торговую арену усилил зависимость от ряда внешних факторов, таких как деятельность международных экономических организаций, динамика валютного курса рубля и, наконец, ограничительная торговая политика западных стран в 2014-2015 гг. В представленной статье предложена оценка влияния названных факторов на внешнюю торговлю региона на основе анализа официальной статистики внешней торговли НСО.
Обзор литературы. Среди современных работ по исследованию влияния внешней торговли на экономику региона и анализу основных направлений государственной внешнеторговой политики необходимо отметить теоретические и прикладные разработки Т.В. Миролюбовой, сформулировавшей концептуальные подходы к развитию внешнеэкономической деятельности региона [2], С.Н. Растворцевой, определившей внешнеэкономическую деятельность фактором развития российских регионов [3], Г.Д. Ковалевой, работа которой легла в основу Стратегии развития внешнеэкономической деятельности Новосибирской области до 2025 г. [4], Е.А. Степановой [5], Т.О. Аслановой [6], В. Оболенского [7] и др. Обобщая результаты этих исследований, отметим, что все они получены на базе эмпирического и статистического материала, охватывающего период до 2014 г., т. е. без учета
самых современных событий и процессов в области внешнеторговых отношений.
Гипотезы и методы исследования. В исследовании были использованы методы анализа динамических рядов, составление аналитических таблиц, сравнительный и структурный анализ. Основная гипотеза: конкурентные преимущества Новосибирской области позволяют в современной ситуации (экономических санкций) продолжать внешнеторговую деятельность, которая способствует модернизации промышленного сектора региона, минимизирует негативные последствия отказа от ввоза продовольствия и т. д. При этом акцент на инновационную внешнеторговую политику в Новосибирской области может усилить позитивное влияние внешней торговли на экономику региона.
Результаты исследования. Основными конкурентными преимуществами региона являются: выгодное географическое положение области, мощный научно-образовательный комплекс и диверсифицированная структура экономики. Новосибирская область -одна из наиболее индустриально развитых областей Сибирского ФО, где производится более 10 % промышленной продукции и 13,8 % сельскохозяйственной продукции округа [8].
Экспортный потенциал Новосибирской области определяется в целом продукцией перерабатывающих отраслей; область не относится к регионам страны, специализирующимся на добыче и экспорте сырья. Тем не менее у нее есть природные ресурсы, которые она поставляет на внешний рынок. Импортирует Новосибирская область в основном продукцию отраслей машиностроения, продовольствие, одежду и обувь.
Доля области в валовом региональном продукте (ВРП) РФ в 2013 г. составляла 1,4 %. Несмотря на то, что торговые отношения Новосибирская область поддерживает более чем со 120 странами мира и экспортно-импортные операции осуществляют около 1 800 предприятий и организаций, зарегистрированных в Новосибирской области, ее доля во внешней торговле РФ гораздо меньше доли в ВРП: в экспорте - 0,2 % и в импорте - 0,7 % [9].
В современной внешнеторговой политике принято выделять три основных типа: внутренне-ориентированная (импортозамещение), экспортно-ориентированная и инновационно-ориентированная [6, с. 100]. До 2014 г. внешнеторговая политика в России была преимущественно экспортно-ориенти-
328
В.В. Крупчатникова
рованной, а два других направления имели эпизодические проявления лишь по отношению к некоторым отраслям. Отметим, что применение того или иного типа внешнеторговой политики приводит к перераспределению факторов производства в приоритетные отрасли экономики, что сокращает возможности для развития других отраслей. По этой причине примеры применения смешанных типов внешнеторговой политики очень редки [7, с. 89].
Программным документом, определяющим государственную внешнеторговую политику на региональном уровне, стала Концепция развития международных и внешнеэкономических связей Новосибирской области на период до 2013 г. [10]. В ней были сформулированы цели, конкретные задачи и количественные ориентиры развития внешнеэкономических отношений области и участия государства в этом развитии. Основная цель, поставленная в Концепции была достигнута - сформирован положительный международный имидж Новосибирской области как региона с динамично развивающейся инновационной экономикой.
