УДК 94
Везуина Михаэла-Александра
аспирант кафедры теории и истории международных отношений Российского университета дружбы народов
[email protected] Гаврила Андрэа
аспирант кафедры теории и истории международных отношений Российского университета дружбы народов [email protected]
Внешняя политика Румынии
В ЧЕРНОМОРСКОМ РЕГИОНЕ
Mikhaela-Aleksandra Vezuina
Graduate student. Chair of the theory and history of the international relations, Faculty humanitarian and social sciences, Russian university of friendship of the people [email protected]
Gavrila Andrea
Graduate student. Chair of the theory and history of the international relations, Faculty humanitarian and social sciences, Russian university of friendship of the people [email protected]
The ROMANIAN FOREIGN POLICY IN THE BLACK SEA REGION
Аннотация. В статье отмечается, что важность проблемы безопасности в Черноморском регионе уже давно отмечена во внешней политики Румынии. Как пограничное государство ЕС и НАТО, Румыния стремится внести свой вклад в создание безопасности, стабильности и благосостояния в Черноморском регионе посредством своих региональных инициатив. С 2005 года до сегодняшнего дня внешняя политика Румынии была направлена на усиление роли евроатлантических структур в этом регионе. При этом, Румыния стремится обеспечить как политические и экономические интересы, так и интересы в области безопасности. Эти вопросы сейчас стали занимать основное место в работе всего административного аппарата.
Ключевые слова: внешняя политика, Румыния, евро-атлантическая ориентация, ЕС, НАТО, национальная безопасность, энергетическая безопасность, Черноморский регион.
Annotation. The problem of the importance of security in the Black Sea region is not new in Romania's foreign policy. Being a border state of the EU and NATO, Romania aims to contribute to creating a climate of security, stability and prosperity in the Black Sea region, through its regional initiatives. From 2005 until today, the constant interest of the Romanian foreign policy was to stimulate a strong commitment to Euro-Atlantic structures in this region. Thus, Romania aims both political, economic and security interests.
Keywords: Romania, foreign policy, Euro-Atlantic orientation, the EU, NATO, national security, energy security, the Black Sea region.
На протяжении всего украинского кризиса внешняя политика Румынии копировала и во многом поддерживала решения ЕС и США. Если в прошлом это объяснялось, прежде всего, стремлением обеспечить европейскую или американскую поддержку партии или коалиции власти, то в настоящее время аутсорсинг внешней политики является скорее результатом отсутствия стратегического видения, инициативы или собственных амбиций.
После вступления в ЕС Румыния стала инициатором нескольких проектов, связанных с Черноморским регионом, но при том отвечающих интересам Брюсселя или стран этого региона. Например, перед вступлением Бухарест способствовал созданию Черноморского еврорегиона. Но такие инициативы, как «Синергия Черного моря» или «Черноморский форум диалога и партнерства», однако, воспринимались важ-
ными субъектами региона - Турцией и Россией -как попытку подорвать их влияние в этой части Европы.
Интересы Румынии по отношению к Черноморскому региону были официально закреплены в Стратегии Национальной Безопасности, опубликованной летом 2006 года. Как пограничному государству ЕС и НАТО, одним из главных направлений румынской внешней политики должна была стать разработка европейской и евро-атлантической стратегии, в которой приоритетными можно было бы выделить следующее: расширение обязанностей ЕС в стабилизации региона; укрепление вклада и присутствия НАТО; расширение американских оперативных возможностей в регионе.
На этом фоне усиление регионального присутствия ЕС, НАТО и США привело бы к развитию
93
новой формы управления и моделирования динамики в Черноморском регионе. Как уточняется в Стратегии национальной безопасности, эти три инициативы обеспечивали бы безопасность Румынии в Черноморском регионе, который является очагом нестабильности. Среди рисков и угроз безопасности можно выделить трансграничную преступность; международный терроризм; нелегальную миграцию; незаконный оборот наркотиков и работорговлю; незаконную торговлю оружием, которая все больше дестабилизирует ряд локальных конфликтов (на западных Балканах или на Ближнем Востоке). С 2005 до сегодняшнего дня внешняя политика Румынии была направлена на воссоединение черноморских государств с прозападной ориентацией (государств-членов НАТО - Турции, Румынии, Болгарии, а также Грузии и Украины, чьи элиты выразили желание интегрироваться в ЕС) и на обеспечение поддержки интересов евроатлантической безопасности.
