Современная Европа, 2023, № 6, с. 96-109
УДК 94, 327
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ТУРЦИИ В ЕВРОПЕ: ФАКТОР «МЯГКОЙ СИЛЫ»
© 2023 г. ГРИШИН Яков Яковлевич
Доктор исторических наук, профессор Института международных отношений Казанского федерального университета. 420111, Россия, Казань, Пушкина ул., 1/55 E-mail: [email protected]
© 2023 г. ИСЛАМОВ Дамир Римович
Аспирант Института международных отношений Казанского федерального университета. 420111, Россия, Казань, Пушкина ул., 1/55 E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 10.03.2023
После доработки 26.05.2023 Принята к публикации 19.09.2023
Аннотация. В середине 2000-х гг. в период правления Партии справедливости и развития Турция включила концепцию «мягкой силы» во внешнеполитическую повестку. Исходя из позиции турецких официальных лиц, платформой для практической реализации «мягкой силы» выступает публичная дипломатия, которая начала выстраиваться путем создания новых или преобразования существующих государственных структур при партнерстве с негосударственными организациями. Анкара выработала основные направления, на которые должна опираться публичная дипломатия: взаимодействие с соотечественниками за рубежом и родственными тюркскими народами, сохранение и возрождение культурно-исторического и материального наследия эпохи Османской империи, поддержка мусульманского сообщества в разных регионах мира. В последние годы появились относительно новые направления, к которым можно отнести борьбу с организацией Ф. Гюлена и развитие информационного компонента публичной дипломатии при содействии Фонда турецкого радио и телевидения. В рамках турецкой публичной дипломатии Европа условно разделена на три субрегиона: Балканы, Восточную Европу, Западную Европу. Балканские страны традиционно важны для Анкары. Основная цель - слом старых историко-культурных предрассудков и формирование позитивного образа Турции в глазах общественности. В отношении Восточной Европы турецкая сторона, умело используя османское наследие и/или тюркский фактор, оказывает влияние на Венгрию, Молдову и Украину. Деятельность в Западной Европе в большей степени опирается на рабо-
ту с турецкой диаспорой. Цель исследования - рассмотреть основные направления публичной дипломатии Турции в контексте реализации политики «мягкой силы» на европейском континенте.
Ключевые слова: Турция, Балканы, Европейский союз, мягкая сила, публичная дипломатия, гуманитарная дипломатия, Эрдоган, турецкая диаспора
Б01: 10.31857/50201708323060098
ЕБ№ xywywi
Роль «мягкой силы» во внешней политике Турции приобрела особую актуальность после прихода к власти в 2002 г. Партии справедливости и развития (ПСР). По мнению И. Калына, в начале 2010-х гг. занимавшего пост советника и по совместительству координатора отдела публичной дипломатии при турецком премьер-министре, «мягкая сила» Турции базируется на сочетании истории, географии, культуры, опирающейся на османское наследие и традиции ислама, а также на экономическую мощь и турецкую модель демократии [Kalin, 2011: 7]. К этому списку можно добавить идеи о духовном единстве тюркского мира и Турции как стране-миротворце, активно продвигаемые в последние годы Р. Эрдоганом и его окружением. Согласно информации управления по связям администрации президента Турции, публичная дипломатия - это платформа для практической реализации турецкой «мягкой силы», которая предполагает установление позитивных отношений с народами других стран в рамках деятельности государственных и негосударственных акторов1.
На современном этапе характерной чертой публичной дипломатии Турции является преобладание роли государственных организаций и аффилированных с органами власти фондов, например: Турецкого агентства по сотрудничеству и координации (Türk i^birligi ve Koordinasyon Ajansi Bagkanligi, TiKA), Управления по предотвращению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций при правительстве Турции (Afet ve Acil Durum Yönetimi Bagkanligi, AFAD), Института им. Юнуса Эмре, Управления по делам турок за рубежом и родственных общин (Yurtdi§i Türkler ve Akraba Topluluklar Bagkanligi, YTB), Фонда Маариф, Управления по делам религии Турции (Дианет) и др. Стоит отметить, что Анкара ведет публичную дипломатию преимущественно на двусторонней основе [Белоус и др., 2023: 120]. Публичная дипломатия охватывает крупные города и небольшие населенные пункты, где значительная доля жителей - это мусульманские и/или тюркские народы, в частности албанцы, бошня-ки-мусульмане, турки, гагаузы, крымские татары и др. В то же время Турция прилагает немало усилий, чтобы представить себя в качестве «аполитичного и бескорыстного» донора, приносящего пользу реципиенту [Altuni§ik, 2022: 11].
Управление по связям администрации президента Турции выделяет следующие направления публичной дипломатии по области применения: образовательную дипломатию, культурную дипломатию, цифровую дипломатию, гастрономическую ди-
Kamu Diplomasisi Nedir? T.C. ileti§im Ba§kanligi. 2022. URL: https://www.iletisim.gov.tr/images/uploads/dosyalar/Kamu_Diplomasisi_Nedir.pdf (дата обращения: 10.06.2023).
пломатию, гуманитарную дипломатию, дипломатию здравоохранения, взаимодействие с соотечественниками, спортивную дипломатию, международное вещание1.
