Научная статья на тему 'ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА УКРАИНЫ: КУДА ВЕДЕТ СТРАНУ В. ЗЕЛЕНСКИЙ'

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА УКРАИНЫ: КУДА ВЕДЕТ СТРАНУ В. ЗЕЛЕНСКИЙ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
953
234
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УКРАИНА / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / НАТО / ЕС / США

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Жильцов С. С.

В статье рассматривается внешняя политика Украины, которая реализуется Владимиром Зеленским после победы на выборах президента в 2019 году. Новый президент Украины пришел к власти на волне ряда предвыборных обещаний, одним из которых было улучшить отношение с Россией. Однако на практике украинский президент продолжил внешнюю политику, которая сформировалась в период руководства страной Петром Порошенко. В. Зеленский стал реализовывать внешнеполитический курс, который направлен на расширение сотрудничества с ЕС и вступление в НАТО. В этом контексте в последние годы на Украине был принят ряд ключевых документов, которые определили евроатлантическую направленность внешней политики. Подходы к осуществлению внешней политики в значительной мере формируются под влиянием внутренних факторов. Доминирование в структурах исполнительной и законодательной власти сторонников евроинтеграции и вступления страны в НАТО предопределяют приоритеты внешней политики. Большое влияние на выработку и реализацию внешней политики Украины оказывают внерегиональные государства. Большое влияние оказывают США и ЕС. Для этого они используют многосторонние и двусторонние механизмы влияния, кредиты международных финансовых организаций. В заключение делается вывод, что в краткосрочной перспективе внешняя политика Украине не претерпит изменений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UKRAINE’S FOREIGN POLICY: WHERE IS V. ZELENSKY LEADING THE COUNTRY?

The article examines Ukraine’s foreign policy as implemented by Volodymyr Zelensky after winning the 2019 presidential election. Ukraine’s president came to power on the wave of several election promises, one of which was to improve relations with Russia. In practice, however, the Ukrainian president continued the foreign policy that was formulated by Petro Poroshenko. Zelensky began to pursue a foreign policy course, which was aimed at expanding cooperation with the EU and joining NATO. In this context, a few key documents have been adopted in Ukraine in recent years, which defined the Euro-Atlantic orientation of Ukraine’s. Approaches to the implementation of foreign policy are largely formed by internal factors. The dominance of supporters of European integration and the country’s accession to NATO in the structures of executive and legislative power predetermine the priorities of the foreign policy. Extra-regional states have a great influence on the development and implementation of Ukrainian foreign policy. The U.S. and the EU have a great influence. For this purpose, they use multilateral and bilateral mechanisms of influence, loans from international financial organizations. The article concludes that in the short-term Ukraine’s foreign policy will not undergo any changes.

Текст научной работы на тему «ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА УКРАИНЫ: КУДА ВЕДЕТ СТРАНУ В. ЗЕЛЕНСКИЙ»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ДОСЬЕ:

УКРАИНА В ПОСТКОВИДНОМ МИРЕ

THEMATIC DOSSIER:

UKRAINE IN THE POST-COVID WORLD

Научная статья / Research article Внешняя политика Украины: куда ведет страну В. Зеленский

С. С. Жильцов

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего образования «Дипломатическая академия Министерства иностранных дел России», Москва, Россия Российский университет дружбы народов, Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4898-2627, serg.serg56 @mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается внешняя политика Украины, которая реализуется Владимиром Зеленским после победы на выборах президента в 2019 году. Новый президент Украины пришел к власти на волне ряда предвыборных обещаний, одним из которых было улучшить отношение с Россией. Однако на практике украинский президент продолжил внешнюю политику, которая сформировалась в период руководства страной Петром Порошенко. В. Зеленский стал реализовывать внешнеполитический курс, который направлен на расширение сотрудничества с ЕС и вступление в НАТО. В этом контексте в последние годы на Украине был принят ряд ключевых документов, которые определили евроатлантическую направленность внешней политики. Подходы к осуществлению внешней политики в значительной мере формируются под влиянием внутренних факторов. Доминирование в структурах исполнительной и законодательной власти сторонников евроинтеграции и вступления страны в НАТО предопределяют приоритеты внешней политики. Большое влияние на выработку и реализацию внешней политики Украины оказывают внерегиональные государства. Большое влияние оказывают США и ЕС. Для этого они используют многосторонние и двусторонние механизмы влияния, кредиты международных финансовых организаций. В заключение делается вывод, что в краткосрочной перспективе внешняя политика Украине не претерпит изменений.

Ключевые слова: Украина, внешняя политика, НАТО, ЕС, США.

Для цитирования: Жильцов С. С. Внешняя политика Украины: куда ведет страну В. Зеленский. Постсоветские исследования. 2021;4(3): 189—198.