Считаясь «динамическим вектором демократической безопасности, стабильности и экономического процветания в Черноморском регионе» [1, с. 32-37], Румыния вносит важный вклад в процессы и организации регионального сотруд -ничества, такие как: Организация Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС); Инициатива по сотрудничеству в Юго-Восточной Европе (ИСЮВЕ); Организация за демократию и экономическое развитие - ГУАМ; Процесс Дунайского сотрудничества; Пакт стабильности для Юго-Восточной Европы (ПС).
В дополнение к вышеуказанным инициативам, принятым Румынией насчет Черноморского региона, стоит сказать о стратегии Бухареста стать энергетическим центром в этой части Европы. Таким образом, в 2007 году была выпущена Стратегия национальной безопасности Румынии, которая рассматривает энергетическую безопас-
Литература:
1. Стратегия национальной безопасности Румынии, Бухарест, 2007, с. 32-37. URL: http:// presidency.ro/static/ordine/SSNR/SSNR.pdf, (дата обращения: 28. 10.2015).
2. Энергетическая стратегия Румынии на 20072020 годы, Бухарест, 2007, с. 8. URL: http:// www.minind.ro/energie/strategia_energetica_a_rom aniei_2007_2020.pdf, (дата обращения: 29.10. 2015).
3. Национальная стратегия обороны Румынии, Бухарест, 2010, стр. 12. UrL: http:// www. presidency.ro/ static/ordine/SNAp/SNAp.pdf (дата обращения: 30. 10.2015).
ность в качестве вторичной области, а также её реконфигурацию в соответствии с энергетической стратегией ЕС. Кроме того, в соответствии со Стратегией национальной безопасности, государства Причерноморья должны сотрудничать в целях противодействия рискам в этом регионе. В рамках этой же стратегии, Румынии (период 2007-2020 годов) было заявлено о необходимости диверсифицировать источники энергии, так как первичные энергоресурсы доступны в ограниченных количествах. Что касается газовых ресурсов, стратегия отмечает, в 2006 году Румыния смогла сама обеспечить 69 % годового национального потребления, и только 31 % был импортом [2, с. 8].
С другой стороны, недавно Министерство энергетики подготовило новую энергетическую стратегию на период 2014-2035 годов, в соответствии с которой Румыния может улучшить энергетическую независимость или даже стать энергетически независимой к 2020 году. Кроме того, в соответствии с Национальной стратегией обороны, энергетическая безопасность стала одной из основных национальных целей. Уязвимость европейских стран перед последним газовым кризисом ясно показывает, что «одной из главных угроз безопасности государств Европы является трудность обеспечения надлежащей защиты в энергетике» [3, с. 12].
Если эти цели будут реализованы, то у Румынии будут необходимые средства, с помощью которых она сможет усилить свое влияние и иметь голос не только в Европе, но и в регионе. Но на сегодняшний день энергетические амбиции Румынии сталкиваются с рядом внутренних проблем, поскольку, хотя Румыния и неоднократно подчеркивала важность Черноморского региона, Бухарест так и не выстроил последовательную энергетическую стратегию в течение последних 20 лет.
Literature:
1. The National Security Strategy of Romania, Bucharest, 2007, p. 32-37. URL: http:// presiden-cy.ro/static/ordine/SSNR/SSNR.pdf, (accessed on 28.10.2015).
2. The Romanian Energy Strategy 2007-2020, Bucharest, 2007, p. 8. URL: http://www.minind.ro/ ener-gie/strategia_energetica_a_romaniei_2007_2020.pdf, (accessed on 29.10.2015).
3. The National Defence Strategy of Romania, Bucharest, 2010, p. 12. URL: http:// www. presiden-cy.ro/ static/ordine/SNAp/SNAp.pdf (accessed on 30.10.2015).
94