Исходя из этого можно сформулировать следующие основные направления турецкой публичной дипломатии: выстраивание отношений с соотечественниками за рубежом, а также с близкими тюркскими народами; сохранение и защита культурно-исторического и материального наследия османской эпохи; поддержка мусульманского сообщества в разных странах мира и борьба за их права и свободы, что соотносится с желанием Р. Эрдогана играть роль покровителя мусульман; продвижение и популяризация турецкого языка, литературы, истории, культуры, искусства, спорта, кулинарных традиций и национальных продуктов за рубежом. Кроме того, в последние десятилетия Анкара расширяет выделение экстренной и гуманитарной помощи пострадавшим и бедным странам.
В 2016 г. в Турции состоялась попытка государственного переворота, в организации которой Р. Эрдоган обвинил Ф. Гюлена, основателя общественно-религиозного движения «Хизмет». Турецкие власти признали гюленистов террористической организацией под названием «Террористическая организация фетхулла-хистов» (Fethullahçi Terör Örgütü, FETÖ). Борьба с FETÖ отразилась на публичной дипломатии Турции, превратившись де-факто в одно из направлений. Анкара стала вытеснять культурные и образовательные центры, подконтрольные гюленистам.
Для реализации основных направлений публичной дипломатии разрабатываются соответствующие проекты в сферах образования, продвижения турецкой культуры и языка за рубежом, реставрации объектов культурно-исторического наследия, здравоохранения, развития социальной, экономической, гражданской, административной и иной инфраструктуры, транспорта, энергетики и т. п.
После проведения конституционных преобразований в 2017-2018 гг. и перехода контроля над информационной политикой в руки администрации президента Турции предпринияты конкретные шаги по экспансии Фонда турецкого радио и телевидения (Türkiye Radyo Televizyon Kurumu, TRT) за рубеж, по большей части на европейских языках: TRT World, TRT Russian, TRT Deutsch, TRT Français, TRT Balkan [Исламов и др., 2023: 144].
Основные области и направления публичной дипломатии Турции относительно универсальны, но пропорции их применения зависят от страны и региона. Европейский континент в рамках турецкой публичной дипломатии условно разделен на три составляющие: Балканы, Восточную Европу и Западную Европу.
Балканы. В рамках турецкой идеи хаба Балканы играют существенную роль связующего звена Турции и ЕС. Идея хаба заключается в позиционировании Анкары в качестве крупного логистического, энергетического, транспортного, торгово-экономического центра мирового масштаба [Аватков, Сбитнева, 2022: 7]. По этой причине особенность Балкан состоит в том, что в регионе применен весь спектр направлений публичной дипломатии. Ключевыми считаются сохранение османского наследия и поддержка мусульманских народов, прежде всего албанцев и бошняков-мусульман, а также борьба с FETÖ.
1 Там же.
Анкара видит Балканы как неделимый регион от Болгарии до Словении, неотъемлемой частью которого является Турция. Однако главный акцент во внешней политике сделан на партнерах, не являющихся странами-членами ЕС: Албании, Боснии и Герцеговине (БиГ), Сербии, Северной Македонии, Черногории и частично признанном Косово, где Анкара конкурирует с ЕС, США, Россией и КНР. Кроме того, Турция имеет серьезное представительство государственных институтов в сфере публичной дипломатии в Румынии и Хорватии. При этом в Болгарии не представлены значимые турецкие акторы, такие как Т1КА, Институт имени Ю. Эмре, Фонд Маариф. Наибольшую роль в продвижении турецких ценностей в болгарском обществе играет Управление по делам религии Турции (Дианет).
Возможно, Анкара таким образом пытается превратить турецкий язык в систематически используемый инструмент для коммуникации и сформировать культурное пространство, прежде всего ориентированное на мусульманские народы Балкан [Эн-тина и др., 2022: 50]. К этому можно добавить стремление сформировать лояльные Анкаре политические элиты путем обучения молодых людей в турецких культурных центрах и образовательных организациях под эгидой Фонда Маариф, Института им. Ю. Эмре, проекта «Стипендии Турции» и др. Ставится цель сломать застарелые историко-культурные представления о Турции среди балканских народов и не допустить формирования какого-либо союза на антитурецкой основе.
Восточная Европа. В турецкой публичной дипломатии в связке с Балканами идут страны Восточной Европы: в отчетах они зачастую объединены в одну группу. К странам региона, в которых ведется публичная дипломатия, относят Венгрию, Молдову, Украину, Беларусь и Турецкую Республику Северного Кипра (ТРСК), признаваемую официально только Анкарой.
Развитие отношений Турции с Венгрией основано на том, что часть территории последней входила в состав Османской империи, и там сохранились памятники того периода. В 2018 г. Будапешт получил статус наблюдателя при Организации тюркских государств (ОТГ). Премьер-министр Венгрии В. Орбан не раз заявлял о том, что венгры являются потомками Аттилы и имеют гунно-тюркское происхождение, а венгерский язык родственен тюркским1.
Проникновение турецких акторов публичной дипломатии в Молдову и на Украину началось благодаря проживанию там родственных тюркских меньшинств - гагаузов и крымских татар. До воссоединения Крыма с Россией в 2014 г. Анкара активно работала на полуострове и выступала инициатором сохранения/восстановления культурно-исторического наследия Крымского ханства2. Меньшее внимание Анкара уделяет Беларуси, где партнерство сфокусировано на проектах в сфере образования и поддержке небольшого мусульманского сообщества страны.
