Научная статья на тему 'Внешняя политика КНР: от утопии бесполярного мира к китайской «Перезагрузке»'

Внешняя политика КНР: от утопии бесполярного мира к китайской «Перезагрузке» Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
390
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ / БЕСПОЛЯРНЫЙ МИР / МНОГОПОЛЯРНЫЙ МИР / ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / ДОНОР КАПИТАЛА / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ВЛАСТЬ И СИЛА / ХУАТЯО / ГАРМОНИЧНЫЙ МИР / ПЕРЕЗАГРУЗКА / CHINA'S FOREIGN POLICY / NONPOLAR WORLD / MULTIPOLAR WORLD / FINANCIAL CRISIS / DONOR OF CAPITAL / GLOBALIZATION / POWER AND STRENGTH / HUATIAO / WORLD OF HARMONY / RESET

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Аксёнова К. И.

Автор статьи затрагивает стратегическую проблему построения внешней политики Китая, которая в условиях формирования многополярного мира в скором времени поставит страну перед определяющим выбором и возможностью проведения модернизации. Успешный выход из финансового кризиса сыграл злую шутку с Пекином имидж «донора капитала» вызывает опасения у ведущих держав. Будущее китайской внешней политики во многом будет зависеть от ее способности к переходу к более динамичному и гибкому реагированию на быстроменяющиеся тенденции «перезагрузке».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Foreign Policy of Modern China: from the Utopia of Nonpolar World to Chinese Reset

The author touches the strategic problem of building China's foreign policy, which in a multipolar world will soon make the country do its significative choice and find an opportunity of modernization. Successful exit strategy from the financial crisis has played a low-down trick with Beijing the «donor of capital» image raised fears among the leading powers. So, the future of China's foreign policy will depend largely on its ability to transition to a more dynamic and flexible response to rapidly changing trends the «reset».

Текст научной работы на тему «Внешняя политика КНР: от утопии бесполярного мира к китайской «Перезагрузке»»

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КНР: ОТ УТОПИИ БЕСПОЛЯРНОГО МИРА К КИТАЙСКОЙ «ПЕРЕЗАГРУЗКЕ»

К.И. Аксёнова

Кафедра сравнительной политологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10а, Москва, Россия, 117198

Автор статьи затрагивает стратегическую проблему построения внешней политики Китая, которая в условиях формирования многополярного мира в скором времени поставит страну перед определяющим выбором и возможностью проведения модернизации. Успешный выход из финансового кризиса сыграл злую шутку с Пекином — имидж «донора капитала» вызывает опасения у ведущих держав. Будущее китайской внешней политики во многом будет зависеть от ее способности к переходу к более динамичному и гибкому реагированию на быстроменяющиеся тенденции — «перезагрузке».

Ключевые слова: внешняя политика Китая, бесполярный мир, многополярный мир, финансовый кризис, донор капитала, глобализация, власть и сила, хуатяо, гармоничный мир, перезагрузка.

Внешняя политика КНР во многом основывается на тысячелетних традициях ведения государственных дел, философском представлении о власти, конфуцианстве, даосизме, модели гуанси (1), а также верности национальным традициям. Все перечисленное можно отнести и к особенностям внутренней политики Китая, что указывает, на наш взгляд, на стратегическую ошибку в перспективе, но, вместе с тем, обеспечивает все те условия, которые позволили стране в современный период сотворить свое «экономическое чудо».

Сегодня говорить о центрах силы и власти модно и актуально, особенно потому, что они становятся «менее различимыми», как утверждают исследователи. Итог — движение к бесполярному миру.

В данном случае прогнозы сторонников подъема китайской цивилизации на фоне увязшего в финансовом кризисе мирового сообщества оказываются весьма противоречивыми, не отступая при этом от многополярности. В любом случае стать ведущей региональной державой, по заявлениям ученых [4], Китай пока не готов, в частности ввиду стратегически узкой внешней политики.

Сторонники теории бесполярного мира основываются на предположении — возможном доминировании множества акторов на мировой арене, способных не только оказывать воздействие на политические процессы, но и ведущих к ситуации, когда влияние и сила становятся все менее и менее взаимосвязанными.