Ukraine's foreign policy: where is V. Zelensky leading the country?

Sergey S. Zhiltsov

Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, Moscow, Russia People's Friendship University of Russia, Moscow, Russia ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4898-2627, serg.serg56 @mail.ru

Abstract. The article examines Ukraine's foreign policy as implemented by Volodymyr Zelensky after winning the 2019 presidential election. Ukraine's president came to power on the wave of several election promises, one of which was to improve relations with Russia. In practice, however, the Ukrainian president continued the foreign policy that was formulated by Petro Poroshenko. Zelensky began to pursue a foreign policy course, which was aimed at expanding cooperation with the EU and joining NATO. In this context, a few key documents have been adopted in Ukraine in recent years, which defined the Euro-Atlantic orientation of Ukraine's. Approaches to the implementation of foreign policy are largely formed by internal factors. The dominance of supporters of European integration and the country's accession to NATO in the structures of executive and legislative power predetermine the priorities of the foreign policy. Extra-regional states have a great influence on the

development and implementation of Ukrainian foreign policy. The U.S. and the EU have a great influence. For this purpose, they use multilateral and bilateral mechanisms of influence, loans from international financial organizations. The article concludes that in the short-term Ukraine's foreign policy will not undergo any changes.

Keywords: Ukraine, foreign policy, NATO, EU, US.

For citation: Zhiltsov S. S. Ukraine's foreign policy: where is V. Zelensky leading the country? Postsovetskie issledovaniya = Post-Soviet Studies. 2021;4(3):189-198. (In Russ.)

Обзор литературы

Проблемам внешней политики Украины посвящены многочисленные монографические работы. В них раскрываются различные аспекты внешнеполитического курса Украины с момента обретения независимости. Импульс к осмыслению внешней политики Украины дали события 2004 года, так называемая «оранжевая революция». Среди российских авторов, которые исследовали внешнюю политику Украины, следует выделить работы Кара-Мурзы С.Г. [Кара-Мурза 2007: 528], Жильцова С.С. [Жильцов 2009: 464]. В последние годы в РУДН вышла работа коллектива авторов, посвященная внешней политике стран СНГ, в том числе, Украины [Дегтерев, Курылев 2017], [Курылев 2014].

Много работ было выпущено украинскими авторами. Среди них следует выделить Гальчинского А.С. [Гальчинский 2005: 368], Гриневецкого С.Р. [Гриневецкий 2008: 48], Карасева В.Ю. [Карасев 2005: 656], Кучму Л.Д. [Кучма 2007: 688], Симоненко П.Н. [Симоненко 2007: 512]. В монографиях исследуются различные аспекты внешней политики Украины на разных этапах ее развития, выявлены внутренние и внешние факторы, которые оказывали влияние на ее формирование и последующую реализацию.

Введение

Владимир Зеленский? до избрания на пост президента Украины, декларировал готовность изменить внешнюю политику, которую проводил Петр Порошенко. С 2014 до 2019 г. внешняя политика Украины приобрела откровенно антироссийский и прозападный курс. В начале 2019 г., когда П. Поро-шенко еще был президентом, Верховная рада приняла изменения в Основной закон страны, отразив в нем новые внешнеполити-

1 Рада включила в Конституцию курс на членство в ЕС и НАТО. 2019. 7 февраля // LB.ua. - URL: https://rus.lb.ua/news/2019/02/07/419108_rada_vklyuchi

ческие приоритеты Украины. В Конституцию Украины были внесены положения, которые ставили задачу по вхождению в ЕС и достижение членства НАТО1. Кандидат в президенты В. Зеленский заявил о готовности внести серьезные изменения во внешнюю политику. Речь шла об улучшении отношений с Россией, а во внутренней политике В. Зеленский обещал урегулировать конфликт на Донбассе.

Время упущенных возможностей

На выборах президента В. Зеленский получил поддержку 75% населения. Подобный уровень поддержки открыл перед новым главой государства возможности внести кардинальные изменения во внутреннюю и внешнюю политику. Однако В. Зеленский изначально не планировал менять внешнеполитический курс, фактически продолжив политику П. Порошенко. Последующие шаги В. Зеленского во внешней политики подтвердили приверженность В. Зеленского внешнеполитическим приоритетам, в основе которых лежала антироссийская политика.

Предвыборная риторика о необходимости улучшения российско-украинских отношений оказалась не более чем предвыборным шагом. Население поверило в обещания В. Зеленского, что обеспечило ему победу на выборах президента. После прихода к власти, предвыборные обещания уступили место жестким заявлениям в отношении России. Новый глава государства продолжил курс на евроинтеграцию, пошел на расширение сотрудничества с западными международными финансовыми организациями и НАТО.