1 Are Hungarians a Turkic nation? TRT World. 25.01.2022. URL: https ://www.trtworld.com/magazine/are-hungarians-a-turkic-nation-54049 (дата обращения: 10.06.2023).
2 2016 Yili Merkezi Yönetim Bütge Kanunu Tasarisi ile 2014 Yili Merkezi Yönetim Kesin Hesap Kanunu Tasarisi 2'nci Tur Görü§meleri münasebetiyle. TBMM. 28.02.2016. URL: https://www5.tbmm.gov.tr/develop/owa/genel_kurul.cl_getir?pEid=45187 (дата обращения: 10.06.2023).
Таким образом, Анкара активно использует тюркский фактор для осуществления публичной дипломатии в восточноевропейских странах. Венгрия превращается в один из оплотов публичной дипломатии Турции на европейском континенте. Будапешт получает возможность использовать незападные площадки, такие как ОТГ, для донесения позиции по тем или иным внешнеполитическим вопросам.
Западная Европа. По разным данным, более 5,5 млн турок проживают в западноевропейских странах. Из них более 2,7 млн имеют право участвовать в турецких выборах. Наибольшее количество зарегистрированных избирателей на всеобщих выборах 2023 г. было зафиксировано в ФРГ (1,5 млн чел.), во Франции (397 тыс. чел.), в Нидерландах (286 тыс. чел.), Бельгии (153 тыс. чел.), Британии (127 тыс. чел.), Австрии (111 тыс. чел.) и Швейцарии (105 тыс. чел.)1. Основная работа в Западной Европе ведется с турецкой диаспорой через Управление по делам турок за рубежом и родственных общин. Турецкие власти при Р. Эрдогане первыми стали тесно взаимодействовать с гражданами за рубежом, вовлекая их во внутриполитические события. С 2014 г. они получили возможность голосовать не только на таможенных пунктах, но и в зарубежных дипломатических представительствах. Это превратило турецкую диаспору в полноценную электоральную базу, за голоса и лояльность которой Р. Эрдоган и ПСР постоянно борются.
Серьезное беспокойство турецких властей вызывает деятельность сторонников FETÖ, поэтому Анкара ожидает от руководства западноевропейских стран большего участия в борьбе с движением, в частности от ФРГ. Соответственно, наиболее приоритетные направления в регионе - тесное взаимодействие с турецкой диаспорой через специальные проекты и гранты и борьба с FETÖ посредством распространения культурных и образовательных центров Фонда Маариф, специально созданного для этого.
TÍKA как актор реализации официальной помощи развитию
Турция стремится оказывать официальную помощь в развитии стран, в т. ч. на Балканах и в Восточной Европе, преимущественно через TIKA при содействии AFAD, Турецкого Красного Полумесяца (Türk Kizilay) и т.п. По данным TÍKA, с 2014 г. более половины финансовых средств, выделенных в качестве помощи для развития, направлялись в Сирию, а точнее территориям под контролем Вооруженных сил Турции или сирийских оппозиционных сил, которые поддерживает Анкара [Kanat, Duran, 2020: 348]. С 2016 г. по 2021 г. доля помощи Сирии варьировалась от 80 до 94%2.
1 Dal A. Yurt di§inda sandik kurulan ülkelerde en gok segmen Almanya, en az segmen Brezilya'da. Anadolu Ajansi. 26.04.2023. URL: https://www.aa.com.tr/tr/dunya/yurt-disinda-sandik-kumlan-ulkelerde-en-cok-secmen-almanya-en-az-secmen-brezilyada/2881571 (дата обращения: 10.06.2023).
2 Подсчитано авторами на основании докладов о помощи Турции в целях развития (Türkiye Kalkinma Yardimlari Raporu). TiKA. URL: https ://www.tika.gov.tr/tr/yayin/liste/turkiye_kalkinma_yardimlari_raporlari-24 (дата обращения 10.06.2023).
Деятельность Т1КА в Европе преимущественно направлена на реализацию следующих направлений публичной дипломатии: сохранение и защиту культурно-исторического и материального наследия османской эпохи, поддержку мусульманского сообщества при содействии Дианета, оказание экстренной и гуманитарной помощи. Это прежде всего относится к балканским странам.
По данным за 2014-2021 гг., самый большой объем помощи от Т1КА на Балканах и в Восточной Европе получили БиГ - 214,5 млн долл., Албания - 193,3 млн долл., Северная Македония - 98,5 млн долл. и Косово - 76,4 млн долл. Далее следуют Сербия - 33,1 млн долл., Украина - 31,6 млн долл., Черногория - 20,5 млн долл., Беларусь - 1,8 млн долл.1 Помимо этого, почти 689 млн долл. агентство выделило на межрегиональные программы, посредством которых, судя по всему, реализуются проекты в Венгрии, Румынии и Хорватии.
Таблица 1
Количество реализованных проектов при поддержке T1KA
Страна-реципиент/сектор, кол-во Албания БиГ Северная Македония Сербия Черногория Косово Хорватия Румыния Венгрия Украина Молдова
Образование 124 239 360 77 91 163 9 98 25 138 27
Взаимодействие в секторах культуры, социальной сферы и коммуникации 151 361 340 100 79 260 42 15 47 261 104
Развитие административной и гражданской инфраструктуры 157 98 358 80 56 125 39 13 7 66 59
Здравоохранение 52 57 27 36 43 59 6 5 10 52 35
Реставрация 12 89 24 6 8 12 - 2 10 4 -
Другие проекты 50 147 46 44 29 79 7 2 - 22 70
Реализованные проекты без ранжирования (2018 - 2022)2 - - - - более 140 - - более 15 - более 175
Итого 546 991 1155 343 более 450 698 100 более 150 99 543 более 470
Составлено авторами на основе докладов о деятельности TiKA (TIKA Faaliyet Raporu). URL: https://www.tika.gov.tr/tr/yayin/liste/tika_faaliyet_raporlari-22 (дата обращения 10.06.2023).