Согласно утверждению Ричарда Хааса, президента Совета по международным отношениям (США), развитию бесполярной системы способствует утрата государствами-нациями монополии на власть, рассредоточение последней на уровне региональных и всемирных организаций, военных формирований, неправительственных организаций (НПО) и различных корпораций; экономическая политика

США, ее внешняя политика (отсутствие энергетической политики как таковой, спровоцировавшее экономический рост стран — экспортеров нефти), а также война в Ираке [7]. Большое влияние на процесс оказывает и Интернет, мгновенное распространение информации, и в целом — совершенствование информационных технологий и последствия глобализации.

Однако возможная перспектива формирования бесполярного мира, характеризуемого дисперсией сил, представляется автору скорее утопией, или большим кризисом международных отношений — ввиду природы человека и того факта, что стержнем мировой политики является конкуренция между государствами [1].

Так, Китай сегодня является одним из самых ярких примеров, опровергающих сценарий бесполярности. Даже если Пекин не станет главным центром притяжения ресурсов, власти, экономик, он все равно будет представлять «сферу уважения интересов» [5. С. 110] со стороны региональных государств, по принципу «А что думают по этому поводу в Пекине?», — поскольку очень сильна его социокультурная роль (в самом широком смысле слова) в АТР.

Уже сейчас он активно мобилизует поддержку своей чрезвычайно богатой и экономически сильной диаспоры в Сингапуре, Бангкоке, Куала-Лумпуре, Маниле, Джакарте, не говоря уже о Тайване и Гонконге.

Совокупные активы 500 ведущих компаний Юго-Восточной Азии, владельцами которых являются китайцы, составляли на середину 90-х гг. ХХ в. более 540 млрд долларов, отмечал еще Бжезинский [3]. Ежегодный доход 50 миллионов китайцев, проживающих за рубежом, также составляет около 1,5 триллиона долларов. Ханьцы (но, вернее, — хуатяо — китайцы, живущие за пределами КНР) контролируют до 90% экономики Индонезии, 75% экономики Таиланда, 50—60% — Малайзии, а также контролируют экономику Тайваня, Гонконга и Сингапура [3].

Альтернативный американскому центр, прежде всего финансовой власти, Китай сегодня строит более дерзкую политическую линию, все меньше извиняясь за решительное отстаивание своих интересов. К примеру, отказ в 2009 г. от многолетнего подхода Дэна Сяопина «действовать тихо» стал знаком постепенного отмежевания КНР от североамериканской державы и перехода страны к более сбалансированной модели экономического роста, опирающейся в большей степени на внутренний рынок с целью ослабления внешней зависимости Китая и укрепления его национальной безопасности.

Следуя идее Пекинского консенсуса (2), КНР не отказывается от вовлеченности в глобальные процессы и активного участия в формировании нового миропорядка. Наоборот, страна никогда еще не была более открытой, чем сейчас. Но все же ее внешняя политика, как справедливо замечает Бобо Ло (3), остается от начала и до конца проявлением приоритетов внутренней политики. Китайская внешняя политика сегодня нуждается в «постоянной перезагрузке» — «не столько в резком старте, сколько в непрерывно идущем процессе приспособления к внешним условиям и к расширяющимся возможностям самого Китая» [4]. Маневренность и гибкость с опорой на национальные традиции — вот идеальная формула, которую пророчат Пекину при успешном освоении мирового геополитического пространства.

«Перезагрузка» как адаптация или даже как внешнее изменение менталитета китайского руководства, изменение основополагающих предпосылок и характера внешней политики становятся все более значимыми факторами и необходимыми для качественного подкрепления экономической платформы и политического веса КНР на мировой арене. Тем более что умение адаптироваться и ассимилировать под себя окружающую среду — как то элементы глобальной культуры либо западных завоевателей — является именно той чертой, которая была (и есть) свойственна китайской цивилизации, что подтверждает история.

Но при детальном рассмотрении Пекин не располагает даже какой-либо общей стратегией в своей внешней политике — есть только ряд несвязанных между собой приоритетов. Так, среди них в последнее время выделяют:

— укрепление внутриполитической стабильности (усиление власти Коммунистической партии в Синьцзяне, противодействие уйгурскому сепаратизму и исламскому радикализму, укрепление безопасности в регионе, защита национального суверенитета, приобретение ресурсов);

— проецирование силы (нетрадиционный подход, цель которого — упростить доставку материальных благ);

— минимум обязательств («Спокойно наблюдайте, отстаивайте интересы, спокойно справляйтесь с текущими делами, скрывайте свои возможности и ждите благоприятного момента» (4)).