Рассмотрим те изменения, которые произошли во внешней торговле Новосибир-
ской области в 2014-2015 гг. В 2014 г., после введения санкций странами Запада, Россия предприняла ответные меры, которые означали отказ от ввоза продовольственной продукции. В результате, по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области [11], внешнеторговый оборот Новосибирской области за 2014 г. сократился по сравнению с 2013 г. на 3,6 % и составил 3157,1 млн дол.
Торговыми партнерами в 2014 г. являлись 120 стран, из них 112 - это страны дальнего зарубежья и 8 стран СНГ. Во внешнеторговом обороте Новосибирской области доля стран СНГ была довольно высокой и составляла в 2014 г. 20 %, однако область постепенно переносила акцент на рынки дальнего зарубежья, увеличивая прежде всего импортозависимость от них, в январе-апреле 2015 г. доля стран СНГ в товарообороте Новосибирской области сократилась до 12,4 %.
Экспорт Новосибирской области в меньшей степени, чем российский экспорт в целом, зависит от конъюнктуры мировых рынков товаров «сырьевой» группы (табл. 1).
Таблица 1
Товарная структура экспорта Новосибирской области
Товарная группа 2013 г. 2014 г.
Стоимость, тыс. дол. Уд. вес, % Стоимость, тыс. дол. Уд. вес, %
ВСЕГО 1 351 554,4 100 1 540 603 100
Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье 81 323,3 6 52 035,1 3,4
Топливно-энергетические товары 482 831,1 35,7 494 753,8 32,1
Продукция химической промышленности, каучук 80 977,2 6 75 129,3 4,9
Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них 588,2 0 1577,1 0,1
Древесина и целлюлозно-бумажные изделия 24 131,9 1,8 22 459,5 1,5
Текстиль, текстильные изделия и обувь 282,8 0 293 0
Металлы и изделия из них 18 941,2 1,4 16 896,8 1,1
Машины, оборудование, транспортные средства 644 362,2 47,7 796 903,4 51,7
Другие товары 18 100,4 1,3 80 488,9 5,2
Источник: по [11].
В структуре экспорта области продукция топливно-энергетического комплекса составила 32 % в 2014 г., тогда как в российском экспорте - 65 %. Преобладающей группой товаров в экспорте Новосибирской области были машины, оборудование и транспортные средства, которые составили 51,7 % от всего экспорта Новосибирской области.
Структура экспорта Новосибирской области является недостаточно диверсифицированной: две основные экспортные товарные группы (машины, оборудование и транспортные средства и топливно-энергетические товары) в 2014 г. составили почти 84 % стоимостного объема экспорта. По сравнению с 2013 г. в структуре экспорта на 3,7 процентных пунк-
Внешняя торговля Новосибирской области как фактор новой индустриализации регионов России 329
та уменьшилась доля продукции топливноэнергетических продуктов и увеличилась на 4 процентных пункта доля машин, оборудования и транспортных средств. Новосибирская область отличается экспортом технологичной и высокотехнологичной продукции. Характерной особенностью экспортной деятельности является участие во внешней торговле генерирующих инновационных центров области (города Новосибирск, Бердск, поселок Краснообск, наукоград Кольцово, Советский район Новосибирска). Согласно данным Рейтинга, составленного региональным издательством «Эксперт-Сибирь», в число 200 крупнейших экспортеров Сибирского ФО вошли две новосибирские компании:
«Катод» (электронно-оптические преобразователи и приборы ночного видения) и Институт ядерной физики СО РАН (высококлассное оборудование и научная аппаратура, в том числе ускорители частиц и электромагниты) [12]. В числе экспортеров области появились новые предприятия малого и среднего бизнеса, резиденты техно- и биопарков. Для поддержки экспорта малого и среднего бизнеса в Новосибирской области создан специальный фонд. Для работы этого фонда из областного бюджета было направленно около 4 млн руб.
Импорт в Новосибирскую область традиционно более диверсифицирован по продуктам, чем экспорт (табл. 2).
Таблица 2
Товарная структура импорта Новосибирской области
Товарная группа 2013 г. 2014 г.