Согласно данным Т1КА, с 1990-х гг. по 2022 г. агентство осуществило более 5500 проектов в обозначенных регионах. Основная часть приходится на три крупных направления: «Образование», «Взаимодействие в секторах культуры, социаль-
1 Там же.
2 Отсутствуют точные данные по Черногории, Румынии, Молдове за 2018-2022 гг.
ной сферы и коммуникации», «Развитие административной и гражданской инфраструктуры».
Первое направление связано прежде всего со строительством/реконструкцией/ремонтом учебных заведений, классов, библиотек, лабораторий и т. п., предоставлением оборудования и учебных материалов, оказанием учебно-методической помощи, организацией семинаров и фестивалей. В его рамках реализовано более 1350 проектов. Наиболее значимые - реконструкция школ имени М.К. Ататюрка в Гостиваре и Пласнице (Северная Македония), одноименных школ в Тиране и Влёре (Албания), проект «100 школ» по оснащению образовательных учреждений оборудованием, компьютерами, материалами1. Немаловажную роль играет восстановление мусульманских религиозно-просветительских и учебных заведений, таких как медресе. Работа в этом направлении ведется в тесном партнерстве с Диане-том. Агентство активно сотрудничает с университетами Балканского региона и Восточной Европы, например: Государственным университетом в Тетово, Загребским университетом, Университетом Баня-Луки, Комратским государственным университетом, Киевским национальным университетом им. Тараса Шевченко и др.
Первое направление тесно переплетено с «Взаимодействием в секторах культуры, социальной сферы и коммуникации». В рамках двух направлений организовано более 1750 проектов. К ним можно отнести проведение культурно-развлекательных, образовательных, спортивных мероприятий и оснащение культурных, религиозных, спортивных объектов. Один из наиболее известных проектов - этнокультурный фестиваль «Большой курултай венгерского и тюркских народов», который проводится с 2008 г. в венгерском городе Бугац2. Особое внимание уделено поддержке детей с ограниченными возможностями. Например, в Румынии были оснащены кабинеты кинезитерапии и сенсорной стимуляции в специальных школах № 2 и 5 в Бухаресте3.
Третье по значимости направление - «Развитие административной и гражданской инфраструктуры». В его рамках агентству удалось выполнить более 1050 проектов. Работа ведется в двух подсекторах: подготовка и обучение служащих органов власти и государственных организаций и ремонт и оснащение административных зданий. Например, TIKA при содействии Академии правосудия Турции осуществляет повышение квалификации работников судебной системы из стран Балканского региона и Восточной Европы (БиГ, Сербия, Северная Македония, Черногория, Косово, Венгрия, Украина и т. п.)4.
1 Balkanlar. Tanitim Bro§ürleri. TiKA. URL:
https://www.tika.gov.tr/upload/2018/BALKANLAR/ikinci_balkan_bulusmasi_kitap.pdf (дата обращения: 10.06.2023).
2 Там же. P. 43.
3 Там же. P. 61.
4 Organized by TiKA and the Justice Academy of Türkiye, the "Judicial Services Training Program" has been completed. TiKA. 17.11.2022. URL: https://www.tika.gov.tr/en/news/organized_by_tika_and_the_justice_academy_of_turkiye_the_ju dicial_services_training_program_has_been_completed-73792 (дата обращения: 10.06.2023).
Наиболее широко СМИ освещают направления деятельности TIKA в сферах здравоохранения и реставрации. В марте 2020 г. Всемирная организация здравоохранения объявила о начале пандемии COVID-19. Анкара оперативно включилась в «ковидную дипломатию» благодаря развитой текстильной и обрабатывающей промышленности [Шерстюков, 2022: 108]. В конце апреля 2020 г. министр иностранных дел М. Чавушоглу объявил, что Турция доставила медицинскую помощь в 57 стран мира, в т. ч. в Албанию, БиГ, Болгарию, Сербию, Северную Македонию, Черногорию, Косово, Венгрию и Молдову. В некоторых из них работа велась с конкретными территориями и даже небольшими населенными пунктами компактного проживания мусульманских и/или тюркских народов, например: с Рашской областью Сербии и частью территории Черногории, именуемых в Турции историческим регионом Санджаком, Автономным территориальным образованием Га-гаузия в составе Молдовы, муниципалитетами Центар-Жупа, Пласница, Тетово, Рожае, Сисачко-Мославачка и др. в Северной Македонии, Черногории, Хорватии. Деятельность TIKA в сфере здравоохранения не ограничивалась поставками медицинской помощи и вакцин. До пандемии и во время нее агентство осуществляло реконструкцию и ремонт медицинских учреждений. Например, в 2018 г. состоялось открытие нового корпуса районной больницы в городе Комрат в Гагаузии. В 2021 г. начала работу больница турецко-албанской дружбы «Фиер» (Fier) в Тиране, построенная при поддержке TIKA1.