Возвращаясь к теории бесполярного мира, особо отметим:

— построение гармоничного мира (эта задача прочно ассоциируется с председателем КНР Ху Цзиньтао и заключается в достижении стабильной и благоприятной обстановки в мире для проведения модернизации в Китае; необходимое условие — многополярность);

— влияние на международную политику (Пекин призывает к созданию многополярного мира и новой финансовой архитектуре, но избегает чрезмерного сближения с крупными державами и региональными организациями — так, в Африке китайцы раздают кредиты на льготных условиях и оказывают помощь в обмен на прямой доступ к природным ресурсам; в ШОС — представляют свои интересы как блага всего региона; участвуют в саммитах БРИК, но ничего конкретного для их развития не предпринимают, и т.д.).

Из приведенного списка мы видим, что внешняя политика КНР носит двойственный характер: с одной стороны, мы слышим грандиозные лозунги, а на самом деле все сводится к прагматичному отстаиванию лишь собственных национальных интересов.

Китайское руководство твердит о многополярном мире, но его внешняя политика остается преимущественно американоцентричной.

Не случайно разговоры о КНР, китайской политике не утихают за Атлантическим океаном: но если раньше власти США дискутировали о «Китайской угрозе» (5), продвигая свою политику «Открытых дверей» (6), то теперь в азиатском партнере ищут союзника, выражая при этом обеспокоенность китайской концепцией «Собирания земель» (по сути — мирной экспансией), для реализации ко-

торой Пекин использует разбросанных в разных странах мира хуатяо — свою «пятую колонну».

Так, в странах ЮВА открыто лоббируются интересы КПК по распространению ее влияния в регионе. Примеров много: Таиланд в 1997 г. стал посредником между Китаем и АСЕАН в расширении сотрудничества; среднеазиатские республики бывшего СССР, готовые играть роль буфера в отношениях КНР — РФ в обмен на поддержку своей независимости и т.д.

Преимущество Китая заключается в том, что он допускает и использует сосуществование под одним цивилизационно-государственным зонтиком очень разных и даже совершенно раздельных культурных и политических миров: это и континентальный Китай, по-своему очень многоликий, и особые экономические зоны, где работают иностранные предприятия, и автономные административные районы Гонконг и Макао; самостоятельный Тайвань. Эта периферия, резко отличающаяся и по своей истории, и по внутреннему положению, и по внешней ориентации от материка, представляющая как бы «второй Китай». Многочисленная китайская община в Юго-Восточной Азии — «третий Китай». Наконец, китайская диаспора в Америке, Европе и Австралии, сохраняющая тесные связи со своей исторической родиной, составляет самый внешний пояс Pax Sinica — «четвертый Китай». Настоящий мир в мире.

Концепция «Собирания земель» позволяет преумножать и так самый большой ресурс Коммунистической партии — китайцев. И, как видится автору, именно благодаря этому факту, а также особой стратегии аккультурации, Китай в большей степени, нежели другие, выигрывает в условиях глобализации. Однако количество никогда не заменит качество — необходимость постоянной «перезагрузки» внешнеполитического курса в скором времени поставит КНР перед выбором — остаться страной со статусом «развивающейся» или двигаться вперед.

Тем более что уже сейчас имидж Китая на мировой арене претерпевает совсем неблагоприятные изменения: так, злую шутку сыграл с ним успешный выход из финансового кризиса, подпортив образ благородной и великодушной страны. В то время, когда все члены «Большой двадцатки» находились в сложном и непредсказуемом положении, Китай превратился в «донора капитала». Сегодня Пекин продолжает настаивать на том, что КНР — развивающаяся страна, но в это уже почти никто не верит.

Гармоничный мир, к которому стремятся китайцы, перестал быть таким уж гармоничным.

Подозрения ведущих держав, включая Россию, что Пекин использует экономические активы для получения геополитической выгоды, лишь усиливаются. Даже в случае отсутствия таковых намерений у китайской стороны у многих остаются опасения, что усиление экономического влияния Китая само по себе создаст новые стратегические вызовы.

«Большую часть времени после окончания холодной войны, — пишет Бобо Ло, — Китай в своей внешней политике исходил из концепции „одна сверхдержава, несколько великих держав"», — справедливо заметив, что «хотя Пекин часто го-

ворит о многополярном мировом устройстве», у него нет уверенности в том, что этот порядок — дело уже завтрашнего дня. Есть большие возможности, но и риски непомерно высоки. Даже те, кто верит в неизбежность дальнейшего подъема КНР, отдают себе отчет в том, что в этом случае Пекин столкнется с новыми, серьезными вызовами» [7].