Внутриполитическое измерение внешней политики

Помимо отсутствия планов по изменению внешней политики в отношении России,

la_konstitutsiyu_kurs.html (дата обращения: 24.11.2020)

на позиции В. Зеленского большое влияние оказала внутренняя расстановка сил. После избрания В. Зеленский столкнулся с мощным противодействием со стороны националистических сил, которые не поддерживали нормализацию российско-украинских отношений и тем более урегулирование конфликта на Донбассе на основе Минских соглашений. Они обвиняли в конфликте Россию и выступали против любого сближения двух стран.

Кроме того, украинские власти: президент, правительство и парламент отдавали отчет, что Минские соглашения, подписанные П. Порошенко, невозможно было выполнить без серьезных политических последствий. Предоставление Донбассу особого статуса как это было заложено в положениях Минских соглашений, могло спровоцировать усиление региональных элит. Они были заинтересованы в расширении своих полномочий и перераспределении финансовых потоков. Несмотря на унитарный характер украинского государства, региональные элиты были заинтересованы изменить характер отношений с Киевом. В этом случае вновь возник бы вопрос о федерализации страны. В. Зеленский предпочел не вступать в конфликт с националистическими силами.

В тоже время, президент не мог отказаться от Минских соглашений1. В 2015 г. украинская сторона подписала данный документ, который определил последовательность урегулирования конфликта на Донбассе. Данной позиции придерживались Россия и западные страны, настаивая на выполнении пунктов подписанного ранее документа. Соответственно, президенту было необходимо демонстрировать готовность к урегулированию конфликта на основе Минских соглашений. Тем не менее, Киев предлагал пересмотреть положения Минских соглашений. В качестве аргумента Киев приводил альтернативные планы по урегулирова-

нию конфликта на Донбассе. Так, министерство Украины по вопросам реинтеграции Крыма и Донбасса ссылалось на законопроект, который предполагал решить конфликт в течении 25 лет. Все инициативы официального Киева были направлены на то, чтобы Донбасс оставался в составе Украины в рамках унитарного государства. Соответственно, его статус должно было определять законодательство, характерное для унитарного государства. Другое предложение Киева сводилось к тому, чтобы установить контроль над российско-украинской границей, что противоречило положениям Минских соглашений. Украинская сторона считала, что контроль над границей должен быть установлен до 2025 г. В феврале 2021 г. подобная задача нашла отражение к в программе управления государственными границами (до 2025 г.)2. Наконец, Киев относился к населению, проживающему на неподконтрольных территориях, в качестве людей «второго» сорта.

В апреле 2021 г. украинский президент выступил с предложением изменить формат решения конфликта на Донбассе. В. Зеленский предложил «обновить переговорный процесс, сделав его более гибким»3.

Электоральный цикл определил внешнеполитические предпочтения

Внешняя политика, реализуемая Украиной в последнее десятилетие, была тесно связана с расстановкой политических сил внутри страны. Этот фактор оказывал свое влияние и до 2014 г. Однако после государственного переворота в феврале 2014 г., расстановка сил на Украине кардинально изменилась. Вместе с этим, изменилась и внешняя политика.

В 2014-2019 гг. на Украине укрепили свои позиции радикальные националистические силы. Во внешней политике они выступали за расширение сотрудничества с западными странами и проводили антироссийскую политику.

1 Полный текст Минских соглашений. 2015. 12 февраля. https://ria.ru/20150212/1047311428.html (дата обращения: 17.02.2021)

2 Кабмин Украины планирует восстановить контроль

над границей с РФ в Донбассе до 2025 года. 2021. 24 февраля. https://tass.ru/mezMunarodnaya-рапогата/10772233 (дата обращения: 26.03.2021)

3 Зеленский призвал создать новый переговорный формат по Донбассу. 2021. 27 апреля. https://eadaily.com/ru/news/2021/04/27/zelenskiy-prizval-sozdat-novyy-peregovomyy-format-po-donbassu (дата обращения: 27.04.2021)

Выборы президента, которые прошли в 2019 г. и последовавший затем приход к власти В. Зеленского дали старт новому электоральному циклу. Президент В. Зеленский, который пришел к власти благодаря предвыборным обещаниям изменить внешнюю и внутреннюю политику, запустил процесс проведения досрочных выборов в Верховную раду. Они прошли летом 2019 г. По итогам досрочных выборов в Верховную раду пропрезидентская сила «Слуга народа» получила поддержку, которая позволила сформировать большинство только на основе одной фракции. Такой уровень поддержки партии удалось получить благодаря высокому рейтингу президента. Однако несмотря на высокий запрос на изменение внешней политики, президент и его политическая сила не изменили внешнюю политику. Более того, позиции фракции «Слуга народа» стали сближаться с подходами, которые отстаивали и политические партии «Батьковщина» и «Европейская солидарность». Для них было характерно: проведение проевропейского курса и антироссийская риторика. Данные политические силы также выступали за поддержку курса на обострение отношений с Россией и расширение сотрудничества с ЕС, США и НАТО. Наконец, на позиции партии «Слуга народа» большое влияние оказывали непарламентские силы, которые в основном были представлены радикальными националистами.