С 2000-х гг. после завершения острой фазы конфликта на территории бывшей Югославии и по мере выстраивания отношений со странами Восточной Европы Анкара начала реставрационную экспансию главным образом в отношении восстановления мечетей эпохи Османской империи. К концу 2022 г. из 80 мечетей TIKA при содействии Дианет восстановило более 40. Наиболее известные - мечеть Этхем Бей в Албании и мечеть Фатих Султан Мехмет в БиГ2. Это направление охватывает восстановление иных объектов культурно-исторического наследия. Можно выделить проведение раскопок при участии венгерских и турецких археологов по поиску места захоронения сердца султана Сулеймана Великолепного в окрестностях Сигетвара, восстановление дома отца М.К. Ататюрка в деревне Коджаджик в Северной Македонии, моста Мехме-да-паши в БиГ, известного по роману И. Андрича «Мост на Дрине»3.
Категория «Другие проекты» включает сферы транспорта, энергетики, сельского хозяйства, водоснабжения, жилья, а также гуманитарную помощь. Агентство, в частности, активно помогало пострадавшим в результате землетрясения в Албании в 2019 г. и занималось раздачей продуктовых наборов и средств
1 Türkiye-Arnavutluk Fier Dostluk Hastanesi açildi. Anadolu Ajansi. 21.04.2021. URL: https://www.aa.com.tr/tr/saglik/turkiye-amavutluk-fier-dostluk-hastanesi-acildi/2216146 (дата обращения: 10.06.2023).
2 Tarhan M. TÍKA, Balkanlar'da Osmanli mirasi tarihi cami ve eserleri ayaga kaldirdi. Anadolu Ajansi. 07.10.2022. URL: https://www.aa.com.tr/tr/kultur/tika-balkanlarda-osmanli-mirasi-tarihi-cami-ve-eserleri-ayaga-kaldirdi/2703931 (дата обращения: 10.06.2023).
3 Balkanlar. Tanitim Broçûrleri.
гигиены мусульманам Балканского региона и Восточной Европы в Священный месяц Рамадан1.
TIKA охватывает широкий спектр направлений, связанных с публичной дипломатией, при этом существует ряд турецких организаций, чья деятельность сфокусирована на сфере культуры и образования. Институт им. Ю. Эмре, Управление по делам турок за рубежом и родственных общин и Фонд Маариф призваны решать три основные задачи: взаимодействие с соотечественниками, проживающими за рубежом; продвижение турецкой культуры и турецкого языка; вытеснение образовательных и культурных центров, подконтрольных FETÖ.
Управление по делам турок за рубежом и родственных общин как актор взаимодействия с турецкой диаспорой в Европе
Одно из приоритетных направлений публичной дипломатии Анкары - работа с соотечественниками под эгидой Управления по делам турок за рубежом и родственных общин посредством различных грантов и программ поддержки. YTB оказывает финансовую помощь неправительственным организациям, курирующим мероприятия. Например, проекты «Часы турецкого языка» и «Культурные путешествия Эвлия Челеби» позволяют детям и молодежи изучать турецкий язык наравне с местным и знакомиться с культурой и историей Турции. Кроме того, реализуются стипендиальные программы, ориентированные на поддержку молодежи, студентов и исследователей, в частности стипендия Ф. Сезгина за выдающиеся успехи в учебе, «Программа поддержки молодежи» и т. д.2
Турция предлагает сеть стипендиальных программ для иностранных студентов под эгидой Совета по высшему образованию, Дианета и т. п. Наиболее известная -проект «Стипендии Турции» (Türkiye Burslari), позволяющий иностранным гражданам получить высшее образование или защитить диссертацию в Турции. Согласно докладам YTB, за 2019-2022 гг. доля заявок для участия в программе от студентов из Балкан, Восточной и Западной Европы составляла около 2% от общего числа. Например, в 2022 г. из разных регионов поступило почти 166 тыс. заявок. Между тем с 2019 г. по 2022 г. ежегодно выделялось от 3680 до 4730 стипендий, доля студентов, победивших в стипендиальной программе, из балканских стран находилась в диапазоне от 12 до 15%, а из государств Восточной и Западной Европы - от 3 до 5%3. Отсюда можно сделать вывод, что Балканы остаются важным направлением внешней политики по формированию позитивного образа Турции в регионе, особенно среди молодого поколения [Гуськова, 2014: 624].
1 TlKA's Erenler Sofrasi' program feeds 1 million people in 82 countries during Ramadan. Yeni §afak. 27.03.2023. URL: https://www.yenisafak.com/en/news/tikas-erenler-sofrasi-program-feeds-1-million-people-in-82-countries-during-ramadan-3662742 (дата обращения: 10.06.2023).
2 Destek/Burs Programlari. Yurtdiiji Türkler ve Akraba Topluluklar Bajkanligi. URL: https://ytb.gov.tr/daireler/yurtdisi-vatandaslar/vatandaslik (дата обращения: 10.06.2023).
3 Подсчитано авторами на основании Годовых докладов (Yillik Rapor 2019/2020/2021/2022). Türkiye Burslari. URL: https://turkiyeburslari.gov.tr/hakkimizda/yillik-rapor (дата обращения 10.06.2023).
