внутренней жизни страны. С приходом к власти Г.М. Бердыму-хамедова клановая структура политической элиты, а также туркменского общества и бизнеса в основном сохранилась, однако сформировались новые лидеры, которые в дальнейшем могут вступить в политическую борьбу. При всей внешней стабильности современного положения в Туркменистане клановая система таит в себе постоянную опасность междоусобицы. В таком случае прежде надежная клановая структура власти может дать сбой, и борьба в верхах способна повлечь дестабилизацию положения в стране.
С другой стороны, туркменской политической элите не выгодно что-либо менять, иначе она потеряет власть, потеряет источники личного обогащения. Можно ожидать, что клановые отношения, складывающиеся по регионально-этническому принципу и на основе личной преданности своему патрону, будут и далее доминировать в политической жизни страны.
Обзор написан для бюллетеня «Россия и мусульманский мир»
Обидов А.,
магистрант 2-го года обучения ИМО и СПН МГЛУ ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
Аннотация. В статье анализируется внешняя политика Узбекистана в начале XXI в.
Ключевые слова: Узбекистан; внешняя политика; суверенитет; стратегия развития.
Караван независимости вышел в путь, и никто не сумеет остановить его.
Мы обязательно дойдем до своей цели.
И.А. Каримов
С обретением независимости Узбекистан получил возможность самостоятельно проводить свою внешнюю политику. Первая концепция внешней политики Республики Узбекистан была разработана Исламом Каримовым и утверждена в 2012 г. В Кон-
цепции внешней политики Республики Узбекистан определены следующие положения.
1. Республика Узбекистан оставляет за собой право заключать союзы, входить в содружества и другие межгосударственные образования, а также выходить из них, руководствуясь высшими интересами государства, народа, его благосостояния и безопасности, приоритетными направлениями модернизации страны, действующим национальным законодательством и принятыми международными обязательствами.
2. Узбекистан проводит миролюбивую политику и не принимает участие в военно-политических блоках, оставляет за собой право выхода из любого межгосударственного образования в случае его трансформации в военно-политический блок.
3. Республика Узбекистан принимает политические, экономические и иные меры по предотвращению своего вовлечения в вооруженные конфликты и очаги напряженности в сопредельных государствах, а также не допускает на своей территории размещения иностранных военных баз и объектов.
4. В соответствии с Конституцией, законом «Об обороне», Военной доктриной Вооруженные силы Республики Узбекистан создаются исключительно для защиты государственного суверенитета и территориальной целостности страны, мирной жизни и безопасности ее населения и не принимают участие в миротворческих операциях за рубежом.
За основу внешней политики Узбекистана был взят курс на достижение мира, стабильности и сотрудничества и приняты следующие принципы:
• открытость для сотрудничества независимо от идеологии, приверженность общечеловеческим ценностям, сохранению мира и безопасности;
• уважение суверенитета других государств и признание нерушимости границ;
• невмешательство во внутренние дела других государств;
• мирное урегулирование споров;
• неприменение силы или угрозы силой;
• уважение прав и свобод человека;
• преимущество общепризнанных норм международного права над внутринациональными законами и правовыми нормами;
• равноправие и взаимная заинтересованность в межгосударственных отношениях, верховенство национальных интересов государства;
• развитие внешних связей на основе двусторонних и многосторонних соглашений.
Целью внешней политики Узбекистана являются укрепление независимости и суверенитета страны, продвижение национальных интересов, поддержание мира в регионе, создание благоприятных условий в мире для развития Узбекистана, повышение его авторитета среди других стран. Внешняя политика Республики Узбекистан соответствует общепризнанным нормам и принципам международного права, включая Устав ООН, Всеобщую декларацию прав человека, Декларацию о принципах международного права и Хельсинкский Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.
После выборов президента в 2017 г. Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев поручил Институту стратегических и межрегиональных исследований представить проект обновленной концепции Стратегий действий по пяти приоритетным направлениям развития Узбекистана до 2021 г., которая является одной из главных и первоочередных задач внешнеполитической деятельности Республики Узбекистан в 2017-2021 гг., а именно:
1) совершенствование системы государственного и общественно строительства;
2) обеспечение верховенства закона и дальнейшего реформирования судебно-правовой системы;
3) развитие и либерализация экономики;
4) развитие социальной сферы;
5) обеспечение безопасности, межнационального согласия и религиозной толерантности, а также осуществление взвешенной, взаимовыгодной и конструктивной внешней политики.