В октябре 2020 г. на Украине прошли выборы в местные органы власти. Они завершили электоральный цикл, в ходе которого ранее был избран президент и Верховная рада. Итогом данного цикла стало сохранение в структурах исполнительной и законодательной власти, а также на местном уровне представителей националистических сил, которые поддерживали проведение антироссийского курса.

Одним из главных итогов выборов в местные органы власти стал низкий уровень поддержки пропрезидентской партии «Слуга народа». Это было связано с разочарованием населения политикой украинского президента и его партии. В результате электорат отказал в поддержке партии «Слуга народа»,

1 Жильцов С.С. Украинская политика сместилась в регионы / Независимая газета. 2020. 1 ноября.

отдав свои голоса другим политическим силам. В итоге, в большинстве областных и городских советов «Слуга народа» могла создать фракции, которые не позволяли выступать инициаторами создания парламентского большинства. Низкий уровень поддержки на региональном уровне негативно сказался на позициях украинского президента.

Новой тенденцией на Украине стало расширение числа сторонников курса на евроат-лантическую интеграцию на региональном уровне. Это затронуло практически все области. До 2014 г. Украина разделялась на регионы, в которых политические элиты поддерживали курс на европейскую интеграцию, и области, которые, в которых элиты и население выступали за сохранение тесных экономических и культурных отношений с Россией. Начиная с 2014 г. практически во всех регионах Украины у власти находились политические силы, которые выступали за ев-роинтеграцию. Проводимая Киевом и региональными элитами информационная политика, направленная на негативное позиционирование России и ее политики, дали свои результаты. Это показали выборы 2020 г. Они зафиксировали сохранение разных политических предпочтений в восточных и западных областях Украины. Например, во многих областях Украины, включая Юго-восток, большое количество голосов получила партия «Европейская солидарность». Партия Петра Порошенко по уровню поддержки обошла радикальные политические силы. Так, партия «Европейская солидарность» получила до трети голосов в западно-украинских регионах, а в среднем по стране -«около 10% в большей части регионов. В целом, «Европейская солидарность» прошла во все областные советы, что позволило ей позиционировать себя в качестве всеукраин-ской политической силы. Число голосов, полученных на выборах партией бывшего президента Украины, свидетельствовало о наличии значительной части электората, который разделял проевропейский курс и антироссийский вектор внешней политики»1.

В юго-восточных областях высокий процент голосов избирателей получила партия «Оппозиционная платформа - за жизнь». Она

https://www.ng.ru/dipkurer/2020-11-01/11_8004_икгате.Ыт1 (дата обращения 13.03.2021)

выступала за мирное урегулирование конфликта на Донбассе и улучшение отношений с Россией. Однако поддержка данной политической силы в отдельных регионах не сказалась на общей расстановке сил. Выборы в местные органы власти зафиксировали значительный процент голосов, отданных за «Европейскую солидарность», «Батьков-щину» и националистические партии. Это отразило изменения в общественных настроениях на востоке Украины, где возросло число тех, кто не рассматривал Россию в качестве привлекательного партнера и негативно оценивал ее внешнеполитический курс в отношении украинского государства. Присутствие в областных и городских советах Юго-востока представителей партий, стоящих на антироссийских позициях, сохраняет преемственность во внешней и внутренней политике. В итоге, областные советы, в которых доминируют представители националистических сил, получили возможность навязывать главе государства внешнеполитическую повестку.

Выборы в местные органы власти проходили в условиях возросшего недоверия населения практически ко всем политическим силам. Разочарование украинскими политиками подтвердила низкая явка избирателей. В 2020 г. она составила около 37%. Данные цифры показали отсутствие у избирателей интереса к выборам. Большая часть населения была занята решение социальных проблем, которые обострились в последние годы.

Запад меняет подходы к Украине

На протяжении последних десятилетий на Украине привыкли, что запад сохранял на высоком уровне интерес к происходящим в стране событиям и ее внешней политике. Готовность помогать Киеву трансформировалась в выделение дополнительных финансовых средств и политической поддержке. Однако в последнее время, Запад не так активно стал реагировать на призывы украинских представителей оказать помощь. Так, в первой половине 2021 г. не оправдались расчеты Киева получить новый транш МВФ. В 2020 г. была подписана новая программа и Украина получила 2,1 млрд. долл. В начале 2021

1 США выделили Украине с 2014 года более $2 млрд на обеспечение безопасности. 2021.