Институт им. Ю. Эмре как актор комплексного культурного знакомства с Турцией
Главным турецким актором, способствующим продвижению истории, культуры, искусства Турции, а также предоставляющим возможность изучения турецкого языка и литературы за рубежом, является Институт им. Ю. Эмре. Он организует конференции, научные семинары, круглые столы, летние школы для иностранных обучающихся и исследователей. В то время как TIKA представлен только в странах Балкан и Восточной Европы, представительства Института им. Ю. Эмре также открыты в странах Западной Европы, где проживает значительная турецкая диаспора1. По состоянию на май 2023 г. из 85 культурных центров Института 30 располагаются в Европе2.
Согласно данным Института, за 2014-2019 гг. среди изучающих турецкий язык в культурных центрах организации доля учеников из стран Балканского полуострова составляла в среднем 30%, а из стран Западной и Восточной Европы - около 10%, т. е. совокупно на европейский континент приходилось около 40% обучаю-щихся3. Институт им. Ю. Эмре сотрудничает с высшими учебными заведениями посредством проекта «Протокол о сотрудничестве в рамках тюркологического проекта», благодаря которому кафедры тюркологии получают необходимую учебно-методическую и материально-техническую помощь. С 2014 г. по 2021 г. количество университетов, подписавших протокол, выросло с 58 до 103. При этом доля учебных заведений из стран Балканского региона, Восточной и Западной Европы постепенно снижалась с 51 до 35%4. Это связано с участием в проекте университетов из других регионов, но европейские страны сохраняют лидирующее положение. В проекте участвовали также учебные заведения стран Европы, в которых отсутствовали официальные представительства Института. Среди них - Беларусь, Болгария, Латвия, Литва, Словакия, Чехия, Эстония.
Институт организует мероприятия в сфере искусства и культуры. Их количество с 2009 по 2019 гг. выросло с 15 до 942. Доля мероприятий на Балканах и в странах Западной и Восточной Европы с 2016 г. по 2019 г. варьировалась в диапазоне от 55 до 72%, т. е. по этому показателю европейские страны оставались наиболее востребованным направлением Института5. Он также являлся одним из ключевых участников межкультурного диалога Евросоюза и Турции в таких проектах культурной дипломатии, как «Присоединяйся к творчеству», «Будь мобильным.
1 Амстердам, Берлин, Брюссель, Варшава, Вена, Дублин, Кельн, Лондон, Мадрид, Париж, Рим.
2 Yunus Emre Enstitüsü. URL: https://yee.org.tr/tr/kurumsal/yunus-emre-enstitusu (дата обращения: 10.06.2023)
3 Подсчитано авторами на основании Докладов о деятельности (Faaliyet Raporu). Yunus Emre Enstitüsü. URL: https://www.yee.org.tr/tr/yayinlar?k=23 (дата обращения 10.06.2023).
4 Там же.
5 Подсчитано авторами на основании Докладов о деятельности (Faaliyet Raporu). Yunus Emre Enstitüsü. URL: https://www.yee.org.tr/tr/yayinlar?k=23 (дата обращения 10.06.2023).
Давай создавать проекты вместе», «Двигая камни» и т. п.1 С 2018 г. к ним добавились мероприятия, посвященные Дню демократии и национального единства, в Албании, БиГ, Косово, Румынии, Северной Македонии, Сербии, Хорватии, а также в Великобритании, Венгрии, Германии, Италии, Нидерландах2. Этот праздник появился после попытки государственного переворота 15 июля 2016 г. Выборка зарубежных стран, в которых широко проводились мероприятия, связана с серьезным присутствием, по мнению турецких властей, образовательных и культурных центров, подконтрольных гюленистам.
Борьба с БЕТО как актуальное направление турецкой публичной дипломатии в Европе
С 2016 г. борьба с FETO - важное направление внешней политике Турции. Для противодействия движению в образовательной среде учрежден Фонд Маариф, уполномоченный открывать учебные заведения за рубежом от имени Турецкой Республики [Свистунова, 2022: 131]. Согласно данным Национальной разведывательной организации Турции, в 2019 г. в Европе действовало более 150 из 767 учебных заведений FETOъ. По состоянию на май 2023 г. под управлением Фонда Маариф находятся 55 школ, 9 образовательных центров, 1 университет, 1 общежитие, 1 научно-исследовательский центр в 6 странах Балканского полуострова (Албания, БиГ, Сербия, Северная Македония, Румыния, Косово), 4 - Западной Европы (Австрия, Бельгия, ФРГ, Франция) и 2 - Восточной Европы (Беларусь, Венгрия) и ТРСК4. В них совокупно обучается 5607 человек. Почти 84% учащихся приходятся на балканские страны. Из 55 школ в европейских странах 50 находятся на Балканах.
По мнению турецких властей, наибольшую активность движение Ф. Гюлена проявляет в США и западноевропейских странах, особенно в ФРГ. По этой причине в дальнейшем для Фонда Маариф приоритетным направлением по расширению присутствия, вероятно, будет Западная Европа. Это относится прежде всего к Германии, Франции, Великобритании, Бельгии, Нидерландам, Австрии, где проживает большая турецкая диаспора. На Балканах наибольшее беспокойство Анкары вызывает широкое присутствие FETO в БиГ, Северной Македонии и Косово. Открытие новых образовательных центров Маариф может произойти в Хорватии и Черногории, с которой с 2020 г. Турция динамично наращивает взаимодействие по линии персональной дипломатии Р. Эрдогана с местными политическими элитами, торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества.
1 2021 Faaliyet Raporu... P. 177.
2 Там же. P. 186.