Стоимость, тыс. дол. Уд. вес, % Стоимость, тыс. дол. Уд. вес, %
ВСЕГО 1 913 780,3 100 1 616 468,70 100
Продовольственные товары, сельскохозяйственное сырье 140 867,5 7,4 134 559,2 8,3
Минеральные продукты 12 291,6 0,6 13 857,1 0,9
Топливно-энергетические товары 10 929,6 0,6 13 379,5 0,8
Продукция химической промышленности, каучук 27 7934 14,5 225 080,4 13,9
Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них 9274,3 0,5 8117,9 0,5
Древесина и целлюлозно-бумажные изделия 40 359,4 2,1 28 026,5 1,7
Текстиль, текстильные изделия и обувь 254 289,2 13,3 235 875,1 14,6
Металлы и изделия из них 130 613,9 6,8 138 255,4 8,6
Машины, оборудование и трапнспортные средства 936 528,4 48,9 722 651,2 44,7
Другие товары 111 622 5,8 110 045,8 6,8
Источник: по [11].
Основные группы товаров, ввозимые в область: машины, оборудование и транспортные средства, продукция химической промышленности, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, текстильные изделия и обувь. Высокая доля продукции машиностроения в структуре импорта во многом связана с техническим перевооружением хозяйства области на современном этапе развития. Развитие импорта машин и оборудования Новосибирской области связано с постепенным переводом оптовых закупок для нужд Западной Сибири в Новосибирскую область в связи с закреплением статуса области как логистического распределительного центра на юге Западной Сибири. Однако эта доля в 2014 г. сократилась до 44,7 %. При общем снижении импорта на 16 % поставки машин и оборудования уменьшились почти на 23 % в анализируемом пе-
риоде. Импорт других важных для Новосибирской области товаров - продовольствия, продукции химической промышленности, текстиля и обуви - не претерпел в 2014 г. существенных изменений. Под запрет из продуктов питания в Новосибирской области попали груши из Бельгии, польские яблоки, семенной картофель из Г ермании, семена из США, пищевые добавки из ЕС и Канады. Но, несмотря на отказ России от импорта этих продуктов питания, в Новосибирской области импорт продовольствия и сельскохозяйственного сырья сократился только на 4,5 %. Отчасти это связано с тем, что для регионов Сибири, и Новосибирской области в частности, поставщиком этой товарной группы являются еще и страны Азии.
Оценка влияния тарифного регулирования на региональный импорт имеет свою специфику. Уменьшение некоторых импорт-
330
В.В. Крупчатникова
ных пошлин было связано с вступлением России в ВТО. Ожидаемое снижение импортных пошлин в основном не затрагивает продукцию, которую производят предприятия Новосибирской области, поэтому можно надеяться, что этот факт положительно скажется на их конкурентоспособности. А вот ожидаемого положительного влияния снижения импортных пошлин на потребителей не произошло: падение курса рубля привело к росту потребительских цен на импортную продукцию, который погасил положительный эффект от снижения импортных тарифов на легковые автомобили с 30 до 25 %, на импорт новых грузовых автомобилей с 25 до 10 %; на импорт сельхозтехники, не производимой в области, с 15 до 5-10 %, на текстиль с 10 до 7 %, на одежду с 20 до 10 % на фрукты с 0,1-0,2 евро за кг до 0,03-0,06 евро за кг и т. д. Для окончательного вывода о влиянии вступления в ВТО на региональную экономику требуется время, стабилизация валютного курса рубля и оценка степени монополизации регионального рынка.
Для того чтобы внешняя торговля Новосибирской области стала реальным фактором новой индустриализации, есть все предпосылки, особое место среди которых занимает уникальное сосредоточение в Новосибирской области всех ресурсов, необходимых для инновационной деятельности и ее продвижения на мировой рынок. Для успешной реализации Стратегии развития внешнеэкономической деятельности Новосибирской области, разработанной до 2025 г. [4], необходимо акцентировать внимание при разработке общегосударственной внешнеторговой политики на том, что для Новосибирской области оптимальным вариантом внешнеторговой политики было бы сочетание всех трех типов внешнеторговой политики при доминировании инновационной внешнеторговой политики.