г. украинская сторона инициировала переговоры с МВФ о выделении очередного транша. Однако переговоры завершились безрезультатно. МВФ отказал Киеву, обосновав это отсутствие прогресса в проведении реформ. Это поставило Киев в сложную ситуацию, поскольку Украина была вынуждена самостоятельно решать проблемы в экономике.

В целом политика США и ЕС в отношении Украины претерпела изменения. До последнего времени Запад ставил задачу привести к власти прозападную элиту, которая должна была обеспечить реализацию внешней политики в интересах Вашингтона и Брюсселя. Как показали итоги последнего электорального цикла 2019-2020 гг., эта задача в целом выполнена. Соответственно, у Запада отпала необходимость спешить на помощь Украине из-за опасений, что трудности в экономике создадут условия для смены политической элиты. После 2014 г. на Украине отсутствовали дискуссии относительно обоснованности внешнеполитического выбора, а в стране не было политических сил, которые бы имели реальные возможности для кардинального изменения внешней политики. Соответственно, перед ЕС и США стоит задача лишь поддерживать антироссийскую риторику у официального Киева и контролировать представителей украинской власти.

В тоже время, Запад не отказывался от поддержки Украины. Для этого Запад использовал МВФ, который на протяжении десятилетий выступал основным кредиторов Украины. Этот механизм влияния доказал свою эффективность, поскольку позволял влиять на экономическую политику, корректируя ее в соответствии с интересами США и ЕС. Подобная политика не отвечала интересам Украины, которая фактически лишилась самостоятельности во внешней политике. Помимо этого, США оказывают Украине помощь в вопросах безопасности, выделяя для этого финансовые средства. Так, с 2014 г. американская сторона выделила Украине более 2 млрд. долл. на обеспечение безопасно-сти1. Подобная практика продолжалась в 2021 г. В апреле США приняли законопроект

https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/11054365 (дата обращения: 16.04.2021)

«О партнерстве с Украиной в сфере безопасности». Документ предусматривает ежегодное выделение Украине 300 млн. долл. в сфере безопасности1.

Таким образом, ЕС и США сохраняют Украину в орбите своего влияния. При этом современная украинская элита не в состоянии снизить зависимость от Запада, в том числе, из-за неспособности самостоятельно решать внутренние и внешние проблемы.

Усиление зависимости от внешнего фактора и давление радикальных националистических сил, которые по-прежнему имеют сильное влияние в коридорах власти, еще больше ограничили возможности В. Зеленского в решении конфликта на Донбассе и проведении сбалансированной внешней политики.

Для расширения сотрудничества с Западом и привлечения дополнительного внимания США и ЕС, Украина постоянно инициирует так называемую «проблему» Крыма. После вхождения полуострова в состав России, по итогам референдума, который прошел в марте 2014 г., украинская сторона продвигала различные инициативы, направленные на обсуждение путей возвращения Крыма в состав Украины. С этой целью в 2020 году Киев создал «Крымскую платформу». Через подобный формат украинская сторона акцентировала внимание на мнимых проблемах Крыма, убеждая западных партнеров в нарушении прав крымскотатарского населения. Одним из последовательных сторонников Украины по этому вопросу выступала Турция, которая поддерживала политику Киева.

В. Зеленский не изменил политику Украины по Крыму. У официального Киева сохранилась прежняя риторика, неизменной оставалась политика в водной сфере, что побуждало Россию и власти полуострова предпринимать дополнительные усилия по решению социально-экономических вопросов. «Киев

не смог предложить механизмов возвращения полуострова в состав Украины. Различные сценарии, предлагаемые украинской стороной, не отличаются конкретикой. Данная ситуация объясняется отсутствием реального интереса к возвращению Крыма. Для находящихся у власти в Киеве политических сил и Запада, который поддерживает украинскую политику, выгодно сохранение конфликтного потенциала с Россией»2.

Отличительными чертами современной внешней политики Украины стало следование Киева в русле интересов Запада. Украинскую политику отличали следующие характерные черты: реализация санкционной политики в отношении России, аналогично политики США в отношении России, инициирование различных предложений, направленных на привлечение внимание внерегио-нальных стран к внутригосударственным проблемам, участие во внешнеполитических инициативах западных стран в отношении других стран постсоветского пространства. В частности, Украина приняла активное участие в «Люблинском треугольнике», в который также вошли Польша и Литва. Первоначально подобный формат взаимодействия трех государств был создан для оказания влияния на Белоруссию после проведения выборов главы государства в августе 2020 г. Однако затем формат был использован украинской стороной против России. Так, на первом заседании, которое прошло в январе 2021 г., министр иностранных дел Украины Дм. Кулеба отметил важность «противодействия российской дезинформации»3.