3 FETÖ'nün Yurt Düjinda Bilinen 549 Aktif Okulu Var. SETA. 16.07.2019. URL: https://www.setav.org/fetonun-yurt-disinda-bilinen-549-aktif-okulu-var/ (дата обращения: 10.06.2023).
4 Avrupa'da 13 ülkede 55 egitim kurumu... Türkiye Maarif Vakfi. Twitter. 10.06.2023. URL: https://twitter.com/TMaarifVakfi/status/1667443990273073152 (дата обращения: 10.06.2023).
Заключение
В публичной дипломатии при реализации «мягкой силы» Турция делает ставку на проекты малого и среднего масштаба, охватывающие различные направления благодаря их количеству. Значительные инвестиции в Европе осуществлялись в пользу реставрационной экспансии для сохранения или возрождения культурно-исторического наследия Османской империи, в частности на Балканах. Однако ухудшающееся экономическое положение Турции во второй половине 2010-х гг. - в начале 2020-х гг. приводит к сокращению свободы маневра в публичной дипломатии и необходимости более качественного освоения ограниченных финансовых ресурсов.
Турция, умело используя османское наследие и/или тюркский фактор, смогла проникнуть в страны Восточной Европы, такие как Венгрия, Украина, Молдова. Деятельность в Западной Европе преимущественно связана с взаимодействием с соотечественниками. Это дает практические результаты действующей турецкой власти во главе с Р. Эрдоганом. С 2014 г. турецкие граждане за рубежом, обладающие активным избирательным правом, получили возможность голосовать в зарубежных дип-представительствах Турции. С каждыми новыми выборами их электоральная активность растет и большинство из них отдает голос Р. Эрдогану и его партии.
На последних выборах в 2023 г. действующий турецкий президент в первом и во втором туре получил почти 60% голосов турецких граждан, проголосовавших за рубежом1 . Диаспора выступает инструментом влияния Анкары на внутриполитические события в западноевропейских странах, а Р. Эрдоган стремится сблизиться с европейскими турками. Яркий пример этой тенденции - назначение на должность министра по делам семьи и социальных служб Махинур Оздемир Гёкташ в новом составе правительства 2023 г., которая родилась и выросла в Бельгии.
С расширением вещания TRT на европейских языках Анкара предпринимает попытки дальнейшего распространения информационного освещения собственных проектов, в т. ч. осуществляемых в рамках публичной дипломатии при реализации «мягкой силы».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Аватков В.А., Сбитнева А.И. (2022) Коридоры турецкого влияния: евроазиатский путь Анкары. Геоэкономика энергетики. № 3. С. 6-20. DOI: 10.48137/26870703_2022_19_3_6
Белоус Ю.А., Кулиева Н.С., Хасанов К.А. (2023) Особенности гуманитарного аспекта внешней политики современной Турции. Россия и современный мир. № 1. С. 115-136. DOI: 10.31249/^2023.01.07
Гуськова Е.Ю. (2014) Турецкие планы на Балканах в современных геополитических условиях. Балканы в европейских политических проектах Х1Х-ХХ1 вв. Отв. ред. Р.П. Гришина. Инслав РАН, Москва. С. 621-625.
Исламов Д.Р., Кулиева Н.С., Мамедов Р.Т., Миронов А.Ю. (2023) Культурно-гуманитарная политика Турции: расширение подходов и диверсификация инструментов. «Мягкая сила» в Черноморско-Средиземноморском регионе. Отв. ред. Е.Г. Энтина. Институт Европы РАН, Москва. С. 131-152. DOI: 10.15211/report12023_398
1 Segim 2023. Anadolu Ajansi. 28.05.2023. URL: https://secim.aa.com.tr/ (дата обращения: 10.06.2023).
Современная Европа, 2023, № 6
Свистунова И.А. (2022) Гуманитарная политика Турции в странах постсоветского пространства. Россия и новые государства Евразии. № 2. С. 125-135. DOI: 10.20542/2073-47862022-2-125-135
Шерстюков С.А. (2022) Гуманитарная политика Турции: изменение концептов, масштабов и целей. Мировая экономика и международные отношения. T. 66. № 6. С. 102-111. DOI: 10.20542/0131-2227-2022-66-6-102-111
Энтина Е.Г. (ред.) (2022) Гуманитарная политика ведущих национальных акторов в странах Балканского региона: подходы, инструменты, результаты. Центр средиземноморских исследований НИУ ВШЭ, Москва. 87 с. URL: https://we.hse.ru/cms/balkans (дата обращения: 10.06.2023).
Altuni§ik M. (2022) Humanitarian diplomacy as Turkey's national role conception and performance: evidence from Somalia and Afghanistan. Southeast European and Black Sea Studies. P. 1-17. DOI: 10.1080/14683857.2022.2131978
Kalin 1. (2011) Soft Power and Public Diplomacy in Turkey. Perceptions: Journal of International Affairs. Vol. 16. No. 3. P. 5-23.
Kanat K., Duran B. (2020) AK Party Years in Turkey Domestic and Foreign Policy. SETA Publications, Istanbul, Turkey. 401 p. URL:
https://openaccess.ihu.edu.tr/xmlui/bitstream/handle/20.500.12154/1218/B.%20Duran.pdf?sequen ce (accessed: 10.06.2023).