Для достижения этой цели перед внешнеполитическим ведомством республики поставлены следующие задачи.
- формирование максимально благоприятных внешнеполитических условий для эффективной реализации проводимых в стране демократических реформ и динамичных процессов модернизации общества и экономики;
- сохранение и укрепление мира и стабильности в Центральной Азии, превращение региона в зону безопасности и устойчивого развития;
- формирование сбалансированной многоплановой системы стратегического партнерства с ведущими государствами мира и международными организациями;
- продвижение международных инициатив Узбекистана по важнейшим направлениям региональной и международной политики;
- содействие в увеличении объема экспорта отечественной продукции и расширении его географии;
- активное содействие привлечению прямых иностранных инвестиций и передовых технологий в приоритетные отрасли национальной экономики;
- содействие привлечению иностранных туристов и развитию туристской инфраструктуры республики;
- содействие в расширении и углублении сотрудничества в сфере транспорта и транзита, развитии международных транспортных коммуникаций и логистической инфраструктуры;
- обеспечение всесторонней защиты прав и интересов граждан и юридических лиц Республики Узбекистан за пределами республики;
- укрепление связей с соотечественниками, проживающими за рубежом1.
Как было сказано выше, основным приоритетом внешней политики Узбекистана является регион Центральной Азии. Политика Узбекистана направлена на обеспечение мира и стабильности в регионе, решение ключевых проблем региональной безопасности, включая содействие урегулированию ситуации в Афганистане.
Узбекистан готов поддержать все усилия по стабилизации ситуации в Афганистане и возвращению этой страны в нормальное русло развития. В этом направлении значительным событием стала прошедшая в Ташкенте в марте 2018 г. Международная конференция «Мирный процесс, сотрудничество в сфере безопасности и региональное взаимодействие». Данная конференция является инициативой Президента Шавката Мирзиёева. В конференции приняли участие Президент Республики Афганистан Мохаммад Ашраф Гани, специальный представитель ООН в Афганистане Та-дамити Ямамото, Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини, руководители внешнеполитических ведомств России, США, Великобритании и других государств, а также представители 25 государств и международных организаций. Как отметил Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев, по сути, «огонь войны был навязан
1 Международное сотрудничество. Внешняя политика // 15.05.2018 [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://mfa.uz/ru/cooperation
афганскому народу извне, это - не его выбор»1. По заявлению начальника управления по сотрудничеству со странами Среднего и Ближнего Востока МИДа Узбекистана Отабека Акбарова, «главной целью конференции является выражение консолидированной позиции на региональном и глобальном уровнях о необходимости скорейшего начала прямых переговоров между правительством Афганистана и движением "Талибан" без выдвижения каких-либо предварительных условий»2.
Во время Ташкентской конференции по Афганистану президенты Узбекистана и Афганистана обсудили вопросы дальнейшего развития двусторонних отношений. Президент Афганистана Мо-хаммад Ашраф Гани искренно поблагодарил президента Узбекистана Шавката Мирзиёева за проведение в Ташкенте Международного форума по Афганистану, а также подчеркнул готовность к углублению взаимодействия по направлениям, представляющим взаимный интерес. Итогом конференции стало принятие Ташкентской декларации по Афганистану.
Республика Узбекистан и КНР являются близкими региональными соседями. Основные принципы отношения с Китаем изложены в Совместной декларации об установлении стратегического партнерства от 6 июня 2012 г. и Совместной декларации о дальнейшем развитии и углублении двусторонних отношений стратегического партнерства от 9 сентября 2013 г. В Ташкенте 14 мая состоялась Международная конференция «Узбекистан и Китай: перспективы совместной реализации инициативы "Один пояс, один путь"».