Российский фактор в политике Украины.

В последние годы Украина проводит информационную кампанию, которая показывает внешнюю политику России в негативном свете. Обвинения в участии российских военных на Донбассе сменились тезисом о разработанных планах нападения на Украину.

1 Комитет Сената Конгресса США поддержал законопроект о военной помощи Украине. 2021. 22 апреля. https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/11213907 (дата обращения: 24.04.2021)

2 Жильцов С.С. Зеленский сделал ставку на конфликт

с Россией / Независимая газета. 2021. 25 апреля

https://www.ng.ru/dipkurer/2021-04-25/11_8137_ukraine.html (дата обращения: 25.04.2021) 3 Главы МИД Украины, Польши и Литвы проводят первое заседание Люблинского треугольника. 2021. 29 января.

https://interfax.com.ua/news/political/719877.html (дата обращения: 23.03.2021)

В 2021 г. В. Зеленский стремился убедить западных партнеров в угрозе Украине со стороны России. Более того, украинский президент инициировал обращение к НАТО, добиваясь от Альянса создать условия для принятия в него Украины. Информационная кампания и громкие заявления сопровождались масштабными военными приготовлениями к военному вторжению со стороны России. Подобная политика В. Зеленского преследовала цель укрепить отношения с Западом, добиться оказания экономической помощи, в том числе со стороны МВФ и наконец, отвлечь внимание населения от сложной социально-экономической ситуации.

При новом украинском президенте в стране была принята «Стратегия национальной безопасности Украины»1. Соответствующий указ был подписан президентом в сентябре 2020 г. Документ предусматривает укрепление отношений с НАТО и ЕС, которые были определены в качестве ключевых партнеров Украины. В 2021 г. В. Зеленский продолжил курс на расширение сотрудничества с Западом. В марте президент утвердил Стратегию военной безопасности2, которая направлена на создание условий интеграции Украины в НАТО. Альянс рассматривается «в качестве ключевого фактора обеспечения безопасности Украины». В соответствии с документом предполагается разработать «дорожную карту» реформ в военной сфере.

Таким образом, украинская внешняя политика демонстрирует преемственность в вопросах сотрудничества с НАТО и ЕС. В. Зеленский не только не провел ревизию внешнеполитического наследия П. Порошенко, но и ввел в действие новые документы, в которых НАТО рассматривается в качестве приоритета внешней политики.

Китайский вектор украинской политики.

1 Указ Президента Украины от 14 сентября 2020 года №392/2020 «О Стратегии национальной безопасности Украины».

https://president.gov.ua/documents/3922020-35037 (дата обращения: 17.04.2021)

2 Указ Президента Украины от 25 марта 2021 года №121/2021 «О стратегии военной безопасности Укра-

ины» https://president.gov.ua/ru/news/prezident-zatverdiv-strategiyu-voyennoyi-bezpeki-ukrayini-67361 (дата обращения: 17.04.2021)

При В. Зеленском крутой поворот внешняя политика Украины совершила в отношении Китая. В последнее десятилетие Украина стремилась создать противовес российскому влиянию и уравновесить позиции Запада. Украинско-китайские отношения получили развитие при В. Ющенко, в 2007 г.3 Затем В 2011 г. была подписана Декларация об уста-

4

новлении стратегического партнерства .

Украина была заинтересована привлечь Китай к реализации инфраструктурных проектов, прежде всего, «строительству железных дорог и аэропортов, реконструкции и строительстве предприятий [Гузенкова 20212: 7-56].

Китайский вектор рассматривался Киевом в качестве важного элемента политики диверсификации внешней политики. Украина стремилась снизить зависимость от России, а также создать альтернативу Западу, который активно стремился укрепить свои позиции. Китай считался выгодным партнером, который был заинтересован инвестировать в Украину.

В 2015-2016 гг. Китай вел переговоры с Китаем о расширении сотрудничества. На фоне обострения отношений с Россией, Украина дала китайской стороне приобрести пакет акций компании «Мотор Сич». Компания занималась разработкой авиационных газотурбинных двигателей и промышленных газотурбинных установок, а также их производством и обслуживанием. После 2014 г., Киев перестал поставлять продукцию «Мотор Сич» в Россию. Китайский инвестор проявил интерес к предприятию, которое занималась новыми технологиями, и приобрел пакет акций.