На наш взгляд, несомненно лишь то, что становление бесполярного мира нам не грозит. А современный Китай стоит перед сложным поиском решения на ответ, который будет во многом зависеть от его внешней политики и способности к ее «перезагрузке».

«Вызов, на который предстоит ответить китайским стратегам, — пишут исследователи, — заключается в отходе от преимущественно статичных понятий, таких как „гармоничный мир", и в переходе к более динамичному и гибкому реагированию на быстроменяющиеся тенденции» [2; 6; 4].

ПРИМЕЧАНИЯ

(1) Гуанси — большая семья, которая не ограничивается родственными связями и семейными отношениями, активно развиваясь в условиях бизнеса, государственных дел, диаспор и мирового сетевого сообщества.

(2) Пекинский консенсус — концепция, заключающаяся в скептическом отношении к приватизации и свободной торговле, убеждении, что глобализация не должна приводить к подрыву национального суверенитета и к разрушению национальных моделей развития.

(3) Бобо Ло — независимый исследователь, консультант. Автор многих книг, включая «Ось по расчету: Москва, Пекин и новая геополитика» (Axis of Convenience: Moscow, Beijing and the New Geopolitics, 2008), «Владимир Путин и эволюция российской внешней политики» (Vladimir Putin and the Evolution of Russian Foreign Policy, 2003) и «Российская внешняя политика в постсоветскую эпоху: реальность, иллюзия и мифотворчество» (Russian Foreign Policy in the Post Soviet Era: Reality, Illusion and Mythmaking, 2002).

(4) Слова Дэна Сяопина.

(5) Политический миф, изначально инициированный Японией, однако вскоре был быстро подхвачен Соединенными Штатами в качестве современной концепции «сдерживания Китая» (конец 90-х — начало 2000-х гг.).

(6) Политика «Открытых дверей» концептуально определяет мир в качестве одного абстрактного мирового рынка, двери которого открыты для США. Президент Теодор Рузвельт рассматривал ее в качестве доктрины Монро для Азии (доктрина Монро сводилась к лозунгу «Америка (Северная и Южная) для американцев» и агрессивному экспансионизму). Позже президент Вильсон определил ее как доктрину Монро для всех географических регионов кроме Западного полушария. Впервые политика «Открытых дверей» была применена британским и американским империализмом как раз в отношении Китая и привела к так называемой «опиумной войне» (1840—1842 и 1856—1860 гг.) и колонизации азиатского государства.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Антибесполярный мир. URL: http://www.unitednations.ru/articles_23_1162284515.html

[2] Бажанов Е.П. Китай: от Срединной империи до сверхдержавы XXI века. — М., 2007.

[3] Бжезинский З. Великая шахматная доска. URL: http://politlogia.narod.ru/b/bzezinsky/06.htm

[4] Бобо Ло. «Постоянная перезагрузка» Китая // Россия в глобальной политике. — 23 октября 2010 г. URL: http://globalaffairs.ru/number/Postoyannaya-perezagruzka-Kitaya-15017

[5] Крупянко М.И., Арешидзе Л.Г. США и Восточная Азия. Борьба за «новый порядок». — М., 2010.

[6] Сун Цян, Чжан Цзанцзан, Цяо Бянь. Китай может сказать «нет». — КНР, 1996.

[7] Хаас Р. Эпоха бесполярного мира // Россия в глобальной политике. — 20.07.2008. URL: http://globalaffairs.ru/number/n_11144

THE FOREIGN POLICY OF MODERN CHINA: FROM THE UTOPIA OF NONPOLAR WORLD TO CHINESE "RESET"

K.I. Aksenova

The Department of Comparative Politics People's Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 10a, Moscow, Russia, 117198

The author touches the strategic problem of building China's foreign policy, which in a multipolar world will soon make the country do its significative choice and find an opportunity of modernization. Successful exit strategy from the financial crisis has played a low-down trick with Beijing — the «donor of capital» image raised fears among the leading powers. So, the future of China's foreign policy will depend largely on its ability to transition to a more dynamic and flexible response to rapidly changing trends — the «reset».

Key words: China's foreign policy, nonpolar world, multipolar world, financial crisis, donor of capital, globalization, power and strength, huatiao, world of harmony, reset.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.