Как отметили директор Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан В. Норов, секретарь партийного комитета Шанхайской академии общественных наук Юй Синхуэ, сотрудничество Узбекистана и Китая последовательно развивается по всем направлениям, проект
1 Принята Ташкентская декларация по Афганистану // ща.щ 27.03.2018 // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.uza.uz/ru/po1itics/prinyata-tashkentskaya-deklaratsiya-po-afganistanu-27-03-2018
2 Ташкент призвал Афганистан сесть за стол переговоров с «Талибаном» // РИА Новости 24.03.2018 // [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ria.ru/ 20180324A517193754.html
«Один пояс, один путь» играет важную роль в расширении двусторонних торгово-экономических связей1.
Узбекистан поддерживает проект «Один пояс, один путь», инициативы в сферах транспорта, торговли, инвестиций, энергетики и высоких технологий и активно участвует в разработке программ по открытию транспортно-логистических маршрутов, которые свяжут Центральную Азию со странами Южной, Юго-Западной Азии и Европы через Китай и Россию.
В рамках проведения мероприятия участники обменялись мнениями о приоритетных задачах и перспективах узбекско-китай-ского сотрудничества в сферах транспортных коммуникаций, торговли, экономики, туризма, науки и образования. Также говорилось об укреплении двусторонних отношений между Узбекистаном и Китаем, о задачах последовательной реализации договоренностей, достигнутых в рамках проекта «Один пояс, один путь».
Проект «Один пояс, один путь» воспринимается как новая модель международного сотрудничества, так как основывается на принципах эффективного использования возможностей развитых государств и помощи странам с развивающей экономикой. Итогами форума стала выработка практических рекомендаций по дальнейшему развитию торгово-экономического, инвестиционного, транспортно-логистического, культурно-гуманитарного, взаимовыгодного партнерства в рамках проекта «Один пояс, один путь».
Являясь стратегическими партнерами и союзниками, Узбекистан и Россия придают большое значение развитию всестороннего взаимовыгодного сотрудничества (Договор о стратегическом партнерстве от 16 июня 2004 г., Договор о союзнических отношениях от 14 ноября 2005 г., а также Декларация об углублении стратегического партнерства между Республикой Узбекистан и Российской Федерацией от 4 июня 2012 г.). Важнейшей задачей в двусторонних отношениях является обеспечение практической и полной реализации договоренностей, достигнутых в ходе государственного визита Президента Узбекистана Ш.М. Мирзиёева в Россию 4-5 апреля 2017 г.2
1 «Один пояс, один путь»: перспективы совместных действий // Ca-Times Новости Центральной Азии. 15.05.2018 [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ca-times.org/ekonomika/324-odin-poyas-odin-pu... (Дата обращения: 19.03.2019.)
2 Международное сотрудничество. Внешняя политика // 15.05.2018 [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://mfa.uz/ru/cooperation
В рамках проведения переговоров большое внимание уделялось вопросам усиления российско-узбекского торгово-экономического взаимодействия. В процессе переговоров президенты двух стран объявили о подписании договоров о совместных инвестиционных проектах приблизительно на 12 млрд долл. По итогам встречи главы государств подписали Совместное заявление Президента Российской Федерации В.В. Путина и Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёева. Также был подписан пакет межправительственных, межведомственных и корпоративных документов, более 50 соглашений и контрактов в экономической, энергетической, военно-технической, культурно-гуманитарной и других сферах.
Нужно отметить, что 2017 год стал для российско-узбекских отношений весьма ярким и значимым. Наблюдалась значительная активизация сотрудничества между субъектами Российской Федерации и административно-территориальными единицами Узбекистана, активизация межрегиональных связей по линии российско-узбекского и узбекско-российского деловых центров, а также в других областях, среди которых наиболее значимую роль играет военное сотрудничество (стороны ратифицировали соглашение о развитии военного сотрудничества). Еще одним важным моментом является тот факт, что Узбекистан планирует расширить сеть консульских учреждений в России.
Также продолжается активное развитие сотрудничества в сфере образования и науки. Так, в Узбекистане работают филиалы Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, рассматривается вопрос об открытии других московских вузов в Узбекистане.
В целом Россия и Узбекистан активно и плодотворно сотрудничают и будут сотрудничать во всех областях и, как было сказано выше, являются важными стратегическими партнерами и союзниками. Подводя итоги, нужно отметить, что Республика Узбекистан является важным стратегическим государством, которое играет ключевую роль в решении региональных проблем в Центральной Азии.
Статья предоставлена автором для публикации в бюллетене «Россия и мусульманский мир»