С этого момента политика Украины в отношении Китая носила двойственный характер. С одной стороны, украинская сторона была заинтересована в привлечении китайских инвестиций. Этот интерес усилился на

3 Президент Украины провел встречу с вице-премьером Государственного Совета КНР. 2007. 19 апреля // Посольство Китая на Украине. - URL: http://ua.china-embassy.org/rus/zwgx/t312482.htm (дата обращения: 14.02.2021)

4 Председатель КНР Ху Цзиньтао провел переговоры с президентом Украины В. Януковичем. 2011. 20 июня // Посольство Китая на Украине. - URL: http ://ua. china-embassy. org/rus/zwgx/t832506.htm (дата обращения: 12.01.2021)

фоне проблем, с которыми сталкивалась украинская экономика. С другой стороны, после приобретения акций компании «Мотор Сич» Украина стала препятствовать Китаю в работе предприятия. Украинская сторона делала это под влиянием США, которые не поддерживали усиление влияния Китая на Украине. Например, в 2017 г. Китай предоставил Украине кредит на поставку зерна. Киев не выполнил свои обязательства, что привело к потерям для китайской стороны. Действия Украины вынудили Китай подать иск и судится «с Украиной по сельскохозяйственным поставкам, где их обманули на 3 млрд. долларов»1.

Несмотря на двойственную политику украинских властей и противодействие США, с 2019 г. Китай вошел в число основных торговых партнеров Украины. Товарооборот между странами «в 2019 г. составил 12,79 млрд. долл., в 2020 г. достиг 15,4 млрд. долл.»2. В итоге Китай стал основным торгово-экономическим партнером Украины3.

Несмотря на рост торговли и расширения присутствия Китая на Украине, Киев предпринимал шаги, которые затрудняли деятельность предприятия «Мотор Сич». В 2020 г. прокуратура Украины арестовывала акции предприятия. В свою очередь, в декабре 2020 г. китайские акционеры «Мотор Сич» инициировали рассмотрение вопроса в Арбитражном суде. Против Украины был подан иск.

В январе 2021 г. украинский президент подписал Указ4. Документ ввел в действие решение Совета национальной безопасности и обороны Украины и касался введения санкций в отношении четырех китайских компаний сроком на три года. 11 марта украинский президент подписал новый Указ. Он был принят 11 марта на основе решения Совета

1 Сироткина А. Китай разорит Украину за дружбу с США. 2021. 2 февраля // Yandex. - URL: https://yandex.rU/turbo/vz.ru/s/world/2021/2/2/1082991.h tml (дата обращения: 04.02.2021)

2 Тихий Ф. Тихое завоевание. Чего Китай хочет от Украины. 2021. 26 января // Украина.ру. - URL: https://ukraina.ru/exclusive/20210126/1030349277.html (дата обращения: 08.02.2021)

3 Украина в 2020 году удвоила экспорт в Китай и на треть сократила импорт из РФ. 2021. 19 февраля // Интерфакс. - URL: https://www.interfax.ru/busi-ness/751816 (дата обращения: 21.02.2021)

4 Указ Президента Украины «Про решение Совета

национальной безопасности и обороны Украины от 28

национальной безопасности и обороны «О неотложных мерах по защите национальных интересов государства в сфере авиационных двигателей». Наконец 20 марта украинский суд наложил арест на 100% акций «Мотор Сич», а 24 марта В. Зеленский ввел в действие решение СНБО о национализации предприятия. По оценкам украинского эксперта В. Степанюка, «национализация «Мотор Сич» приведет к катастрофе в экономике» 5.

Политика В. Зеленского в отношении Китая в последние годы реализовывалась вопреки экономическим интересам Украины. Декларируя заинтересованность в привлечении иностранных инвестиций, в частности, из Китая, украинская сторона усиливала давление на китайских инвесторов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Политика Украины привела к обострению отношений с Китаем. Однако украинская сторона может испытать последствия своей политики в отношении Китая в долгосрочной перспективе, когда Пекин ограничит поставки украинской продукции. Это нанесет удар по экономике Украины, которая сознательно пошла на сворачивание торгово-экономических отношений с Россией, а в последнее время - с Китаем. При этом, Украина рискует потерять китайский рынок, при том, что не имеет никакой альтернативы. Так, Китай может ввести ограничения на поставки «украинской продукции сельского хозяйства: кукурузы, сои, пшеницы, сахара, а также продукции металлургической про-мышленности»6. Кроме этого, Китай может сократить закупки продукции металлургической промышленности Украины. В итоге, Украина столкнется с новыми проблемами в

января 2021 года» // Официальный сайт президента Украины. - URL:

https://www.president.gov.ua/documents/292021-36389 (дата обращения: 16.02.2021)

5 Украинский эксперт: национализация «Мотор Сич» приведет к катастрофе. 2021. 25 марта // EurAsia Daily. - URL: https://eadaily.com/ru/news/2021/03/25/ukrainskiy-ekonomist-nacionalizaciya-motor-sich-privedet-k-katastrofe (дата обращения: 28.03.2021))

6 Карамазов В. Китай вводит масштабные санкции против Украины. 2021 5 февраля // New Day News. -URL: https://newdaynews.ru/crimea/715630.html (дата обращения: 07.02.2021)

экономике. В 2021 г. Украина должна направить на обслуживание внешнего долга порядка 15,6 млрд. долларов1.