Soft Power in Turkey's Foreign Policy in Europe
Y.Y. Grishin
Doctor of Sciences (History), Professor Institute of International Relations, Kazan Federal University 1/55 Pushkina, Kazan, Russia, 420008 E-mail: [email protected]
D.R. Islamov
Postgraduate Student Institute of International Relations, Kazan Federal University 1/55 Pushkina, Kazan, Russia, 420008 E-mail: [email protected]
Abstract. Since the mid-2000s, under the rule of the Justice and Development Party, Turkey has included the concept of soft power in its foreign policy agenda. Based on the position of Turkish officials, the practical implementation of soft power is based on public diplomacy, with its "infrastructure" being created at the same time by establishing new or transforming existing state structures in partnership with non-governmental organisations. Ankara has developed the main directions for public diplomacy to be based on interaction with its Turkish people living abroad and closely related Turkic peoples, the preservation and revival of the cultural, historical and material heritage of the Ottoman Empire, and the support of the Muslim community in different parts of the world. In addition, in recent years, relatively new directions have emerged, such as struggling against FETO and extension of coverage of the Turkish Radio and Television Corporation. One of the regions where the Turkish public diplomacy was implemented was Europe. The latter was divided into three sub-regions: the Balkans, Eastern Europe, and Western Europe. The Balkan countries were traditionally considered important regions for Ankara with the core goal to break old historical and cultural preju-
dices about its image and to form a positive one in the eyes of the public. With regard to Eastern Europe, Turkey, skillfully using the Ottoman heritage and/or the Turkic factor, exerts influence in Hungary, Moldova, and Ukraine. And the activity in Western Europe is more based on interacting with the Turkish diaspora. Therefore, the aim of the study is to reveal the main directions of Turkey's public diplomacy in the context of the implementation of the policy of soft power in Europe.
Keywords: Turkey, Balkans, European Union, soft power, public diplomacy, humanitarian diplomacy, Erdogan, Turkish diaspora
DOI: 10.31857/S0201708323060098
EDN: xywywi
REFERENCES
Altunijik M. (2022) Humanitarian diplomacy as Turkey's national role conception and performance: evidence from Somalia and Afghanistan, Southeast European and Black Sea Studies, pp. 1-17. DOI: 10.1080/14683857.2022.2131978
Avatkov V.A., Sbitneva A.I. (2022) Koridory tureckogo vliyaniya: evroaziatskij put Ankary [Corridors of Turkish Influence: Ankara's Euro-Asian Route], Geoeconomics of Energetics, 3, pp. 6-20. DOI: 10.48137/26870703_2022_19_3_6. (In Russian).
Belous Yu.A., Kuliyeva N.S., Khasanov K.A. (2023) Osobennosti gumanitarnogo aspekta vnesh-nej politiki sovremennoj Turcii [The features of the humanitarian aspect of modern Turkey's foreign policy], Rossiya i sovremennyj mir, 1, pp. 115-136. DOI: 10.31249/rsm/2023.01.07. (In Russian).
Entina E.G. (ed.) (2022) Gumanitarnaya politika vedushchih nacional'nyh aktorov v stranah Balkanskogo regiona: podhody, instrumenty, rezul'taty [Humanitarian policy of major national actors in the countries of the Balkan region: approaches, tools, results], Center for Mediterranean Studies of the HSE University, Moscow, Russia. URL: https://we.hse.ru/cms/balkans (accessed 10.06.2023). (In Russian).
Guskova E.Yu. (2014) Tureckie plany na Balkanah v sovremennyh geopoliticheskih usloviyah [Turkey's plans in the Balkans in modern geopolitical conditions], in Grishina R.P. (ed.) Balkany v evropejskih politicheskih proektah XIX-XXI vv.. [The Balkans in European political projects of the XIX-XXI centuries], Inslav RAS, Moscow, Russia, pp. 621-625. (In Russian).
Islamov D.R., Kulieva N.S.., Mamedov R.T., Mironov A.Yu. (2023) Kulturno-gumanitarnaya politika Turcii: rasshirenie podhodov i diversifikaciya instrumentov [Humanitarian policy of Turkey: expansion of approaches and diversification of tools], in Entina E.G. (ed.) "Softpower" in the Black Sea - Mediterranean region, Institute of Europe RAS, Moscow, Russia, pp. 131-152. DOI: 10.15211/report12023_398. (In Russian).
Kalin i. (2011) Soft Power and Public Diplomacy in Turkey, Perceptions: Journal of International Affairs, 16(3), pp. 5-23.
Kanat K., Duran B. (2020) AK Party Years in Turkey Domestic and Foreign Policy, SETA Publications, istanbul, Turkey. URL:
https://openaccess.ihu.edu.tr/xmlui/bitstream/handle/20.500.12154/1218/B.%20Duran.pdf?sequen ce (accessed: 10.06.2023).
Sherstyukov S.A. (2022) Gumanitarnaya politika Turcii: izmenenie konceptov, masshtabov i celej [Turkey's Humanitarian Policy: Changing Concepts, Scale and Goals], World Economy and International Relations, 66(6), pp. 102-111. DOI: 10.20542/0131-2227-2022-66-6-102-111. (In Russian).
Svistunova B.A. (2022) Gumanitarnaya politika Turcii v stranah postsovetskogo prostranstva [Turkey's Humanitarian Policy towards Post-Soviet States], Russia and New States of Eurasia, 2, pp. 125-135. DOI: 10.20542/2073-4786-2022-2-125-135. (In Russian).