Заключение. Подводя итоги, отметим, что структура внешней торговли Новосибирской области, несмотря на относительную стабильность, в 2014-2015 гг. претерпела изменения, обусловленные политическими и экономическими событиями. Эти изменения подчеркнули прогрессивный, индустриальный и инновационный характер структуры экспорта и импорта Новосибирской области. Для укрепления эффективных мирохозяйственных связей Новосибирской области необходимо сделать акцент на роли местных органов власти, которая может обеспечить сочетание нескольких направлений внешне-
торговой политики. На уровне региона администрация должна занимать активную позицию по вхождению предприятий области на мировой рынок, по формированию оптимальной структуры экспорта и импорта. Успешное решение этих задач невозможно без включения государственной власти в лоббирование внешнеэкономических интересов области на мировой торговой арене.
Для стимулирования экспорта наукоемкой продукции, услуг и технологий в компетенции областной власти обеспечить их организационную поддержку в районных центрах области (Бердск, Кольцово, Краснообск) и Советском районе Новосибирска, создать там посреднические центры, обеспечивающие внешнеторговую деятельность инновационными товарами и благоприятные условия для решения кадровых вопросов в производстве высокотехнологичной продукции. В области оптимизации импорта - обеспечить постепенный переход от европейских импортеров к производителям из Средней Азии, Китая, Республики Корея; в долгосрочной перспективе - сократить импорт оборудования и товаров народного потребления за счет роста собственного производства высококачественных товаров.
1. Сакс Дж. Рыночная экономика и Россия. - М. : Экономика, 1994. - 332 с.
2. Миролюбова Т. В. Концептуальные подходы к развитию внешнеэкономической деятельности региона // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. - 2010. -№ 3. - С. 44-54.
3. Растворцева С. Н. Внешнеэкономическая деятельность как фактор развития российских регионов // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия «История. Политология. Экономика. Информатика». - 2013. - № 22-1(165). -
С.17-29.
4. Ковалева Г. Д. Мониторинг внешнеэкономической деятельности Новосибирской области. - URL : http://www.authorstream.com/ Presentation/lisienkoolga-1712174/02/06/15/ (дата обращения: 25.11.2014).
5. Степанов Е. А. Влияние внешней торговли на экономическое развитие страны // Социально-экономические явления и процессы. - 2013. - № 5. - С. 73-82.
6. Асланова Т. О. Регулирование внешнеэкономической сферы: некоторые проблемы совершенствования // Проблемы прогнозирования. - 2012. - № 2. - С. 90-104.
Внешняя торговля Новосибирской области как фактор новой индустриализации регионов России 331
7. Оболенский В. Внешнеэкономические связи России: некоторые уроки глобального кризиса // Вопросы экономики. - 2012. - № 5.
- С.87-98.
8. Ковалева Г. Д. Экономико-статистические подходы к разработке политики отраслевого экспорта // Субфедеральная экономическая политика: проблемы разработки и реализации в Сибирском федеральном округе / под ред. А. С. Новоселова; ИЭОПП СО РАН.
- Новосибирск, 2012. - Гл. 7. - С. 200-222.
9. Россия в цифрах. (Аналитические материалы). - URL : http://www.gks.ru (дата обращения: 25.11.2014).
10. О Концепции развития международных и внешнеэкономических связей Ново-
сибирской области на период до 2013 года : Постановление губернатора Новосибирской области № 103 от 24 марта 2008 г. - URL : http://www.docs.cntd.ru/document/5404622.04 0615/ (дата обращения: 25.11.2014).
11. Федеральная таможенная служба. Сибирское таможенное управление. - URL : http://www.stu.customs.ru/mdex.php?id=182& Itemid=257&option=com_content&view=cate-gory (дата обращения: 25.11.2014).
12. Журнал Эксперт Сибирь. - URL : http://www.expertsib.ru/top-kompanij-sibiri/top-200-eksporteryi-sibiri/ (дата обращения: 25.11.2014).