Заключение.

Политика В. Зеленский ничем не отличается от внешнеполитического курса Петра Порошенко. Как и бывший президент Украины, В. Зеленский пришел к власти на основе популистских обещаний об изменениях внешней политики и готовности решать социально-экономические проблемы. После прихода к власти, В. Зеленский изменил риторику, отказавшись от предвыборных обещаний. В итоге, В. Зеленский не только отказался решать конфликт на Донбассе мирным

путем, но и сделал ставку на обострение отношений с Россией.

Расстановка сил на Украине, влияние внешнего фактора не позволяют ожидать изменение внешнеполитического курса Киева. Соответственно, В. Зеленский в ближайшие годы будет проводить внешнюю политику, направленную на укрепление отношений с США и ЕС, стремится привести страну в НАТО и привлекать внимание Запада к мнимой угрозе со стороны России. Подобная внешнеполитическая линия рассматривается В. Зеленским в качестве оптимального варианта сохранения власти.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Гальчинский А.С. Помаранчева революция: нова влада. Киев: Лебедь, 2005. Гриневецкий С.Р. Путь к активному нейтралитету. Киев: Астропринт, 2008. Гузенкова Т.С., Виноградов А.В., Адександров Д.А., АмелинаЯ.А., Бахревский А.Е., Ипполитов И.В., Каширин В.Б., Кучеренков А.И., Попов Д.С., Сытин А.И., Тасиц К.И., Тихонова С.В. Страны СНГ и Балтии в глобальной политике Китая // Проблемы национальной стратегии. 2012. №1. С. 7-56.

Дегтерев Д.А., Курылев К.П. Внешняя политика стран СНГ. Москва: Аспект-Пресс, 2017.

Жильцов С.С. Украина. Перезагрузка. Москва: Восток - Запад, 2009.

Кара-Мурза С.Г. Революция на экспорт. Киев, 2007.

Карасев В.Ю. Мысль со скоростью революции. Харьков, 2005.

Курылев К.П. Внешняя политика Украины в контексте формирования региональной системы

безопасности в Европе. Москва: РУДН, 2014. Кучма Л.Д. После майдана: записки президента. 2005-2006. Киев: Довира, 2007. Симоненко П.Н. Бедные и богатые. Киев: «Адеф-Украина», 2007.

REFERENCES

Gal'chinskij A.S. Pomarancheva revolyuciya: nova vlada. Kiev: Lebed', 2005. Grineveckij S.R. Put' k aktivnomu nejtralitetu. Kiev: Astroprint, 2008.

Guzenkova T.S., Vinogradov A.V., Adeksandrov D.A., Amelina YA.A., Bahrevskij A.E., Ippoli-tov I.V., Kashirin V.B., Kucherenkov A.I., Popov D.S., Sytin A.I., Tasic K.I., Tihonova S.V. Strany SNG i Baltii v global'noj politike Kitaya // Problemy nacional'noj strategii. 2012. №1. S. 7-56. Degterev D.A., Kurylev K.P. Vneshnyaya politika stran SNG. Moskva: Aspekt-Press, 2017. Zhil'cov S.S. Ukraina. Perezagruzka. Moskva: Vostok - Zapad, 2009. Kara-Murza S.G. Revolyuciya na eksport. Kiev, 2007. Karasev V.YU. Mysl' so skorost'yu revolyucii. Har'kov, 2005.

Kurylev K.P. Vneshnyaya politika Ukrainy v kontekste formirovaniya regional'noj sistemy bezopas-

nosti v Evrope. Moskva: RUDN, 2014. KuchmaL.D. Posle majdana: zapiski prezidenta. 2005-2006. Kiev: Dovira, 2007. Simonenko P.N. Bednye i bogatye. Kiev: «Adef-Ukraina», 2007.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Жильцов Сергей Сергеевич, доктор Дипломатической академии МИД России,

политических наук, заведующий кафедрой профессор кафедры теории и истории меж-

политологии и политической философии дународных отношений РУДН.

1 Долги Украины в 2021: сколько и кому придется отдавать. 2020. 11 ноября // 24tv. - URL: https://economy.24tv.ua/ru/dolgi-ukrainy-2021-skolko-

dolg-kak-budut-otdat_n1454502 (дата обращения: 18.01.2021)

Sergey S. Zhiltsov, D.Sc. (Political Science), Head of the Department of Political Science and Political Philosophy, Diplomatic

Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia; Professor, People's Friendship University of Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.